Оркестр представляет солистов, солисты представляют оркестр

0
1220

Русский академический оркестр, приближаясь к своему столетию, продолжает цикл юбилейных концертов. 

Те, кто побывал на традиционном январском концерте Русского академического оркестра, могли убедиться, что, приближаясь к своему столетию, коллектив, тем не менее, демонстрирует абсолютную молодость. Это видно по молодым лицам оркестрантов, выпускников Новосибирской консерватории, постоянно пополняющих ряды своих старших коллег, приносящих в коллектив юный задор, кипучую энергию и главное — безупречную профессиональную оснащенность, доказанную лауреатством многих престижных исполнительских конкурсов. Это и яркая концертная форма далеко не вчера пришедших в коллектив известных в городе музыкантов. Это и программы, в которых наряду с классикой много новой и новейшей музыки, созданной современными композиторами — теми, для кого русские народные инструменты отнюдь не музейные экспонаты, а настоящие герои нашего времени, способные зажигать, порой вступая в соревнования со своими более современными инструментами-коллегами.

Фото: Михаил АФАНАСЬЕВ
Фото: Михаил АФАНАСЬЕВ

Казалось бы, непривычные, такие далекие от этого жанра сферы, как мюзикл или джаз, чувствуют себя в Русском академическом оркестре вполне уютно — да просто как у себя дома. Причина тому — плотное взаимодействие музыканта, увлеченного конкретной музыкой — со своей, к примеру, трехстрункой, как называют балалайку. Тогда и рождаются такие мощные композиции, как Фантазия Сергея Лукина на темы Эндрю Ллойда Уэббера, в которой переплетены в изящных узорах мелодии знаменитых мюзиклов — с дуэтом из «Призрака оперы» в кульминации. Этот номер, исполненный с оркестром Анастасией Ивченко (домра альтовая), вызвал просто шквал восторгов и аплодисментов.

Со своей — мелодичной и лиричной — музыкой (Вальс и Босса нова) выступил концертмейстер группы балалаек, народный артист РФ Андрей Гуревич. А в дуэте с Вадимом Шелеповым он играл Испанский танец из балета Глазунова «Раймонда». Анастасия Кириенко, концертмейстер оркестра, не побоялась, исполняя на домре пьесу Сергея Боганова «Мой каприс», напомнить слушателям знаменитейший 24-й каприс Паганини, один из самых совершенных, но и технически запредельно сложных опусов гения скрипки.

«Пуститься в джаз» предлагала альтовая балалайка в руках Ольги Кушнер. В роли солистов предстали и две — нет, даже три флейты. На одной из них сыграл (можно сказать, «пропел») «Что день грядущий мне готовит» — знаменитую арию Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин» Аслан Жолдасбаев, вообще-то, играющий в оркестре на барабанах и других ударных инструментах. Еще одна солистка — Анастасия Уланова — кроме привычной флейты в концерте «Оркестр и его солисты» задействовала еще и флейту-пикколо, виртуозно исполнив польку «Шумная птичка». Звенели и пели в руках солистов оркестра — как уже известных, так и только впервые выходящих в этом качестве к публике — домры, балалайки, гитара. Да и ударные музыкальные инструменты тоже не остались в стороне, продемонстрировали всю свою мощь и трепет. Благодаря Аслану Жолдасбаеву и Егору Кобелеву перед публикой предстали не только барабаны, но и экзотический дарбука, корни которого уходят к позднему неолиту. Ему, между прочим, вполне удалась роль солиста.

Для завершения концерта было избрано популярнейшее Libertango Астора Пьяццоллы, и солировал в этой пьесе баянист Дмитрий Тимофеев, словно призывая всех оркестрантов быть свободными и уверенными в своем стремлении представить любимую музыку в качестве солистов с оркестром.

Солидарны с солистами были и дирижеры концерта — народный артист России Владимир Гусев и Рустам Дильмухаметов. Без их внимательного и чуткого участия музыканты вряд ли могли бы так ярко и вдохновенно солировать в этом знаковом концерте коллектива.

Новая встреча, надо сказать, не заставила себя ждать. Февральская программа оркестра открылась «Новониколаевским романсом» под руководством Владимира Гусева, — посвящением 130-летию Новосибирска. Эксклюзивное произведение специально создано именно для этого коллектива на основе — вернее, по мотивам — романа новосибирского писателя, главного редактора журнала «Сибирские огни» Михаила Щукина «Конокрад и гимназистка» новосибирским композитором Сергеем Кравцовым. В литературно-музыкальной с краеведческим уклоном композиции сохранена топография Новониколаевска, приметы быта его жителей, облик старого города. Музыкой усилена и лирическая тема, и романсовый настрой. Звенят колокольчики — «этот звук, этот звон много нам говорит». Флейта и гобой, балалайка и домра — все они пропевают «говорящие» романсовые фразы, все они — вновь солисты в оркестре. Наряду с чтецами (Владимиром Коварским и Дарьей Волисовой) и сопрано Мариной Филатовой.

Далее в феврале нестареющий оркестр совместно уже с солистами-певцами и ансамблем народного танца «Сибирские узоры» представит «Сокровища волшебного колодца». Эта музыкальная сказка по мотивам сказа Бажова «Синюшкин колодец» адресована юным слушателям. Затем «Музыка пылающего сердца» в исполнении баяниста из Карелии Михаила Тоцкого зазвучит также на бандонеоне и французской аккордине. Завершит февральскую программу опера-танго Астора Пьяццоллы «Мария из Буэнос-Айреса», которую оркестр под управлением Рустама Дильмухаметова исполнит вместе с хоровым ансамблем «Маркелловы голоса».

Марина ЮРЬЕВА, специально  для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

Транссибирский фестиваль возвращается в Новосибирск с юбилеем

Евгений Волынский — маэстро-праздник

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.