ХК «Сибирь» исполняется 54 года

Сегодня день Рождения празднует одна из любимых команд новосибирцев – ХК «Сибирь». За сине-бело-голубых болеют тысячи фанатов, в том числе и за пределами Новосибирска.

Все началось в 1962 году после объединения клубов «Динамо» и «Химика». Дебютировали в чемпионате новосибирцы в Риге.
Одним из первых спонсоров команды стал завод НХХК. В советский период достать инвентарь хоккеистам было сложно. Выручил дружину опытный столяр завода, который изготовил для клуба шайбы и клюшки.

ХК «Динамо» 1958 год

Сегодня у команды современный спортивный инвентарь. В услугах столяра она больше не нуждается. За 54 года существования дружина обросла легионерами, собственным талисманом (символом команды в 2014 году стал злобный снеговик) и разменяла ни один десяток поединков.

А вы из Сибири? 😊✌🏻️ #wearesibir #мыэтохксибирь

Фото опубликовано ХК Сибирь (@hc_sibir) Окт 18 2016 в 11:56 PDT

Правда, сделать подарок себе ко Дню Рождения у новосибирцев не получилось – в выездном поединке «Сибирь» сильно уступила «Салават Юлаеву», пропустив шесть шайб в свои ворота. Но наверняка есть возможность проявить себя дома: 8 ноября в гости к новосибирцам пожалует столичный «Спартак». Начало матча в 19:30.

3 факта о…

  • ХК «Сибирь» — единственный клуб КХЛ, игры которого всегда проходят с аншлагом. Билеты на матчи «Сибири» раскупают за 20 минут с поступления в продажу. У клуба есть почетный болельщик, за которым всегда остается именное место на трибуне.
  •  Игроки «Сибири» — звезды Новосибирска. За их жизнью внимательно следят болельщики в «Инстаграме» спортсменов.
  • ХК «Сибирь» ждет новую арену. В сентябре ее презентовали. Арену планируется построить к молодежному чемпионату мира по хоккею, на проведение которого претендует Новосибирск.

    Из презентации нового ледового дворца спорта «Новосибирск-Арена», строительство которого обещают начать в 2017 году🔥

    Видео опубликовано ХК Сибирь (@hc_sibir) Окт 19 2016 в 6:45 PDT

Фото с официального сайта клуба ХК «Сибирь».

Концерт «Хоровое вече в Сибири» пройдет в новосибирской филармонии 4 ноября

4 ноября пройдет праздничная программа «Хоровое вече Сибири» в концертном зале им. А.М. Каца. 

Зрители смогут послушать барнаульский, кемеровский, новокузнецкий, рубцовский, бийский и новосибирский коллективы. На сцене выступят 12 хоров.

В этом году Новосибирская филармония посвятила проект «Хоровое вече»  Дню народного единства и Году российского кино. В концертную программу также включены песни из знаменитых фильмов советской эпохи.

Помимо концерта зрители филармонии смогут посетить выставку колоколов.

 

3 факта о…

  • «Хоровое вече Сибири» впервые прошел в 2002 году.
  • За это время проект реализовали не только в Новосибирске, но и в Кемерове и Новокузнецке.
  • Ранее День народного единства отмечали 7 ноября, но из-за того, что эта дата традиционно ассоциируется у людей с годовщиной Октябрьской революции, в 2005 году праздник перенесли на 4 ноября. 

 

В Новосибирск съедутся боксеры

Боксеры из разных регионов России съедутся в Новосибирск на всероссийский турнир памяти мастера спорта Советского Союза Дмитрия Панова. Чемпионат стартуют 1 ноября и продлится четыре дня.

О своем участии уже заявили спортсмены из Алтайского края, республики Хакасия, приедут гости из Монголии и Казахстана. Бокс в Новосибирской области – один из ключевых видов спорта для региона. У новосибирской школы есть ряд достижений: бронзовая медаль Миши Алояна на Олимпиаде в Лондоне, серебро – в Рио.

Новосибирский турнир попал в календарь Всероссийских соревнований, а это значит, что победители получают звание «Мастера спорта России» по боксу.
На ринг выйдут спортсмены старше 18 лет с подготовкой не ниже разряда КМС.

3 факта о…

  • Состязания стартуют 1 ноября в 19-00. Финалы намечены на 5 ноября. Тогда же состоится и церемония закрытия.
  • Дмитрий Панов – мастер спорта СССР по боксу, победитель советских и международных турниров, первый чемпион России среди профессионалов. Именно он начал развивать спорт в Новосибирске.
  • В Новосибирской области продолжает работать программа «Развитие физической культуры и спорта». Общий объем финансов в этом году составил 1,6 млрд. рублей. 

Две недели художественный музей Новосибирска будет принимать посетителей бесплатно

Автором проекта «Искусство сохранять» выступил Сбербанк. В честь своего 175-летия он дарит жителям Новосибирска и его гостям возможность окунуться в мир искусства бесплатно. 

Безматерных Игорь Викторович управляющий головного отделения Сбербанка в Новосибирске заметил:

«И банки, и музеи позволяют сохранить самое ценное».

С 1 по 13 ноября в рамках акции все желающие смогут посетить Постоянную экспозицию  Новосибирского художественного музея.

Первое ноября – это еще и первый день школьных каникул. Дата старта выбрана неслучайно — организаторы хотят повысить интерес молодого поколения к искусству.

Директор государственного художественного музея Сергей Михайлович Дубровин:

Классическое искусство, будь то музыкальное, художественное или театральное, – это основа человеческой жизни. Человек, познавший классику, он никогда не растеряется — он сориентируется в любой жизненной ситуации.

При посещении музея необходимо обратиться в кассу за бесплатным билетом.

В экспозиции Новосибирского художественного музея будут представлены картины И.К. Айвазовского, К.П. Брюллова, А.Я.Головина, И.Е. Репина, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова, А.Я. Головина, Р.Р. Фалька, Н.К. Рериха. И.И.Шишкина.

 

3 факта о…

  • Всего в акции «Искусство сохранять» участие примут 17 городов. Некоторые музеи начали принимать посетителей бесплатно еще в начале октября.
  • В коллекции Новосибирского художественного музея более 12,5 тысяч экспонатов, из которых выставлено 12%. 
  • Постоянная экспозиция музея включает в себя Сибирское искусство. Ни в одном другом сибирском музее этого нет.

Новосибирская филармония сделала Sib Jazz Fest главным музыкальным трендом октября

В КОНЦЕ октября под девизом «Джаз есть в каждом. Услышь свой!» в Новосибирске прошел Шестой Международный фестиваль Sib Jazz Fest. Крупнейший джазовый форум Сибири был по традиции организован областной филармонией и собрал на одной площадке ярчайших представителей джазового искусства со всего мира.

За три дня фестиваля на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца прошли девять концертов. Звезды из шести стран исполнили как классический и авангардный джаз, так и джаз в сочетании с клезмером, хип-хопом, современной академической музыкой.

На карте Новосибирска Sib Jazz Fest впервые появился в 2009 году, став третьим и самым долгоиграющим джазовым фестивальным проектом региона. Тогда же возникла оригинальная концепция музыкального действа — сочетать на одной сценической площадке выступление зарубежных джазовых звезд и новосибирских коллективов. Перечислять хэдлайнеров прошлых джазовых встреч — рука устанет. В нынешнем форуме приняли участие польское трио аккордеонистов Motion, голландский саксофонист Бенджамин Эрман, представивший программу с Биг-бэндом Владимира Толкачева, американская джазовая певица Сильвия Ховард, выступившая с джаз-оркестром «Сибирский диксиленд», Амстердам Клезмер Бэнд, трио французского трубача Стефана Бельмондо, хип-хоп джаз трио Sax Machine, санкт-петербургское трио «Добрый вечер» и квартет саксофониста Тони Кофи.

В рамках Sib Jazz Fest каждый день проходило три концерта: два на основной сцене Государственного концертного зала и один в неформальной обстановке Концертного холла, получившего временный статус Jazz Loft’а. Впервые в истории фестиваля за звуковым пультом работали звукоинженеры из-за рубежа. И опять-таки впервые филармония организовала мастер-класс со звукоинженером Андреасом Адельхофером, известным сотрудничеством с Джо Кокером, ZZ Top и Backstreet Boys.

«Фестиваль проводится в шестой раз в том понимании, в каком оно есть. И в будущем мы планируем запатентовать это название, потому что есть попытки трансформации этого названия, — рассказывает заместитель генерального директора Новосибирской филармонии по международным связям Алена Болквадзе. — Фестивальная программа этого года включает разные стили. В нашем городе есть поклонники «чистого» джаза, которые очень активно это обсуждают, но мы такого подхода не стесняемся. Наш отдел очень много участвует в международных фестивалях. Мы ездим, мы видим, как организуются форумы, и мы знаем, что очень многие джазовые фестивали сейчас проводятся именно по этому типу. Нашей гордостью остается то, что мы единственные в России проводим три концерта в день — два на большой сцене и один вечерний. Отличительной особенностью нынешнего фестиваля стало то, что впервые все приглашенные музыканты приехали и работали на нашей площадке со своими звукорежиссерами».

Свое мнение о новом фестивальном витке выразил и главный редактор журнала «Джаз.ру», ведущий концертов фестиваля Sib Jazz Fest Кирилл Мошков: «В последние годы в России сложилась такая общественная инициатива, которая называется Российский джазовый форум. Это объединение людей, которые занимаются организацией джазовой жизни в стране. Встречаясь инициативной группой, мы каждый раз переживали о том, что в Сибири существует такой замечательный фестиваль, но он живет своей отдельной прекрасной жизнью и оторван от общероссийского процесса. Тем не менее Sib Jazz Fest является одним из самых ярких джазовых фестивалей России по сбалансированности программы и разнообразию представленных направлений. Новосибирский фестиваль построен по европейскому образцу. Программы подобных мероприятий волшебно сбалансированы и не зациклены на определенной стилистике, то есть представляют весь спектр современной импровизационной музыки, которая имеет стилистические, исторические и личностные связи с джазовым искусством. В программе Sib Jazz Fest невозможно выделить один конкретный концерт и рекомендовать посетить именно его. Здесь нет хедлайнера и «прицепа». Можно сходить на любой один концерт или на несколько концертов, или на все — и получить очень широкое представление о состоянии музыкального искусства, родственного джазу, и о джазе как таковом».

О широком спектре и высоком исполнительском уровне фестивальной программы размышлял и авангардный саксофонист из Великобритании Тони Кофи: «Во время моего предыдущего визита на Sib Jazz Fest пять лет назад я почувствовал, что здесь очень тонкая, открытая и знающая публика. И, конечно, мне хотелось встретиться с ней еще раз. Тогда я выступал в составе квартета. В этом году я собрал свою команду, которую и привез специально для выступлений в Сибири. Каждый из наших музыкантов является руководителем своего собственного джазового коллектива. То есть я собрал «сливки», лучших из лучших. Мы настолько хорошо чувствуем друг друга, что убери одного — и случится перекос. У нас действительно dream team. Кроме того, я должен отметить отличный микс, собранный организаторами фестиваля. Программа представляет совершенно разные стили и направления.

И стандартный аутентичный джаз, и лучшие диксиленды, и более свободное музыкальное общение с публикой. Прекрасный баланс».

Главным визуальным открытием Sib Jazz Fest’а гости фестиваля называли выставку Overseas Tour культового фотографа Стива Маккарри. Более 30 лет работы Стива Маккарри, посвященные темам военных конфликтов, исчезающих культур, древних традиций и современного мира, покоряют ценителей фотоискусства. Маккарри четыре раза одерживал победу на Международном конкурсе фотожурналистов World Press Photo и был удостоен самых престижных наград, включая золотую медаль Роберта Капы и премию Национальной ассоциации фоторепортеров.

ЗАНЯТНЫМ фестивальным штрихом Sib Jazz Fest’а, к основной программе, впрочем, отношения не имеющим, стал полет участников форума над заснеженной Сибирью. Британские музыканты африканского происхождения Тони Кофи и Байрон Уоллен поднялись в небо на легкомоторном самолете «Аэропракт А-22». Двухместный сверхлегкий высокоплан взлетел с аэродрома «Мочище». Полет, заменивший джазменам ознакомительную экскурсию по городу, продлился 15 минут. За штурвалом самолета находился сертифицированный пилот, сотрудник Новосибирской филармонии и лидер фолк-рок группы Street Fiddlers Александр Черемисов. «Я и Байрон Уоллен сегодня получили первый в жизни летный урок — в двухместном легком самолете, в холодных сибирских небесах, окруженные снегом, — написал Тони Кофи после полета на своей странице в Facebook. — Мы ошеломлены и находимся в состоянии шока. Чтобы отметить этот невероятный опыт, я выпил русской водки». По словам Алены Болквадзе, полет для музыкантов стал самым ярким впечатлением от пребывания в Новосибирске: после приземления Тони Кофи целовал снег и радовался тому, что благополучно вернулся на землю.

Завершился Sib Jazz Fest-2016 коллективным импровизированным джем-сейшном в Концертном холле ГКЗ имени Арнольда Каца. Наряду с музыкантами джаз-оркестра «Сибирский диксиленд» и Биг-бэнда Владимира Толкачева участие в финальном концерте приняли голландский саксофонист Бенджамин Эрман, музыканты британского квартета Тони Кофи, французское хип-хоп джаз трио Sax Machine. «Я думаю, что у представления нет начала и конца, — резюмировал трубач Байрон Уоллен. — Как жизнь невозможна без сердцебиения, так и мы не можем без игры. Каждый момент — это возможность повеселиться и насладиться жизнью». Отличный девиз — для следующего фестивального рывка, кстати.

Фото Алены БОЛКВАДЗЕ

Как Райкина встретили НОДовцы в Новосибирске?

Главный культурный скандал недели докатился до Новосибирска. Накануне глава «Сатирикона» Константин Райкин прибыл в столицу Сибири с моно-спектаклем «Самое любимое». У дверей ДКЖ зрителей встречали активисты НОДа с плакатами и гневными высказываниями в адрес артиста. Активисты требовали отказать театру «Сатирикон», который возглавляет Райкин, в финансировании.
Издание «Новая Сибирь online» разбиралась в сути конфликта.

С чего все началось?

24 октября глава «Сатирикона» Константин Райкин во время выступления на 7-м съезде Союза театральных деятелей России высказался о цензуре. Он заметил, что ее отмена стала величайшим событием векового значения, однако кто-то потирает руки и мечтает о возвращении в «сталинскую эпоху». Артист намекал на государственные заказы в искусстве.

А что государство?

В полемику с главным в «Сатириконе» вступил пресс-секретарь президента Владимира Путина Дмитрий Песков. Отвечал по всем законам ведения кризисных переговоров, соглашаясь с собеседником, но тонко настаивая на своей правоте. Дмитрий Песков заметил, что в искусстве нет места цензуре, однако если государство заказывает ту, либо иную постановку, то имеет право обозначить тему.

Причем здесь байкер?

Лидер байк-клуба «Ночные волки» Александр «Хирург» Залдостанов эмоционально вступил в спор в эфире НСН. Со свойственной ему прямолинейностью мотоциклист отметил, что «эти райкины» собираются Россию превратить в сточную канаву. Разгорелся скандал.

Что было дальше?

Дмитрий Песков заметил, что надеется на извинения Хирурга за столь резкое высказывание. Комментируя ситуацию, пресс-секретарь президента заявил, что этого «мотоциклиста бес попутал». Извиняться байкер отказался, прокомментировав «Говорит Москва», что Райкина уважает как человека и артиста, а посыл был направлен в адрес организаторов «выставок педофилов».

Кто-нибудь поддержал Райкина?

Да, новосибирский режиссер Андрей Звягинцев. В своей колонке в издании «Коммерсант» он заметил, что не художник обязан государству, а, напротив, государство должно помогать художнику.

 

Зомбипарад пройдет по Новосибирску в шестой раз

В честь Хеллоуина молодежь пройдет от «Ройял-Парк» до Первомайского сквера в костюмах зомби.

В этом году маршрут флешмоба планировался длиннее — после шествия по главной улицы города участники отправились бы в метро.

Конечным пунктом флешмоба должен был стать ТЦ «Галерея Новосибирск».

Сотрудники полции задержали троих участников, побеседовали с ними и отпустили. Но никто не пошел по Красному проспекту.

На место сбора также пришел Юрий Задоя, который заявил, что не допустит проведение подобного шествия в городе.

 

3 факта о...

  • Сбор участников состоялся в 15:00 у «Ройял-Парка».
  • Хеллоуин отмечается с 31 октября на 1 ноября. 
  • Два года назад общественники пожаловались на флешмоб в полицию. Они заявили, что зомбипарад вредит психике и размывает нравственные ориентиру. 

 

В Новосибирске появится первый виртуальный филиал «Русского музея»

27 октября в НГУАДИ откроется виртуальный филиал Государственного русского музея. У посетителей будет возможность посетить виртуальную выставку, рассмотреть экспозиции и «прогуляться» по залам музея. Также с помощью электронно-цифровых ресурсов они смогут изучить изобразительное искусство страны, музейное дело и культуру, а еще получат доступ непосредственно к огромной коллекции Русского музея. 

Виртуальный филиал – это сочетание мультимедийного кинотеатра с информационно-образовательным классом, где представлены интерактивные программы о коллекциях Русского музея, истории архитектурного искусства и др.

Зрители смогут посетить дворцы, рассмотреть мельчайшие элементы предметов искусства с помощью программы.

 

3 факта о…

  • Новосибирцам будут доступны коллекции Русского музея датируемые X-XXI вв. 
  • Экспозиция музея насчитывает свыше 400 тысяч экспонатов русского изобразительного искусства.
  • Университет, в котором разместится филиал, признан одним из лучших центров по подготовке архитекторов, градостроителей и дизайнеров. В настоящий период при нем открыто два музея. 

Пять новых вечеров

Продажей знаменитого Вишневого сада откроет репертуарные «торги» театр «Старый дом»

«СТАРЫЙ ДОМ» поделился планами на 83-й театральный сезон. В репертуарной программе заявлено пять премьер — детектив, комедии, драма и даже такая диковинная «птица», определить природу жанра которой в двух словах решительно невозможно. «Мы спланировали сезон, учитывая разные виды целевой аудитории и репертуарные потребности нашего театра, — отмечает директор новосибирского драматического Антонида Гореявчева. — Разные эстетики, разные жанры, разный материал — нашему зрителю есть что смотреть и из чего выбирать. Мы не оставим его равнодушным».

Первое эмоциональное потрясение назначено на 27 октября. Петербургский режиссер Андрей Прикотенко представит свою сценическую версию «Вишневого сада». На площадке «Старого дома» пьеса Чехова не шла 18 лет. Предыдущий «Вишневый сад» был поставлен в 1998 году режиссером Изяславом Борисовым и вскоре изъят из репертуара при весьма «драматических обстоятельствах». От яркого в жизни театра эпизода остались только воспоминания и видеозапись. Запечатленный на пленке спектакль единожды выйдет на сцену «Старого дома» в рамках возобновленного цикла театральных видеопоказов. «Вишневый сад» режиссера Андрея Прикотенко на полных правах вольется в текущий репертуар.

«Переговоры с Андреем Михайловичем длились долго, несколько месяцев — у режиссера очень много работы в столицах, — рассказывает директор «Старого дома». — Мы все помним номинированный на «Золотую маску» спектакль «Тартюф», который поставил Андрей Михайлович на сцене «Красного факела», но нашему театру этот режиссер близок и тем, что свой первый спектакль он выпустил именно на сцене «Старого дома». Это было начало его режиссерской деятельности, прекрасная дипломная работа «Саня, Санька, Александр…». И мы с особой радостью ждем его «Вишневый сад».

Фактологическая канва верна. Для «Старого дома» Андрей Прикотенко — режиссер, дебютировавший на сцене театра постановкой спектакля с Анатолием Узденским в главной роли (в одном из интервью Андрей Михайлович отмечает, что «Саня, Санька, Александр…» по произведению сценариста Юрия Рогозина стал «действительно полноценным опытом в репертуарном театре», в котором сошлись «масса своеобразия, сложностей, множество прелестей» и огромное везение — с артистами, художником и финансированием). Для Новосибирска — создатель нашумевшего «Тартюфа» (пять номинаций на «Золотую маску» и главный диплом «Сибирского транзита») и режиссер привезенного на Рождественский фестиваль искусств-2003 «Эдипа-царя». Для театральной России — выпускник СПбГАТИ (курс В. М. Фильштинского), обладатель высших театральных наград и режиссер-постановщик двух десятков спектаклей по произведениям Андреева, Володина, Гольдони, Макдонаха, Мольера, Софокла, Шекспира и так далее вплоть до Киплинга и Ершова.

Выбор названия для второго восшествия на сцену «Старого дома» Андрей Прикотенко объясняет точным попаданием артистов в чеховские образы: «Когда я ехал в Новосибирск для того, чтобы посмотреть артистов и выбрать соответствующий литературный материал, я не думал о «Вишневом саде». Я вообще не думал о Чехове. Мне никогда не хотелось ставить его пьесы, а уж тем более «Вишневый сад». Такое количество вариаций в сегодняшнем театре и в истории, давление первой постановки — все это ощущает любой режиссер, который берется за постановку этого произведения. Снять напряжение мне помогли артисты. В первую очередь Лариса Чернобаева. Я приехал и понял, что в «Старом доме» есть актриса, которая должна играть Раневскую. В случае с ней это будет очень хорошо, прямо в точку. Более того, мне показалось, что «Вишневый сад» удивительным образом раскладывается на всю труппу — на Ларису-Раневскую, на Анатолия Владимировича, Толю, Григорьева, который играет у нас Лопахина, на Сережу Дроздова — Петю Трофимова и других. Благодаря этим ребятам я не помню, что надо мной висит «Вишневый сад», множество других спектаклей, поставленных по этой пьесе».

В представлении Андрея Прикотенко «Вишневый сад» — символ потерянного рая, пробуждающий в памяти лучшие человеческие чувства, поэтому злоупотреблять трагическим пафосом режиссер не планирует: «Мне хочется сделать спектакль про потерянный рай, который есть в сердце у каждого человека. Может быть, это детство, может быть, прекрасное прошлое или придуманный мир, который был и исчез. Это не обязательно трагическое ощущение. Вообще, не хотелось бы, чтобы в нашем спектакле было избыточное количество трагических интонаций. Мы ставим перед собой задачу выявить обаяние героев пьесы, ответить на вопрос: почему мы должны любить, жалеть, испытывать симпатию ко всем этим людям?»

В отличие от артистов, которые пока только выстраивают теплые взаимоотношения с героями, режиссер со своей главной приязнью в контексте «Вишневого сада» вполне определился. Балом будет править Раневская в исполнении Ларисы Чернобаевой, причем во всех составах, без дублера и замены (всего планируется подготовить два состава; в первом помимо артистов «Старого дома» примет участие актер театра «Красный факел» Константин Телегин, репетирующий роль Гаева). «Часто бывает так, что актриса получает роль Раневской тогда, когда уже теряет свою красоту, — констатирует Андрей Прикотенко.

— А Лариса Чернобаева, напротив, как женщина очень красива. И когда многочисленные товарищи-персонажи беспрестанно говорят, что они к ней испытывают влечение, — это как минимум смотрится органично. Или даже производит впечатление. Это первое. И это немало. Затем у Ларисы есть богатая возможность сыграть понятно те сверхсложные обстоятельства, которые предложил драматург для этой роли. Так нехорошо говорить человеку, который спектакль еще не поставил, но когда я вижу спектакли по этой пьесе, все время не понимаю, что же у Раневской там, во Франции, произошло?

Что за история случилась с ней в Париже с этим, по ее словам, диким человеком? Почему она говорит о том, что все-таки любит его, хочет ехать к нему и посвятить ему всю жизнь? С моей стороны было бы колоссальной наглостью заявить о том, что мы, наконец, разгребем этот захламленный чердак. Мы, скорее, представим свою версию обстоятельств. Сочетание природной красоты и высокой степени сценической нервности в Ларисе Чернобаевой позволят ей сыграть этого персонажа, потому что Раневская и есть богатая красота и сильная нервность».

Режиссер также отмечает, что текст «Вишневого сада» в его интерпретации не подвергнется радикальным изменениям, хотя будет значительно сокращен. «Текст останется таким, какой он есть у Чехова. Никакой переписки. Может быть, кое-где я разрешу артистам говорить от себя — иногда необходимо давать актерам импровизационное поле, чтобы возвыситься в границах сценических обстоятельств до дара Чехова. Сокращения же будут нужны для того, чтобы оставить пространство для самих артистов, чтобы они могли своим психофизическим самочувствием и соединением с текстами Антона Павловича дать зрителям больше, чем они бы получили, выслушав весь авторский текст».

Вторая премьера сезона назначена на ноябрь. Новосибирский актер и режиссер Константин Колесник поставит детектив с элементами комедии «Двойная игра» по пьесе британских авторов Ребекки Рассел и Брайена Стюарта. В центре сюжета окажется 50-летняя кинозвезда, которую якобы убивают в собственном доме. Шесть действующих лиц, пять актеров, к концу второго акта четверо из них убиты. Главная интрига — вернуть на сцену один из любимейших развлекательных жанров широкой аудитории.

23 декабря театр «Старый дом» вновь встретится с поэтикой русского концептуализма. Режиссер-постановщик Максим Диденко, художник Павел Семченко и композитор Иван Кушнир выпустят спектакль «Я здесь», выросший из прошлогоднего перформанса «Программа совместных переживаний» по знаменитым карточкам Льва Рубинштейна.

В марте бывший штатный режиссер театра «Старый дом» Тимур Насиров возьмет на себя ответственность рассмешить публику. Поводом к веселью послужит постановка комедии «Тетки» за авторством актера, сценариста и драматурга Александра Коровкина, более известного по словесным вибрациям отечественных сериалов («Бедная Настя», «Неотложка», «Марш Турецкого»). Пьеса рассчитана в первую очередь на зрителя, пришедшего в театр отдохнуть от повседневных забот. Сюжет комедии содержит детективную интригу: две сестры пенсионного возраста живут в старинном особняке, заполучить который не всегда законным образом пытаются все — от чиновников до любимых родственников. В спектакле «Старого дома» главные роли исполнят актрисы Халида Иванова и Ольга Кандазис.

В начале июня театр сделает подарок искушенному зрителю. «Любитель провокаций и экспериментов, интеллектуальных погружений и психологических самоистязаний» Антон Маликов, поставивший в прошлом сезоне «Недоразумение» Камю, интерпретирует пьесу нобелевского лауреата Герхарта Гауптмана. Выбор пал на не избалованную постановками драму «Перед заходом солнца» — историю странной любви 70-летнего мужчины и 20-летней девушки, сквозь которую высвечивается тема полного бессилия человечества перед наступающим умопомрачением (пьеса написана за год до прихода к власти Гитлера) и полной нравственной деградацией социальной среды.

На этом заканчивается репертуарная и начинается off-репертуарная программа «Старого дома». В рамках проекта «Актуальный театр» команда новосибирского драматического возродит «Мастерскую современной режиссуры». За несколько дней почти непрерывной работы артисты театра под руководством трех молодых российских режиссеров, представителей разных школ и эстетических направлений создадут эскизы спектаклей, увидеть которые зрители смогут в финале встреч. Руководство «Старого дома» надеется, что сотрудничество с незнакомыми труппе постановщиками окажется продуктивным и позволит спустя сезон доработать наброски в полноценные репертуарные спектакли.

Осенью новосибирский драматический театр продолжит изыскания в области современной музыки. 5 ноября стартует программа «Новая музыка «Старого дома», подготовленная совместно с Союзом молодых композиторов. В рамках проекта на площадке «Старого дома» будут регулярно проходить концерты с участием современных новосибирских музыкантов и композиторов, а также артистов театра.

В течение всего года театр планирует сопровождать премьеры образовательно-просветительскими проектами. Вместе с «Открытой кафедрой» «Старый дом» организует ежемесячный лекторий, посвященный актуальным для репертуара темам («Вишневосадовская эпопея», «Жанр детектива в культуре», «Современная литература и история концептуализма в России», «Европейская новая драма»). В тандеме с сотрудниками областной научной библиотеки участвует в акции «Час чтения». Проводит традиционные творческие встречи на площадках книжных магазинов «Капитал» и «Плиний Старший».

Как минимум дважды артисты «Старого дома» отправятся на гастроли. 4 октября творческая группа спектакля «Сиротливый Запад» побывает в Перми на Международном фестивале Мартина Макдонаха (идейный вдохновитель форума режиссер Сергей Федотов не только примет новосибирцев у себя, но и вернется в новосибирский драматический для репетиций «спектакля по классическому названию»), а 5 ноября команда драмы «Недоразумение» сыграет пьесу Камю в рамках Красноярской ярмарки книжной культуры.

Вопрос назначения нового главного режиссера останется открытым до конца нынешнего сезона. Освобожденное Галиной Пьяновой место вакантно до востребования. «Мы ищем главного режиссера, но это непростая история, — признается директор «Старого дома» Антонида Гореявчева. — К сожалению, очень мало людей, которые готовы взяться за такую ответственную работу.

Фото Алексея КУДИНОВА

Черное золото и «правило Черной Королевы»

На вопросы «Новой Сибири» отвечает известный российский экономист Валерий Крюков

С заместителем директора Института экономики СО РАН, главным редактором журнала «ЭКО», профессором, известным российским авторитетом по энергетическим и сырьевым рынкам Валерием Крюковым «Новая Сибирь» беседует не часто, но регулярно. Вновь встретиться с Валерием Анатольевичем собирались еще в 2014-м, когда началась вся эта лихорадка со сланцевой нефтью. Дело в том, что, по словам другого признанного нефтяного гуру, академика АН Татарстана, но не экономиста, а геолога Рената Муслимова, именно наш новосибирский ученый дал наиболее точное определение феномену «сланцевой революции». Это как раз нас и интересовало. Два года ждали, пока рынок бросало туда-сюда, и вот вроде бы все утряслось, стабилизировалось, хотя и не на очень приятных для России уровнях.

Круг наших вопросов к Валерию Анатольевичу был, в общем, небольшой, но животрепещущий. Откуда взялась эта ползучая сланцевая революция? Насколько это всерьез и надолго? И что теперь нам, России, в этой ситуации делать?

Вводная лекция

Профессор начал с ликбеза: откуда нефть берется. С рисованием схем и графиков. Перерисовывать мы их не будем, попробуем пересказать на словах.

Нефть можно обнаружить на различных глубинах. Есть пласты, которые расположены очень близко к поверхности, и такую нефть можно добывать даже шахтным способом, как это, например, делается в Республике Коми. До сих пор же поиск нефти в основном был связан с поиском так называемых антиклинальных структур. Это эдакие перевернутые природные линзы-ловушки, под которые нефть попадала, накапливалась, поднимаясь миллионы лет из глубинных нефтематеринских пород. Разработка таких месторождений давно отшлифована, она сводится к тому, чтобы организовать в пласте течение жидкости или газа и обеспечить подъем на поверхность с наименьшими потерями «по дороге». Делать это лучше осторожнее, чтобы траектория добычи была плавной, только таким образом можно максимизировать уровень отбора нефти от ее начальных запасов.

«Предполагается, — говорит Валерий Анатольевич, — что технология везде одна, и подход к оптимальной разработке таких месторождений везде примерно одинаков. Тем не менее есть нюансы…»

В советской плановой системе были разработаны свои технологические схемы, которые были обусловлены особенностями плановой экономики и особенностями сложившейся системы управления. Какие это особенности? Постоянное отставание одних отраслей от других, дефицит практически всего и компенсация этого дефицита за счет того, что все-таки в народном хозяйстве есть. Сложные технологии закачки газа в пласт (для целей повышения извлечения нефти) требуют тонкой химии, высококачественного металла, мощных компрессоров и проч. В США, например, именно в силу отсутствия данных ограничений стали активное развиваться и роторное бурение, и закачка газа в пласт. При роторном бурении в основе процесса — вращение всей колонны целиком вместе с буровым инструментом (долотом). Но для этого требуется очень качественный металл, так как возникают колоссальные нагрузки в процессе вращения. В СССР же почти весь качественный металл уходил в оборонку.

Металла нет, зато есть отечественные ученые, которые были (и есть) одними из лучших в мире. Ими был придуман метод турбинного бурения. Колонна (из металла похуже) вращается медленно, а в самом низу стоит быстро- вращающаяся турбина, работающая за счет энергии бурового раствора (фактически утяжеленной воды).

Вторая проблема — безусловный приоритет плана по достижению значений физических показателей производства. В результате — если геологи находили большое месторождение, то Госплан сразу хотел получить много и прямо сейчас. Первоначально, скажем, на Самотлоре пик добычи планировали в объеме 90 млн тонн в год, на самом же деле догнали почти до 156 млн. Однако законы гидродинамики не обманешь. Турбинное бурение, интенсификация добычи привели к тому, что на сегодняшний день недра Западной Сибири в очень сложном состоянии (ресурсов много, а запасов все меньше и меньше). За четверть века многократно сократились средние запасы открываемых месторождений, в то время как разрабатываемые месторождения обводнены сверх всякой меры (гораздо сильнее, чем в других странах). Средний дебит эксплуатационных скважин упал в 7-8 раз, нефтеотдача сократилась почти на 20 процентов. При этом в несколько раз выросла себестоимость извлечения сырья. Объем же геологоразведочных работ не идет ни в какое сравнение с 80-ми годами, поэтому доля нашей страны в мировых запасах нефти и приросте минерально-сырьевой базы с того времени снизилась с 15 до 7 процентов.

На первый взгляд, в мире, в общем, с точки зрения средних запасов открываемых месторождений дела обстоят ненамного лучше. К тому же все когда-то найденные огромные месторождения — гигантские резервуары сильно выработаны (как и наш супергигант Самотлор). И найти новые подобные вряд ли удастся. Недавно прошла информация, что на Аляске открыли крупное месторождение. На запасы там от 200 до 300 млн тонн. Может, по нынешним временам оно и крупное, но его никак нельзя сравнить с тоже аляскинским месторождением Прудо-Бей, открытом в 60-е годы (более 3 млрд тонн по нефти). То же самое можно сказать об объектах, открытых на шельфе Сахалина, и т. д.

Спрашиваю Валерия Анатольевича: «Еще недавно говорили, что нефти хватит лишь на 50 лет. Значит, это правда?»

Он вновь начинает с объяснений. Как уже говорилось выше, в природных ловушках нефть копилась миллионы лет, и выкачали мы ее фактически за один век. Попадала она в ловушки, просачиваясь из нефтематеринских пород, составляющих огромные по площади формации. В данных формациях нефть и газ находятся в «закупоренном» состоянии — в отдельных, почти не связанных друг с другом изолированных порах. Понятно, что к каждой поре скважину не пробуришь, это бессмысленно. Но если применить горизонтальное бурение и как-то связать поры между собой, то можно «высвободить» углеводороды из «закупоренного» состояния. Это метод гидроразрыва пласта (ГРП).

Четыре с половиной года назад в Новосибирск приезжал читать лекции в НГУ бывший на тот момент ректором Российской экономической школы Сергей Гуриев. «Новая Сибирь» об этом писала («Маленький пирог для большой такой компании», «НС» №11 от 23 марта 2012 г.). Он, в частности, говорил о ценах на газ, которые вместе с нефтяными упали в 2009-е, но, в отличие от них, там и остались и, видимо, к прежнему уровню уже не вернутся. Причина в сланцевом газе, который еще пять лет назад никто серьезным конкурентом не считал. «Нечто подобное, — добавил лектор, — сейчас происходит и со сланцевой нефтью. Опять же мало кто пока верит, что будет сланцевая нефть. Однако представим, что лет через пять Америка начнет ее добывать и перестанет импортировать из-за океана… Это, безусловно, приведет к падению мировых цен на нефть, и это станет для российской макроэкономической стабильности катастрофой».

Ну, пророков в родном Отечестве никогда не было, поэтому Сергей Маратович сейчас живет в Париже.

Саудиты промахнулись

Гуриев оказался прав. Американцы благодаря бурению горизонтальных скважин и ГРП добрались-таки до сланцевых нефтесодержащих формаций — это получило название сланцевой революции. Увидев это, Саудовская Аравия и ОПЕК, чтобы не потерять свою долю рынка, начали наращивать добычу, что в конечном счете и привело к обвалу нефтяных цен.

— Валерий Анатольевич, как такое вообще возможно? В чем все-таки феномен сланцевой революции?

— В США созданы условия, которые позволяют формировать такую среду, которая заставляет непрерывно искать, непрерывно совершенствовать методы и подходы. Это называется learning process — процесс обучения. Чем больше у вас опыт бурения и работы с такими необычными источниками, как различные формации, тем... ниже издержки.

То есть главных направлений снижения издержек два: научно-технический прогресс и конкурентная среда на всех стадиях и во всех процессах освоения и разработки. В этом по Крюкову и заключается феномен сланцевой нефти.

Научно-технический прогресс. Вроде бы за последнее время прорывных изобретений сделано не было, но идет совершенствование уже известных технологий. Не просто гидроразрыв — а многоступенчатый разрыв, не горизонтальное бурение — а горизонтальное бурение в нескольких проекциях и т. д.

Плюс создание нового оборудования. Станки для бурения залежей углеводородов нетрадиционного типа должны быть в сто раз мощнее и эффективнее. Они должны быть более мобильны, должны уметь бурить многоствольные скважины с одной площадки. Необходимо и более мощное насосно-компрессорное оборудование.

Институциональная среда. Существующая в США система частных прав собственности на землю и недра обусловливает и заинтересованность их владельца, и возможность переуступки земли в руки более эффективного собственника.

Далее это адекватный налоговый режим, который основывается на налогообложении экономических результатов. Это продуманная, прагматичная политика поддержки компаний, занимающихся освоением источников углеводородов нетрадиционного типа, что вызывает появление и расширение значительного разнообразия типов компаний. И добывающих, и сервисных — причем оказывающих на очень высоком уровне очень узкий спектр услуг научно-технического характера.

В США бизнес имеет равный доступ к лицензиям и банковским кредитам специализированных банков, будь ты крупная компания, средняя или мелкая. Отсутствие дискриминации способствует росту малого, гибкого инновационно ориентированного бизнеса. Общее количество лицензий, выданных в США (по состоянию на 2012-й), составляла 63 тысячи. В России 250 лицензиаров, 160 из них реально работают, и семерым из них (вместе с аффилированными компаниями) принадлежит фактически все.

Если на долю малых независимых компаний в США приходится почти 60 процентов добычи углеводородов, в России менее трех по нефти и менее 10 — по газу.

— Когда начинался сланцевый бум, и Владимир Путин, и Игорь Сечин говорили, что сланцевая нефть при 80 долларах за баррель загнется.

— Не дело президента знать такие детали. А Игорь Иванович?.. Видимо, такие у него советники. Большинство скважин сланцевой нефти проходит тест на рентабельность и при 40 долларах.

— А как все-таки насчет того, что через 50 лет нефть кончится? — повторяю свой вопрос, и Валерий Анатольевич, наконец, на него отвечает:

— В чем урок «сланцевого бума» в США? Прежде всего в том, что оказалось: ресурсы сланцевых углеводородов фактически бесконечны. Они залегают чуть ли не повсеместно. Отсюда и экономика. Несмотря на высокие издержки непосредственно при добыче, они не столь велики с точки зрения влияния на цены конечной продукции, ведь добывать можно близко к рынкам сбыта. Здесь не идет речь о месторождениях и проектах разработки огромных объектов. Здесь речь идет о проектах бурения отдельных скважин. Если процесс выдачи лицензий не бюрократизирован, если ты активен, работать с отдельной скважиной можно быстро и эффективно. Да, наши люди говорят, что в этом случае надо бурить каждые два года. Ну и что, если каждая скважина себя окупает?

— И что, не было никаких банкротств?

— Были, но это нормальный рыночный механизм. За полтора года обанкротилось 130 компаний с долгами на 170 млрд долларов. Вроде бы большие деньги, но если сравнить с ростом добычи почти вдвое — это допустимые экономические потери (в пределах нескольких процентов).

— То есть получается, что все надежды саудитов вытеснить сланцевую нефть с рынка оказались безнадежны?

— Я думаю, что да!

Наше все

Ну и ладно, судьба саудитов нас не интересует, нам интересна судьба российской нефтегазовой отрасли.

Еще в прошлую нашу беседу («Начало конца нефтяного века», «НС» №43 от 28 октября 2011 г.) Валерий Крюков говорил о необходимости создания в России такой же, как в США, конкурентной среды. «Чтобы российская нефтегазовая отрасль стала эффективной, нужен огромный слой «москитов» — мелких компаний, которые специализируются на отдельных операциях, удешевляя тем самым весь процесс, которые мобильны и способны на инновации. И это касается не только добычи, но и всех вспомогательных и сервисных работ, услуг, с добычей связанных».

Увы, у нас все до сих пор наоборот. Как шла монополизация рынка вертикально интегрированными компаниями, так и идет. Что такое покупка «Роснефтью» «Башнефти»? Валерий Анатольевич ответил коротко: «Это кранты!» (Я бы выразился жестче.) Кранты, потому что еще более сужается поле, на котором могут работать малые, гибкие инновационные компании, ориентированные на постоянный рост.

В чем особенность крупных компаний? Они работают за счет маржи, которую дает крупный объект (условно на ренте от Самотлора). Мелкие компании живут за счет инновационных технологий, которые сами придумали, создали, живут со своего предпринимательского дохода. И здесь по «правилу Черной Королевы» надо постоянно бежать (Черная Королева из «Алисы в Зазеркалье»: «Ну а здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы только остаться на том же месте»).

Что происходит с крупными компаниями, той же «Роснефтью», когда вдруг падают цены на нефть? Более эффективно, привыкнув комфортно жить на ренте, они работать не умеют, поэтому они идут в правительство и просят себе льгот и преференций. Есть ли у такой системы перспективы? Валерий Крюков сомневается. Мы, я думаю, тоже. Поэтому задача госуправления отраслью в нынешней экономике заключается в том, чтобы между недрами и технологией поставить такие условия, которые бы позволяли наилучшим образом обеспечивать отдачу от недр. И это не только и не столько цифры объемов добычи.

О чем думают в США, когда направо-налево продают лицензии? (Ну, на самом деле, не всем подряд, а тем, кто уже имеет репутацию квалифицированного геолога, нефтяника, — никто за свои деньги в этом бизнесе не работает, репутация нужна для получения доступа к заемным средствам). Они там думают не только об объемах добычи, но также и о том, что лицензиар потянет за собой целый шлейф подрядчиков. О том, сколько будет создано новых рабочих мест и выплачено новых налогов. Важно и то, сколько получат наука, машиностроение. Заинтересованы в этом в первую очередь конкретные штаты, которые имеют много прав в части управления своим экономическим развитием. (У российских регионов в этом смысле почти нет прав, зато много социальных обязанностей.)

В США думают и о том, что рост добычи ведет к снижению рыночных цен на энергоресурсы, тем самым снижая нагрузку на всю остальную экономику. Со времени, когда в США появился сланцевый газ, цены на него упали в 3,5 раза. В начале года в некоторых штатах цены на бензин падали ниже 10 центов за литр. У нас все наоборот, про остальную экономику мы не думаем, и с падением цен на нефть и газ внутренние цены только растут. Как будто ничего важного, кроме «нашего всего» «Газпрома» и «Роснефти», в России нет.

Сибирская весна?

Пять лет назад с Валерием Анатольевичем мы много говорили о Восточной Сибири. Это вам не западно-сибирская «воронка» с огромными линзами-ловушками, такими как Самотлор, Приобское, Федоровское месторождения. Залежи углеводородов в Восточной Сибири «неструктурного» типа. Участки недр, содержащие нефть, «перекрыты» другими вулканическими породами, что существенно увеличивает затраты на разведку и разработку. Нефтегазовый потенциал восточных регионов также ниже западносибирского: 16 процентов от российского против 58. Кроме того, нефти там мало, а газа много. Причем в одних и тех же месторождениях. Много гелия. И все это надо добывать параллельно. Технологий нет, инфраструктуры нет, все дорого и сложно. Освоение шельфовых месторождений Арктической зоны при нынешних ценах и при том, что России перекрыли закупки специального оборудования, также под большим вопросом.

— Валерий Анатольевич, вы как-то сказали, что сегодня перед Россией стоит дилемма — двигаться на северо-восток или вглубь. Северо-Восток — это, понятно, Арктика и Восточная Сибирь, а что такое вглубь?

— 21 сентября в газете Financial Times была статья Russia: Siberian spring. Статья как раз о том, что несмотря на все разговоры про Арктику и Восточную Сибирь, постепенно начинается ренессанс Западной Сибири.

— Что, наши нефтяники готовы идти вглубь, к формациям? Насколько я знаю, у нас это Баженовская свита прежде всего?

— Все непросто. Структура пород у нас не такая, как в США. Там слои карбоната, которые после проведения гидроразрыва хорошо держат структуру, перемежаются со слоями песчаника, в которых закупорены углеводороды. У нас карбонатов нет, у нас глина, которая структуру после гидроразрыва не держит, и что тут делать — пока неясно. Однако в Западной Сибири есть неструктурные ловушки, есть краевые участки и прочее. По экспертным оценкам, там еще миллиарды тонн остаточных запасов.

— И что же, на Восточной Сибири надо ставить крест? А как же газопровод «Сила Сибири»?

— Разногласия по газопроводу между «Газпромом» и китайской стороной еще остаются. Но я думаю, что договорятся. Есть проблемы с объемами. Мы рассчитывали на то, что Китай просто решил заменить уголь на газ. На самом деле задача там поставлена жестче — снизить энергоемкость экономики на 30 процентов. Так что те объемы, на которые мы рассчитывали, вряд ли продадим, но, тем не менее, газопровод уже строится.

— Не станет ли это для России в ущерб себе?

— Как добывать. Есть пример «Иркутской нефтяной компании». Это один из крупнейших независимых производителей углеводородного сырья в России. В числе его совладельцев ЕБРР и Goldman Sachs. В «дочке» ИНК партнеры японские JOGMEC, Itochu Corporation и Inpex Corporation. Работает ИНК только в Иркутской области. В прошлом году ею было добыто 5,6 млн тонн нефти и газового конденсата. Добыто там, где добывать вроде нельзя, нерентабельно. Но это было сделано за счет собственных усилий, создания собственного подхода к разработке. «Газпром» их, понятно, в свою трубу не пускает, поэтому они ориентируются на добычу жидких фракций и на вывоз их по железной дороге. Сейчас, насколько я знаю, они решили заниматься газохимией.

Пора бежать

На этой оптимистической ноте хотелось бы и закончить… Но не получается. Не получается, потому что за державу обидно. С легкой руки журналистов и политиков все стали повторять, что нефть — это проклятие России. Валерию Крюкову это утверждение категорически не нравится: «Когда говорят, что альтернативе нефти, чтобы вывести Россию на траекторию устойчивого развития, нет, я с этим согласен. Вопрос в другом. Вопрос в том, как эти огромные ресурсы интегрировать, чтобы отстроить передовую современную экономику?»

Почему сланцевые газ и нефть в США стали драйвером всей экономики? Почему Россия, которая очень талантлива по части научных открытий, никогда не могла их толком монетизировать? Почему наши государственные нефтегазовые компании все наукоемкое оборудование покупают за границей… Покупали. Пока рубль не упал и санкции не пришли.

В Сибири за последние 30-40 лет сложилась очень странная экономика. Есть север, который работает на запад и восток, и есть юг, который с севером почти не связан. А ведь именно юг и по логистике, и по-своему научному, промышленному, технологическому потенциалу способен разрабатывать и поставлять на север необходимую технику, решения научных и инжиниринговых проблем северян.

Нынешний век — век экономики знаний. В Омске, Томске, новосибирском Академгородке есть целый ряд институтов, способных решить многие сложные проблемы. Есть даже конкретные разработки, но они отечественными нефтяниками не востребованы. Они о них, возможно, даже не знают. На юге есть крупная промышленность, но ни о каком импортозамещении речи не идет, значительных заказов нет.

Углеводороды также не обязательно сжигать на ТЭЦ и в автомобилях, это сырье для химической промышленности. Во времена СССР в мировом производстве химической продукции мы занимали 20 процентов. За 25 лет эта доля упала ровно на порядок. Крупнейший российский химический холдинг «Сибур» не входит в число крупнейших химических компаний мира. Да и что он выпускает? Самое сложное — полипропилен, полиэтилен, продукцию, которая не так далеко и ушла от сырых углеводородов. Хотя в тех же институтах Академгородка есть много уже готовых к внедрению в химической промышленности разработок, но которые в России никому не интересны.

Опять же институциональная среда... Сам Валерий Крюков является сторонником норвежской модели развития нефтегазового сектора. Эффективность ее очевидна. Когда-то Норвегия была страной голых скал, селедки и домиков 2×5. Сейчас в мире она входит в топ стран по уровню жизни. И все это достигнуто правильным государственным управлением, грамотным регулированием процессов недропользования.

Что в России? Модель работы с ресурсами, которая у нас есть, давно требует коренного пересмотра обществом, наукой и органами управления. В конечном счете, отвечать за все должно правительство. А за что у нас оно отвечает сейчас? Министерство природных ресурсов — за прирост извлекаемых запасов. Минфин — за налоги. Минэкономразвития не знаем за что, наверное, за прогнозы, которые министерство меняет каждый месяц. (Ну, опять не попали.) Недавно в Новосибирск приезжал замечательнейший Абел Гезевич Аганбегян. Выступая в Академгородке, он напомнил слушателям, что российский бюджет — это всего 25-30 процентов финансовых ресурсов страны. Вот за эти 25-30 процентов правительство, видимо, и отвечает, но пытается руководить всей страной.

Как тут еще раз не вспомнить Черную Королеву из «Алисы»: «Какая медлительная страна!» — вскричала Королева… И действительно, пора бы нам уже начинать бежать.