Предприниматели уполномочены заявить…

0
1381

Новый бизнес-омбудсмен региона Николай Мамулат собрал тех, кого должен защищать, и выслушал. 

В ТАСС прошел круглый стол об эффективности институтов защиты и поддержки бизнеса в Новосибирской области. Повод — вступление в должность регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей Николая Мамулата (оно состоялось две недели назад). Учитывая, что далеко не все представители бизнес-сообщества были в восторге от его кандидатуры, встреча обещала быть интересной.

Николай Мамулат обрисовал общий круг задач бизнес-омбудсмена: «В Новосибирской области 145 тысяч руководителей предприятий малого и среднего бизнеса, налоги от которого формируют больше половины бюджета региона. Поэтому защита прав бизнесменов очень актуальна. В год к уполномоченному по защите прав предпринимателей поступает 300-350 обращений. Мало? Нет. К бизнес-омбудсмену приходят за помощью, когда все другие возможности исчерпаны. Это крик о помощи. За две недели работы ко мне уже поступило восемь обращений, причем пять из них носят системный характер, что не может не тревожить».

Валентин Сичкарев (слева) и Николай Мамулат
Валентин Сичкарев (слева) и Николай Мамулат

Однако драматический тон обсуждению задали сразу. Президент Новосибирской торгово-промышленной палаты Юрий Бернадский процитировал итоги исследования, которое ТПП в конце 2018 года провела в Новосибирской области и России в целом. «Результатам исследования мы очень удивились. Первое, что было понятно, — уровень доверия предпринимателей к власти, к СМИ, к судебной системе, к правоохранительным органам за 2018 год упал в два раза. Индекс доверия определяется как количество тех, кто доверяет, к количеству тех, кто не доверяет. Суммарный показатель отрицательный», — заявил президент НТПП.

По мнению Юрия Бернадского, это связано и с тем, что количество уголовных дел против предпринимателей за год увеличилось на три процента, несмотря на призывы не «кошмарить» бизнес. На пять процентов выросли банкротства. И это на фоне того, что 25 процентов предпринимателей работают себе в убыток. Итог: 9 из 10 готовы избавиться от своих активов.

Юрий Бернадский
Юрий Бернадский

Меры господдержки малого и среднего бизнеса могут охватить только каждого сотого предпринимателя России, а в Новосибирской области — вообще только каждого тысячного. Именно поэтому сейчас создается инфраструктура, которая призвана охватить большее количество бизнесменов через региональные программы и национальные проекты.

Президент Межрегиональной ассоциации руководителей предприятий Сергей Карпекин оценил бизнес-климат Новосибирской области как средний. Мы ничем выгодно не отличаемся от других регионов. Мы работаем в условиях нездоровой конкуренции, когда конкурентные преимущества получают те, у кого есть связи. «Все знают, что 60 процентов молочной продукции фальсифицировано, но она продается по цене качественной, и никто не решает эту проблему. То же самое с цементом: около 20 процентов на рынке — фальсификат, но им торгуют целые базы, и никто с этим ничего не делает», — заявил Карпекин.

Что касается институтов государственной поддержки бизнеса, то они работают. Правда, вхолостую — бизнесмены не хотят ими пользоваться. Почему? Сергей Карпекин отвечает: «Одни заявляют, что не хотят раскрывать свой бизнес перед государством. Другие боятся, что если не выполнят заявленные в проекте показатели, то подвергнутся прессингу».

В этой ситуации возрастает роль бизнес-омбудсмена, который может разрывать замкнутые бюрократические круги, быть чем-то вроде «единого окна» для бизнеса. В каких-то случаях он может мгновенно реагировать на критические ситуации. За последние пять лет удалось добиться того, что с бизнес-омбудсменом считаются представители различных силовых структур, считает глава МАРП.

Сопредседатель Новосибирского областного отделения объединения предпринимателей «Опора России» Наталия Безрученкова также отметила возросшую за пять лет роль уполномоченного по защите прав предпринимателей: «Пять лет назад с уполномоченным не считались. Но сейчас, когда к нам приезжают бизнесмены из других сибирских регионов, они восхищаются тем, как у нас поставлена работа. Думаю, именно на базе Новосибирска будет создана ассоциация бизнес-омбудсменов. Настрой очень боевой, и я надеюсь, что он сохранится».

Что касается бизнес-климата, то он, по мнению Безрученковой, в первую очередь зависит от правового поля, в котором предприниматели работают. Пусть даже законы некомфортны, но они должны быть постоянными — бизнес приспособится.

Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Валентин Сичкарев, недавно возглавивший Совет директоров областного Агентства инвестиционного развития, еще одну проблему видит в том, что бизнесу от власти чаще всего нужна государственная поддержка не в виде финансовых ресурсов, а в форме сопровождения. Оно необходимо для ускоренного прохождения проекта по инстанциям и получения необходимых разрешений. При этом Валентин Сичкарев отметил: статистика фиксирует, что приток новых предприятий в Новосибирскую область превышает их отток.

Николай Мамулат, подводя итог круглого стола, заявил, что в Новосибирской области уже создан институт реагирования на проблемы бизнеса, имея в виду, что этот институт — все представители бизнес-сообществ, которые защищают интересы предпринимателей.

А когда все расходились, корреспондент «Новой Сибири» поинтересовался у Николая Мамулата: «Насколько ожидания от работы в новом качестве совпали с реальностью?» Омбудсмен не задумываясь ответил: «Совсем не совпали. Я вижу, что работы здесь гораздо больше, чем я думал»

Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»

Фото ТАСС-Сибирь

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.