Жан-Мишель Дезире воссоздаст в НОВАТе декорации «Собора Парижской Богоматери» 1965 года

0
1129

Балет Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери» уже более полувека покоряет театральные подмостки разных стран. Осенью 2021 года НОВАТ в сотрудничестве с хранителями традиций великого французского балетмейстера из Les Ballets Roland Petit осуществил постановку знаменитого спектакля на своей сцене.

Для того, чтобы новосибирская публика увидела спектакль таким, каким он был создан в 1965 году Роланом Пети и его соавторами — художником по костюмам Ивом Сен Лораном и сценографом Рене Аллио, в Новосибирск приезжали театральные художники, работавшие с  легендарным балетмейстером. Ранее мы побеседовали с Орели Леон — художником воссоздания  костюмов Ива-Сен-Лорана к спектаклю, а сегодня публикуем интервью с художником воссоздания декораций и техническим руководителем постановки Жаном0Мишелем Дезире.

— Очень рады видеть вас снова в нашем театре. Вы ведь здесь уже работали над балетом Ролана Пети «Кармен». С какими чувствами вы снова приехали к нам?

— Я счастлив снова быть здесь и работать в вашем театре с прекрасными профессионалами и просто очень хорошими людьми. Моя работа здесь с постановочной командой, с техническими специалистами — это настоящее сотрудничество. По нашим профессиональным меркам все произошло достаточно быстро — в марте мы начали работу, а в октябре уже представили премьеру. Обычно этот процесс длится не меньше, чем полтора года. Здесь пришлось очень оперативно взаимодействовать со всеми службами, и это взаимодействие было просто замечательным. Повторюсь, я счастлив снова работать здесь!

— В последние годы наш сценический комплект был заметно переоснащен. Как вы оцениваете потенциал нашей сцены  с вашей профессиональной точки зрения сегодня?

— Ваши перемены совершенно невероятны и просто прекрасны! Я такого совершенно не ожидал,  это разительно отличается от того состояния, которому я был свидетелем лет десять назад, когда приезжал и работал над постановкой «Кармен». У вас сейчас не только потрясающее современное оборудование, но — что еще более важно — здесь есть люди, которые умеют очень профессионально его использовать. Я могу сказать, что они просто великолепны!

— Вы начали работать с Роланом Пети довольно в раннем возрасте. Расскажите, как зародилось это сотрудничество?

— Когда я встретился с Роланом Пети, мне едва исполнилось 18. Я работал в Марсельской опере реквизитором и Ролан Пети ставил там свои балеты по три раза за сезон, так и состоялось наше знакомство. Я был очень любознателен, меня интересовало все: декорации, бутафория, свет, механика сцены, я везде ходил, все смотрел и мэтр этот интерес  заметил. Однажды, спустя года три-четыре после нашего знакомства, он спросил, не хочу ли я присоединиться к его труппе и путешествовать по всему миру. Когда прозвучал этот вопрос, мне было чуть больше 20 лет и мне очень хотелось посмотреть мир, поэтому я, не задумываясь, принял это предложение. По-настоящему наша совместная работа началась в 1984 году, когда я в составе труппы поехал в первое турне. Постепенно круг моих профессиональных обязанностей расширялся, и в 1996 году я впервые самостоятельно работал над светом к спектаклю.

Ролан Пети тогда доверил мне работу в балете «Шери», поставленном для Карлы Фраччи в миланском Ла Скала. С тех пор мы не расставались до самого его ухода из жизни в 2011 году и очень много работали вместе. Я ставил свет не только в спектаклях его труппы, но и в шоу его супруги Зизи Жанмер, и во многих других, и могу сказать, что Ролан Пети всегда очень хорошо ко мне относился, хотя, конечно, иногда мы ссорились  — но в любой серьезной работе без этого не обходится. С Роланом Пети связана вся моя профессиональная жизнь, хотя периодически я и работал с другими хореографами, но Пети для меня остается главным хореографом.

— В спектакле, над которым вы работаете в нашем театре — «Собор Парижской Богоматери» — каковы ваши задачи?

— Моя задача была очень простой — сохранить и представить зрителям балет таким, каким он был в момент его создания, как если бы я продолжал работать вместе с самим мастером. И здесь не нужно слишком сильно увлекаться технологиями, потому что у них есть одно негативное свойство — затмевать танец и артиста. Иногда излишнее увлечение спецэффектами и технологиями умаляет достоинства танцовщиков и их потрясающую работу. Поэтому всегда нужно искать баланс, чтобы все те невероятные возможности, которые дают нам современные технологии, подчеркивали и выделяли хореографию, драматургию, техническое и актерское мастерство танцовщиков, а не отвлекали от них.

— Вы говорите, что у вас простая задача, но ведь довольно сложно на новой площадке воссоздать оригинальное сценическое оформление. В условиях нашей сцены потребуется ли какая-то доработка?

— Здесь тоже ответ заключается в сохранении баланса. Потому что как раз Ролан Пети однажды мне сказал, что важно сохранить саму суть балетного искусства. Поэтому и в моей работе на новой сцене важно сохранить суть самого спектакля, его дух.

— Ваши пожелания зрителям, которым предстоит встреча с балетом Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери»?

— Я надеюсь, что вам понравится и сама история, и хореография, которой она рассказана, и работа великолепных артистов, которые ее представят. Этот спектакль прекрасен, и где бы мы его не ставили, публика была тронута и пребывала от него в полном восторге. Надеюсь, зрители в Новосибирске примут этот балет точно так же.

Следующие показы балета Ролана Пети «Собор Парижской Богоматери» на Большой сцене НОВАТа состоятся 7 марта в 18:00, 8 марта — в 13:00 и в 18:00.

Спектакли участвуют в программе «Пушкинская карта».

12+

Марина ИВАНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото: Алексей ЦИЛЕР

Ранее в «Новой Сибири»:

«На колокольню Нотр-Дама кого попало не пускают»: «Собор Парижской богоматери» поставили в центре Новосибирска

Контракт на балет «Собор Парижской Богоматери» обойдется НОВАТу в 10 млн рублей

 

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.