Х Транссибирский арт-фестиваль представил в Новосибирске спектакль-концерт «Шекспир. Шостакович. Гамлет» с участием Евгения Миронова и Юрия Башмета. Юбилейный форум не забывает своих самых ярких, оригинальных, на стыке жанров проектов, появившихся за эти годы. Показанный на IХ фестивале спектакль-концерт «Ван Гог. Письма к брату» Евгения Миронова и Камерного ансамбля «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета как будто требовал продолжения. И оно не заставило себя ждать. «Шекспир. Шостакович. Гамлет» — один из самых «сложноскладывавшихся», по словам художественного руководителя форума Вадима Репина, нынешних фестивальных проектов — стал одним из самых ожидаемых фестивальных событий…И ожидания оправдал.
Это вновь тандем Евгения Миронова и Юрия Башмета. Но не только. На этот раз — «тройственный союз». Поскольку вместе со знаменитыми персонами 26 марта на сцене действовал Новосибирский академический симфонический оркестр, постоянный участник фестивальной программы, ключевой ее коллектив. И каким будет этот «Гамлет», конечно, во многом зависело от него.
Сразу следует сказать, что для Юрия Башмета это не первая встреча с нашим оркестром. Именно IХ фестиваль предложил ему провести и концерт закрытия, где были исполнены бетховенские шедевры: увертюра «Кориолан», Тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром и Пятая симфония. Так произошло это знакомство, заслужившее со стороны маэстро самые высокие оценки и отзывы. Ну а теперь, после новой совместной работы, Башмет называет Новосибирский симфонический оркестр «невероятным коллективом, живым организмом», подчеркивая, что «музыканты готовы к любым вызовам. Удивительно, как оркестр мгновенно воплощает задуманное дирижером, постоянно пребывает в творческом процессе».
***
Программа «Гамлет» очень отличается от представленного год назад «Ван Гога». Там присутствовало чтение писем художника и музыка разных авторов: Бетховена, Брамса, Грига, Малера, Шнитке, в том числе в авторских обработках Башмета и современного композитора Кузьмы Бодрова. Здесь — беспощадная, бескомпромиссная музыка Шостаковича к фильму Козинцева 1967 года с Иннокентием Смоктуновским в главной роли. Авторскую идею нового «Гамлета» Евгения Миронова режиссер Марина Брусникина оформила в менее чем полуторачасовой спектакль, где музыка и слово не соединяются, но тесно переплетены.
Понятно, что в концертном варианте невозможно прочитать или сыграть всю пьесу.
— …И тогда, если я что-то не договариваю, то за меня договаривает музыка, и наоборот. — Поясняет Евгений Миронов. — Сочетание музыки и слова, я надеюсь, даст некий эффект, который не происходит ни в кино, ни в драматическом спектакле — возможность с одной стороны объемно, а с другой сконцентрировано показать трагизм всей этой истории. В таком сжатом музыкально-поэтическом рассказе для меня как артиста стоит непростая задача: коснуться каждого из персонажей, войти на некоторое время в образ, тут же выйти и войти в другой, при этом находясь в партнерстве с гениальной музыкой Шостаковича.
На сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца расположился оркестр, оставив перед собой место для артиста, который встает, порой вскакивает, произнося монологи и диалоги героев пьесы и вновь садится на стул слушать музыку Шостаковича. Увидеть Гамлета, Офелию, Полония, Клавдия, Королеву Гертруду, удивительным образом сыгранных Евгением Мироновым, с мгновенным перевоплощением, разглядеть все это до самых тончайших нюансов хоть с последних рядов балкона позволяет видеоряд, на который проецируется крупный план актера, а также указываются имена персонажей, чей текст звучит в данный момент, фрагменты пьесы в нескольких классических переводах. Так слова и смыслы Шекспира оживают в музыке Шостаковича.
Справедливости ради надо отметить, что Новосибирский оркестр под управлением Башмета исполняет не только киномузыку Шостаковича 1967-го года — яростную, неистовую, порой страшную, в которой можно услышать отголоски, реминисценции его грандиозных симфоний. В партитуру включена еще и музыка двадцатипятилетнего Шостаковича, созданная для спектакля «Гамлет» режиссера Николая Акимова в театре Вахтангова 1932 года, — скорее, романтическая, чем трагедийная. Конечно, это дает повод для сравнения стиля и метода композитора, разделенного тремя с половиной десятками лет.
В ходе этого музыкально-поэтического рассказа — в оркестре благодаря специфической акустике зала, главенствует его ударно-духовая сила. Все эти выкрики, окрики, стоны медных духовых… Неумолимая барабанная дробь и тяжелые удары… И неизменно прекрасное звучание струнных. Превосходное скрипичное соло Юрия Прушинского. Фортепианная партия в исполнении Анатолия Мисникова…
Что ж, возможно, ХI Транссиб привезет следующий проект, где взаимодействие различных искусств образует новый потрясающий синтез. Все же недаром Вадим Репин называет свой проект прежде всего фестивалем искусств.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»
Ранее в «Новой Сибири»:
Юбилейный фестиваль искусств соответствует кругозору публики