«Запад — Сибирь — Восток»: II Международный конкурс исполнителей на струнных инструментах

0
966

В Новосибирской консерватории действует отлаженная конкурсная система, в которой находят свое место конкурсы большие и малые: международные и региональные, всероссийские и внутривузовские, — повидимому, «конкурсное состояние» для нее постоянно и естественно. Но все же есть здесь свои вершины, свои пики, которые нельзя не заметить. В первой декаде декабря в консерватории прошел II Международный конкурс исполнителей на струнных инструментах имени Матвея Либермана «Запад — Сибирь — Восток» с более чем 120 участниками из разных регионов России и Казахстана.

Современное музыкальное исполнительство невозможно без конкурсных соревнований. Но, как сказал Валерий Ворона, председатель жюри конкурса: «По местам нас расставляет жизнь, а не конкурсы, которые только помогают предъявить свой талант обществу».

История Конкурса «Запад — Сибирь — Восток» насчитывает более двух десятков лет. В статусе открытого состязания молодых музыкантов он проходил в номинациях «Фортепиано» и «Струнные инструменты», традиционно охватывал широкую географию участников из России и стран ближнего зарубежья, в работе жюри принимали участие ведущие педагоги-музыканты Сибирского региона, столичных вузов и зарубежных консерваторий. С 2020 года, обретя статус международного конкурса, он проходит в формате триеннале — трехгодичного цикла. В 2022 году конкурс исполнителей на духовых и ударных инструментах носил имя Иосифа Бобровского.

Ученики профессора Либермана в большинстве своем лауреаты престижных международных конкурсов, занимают лидирующие позиции в современном мире музыки, ведут успешную концертную деятельность, преподают в крупнейших музыкальных центрах. Сопредседатель жюри и член оргкомитета нынешнего конкурса — профессор Елена Баскина — и.о. заведующего кафедрой струнных инструментов, одна из них.

— Я училась у Матвея Борисовича девять лет: четыре года в музыкальном училище, теперь это колледж, и затем в консерватории. И всем, что умею, я обязана ему, в профессиональном плане, музыкальном. Он очень кропотливо, терпеливо доставал из меня все, что я могу показать, все хорошие качества. Конкурс, получивший статус международного, было предложено назвать его именем, — считаю, совершенно обоснованно, потому что профессор Либерман внес огромный вклад в развитие новосибирской скрипичной школы, был большим просветителем, педагогом, блестящим методистом, его воздействие и на педагогов музыкальных школ региона, где проводились методические секции, было очень плодотворно.

— Как прошел этот конкурс, носящий имя вашего учителя? Были открытия?

— Конкурсанты соревновались в пяти номинациях. Борьба была серьезная, особенно в группах, где больше всего участников, прежде всего у скрипачей. Да, были открытия конкурса. Так, например, в младшей группе у виолончелистов совершенно потрясающе играл маленький мальчик — восьмилетний Матвей Рубин. И вообще малыши, скрипачи, например, показали высокий уровень, даже выше, чем в некоторых старших группах.

Очень приятно, что к нам приехали ребята из центральной части России, из Московской консерватории, из Института имени Ипполитова-Иванова, из Казахстана. Причем, все эти школы разные, и у всех нас, у слушателей была возможность посмотреть, поучиться даже, разные трактовки услышать, разный подход к работе над технологией наблюдать. Конечно, конкурс — дело нервное, и побеждает не просто высокий уровень исполнения, выучка, а главное — сила воли и характер. Не все, конечно, удачно играли, но большинство показали себя настоящими бойцами, каждый на своем уровне, и даже имея не очень сложные программы, прекрасно выступили и соответственно получили награды.

— Что можно сказать о составе и работе жюри?

— Работа жюри была напряженной, все же прослушать и оценить более сотни участников в сжатые сроки непросто.

Судили корректно, но и строго, чтобы поддержать уровень и статус конкурса. Однако, насколько я знаю, дети, не получившие высоких наград, не были расстроены, потому что увидели, как могут играть другие, на каком высоком уровне, и были рады этому поучиться. В старших группах прекрасно выступили и контрабасисты, и арфисты, наряду со скрипачами, альтистами и виолончелистами. У нас даже три Гран-при получилось, что достаточно редко бывает, эти ребята в свои юные годы уже настоящие сложившиеся артисты.

Конкурс должен существовать и дальше. Мы через три года ждем новых конкурсантов, география расширяется, интерес не пропадает. Времена другие, но видно, что молодые музыканты горят, хотят научиться, показать свои наработки. Подготовка к следующему конкурсу уже началась.

***

Познакомимся с новоиспеченными лауреатами. Для каждого из них это далеко не первое конкурсное испытание, даже для самых маленьких.

Вот что говорит Валерия Елисеева, лауреат 3-й степени в номинации «Скрипка»:

— Мне девять лет, три года я учусь у Варвары Владимировны Григорьевой во Второй музыкальной школе. Я уже участвовала в двух конкурсах, Всероссийский проходил в Первой музыкальной школе, я получила там Гран-при. Конкурс — это интересно. На самом деле я выступаю не для того, чтоб заслужить какое-то великое место, я просто играю, и мне это нравится. Это хорошо, что я уже выступаю на таких конкурсах международных.

— В твоих конкурсных выступлениях на первом и втором турах были произведения великих скрипачей — Паганини, Крейцера. Что ты любишь играть?

— Конечно, концерты красивые, кантилену, ну и впрочем, такие техничные вещи, как «Непрерывное движение», я еще не много такого играла, но это очень увлекательно.

Алевтина Романевич, лауреат первой степени в номинации Альт:

— Я первокурсница Новосибирской консерватории, вот только недавно поступила. Это был очень сильный конкурс, и что мне понравилось — очень высокий уровень, потому что приехало много ребят из разных городов, регионов, стран, все очень сильные: соответственно, было очень приятно с ними соревноваться и, конечно, получить первое место тоже большая радость.

Очень доволен конкурсом и один из трех обладателей Гран-при в номинации «Скрипка», участник более двух десятков творческих состязаний —18-летний Иван Терещенко (Государственный музыкально-педагогический институт имени Ипполитова-Иванова):

— От конкурса у меня впечатления исключительно положительные. Было интересно и играть, и слушать, было много интересных выступлений, исполнителей. Сам город тоже порадовал, мы тут посещали зоопарк, в театр ходили на балет — «Ромео и Джульетту» увидели. Замечательно. Тут действительно, интересно, есть на что посмотреть. Вообще скрипичная школа Новосибирска довольно известна, так что уровень нормальный здесь.

— Что дает вам конкурс, что-то новое открывает?

— Важно не просто получить исключительно какой-то диплом и уехать, а самое главное — то, какой ты опыт и эмоции получаешь.

 

***

— Поздравляю с замечательным событием в вашей творческой судьбе. Вы настоящие герои нашего времени! — С таким финальным напутствием обратился к участникам конкурса председатель жюри Валерий Ворона. — В музыке сосредоточены высшие проявления человеческого гения, интеллекта, духа. Это космический язык нашей цивилизации. Постижение этой уникальной профессии требует проявления высших возможностей человека, его способностей. Это профессия смелых, профессия героев. И то, что вы на этом этапе показали, это уже огромное достижение. Вы делаете конкурс сами себе каждый день и каждый час. Сами себе ставите оценки, диагнозы, перспективы развития, сами учитесь достигать свои мечты, свои цели. От этого зависит ваше развитие. Уверены, что будете высоко нести флаг отечественного исполнительского искусства, которое уже 150 лет является абсолютным лидером в мире.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото: vk.com/nsglinka

Ранее в «Новой Сибири»:

«Ученики чародея»: Вячеслав Прасолов — о своем педагоге Арнольде Каце

Пушкин отправляется в Африку вместе с музыкантами Новосибирской филармонии

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.