Ольга Васильева – новый министр образования и науки РФ – недавно рассказала общественности о своих планах на уже сложившуюся систему образования. Большинство аудитории воодушевилось: наконец-то чиновник разглядел человека за методичками и учебниками. «Новая Сибирь online» обратила внимание на четыре важные проблемы системы нашего образования, которые затронула Васильева, и попробовала проанализировать, как их можно устранить.
Одним из главных направлений в работе Васильева считает школы с инклюзивным образованием. Она сказала, что сделает всё возможное, чтобы эта проблема не стояла на месте, а действительно решалась.
Оно и верно. В закон об образовании недавно были внесены поправки об инклюзивном образовании, сейчас разрабатывают различные методические обеспечения. Однако не стоит забывать – запустить саму систему инклюзивного образования, где дети независимо от их физических способностей будут обучаться вместе – процесс трудный. Во-первых, необходимо подготовить педагогов, которые будут понимать специфику каждого ребенка, и знать, как разрешать конфликты в классах. Во-вторых, если речь идет про инклюзивные школы – то это затраты на специальное оборудование.
Тут важно понимать: главное – необходимо создать дать условия, где данный вид обучения будет максимально удобен для детей и их родителей. Когда появятся условия и будет разработана четкая и грамотная концепция данного образования, тогда не нужно будет говорить о том, что общество, как выразился президент РФ Владимир Путин, не готово к инклюзивным школам. Общество будет воспринимать эти школы как неотъемлемую часть нашей жизни.
Еще один важный вопрос, на котором заострила внимание Васильева – ЕГЭ. Она отметила, что «натаскивать» детей на ЕГЭ во внеурочное время не стоит. Новый министр уверен, в свободное время необходимо развивать кругозор ребенка и уделять внимание воспитанию личности. Правда, остается вопрос: «а получится ли?» В нынешней системе учителя и родители «трясутся» за выпускные баллы больше, чем сами одиннадцатиклассники. Многие семьи забирают детей из школы сразу после девятых классов с формулировкой: «пусть лучше идет в училище, он ЕГЭ не сдаст». Случаи не единичны – это сформированная система. Учителя перестают говорить с ребенком, заставлять его думать и высказывать свое мнение. У одиннадцатиклассников учебный год вообще начинается странно. В первый учебный день школьники не знакомятся с новым материалом, вместо этого — садятся решать пробные КИМы. В ряде школ на уроках литературы решают тесты по ЕГЭ по русскому языку, потому что сама дисциплина не популярна, а русский язык обязателен для сдачи.
О поддержке молодых учителей тоже было сказано немало. Васильева упомянула о льготах для сельских учителей – 20-25% к ставке, о том, что им выделяют квартиры и земельные участки. Этот перечень «плюсов» многим дает право полагать, что молодые учителя ринутся в регион. Проблема только в том, что большинство их тех, кто побежит – это как раз те молодые учителя, которым преподаватели в университетах ставили тройки и брали с них обещание, что те, в свою очередь никогда преподавать не будут. А еще нехватка в сельских школах сокращается за счет многофункциональности преподавательского состава. Как правило, учитель русского и литературы преподает не только свои профильные предметы, но и за нехваткой географа и биолога берет на себя ответственность и за другие дисциплины. А историкам достается физика и математика. Вот и получается хорошая статистика: преподавателей-то хватает, а профессионалов?
Дополнительное образование, по мнению Васильевой, тоже важно. Это мало того, что просто необходимо сейчас школьнику, но еще и большой плюс для родителей, которые работают до вечера. Их ребенок не сидит дома, не бегает по подворотням, а саморазвивается. Министр отметила, что минимальные вложения в модернизацию того же спортзала привлекут школьников в спортивные секции. Но вопрос с дополнительным образованием упирается в профессионализм.
Одна из основных проблем сегодня – потеря навыков коммуникации у учеников. Психологи отмечают: дети теряются в информационном потоке, с трудом формулируют мысли. Сегодня необходимо на базе школ организовать киноклубы, где ребята смогут посмотреть хорошее кино, а после – обсудить его со сверстниками и педагогами. В качестве альтернативы – открытие литературных кружков. В основе таких «секций» — профессионал, готовый привлечь внимание детей и увлечь их.
Самое главное, конечно же, видеть в школьниках не просто поколение «социальных сетей», а живых людей.
3 факта о…
- Ольга Васильева совсем недавно раскритиковала подготовку Новосибирской области к учебному году: по ее словам не все школы оборудованы кнопкой экстренного реагирования и видеонаблюдением.
- Минобрнауки подготовило программу по содействию строительства новых мест в школе. Согласно этой программе, к 2025 году все школы будут заниматься в одно смену.
- С сентября 2016 года российские школы будут изучать историю по новым учебникам. Разработка нового учебника началась в 2013 году по инициативе президента РФ Владимира Путина.