Александр Морозов: В далеком будущем фермеры останутся

0
2560

БИОГРАФИЯ Александра Морозова — председателя совета директоров АО «Коченевская птицефабрика», депутата и председателя бюджетного комитета Законодательного собрания Новосибирской области — выглядит так, будто ее писали широкой кистью, толстыми мазками: почти десятилетие на комсомольской работе, еще больше — руководитель государственной корпорации, столько же — депутат. Наше интервью с ним в рамках нашей новой рубрики «Настоящий разговор»* начался с провокационного вопроса: «Как себя чувствует успешный городской политик среди мужиков, которые мало зарабатывают и живут далеко от благ цивилизации?»

— Всегда считал себя деревенским, волею обстоятельств попавшим в городскую среду. Прекрасно помню первые свои ощущения от четвертого общежития сельхозинститута, который для меня тогда казался «Метрополем»: 90-метровый коридор, один туалет с неработающим унитазом и прочее — это мне казалось верхом цивилизации, потому что в моей деревне не было ни водопровода, ни клуба толком. И в школу я ездил за 12 километров, и в интернате пожил. Составляющая деревенская — она во мне навсегда. Пусть даже и добился я какого-то успеха — все равно чувствую себя человеком, обязанным деревне.

Это не некое неудобство перед моими товарищами за то, что вроде как у меня что-то лучше получилось. Скорее, чувство абсолютной ответственности за происходящее в деревне. При этом я в последнее время отчетливо понимаю, что безысходность многих деревенских обстоятельств — она, к сожалению, почти абсолютный фактор имеет. Наверное, какой-то цивилизационный выбор сейчас происходит. Вот мы говорим, что надо построить школу, дорогу, улучшить социальные условия, — и обязательно народ в деревне начнет оставаться. К сожалению, ничего подобного. Даже если все это мы сделаем, это не остановит цивилизационный каток, и под него попадет большинство деревень.

Руководство страны докладывает о создании высокотехнологичных комплексов с высокопродуктивными животными, новой техникой, работающим по европейским стандартам. О том, что 90 их уже в стране существует и еще 90 на выходе. А я четко понимаю, что нашим, новосибирским деревням в этом процессе места нет. Может, кто-то вытянет лотерейный билет, и там появится свой Владимир Михайлович Конозаков, Юрий Бугаков или Штефан Дюрр. Но я не знаю, откуда они могут взяться. Я даже и претендентов среди новой поросли не вижу на эти места.

Говорят, деревенский человек — это такой открытый, добрый человек. Но ключевое его качество не в этом, а в умении постоянно работать. Каждый день. На уровне потребности. В полном соответствии с формулой Маркса о том, что в основе всех богатств лежит труд. В сегодняшней жизни теряется именно это, причем оно даже по наследству передается очень редко. У руководителей успешных хозяйств сыновья-то в деревне не остаются.

История идет вперед, меняются времена и люди. Но если заглядывать далеко в будущее — уверен, даже у нас, в сибирском неласковом климате, каждый клочок нормальной земли будет обрабатываться. Я очень надеюсь, что там найдется место классическому фермеру — человеку, работающему и живущему на земле. Я предвосхищаю это как некую уникальность. Пусть это будут небольшие угодья — 300–400 га, просто в виде семейной традиции обрабатывать почву, кормить себя и окружающих здоровой, честной пищей.

Я глубоко убежден, что так и будет.

Записал Константин КАНТЕРОВ, «Новая Сибирь»

p.s. В эти дни Александр Владимирович Морозов отмечает 60-летие. «Новая Сибирь» присоединяется ко всем поздравлениям в его адрес.

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.