Василиса Бержанская — знакомый множеству зрителей голос и облик по телешоу «Большая опера» на канале «Культура». Та самая «рыжая бестия», задорно и азартно признающаяся: «Да, я всегда была Пепита-Дьяболо», — этой провокационной песенкой из оперетты Дунаевского «Вольный ветер», что впоследствии была вынесена анонсовым клипом к новым сессиям «Большой оперы». «Хотелось пощекотать нервы тем, кто считает, что оперные певицы должны выглядеть как «зефирки» из XX столетия», — вспоминает она настроение тех конкурсных дней.
Буквально по следам третьего сезона «Большой оперы» команда ее лауреатов и финалистов во главе с дирижером Фабио Мастранджело, совершая победный тур по городам, приехала в Новосибирск. И этот концерт главных победителей, которые спели кто одну, кто две арии, практически сделала она — не лауреат, финалистка «Большой оперы» юная Василиса Бержанская, весь вечер не сходившая со сцены и выдавшая едва ли не дюжину оперных хитов, включая и арию Виолетты из вердиевской «Травиаты».
Эта самая «Пепита-Дьяболо» 2014-го года — конечно же, теперь уже совсем в другом статусе, другом амплуа и даже в другом голосе — провела в ноябре блистательный барочный концерт в новосибирском Государственном концертном зале имени Арнода Каца, воспользовавшись «окном» в своем плотном гастрольном графике. Всего за несколько дней до концерта она пела в Неаполе, в опере Россини «Магомет II», и уже меньше месяца остается до ее дебюта в опере Доницетти «Анна Болейн» в Берлине.
***
Чем же так привлекает музыка барокко, что в ней такого притягательного? Оказывается, очень многое. Начать с того, что жемчужина неправильной формы (таков перевод слова «барокко» с португальского) всегда более интересна, чем ее «правильные» стандартные собратья. Пожалуй, даже уникальна. Хотя во времена безразличия и усредненности не так просто отыскать, распознать ее, просто заметить. И до сих пор она, музыка барокко, скорее прекрасная незнакомка в наших широтах, чем добрая знакомая. Несмотря на все усилия по преодолению этой ситуации, например, филармонического ансамбля ранней музыки Insula Magika Аркадия Бурханова, уже пятый десяток лет возделывающего необозримые поля старинной музыки, в том числе и барочной. Но для того, чтобы сформировалось ощутимое сообщество, для которого старинная музыка не будет пустым звуком, по-видимому этого недостаточно. Загадочная (в барокко и в самом деле очень много загадок и головоломок), таинственная, она к тому же опирается на действующую в те времена теорию аффектов (сегодня этот термин остался разве что в психиатрии). В ней космический масштаб, сильные, пылкие, яркие, даже яростные чувства, страсти. Понятно, что выражают их не обитатели современных многоэтажек, а персонажи особенные — рыцари, короли и цари, воины-герои, принцессы, но это уже тема для другого рассказа.
Барочная опера всегда — ярко выраженная индивидуальность. Это особый вид и уровень исполнительства, музыкальности, что и демонстрирует искусство Василисы Бержанской. В одном из интервью она говорила, что ценность музыки этого периода для нее в силе тех эмоций, которые она в себе несет, — как самых чистых и прекрасных, так и крайне негативных. Каждая часть барочной арии, в опере или оратории, кантате — это своего рода состояние аффекта, высшая точка выраженных в музыке чувств. И ей безумно интересно все эти эмоции переживать на сцене.
***
Так что обращение нашей героини к музыке ХVIII столетия, той далекой эпохи совсем не случайно. Самое любимое, музыка, которой певица живет уже долгие годы, что увлекает ее с юных лет — это, несомненно, барокко, и это бельканто. Как кто-то из нас в юности постоянно слушает джаз, рок или поп-музыку, она слушала барокко, не представляя даже пока, во что это может вылиться. И уже благодаря судьбоносной встрече с одним из лучших барочных дирижеров нашего времени — Андреа Марконом и совместным работам с ним музыка барокко перестала быть для нее просто хобби, стала одной из специализаций, едва ли не основной. Хотя и вердиевский репертуар («Набукко» в Ковент-гарден, «Риголетто» в Театре Марио Дель Монако в Тревизо), и русская опера («Евгений Онегин», «Снегурочка»), не говоря уже о современной музыке, и французская лирическая опера («Фауст», «Вертер») тоже в работе. Уже совсем скоро, в начале следующего, 2024 года можно будет услышать и Кармен Василисы Бержанской.
С 2016 года она выступает как меццо-сопрано, развивая колоратурную технику, дарованную природой. 2016-й, кстати, год ее дебюта на сцене Большого театра в партии Деспины в «Так поступают все женщины» Моцарта. Но и прошлое голоса тоже не забыто. Понятно, что обладательнице премии Casta diva, названной по начальным словам наменитой и наисложнейшей для певиц-сопрано арии Нормы из оперы Беллини, невозможно отказаться от этой партии, — она исполнена Василисой Бержанской в этом году в спектаклях итальянских театров: Карло Феличе Генуи и затем в Болонье.
В сезоне 2018/2019 она дебютирует в барочном репертуаре — в оратории Вивальди «Триумф Юдифи» (Голландская национальная опера) и его же опере «Олимпиада» (Концертгебау, Амстердам).
Продолжение барочной практики происходит, как ни удивительно, в Новосибирске, хотя и не только. Здесь не ставятся, увы, оперы Вивальди или Генделя, такие постановки вообще редкость. Английскому композитору Генри Пёрселлу повезло более других. Его «Дидона и Эней» уже в третий раз звучит в стенах Новосибирского театра оперы и балета. Правда, справедливости ради надо сказать, что не каждая из премьер была показана зрителям. Одно из самых интересных и значительных исполнений, с приглашенными солистами из Европы происходило за закрытыми дверями, когда записывался диск «Дидоны» под руководством дирижера Теодора Курентзиса. Первое, по существу являвшееся концертным исполнением оперы, осуществлял тоже он.
В третьей же «Дидоне» 2020 года титульную партию на премьере исполняла Василиса Бержанская. С 2019 года она приглашенная солистка нашего театра, когда с радостью и готовностью откликнулась на предложение спеть здесь одну из своих «коронок» — Розину в «Севильском цирюльнике» Россини. Конечно же, на это были свои причины. Все же первым ее педагогом по вокалу в Ставропольском краевом музыкальном колледже была небезызвестная новосибирцам Татьяна Ворожцова, народная артистка РФ, примадонна Новосибирской оперы. Ее ученице, конечно, тоже захотелось спеть в сибирском театре, у нее это получилось и продолжается по сию пору.
И вот уже второй барочный концерт проводит певица в Новосибирской филармонии. Первый состоялся в ноябре 2021 года, в необычном проекте под названием «Барокко — бельканто — Шекспир» музыка объединялась со словом, опера с драматическим искусством. Сонеты Шекспира читал актер Вячеслав Манучаров, оркестром «Новосибирская камерата» дирижировал Николай Цинман, специально для участия в проекте приехали столичные специалисты по барокко и скрипач оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Лундин. Концерт затем повторили в одном из лучших залов страны — Большом зале Московской консерватории (за дирижерским пультом на этот раз находился Михаил Симонян), и получили немало самых высоких и лестных отзывов. Солистку называли наследницей звезд барочного исполнительства: темпераментных, ярких, виртуозных Чечилии Бартоли (Италия) и Симоны Кермес (Германия), превращающих порой на своих концертах барокко в рок, и отдавали предпочтение сверхновой звезде, отмечая точность и строгость ее барочных интерпретаций.
***
Сегодня Василиса Бержанская — узнаваемый и ожидаемый голос и облик во всем мире. 29-летняя звезда мировой оперы с успехом выступает на самых знаменитых оперных и концертных сценах: это Концертгебау (Амстердам) и Ковент-Гарден (Лондон), Венская, Римская опера, Дойче опер (Берлин), где состоится ее дебют в «Анне Болейн». Это и Московский дом музыки, и зал Зарядье, Баварская госопера, театры Венеции, Флоренции, Чикаго и множества других городов. Она участница престижных оперных фестивалей: в Экс-ан-Провансе, Зальцбургского, фестиваля Россини в Пезаро… Среди ее многочисленных премий и наград, где есть и Гран-при, и спецпризы, особенно впечатляют «Лучшая молодая певица года» (2021) по версии International Opera Awards и символичная «Взлет» (премия Casta diva).
Этот взлет, прорыв в большую международную оперу помог ей совершить вокальный педагог, руководитель Молодежной оперной программы Большого театра России профессор Дмитрий Юрьевич Вдовин. Выступив в роли волшебницы-феи, он каким-то неведомым чудесным образом превратил высокое сопрано Василисы в редкий, необычный сегодня голос — колоратурное меццо-сопрано. Такой, что не был редкостью пару-тройку столетий назад.
Стажировка в Италии довершила преобразование. Да собственно и годы учебы в Академии музыки имени Гнесиных, в классе Рузанны Лисициан тоже не прошли даром, как и напутствия Елены Образцовой. Начавшая свою вокальную учебу в 14 лет, Василиса считает, что голос должен развиться, созреть, на это нужно время — найти, узнать, обрести свой голос.
***
Нынешний ноябрьский концерт Василиса Бержанская, можно сказать, наоборот, сначала «обкатала» (хотя и не дословно, что называется, не нота в ноту) зимой, в феврале в Москве, в зале «Зарядье» с московским оркестром, играющим на исторических инструментах, — Pratum Integrum. Его название в переводе с латыни означает «некошеный луг»: имеется в виду обширный репертуар времен барокко и классицизма, который все еще мало изучен. Исполняли барокко, сочинения Генделя и Вивальди.
В нашем концерте участвовал Сибирский Фестивальный оркестр, в котором играют молодые артисты Новосибирского академического симфонического оркестра, и им вполне удался и ансамбль с первоклассной солисткой, и свои сольные и ансамблевые проявления в музыке барокко. Но и здесь не обошлось без дополнительных приглашений. Во-первых, концертмейстером оркестра выступил скрипач и альтист Сергей Фильченко, исполнитель старинной музыки в аутентичной манере на исторических инcтрументах, лидер ансамбля Pratum Integrum. Во-вторых, значительно украсило концерт, придало ему особый звуковой флер участие лютнистки Аси Гречищевой, игравшей на экзотической теорбе и солировавшей в концерте Вивальди на барочной гитаре. Место за клавесином предложили Ирине Немовой (НОВАТ). Еще одной участницей концерта стала юная флейтистка — восьмиклассница Новосибирской специальной музыкальной школы-десятилетки, исполнившая с оркестром часть флейтового концерта Саверио Меркаданте.
Первое отделение было посвящено музыке Георга Фридриха Генделя: открылось увертюрой к опере «Альцина», завершалось известнейшей арией Красоты из оратории «Триумф Времени и Разочарования». Василиса Бержанская выбрала для него еще два известных оперных генделевских названия, все же не часто фигурирующих в живой концертной практике. Это «Юлий Цезарь в Египте», представленный сразу двумя персонажами, двумя выразительнейшими ариями: скорбным ламенто Клеопатры «Se pieta di me non senti» — «О небеса, меня спасите» и гневной яростной арией Секста, готовящего месть за убитого отца «Svegliatevi nel coro» — «Бесплодны жалобы. Настало время». И вторая опера Генделя — «Ариодант» — история любви рыцаря к шотландской принцессе, из этой оперы прозвучала ария главного героя, Ариоданта — персонажа поэмы ХVI века «Неистовый Роланд» «Scherza infida» — «Веселись, неверная».
Во втором отделении звучал Вивальди, практически неизвестный нам. Три инструментальных концерта, в которых наряду с гостями как солисты блеснули и наши струнники — скрипач Иван Тарасенко и виолончелист Виктор Ерёменко.
Мотет для сопрано и струнных «In furore», что переводят как «В негодовании» или «В ярости праведного гнева». Мы уже знаем, что эти аффекты певица может передавать как никто. Ария Фарнака из одноименной оперы Вивальди «Gelido in ogni vena» — «Хладеет в жилах кровь», в которой побежденный и изгнанный римлянами царь Понта хочет, чтобы его жена и сын приняли смерть вместо бесчестия. И в завершении — виртуознейшая ария Констанцы «Agitata da due venti» из оперы «Гризельда», которая объединяет музыку Вивальди, рассказы Боккаччо и драму Гольдони в театре Малибран в Венеции.
Василиса Бержанская поет эту сквозь толщу веков дошедшую до нас музыку так, будто она только сейчас рождается и складывается у нее в законченную форму прямо на наших глазах, очень личностно. Ее барочные выступления кто-то воспринимает как естественное благородное желание южанки, чьи детство и юность прошли в Ессентуках, «отогреть» холодную замерзшую Сибирь горячими, даже огненными страстями барокко. Возможно, Новосибирск — просто удобная платформа для экспериментов, своего рода лабораторных занятий с этой не раскрытой до конца сегодня субстанцией — музыкой барокко. Хотя все чаще звучат мнения, что барокко из музыки открытий и поисков уже переходит в разряд мейнстрима. Ну, это может быть там, в Европе... А нам предстоит еще множество открытий, которые, будем надеяться, произойдут не без помощи «лучшей молодой певицы оперы».
***
Остается добавить, что этот концерт Бержанской прошел, как обычно, в рамках мультимедийного творческого проекта: фестиваля «Россия. Музыка. Сибирь», надо признать, не менее загадочного, чем и представленная в нем на этот раз музыка барокко. Концерты проекта, самые разные, и как правило, с исполнителями самого высокого уровня, возникают в афише внезапно, неожиданно, иной раз объявляясь чуть ли не за неделю до события. Вы не найдете их обозначения в ежемесячных филармонических буклетах. Несомненно, в этом есть своя прелесть — сиюминутного ощущения жизни, ее реального, не запрограммированного год назад течения, но все же, несомненно, что есть среди меломанов Новосибирска и те, кто планирует свои походы в филармонию заранее, возможно, и за несколько месяцев.
И еще один момент, а именно отсутствие программок концерта, в котором звучит отнюдь не всем знакомая и популярная музыка, тоже вызывает слушательские вопросы. Да, на этот раз мы слышали объявления названий произведений и состава исполнителей. Но все же, как показывает практика, некоторые любят программку концерта поизучать внимательно, придя домой, а кто-то даже коллекционирует эти свидетельства своего приобщения к большому настоящему искусству.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фото: Новосибирская филармония
Ранее в «Новой Сибири»:
Credo Chorus в Новосибирской филармонии: когда хору подвластно всё