Вопреки противоречиям вокруг главного политического события последних шести лет, выбор есть у каждого
Современный мир и так противоречив, а тут еще эта избирательная кампания.
«Эти выборы — даже не столько выборы президента Российской Федерации, это выборы между добром и злом», — сказал не так давно один новосибирский общественный деятель. Отталкиваясь от этого, можно по-новому взглянуть и на предложенную избиркомом символику кампании. И, например, сказать: «Это не галочка. Галочка — это птичка. А это разве птичка?»
Вопрос идентификации выборного процесса начали довольно свободно трактовать не сегодня, а задолго до даже официального назначения даты.
Первой постарались, скажем так, журналисты издания The New York Times. Роджер Коэн проехал с Нанной Хайтман по России от Белгорода до Улан-Удэ и где-то между этими точками приписал пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову такие слова: «Наши президентские выборы — это не совсем демократия, это дорогостоящая бюрократия». (Дословно: Our presidential election is not really democracy, it is costly bureaucracy.)
Дмитрий Песков с такой трактовкой не согласился. На самом деле, процитируют потом российские СМИ, он сказал: «Предстоящий процесс президентских выборов в Российской Федерации можно назвать дорогостоящей бюрократией, а не проявлением демократического режима». Совсем другое дело.
Среди других формулировок — весь спектр от «это не выборы, а плебисцит» до процедуры «сплочения вокруг национального лидера» и обратно до «вопроса смены эпох».
В таком же разбросе и меры по подготовке. С одной стороны, власти уверены, что в голосовании примет участие гораздо больше жителей Новосибирской области в частности и России в целом, чем в прежние кампании. С другой — и у нас, и в ряде других регионов среди посетителей избирательных участков и пользователей системы дистанционного электронного голосования разыгрывают ценные призы. Конкретно у нас — три квартиры, пять автомобилей и 350 предметов бытовой техники. Сам аттракцион выглядит довольно креативным: надо ответить на вопросы викторины и потом среди ответивших какой-то неведомый генератор случайных чисел выберет победителя. И позвонит ему на мобильный, который надо оставить на анкете.
Проводит все не какой-то известный оператор подобных событий, а малоизвестный фонд, директор которого руководит также некоей рекламной фирмой. Нет, мы сомневаемся не в том, что кто-то кого-то хочет обмануть, хотя широкому кругу людей ничего не говорит о себе репутация организаторов. Но очевидно же, что есть такое хорошо известное правило: чем решение более творческое, тем оно менее технологичное. А чем оно менее технологичное, тем больше может быть ошибок при его реализации. Может быть, в случае их появления никто и не почувствует себя обманутым, но дискомфорт ощутит. А ведь губернатор Новосибирской области Андрей Травников четко ставит задачу организовать все вокруг избирательных участков так, чтобы там было комфортно.
А вот со слов председателя Центральной избирательной комиссии РФ Эллы Памфиловой выходит, что в эти три дня надо быть готовыми не хлеб-соль подавать, а противостоять провокациям. В отношении членов избиркомов разного уровня, в основном на новых территориях страны, уже и ранее звучали угрозы и применялись грязные технологии. А что будет в самые те дни?
Это ладно — все-таки речь про новые территории, от которых рукой подать до линии соприкосновения, хотя опытные сотрудники комиссий и там справятся, уверена глава ЦИК. Но ведь есть и другие угрозы. Это «подонки, которые не просто уехали, отрабатывая свои жалкие копейки», а также «ждуны осевшие» (цитируется по ТАСС).
В нашем кратком обзоре мы совсем не планировали кого-то обижать или пугать и тем более включаться в агитацию, а всего лишь хотели напомнить очевидную вещь: галочка — это птичка. Легкая, свободная, куда захочет — туда и сядет.
Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»
Ранее в «Новой Сибири»: