Слишком горячий Traveler’s coffee

0
4885

Бывшие партнеры перевели корпоративный конфликт в уголовную плоскость, и теперь один из них в СИЗО, а другой под обвинением.

На будущей неделе Центральный суд Новосибирска, вероятнее всего, в очередной раз продлит арест Анвару Пириеву — одному из создателей известной сети кофеен Traveler’s coffee и владельцу товарного знака, на базе которого во многих регионах России и за рубежом развивается успешная франшиза. Если смотреть на его историю и известные обстоятельства его уголовного дела непредвзято, выглядит все так, будто более полугода он находится в камере исключительно из-за корпоративного конфликта. А Новосибирск, в начале двухтысячных ставший родиной прославленного проекта, в очередной раз усугубляет репутацию как место, где люди теряют свой бизнес, оказавшись за решеткой.

Пожарный случай

Осенью 2017 года в Новосибирске дважды подожгли «Академию кофе» на Морском проспекте. Первый пожар уничтожил известную кофейню 13 октября: огонь повредил фасад и все внутри. Комментируя инцидент прессе, основатель заведения Татьяна Павлова не сомневалась в том, что это был поджог, обещала 100 тыс. рублей за данные о поджигателях и утверждала, что никаких угроз или требований к ней или ее партнеру никто не предъявлял. Когда заведение ночью 18 ноября подожгли снова, повреждены были только окна.

Спустя год, осенью 2018-го, те пожары снова вспомнили. Теперь, слава богу, ничего не сгорело, но в аэропорту «Шереметьево» прямо на выходе с рейса из Баку задержали известного новосибирца, кофейного бизнесмена Анвара Пириева. Областное ГУ МВД сразу сообщило, что его подозревают в вымогательстве и поджогах: по версии следствия, он требовал с бывшего партнера по бизнесу более 18 миллионов рублей и «организовал группу лиц, которые под его руководством совершили умышленный поджог».

В сообщении пресс-службы говорилось про уничтоженные огнем дачную баню и «Лэнд Крузер Прадо». Но источник, знакомый с делом, неофициально добавлял журналистам, что «Академия кофе» на Морском проспекте — тоже его рук дело.

Пириева отправили в СИЗО, где, отметим забегая вперед, он находится до сих пор. Правда, в списке статей его обвинения о пожарах уже нет ни слова.

Партнеры разошлись, но не все

Уши корпоративного конфликта у этой истории виднелись из первых же новостей. В комментариях звучало, что вымогательства и связанные с этим пиротехнические забавы были направлены на финансового управляющего сети кофеен «Трэвэлерс кофе» Сергея Михеева, а он в конфликте с Пириевым к тому моменту был давно и публично.

Сначала ссорились совладельцы-основатели сети кофеен. В 2012-м американец Кристофер Тара-Браун и новосибирец Анвар Пириев подписали соглашение, по которому марка Traveler’s coffee за 58 млн рублей отошла структуре Пириева.

Партнеры разошлись, американский сооснователь уехал домой, но война не окончилась, а перешла в другую плоскость. Права на бренд заявили структуры, под контролем которых осталась часть активов бывшей группы. Лицом стороны стал бывший финансовый управляющий Сергей Михеев. А Анвар Пириев в свою очередь предъявил ему необоснованные затраты и вывод оборотных средств — на сумму порядка 300 млн рублей.

В 2012-м американец Кристофер Тара-Браун и новосибирец Анвар Пириев подписали соглашение, по которому марка Traveler’s coffee за 58 млн рублей отошла структуре Пириева.

Бывшие партнеры бодались и ссорились довольно горячо. «Перелом наступил весной 2016-го, когда Анвар Пириев получил от Сергея Михеева сообщение, что им «займутся» на самом высоком уровне, — рассказывает адвокат, защитник Пириева Николай Муштин. — К сообщению в WhatsApp прилагалось фото Михеева на фоне информационной таблички приемной заместителя начальника ГУ МВД России по Новосибирской области Николая Турбовца. Кроме того, Михеев сообщил, что уже был на личном приеме, что «вышел после 21.00» и теперь «команды розданы».

Полностью в уголовке

Как с тех пор развивались события в Новосибирске — уже известно. Об уголовном деле Пириева известно немного, но совершенно ясно одно: ему инкриминируется только вымогательство. Ни о каких поджогах речи нет. Куда делись резонансные сведения о его причастности к пожарам в кофейнях и бане? Об этом можно только гадать.

Ну и само расследование не сказать, что продвигается бодро. Полгода Пириева в СИЗО для следователей пролетели быстро. Они, вероятнее всего, снова будут ходатайствовать перед судом о сохранении для бизнесмена нынешней меры пресечения. Хотя у того в Новосибирске есть квартира, в Москве — большой бизнес. Куда он сбежит? Как его арест может повлиять на следствие, если с ноября 2018-го, по словам адвокатов, обвиняемый видит следователя только в суде, на продлениях меры пресечения?

Как арест может повлиять на следствие, если с ноября 2018-го, по словам адвокатов, обвиняемый видит следователя только в суде, на продлениях меры пресечения?

Но еще интереснее вот что: не прошло и месяца со дня задержания Пириева, как московский прокурор подписал обвинительное заключение главному его оппоненту по корпоративному конфликту: Сергею Михееву (а также трем его подельникам-новосибирцам). Он обвиняется в попытке мошенничества, в результате которой предполагал завладеть фирмой Анвара Пириева, сохранившей бизнес старого доброго «тревеллерса».

В документе, по сведениям от источника, знакомого с делом, раскрываются подробности хорошо известной среди российских бизнесменов схемы по завладению активами, когда при помощи поддельных документов злоумышленники меняют менеджмент компании, а тот признает принципиальный для бизнеса иск оппонента.

С тех пор обвиняемые с документом так и не ознакомлены. Хотя, например, до Сергея Михеева «Новой Сибири» удалось дозвониться с первого раза (он, правда, узнав о сути наших вопросов, отключился и перестал брать трубку).

Кто правее — Новосибирск или Москва?

Чья правоохранительная система в этой ситуации более права — не хочется даже гадать. Тем более не хочется делать выводов, кто из обвиняемых более достоин проводить дни в следственном изоляторе. Насколько можно понять из имеющейся информации, Пириеву инкриминируют, что он требовал от бывшего партнера по бизнесу возврата выведенных средств (а о причастности Пириева к агрессивному выражению этого требования, напомним, в обвинении речи не идет). Михеев же вместе с товарищами обвиняется в попытке незаконной смены собственника дорогостоящих активов, но при этом отвечает на звонки и дает показания против своего корпоративного оппонента.

Так или иначе, но очевидно, что разбираться во всей этой истории, замешанной на сугубо хозяйственном споре, судьям опять придется в рамках уголовных процессов.

Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

Фото со страницы Анвара Пириева в Facebook

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.