«Свадьба Фигаро» в НОВАТе — это совершенно новый Моцарт

0
2044

После того как в прошлом году главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев экспериментировал с «Волшебной флейтой», в театре появилась постановка, продолжившая моцартовскую тему. Режиссер уже ставил «Свадьбу Фигаро» в Михайловском театре Петербурга пять лет назад, но теперь он создал совершенно новый спектакль. Как заметил обозреватель газеты «Культура», шедевр Моцарта в столице Сибири поместили на стыке культур — западной и восточной, но «при этом не были утрачены ни социально-классовое содержание, ни блистательная комическая форма».

Премьера оперы «Свадьба Фигаро» — второго после «Волшебной флейты» спектакля театральной «Моцартианы» прошла на Малой сцене НОВАТа с аншлагами. Постановщики — дирижер Дмитрий Юровский и режиссер Вячеслав Стародубцев — создали живой и жизнерадостный, игривый и игровой спектакль в истинно моцартовском духе, где сквозь юмор и гротеск, как лицо невесты сквозь фату, проглядывает щемящая грусть. Недаром фата невероятных размеров (и еще более внушительная кровать) стали по замыслу постановщиков главными предметами-персонажами спектакля, вокруг которых завязано множество остроумных и неожиданных сценических ходов.

Легкий ностальгический фон спектакля с самого начала задает  узнаваемый голос Иннокентия Смоктуновского, предлагающего зрителю пушкинский рецепт: «Коль мысли черные к тебе придут,  откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро»…» На протяжении всего действия этот мягкий ретро-эффект  поддерживают голоса знаменитых мхатовцев — реплики Павла Массальского и Ангелины Степановой из радиоспектакля 1950-го года, деликатно вплетенные режиссером в ткань постановки. Сам Моцарт присутствовал на сцене оба вечера — в гениального композитора за роялем перевоплотились концертмейстеры Ирина Немова и Татьяна Смыслова, для которых специально было выделено место на компактной сцене Малого зала.

«У нас нет первого и второго состава, есть ансамбли — это мой основополагающий принцип работы с артистами оперы», — сказал накануне премьеры режиссер-постановщик, который в двух премьерных показах представил зрителям два интересных и очень непохожих друг на друга актерских ансамбля за исключением двух персонажей (оба премьерных показа  Графа Альмавиву пел баритон Артем Акимов, первый сезон работающий в нашей труппе, а партию Керубино — гостья из Михайловского театра София Файнберг).

Вечером 27 марта главные партии были отданы молодым солистам — Фигаро исполнил Гурий Гурьев, Сюзанну — Диана Белозор, Графиню — Юлия Юмаева,  во втором показе в партии Фигаро выступил опытный Андрей Триллер, Дарья Шувалова исполнила роль Сюзанны, партию Графини пела София Бачаева.

Артем Акимов мастерски справился с партией Графа. Его герой был неотразим — он очаровывал бархатным, гибким голосом, мужским обаянием, любовью к жизни во всех ее проявлениях и легкой восточной вальяжностью. Индивидуальность молодого артиста очень точно вписалась в образ, и была блестяще дополнена костюмами с ориентальным колоритом. Здесь нужно отметить не только вокальные работы, но и актерские, и особенно вклад режиссера и хореографа, которые тонко подчеркнули индивидуальность каждого певца в мизансценах и пластических нюансах роли, поэтому каждый из них выглядел живым и естественным, но при этом не приземленным, не гротескным. Два исполнителя партии Фигаро в спектакле составили Графу Артема Акимова достойное партнерство: Фигаро в исполнении Гурия Гурьева — герой без страха и сомнения, в его персонаже неистребима вера в лучшее, но при этом он не витает в облаках. Чувствуется, что партия уже «обжита» артистом и очень ему к лицу. Что же касается вокала, молодой артист в каждой своей роли поражает зрелостью исполнения и богатством вокальных красок. Мастер сцены Андрей Триллер наделил своего Фигаро знанием жизни и житейской мудростью, и пусть его герой не столь оптимистичен, исполнение  было по-моцартовски легким, точным  и ироничным.

Две Сюзанны — Диана Белозор и Дарья Шувалова — казалось, купаются в музыке Моцарта: обе очаровывали свежестью и легкостью вокала, были актерски  органичны. Однако Сюзанна в исполнении Дианы была чуть более застенчива, инфантильна, а у Дарьи Шуваловой — более свободна и чувственна. Образ Графини у Юлии Юмаевой — утонченный и нежный, ее дуэт с Сюзанной (Диана Белозор) был, возможно, одним из самых красивых и  трогательных  моментов спектакля. И невозможно было не влюбиться в Керубино, каким его представила Софья Файнберг:   юный, напористый, с чистым, исполненным чувств голосом, влюбленный в мир, в красоту, в поэзию, в саму любовь, — понятно, почему перед обаянием этого Керубино трудно устоять и Сюзанне, и Графине, и Барбарине (удачная работа сопрано Галины Петкевич).

Хотелось бы еще отметить Елизавету Целикову и Светлану Токареву, которые в премьерных спектаклях исполнили партию Марцелины. Образ этого персонажа художник Жанна Усачева очень удачно обрисовала в костюме, гриме и парике, выдержанных в стиле рококо, но без тонкой актерской работы героиня могла бы получиться пародийной. Артисткам удалось соблюсти баланс и каждая представила комичный, но по-своему обаятельный и живой образ, отлично справившись с вокальной стороной партии.

В постановке много очаровательных деталей и понятной символики, интересны цветовые «переклички»  в костюмах персонажей, очень уместно используются современные сценографические инструменты — видеоарт, спецэффекты. Постановщики отлично освоили пространство Малой сцены, создав наполненную воздухом, яркую картинку, за счет немногих выразительных, мобильных деталей обстановки и предметов-метафор.

В частности благодаря цветовой палитре сценического оформления и легкой фривольности постановки, создавшей нужную атмосферу в Малом зале, общее настроение спектакля получилось по-настоящему весенним, а содержание — весьма актуальным, несмотря на весь условно-исторический фон. Ведь «Любовь остается любовью во всякие времена и повсюду»… Именно эти слова возникли в голове после финальных поклонов.

Марина РОДИОНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото: Алексей ЦИЛЕР

Ранее в «Новой Сибири»:

Фотовыставка «#СвоихНеБросаем. Украина. Факты» открылась в Новосибирске

Новосибирская консерватория нашла 700 млн на ремонт концертного зала

«Свадьба Фигаро» назначена на День театра

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.