Андрей Прикотенко: Кругом «Вишневые сады»

Режиссер Андрей Прикотенко вернет «Вишневый сад» на сцену театра «Старый дом»

Театральный Новосибирск постоянен в своих привязанностях. Петербургского режиссера Андрея Прикотенко здесь чтут со дня выхода нашумевшего «Тартюфа» в «Красном факеле». Одиннадцать лет спустя выпускник актерско-режиссерского курса Вениамина Фильштинского, обладатель высших театральных наград и постановщик двух десятков спектаклей в городах России и Латвии возвращается, но уже на сцену «Старого дома», с которым, оказывается, имеет свои давние отношения: в 1998 году на сцене тогда еще облдрамы Андрей Михайлович представил свой дипломный спектакль. По совпадению, накануне режиссерского дебюта Прикотенко в новосибирском театре шли последние показы «Вишневого сада» в постановке Изяслава Борисова. В том рано ушедшем спектакле Раневскую играла Халида Иванова, Гаева — Евгений Новиков. В новой интерпретации «Вишневого сада» роль Раневской исполнит ведущая актриса театра «Старый дом» Лариса Чернобаева, образ Гаева воплотит приглашенный из «Красного факела» артист Константин Телегин. Премьера назначена на 27 октября. 31 октября в рамках совместного просветительского проекта театра «Старый дом» и «Открытой кафедры» кандидат филологических наук Наталья Муратова прочтет лекцию «Вишневосадовская эпопея», из которой слушатели узнают немало интересного о легендарных постановках знаменитой пьесы.

— Андрей Михайлович, на пресс-конференции в «Старом доме» вы заметили, что не думали о постановке «Вишневого сада» в том числе и потому, что пьеса имеет слишком богатую сценическую историю. Между тем вас длинным шлейфом традиции не испугать. Вы ставили «Ревизора», «Тартюфа», «Гамлета».

— Да, но по отношению к «Вишневому саду», на мой взгляд, есть особая штука. «Вишневый сад» — это нечто незыблемое, это про нашу интеллигенцию. «Тартюфа» простят. «Ревизора» тоже: у нас чиновников не любят, поэтому чем хуже они будут представлены, тем лучше. А вот когда начинают интерпретировать интеллигентов, возникает всеобщее недовольство. Но я не хотел ставить «Вишневый сад» по другой причине. Положа руку на сердце, очень много вокруг пьесы сопутствующего контента. И опыт первой постановки, и кто только ее не ставил, и кто только в ней не играл. И обязательно у всех есть свое мнение. Все знают, как ставить «Вишневый сад». И, главное, все знают, как его играть. Если ты берешься ставить «Вишневый сад» в каком-либо театре, то сталкиваешься с тем, что в принципе он здесь уже поставлен. Ты вообще можешь ничего не делать, артисты «прекрасно» сделают все за тебя. Вот это как-то меня и останавливало.

— Для вас это проблема, когда артисты «прекрасно» знают, как играть?

— Ну что вы, это никогда не бывает проблемой. У всех есть свои стереотипы. Мне это даже нравится, потому что сразу становится понятно, что плохо, и ты начинаешь выстраивать нечто противоположное и надеешься, что все будет хорошо. Вот Лариса Чернобаева рассказала, как она представляла Раневскую: у нее всегда длинное платье, шляпа с полями, зонтик, и как только она выходит на сцену, так сразу начинает плакать. Раневская действительно частенько ноет на жизнь. Зато мы понимаем, чего нам на сцене делать не следует. Или вот аморфный такой Гаев. Все время говорит про шкаф, сидит под деревом с газетой, ничего не делает, а в конце, когда у него отнимают сад, плачет. И зритель вроде бы должен его пожалеть. А за что? Он же ничего весь спектакль не делал, только сидел под деревом. Почему я, зритель, должен его жалеть? Потому что речь идет о нашей старой интеллигенции, об аристократии, которую Лопахины и другие плохие люди выгоняют? Мне должно быть этих людей жалко, а мне на самом деле не жалко.

— И что делать режиссеру в этом случае — найти способ пожалеть?

— Конечно. Только попробуйте-ка в театре найдите эти способы! И сделайте так, чтобы эти способы были смешные. Это же комедия — так написано автором. А комедия — это когда зрителю смешно, хотя чаще всего на «Вишневом саде» в зале тоска.

— Вы следуете чеховскому жанровому определению пьесы?

— Да. Более того, в письмах он писал, что «Вишневый сад» — это вообще фарс. Нужно следовать чеховским наставлениям. Обязательно должно быть смешно. И герои должны быть смешными, трогательными, обаятельными. Тогда, между прочим, когда их к финалу выгонят из сада, мы будем их жалеть. А если они будут скучными говорильщиками красивых текстов и жалельщиками себя, то жалости к ним никто не испытает. И я как зритель буду только мучиться весь спектакль, глядя на этих людей. Вот Раневская, к примеру, которая потеряла сына и промотала все деньги во Франции. Что это за мать? Бросила двух дочек, уехала в Париж с любовником. И я ее еще жалеть должен, потому что она — осколок русской культуры?! Смешно, да?

— В одном из интервью вы говорите о том, что режиссер всегда должен добиваться созвучия с сегодняшним временем и думать, зачем показывать это людям сегодня. Как сопрягается с современностью ваш «Вишневый сад»?

— Отличительной особенностью нашего времени является разнузданное хамство. В последнее время это очень остро чувствуется. Я не знаю, что такое произошло, но люди будто с цепи сорвались. Хамство, нетерпимость друг к другу, ненависть. Это ощущается прежде всего на бытовом уровне — в метро, магазине, на лестничной клетке. И витальность смешных чеховских интеллигентов, мне кажется, сегодня очень важна. Их уже давно нет. И мы, которые ставим этот спектакль, уже никакие не интеллигенты и уж тем более не аристократы. Нам скорее ближе лопахинская ткань. Мы начинаем друг друга лучше понимать, когда ругаемся на репетиции матом, вскрывая какие-то потаенные ощущения персонажей. Ничего себе! Ставим Чехова и ругаемся. Да, ругаемся, потому что мы — такие. И мы, между прочим, не худший вариант в сегодняшнем мире. Далеко не худший. Мир стал груб. Мир стал примитивен. И наша задача — найти потерянный рай в этой сегодняшней грубости, найти людей, которые живут абсолютно по другим категориям, может быть, по тем категориям, которые, я помню, еще существовали, когда я был маленьким.

— Ваш «Вишневый сад» родом из детства?

— А больше мне неоткуда черпать, потому что литературные источники мне не очень интересны. Мне не хочется ставить спектакль про людей, о которых я только читал. Это слишком вторично: как корова, которая ест траву, которая получила свою энергию от солнца. Надо напрямую от солнца питаться, напрямую от жизни брать. Поэтому для меня «Вишневый сад» — это мое детство, лучшее, что в нем было и никогда больше не повторится. Это мой личный потерянный рай. У каждого из нас он есть. Каждый из нас его в себе несет. Артисты это очень хорошо чувствуют. Поэтому наш «Вишневый сад» будет о том, что сегодня у нас творится с миром. Человеческий такт, человеческое доверие, взаимопроникновение — оно тоже может быть мажорным, жизнеутверждающим. Мне интересна жизненная сила, витальность чеховских персонажей. Придя из того мира, где унылое метро, плохо одетые люди, забросанные пакетами парадные и ужасные запахи, мне хочется рассказать о другом мире.

— Вы полагаете, зритель готов к этому разговору?

— Не знаю, к чему он готов. Я знаю только, к чему готов я. А я пока — идеальный зритель. И спектакль я ставлю пока для себя. Меня должно волновать то, что происходит на сцене. Когда говорят «о зрителе», имеют в виду некую расплывчатую массу. Мне это никогда не понятно. Для меня зритель состоит из конкретного человека, который сидит рядом с другим конкретным человеком и соседствует еще с одним. Поэтому я и устраиваю спектакль для себя, Андрея Прикотенко. Я должен смеяться, я должен плакать, я должен быть по-настоящему заинтересован происходящим на сцене. Этот спектакль должен будоражить мое эстетическое чувство, глаз мой, слух. Дальше придут другие люди, посмотрят, сравнят свои ощущения с моими.

— Как складываются ваши отношения с артистами «Старого дома»?

— Так же, как и с артистами других театров. Я вообще считаю, что артисты — это лучшие люди на Земле. Я не шучу, не иронизирую, не ухожу от ответа. Мне действительно так кажется. У артистов есть то, что многие взрослые люди давным-давно утеряли после детства. Поэтому мне с ними легко. Я люблю их, и они это чувствуют. Они меня слушаются, уважительно относятся ко мне, а я к ним.

— Спектакль должен рождаться во взаимной любви?

— Не знаю. По-разному бывает. Встречается такой материал, который вообще никакой любви не требует. Но здесь должно быть так. У меня нет рецепта, как делать спектакли «вообще». Я предпочитаю существовать и мыслить в пространстве одного конкретного спектакля в одном конкретном театре. Как только начинаешь делать, как надо, и говорить о том, что сегодня нужно, в таком глупом положении оказываешься — упаси бог.

— Вы уже работали в «Старом доме»: ставили в 1998 году пьесу Ю. Рогозина «Саня, Санька, Александр...». Каким вы нашли театр в 2016 году?

— Другим. Тот театр не был плохим. Он был интересным, живым, но там было очень сложно работать. Труппа не приняла пьесу. И в течение двух месяцев мне пришлось доказывать актерам, что пьеса имеет право на воплощение. В результате, на мой взгляд, мы сделали замечательный спектакль. Я его до сих пор помню, люблю. Мы остались большими друзьями с исполнителем главной роли Анатолием Ефимовичем Узденским. Я помню главного режиссера Семена Яковлевича Верхградского, который мне тогда очень помог. Сейчас театр «Старый дом» обновился в очень правильную сторону. Антонида Александровна — превосходный директор. Театру повезло. Я уже говорил на пресс-конференции: если бы «Старый дом» перетащить в Петербург, он имел бы большой успех. Хороший театр.

— А как приняли артисты «Вишневый сад»?

— Ни в одном театре «Вишневый сад» с радостью не принимают. Только в самодеятельном. Кругом «Вишневые сады». Вот Лариса Чернобаева, наша Раневская, она вообще в ужасе была: играть Раневскую? С ума, что ли, сошли?

— И в этом не было доли лукавства — все-таки это не та роль, от которой актрисы бегут?

— Никакого. Это же такая глыба. Как ее играть? Интерпретаций — множество. Если бы это еще имело отношение лично к ней, но к Ларисе Чернобаевой как бы этот образ отношения не имеет.

— Каким будет визуальный ряд вашего «Вишневого сада»?

— Точкой отсчета станут поздние французские импрессионисты. Это решение лежит на поверхности. Во-первых, действие происходит в те годы. Во-вторых, как минимум, из Франции приехала Раневская. Наши все туда тогда ездили. Наш взор всегда был раскрыт в сторону Франции, в сторону Парижа. Еще не появился русский авангард, еще не было толком футуристов, еще не началось победное шествие советского искусства.

— В вашей творческой биографии Чехов возникает второй раз. Вы нашли общий язык с классиком?

— У меня есть свой Чехов. Неправильно создавать некоего интеллигента в очках и отстаивать его нравственные права. Он сам за себя постоит. У меня Чехов ближе к той биографии, которую выпустил Дональд Рейфилд. Я ее два раза перечитывал. Эта книга сильно повлияла на мое представление об авторе. Чехов для меня наконец-то стал живым человеком. Из мертвого классика, который выдавливает рабов, он превратился в живого человека, у которого были свои страсти, проблемы, мучительные отношения с женщинами, своей семьей, профессией, самим собой. Очень сложный, противоречивый, закомплексованный. Его очень не любила Зинаида Гиппиус, из-за чего я перестал ее любить. Могла бы и мягче быть. Не такая уж она великая фигура, чтобы Чехова не любить. Но, между прочим, ее портрет работы Бакста послужил отправной точкой для создания эскиза костюма нашей Раневской, как это ни печально.

— За несколько недель до премьеры артисты вышли на прогоны. Вы не из тех режиссеров, которым не хватает для отшлифовки одного дня?

— Иногда хватает, иногда нет. Заболеет кто-нибудь завтра или тупость кого-нибудь одолеет — и начнет не хватать. Мы же живые люди.

— А персонажи вашего «Вишневого сада» — живые люди?

— Да, конечно. Так диктует материал. Я бы, может быть, застроил их, как марионеток, но с них стекает любая жесткая мизансцена. Сразу же четко очерчивается полоток и дно, и персонаж становится примитивным. Решение спектакля созрело в моей голове, как только я увидел актеров и выбрал произведение. Далее замысел шел по пути развития и уточнения, но как конкретно играть, я артистам ни разу не предлагал. Если бы мы репетировали другую пьесу — может быть, но не в случае «Вишневого сада».

Фото Яны КОЛЕСИНСКОЙ

 

Алексей Казаринов: Камень, брошенный в воду, всегда попадает в центр круга

Фестиваль этнических культур «Живая вода» пройдет уже в 16-й раз, сменив дислокацию на Заельцовский парк культуры и отдыха

О том, что такое «Живая вода», долго рассказывать нет нужды. Первые фестивали этнических культур, проводившиеся на Алтае, стали незабываемыми по насыщенности программы, атмосфере, впечатлениям, интенсивности общения и радости открытий. Многие новосибирцы откладывали выгодные деловые поездки, переговоры и отпуска в райских уголках планеты ради нескольких дней в палатках и счастья слушать топшуры, комусы, горловое пение etc. «Живая вода» — явление уникальное в том смысле, что предлагало и продвигало не привычный русский и малоросский фольклор, а открыло по определению экзотичную, своеобразную и завораживающую национальную музыку малых народностей Сибири в современных исполнительских интерпретациях. Соединило века с сиюминутностью, позволило слушателям расширить представления о мире, красоте и гармонии.

Panta rhei. Все течет, все меняется, тем более «Живая вода». Этнофестиваль придумал Алексей Казаринов, в последние годы возглавляющий агентство событий «Ура!», автор многих привлекательных новаторских концепций. Среди множества его заслуг выделю то, что Казаринов обучил и закалил в круглосуточном творчестве не одно поколение успешных, креативных ивент-менеджеров Новосибирска. С ним мы и поговорили о проектном творчестве, достижениях и трудностях на пути развития «Живой воды» и об особенностях программы нового, XVI фестиваля, который продлится два дня — 26 и 27 августа в Заельцовском парке.

— Алексей, к сожалению, я далеко не на всех ваших фестивалях была, потому хочу, чтобы вы изложили хронологию — с чего начиналась «Живая вода»? Как влияло место проведения на качественный уровень фестиваля? Составлял  ли сложность поиск участников?

— Началось с моего пробного проекта «Песни неба и земли», для участия в котором я пригласил на Алтай несколько новосибирских рокерских групп и нашел несколько местных ансамблей, вокалистов, исповедующих традиционную национальную культуру. Меня заворожила этническая музыка, совершенно по-особому воспринимающаяся на просторах долин среди гор. Стал изучать тему, искать артистов, знакомиться. Решил, что дополнением концертной программы должен стать показ обрядов. Первый фестиваль состоялся на берегу озера Айя, куда в то время еще не добралась цивилизация, не было настроено такого количества турбаз и отелей, радовала тишина, нарушаемая лишь природными звуками, птицами. Далее «Живая вода» переместилась на Телецкое озеро, проходила в Чемальском районе на турбазах «Катунь» и «Иволга». У зрителей, приезжавших из Новосибирска и других окрестных городов, всегда был выбор, где остановиться — в щитовых домиках или в комфортных номерах, но большинство выбирали палатки.

— Так ночные разговоры у костров бывали не менее волнующими, нежели концерты. Я сама на одном из алтайских фестивалей почти не спала и до сих пор дружу с ребятами, встреченными во время этих задушевных бдений. Но не отвлекаю, продолжай про историю «Живой воды».

— Среди гостей фестиваля был Саймон Манди — поэт из Лондона, радиоведущий, работавший советником по культурной политике в ЮНЕСКО, опытный продюсер. Всех не перечислишь. В начале «нулевых», когда между кризисами наступило относительное финансовое благополучие, приезжало много зарубежных гостей и исполнителей. И много московских гостей. Потому логичным этапом развития стало проведение «Живой воды» в столице, на набережной Москвы-реки. А до того в Чемальском районе мы устроили конференцию для менеджеров турфирм по событийному туризму, опередив появление самого термина «событийный туризм». Тогда никто еще не задумывался о необходимости вкладывать ресурсы во внутренний туризм, легче было зарабатывать на чартерных программах. Но внутренний туризм, особенно алтайские направления, становились все более востребованными, просто до определенного времени развивались стихийно, хаотично.

— Название «Живая вода», догадываюсь, заимствовано из сказки?

— Да, из сказки об Иване-царевиче и Сером волке. Живая вода магическим образом пробуждает от сна разума, как и этническая культура. Но реальная жизнь, как ты понимаешь, мало похожа на сказку. И фестиваль, заслуживший достойную репутацию, наработавший определенный потенциал, обретший огромное количество апологетов, желающих выступать и желающих слушать, в определенный момент испытал мертвящее воздействие экономического упадка. Я очень благодарен Наталье Васильевне Ярославцевой, бывшей тогда министром культуры Новосибирской области, за поддержку. Чтобы спасти наш фестиваль, она объединила его с проектом «Сибирский огонь» — Международным военно-историческим фестивалем с выступлениями реконструкторов, прошедшим в Колывани. Тогда, в 2013 году, колыванскому Чаусскому острогу исполнялось 300 лет, событие отмечалось масштабно. И мы одежду сцены выдержали в стиле острога, что никак не противоречило программе.

— Не самым удачным, к сожалению, оказался прошлый фестиваль, проводившийся в Бугринской роще.

— Нам не повезло с погодой: ливневые дожди, ветер.

— Дело даже не в погоде. Не катастрофично, что выступления шли с некоторым сбоем от расписания, все равно задуманное было реализовано, показано, содержательная часть — на уровне. Меня удручило обилие торговых рядов с ширпотребом, напоминающих барахолку, как-то они рамсили, выбивались, противоречили концепции. Торговля сувенирами, продукцией промысловиков, настоящим hand made всегда сопровождала фестивали и выстраивалась в подобие выставки, музейной экспозиции с редкими и ценными экземплярами. А там, в Бугринке, преобладало made in China или просто изделия плохого вкуса, не имеющие ничего общего с декоративно-прикладным искусством. Кроме того, навязчивость торговцев... В этой связи вопрос: вы как-то отбираете партнеров, которые будут предлагать свои изделия на грядущем фестивале «Живая вода» в Заельцовском парке?

— Конечно. Принимаю твои претензии и могу сказать, что из каждой сотни заявок от ИЧП по поводу торговли и организации питания одобрено примерно лишь 25 процентов, то есть отбор идет. Может, он не такой жесткий, как хотелось бы, но я уверен, что удовлетворит. Свои изделия представят настоящие ремесленники, не экспортеры, и угощения — от компаний, которые пользуются поставками экологически чистых продуктов. Мне все же важнее, что расширилась география, состав участников основной программы значительно обновился.

Радует, что выразили желание выступать бесплатно новые молодые коллективы, увлеченные этнической музыкой. Они и приедут за свой счет. Но в целом не было задачи экономить в ущерб качеству, потому выполняем разумные райдеры хедлайнеров.

Объясню, почему «Живая вода» в 2015 году прошла в Бугринской роще. Наш фестиваль взяла под патронат мэрия, и Анна Васильевна Терешкова, возглавляющая департамент культуры, спорта и молодежной политики, начала реализовывать свою программу по обновлению парков, внедрению актуальной культуры в городские парковые зоны. Тот фестиваль был пробным камнем. Но, как гласит восточная мудрость, камень, брошенный в воду, всегда оказывается в центре круга. Фестиваль расшевелил Бугринскую рощу и ее посетителей, заслужил внимание, хотя это несколько не наше место, оно все же зажато мегаполисом.

— Ну да, там за светлыми березами виднеются много- этажки спального микрорайона, а небоскребы — это вовсе не горы, ощущения соединения с первозданной природой не возникало. И не было располагающей к общению атмосферы.

— Заельцовский парк чуть дальше отстоит от города, но в нем действительно живописная, густая и разнообразная растительность, лесные ароматы. Там возникает ощущение, что человек — часть природы. Более того, в парке всем желающим будет предоставлена возможность установить палатки и присутствовать на фестивале постоянно, погрузиться, проникнуться его эманациями.

— Заметила, что старт необычен по времени: пятница, 26 августа, в 17.00 часов. Концертный нон-стоп до полуночи. Обычно мероприятия начинаются в субботу в полдень.

— Вечера пятницы горожане, жаждущие общения и впечатлений, предпочитают проводить в барах. Почему бы на исходе лета не переместиться на свежий воздух? Фестиваль продлится всю субботу, а в воскресенье его сменят игры клуба исторических реконструкторов «Зажги огонь!» Возникнет синергия событий.

Ты хотела услышать от меня выводы о проектном творчестве. Так вот я убедился, что за ним будущее, и никакие проекты друг другу не противоречат. Надо учиться, продуцируя, взаимодействовать, несмотря на разность задач и целевых аудиторий. Никакие виды творчества друг другу не противоречат. Вообще, когда меня просят выступить или обучить, я говорю одну простую вещь. Для успеха необходимо всего три слагающих компонента. Первое — событие. Второе — место. Третье — люди. Они могут меняться, третье становится первым или второе выходит на первый план. Не важно. Всегда событие является тем камнем, попадающим в центр круга и аккумулирующим аудиторию. Зачастую не место облагораживает событие, а наоборот. Надо просто придумывать и делать проекты как для себя, как для самых близких, умных и дорогих друзей, и тогда обязательно получится хорошо.

К разговору с Алексеем Казариновым добавлю, что на грядущем 16-м фестивале «Живая вода» нет разделения на хедлайнеров и «подтанцовку», все выступления заслуживают внимания. В программе: Альберт Кувезин и его команда «Хартыга feat» из Тывы; Volga из Москвы; Кулайский джаз из Томска. Впервые споет Чылтыс Таннагашева — шорская исполнительница народных сказаний и авторских песен. Многие другие — не перечислить. Концертам будут сопутствовать разнообразные мастер-классы: например, по гармонизации осанки и плетению тибетских мандал. Выступят также представители Общества сохранения культурных традиций славян. Некоторые формулировки пунктов программы вызывают у меня улыбку, а в целом, однозначно, надо ехать, смотреть и слушать, не пропускать «Живую воду», родившуюся в Миллениум.

Фото из личного архива Алексея КАЗАРИНОВА

«Сибирь» может остаться без вратаря

Александр Салак (голкипер новосибирской «Сибири») возможно не выйдет на лед до конца сезона.

В поединке со «Спартаком» спортсмен тяжело травмировал колено. Пока делать прогнозов врачи не спешат – ждут заключения немецких врачей. Но согласно предварительным данным, до конца сезона «Сибирь» возможно останется без голкипера.

Хоккейный клуб уже отыграл 21 матч. Сейчас с активом в 31 очко «Сибирь» расположилась на пятом месте в турнирной таблице.

3 факта о… 

  •  Уже завтра «Сибирь» выйдет на домашний лед, чтобы встретиться с санкт-петербургским СКА. 
  • С 2014 года «Злобный Снеговик» — талисман новосибирского клуба. 
  • В прошлом сезоне количество желающих посетить матчи «Сибири» стало значительно превышать размеры ледовой арены. Клуб «Сибирь» стал единственным, кому удалось собрать аншлаги на все матчи команды. 

 

На Алтае селяне нашли средневековый саркофаг со стрелами

Средневековый саркофаг со стрелами нашли селяне в одном из скальных углублений в районе Кокоря.

Жители Кош-Агачского района случайно наткнулись на гробницу и обнаружили артефакты – фрагменты деревянных стрел с железными наконечниками в берестяном колчане, изготовленные из корней предметы быта и элементы одежды (остатки шелковых тесемок). Пожалуй, самая важная находка алтайцев – фрагмент бересты с нанесенным на нее орнаментом.

Находка датирована средними веками. Артефакты хорошо сохранились в условиях сухого климата Алтая и надежного саркофага.

3 факта о…

  • 18 октября на Алтае обнаружили останки двух обезглавленных тел. Два черепа принадлежали взрослому и ребенку. Там же были найдены останки одежды.
  •  Новосибирские археологи обнаружили погремушку в виде медвежьей головы в «Венгерово-2». Им еще предстоит ответить на вопрос: что гремит в игрушке – глиняные шары, или керамические диски.
  •  Сибирские ученые расшифровали наставления Чингисхана. Монгольский правитель, в частности, завещал легко относиться к женщинам и не откровенничать с теми, кому не доверяешь. 

Осень комика и вечная весна таланта

Первой премьерой сезона в НАМТ «Глобус» стала камерная комедия «Дуэт «The Sunshine boys» по пьесе Нила Саймона

Пьесы Марвина Нила Саймона — лауреата Пулитцеровской премии — были чрезвычайно популярны в СССР, и переводились они на русский язык почти сразу после написания, ибо не содержали никакой идеологической крамолы. Далее российские театры к творчеству американского драматурга и сценариста несколько остыли, уж слишком пресными казались «их нравы» на фоне нашей перестройки и экономических реформ. Однако в молодежном «Глобусе» с успехом шел «Последний пылкий влюбленный» Саймона, а в репертуаре «Первого театра» до сих пор достойное место занимает его «Билокси блюз». Режиссер Денис Малютин вернул в афишу имя бродвейского автора, выбрав пьесу «Комики», датированную 1972 годом, — идеальный материал для бенефисов актеров элегантного возраста. Первая премьера сезона в НАМТ «Глобус» и посвящалась 70-летию заслуженного артиста России Евгения Важенина. Забегая вперед, скажу, что зал чествовал юбиляра стоя, овации прерывались поздравительными речами директора театра Елены Алябьевой и главного режиссера Алексея Крикливого, министра культуры Новосибирской области Игоря Решетникова и начальника управления культуры мэрии Владимира Державца.

Второе название пьесы «Комики» — «Солнечные мальчики». Режиссер Денис Малютин, решив осовременить текст, освежить юмор добавлением звездных имен из нового времени, подкорректировал и заглавие. «Дуэт «The Sunshine boys», пожалуй, звучит более манко, а вот насчет необходимости осовременивания я бы поспорила. Пьеса не стала более смешной от вкраплений стеба, а цельность произведения утратилась. Вместо нее возникла путаница со временем, остается гадать: о каких годах идет речь? Как раз стилизация под Америку прошлого века придала бы спектаклю обаяние подлинности, эффект старого кино, в котором много наивности и теплоты. Сценограф Николай Чернышев вслед за режиссером моделирует холодный металлический мир, обрамленный огнями эстрады, расцвеченный рекламными щитами, где огни большого города сменяются афишей дуэта. Герои — два стареющих в забвении комика — и теперь снуют по лестницам вверх-вниз в попытках догнать былую популярность, такая метафора прочитывается в декорации. Чернышев выступил и художником по костюмам, нарядив Алана Люса (персонажа заслуженного артиста России Александра Варавина) с претензией на свой стиль, некую экстравагантность, в забавные цветные ботинки и носки. Его визави Вилли Кларк (Евгений Важенин) дома носит халат и тапочки в рисунках верстки любимого журнала Variety, из которого с нескрываемым интересом узнает, кто из бывших коллег уже умер, в то время как он жив и полон сил.

Собственно, только за дуэтной игрой двух опытных актеров Евгения Важенина и Александра Варавина, а также заслуженной артисткой России Тамарой Кочержинской, появившейся ненадолго в образе хитровато-эгоистичной сиделки, интересно наблюдать в премьерном спектакле. Разительно уступает мастерам сцены молодое поколение — Алексей Архипов (Бен Сильвер, племянник Кларка) в начале оглушительно кричит, отчего багровеет, и эта повышенная темпераментность никак не оправданна. Андрей Вольф и Константин Симонов, исполняющие работников телевидения, тоже работают в одной краске. Хороша медсестра в скетче — Светлана Грунина модельной, подиумной походкой и застылой манерностью пародирует сонмы глянцевых девушек, убежденных в том, что сразили мир наповал своей красотой. Понятно, что исключительно для антуража шоу в «Дуэте» заняты артисты студии пластики, но как раз для них совсем ничего не придумано, все усредненное — экипировка, танцевальный рисунок; пустотны не зажигающие мелодии, воздействующие лишь на уровне ритма.

А Евгений Важенин, чувствуется, многое для своего желчного, вредного, измаявшегося в гордыне героя придумал самостоятельно, явив интонационное богатство, целый ряд картин сыграв с трагикомическим подтекстом. Как будто о комиках Кларке и Люсе пелось: «И наш раздор необъясним, мы оба мучаемся с ним». Мучает грузного, страдающего диабетом коллегу преимущественно Вилли, унизительным жестом наливая ему чай. Выпрыгивает из шлепанцев, чтобы продемонстрировать, как ловко занимается гимнастикой. Между тем Алан очень мил, вполне себе добродушен и пленяет с первого появления, проделывая подобие танцевальных па с тростью. Актер Александр Варавин на этой неделе тоже отметил круглую дату — 30-летие работы в НАМТ «Глобусе». Чествовали его на другом спектакле — «Отеле двух миров», однако «Дуэт «The Sunshine boys» вполне можно считать хорошим юбилейным подарком.

Владимир Державец, поздравляя Евгения Ивановича, точно охарактеризовал его роль и суть спектакля: «Смех сквозь слезы». Осенняя пора была б грустна, если бы не вечная юность, неувядаемость таланта.

Фото предоставлено пресс-службой театра «Глобус»

 

 

Сибирь обыграла ЦСКА в серии буллитов со счетом 3:2

Хоккейная команда «Сибирь» обыграла команду ЦСКА со счетом 3:2 в домашнем матче КХЛ. Команда Новосибирска победила в серии буллитов.

Основное и дополнительное время игры завершилось со счетом 2:2. Шайбу в ворота ЦСКА забросили Константин Окулов и Сергей Шумаков. Среди армейцев отличились Валерий Ничушкин и Кирилл Петров.

Решающий гол команде «Сибирь» принес Окулов в буллитной серии.

Стоит отметить, матч с ЦСКА — четвертый в серии КХЛ у «Сибирь». Три предыдущих команда проиграла. У армейцев это первое поражение за четыре игры в КХЛ.

На воротах сибиряков стоял двадцатилетний Алеексей Красиков. Он отразил  46 бросков из 48.

Завтра «Сибирь» сыграет на льду с командой Череповца «Северсталь». ЦСКА поедет в Новокузнецк и там сразится с местным «Металлургом».

Недавно вратарь «Сибири» Александр Салак получил серьезную травму после игры с командой «Спартак». На восстановление уйдет примерно полгода, поэтому ХК«Сибирь» подписал контракт с каннадским вратарем Дэнни Тэйлором на сезон 2016—2017.

В прошлом сезоне Тэйлора признали лучшим вратарем КХЛ. Он играл за хорватскую команду «Медвешчак».

 

3 факта о...

  • ХК «Сибирь» появился в 1962 году, когда две новосибирских команды «Динамо» и «Химик» решили объединить в одну.
  • Нападающие Валерий Ничушкин (ЦСКА) и Евгений Артюхин («Сибирь») в конце вчерашнего матча устроили драку, за что оба были удалены на пять минут.
  • «Сибирь" в восточной конференции занимает сегодня пятую позицию.

Карелин хочет лишить смешанные единоборства госаккредитации

В конфликт Рамзана Кадырова и Федора Емельяненко вмешался Александр Карелин. Трехкратный олимпиец и «долгожитель» Госдумы, парламентарий нынешнего созыва от Новосибирской области оценил смешанные единоборства. По его мнению, это не вид спорт, а инцидент в Грозном — следствие системного сбоя с аккредитацией ММА.

Депутат заметил, что если бы Емельяненко не настаивал на существовании такой спортивной дисциплины, то в Грозном не было бы детских поединков. Он добавил, что ММА – система проведения соревнований. По мнению парламентария, смешанные единоборства имеют право на существование только для профессиональных боксеров, либо бойцов.

Также новосибирский олимпиец отметил, что в Чечне активно развиваются вольная и греко-римская борьба, самбо, каратэ, дзюдо и бокс.

Напомним, 4 октября в Грозном состоялись бои ММА Grand Prix Akhmat 2016 с участием детей ко Дню Рождения Рамзана Кадырова. Трое его сыновей также вышли на ринг и победили. Старший сын главы Чеченской республики нокаутировал соперника за четырнадцать секунд.

Поединок раскритиковал президента Союза ММА России Федор Емельяненко. Он объяснил, что подобные бои могут нанести психологический и физический ущерб детям.

3 факта о…

  • Новосибирская федерация смешанных единоборств накануне поддержала Федора Емельяненко и осудила проведение детских боев.
  •  Поединки смешанных единоборств с участием детей осудил и пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.
  • В сетях набирает оборот флеш-моб #ЗаФедора, в котором пользователи поддерживают позицию спортсмена Федора Емельяненко. 

Открытый городской забег «Привет, зима» пройдет в Новосибирске

23 октября в Бугринской роще пройдет забег «Привет, Зима-2». Любители бега встречаются на территории лыжной базы НГТУ.

Забег пройдет во второй раз. В 2015 году участники также открыли зимний сезон в Бугринской роще. Главная задача забега не изменилась: популяризовать бег и здоровый образ жизни.

Предусмотрены две дистанции: на 6 и 15 километров. Регистрация и выдача стартовых номеров начнется уже в 10 утра, сам забег — в 11:30. Всем бегунам на старте выдают специальный электронный чип, который поможет наиболее точно определить результаты забега.

Принять участие легко, главное — зарегистрироваться.

В числе организаторов выступают «Новосибирская лига легкоатлетов» и клуб любителей бега «ЯБЕГУ».

— Уже второй раз мы приглашаем встретить зиму радостно и спортивно на открытом забеге, — говорит Ольга Новоселова, организатор «Привет,Зима-2». — Приближающиеся холода и непогода вовсе не причина прекращать тренировки, и занятия спортом. Мы уверены: бег —  спорт массовый и все сезонный. Предлагаем убедиться в этом всем желающим 23 октября в одном из лучших мест для пробежек в нашем городе».

 

3 факта о...

  • 25 сентября — Всероссийский день бега. К этому дню приурочили «Кросс нации». В этом году в забеге участвовали более 3 тысяч новосибирцев.
  • В 2015 году в Новосибирске появилась школа «ЯБЕГУ», в которой любые желающие могут улучшить свои физические показатели, а после поучаствовать в различных забегах.
  • Сейчас в городах Сибири школа бега есть в Новосибирске, Красноярске, Кемерове и Томске. 

«Глобус» покажет спектакль по рассказам Рэя Бредбери категории 18+

Новосибирский молодежный театр «Глобус» порадует спектаклем по незнакомым нам рассказам Рэя Бредбери.

Премьера состоится 24, 25 октября. В качестве зрителей режиссер-постановщик Дмитрий Егоров желает увидеть лиц старше 18 лет. В спектакле не будет ничего запрещенного – ни сцен курения, ни мата, ни насилия, ни наготы. Однако Егоров утверждает, что данное возрастное ограничение важно, так как главная мысль спектакля адресована далеко не подросткам.

В настоящий момент идет работа с Ольгой Буховой, которая занималась переводом рассказов Брэдбери. В постановку войдет десяток рассказов и пара отрывков из уже известных произведений — романа «451 градус по Фаренгейту» и повести «Вино из одуванчиков».

Такой выбор материала режиссер объяснил тем, что в настоящее время произведения этого писателя звучат актуально.

За основу постановщик взял материал, где Брэдбери предупреждал людей об ошибках и заблуждениях общества и их радикальных формах, которые могут привести к серьезным последствиям.

3 факта о…

  • В часть писателя назван астероид и кратер на Марсе.
  • Рэй Брэдбери создал более 800 произведений.
  • Творец удостоен множества престижных премий, например, Пулитцеровской.

Саксофонист мирового уровня сыграет на Sib Jazz Fest

22 октября музыканты представят Новосибирску программу памяти легендарного саксофониста Орнетта Коулмана. Данное выступление станет для Тони Кофи вторым на Sib Jazz Fest. До этого он участвовал в нем пять лет назад в World Saxophone Quartet.

Учителя Кофи убеждали его в отсутствии музыкальных способностей, поэтому он стал плотником, работал на стройке. В 16 лет он упал с высоты третьего этажа. В течение пяти дней он в больнице находился между жизнью и смертью. После этого к Кофи стали приходить видения – в некоторых из них (самых ярких) он играл на саксофоне.  Именно это стало причиной его следующего поступка – после выписки он тут же приобрел подержанный инструмент. Тогда родные не верили в то, что парень доведет начатое до конца. Сам Кофи уверен, что саксофон спас ему жизнь.

 

Теперь Тони Кофи – неотъемлемая часть современного мирового джаза. Его считают ярчайшим новатором современного джаза после Чарли Паркера и Джона Колтрейна. Опыт записи альбома 2010-го года «For The Love Of Ornette» совместно с Джамаладином Такумой и Орнеттом Коулманом стал толчком к созданию Кофи собственного квартета. Участниками нового коллектива стали музыканты мирового уровня, которых вдохновил Орнетта Коулмана своей музыкой. На трубе играет Байрон Уоллен, на контрабасе — Ларри Бартли, за барабанами Род Янгз.

 

3 факта о…

  • Тони Кофи получил степень магистра в музыкальном колледже Беркли.
  • На открытии фестиваля выступит трио аккордионистов из Польши.
  • Стоимость билетов на концерты Sib Jazz Fest варьируется от  300 до 1500 рублей.