Полина Шамаева: Попробовать быть глиной в руках режиссера — это как эксперимент над собой

0
1053

Солистка Московского театра «Новая Опера» и Венгерского государственного оперного театра в Будапеште, приглашенная солистка Михайловского театра Полина Шамаева (меццо-сопрано) — известна и в России, и за рубежом. Она победительница V сезона телепроекта «Большая опера» на канале «Россия-Культура» и обладатель приза зрительских симпатий, лауреат VI национальной оперной премии «Онегин» в номинации «Фаворит».

Фото – Михаил Афанасьев
Фото – Михаил Афанасьев

Новосибирским любителям академической музыки Полина хорошо известна по работе с академическим симфоническим оркестром: она участвовала в шести крупных знаковых программах оркестра. Теперь ей предложили участвовать в премьере оперы «Кармен» в Михайловском театре и в паре с Иваном Гынгазовым на Большой сцене НОВАТа — 17 сентября. Поэтому, естественно, возник большой интерес к Шамаевой и у ее поклонников, и у тех, кто впервые услышит ее пение.

— Полина, вы сейчас известная, востребованная певица, наши зрители впервые увидят и услышат вас в опере «Кармен» в Новосибирске. Здесь вы будете петь с Иваном Гынгазовым, который, давая нам интервью, говорил о вас в восторженном тоне. А что вы про него можете сказать?

— Недавно мы с ним встречались в Пакгаузах в Нижнем Новгороде, а также на Рождественском оперном форуме в Минске в декабре. И у нас с Иваном был большой совместный концерт в январе в Москве. Мне Иван близок как партнер. Я была очень рада узнать, что с мной будет петь Иван Гынгазов, потому что это моя давняя мечта, еще с 2019 года, спеть с ним «Кармен». Четыре года ждала-ждала…

— Время прошло, и не заметили?

— Нет, конечно, заметила. Я же слежу за творчеством своих коллег. И Ивана в том числе. Тем более что он так ярко заявляет себя во всех театрах. И, конечно, когда мне сообщили, я подумала о том, как здорово, что мы наконец-то встретимся. Тем более в той опере, где есть место и страстям, и какой-то романтике. И все это можно соединить. Когда просто концерт проходит, там нельзя так сильно дать волю эмоциям, потому что зрителей может сдуть с первых рядов (смеется). А вот в опере есть оркестровая яма, она нас спасает. Поэтому я надеюсь, что у нас с Иваном получится очень плодотворное сотрудничество. И это начало такого большого совместного пути. Поэтому я очень рада, что мы с Иваном выйдем на сцену НОВАТа. Я очень давно мечтала выступить на сцене этого театра. Это была моя навязчивая мечта, я много об этом думала. Даже недавно была на «Баядерке», когда приезжала в апреле в Новосибирск, чтобы присмотреться к масштабам театра, потому что очень много слышала, читала, изучила историю театра, как он должен был строиться, какие проекты менялись, какие декорации, как что передвигается. Мне очень интересно изнутри узнать то место, где я буду выступать. И, конечно, так как я в Новосибирске частый гость — раз в год я точно приезжаю — хотелось уже показать себя и для зрителей театра. Тем более у меня очень много знакомых и друзей в Новосибирске, которые ходят на филармонические программы, мои поклонники. И они все время спрашивали у меня: «Когда ты уже споешь в нашем театре?» Я отвечала, что надеюсь, что когда-нибудь так сложится, что я спою у вас. Я очень рада, что Владимир Абрамович Кехман порекомендовал меня и что всё так замечательно сложилось.

— Бывает так, что человек с партнером поет в несколько раз лучше. Когда партнеры друг друга подзаряжают, получается такой сгусток энергии, сгусток успеха. Как вы считаете, у вас с Иваном это может быть?

— Я очень на это надеюсь и других вариантов не рассматриваю. Только так. Потому что мне очень нужен яркий партнер. На самом деле до недавнего времени, я честно скажу, я редко пела в оперных спектаклях. Во-первых, потому что мой концертный график не позволяет часто выступать в операх, но еще потому, что не так много репертуара для центрального меццо-сопрано. В принципе для этого голоса написано не так много ведущих партий. И не так много тех, которые идут в России. Это Кармен, Любаша, Ольга — уже не такая большая партия. Вот, пожалуй, и все. Партии-травести в опере я уже исполняла — это прошедший этап. А вот такие партии как Амнерис и Эболи — ещё впереди.

— А партия Кармен была партией вашей мечты? И когда в первый раз вы ее исполнили?

— Партия Кармен для любой меццо-сопрано — партия мечты, мне кажется. Но я понимала, что слишком рано ее нельзя петь. Во-первых, голосово партия должна отлежаться, во-вторых, нужно, чтобы жизненные переживания уже какие-то были за плечами, которые ты можешь вложить в своего персонажа. В первый раз я исполнила целиком эту партию в Новой Опере. До этого были и сценические исполнения небольшие, как, например, в ледовом шоу Натальи Бестемьяновой, мы делали фрагменты. А премьера постановки целиком состоялась в 2021 году в Новой Опере. И вот теперь партия уже обросла опытом.

Фото: Новосибирская филармония
Фото: Новосибирская филармония

— Полина, расскажите, о том, как вы пришли в оперу, как вы учились. Когда вы почувствовали, что хотите быть певицей?

— Я никогда не хотела быть певицей. Я всегда хотела быть дирижером. И, собственно, мое первое образование дирижерско-хоровое. И в училище, и в вузе. А не мыслила я себя певицей, потому что понимала сложность этой профессии, понимала, какая это нагрузка, насколько короток век у певца. И что ты зависишь только от своего здоровья. Я не хотела свою жизнь ставить в зависимость от этого, поэтому получала дирижерско-хоровое образование. Позже это переросло в работу в некоторых хоровых коллективах. Один из них — «Мастера хорового пения» под управлением Льва Конторовича. В Академии хорового искусства, где я училась, я начала петь небольшие соло, в том числе и с Владимиром Спиваковым. И когда я уже работала в «Мастерах хорового пения», я продолжила исполнять сольные партии. И вот эта работа переросла в то, что я в 2016 году попала в Новую Оперу после прослушивания. И тогда полностью посвятила себя сольной карьере.

Скажите, а что дало вам участие в проекте «Большая опера» телеканала «Россия-К»?

— Участие в «Большой опере» дало колоссальный сценический опыт. И за те три месяца съемок, которые длилась программа, я считаю, что прошло как будто три года моей сценической жизни. Этот опыт был очень сжатым, очень концентрированным и разноплановым. Это был опыт и общения с коллегами, и опыт работы в стрессовой ситуации, опыт работы с одного дубля. И опыт работы с одного дубля с сочинением чего-то еще на ходу. И тут же ты должен был взаимодействовать каждый раз с новым оркестром, каждый раз с новым дирижером. И практически каждый раз с новым режиссером. То есть все те девять программ, которые снимались, были отсняты на очень тонком нерве и на безумном подъеме. Я говорю «три месяца съемок», а на самом деле было девять дней съемок: каждая передача снималась один день, но к ним были и ещё репетиции. И в общей сложности на это ушло три месяца. Поэтому для себя я считаю, что за три месяца съемок я прожила три года, если бы я работала где-то в коллективе.

— Вы приняли участие в постановке «Кармен» в Михайловском театре. Это первый опыт известного испанского балетмейстера Начо Дуато в качестве постановщика оперы. Наши театры тесно сотрудничают. Постановки «Кармен» совершенно разные.

— Я очень счастлива, что мне представилась возможность дебютировать в двух разных постановках в один месяц. Для меня это большой вызов как для человека творческого. Между двумя спектаклям в моем графике будет ещё и концерт. Для меня это очень интересно как для актрисы.

Вот это перевоплощение, которое просил Начо Дуато. Это совсем другая Кармен. Она даже на афише другая... Мы привыкли, что испанцы — страсть. Начо Дуато говорит, что это такой же стереотип как о русских, если русский, то балалайка, водка и с медведем в обнимку. Вот так же и про испанцев. Дуато просит быть максимально приближенным к жизни. Об этом мы с ним очень долго беседовали. Он просил меня показать не Кармен на сцене, а Полину. Я как-то ему сказала: «Вы не понимаете, это будет хуже. Давайте лучше все-таки Кармен оставим». Но он меня убедил, что все движения должны быть простыми. Для меня это такой интересный опыт: как раз те эмоции, которые хочется выразить, сдерживаешь. И я надеюсь, что я, приехав к вам, смогу их выразить в вашей постановке в полной мере. Постановки разные, и мне это очень интересно.

Объясню: большую часть моего творчества составляют концерты. Как я уже сказала, я человек с высшим дирижерским образованием и мне интересно потренировать мозги. В Новой Опере я спела восемь партий, сделала многое из того, что хотела. Сейчас мне хотелось бы реализовать новый образ, поработать с новым режиссером. Попробовать быть глиной в руках режиссера. И мне это интересно как эксперимент над собой. Интересно посмотреть, сможет ли меня режиссер увлечь насколько, что я готова его слушать.

— Скажите, что вы хотели бы пожелать новосибирской публике?

— Когда меня пригласили на «Кармен», я очень обрадовалась, потому что это то, что идеально сейчас подходит мне по голосу, по характеру. И зрители ждут меня в опере, так как хотят яркого продолжения того, что я делала на «Большой опере». У меня больше пятидесяти произведений кантатно-ораториального жанра в репертуаре. Но мне хотелось бы, конечно, реализовать себя и в опере в такой же мере. Почувствовать вот этот вот драйв с партнерами, драйв с дирижером, с оркестром. Сцена... Костюмы... Вот этого очень жду. Очень жду семнадцатого сентября.

Я хочу пожелать зрителям моего любимого Новосибирска радости встречи в НОВАТе и прекрасного настроения, забыть о том, что происходит вокруг нас, окунуться на три часа в сюжет оперы «Кармен», испанских страстей. И прожить это со мной вместе.

Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

Новосибирская филармония подготовила яркий концертный сезон

Иван Гынгазов: Back in Novosibirsk

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.