Александр Соловьев: Музыка Щедрина — это как энциклопедия сложности

0
1431

Есть такие музыкальные произведения, что звучат на нашей планете, по данным статистики, каждый день. Ни дня не проходит без исполнения Времен года Вивальди, например, или Кармен-сюиты  Бизе-Щедрина. С популярностью балетного спектакля  может и  посоперничать сама музыкальная партитура, находящаяся в каждодневном концертном обиходе уже 55 лет, чему  свидетели и новосибирцы, посещающие филармонические концерты и театр оперы и балета. Творчество Родиона Щедрина, впрочем, охватывает кроме балета самые различные жанры и формы, от музыки кино и фортепианных пьес до грандиозных хоровых фресок, симфоний, опер, концертов для различных инструментов и их сочетаний, и в каждой из этих  сфер  найдется любимое и узнаваемое.

Родившийся в один день с великим Бетховеном, Щедрин, как и его старший коллега, давно назван классиком, его нынешнему юбилею посвящены многие события — в том числе Всероссийский музыкальный фестиваль, который проходит в  крупных музыкальных центрах страны и носит название «Запечатленный ангел», по одному из важных программных произведений мастера.

Фото: НГК им. М. Глинки
Фото: НГК им. М. Глинки

Хоровая музыка к 1000-летию крещения Руси «Запечатленный Ангел» была создана в 1988 году — по словам автора, по «зову сердца», как если бы кто-то при этом управлял его рукой. Написанная по прочтении повести Лескова, без использования его текста, но на основе идеи и образов, она получила статус русской литургии. «Если «русская душа» взаправду существует, — говорил композитор, — то никто лучше Лескова не может ответить на сей сакраментальный вопрос».

Одним из 12 музыкальных центров, вошедших в фестиваль «Запечатленный ангел», стал наш город со своим, уже в восьмой раз проходящим здесь фестивалем современной музыки «Сибирские сезоны». Исполнение грандиозной, более чем часовой хоровой литургии в Малом зале Театра оперы и балета  стало его закрытием. Для осуществления проекта потребовалось объединение двух молодежных, точнее студенческих коллективов консерваторий Новосибирска и Москвы. Этот масштабный — под сто участников — сводный хор встретился буквально накануне новосибирской премьеры. И достойно справился с поставленной задачей под руководством двух профессоров: Елены Рудзей и Александра Соловьева.

Художественный руководитель и главный дирижер камерного хора Московской консерватории Александр Соловьев рассказал о фестивале и его новосибирской программе:

— Я рад, что этот фестиваль инициирован  Московской консерваторией. И мы  систематизируем то, что делают коллеги в разных регионах страны. Для нас важно, чтоб именно в образовательных институциях проходили такие концерты. Чтоб молодые   музыканты воспринимали музыку Родиона Константиновича и брали в репертуар. Поскольку моя специальность — хоровой дирижер, есть фокус  на его хоровой музыке. И  вот, было бы счастье, да несчастье помогло.  Пандемийная пауза дала возможность композитору сконцентрироваться именно на хоровом жанре, и мы  стали свидетелями того, что вышел новый сборник «Век ХХI-й», где свыше десяти новых его партитур для хора, которые были написаны в 2020 и 21-й годах.  И последнее сочинение для хора, которое даже не вошло в сборник, «Притча», — тоже в нашем репертуаре. Мы на постоянной связи с ним находимся. Практически каждый день. Он знает о нашей поездке, что здесь организовала Новосибирская консерватория грандиозное исполнение. И  действительно, коллаборации эти сегодня важны. Чтоб ребята встречались, чтоб был обмен и опытом, и знаниями, а они есть. И то, в какой сейчас форме находится хор студентов Новосибирской консерватории, честь и хвала, что они взяли эту партитуру и инициировали, чтоб и наш хор подключился, чтоб мы тоже не как всегда исполняли одну часть, а исполнили целиком совместно это сочинение.

Благодаря именно этой инициативе 18 декабря Камерный хор исполнит также целиком это сочинение в Успенском соборе города Алексин, где был настоятелем дед Родиона Константиновича Михаил Щедрин. В храмовой акустике — как это будет звучать? Мы спросили благословение и получили его на исполнение в храме, поскольку,  все-таки, это сочинение не в обиходе, тем не менее наши церковные иерархи разрешили.

Фото: НГК им. М. Глинки
Фото: НГК им. М. Глинки

— В Алексине Камерный хор Московской консерватории будет в полном составе, здесь он в половинном?

— Здесь нас 30 человек. И то это много. Мы так всегда и в Японию ездили в таком численном составе.

—  И как взаимодействие двух коллективов происходит?

— Очень хорошо. Если есть основа, выучка нотного текста, то уже вопрос интерпретации — зрелости музыкантов.  И Елене Валерьевне, и мне было  встречное движение. А здесь же не только смысл в концепции. Здесь и образовательные компоненты, и мастер-класс. Чтобы ребята познакомились с тем, как работают в Новосибирске, а опять же новосибирские студенты посмотрели, как мы это интерпретируем.

— Как вы  расцениваете фестивальное движение в современной музыке в целом по России?

— Оцениваю высоко. Сейчас рождаются новые фестивали. Я сам провожу целых три. Союз композиторов России инициировал свой фестиваль «Пять вечеров» — один из вечеров обязательно посвящен звучанию хоровой музыки. Мы 3 декабря в Рахманиновском зале спели программу  современных композиторов, причем, там  обязательно делается акцент, чтобы звучали не только московские  и питерские авторы,  а уделялось внимание регионам. В моей программе были композиторы из Красноярска, Екатеринбурга, Твери. Сейчас  прошла Дальневосточная хоровая олимпиада, где я волею судеб был председателем жюри,  приехало 77 коллективов со всей страны, и это не только регион, связанный с Приморским краем, но приезжали из Питера, Екатеринбурга, из Нижнего Новгорода, Москвы... Все на людях держится, все от людей зависит.

— В чем успех хорошего хора?

— Как мой учитель Борис Григорьевич Тевлин часто любил говорить: «Хор это много счастливых людей сразу». Их нужно заряжать, и — естественно — все зависит от руководителя. Насколько он энергетически ведет за собой. Мы всегда стараемся ставить планки выше собственных возможностей, преодолевать себя. Вот она, формула успеха.

— Этот массив сводного хора как раз подходит для такого произведения как «Запечатленный ангел»?

— Да, это мы с Еленой Валерьевной обсуждали,  — это стратегия большого русского хора, чтобы звучало. Чтобы все звенело и вибрировало, и тембрально было богато окрашено.

— Вы говорили о новых хоровых партитурах Щедрина, что-то возможно будет услышать в ближайшее время?

— Я подарил этот сборник Елене Валерьевне, можно будет разбирать и  учить. Музыка непростая, она требует  больших затрат, — это как энциклопедия сложности... Если эту сложность удастся переварить, так интерпретировать и представить музыку, чтоб она завела и исполнителей и слушателей, тогда моя задача выполнена.

— Есть уже договоренности о следующем совместном проекте?

— Конечно, есть много совместных планов и будем стараться их реализовывать, синергия может возникать как от регионального, так и от федерального внимания к хоровому творчеству.

 

***

Остается добавить, что новосибирскую часть Всероссийского фестиваля слушал и сам виновник торжества, композитор Родион Щедрин. И не замедлил поделиться своим впечатлением:

«Браво, браво! Замечательно! И профессор Соколов, и профессор Рудзей — замечательно все это было. Прекрасно дирижировали, и хор пел блестяще, со множеством нюансов, напряженностей. Все молодцы. Солисты молодцы, и флейтист в порядке был, и очень хороший мальчик — дискант. Не зря он такой успех имел. Спасибо большое. Считаю, что уже справили мой день рождения таким прекрасным аккордом в заключение новосибирского фестиваля. И конечно, то, что москвичи выбрались, это трогает. До глубины души. Обнимаю крепко. Поздравляю, благодарю всех, кто был на сцене, кто участвовал!»

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

Ансамбль Павла Шаромова: Мотивация просыпаться каждое утро

Открытый Всероссийский конкурс пианистов имени Мери Лебензон впервые проходит в Новосибирске

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.