SibJazzFest вовлекал в свою орбиту всех — от мала до велика. Начинался он дневным детским концертом для тех, кому от 3 до 12, на котором некоторые слушатели могли пока еще только ползать, а некоторые уже брали мастер-классы по танцевальному джазу, осваивали степ под знакомые песенки Гладкова, Дунаевского, Шаинского, Крылатова и из мультиков в джазовом варианте.
Вечерний концерт обратился к истокам джаза. Два диксиленда — новосибирский и московский — вели к «началу начал», в самой колыбели — в Новый Орлеан, на джазовый карнавал. Следующие вечера представляли разные направления джаза и разных его исполнителей, в том числе и совсем недавно заявивших о себе. Последние финальные концерты обращались к этнике и новейшим джазовым течениям, звали на Джазовую ночь. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Владивосток, — такова нынче география фестиваля. А музыканты из Сербии подтверждают его международный статус: с 2021 года SibJazzFest входит в программу Национального проекта «Культура».
В прежние годы Новосибирск представил публике целую плеяду звезд мирового джаза: здесь Джон Маклафлин и Диди Бриджуотер, Ришар Гальяно, Майк Стерн, Тони Кофи, Эл Фостер, Кевин Махогани, Мировой квартет саксофонов, оркестры Анатолия Кролла и Игоря Бутмана, и не только они. И это не случайно: в Новосибирске всегда звучал и жил джаз, в годы Великой Отечественной войны в Новосибирске в эвакуации находился Государственный джаз-оркестр под руководством Леонида Утесова, выступал оркестр Всесоюзного радиокомитета под управлением Александра Цфасмана. Джазовые традиции Новосибирска сильны, они уходят даже в 1928 год, когда здесь появился первый джазовый коллектив, всего шестью годами позже открытия джазовой сцены России. Так что вслед за 100-летием российского джаза совсем скоро и новосибирский джаз будет отмечать свой вековой юбилей.
И сегодня он широко известен своими великолепными музыкантами и многочисленными неординарными музыкальными событиями. SibJazzFest в последнее десятилетие аккумулирует эти силы, формируя облик джазовой столицы Сибири, представляя новых персонажей, новые проекты, сочетающие порой несочетаемое, заставляющие увидеть новое в казалось бы давно знакомом.
Кто же и какие они, новые персонажи SibJazzFest-2023? Чем были интересны его события, чем удивляли и очаровывали? А может и разочаровывали?
Конечно, были большие сильные впечатления, открытия и потрясения, удивительные и непредсказуемые события. Пятерка главных, наиболее невероятных, выглядит следующим образом.
Чем удивил SibJazzFest-2023?
Во-первых, это известнейший классический пианист Борис Березовский, специальный гость SibJazzFest-2023, который дебютировал здесь в новом амплуа, а именно как джазовый пианист. Да, он и раньше с удовольствием играл блюзы, но все же «джазовое крещение» получил именно на нашем фестивале. Это произошло на концерте «Джазовый раф», участниками которого также должна была стать уже знакомая ему пятерка джазменов из Екатеринбурга. Один из них, Игорь Паращук, увы, перед этим попал в больницу, выручать коллег приехал блестящий московский саксофонист Константин Сафьянов, которого многие любители джаза запомнили еще по совместному выступлению с Вадимом Эйленкригом. Появился на сцене и Раф Минеев — незрячий музыкант, пианист и вокалист, «уральский Рэй Чарльз» — чье имя вошло в загадочное название концерта, а также пианист Александр Титов и его трио, инициировавшие джазовый дебют Бориса Березовского, и способствовали созданию на сцене зала имени Каца неординарной ситуации с тремя роялями (точнее, клавишными инструментами), и тремя такими разными, но едиными в своей любви к джазу пианистами.
Во-вторых, несомненно, интересен и значителен случай исполнения партитуры, ждавшей своего часа долгих двадцать лет. Подготовленная в 2003 году для биг-бэнда Владимира Толкачева и вокального ансамбля известным новосибирским аранжировщиком Владимиром Лямкиным, ушедшим из жизни буквально накануне фестиваля, она была исполнена всего однажды, и вот теперь, 20 лет спустя, смогла прозвучать, предстать в самом лучшем своем виде. К тому же, эта партитура помогла найти прекрасного партнера нашему прославленному коллективу в лице московского ансамбля «Акапелла Экспресс», участника престижных международных форумов, обладателя многих наград и призов, впервые выходящего на сцену Новосибирской филармонии. Вокальный ансамблевый джаз вообще редкость, в нашей стране такие команды по пальцам одной руки спокойно можно перечесть. Джазовые профессионалы «Акапеллы Экспресс» к тому же виртуозные импровизаторы и выдумщики, они придерживаются девиза «Голоса без инструментов», уверены, что все саунд-краски можно передать вокалом, что и продемонстрировали в сольной части программы «Поем джаз». Но затем, объединившись с Биг-бэндом Владимира Толкачева для исполнения фьюжн-версии знаменитых джазовых стандартов, включая незабвенный «Караван», артистично и азартно, признавались со сцены: «Мы счастливы сегодня петь с этим замечательным оркестром!» Так что для них это тоже был своеобразный дебют, а их эмоции не могли не передаваться залу.
В-третьих, конечно же, для новосибирцев всегда важно встречать земляков, получивших признание далеко за пределами нашей области, убедиться, что по-прежнему столичный джаз прирастает Сибирью. Это тоже произошло на фестивале, такую встречу подготовил для своей публики SibJazzFest-2023.
В концерте под названием «Счастливый понедельник», объединившем артистов-победителей телевизионных шоу, на сцену Государственного концертного зала имени Каца вышла Варвара Убель, победительница прошлогоднего четвертого сезона вокального телешоу «Ну-ка, все вместе!» Представляющая ныне Санкт-Петербург, выпускница Новосибирского музыкального колледжа имени Мурова и театрального института, восходящая звезда российской джазовой сцены сегодня сотрудничает с Биг-бэндом Игоря Бутмана и трио Олега Бутмана, этим летом певица стала хедлайнером таких престижных форумов как «Московский джазовый фестиваль», «Джаз над Енисеем», «Джазовые сезоны».
Публику нашего осеннего фестиваля Варвара обворожила безупречным вкусом, не лишенным оригинальности ярким, смелым на грани фола исполнением знаменитых композиций из репертуара известных джазовых и поп-див — Эллы Фицдферальд и Бритни Спирс. Она удивительно «играла на трубе» своим голосом, и очень тонко, просто акварельно вписывалась в ансамбль играющих с ней джазменов, сливаясь в дуэте то с контрабасом Дмитрия Аверченкова, то с саксофоном Евгения Голованова, а то и с роялем Евгения Серебренникова. Песня Ирвинга Берлина Puttin' On the Ritz сменялась вальсом Жозефа Косма «Опавшие листья», чтобы затем уступить место песне Коула Портера «Любовь на продажу»… Заявленный в программе питерский бэнд Варвары Убель на самом деле оказался ансамблем новосибирских превосходных джазовых музыкантов, это квартет Евгения Серебренникова. Незаявленным в программе участником концерта стал брат Варвары Егор, который и привел ее в свое время в джаз, и под его гитару она исполнила свои песни, в том числе и ту, что попала уже в кинотеатры, став саундтреком полного метра.
Четвертым номером в программе открытий и удивлений в ходе SibJazzFest-2023 (лично для меня) стала широко известная, как показал фестиваль, песня Валерия Сюткина «Я то, что надо». Вначале ее дружно пел зал в ответ на призыв выступавшего в один вечер с Варварой Убель москвича Арсена Мукенди, в недавнем прошлом жителя Конго (еще один международный штрих фестиваля!), финалиста проекта «Голос», участника шоу «Х-фактор. Главная сцена», который убеждал, что публика знает песню лучше, чем он сам, . То есть, лучше, чем атрист, работающий в дуэте со звездами российской эстрады Григорием Лепсом, Валерием Сюткиным, Максимом Фадеевым и другими. Так что появление этой песни в его выступлении было вполне закономерно. Но каково же было услышать ее пару дней спустя от «уральского Рэя Чарльза» — Рафа Минеева, в его совместном концерте с Борисом Березовским! Джазмены Екатеринбурга к тому же выступили с предложением признать песенный хит Сюткина джазовым стандартом.
И наконец, еще одно, для кого-то главное открытие международного джазового фестиваля SibJazzFest-2023 — музыканты из Сербии: Марко Маркович со своей группой Big Brass Band. Еще бы! На сцене Новосибирска оказался действительно один из лучших представителей сербской культуры, определяющий ее лицо, звезда современной этнической сцены Балкан — поющий и танцующий трубач, виртуозно и азартно играющий и вдохновляющий своих оркестрантов, неутомимый настоящий perpetuum mobile, великолепный профессионал, блестящий артист. Харизматичный исполнитель, композитор и аранжировщик, он сотрудничал со многими знаменитыми музыкантами, деятелями культуры, среди которых небезызвестные новосибирцам Горан Брегович, Эмир Кустурица, в фильмах которого он, кстати сказать, принимал весьма активное участие, и песни из них звучали на концерте. Второго такого точно нет, да и быть не может. Выпевая, разыгрывая, вытанцовывая свои родные сербские мелодии, Марко Маркович вспомнил и о наших, исполнив на свой лад «Катюшу» в совмещении с «Калинкой».
Его Big Brass Band, надо сказать, не такой уж и большой. Всего десять человек вместе со своим лидером, и его состав из трех труб, трех валторн, тубы и ударных в современном эстрадном и этническом вариантах тоже для нас необычен. Но, как показал концерт, вполне ресурсен. «Балканский апогей», задуманный организаторами как заключительный аккорд SibJazzFest-2023, удался на славу. И надо сказать, что этой радостью открытия новосибирцы щедро поделились с соседями. Новосибирская филармония организовала не только свой фестивальный концерт, но и целый тур сербских музыкантов по городам России.
Конечно, каждый концерт нес в себе что-то новое, удивительное, неожиданное. Андрей Кондаков со своим трио и приглашенным специальным теперь уже с нашей стороны гостем Андреем Турыгиным представил свои пандемийной эпохи композиции, — то, что написано за последние два с половиной года. Здесь «Приемный покой» и «Срочная телеграмма», «Полет Кондора» и известная джазовая баллада в необычном виде. Ведь у джаза нет недоступных тем, он может поведать, рассказать своим языком обо всем.
***
Взаимодействие музыкантов очень плодотворно. Они уже выступали вместе, в рамках проекта 100-летия джаза в России, и, по всей видимости, не остановятся только на этом. Концерт «Урбан фолк» состоялся в доме Ленина и стал первой частью Джазовой ночи, по замыслу организаторов, проходящей в нашем историческом здании, своего рода дворце по аналогии со многими джазовыми концертами во дворцах Санкт-Петербурга. Захотелось наполнить эту старину сегодняшней ультрасовременной музыкой, что и было сделано. Особенно во второй части Ночи джаза, когда на сцену вышел московский ансамбль Index Trio, привнеся электроакустические эксперименты со звуком, минимализм, свободную импровизацию и дарк-эмбиент. В полной темноте музыканты выстраивали свой оригинальный музыкальный процесс, но публике «не улыбалось» встретить полночь в Доме Ленина… Вторая часть Джазовой ночи оказалась «на любителя».
Пожалуй, каждое из одиннадцати его проявлений было важным кирпичиком в построении целого.
Случились ли разочарования во время этой джазовой недели? Конечно, не без них. По всем существующим законам плюсы уравновешиваются минусами. Пожалуй, каждое из одиннадцати проявлений фестиваля было важным кирпичиком в построении целого.
Одно из разочарований касалось такого нестандартного для филармонии формата, как демонстрация фильма. Хотя «Всероссийский виртуальный концертный зал» существует в ее стенах далеко не первый год. «Джаз 100», первый фильм о российском джазе, документальный, посвященный 100-летию джаза в России, представил зрителям автор сценария — эксперт в области джаза, главный редактор журнала «Джаз.Ру» Кирилл Мошков, он же и ведущий всех последующих концертов фестиваля. Сложно сказать, почему немногочисленная публика не смогла досмотреть насыщенную эксклюзивным видеоматериалом новую ленту, в которую вошли редкие исторические записи 20-30-х годов, кинохроника советской эпохи и новейшие современные видеосъемки. Дело ли в самой картине, или все же в форме ее подачи…
А вот другая «неконцертная» форма фестиваля по всей видимости вполне удалась. Развивая начатую два года назад специалистом из Германии актуальную тему «школы звука», SibJazzFest — 2023 провел мастер-класс для профессиональных звукоинженеров концертных площадок. Для этого из Владивостока был приглашен звукорежиссер Приморской краевой филармонии, имеющий опыт работы на многочисленных международных фестивалях Дмитрий Удовиченко. Так что теперь посетители концертов могут быть спокойны за качество звука.
Через пару лет SibJazzFest, работающий в режиме бьеннале, представит новую программу, новых героев. И нас ждут новые открытия и новые удивительные джазовые события.
Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»
Фото Михаила АФАНАСЬЕВА
Ранее в «Новой Сибири»:
Новосибирская филармония вручила «Золотые ключи» в честь своего дня рождения
Новосибирская филармония вручила «Золотые ключи» в честь своего дня рождения