Из лета в Кафку

Театр «Красный факел» превратил стояние в очереди в художественный акт в честь самой ожидаемой премьеры

  «Красный факел» вновь сопроводил открытие касс посвященным главной премьере сезона перформансом. В прошлом году в ожидании «Трех сестер» главное фойе новосибирского академического трансформировалось в дом Прозоровых. Нынешним августом все пространство театра — от клозета до планшета большой сцены — поработало на Кафку. Интерактивное действо под названием «Процессы «Процесса» стимулировало продажу билетов и напомнило публике о том, что тот самый Тимофей Кулябин, которого судили да не засудили, ставит тот самый роман «Процесс», который диктаторы прежде предпочитали запрещать.

Премьера реалити-триллера «Процесс» назначена на 24 сентября. Постановочная команда: режиссер Тимофей Кулябин, драматург Ольга Федянина, художник Олег Головко, композитор Владимир Бычковский и художник по свету Денис Солнцев. В центре сценического повествования — философский роман Франца Кафки, известный обывателю со школьной скамьи в качестве «грандиозной метафоры бездушного и механического бюрократизма»: в одно прекрасное утро преуспевающий банковский служащий обвиняется в преступлении, состава которого не знают ни он сам, ни его обвинители, и становится участником бессмысленного судебного процесса.

Параллели между произведением Кафки и делом «Тангейзера» на этом месте не проведет разве что ленивый. Тимофей Кулябин связь личности режиссера с главным героем романа Йозефом К. отрицает, списывая очевидное сходство на ожидания и шаблоны. Выбор литературной основы постановщик объясняет исключительно личными предпочтениями — «потому что я очень люблю Кафку и люблю именно этот текст». Идея поставить «Процесс», подчеркивает режиссер, возникла четыре сезона назад (то есть до церковно-театрального скандала) и могла быть реализована в одном из театров Москвы. Однако предложенное название не вызвало энтузиазма у столичных арт-менеджеров, поскольку «с книгами Кафки знакомо очень немного наших граждан».

В 2016 году появилась возможность воплотить замысел на сцене «Красного факела». Вряд ли за несколько лет Сибирь заметно приросла знатоками кафкианских миров, но стараниями поборников духовных скреп, сделавших Кафку былью, интерес к «Процессу» был подогрет предельно. На перформанс, посвященный сентябрьской премьере, пришло более трехсот человек. Для театрального Новосибирска — цифра рекордная: больший ажиотаж вызывали только перелицованные туалеты НОВАТа. Впрочем, туда стремились по нужде, а в краснофакельский ватерклозет — исключительно с художественной целью. И вот почему.

Отразив в сжатой форме перформанса концептуальную структуру романа, организаторы зонировали пространство театра на пять локаций. В каждой точке происходит нечто, наглядно иллюстрирующее определенный этап работы над спектаклем: создание, чтение, изготовление, появление, разбор «Процесса». Сеанс длится от двух до шести минут. Мужская уборная устлана рукописными листами с режиссерской экспликацией. Кабинки замурованы крест-накрест черным широким скотчем. Над обесточенными писсуарами проектор выводит далекие от каллиграфических стандартов буквы — нарочитые штрихи, острые углы, вертикальный разброс, сильный нажим, утолщающиеся связки, — здесь рождается и проясняется замысел спектакля. Тамбур затянут мешками для строительного мусора. Под ногами флуоресцентные лампы и груда видеокассет. На экране маленького телевизора появляется режиссер — начинается чтение романа.

Изображение мерцает, искривляется, раздваивается, часто моргает и зависает, наконец. Звук искажается — замедляется, дребезжит, заикается, пропадает. Воцаряется тишина.

В малом зале видеокамера подглядывает за производственными цехами, где по бумажным эскизам рабочие изготавливают мебель. Мелькают столы, решетки, кровати. Брюзжит, раскраивая надвое фанеру, циркулярная пила. Тычет в публику ножкой винтажное кресло. Из мира вещного участники перформанса устремляются к большой сцене. На экране воспроизводятся фрагменты репетиций. Дефилирует, эффектно выставляя афедрон, Прачка — Елена Дриневская. Меряет шагами комнату Антон Войналович — Йозеф К. Вопрошает режиссера — Тимофея Кулябина Инспектор — Павел Поляков. Все в движении, возбуждении — получается живой увлекательный разговор, выстраивается рисунок спектакля.

Полная противоположность — действо, происходящее на балюстраде: там за накрытыми пленкой столами сосредоточенно стучат на пишущих машинках белые воротнички. Под цокот клавиш на экране доцент Аствацатуров читает лекцию о создании и публикации «Процесса» Кафки. Среди прочего внимательный слушатель узнает о том, что последовательное расположение романных глав — фикция. Свое незаконченное произведение Кафка завещал сжечь и оставил литературному душеприказчику в виде разрозненных листов, разложенных по конвертам. Можно из них составлять текст так, а можно и эдак. Мозаика из фрагментов. Как, собственно, и сам перформанс, в рамках которого каждый волен тасовать локации по собственному желанию. При любом раскладе все превращаются в участников бесконечного процесса. И даже утомительные очереди и знакомые краснофакельские интерьеры (лестничные пролеты большого дома, темные, лишенные воздуха комнаты и официальные залы) играют в пользу зыбучих песков кафкианской реальности.

Погружение в романную атмосферу, однако, не так уж и много рассказывает о спектакле Кулябина. Более-менее ясно одно — привычных трактовок от режиссера Кулябина ждать не следует. В недавнем интервью порталу Deutsche Welle Тимофей Александрович отмечает, что поиск нового в теме борьбы с системой для него не имеет смысла: «Не думаю, что этот роман про человека и систему. Меня в этой книге интересуют другого рода проблемы, связанные с личностными переживаниями своих кошмаров и страхов». Реалити-триллер сосредоточится на природе человеческого страха как одном из чувств, с которым человек не в состоянии бороться. Официальный сайт фестиваля «Территория», куда «Процесс» направится вскоре после премьеры в Новосибирске, утверждает, что краснофакельская постановка «Процесса» будет посвящена исследованию логики окружающего мира — тщетной погоне человека Нового времени за его законами. Поживем — увидим, господа присяжные заседатели. Вернее, erst abwarten, dann Tee trinken.

Фото Валентина КОПАЛОВА, предоставлено пресс-службой театра «Красный факел»

Христос Церетели изуродует Новосибирск? 

В столице Сибири предлагают установить гигантскую статую Иисуса Христа. Практика для России нова. В православной культуре сложились традиции иконописи и всего несколько десятилетий назад начали появляться памятники святым. Сегодня в России вряд ли найдется город с монументом Иисусу Христу. Скульптура ближе традиции католической.  

Сейчас инициативная группа новосибирцев обсуждает возможность размещения монумента в сети. Выбрано и место: самая высокая точка города — Ключ-Камышенское плато.

Автором статуи должен стать, любитель масштаба, Зураб Церетели. Определена и высота Иисуса — 80 метров (33 метра — сама статуя и 47 метров — пьедестал).

Мнения новосибирцев относительно необходимости устанавливать огромный монумент собирают в одном из самых популярных городских пабликов в социальной сети «ВКонтакте». На момент публикации новости из 10 тысяч проголосовавших только 36% идею поддержали. Остальные — сомневаются.

По мнению автора и инициаторов, монумент сможет привлечь в Новосибирск туристов. Памятник задумывается как новый символ города.

Ранее Зураб Церетели уже попытался разместить 80-метровую статую Христа в Санкт-Петербурге и Сочи. От предложения жители города на Неве тактично отказались. В северной пальмире работы масштабного Церетели традиционно недолюбливают. Не нашлось места под статую и в Сочи. Монументальный Христос просто не влез в горные пейзажи любимого курорта россиян.

Автор монумента решил предложить его сибирякам и направил инициативу в администрацию Новосибирска. Поддержки предложение пока не получило, но его обещали изучить.

Анатолий Локоть заявил журналистам, что часто сталкивается с подобными инициативами. Недавно к градоначальнику обратились с предложением установить монумент Ермаку. Сейчас разгорается скандал вокруг бюста Сталина, который собираются установить на Красном проспекте. Проектов памятников много. Однако выбирать их, по мнению градоначальника, должны профессионалы.

Примечательно, но в девяностые в Москве случилась очень похожая история с тем же Зурабом Церетели. Скульптор решил продать американцам памятник Колумба. Монумент получился в духе Церетели: много и видно издалека. Американцам Колумб не понравился, и от договоренностей они отказались. На помощь Церетели пришел мэр Москвы Юрий Лужков и выделил из городского бюджета миллионы на покупку «гиганта» правда, уже не Колумбу, а Петру. Его переименовали, да и кто там разберет? Высота памятника 98 метров. Монумент быстро стал нелюбимым и вошел в десятку самых уродливых памятников. И даже отличиться в рейтинге не смог, заняв, последнее место.

3 факта о...

  •  Самая знаменитая статуя Христа располагается в Рио-де-Жанейро. Называется она статуя Христа-Искупителя. Рост бразильского Христа 38 метров. Изготовлен монумент из стекла и бетона. Статуя вошла в список Новых чудес света. 
  • 20 февраля 2016 года у подножия статуи Христа-Искупителю патриарх Кирилл совершил молебен о гонимых христианах. 
  • Ежегодно на статую Христа в Рио-де-Жанейро приходится четыре удара молнии. 

Монетный двор Сузуна

В поселке Сузун Новосибирской области открыли монетный двор. Музейно-туристический комплекс построили на том же месте, на котором он располагался в 18 веке. Именно там чеканили первую сибирскую монету. Два года назад была открыта первая очередь музея — точельня. Здание построили с нуля по старинным чертежам. Сегодня достопримечательность очень популярна у туристов. Новый объект — монетный двор. В экспозиции — макеты станков и оборудования. Краеведам удалось воссоздать процесс производства денег и собрать коллекцию первых монет.

Хакеры обвинили Мишу Алояна в положительном допинг-тесте

Хакерская группа Fancy Bear опубликовала новую партию документов после атаки на антидопинговое агентство WADA.

У боксера из Новосибирска Миши Алояна, согласно представленным документам, оказалась положительная допинг-проба. В крови серебряного призера Рио обнаружили стимулятор туаминогептан. Примечательно, что тест на допинг-пробу новосибирец провалил в финальный день Олимпиады, 21 августа. На ринге в этот день он уступил спортсмену из Узбекистана Шахобидину Зоирову.

Накануне хакеры организации Fancy Bear обнародовали первую партию документов. Оказалось, что агентство по борьбе с допингом выдавало индульгенции на его употребление. Одобрение получили сестры Уильямс. Стимуляторы им разрешили исключительно в терапевтических целях. Правда, чем больны спортсменки, в WADA не уточнили.

Стало известно, что тест олимпийской чемпионки по спортивной гимнастике Симоны Байлз тоже положительный, однако от игр ее не отстранили.

В редакции «Новая Сибирь online» нашли ответы на самые волнующие вопросы.

Так что? Спортсмены принимали допинг?

На самом деле, сделать этот вывод из документов, опубликованных хакерами, нельзя. Спортсмены могут принимать препараты из запрещенного списка, но в том случае, если они нужны для лечения хронических, либо острых заболеваний. WADA выдает такие разрешения.

А это вообще законно?

Да. Выдача таких документов регламентируется сводом особых (специальных) правил. Врачи комиссии должны убедиться, что лекарство не «усилит» спортсмена на выступлениях, но позволит ему справиться с проявлением заболевания. Важно убедиться, что препарат спортсмену необходим. Определяется это по принципу: если препаратом не воспользоваться, то человеку станет хуже. Обязательное условие – нет никакого альтернативного способа помощи.

Хорошо. А что с Симоной?

В своем Твиттере спортсменка написала, что страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Именно поэтому девушке разрешили принимать препарат Фокалин (Focalin XR), после которого в ее анализах и обнаружили метилфенидат и амфетамин. Тяжелое это заболевание, или нет – вопрос сложный. В США официально признали этот синдром распространенной болезнью. Обычно он появляется в детстве. У школьников возникают проблемы с учебой. Взрослым людям с таким диагнозом сложнее работать. А заболевание сопровождается попутными расстройствами, в частности, депрессивными.

Гимнастка Симона Байлз

А с сестрами Уильямс что?

Тут ситуация не очевидная. Девушки принимали разные препараты. Известно, что у них есть трудности со здоровьем. Например, у Винус — астма и синдром Шенгрена, а Серена шесть лет назад порезала сухожилие, наступив на битое стекло.

Сестры Уильямс

И что? Каждый спортсмен может получить разрешение?

Ой, нет. Согласно данным WADA в 2014 году спортивные организации выдали двести двадцать пять таких разрешений.

SibJazzFest: мировые звезды на подмостках Новосибирска

VI Международный фестиваль Sib Jazz Fest сегодня стартует в Новосбирске. Торжественное открытие пройдет в Государственном концертном зале имени Арнольда Каца. Фестиваль будет длится три дня. Новосибирск увидит девять концертов не только местных джазовых коллективов, но и исполнителей мирового уровня.

«Новая Сибирь online» рассказывает, про участников шестого Sib Jazz Fest.

Бенджамин Эрман 

Бенджамин Эрман уже в тринадцать лет выступал в клубах — играл на саксофоне. Сначала колесил по миру с различными коллективами, а в конце 90-х решил создать свой проект — ансамбль New Cool Collective. Так любители джаза узнали: Бенджамин Эрман хорошо не только в коллективах.

Сейчас Эрман один из самых ярких джазовых исполнителей в Нидерландах.

Сильвия Ховард 

Сильвия Ховард родилась в штате Индиана. К концу 80-х ее знала большая часть Лос-Анджелеса. Города ангелов ей показалось мало — она уехала покорять Париж. Послее ее приняли в состав Высшего государственного совета защиты и развития культуры Франции. Ховард стала первой американкой, которую включили в эту организацию.

Французское трио Sax Machine

Французское трио Sax Machine. Хип-хоп и джаз вещи несовместимые — так кажется на первый взгляд. Sax Machine стереотипы рушит — доказывает обратное.

Они замиксовывают звуки при помощи различных приборов и устройств. Ребята из трио уверены — нельзя списывать электронные «примочки» со счетов: именно они могут изменять любые звуки.

Тони Кофи

Тони Кофи — новатор современного джаза после Чарли Паркера и Джона Колтрейна. Он выступал со множеством ансамблей: так в 2011 году в составе World saxophone Quartet он приежал в Новосибирск на очередной Sib Jazz Fest .

Сейчас Кофи сколотил новый квартет, в котором все — музыканты мирового уровня.

Стефан Бельмондо

Стефан Бельмондо также приедет в Новосибирск из Франции со своим трио, в которое входят голландский гитарист Джесс ван Рулер и контрабасист Томас Бреймери.

Новосибирские ученые обнаружили редкий медальон-иконку

 

Ученые Новосибирска обнаружили при раскопках в НСО бронзовый медальон-иконку. 

Медальон нашли под старым Московским трактом. Скорее всего, иконка пренадлежала ссыльному человеку. Аналогов медальону пока нет. Сам медальон сделан из бронзы. На обеих сторонах изделия — изображения. Они созданы весьма замысловатым образом: тушью нанесены на застекленный пергамент.

На каждом обороте медальона два разных изображения. На одной стороне — служитель культа, на другой изображен святой.

Данная находка не типична для православных людей. Однако, по мнению ученых, на одной стороне медальона изображен православный деятель — сибирский святитель Иннокентий Вениаминов. Он крестил аборигенов на Аляске.

3 факта о...

  • Недавно в НСО (Каргатский район) археологи обнаружили самое большое кладбище мамонтов.
  • В Венгеровском районе НСО новосибирские археологи обнаружили древнюю детскую погремушку в виде медвежьей головы. Примерное время создание такой игрушки — третье тысячелетие до нашей эры.
  • Накануне алтайские археологи обнаружили в кургане древнее захоронение, в котором находились два обезглавленных тела: предположительно взрослого человека и ребенка. Ученым пока не удалось узнать, почему тела были обезглавлены. 

Министр культуры откроет памятник в Новосибирске

Завтра в Новосибирск прибудет министр культуры Владимир Мединский. Уже три года (с момента учреждения) он возглавляет Российское военно-историческое общество, инициировавшее установку в столице Сибири скульптурной композиции «Матерям и женам Защитников Отечества». Памятник Мединский откроет в Кировском районе. 

Скульптурную композицию создал монументалист Денис Стритович. Это не первая скульптура Стритовича, которую открыл Мединский. В прошлом году он побывал на презентации Мемориала Воинской Славы в Башкортостане.

Уже после открытия памятника Мединский встретится с учителями истории. Открытый урок пройдет там же, в Кировском районе. В программе визита – посещение цирка, музыкальной школы, консерватории и хореографического училища. Отметим, что в этом году консерватория празднует шестидесятилетний юбилей.

Завершит рабочую поездку Мединский совещанием в НОВАТе с участием Владимира Городецкого, ректора консерватории Константина Курленя, директора хореографического училища Александра Васильевского, а также директора театра оперы и балеты Владимира Кехмана, который, кстати, может потерять должность из-за банкротства.

3 факта о…

  •  Мединский известен как публицист и писатель. Он сотрудничает с издательским домом «Олма медиа групп», где была отпечатана серия «Мифы о России».
  • Несмотря на научные степени, министр культуры Владимир Мединский допускает ошибки в своих выступлениях. В 2015 году он назвал Довлатова – выдающимся писателем второй половины XIX века. И все так и есть. Довлатов, действительно, выдающийся. Только родился он в 1941 году, а скончался в 1990.
  • Именно Мединскому Новосибирская область обязана назначением директором театра оперы и балета Владимира Кехмана. После скандала с «Тангейзером» Мединский снял Мездрича и отправил за Урал Кехмана. 

«Живу веленьем трепетной души…»

15 сентября на сцене Камерного зала филармонии пройдет юбилейный вечер Андрея Поливцева.

Творчество поэта, композитора и исполнителя Андрея Поливцева сложно отнести к какому-то определенному стилю — оно широко и многопланово, как и сама жизнь. В репертуаре артиста и шансон, и лирика, и военно-патриотическая песня. В акустическом проекте «Живу веленьем трепетной души…» на сцену выйдет не только автор программы, но и его друзья — гитарист Вячеслав Клюев и бас-гитарист Павел Прозорович.

Творческий путь музыканта длится более 25 лет. Музыкальный талант Андрея Поливцева обнаружился уже в детском возрасте. Творческая натура проявлялась все более бурно. Андрей сочинял стихи, играл на гитаре дворовые песни. Сегодня исполнитель выпустил восемь авторских альбомов, сейчас идет активная работа над девятым. Песни Андрея Поливцева звучат на радио «Шансон». Исполнитель выходил на одну сцену с признанными мастерами шансона Катей Огонек и Владимиром Черняковым. В 2014 году в программе «Правда шансона» на «Шансон ТВ» клипом на песню «Закружи меня» Аней Кавериной было представлено романтическое творчество Андрея Поливцева.

Музыкант является лауреатом и обладателем гран-при всероссийских и международных фестивалей и конкурсов, номинантом премии ФСБ России.

15 сентября. Камерный зал филармонии. Начало в 18.30. (12+) Цена билетов 200-500 руб.

«Красный факел»: от Кафки до «Чиполлино»

«Красный факел» готовится к открытию 97-го театрального сезона, чему и была посвящена первая встреча художественного руководства с журналистами. Пожалуй, только на Марсе еще не знают, что тон задаст спектакль «Процесс» в постановке Тимофея Кулябина. Для тех, кто интересуется жизнью театра после Кафки, сообщаем: ждите Шиллера на языке тела, овощное кабаре и прочие премьерные неожиданности.

Главное событие года для театра «Красный факел» случится 25 сентября: на большой сцене будет показан спектакль «Процесс», решенный режиссером Тимофеем Кулябиным в формате «реалити-триллера о современном человеке». Интригующее жанровое определение — почти все, что готов Тимофей Александрович донести до общественности в преддверии официальной премьеры. «Это не таинственность, а закрытость репетиционного процесса. К сожалению, это стало нормой и связано с реакцией на последние мои работы, — поясняет режиссер. — Зачастую в анонсах журналисты пытаются выдвинуть свою версию, как это будет. И, как правило, это выглядит наивно, неэтично и недальновидно. Чтобы неправильные слухи не распространялись, я не рассказываю о спектакле ничего, кроме базовых вещей, до его выхода».

К вынесенным на обсуждение фундаментальным вопросам господин Кулябин отнес неоднозначность трактовки: «Мне кажется, одна из наиболее характерных и важных особенностей этого текста заключается в том, что он не отвечает в конечном счете на вопрос, был ли этот человек виновен или не был виновен, или это был какой-то розыгрыш. Текст заставляет тебя искать ответ на этот вопрос. Он подразумевает огромное количество трактовок, но ошибка происходит тогда, когда ты останавливаешься на одной из них и начинаешь понимать все только с этой точки зрения. В этом заключается ловушка Кафки — любая попытка однозначно трактовать текст «убивает» его, лишает объема и смысла. Это такая лента Мебиуса, из круга которой ты никогда не выберешься. Текст Кафки все время говорит тебе «интерпретируй меня» и всякий раз уходит от этой интерпретации. Для меня это очень важно. Решить эту историю с однозначным ответом, мне кажется, — обокрасть самого себя. Поэтому я не думаю, что мне интересно однозначно отвечать на те события, которые происходят в романе».

… И отсутствие влияния со стороны известных экранизаций: «Я смотрел все три экранизации «Процесса», но не думаю, что эти фильмы могут как-то повлиять на мой спектакль, потому что я занимаюсь немножко другим видом искусства. С Кафкой я давно знаком. В школе, в последних классах, или в институте, на первом курсе, я прочитал «Процесс», и он мне очень понравился. Вообще, это мой любимый роман у Кафки. И я довольно долго с этой идеей хожу — поставить «Процесс». Еще года три-четыре назад предлагал, когда у меня шли переговоры с другими театрами в Москве. Но выбрали другое название».

Взаимоотношения артистов «Красного факела» с текстом Франца Кафки и режиссерской концепцией, по мнению Тимофея Кулябина, складываются продуктивно. С одной стороны, режиссер чувствует себя «в своей команде» и предлагает творческой группе спектакля то, что не осмелился бы предложить «чужим» артистам. С другой стороны, получает от своей труппы огромный кредит доверия, хотя находить сценический эквивалент кафкианскому языку совсем непросто. «Смотреть на «Процесс» как на пьесу тяжело, потому что  по всем канонам это роман. И вместо диалогов в тексте присутствуют описания каких-то путешествий главного героя, состояний, оценок, реакций. Над инсценировкой мы работаем вместе с драматургом Ольгой Федяниной. Она приходит вместе с нами на репетиции и после каждой репетиции переписывает текст заново. Репетировать Кафку сложно, изматывающе, потому что, когда читаешь роман, ты понимаешь сложность и красоту текста, его витиеватость, обтекаемость. Видеть его на бумаге для интеллектуала — большое удовольствие, но на сцене слово работает по-другому. Ему нужна какая-то фактура, какое-то воплощение. Мы довольно трудоемко работаем над тем, чтобы простые кафкианские слова имели тот же эффект, как когда ты читаешь их на бумаге, а не превращались в болтовню», — рассказывает Тимофей Александрович.

«Процесс» — первая инсценировка Кафки в Новосибирске. Однако преумножать репертуар другими произведениями австрийского писателя Тимофей Кулябин не планирует. «Текст сложный. С ним интересно работать. Его непривычно произносить артистам, потому что он очень сухой, телеграфный, совершенно непсихологический для актера. И с этим надо что-то делать, надо как-то существовать. Может быть, я когда-нибудь вернусь к Кафке, но это будет уже в другом театре. Это слишком сложный и необычный автор, поэтому для репертуарных нужд нашего театра одного названия достаточно», — резюмирует режиссер.

Вторая премьера сезона назначена на 4 ноября. В этот вечер на малой сцене театра «Красный факел» состоится выпуск спектакля «ЧУднЫе люди». Свою интерпретацию рассказов Шукшина представит актер театра Константин Телегин. Спектакль вырос из самостоятельной творческой работы молодых актеров «Рассказы Шукшина», шедшей в прошлом сезоне в «КаФе». На новой площадке зрителей ждет новая версия — с новым режиссерским решением, новыми актерскими работами и декорациями Николая Чернышева.

Осенью труппа «Красного факела» начнет работу с хорошо знакомым Новосибирску режиссером Тимуром Насировым. Бывший главный режиссер «Старого дома» воплотит давнюю мечту театра о новом масштабном красочном спектакле для младшего поколения. Речь идет о постановке сказки Джанни Родари «Чиполлино». Инсценировка, взятая за основу, не случайно имеет подзаголовок «овощное кабаре»: спектакль обещает собрать воедино известнейшие мелодии, эффектные музыкальные номера и динамично развивающиеся события. Премьера намечена на конец декабря 2016 — как новогодний подарок детям и их родителям.

В ноябре к репетициям на большой сцене приступит московский режиссер Филипп Григорьян — лауреат национальной премии «Золотая маска», известный своими постановками в Театре наций, театре «Практика» и пермском «Театре-Театре». Труппе «Красного факела» Григорьян предложил полную обманов и превращений пьесу Пьера Корнеля «Иллюзия», которая уже шла на сцене «Красного факела» в постановке Олега Рыбкина в начале 2000-х. Каким будет новое прочтение комедии — в XXI веке, зритель узнает только в начале апреля, поскольку работа над пьесой будет реализована в два этапа.

Весной 2017 года театр ждет еще одно репертуарное пополнение. Теперь уже московский режиссер Сергей Чехов, создавший под занавес прошлого сезона на малой сцене «Красного факела» «Тектонику чувств», возьмется за постановку спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина». К работе над пьесой Чехов приступает во второй раз: до этого текст израильского драматурга Михаила Хейфеца уже был представлен новосибирской публике силами подведомственной молодому режиссеру лаборатории «Асфальт-театр»

Монопьеса с подзаголовком «История одного несостоявшегося подвига» написана в 2011 году, признана победителем драматургического конкурса «Действующие лица», триумфатором профильного состязания «Золотой маски», дипломирована Российской государственной библиотекой искусств «За блистательный эксперимент с драматургической формой» и уже успела пройти испытание профессиональной сценой от Хабаровска до Москвы. Действие «Спасти камер-юнкера Пушкина» происходит в Санкт-Петербурге XX века. Главный герой не совершил подвиг. Не врезался он во вражеские эшелоны на подбитом истребителе, не бился в подворотне с толпой хулиганов, защищая честь незнакомой девушки, не брал на себя вину, дабы защитить близкого человека от каторги. Но его это не тревожит. А тревожит его только то, что он не способен спасти камер-юнкера А. С. Пушкина, который умер 178 лет назад от ранения, полученного на Черной речке. И всю свою жизнь, практически напрочь лишенную серьезных свершений, он плотно связывает с жизнью великого поэта. Местами комичный, местами захватывающий конфликт между вполне реальным и живущим ныне Питуниным и давно погибшим Пушкиным задает важные вопросы, рождает объемные смыслы и сталкивает зрителя с неизбежным осознанием своего места в этом мире.

Завершится премьерный круг возвращением на большую сцену «Красного факела» драматургии Фридриха Шиллера. В марте к репетициям пластической драмы по мотивам пьесы «Разбойники» приступит известный московский хореограф-постановщик Сергей Землянский, с которым артисты имели возможность познакомиться на мастер-классах во время фестиваля «Ново-Сибирский транзит».

Проектная деятельность «Красного факела» сосредоточится вокруг уже полюбившихся зрителям программ — «РетроПерспектива», «Ночь театра», «Час чтения». В ноябре планируется провести второй Театральный квиз — командную интеллектуальную игру для театралов-эрудитов. На этот раз тематика расширится: игра будет посвящена киноролям известных театральных артистов и другим точкам соприкосновения театра и кино. Одним из новых проектов станет «Театр — где вы» — благотворительные выезды к тем зрителям, которые по каким-либо причинам не имеют возможности прийти в театр. Стартовым событием в рамках проекта станет мини-спектакль актрисы Дарьи Емельяновой, подготовленный совместно с Комплексным центром социального обслуживания Кировского района: 15 сентября актриса прочтет «Сказки Пушкина» для семей, воспитывающих особенных детей в левобережье. А в октябре артисты «Красного факела» отправятся с концертной программой к пациентам и врачам областной клинической больницы.

Продолжит просветительскую деятельность «Красного факела» видеопроект без названия, включающий показ ярких российских и европейских постановок, рекомендованных к просмотру непосредственно актерами и режиссерами-постановщиками «Красного факела».

Фестивальные планы «Красного факела» начнутся с поездки в Москву. Спектакль «Процесс» отправится на международный фестиваль современного искусства «TERRITORIЯ». Показы пройдут на сцене Театра наций 14 и 15 октября. С 29 сентября по 2 октября мужской состав труппы «Красного факела» займется покорением жительниц Кузбасса: на сценах Кемеровского театра драмы им. Луначарского и Новокузнецкого драматического театра артисты из Новосибирска сыграют спектакль-хит «Только для женщин!».

В качестве принимающей стороны «Красный факел» выступит в этом сезоне как минимум трижды. 30, 31 сентября и 1, 2 октября на новосибирской сцене будут показаны спектакли «ART» Я. Резы, «Женитьба» Н. Гоголя, «Ромул Великий» Ф. Дюрренматта, «Идиот» Ф. Достоевского в исполнении артистов Санкт-Петербургского драматического театра на Васильевском. Нанесут ответный визит столице Сибири и театры Кузбасса: 13 октября Кемеровский театр драмы представит на большой сцене свое прочтение «Трехгрошовой оперы» Бертольта Брехта, а 14 октября — уже полюбившей зрителям комедии Робина Хоудона «Шикарная свадьба». Новокузнецкий драматический театр 15 и 16 октября покажет зрелищный детский спектакль «Все мыши любят сыр» по сказке Дюлы Урбана и хит вечернего репертуара — комедию «Звездный час» Кена Людвига. В ноябре «Красный факел» посетит Ереванский русский драматический театр им. К. С. Станиславского. На большой сцене труппа из Армении покажет спектакль «Ханума» А. Цагарели.

Литературный фестиваль стартует в Новосибирске

На два дня Центральный парк Новосибирска станет центром притяжения любителей литературы. Уже сегодня стартует фестиваль «Новая книга».

В парке разместят несколько литературных площадок: научный лекторий (где будут читать лекции), сцена театра (где будут выступать музыканты, в том числе и легендарный «Коридор» и группа «Проверено»), библиотека (собственно, да, сами книги), школа, детская площадка, писательский кабинет и мультимедиа-лаборатория.

Посетит «Новую книгу» модный сегодня писатель, ведущий программы «Соль» Захар Прилепин. Новосибирцам представят книги пятидесяти крупнейших издательств.