Музыкальные проекты, распакованные новосибирским «мARTовским кодом» 

0
1225

В Новосибирске завершил работу X фестиваль современной музыки, проходивший с 28 февраля по 5 марта. По сложившейся филармонической  традиции несколько вечеров в камерном пространстве марта выстраивались в некий обособленный — на фоне привычной классики — блок концертной субстанции под общим названием «мARTовский код». Само название, как всегда, готовило к чему-то необычному, неизвестному…

В этом марте фестиваль современной  музыки состоялся в десятый  раз, в начале марта, прихватив еще и один февральский денек.

Фото: Новосибирская филармония
Фото: Новосибирская филармония

Месяц весеннего обновления закономерно выставляет свой особый код. Да, мы привыкаем к тому, чтобы слушать и слышать всеми признанные шедевры, прошедшие сквозь сито времени и по каким-то иногда непонятным причинам продолжащих жить, волнуя и оставаясь в истории. А что останется от наших дней?  Мы можем прогнозировать, строить догадки, пытаться уловить тенденции. Можем стать свидетелями рождения шедевра. Это тоже заложено в  «мARTовском коде»  наряду с музыкальной феноменологией и экспериментальным духом.

Конечно, к современной музыке должен быть  интерес, должна быть любознательность.   Что и как пишут современные композиторы? Фестиваль проводит авторские концерты, предполагающие основательное, не шапошное знакомство с композиторами, у которых не пара-тройка удачных названий, а солидный багаж, есть что представить, из чего выбрать. На прошлом фестивале, например, состоялся авторский концерт  Антона Танонова из Санкт- Петербурга, годом раньше — москвича Андрея Семенова, которые сами представляли свою музыку новосибирцам. Нынешний «МК» устроил целых три авторских концерта. Один из них был мемориальным — памяти Сергея Прокофьева.  Жаль, конечно, что ныне здравствующие композиторы не смогли приехать, как это было в прошлые годы.

Квест из «Одинокой гармони»

Авторский концерт Александра Чайковского (нет, не родственника великого Петра Ильича, но признанного мэтра, одного из ключевых персонажей российской культуры) открыл фестиваль. Творчество 77-летнего композитора  охватывает  практически все жанры — балет и оперу, симфонию и концерты для различных инструментов, самую разнообразную камерную музыку. Его сочинения звучат в крупнейших концертных залах России, Европы, Японии, Америки. Конечно, было бы очень интересно услышать  симфонии Александра Владимировича, так называемую «Пандемийную» или посвященную 350-летию Петра Первого, но изначальный камерный формат  фестиваля  диктует свои условия. Практически все  произведения, созданные на протяжение  едва ли не полувека, в Новосибирске  в этот вечер были исполнены впервые. Струнный квартет  времен консерваторской учебы в классе Тихона Хренникова, сюита для виолончели соло 2015 года, пандемического времени вариации на тему песни Бориса Мокроусова «Одинокая гармонь»  и  вокальный цикл «Из жизни петербургской актрисы».

Слушая 13 вариаций на тему песни  Мокроусова «Одинокая гармонь», вы не уловите даже намека на знакомую мелодию, она прозвучит  только в самом конце, сложившись из мельчайших сегментов. Это сочинение — просто музыкальный квест.  И не только это. Написание музыки для композитора по словам ведущей концерта, музыкального критика Елены Истратовой — увлекательная игра: игра фантазии, игра со звуками, их слагаемыми,  с разными тембровыми оттенками… Новосибирским музыкантам пришлось разобраться во всех ее тонкостях и сложностях, надо признать, — весьма удачно. Квартет «Гелиос», виолончелист Павел Дашкин и пианист Дмитрий Карпов успешно прошли музыкальный квест. И даже благодаря Павлу Дашкину и его инструменту Вариации на тему «Одинокой гармони», изначально написанные для альта и фортепиано, обрели новое звучание. По мнению исполнителей-соавторов композитора — более  выигрышное, подходящее случаю.

Финалом концерта стала новосибирская премьера вокального цикла «Из жизни петербургской актрисы» для меццо-сопрано и фортепиано. Исповедальные монологи о сути творчества и жизни на сцене (на стихи Блока, Есенина, Ахмадулиной, Зиновьева, Бродского)  были исполнены специально прибывшими в Новосибирск музыкантами из Петербурга и Москвы, записавшими это сочинение на диске и получившими горячее одобрение автора. Олеся Петрова, уверенно поднимающаяся к высотам профессии, солистка Михайловского театра,  выступающая  на многих знаменитых театральных и концертных сценах, известна и в Новосибирске, поет в спектаклях Оперного театра — «Царской невесте», «Аиде». Она впервые участвует в фестивале «мАРТовский код», тогда как ее партнер по исполнению музыки Александра Чайковского — пианист   Алексей Гориболь — уже давно сотрудничает с фестивалем, показывал здесь не одну программу. Творческий тандем, синтез двух больших артистов делает цикл Чайковского моноспектаклем, который  заставляет переживать разные грани актерской судьбы, не бывающей простой.

Долгая жизнь народных инструментов

Совсем другой, пожалуй, даже противоположный  первому авторский концерт — Вадима Бибергана , одного из самых популярных в наши дни питерских композиторов, творческая жизнь которого продолжается уже более 60 лет. Его провел Русский академический оркестр под управлением Владимира Гусева и Рустама Дильмухаметова в содружестве с детским хором театра оперы и балета (хормейстер Маргарита Мезенцева). Главный герой также не смог приехать, но прислал видеообращение с рассказом о своем пристрастии к русским народным инструментам. «Это яркое явление в мировой академической музыке, — считает композитор, — они выявляют красоту и своеобразие нашей отечественной культуры, уверен, будут новые открытия и суждена им долгая жизнь».

В концерте звучала  киномузыка, в том числе к фильму Глеба Панфилова «Васса». Это всего лишь один из более чем  60 фильмов, музыку к которым сочинил Биберган. Его музыка естественная, живая, эмоциональная. Звучали сочинения разных лет, изначально написанные для оркестра или ансамбля русских народных инструментов. А также переложения для оркестра театральных и концертных произведений, в том числе и редко исполняемых. Все они были объединены общим тоном музыки Вадима Бибергана — знакомое, родное, то, что хочется слушать вновь и вновь.

Ностальгическая «Променад-сюита»,  где образы и атмосфера уходящего времени и музыкального быта  воссозданы  с  неподражаемым юмором и теплотой.  «Русские потешки», открывшие неиспользованные ранее возможности народного инструментария, в свое время вызывали восхищение Дмитрия Шостаковича. «Частушка», Ария для  фортепиано, хора и оркестра, вальс-баллада, кантата «Красный кораблик»… Некоторые из этих произведений композитора исполнялись прежде в концертах  новосибирского оркестра, но в таком объеме к тому же с детским хором и его милыми задорными солистками — никогда.

Фото: Новосибирская филармония
Фото: Новосибирская филармония

Неизвестный Прокофьев

Заключительный концерт фестиваля — In Memoriam — памяти Сергея Прокофьева, ушедшего из жизни в один день со Сталиным, 5 марта, 70 лет назад, ставил своей целью показать практически неизвестного Прокофьева. Да, его произведения являются неотъемлемой частью музыкальной современной жизни. Популярны его оперы и балеты, но есть и то, что, возможно, никогда не звучало на нашей филармонической сцене. И вновь в этом концерте «мARTовского кода» в исполнении музыкантов филармонии мы слышим сочинения разных лет. К примеру, был исполнен колоритный Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса. Редко звучащее сочинение возникло как  заказ молодому Прокофьеву циркового балета, получившего название «Трапеция», исполненного всего пару раз. Фортепианный цикл «Вещи в себе», созданный в поисках «новой простоты» для того, чтобы «углубиться в музыку и самого себя», облечь мысли в форму «с размаху лезущую в сознание слушателя». Была здесь и фортепианная соната №9, написанная для Рихтера, и виолончельная баллада юного композитора, впервые писавшего для этого инструмента.

***

Авторские концерты десятого «мАРТовского кода» соседствовали  с программой японской современной музыки и проектом «Барокко в популярной музыке нашего времени». Изысканные шедевры  японской музыки конца ХХ-начала  нашего столетия  для саксофона, фортепиано и перкуссии прозвучали в исполнении Андрея Турыгина (саксофон), Марии Дениченко (фортепиано) и Станислава Торского (перкуссия). Японский культурный код вступил во взаимодействие с кодом мАРТовским.

Необычный  «Barock project/ Барокко — XXI век» собрал в одном концерте современных культовых композиторов-минималистов (Арво Пярт, Майкл Нейман, Филип Гласс) и популярные англоязычные рок- и поп-группы.

Февральский концерт-превью, пролог к «мАРТовскому коду» уже содержал в себе будущие идеи. Он состоял из двух частей. В первой сочинение «Таинственная вуаль» и другие хоры облатдателя Грэмми Эрика Уитакра(США) представила хоровая капелла. А затем прозвучал вокальный цикл  Леонида Десятникова  «Любовь и жизнь поэта» для тенора и фортепиано на стихи Д. Хармса и Н. Олейникова.

Каждый  фестиваль «мARTовский код» производит новые сюжеты, темы, циклы. Каким будет XI фестиваль — мы узнаем в следующем марте.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

Юбилейный X Транссибирский Арт-фестиваль открывается в Новосибирске

«Посвящение наставнику»: Памяти Риммы Жуковой

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.