ТЕМА ГОДА: АРХИТЕКТУРНЫЙ КОД. Анатолий Павлов: Градостроительные ошибки исправлять очень сложно

0
11

Девелоперы создают архитектурный код Новосибирска — кодекс правил, определяющих особенности застройки разных зон города. 

В Новосибирске есть немало ярких архитектурных объектов, создающих лицо молодого сибирского мегаполиса с амбициями столицы. Однако в отсутствии системы требований к общему стилю застройки, ее контексту, цвету и рисунку город рискует потеряться в собственном «визуальном шуме». Нужен архитектурный код, решили ведущие архитекторы и девелоперы, и приступили к разработке проекта, который должен стать таким же важным нормативным градостроительным документом, как Правила землепользования и застройки или Генеральный план. О том, на каких принципах будет основана эта работа, «Новой Сибири» рассказал президент Ассоциация развития инфраструктуры и девелопмента (АРИД), глава ГК «СМСС» Анатолий Павлов.

— Анатолий Владимирович, помогите разобраться: что в вашем понимании значит «архитектурный код»? Это такие формализованные пожелания к благоустройству или еще одна инструкция — по типу уже существующего регламента архитектурно-градостроительного облика?

— Нет, это больше, чем пожелание, и конкретнее, детальнее, чем регламент АГО, который прописывает достаточно общие требования и распространяется не на все территории города. Поскольку инициировала создание кода АРИД, для которой разработка и доработка градостроительных нормативных документов под требования отрасли, вообще-то, является одной из основных задач, это, скорее, как ПЗЗ или Генплан.

В АРИД входят крупные застройщики, проектировщики, архитекторы, специалисты по правовым вопросам строительства — то есть непосредственные участники отрасли. Каждый знает все про проблемы строителей. Помните ситуацию начала прошлого года, когда от застройщиков потребовалось выполнение сопутствующих возведению жилья обязательств по инфраструктуре?

— Да, и поначалу это внедрялось весьма хаотично.

— А сейчас вопросы расчета размера этих обязательств уже более-менее урегулированы, и не без нашего участия. Оно, кстати, не закончилось — ассоциация занимается дошлифовкой этих правил. Точно так же будет и с проблемой архитектурного облика города.

— А можете в двух словах ее описать?

— Проще всего было бы привести конкретные примеры, но я боюсь кого-то случайно задеть. Ну, скажем, так: есть в Новосибирске очень оживленный квартал, на котором умещаются пафосный дом с золотыми башенками, хайтековский небоскреб, образцы советского конструктивизма и кирпичные хрущевские пятиэтажки. Каждый дом, наверное, по-своему хорош, но все вместе — тот самый, как говорят архитекторы, «визуальный шум».

В Новосибирске отсутствует система, регламентирующая самые базовые вопросы — стиль, цветовые решения, подсветку. Наша основная идея в том, что четко выраженный архитектурный стиль территории нужно поддерживать. Если улица застроена «сталинками» — новое строительство должно гармонично продолжать эту линию. Если на улице сложился определенный цветовой профиль — новые дома не должны его нарушать. Кирпичный фасад среди оштукатуренных никогда не будет выглядеть гармонично.

Идея разработать для Новосибирска архитектурный код прозвучала на одном из заседаний ассоциации. В августе мы уже представили ее главному архитектору региона, заместителю министра строительства Ивану Фаткину.

— О сроках окончания с ним не говорили?

— Шутите? Это постепенная и большая работа. Но ее надо выполнить, чтобы город не успел наделать непоправимых ошибок. Сегодня офис «СМСС» располагается в доме Chicago — в квартале, который лет 20 назад никто из застройщиков даже не рассматривал как перспективный. А если бы здесь тогда, условно, «Дискус» понастроил панельные дома, то эта локация потеряла возможность стать престижной вплоть до конца XXI века. Городу просто повезло, что этого не случилось. Но сейчас реализуется огромный проект КРТ на улице Кирова, идет активное освоение окрестностей, и кто знает, что придет на смену частному сектору? А ведь это одна из важнейших улиц города.

— Трудно поверить, что кто-то еще может воспринимать улицу Кирова как периферийную локацию.

— Но вопрос ведь не только в этом. Просто посмотрите вокруг. Рядом с Chicago находятся два дома ЖК «Облака». Они многим нравятся, их проектировало бюро Юрия Куликова. Но в контексте этой улицы, как мне кажется, они совершенно не работают. Бизнес-центр S7, ЖК «Статус» органично вписались, а они — нет.

— Может быть, такие отступления можно списать на формулу «на вкус и цвет товарища нет»?

— Готов был бы списать, но понимаю, что при выборе решения последнее слово чаще всего не у архитекторов, а у застройщиков, а они все-таки далеко не всегда понимают язык архитектуры.

В вопросах архитектурного стиля публичная оценка результата очень важна, но критерии здесь сильно расшатаны. Городские и региональные власти, например, много лет ставили в пример Алексея Джулая, специфическое качество микрорайонов которого, увы, совсем не требует от смотрящего архитектурного образования. Он получал высокие оценки мэров и губернаторов, а участники отрасли, да и горожане по большей части понимали: да ну, ерунда какая-то, не может быть, чтобы это всерьез. А ведь оценка власти могла бы стать хорошим ориентиром для рынка, помочь в формировании ответственного подхода к городской среде, к вовлечению застройщиков в ее создание.

— Как вы считаете, насколько жестким станет будущий архитектурный код Новосибирска?

— Мне сложно говорить в таких категориях. Пока могу сказать точно только то, что он не будет унифицированным. Невозможно придумать образ, одинаково подходящий для улиц Шамшиных и Писарева, для Красного проспекта и одновременно для «Чистой Слободы», МЖК или «Околицы». Это бы просто остановило развитие окраин. С другой стороны, не думать о том, какими должны быть сегодняшние окраины, тоже нельзя. Ведь то, что сегодня является городской периферией, через 20-30 лет, с поправкой на развитие метро, уже будет выполнять иные функции.

— Но если так, то вам потребуются сотни решений.

— Решений, может быть, и сотни, а подход один. Ведь хороший дизайн — это когда вы, отойдя от объекта, уже через пять минут забываете детали, а общее позитивное ощущение остается. Такого эффекта может добиться настоящий профессиональный архитектор. Он и должен заниматься разработкой кода. Даже нет — этим должен заниматься пул ответственных и талантливых архитекторов, имеющих разные взгляды и стили работы, но готовых добиваться консенсуса.

Основное в нашей идее в том, что с этой работой нельзя тянуть. Если не определить условия для гармоничного развития города, лет через 20-30 сделанные сегодня градостроительные ошибки исправить будет очень сложно.

Сегодня уже очевидно, что Новосибирск, например, очень вовремя начал работать над условиями привлечения застройщиков к созданию социальной инфраструктуры, и это принесло свои плоды. Мы с Андреем Гудовским предложили заняться этим тогда, когда в соседних регионах еще даже вопрос так не стоял, а вся отрасль была уверена, что социалка — сфера ответственности муниципалитета. Но мы предупреждали: придет день, когда без обязательств по участию в создании инфраструктуры просто перестанут выдавать разрешения на строительство. И оказались правы. Когда наши застройщики уже подписывали соглашения с мэрией, в Барнауле, Томске, Кемерове и Красноярке только начали думать над проблемой.

— Архитектурный код города наверняка станет для застройщиков дополнительным обременением, а им ведь и так сегодня непросто.

— Трудности строительства — проблема системная, при нынешних банковских ставках отрасль не может жить хорошо. Они уничтожают не только строительство, но и практически весь производственно-промышленный комплекс. Никто не может выжить с такими процентами.

Еще неизвестно, как переживет этот период ряд компаний, особенно это касается тех, кто не умеет считать или сам себя обманывает, чтобы понравиться банку. Себестоимость в 80-90 тысяч рублей за квадратный метр — это нереально, какую бы технологию застройщик ни использовал. В таких расчетах наверняка просто не все учтено: проценты по кредитам, налоги, полный цикл строительства и т. д. Уверен, что до конца 2026 года информация о ком-то из них появится на ресурсе сведений о банкротстве.

Ну а если вернуться к архитектурному коду, то ведь очевидно, что на центральных улицах и в удаленных локациях и сегодня работают разные компании, и кодекс правил, который мы разрабатываем, просто формализует разницу между ними.

Сергей ЗАХАРОВ, «Новая Сибирь»

СПРАВКА

Группой компаний «Сибмонтажспецстрой» (СМСС) реализовано 97 проектов, среди которых — здание Технопарка новосибирского Академгородка, БЦ «Якутия», ЖК Montblanc, «Бирюзовая жемчужина», «Менделеев», Milk House, апартаменты Apart River и «Пилигрим». Сегодня в работе ЖК «Паскаль» и «Чкалов», финансовый квартал Land Lord. По данным Единого ресурса застройщиков (erzrf.ru), по итогам 2025 года компания вошла в тройку крупнейших застройщиков по Новосибирской области и в сотню по России.

21 января 2026 года главе и основателю ГК «СМСС» исполняется 55 лет. «Новая Сибирь» присоединяется ко всем поздравлениям и пожеланиям в его адрес.

Фото предоставлено ГК «СМСС»

Ранее в «Новой Сибири»:

Анатолий Павлов: Небоскребы в Новосибирске все равно появятся — вопрос только при ком

Whatsapp

Оставить ответ