На «Золотой маске» Новосибирск взял театральную паузу

0
158

Главная театральная премия страны не досталась ни одному театральному деятелю столицы Сибири. С ней что-то не так или с нами?

Даже поразительно, каким глухим молчанием встретил Новосибирск 30-ю церемонию награждения лауреатов театральной премии «Золотая маска», прошедшую на днях в Вахтанговском театре. Почему — ясно: по ее результатам говорить особо не о чем, ведь зачем новосибирским журналистам что-то про нее писать, если в числе лауреатов из города не оказалось ни одного режиссера или дирижера, ни актера или актрисы и ни даже сценографа или художника по костюмам.

Участников и гостей церемонии награждения встречали яркими уличными представлениями. Кадр теленовостей.

А ведь как изменились времена! Еще недавно хвастаться полученными «золотыми масками» было делом обыденным. Порой новосибирские театральные деятели привозили из Москвы по несколько «масок» одновременно. Иногда количество номинаций с участием наших театральных деятелей доходило до нескольких десятков. Кто-то скажет: это сомнительная заслуга, ведь в премии стабильно росло число номинаций. Но что плохого, если тебя замечают на федеральном уровне: даже если заветный шорт-лист все длиннее и длиннее, лишний хороший информповод для любого театрального коллектива не лишний.

Отчего же сегодня такой провал? Тут велик соблазн все свалить на революцию, произошедшую 4 декабря 2023 года, когда съезд Союза театральных деятелей признал путь развития национального фестиваля «Золотая маска» в последние несколько лет тупиковым и решил его менять. Заново по рекомендациям лично сопредседателя СТД Валерия Гергиева и директора театра имени Вахтангова Кирилла Крока, ставшего вице-президентом фестиваля, были сформированы два новых жюри — музыкальное (его, кстати, возглавил главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев) и драматическое. Но списки номинантов премии к тому моменту были уже составлены, и изменить их уже не было никакой возможности. Так что пришлось «новой метле» мести по контенту, сформированному людьми, уже отстраненными от дел.

Другое дело, что и в том списке был только один новосибирский проект: спектакль «Пульчинелла» театра «Старый дом». Но и эта постановка, сделанная в стиле комедии дель-арте и выдвинутая аж в семи номинациях, претендовать ни на что не смогла. Да и, как считают театралы, трудно было представить, что смогла бы — даже «в прошлой жизни» премии.

Может быть, в городе просто мало кто это замечал, но круг театров Новосибирска, участвовавших в «Золотой маске», год от года сужался. За последние годы в соревновании за номинации национального фестиваля, по сути, участвовало только два театра — «Старый дом» и Новосибирский музыкальный театр. Иногда, но довольно редко, к ним присоединялся «Красный факел».

С чего это началось? Все, наверное, помнят, как 10 лет назад тогда еще директор НОВАТа Владимир Кехман объявил, что Новосибирский театр оперы и балета в этом национальном фестивале участвовать не будет. Театральный менеджер тогда говорил много чего эпатирующего публику, но то его заявление все равно показалось скандалом. Другой важный участник региональной театральной жизни — Городской драматический театр под управлением Сергея Афанасьева — на «Золотую маску» вообще никогда не выставлялся. А ведь именно в том коллективе в последние десятилетия сосредоточены едва ли не лучшие силы драматической сцены города.

Выводов не будет, а то можно скатиться в формирование сильно конспирологических версий. Типа того, что все захочется объяснить какими-то особыми счетами Владимира Машкова, ставшего полгода назад руководителем Союза театральных деятелей и президентом фестиваля, к Новосибирску. Не секрет, что в 80-е годы он в этом городе учился, причем с учебой у него тут совсем не заладилось. Он сначала пробовал себя на факультете естественных наук НГУ, а потом в Новосибирском театральном училище. И оттуда будущего народного артиста России якобы исключили «за драку». Такие версии даже выдвигать нелепо (тем более что из школы-студии МХАТ, куда он пошел после новосибирской театралки, его тоже выгнали и тоже за драку).

Новосибирцев в этой истории может успокоить только одно: «Золотую маску» 2024 года ругают многие, а ряд критиков при этом произносят слова типа «провал» или «похороны». А новосибирские театры, оказавшиеся «на паузе» в федеральной истории театра, в рамках региона и своих гастрольных планов живут и многим нравятся. И это, в общем, на фоне происходящего вокруг уже не так плохо. Тем более что пауза — это довольно важный в драматургии прием.

Виктор ТИТОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Премия «Золотая маска» и новосибирский претендент на соискание награды

Главреж НОВАТа стал председателем музыкального жюри премии «Золотая маска»

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.