Новосибирский «Старый дом» проведет последний месяц осени в ритме активной лабораторной работы. В проекте под названием «Режиссерский марафон премьер» примут участие три ярких представителя нового поколения режиссуры. Арсений Мещеряков, Александр Золотовицкий и Филипп Гуревич выберут литературный материал и после десяти дней репетиций представят публике свои эскизы. Результаты интенсива будут показы 10 ноября, а превратятся ли наброски в полноценные спектакли или растворятся в пене дней, решит судьба и дирекция театра.
Последние 15 лет «Старый дом» неизменно был в первых рядах по творческому кипишу: кажется, все формы внерепертуарной активности, что появлялись на театральной карте страны, проходили апробацию в его стенах и имели подлинный зрительский успех. Лаборатории актуального театра, читки, аффилированные с крупнейшими фестивалями драматургии, актерские марафоны, фабрики нарративного театра собирали полные залы, будоражили неформальными обсуждениями, кипели художественными страстями, бурлили планами и приносили подарки — ладно скроенные и энергетически мощно заряженные истории, о которых — без иронии — весь город говорил.
В этом году «Старый дом» решил вновь провести режиссерскую лабораторию, но выпустить участников не на привычно короткую в 3-4 дня, а длинную 10-дневную дистанцию. Так появился проект «Режиссерский марафон премьер», который позволит незнакомым труппе режиссерам взять заинтересовавший их материал и заявить о себе через эскизную работу. Результаты будут представлены нон-стопом в один день, и, если карты лягут, мини-спектакли получат шанс дорасти до полноценного формата и занять место в репертуаре «Старого дома».
«В афише нашего театра появятся еще три новых для Новосибирска имени, которые представят молодое поколение российской режиссуры в рамках открытой лаборатории, — поясняет главный режиссер театра «Старый дом» Антон Федоров. — Это ученик Андрея Могучего Арсений Мещеряков и выпускники мастерской Олега Кудряшова — Филипп Гуревич и Александр Золотовицкий».
«Дождись лета и посмотри, что будет»
Выпускник актерского факультета Школы-студии МХАТ и режиссерского факультета ГИТИСа Александр Золотовицкий для театрального Новосибирска terra incognita, однако внимательные театралы наверняка слышали о его работах или видели спектакли в Москве: «Коричневое утро» по книге Франка Павлоффа в РАМТе, «Мера за меру» Шекспира в Театре имени Вл. Маяковского, «Соня-9» по рэп-комиксу А.Олейникова на сцене МХТ имени А. П. Чехова и другие.
В контексте режиссерской лаборатории «Старого дома» Александр Золотовицкий выбрал роман писателя и драматурга Романа Михайлова «Дождись лета и посмотри, что будет». Михайлов — один из самых неординарных прозаиков современности, создатель экспериментальной прозы и обладатель на редкость обаятельного мифологического мышления, которое даже в привязке к «лихим 90-м» не оборачивается хтонью, мраком и шокотерапией.
«Дождись лета…» назван автором любовным романом, что соответствует сути, но не несет на себе налета сентиментальной пошлости, которая нет-нет, да и настигает образчики этого жанра. Действие происходит в провинциальном советском городе, выживающем после распада градообразующего предприятия со всеми вытекающими отсюда последствиями и для взрослых, и для детей. Подросток Руслан обитает в хитросплетенном мире полуяви-полусна. Имея в анамнезе непутевого родителя, шулера и сидельца, и острую синестезию, он погружается в реалии времени и пускается на поиски самого себя.
«У меня очень сложные отношения с изображением 90-х в театре и кино, — признается режиссер Александр Золотовицкий. — Когда говоришь и ставишь про это время, легко удариться в общее место. Тем не менее роман «Дождись лета…» произвел на меня сокрушительное впечатление. В первую очередь тем, с какой убийственной нежностью написан этот текст. Любовь здесь не просто декорация, а форма протеста против той реальности, в которой живет главный герой. Есть такой классный фильм у Соррентино, называется «Последствия любви». Мне кроме самого фильма очень нравится его название. Тут то же самое – одна случайная детская влюбленность определяет и меняет всю твою жизнь».
«Случаи»
Арсений Мещеряков — выпускник Московской школы нового кино и режиссерского факультета РГИСИ. В его активе спектакли на учебной сцене БДТ им. Товстоногова и Школы-студии МХАТ, в Российском академическом театре драмы имени Ф. Г. Волкова и на других площадках. Для дебюта в «Старом доме» режиссер выбрал авторский сборник рассказов и сцен Даниила Хармса «Случаи». Из 31-й миниатюры в спектакль обещают войти пять текстов, которые составят единую партитуру, где не нужно домысливать и инсценировать, достаточно довериться автору, чтобы пойти за ним.
«Случаи» — манифест русской литературы абсурда, идущий вопреки и поперек выверенной логики классической прозы. В коротких рассказах, которые вошли в этот сборник, герои видят странные сны, бьют друг друга зубными протезами, вынимают из головы шар и ни с того ни с сего исчезают. В каждом маленьком сюжете царит хаос и карнавал, абсолютная ирония переплывает порог безумия, клокочет чувство всеобщей фантастичности и нереальности и бесповоротно выходит контроля тотальная путаница значений.
«Это будет масочный театр, где зерно характера персонажа проявится через какую-то крайнюю степень максимальной выраженности и яркости на сцене, — рассказывает режиссер Арсений Мещеряков. — Каждый персонаж — это некая маска, которая соответствует интенсивному музыкально-пластическому и хореографическому рисунку. Такой синтез хореографического, музыкального и драматического театров, где одно подкрепляется другим, и, соответственно, все эмоции, чувства, ситуации и действия выражаются на максимуме своей проявленности. Я выбираю такой способ существования, но мы запустим и собственный режим поиска».
«Смерть Тарелкина»
Филипп Гуревич — один из самых известных режиссеров молодого поколения, выпускник актерского факультета ВТУ им. Щепкина и режиссерского факультета ГИТИСа. Его спектакли идут на самых известных театральных площадках Москвы, отличаются предельно эстетизированной картинкой и фокусом на герое, «испытывающем на себе действие искушений или обстоятельств почти непреодолимой силы». Для встречи с артистами «Старого дома» режиссер выбрал заключительную часть трилогии Александра Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина».
Комедия-шутка, как жанрово определил финал своего драматургического триптиха автор, писалась двенадцать лет. Куда больше времени ушло на то, чтобы добиться разрешения на постановку пьесы, и преодолеть недоумение и неприятие в зрителях и критике. В XIX веке Сухово-Кобылин предвещал «Смерти Тарелкина» успех, но только XX столетии история вороватого судейского чиновника Тарелкина, инсценировавшего ради выгоды собственную смерть, стала открывать новые пространства для режиссерских попыток понять природу человеческих поступков. Как далеко мы можем зайти в желании потрафить собственному эго? И в какой нравственной плоскости лежит понятие свободы?
«Мне кажется, это материал про свободу и про желание человека ее достичь любыми путями, — полагает режиссер Филипп Гуревич. — Здесь нет конфликта системы и человека. Эта история о том, что мы не должны переходить определенную моральную грань, оправдывая это тем, что находимся в жизненном тупике. Я вижу в материале столкновение двух характеров, двух сильных эго, даже конфликт маскулинности ‒ по принципу «вор у вора дубинку украл». Невозможно разрешить патовую ситуацию лукавым и темным методом, пытаясь нагреть систему. Единственный способ — это найти странный хрупкий баланс. Но когда ты обозлен на мир, это сделать невозможно».
Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»
Фото Виктора ДМИТРИЕВА