Завершены сценические постановочные репетиции «Конька-Горбунка» в Новосибирском театре оперы и балета: актеры готовы к выступлению, костюмы, декорации, реквизит достойны уровня лучших театров мира, блок апрельских сценических репетиций показал, что спектакль практически готов к встрече со зрителями. Декорации радуют глаз богатством красок традиционной русской палехской росписи, в них идеально вписываются костюмы, и все это сочетается с блистательной музыкальной партитурой российского классика Родиона Щедрина, которому нынешней осенью исполнится 90 лет.
Премьера, которая состоится 13 и 14 мая, обещает стать ярким событием культурной жизни Сибири. В классическом трехактном балете каждый зритель — и искушенный ценитель балета, и самый юный гость театра — найдет для себя что-то интересное. На майских премьерных показах масштабного, красочного спектакля примет участие звезда театра и кино Марат Башаров — партия Царя станет для известного артиста дебютной на балетной сцене.
В динамичном, красочном спектакле юмор и задор сменяются сказочной таинственностью и лирикой, а музыка впитала истинно русский, жизнелюбивый дух поэтической сказки Петра Ершова. В основе хореографии — редакция Александра Радунского, осуществившего первую постановку на сцене Большого театра в 1960-м году.
Постановочные дни были предельно насыщены работой всей творческой группы: художники Вячеслав Окунев и Глеб Фильштинский настраивали сценографию и мультимедийное оформление, Леонид Сарафанов работал с артистами, реализуя редакцию Михаила Мессерера, который, в свою очередь, был на постоянной связи с труппой. События февраля, марта не дали возможности Михаилу Григорьевичу лично быть в Новосибирске, поэтому он руководил постановкой онлайн.
О новой постановке НОВАТа рассказывает руководитель балетной труппы Леонид Сарафанов.
— Леонид, давайте немножко коснемся сути самого балета. На ваш взгляд, «Конек-Горбунок» на кого ориентирован?
— Несмотря на детскость названия, этот балет можно рекомендовать взрослым даже в большей степени, чем детям. Это не детский спектакль, не «Чиполлино». Несмотря на то, что это сказка, он будет интересен всем — дети увидят увлекательную историю и невероятные спецэффекты, а взрослые — классический балет с прекрасной музыкой. Знаете, это как хороший, качественный современный анимационный фильм, который интересен и детям, и взрослым.
— Скажите, а сам стиль «Конька-Горбунка» — яркие декорации, костюмы, видеопроекция и так далее — согласуется с общей тенденцией? Стало популярным возрождать тему славянских традиций. Не кажется вам, что это в духе наших современных реалий?
— Никогда не поздно вернуться к истокам, нельзя забывать о том, кто мы есть. И балет русский, и музыка русская, и соответствующие им декорации. Есть, наверное, запрос у зрителей, и мы на него откликаемся.
— Это сегодняшний тренд?
— Да! Если можно так выразиться — это наш ответ на попытки отменить русскую культуру во всем мире.
— Ваша карьера как руководителя балетной труппы началась, по сути дела, на финальной стадии подготовки премьеры «Собора Парижской Богоматери», и вот, спустя полгода, вы исполнили в балете партию Феба. Этот период стал для вас плодотворным — помимо ввода целого ряда молодых исполнителей, вы также подготовили большую балетную премьеру «Тщетная предосторожность». Отдохнуть не получилось. Следом публику ждет балет «Конек-Горбунок».
— Да, уже прошли репетиции и стало понятно, что у нас родилось два сибирских состава. Мы, конечно, в премьерных показах будем ждать приглашенных артистов, для, так сказать, усиления громкости этого события, но у нас есть два полноценных собственных состава — оба абсолютно разные и сильные.
— Спектакль отличается от постановки Михайловского театра?
— Конечно. Здесь все масштабней. Сцена Михайловского театра меньше нашей. Если сравнивать два спектакля, то хореографический текст практически не отличается, но у нас спектакль выглядит масштабнее за счет размеров сцены — были увеличены декорации, задействовано больше артистов.
— А с точки зрения хореографии? Вы, как человек, занимающийся этим вопросом вплотную, считаете, что с точки зрения техники он будет интересным для любителей балета?
— Да, безусловно, любители балета увидят классические вариации — с набором фуэте, прыжков, вращений. Здесь множество танцев — как классических, на пуантах, так и народных: русские плясовые и хороводы, цыганские, лирические танцы — все это присутствует здесь в полном объеме.
— Кто из артистов балетной труппы вошел в два состава «Конька-Горбунка»?
— Партии Царь-девицы и Иван в первом составе исполнят Ольга Гришенкова и Роман Полковников, во втором — Анна Гермизеева и Никита Ксенофонтов. Также у нас есть Водяницы — Анна Одинцова и Анастасия Турчина, Кораллы — Михаил Лифенцев, Артем Пугачев и Евгений Басалюк, Кобылицы — Мария Машкина и Мария Николаева, и, конечно, сам Конек-Горбунок — Екатерина Лихова и Елизавета Аношина.
— Елизавета Аношина в этом сезоне исполнит третью достаточно серьезную премьеру.
— Да, она дебютировала в балетах «Ромео и Джульетта», «Жизель, или Вилисы» и сейчас в «Коньке-Горбунке». Елизавета — молодая выпускница Новосибирской балетной школы, на мой взгляд, с большим потенциалом.
— Как складывалась работа с постановщиком балета Михаилом Мессерером?
— В силу сегодняшних сложностей он работал дистанционно. Спасибо ему за доверие — во многом он давал мне некую свободу, но я не отступал от его хореографического текста. Мы с ним работали вплотную по видео или мобильной связи. Обсуждали многие вопросы — он с удовольствием давал свои рекомендации. Я всецело прислушивался, потому что это его балет, он его знает, его поставил.
— Он ведь и сам его исполнял.
— Да! Есть даже видео, которое он мне прислал. Я не узнал и спросил: «Кто это так хорошо танцует?». Он ответил очень скромно: «Хорошо? Правда? Это я».
Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»
Фото: Алексей ЦИЛЕР
Ранее в «Новой Сибири»:
Актер Марат Башаров появится на сцене НОВАТа в премьере балета «Конек-Горбунок»
Опера Антонио Сальери: совместный проект новосибирской консерватории и НОВАТа
Выставка дипломников Новосибирского художественного училища открылась в НОВАТе