Общественный активист движения по изучению вакцин от коронавируса написал для «Новой Сибири» актуальную колонку.
Заявление новосибирского врача и директора частного медицинского центра Михаила Андрушкевича о том, что вакцина центра «Вектор» не облегчает страданий ковидных пациентов, вызвало большой резонанс. Оно даже удостоилось персонального публичного опровержения Роспотребнадзора. Увы, но со стороны высказывание ведомства выглядело как иллюстрация пословицы «знает кошка, чье мясо съела».
До этого и наше движение, и представители научного сообщества об эффективности «ЭпиВакКороны» высказывались не раз, но такой реакции ведомство еще не показывало. Как мы предполагаем, дело в том, что Андрушкевич просто наступил на больную мозоль людей, ответственных за новосибирскую вакцину. Он огласил статистику, пусть даже нерепрезентативную, на основе собственной практики, а Роспотребнадзор в этом не заинтересован.
Об этом же говорит и смысл отповеди: ведомство ссылается на статистику заболеваемости по каждой из трех доступных в России вакцин (не более 0,2 процента) и подчеркивает, что клиника Михаила Андрушкевича не определена организацией, оказывающей помощи по инфекционным болезням, — а сам он «не является уполномоченным лицом по учету статистической информации по COVID-19».
Мы полагаем, что Роспотребнадзор не заинтересован открывать истинную статистику конкретно по «ЭпиВакКороне», прячет ее в общих результатах, надеется размазать в цифрах ее неэффективность. Поэтому любая публикация статистики, очевидно, для него очень болезненна.
Наше движение давно собирает независимые данные. Поскольку с представителями Роспотребнадзора мы на связи, я знаю, что они с нашими публикациями знакомы, потому что на них реагируют. Наша делегация была на встрече в Роспотребнадзоре, общались и онлайн. Правда, не могу сказать, что общение было конструктивным: наши активисты и эксперты глубоко в теме, когда они начинают задавать уточняющие вопросы, ответы повисают в воздухе.
Однажды у нас чуть ли не впервые в истории состоялась научная дискуссия с Роспотребнадзором и центром «Вектор» на страницах подведомственного журнала «Микроб». Мы опубликовали там препринт, они опубликовали свой, но после обмена комментариями «Вектор» вышел из дискуссии, и вот уже почти месяц от них нет ответа.
Наше движение — это неофициальная гражданская группа V1V2, которая решает задачу по изучению вакцин от коронавируса. Это не организация, она не имеет финансирования и работает на добровольные пожертвования нас самих — просто сеть чатов в телеграмме и страниц в соцсетях. Я там один из администраторов, курирую «ЭпиВакКорону».
Я был добровольцем в клинических испытаниях «Спутника V». Так получилось, что на этой почве мы сплотились — просто социально активные люди. Вопрос вакцин сейчас очень поляризован и политизирован, поэтому мы стали лично проверять данные из СМИ и научных журналов по эффективности вакцин. Сегодня у нас уже за 80 тысяч человек в сети, за вычетом повторов. Мы собрали более восьми тысяч отчетов по побочке и иммуногенности.
Мы знаем, что в наших аптеках есть лекарства, не обладающие никаким действием. Фарма порой выпускает пустышки. Потребитель мог бы выявлять их, анализируя материалы клинических исследований, но Минздрав России отказывается обеспечивать выполнение закона, требующего публиковать такие данные. Властью мощного фармлобби производители пустышек процветают. Например, продавая гомеопатию.
Но в пандемию вопрос действенности вакцин более принципиален — это фактически вопрос жизни и смерти. И мы стали собирать данные по «Спутнику» — статистику, побочные эффекты. Мы быстро увидели, что независимые данные близки к официальным, и поняли, что «Спутник V» — вакцина рабочая. Моя миссия как исследователя для «Спутника» была выполнена, и я взял в работу проверку следующей нашей вакцины. Мой выбор пал на «ЭпиВакКорону».
К тому моменту я уже узнал, что в ходе клинических испытаний «Спутника V» попал в группу плацебо. И поэтому принял решение стать добровольцем в III стадии испытаний вакцины от «Вектора». Это было еще до начала ее гражданского оборота. Моя мотивация была в том, чтобы приблизить как можно скорее старт гражданской вакцинации.
Мы начали такое же исследование в рамках группы «ГраИс» (гражданские исследования), как мы делали и для «Спутника». Мы увидели, что наши данные как-то сильно не совпадают с официальными. Не на уровне погрешности, а принципиально.
Меня часто спрашивают, не ангажированы ли мы оппонентами «ЭпиВакКороны» и ее разработчиков. Но прежде чем задавать этот вопрос, вдумайтесь: разве стал бы кто-то колоть прививку, в которую не верит? Я лично сознательно ей привился именно потому, что доверял «Вектору». Очень скоро по нашим исследованиям вышло, что он, говоря о полезности своего препарата, либо ошибается, либо врет. Оба варианта плохие. Единственное, в чем мы с «Вектором» сходимся, — «ЭпиВакКорона» сама по себе безопасная.
Я не ученый, не эксперт — только организатор. Но у нас в движении есть специалисты — вирусологи, математики, врачи, в том числе и из «красных зон». Когда мы увидели недостаток научных публикаций, мы просто начали копать глубже. И накопали.
Сегодня у нас три линии сомнений.
Первая — теоретическая. Не существует в мире эффективных вакцин для людей на пептидной технологии. Хваленая «ЭпиВакЭбола», о которой говорит руководитель центра «Вектор» Ринат Максютов, не имеет научных публикаций о своей эффективности. Я могу ошибаться, но если бы данные о ней существовали, то это стало бы сенсацией мирового уровня. Но таких публикаций не было.
Второе — есть сомнения экспериментальные. Много обсуждалось, что обычные коммерческие системы не определяют антитела, вырабатываемые после «ЭпиВакКороны». Возьми любую вакцину и любой коммерческий тест — все работает. А у «ЭпиВакКороны» какой-то особый путь.
Мы провели собственный эксперимент — сами, силами движения, проверили плазму добровольцев на реакцию нейтрализации. Мы собирали пробирки, анонимно отправляли их в две специальные лаборатории, чтобы проверить, как воздействует плазма крови привитых разными вакцинами и переболевших на живой вирус. У «Спутника», как и у переболевших, все в порядке, а вот плазма крови тех, кто прививался «ЭпиВакКороной», нейтрализации не дает. Эти антитела оказались неспособны воздействовать на коронавирус.
Третья линия сомнений — практическая. Мы выяснили, что люди, привитые новосибирской вакциной и имеющие антитела, переносят коронавирус плохо. Мы видели этих людей, у нас есть копии их документов — выписные экпикризы, ПЦР-тесты, сертификаты о прививке «ЭпиВакКорона», соблюден срок 42 дня от первого укола, есть анализы на их специфические антитела.
Нулевую эффективность «ЭпиВакКороны» подтверждают данные НИИ Эпидемиологии Роспотребнадзора, которые говорят, что из их сотрудников, привитых «ЭпиВакКороной», заболели 4,6 процента, причем двое умерли. За тот же период в городе, где работали люди, заболел меньший процент людей. Роспотребнадзор, комментируя эти факты, говорил о том, что люди просто работали на передовой пандемии, с высокими рисками, но мы думаем, это неправда. Если, конечно, исключить наличие в коллективе людей, откровенно нарушающих все правила, — скажем, облизывающих пробирки с анализами.
Я, разумеется, не утверждаю, что вакцина «Вектора» могла усугубить риск заболевания. Думаю, повышенный процент связан с тем, что после прививки люди просто меньше соблюдали бытовые меры предосторожности от заражения. Этим недействующая вакцина и опаснее, чем ее отсутствие.
Но вернусь к реакции Роспотребнадзора на критику врача частной клиники. Ответ ведомства, по сути, о том, что просто какой-то там человек не уполномочен собирать статистику. С этим мы принципиально не согласны: у нас в стране разрешено все, что не запрещено.
Похожий посыл чиновники использовали и в ответ на наше исследование по нейтрализации живого вируса: мол, поскольку вы не разглашаете лаборатории и не показываете документы с печатями и подписями, то нет и данных. Я думаю, с точки зрения науки это абсурд. В противном случае непонятно, как до этого тысячи лет развивалась наука, не имея печатей Роспотребнадзора.
Официальной информации об исследованиях применения «ЭпиВакКороны» общество лишено. «Вектор» систематически нарушает свои обещания по ее предоставлению. Вот центр Гамалеи промежуточные результаты клинических исследований «Спутника V» публиковал в научном журнале в срок, в середине III фазы. А «Вектор», согласно протоколу, обязан был предоставить их в апреле-мае. Может быть, и предоставил в Минздрав, но с нами никто ими не поделился. Теперь они обещают сделать это в августе. А в августе, боюсь, скажут про сентябрь и так далее. В условиях пандемии это просто аморально — так тянуть с информацией о защитных свойствах вакцины.
И еще. Мы не НИИ, не экспертная организация, эксперименты финансируем вскладчину — благо что это не так уж и дорого. За свой счет проверяем антитела. Но мы при этом выдаем материалы, которые ставят слишком много вопросов. И мы не просим принять наши заявления на веру — мы просим прислушаться к нам. Ведь если мы окажемся правы, за год от коронавируса пострадают дополнительно десятки и, может быть, сотни тысяч людей. Все те, которые привьются бесполезной вакциной вместо реально действующей.
Все, что нужно, — официально организовать независимое расследование, провести публичный независимый эксперимент по реакции нейтрализации. Мы об этом просили Минздрав, но они нам отказали. Причина отказа — «эффективность вакцины доказана, потому что на нее есть документы». При этом на самом сайте Минздрава в инструкции к «ЭпиВакКороне» указано, что ее протективные свойства неизвестны. И Минздрав не поделился с общественностью этими таинственными доказательствами.
Почему я утверждаю, что ЭпиВакКорона бесполезная вакцина? Потому что я базируюсь на доказательной медицине. А у неё есть правило: пока польза лекарства не доказана, оно считается бесполезным. Тот, кто желает лечить им, — должен сперва доказать его эффективность. Задачи доказать НЕ-эффективность в науке не стоит в принципе.
«Вектор» пока не смог доказать эффективность своей вакцины. Поэтому, согласно правилам доказательной медицины, мы не имеем права считать их препарат сколько-нибудь полезным.
Сейчас вакцина «ЭпиВакКорона» почти полностью закончилась в пунктах вакцинации, а новая партия заморожена на складах. Уже почти неделю она ожидает распределения от Минздрава. Мы надеемся, что это предвестник хороших новостей, и вакцину перестанут колоть до независимой проверки и публикации данных III фазы исследований. Только эффективными действиями мы сможем справиться с пандемией, иначе пандемия справится с нами.
Андрей КРИНИЦКИЙ, участник неформального движения V1V2, администратор группы «ЭпиВакКорона» и проекта «Гражданские исследования», генеральный директор eland.ru, специально для «Новой Сибири»
Ранее в «Новой Сибири»:
Новосибирский Роспотребнадзор ответил на критику «ЭпиВакКороны»