Элий Белютин: любовь к истинному смыслу вещей

Любовь к истинному смыслу вещей и искусству в абстрактной живописи и графике — это о выставке Элия Белютина, открывшейся в Новосибирском краеведческом музее.

В России 1950 — 1970-е годы стали новым витком в развитии не только общественных процессов: временем больших надежд, гигантских строек, прорыва в науке, — но и временем трансформации советского изобразительного искусства. Появляются художники, которые ищут суть, а не только транслируют форму. Феноменом и движущей силой этого процесса в Советском Союзе становится Элий Белютин и художественное движение «Новая реальность».

Элий Михайлович был исключительно талантливым педагогом. Его «Теория всеобщей контактности» и новаторский метод упражнений-тестов был противоположен традиционному для художественных школ «натаскиванию на прием». Очень стремительно, всего за 10 лет, складывается новая школа «белютинцев» — более трех тысяч учеников: живописцев, скульпторов, графиков, дизайнеров, архитекторов, композиторов и режиссеров, изменивших образ советского искусства. Элий Белютин создает новый художественный стиль — «модульную живопись». По сути — это язык символов, которые отражают ощущения от предмета и выстраивают новую линию абстрактного впечатления.

В творчестве Элия Белютина было множество экспериментов, но и неизменна была его главная составляющая — любовь. Любовь к истинному смыслу вещей, к скрытому в каждом художнике инструменту природы, к жене Нине Молевой, которая была его соратником и соавтором. Именно благодаря ей великое наследие Элия Михайловича было сохранено и осталось в России, в том числе и в Новосибирском краеведческом музее. Любовь — это и есть ключ к искусству Элия Белютина и пониманию его творчества.

Сегодня коллекция работ Элия Белютина в фондах Краеведческого музея насчитывает более 200 работ — это и грандиозные по размерам живописные полотна разных этапов жизни художника, и несколько графических серий. На вставке можно увидеть не только сами работы Элия Белютина и основные этапы становления его метода, но и тот путь, который проходит живописное полотно: полотна в рамах, полностью готовые к показу картины, графические листы с набросками и работы автора, не закрепленные на подрамники.

Ранее в «Новой Сибири»:

Жизненный цикл Новосибирска в альбомах и фотографиях

Новосибирский театр «Глобус» открывает сезон с новым главным режиссером

Новосибирский молодежный театр «Глобус» готов войти в новый сезон. В 94-м репертуарном году труппу ждет не только работа с новым художественным лидером, но и семь премьер, ориентированных на самые разнообразные зрительские предпочтения ‒ от строгих линий классики до новогодних бэби-маршрутов. И это, не считая масштабных проектов, гастрольных поездок и гвоздя сезона ‒ Международного Рождественского фестиваля искусств, который пройдет в декабре.

С началом сезона артистов театра «Глобус» поздравил исполняющий обязанности министра культуры Новосибирской области Юрий Зимняков

«Пока все успешно отдыхали, у нас велась активная работа по ремонтно-строительному направлению, — подчеркнула на первом сборе труппы директор театра «Глобус» Татьяна Людмилина. — Первое, мы отремонтировали все гримкомнаты. Это история непростая, это история сложная и дорогая, но все было сделано для того, чтобы внутри было комфортно и чисто. Сейчас идут финишные работы по отделке пандуса мрамором. Кроме того, нынешним летом началась реконструкция прилегающей к театру территории. Четыре тысячи квадратных метров было вскрыто, вывезено старое покрытие. В ближайшее время нам привезут из Красноярска 40 машин тротуарной плитки, и 1 сентября будет подготовлен центральный вход для зрителей со стороны Октябрьской магистрали. Мы традиционно отшлифовали планшеты большой и малых сцен, провели косметический ремонт помещений и отреставрировали антрактно-раздвижной занавес».

Директор театр «Глобус» Татьяна Людмилина рассказывает о ремонтно-строительных работах, выполненных за летний период

В новый сезон команда «Глобуса» входит с новым главным режиссером. Выпускник Новосибирского театрального училища и столичного ГИТИСа Константин Яковлев был представлен труппе в июне, свои задачи уложил в формулу «максимально сохранить и приумножить» и пообещал сделать репертуар «более устойчивым, сбалансированным», для чего инициировал обращение к советской и русской классике. Свою дебютную работу на сцене молодежного театра режиссер представит в ноябре. Константин Яковлев планирует выпустить на большой сцене спектакль «Три мушкетера», построив концепцию вокруг «роли человека на шахматной доске истории».

Стартовая же премьера 94-го сезона случится в сентябре. Актриса, а теперь и режиссер Ирина Камынина поставит на малой сцене «Варшавскую мелодию». Хорошо известная театральным подмосткам пьеса Леонида Зорина превратится в «роман о времени и любви». В центре сюжета окажется история встречи мужчины и женщины, которым предстоит прожить два десятилетия в ожидании счастья, запутаться в надеждах, переболеть мечтами, сделать свой выбор между долгом и настоящим чувством и расплатиться за решение собственной судьбой.

Новый главный режиссер театра «Глобус» Константин Яковлев озвучивает планы на 94-й сезон

В октябре «Глобус» первым из профессиональных театров города введет в репертуар инклюзивный спектакль. Режиссер Александра Каспарова поставит на малой сцене сказку Андерсена «Гадкий утенок». В конце декабря стартует традиционная новогодняя компания. Марафон сказочных спектаклей начнется на большой сцене и продолжится премьерой для бэби-публики. Материалом для рождественского подарка самым маленьким зрителям станет пьеса драматурга Александра Липовского.

В марте репертуар большой сцены пополнит спектакль «Собаки». Популярную советскую повесть Константина Сергиенко «До свидания, овраг!» интерпретирует главный режиссер Константин Яковлев. Его вторая работа для «Глобуса» будет адресована подросткам и молодежи.

Первый сбор труппы в сезоне традиционно проходит в большом зале театра

В апреле «Глобус» отпразднует литературный юбилей. К 200-летию со времени написания комедии «Горе от ума» театр выпустит в камерном пространстве пьесу, принесшую бессмертную славу блестящему дипломату и тонкому ценителю словесности Александру Грибоедову. Вдохнет новую сценическую жизнь в хрестоматийный текст режиссер Ирина Керученко, чей творческий метод знаком новосибирцам по спектаклям «Первая любовь» и «Игрок».

Завершит премьерный марш-бросок «Сказка о рыбаке и рыбке». Спектакль появится на малой сцене в июне и откроет череду театральных поздравлений с 225-летием Александра Пушкина. Режиссером станет Кристина Звыкова ‒ ученица Сергея Афанасьева и выпускница мастерской Кирилла Крока.

«Мальчики» по Владиславу Крапивину стали самым востребованным фестивалями спектаклем

Гастрольную миссию в наступающем сезоне возьмут на себя малые формы. Спектакль «Мальчики» в начале сентября отправится в Ульяновск, где дважды будет показан в рамках проекта «Фестиваль „Золотая Маска” в городах России». Затем творческий вояж ждет «Шинель»: глобусовская версия повести Гоголя займет свое место в программе V Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В. С. Золотухина в Барнауле. И завершит череду поездок авторская работа Руслана Вяткина и Никиты Сарычева: спектакль «Вишневые мартинсы» станет участником V Открытого театрального фестиваля дуэтов и моноспектаклей «СВОЙ» в Екатеринбурге.

Собственную фестивальную традицию «Глобус» поддержит двумя масштабными проектами: в конце ноября стартует Фестиваль молодежных и негосударственных театральных коллективов «Театр – PRO», а с 2 по 16 декабря Новосибирская область войдет в ритм XV Международного Рождественского фестиваля искусств. Пока один из крупнейших культурных форумов за Уралом держит интригу, но в скором времени театралы и меломаны узнают, какие спектакли, концерты, выставки и события сделают эту зиму ярче и теплее.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото предоставлено пресс-службой театра «Глобус»

 

Юбилей Новосибирской филармонии откроет самый сокровенный интерпретатор музыки Рахманинова

Осенью исполняется десять лет со дня открытия Государственного концертного зала имени А.М. Каца: одна из лучших концертных площадок страны была представлена слушателям 11 сентября 2013 года. Юбилей концертного зала начинает отмечаться концертными программами с участием «одного из самых сокровенных интерпретаторов музыки Рахманинова», народного артиста России Николая Луганского. 9 сентября слушатели смогут посетить сольный концерт маэстро, а 10 сентября артист разделит сцену с Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса.

Скриншот: ВКонтакте

Новый концертный зал на 1100 зрителей открылся с участием звездного состава исполнителей – прославленный Новосибирский академический симфонический оркестр выступил под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова, солировал Вадим Репин.

Большой зал филармонии закрылся на реконструкцию в 2008 году: на время строительства новой современной концертной площадки часть коллективов филармонии обрела временное пристанище под крышей домов культуры города. Так, Новосибирский академический симфонический оркестр базировался и репетировал в ДК «Строитель», а выступал на сцене Дворца культуры железнодорожников. «С открытием нового зала мы наконец обрели площадку, по уровню соответствующую оркестру. Открывается новая страница в истории коллектива, которая, я уверен, войдет и в нашу историю, и в историю всей музыкальной культуры Новосибирска как время больших и ярких проектов», – рассказал в 2013 году директор Новосибирского академического симфонического оркестра Лев Крокушанский. Его слова оказались пророческими.

За десять существования Государственный концертный зал имени А.М. Каца не только неоднократно принимал титулованных музыкантов, среди которых Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Сергей Ролдугин, Вадим Репин, Денис Мацуев, Александр Князев, Борис Андрианов и многие другие, но и стал центральной площадкой всемирно известного Транссибирского Арт-Фестиваля (художественный руководитель – Вадим Репин) и базой многих других известных проектов.

Оркестровую программу юбилейного концерта представят ведущие радио «Орфей» Ирина Тушинцева и Алексей Барабанов. Один из главных федеральных информационных партнеров Новосибирской филармонии, радио «Орфей» начинает вещание в Новосибирске и Новосибирской области с 1 сентября на частоте 88,6 FM. Благодаря видеоплатформе «Орфея» меломаны всего мира смогут присоединяться к трансляциям самых ярких концертных программ Новосибирской филармонии/

Ранее в «Новой Сибири»:

Хоровая капелла России продолжила марафон «Мой Рахманинов» в Новосибирске

Новосибирские театры вновь претендуют на «Звезду театрала»

«Вознесенский. ЕЩЁ». Видеомы и инсталляции в краеведческом музее

Выставка «Вознесенский. ЕЩЁ» впервые прошла в Москве весной 2023 года в Центре Вознесенского и была приурочена к 90-летию поэта, в некоторых кругах получившего статус поп-звезды. Теперь экспозицию можно увидеть в Новосибирске.

Андрей Вознесенский — один из известнейших поэтов времен СССР, его творчество олицетворяет эпоху оттепели и воплощает свободу художественной мысли, мастерское смелое новаторство. «Наша национальная черта — это поэзия, это не рациональность, Россия без поэзии не может быть», — говорит Андрей Андреевич.

Его слушали стадионы, а среди его знакомых и приятелей были мировые знаменитости XX века: Пабло Пикассо, Жаклин Кеннеди и многие другие. Но Вознесенский — это больше, чем поэт. Он еще и художник, архитектор, автор либретто рок-оперы «Юнона и Авось» и эстрадных шлягеров.

Вознесенский не только поэт прогресса, он прежде всего поэт-гуманист. Ему принадлежат строки: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек». Поэтому для Вознесенского не столько важен спор «физиков» и «лириков», сколько вопрос достоинства и смысла человеческой жизни:

 

Кто мы — фишки или великие?

Гениальность в крови планеты.

Нету «физиков», нету «лириков»

Лилипуты или поэты!

 

Про него говорили: «Слишком западник и слишком патриот». В 1963 году, когда Вознесенскому было тридцать лет, на встрече в Кремле Никиты Хрущева с советской творческой интеллигенцией он впервые услышал из зала: «Господин Вознесен­ский, вон из страны!»

Но совсем немаловажно, что он был чуть ли не главным представителем советского поп-арта — стиля, для которого характерны интерес к массовой культуре и её критике, работа с медиа, обращение к культурным героям современности. Он всегда относился с большим вниманием к оформлению своих публикаций, самостоятельно создавал иллюстрации, нередко макетировал свои книги. Его ранние акварельные рисунки и архитектурные проекты раскрывают его художественный талант и специфический̆ интерес к визуальным искусствам.  В последние годы жизни он обратился к визуальной поэзии — выстраивал слова в геометрические фигуры и заменял предметами буквы и даже части слов.

В нынешней экспозиции представлены визуальные поэтические произведения, созданные Вознесенским и впоследствии ставшие иллюстрациями к его публикациям.

Сам Андрей Андреевич считал свои художественные работы — видеомы — не менее важными, чем стихи. Выставка также экспонирует реконструкции художественных инсталляций Вознесенского и редкие предметы из личного архива поэта и его жены, Зои Богуславской, которые показываются впервые.

Особой частью выставки являются архитектурные и скульптурные проекты Вознесенского. В экспозиции появится реконструкция публичной̆ скульптуры Вознесенского «Россия Воскресе» — огромного земного шара, вытянутого в форме яйца, —установленной им в Москве в 1993 году.

0+

Ранее в «Новой Сибири»:

Жизненный цикл Новосибирска в альбомах и фотографиях

Премьера оперы «Алеко»: образ табуна лошадей — это не цыганщина

Год Рахманинова в Новосибирске продолжит премьера оперы «Алеко» в постановке дирижера Евгения Волынского и главного режиссера НОВАТа, заслуженного деятеля искусств России Вячеслава Стародубцева. Постановка состоится на Малой сцене НОВАТа 15 и 16 сентября.

Музыкальный руководитель постановки и дирижер Евгений Волынский отмечает, что в этом произведении, написанном совсем юным композитором, уже явно виден его музыкальный гений и задано направление дальнейшего развития его творчества:

— Моя задача в этой постановке — сохранить во всей полноте музыкальное богатство рахманиновского сочинения. При всей мелодической щедрости и заданной оперным жанром номерной структуре здесь уже видно мощное ораториальное начало, которое в полную силу развернется в таких произведениях зрелого композитора, как его «Колокола», «Всенощное бдение». Вероятно, именно эта особенность стиля «Алеко» определяет сложность постановки этой оперы: живое, напряженное действие и весь психологизм здесь сосредоточены в ариях, дуэтах, ансамблях, а хоровые сцены, несмотря на яркую живописность, почти не влияют на динамику действия, ничего не раскрывают. Возможно, в этом причина того, что далеко не все сценические версии «Алеко» удачны: сложно на большой сцене выразительно уравновесить эмоциональное напряжение между главными персонажами и некоторую внутреннюю статичность хоровых сцен. На мой взгляд, условия камерной сцены НОВАТа позволят нам достичь такого равновесия, и мы сможем раскрыть всю глубокую эмоциональность этого материала.

Первое оперное сочинение гения русской музыки Сергея Рахманинова, написанное им еще в годы обучения в консерватории на сюжет поэмы «Цыганы», станет также продолжением новосибирской «Пушкинианы» — цикла оперных постановок на сюжеты произведений Пушкина.

— Да, «Алеко» Рахманинов написал, будучи совсем молодым, и просто невероятно, насколько гениальна эта музыка и насколько она пронизана всеми бушующими эмоциями молодости — любовной страстью, бунтарством, жаждой свободы, — отмечает режиссер-постановщик Вячеслав Стародубцев. — Наша задача в постановке — сохранить эту вольную стихию молодой энергии, максимально ярко выразить ее в музыке, в вокале, в образах персонажей.

По замыслу Вячеслава Стародубцева, центральной идеей визуального решения спектакля стал образ табуна лошадей. Авторскую концепцию режиссера реализует художник-постановщик спектакля — Тимур Гуляев. Сценограф рассказывает:

— Пространство спектакля мы задумали не просто как ночной пейзаж с красноватой луной, как указано в либретто, а как дизайнерский интерьер, воспроизводящий атмосферу ночного берега, в оформлении которого много силуэтов лошадей. В костюмах мы старались избегать пестроты и разноцветья, того, что называют «цыганщина», предпочтя более сдержанное, «дорогое» цветовое решение, — и детали, отсылающие к элементам конной упряжи. Но они неназойливы, а лишь конструктивно добавляют образу связь с лошадьми — сильными, красивыми, но все же подчиняющимися воле человека.

Иллюстрация предоставлена пресс-службой НОВАТа

Ранее в «Новой Сибири»:

Главный приглашенный дирижер НОВАТа Михаил Татарников: Основа должна быть классической

Восточная сказка, приключенческий роман и ремонт в честь юбилейного сезона

Новосибирский музыкальный театр объявил об открытии юбилейного сезона. 65-й репертуарный год коллектив планирует начать с гастролей по России и Узбекистану. К возвращению из творческого вояжа в театре должны завершится масштабные работы по ремонту здания, проводившиеся с середины лета. А первая премьера будет представлена в декабре: специально для новосибирского театра Нонна и Андрей Кротовы напишут новый мюзикл с советскими корнями.

В юбилейном сезоне Новосибирский музыкальный театр планирует реконструировать оркестровую яму

Первой точкой на гастрольной карте Новосибирского музыкального театра в этом сезоне станет Пермь. 5 и 6 сентября рок-мюзикл «Фома» будет показан на сцене Пермского академического «Театра-Театра» при поддержке Российского Национального театрального фестиваля «Золотая Маска». Показы лучших спектаклей России станут частью большой программы, посвященной 300-летию города, и увенчанный тремя главными театральными наградами страны байопик станет одним из знаковых подарков к юбилею мегаполиса.

По возвращении с Урала труппа впервые в своей истории отправится на гастроли в Узбекистан. С 19 по 25 сентября артисты Новосибирского музыкального театра будут выступать на сцене Театра имени Мукими в Ташкенте и Самаркандского областного театра музыки и драмы имени Хамида Алимджана. В программе заявлен гала-концерт «Виват, оперетта!», в котором солисты театра, а также артисты хора и балета исполнят самые яркие номера из репертуарных мюзиклов и оперетт.

Труппу Новосибирского музыкального театра ждут продолжительные гастроли и подготовка к юбилейным торжествам

В октябре выездная эстафета перейдет к мюзиклу Романа Львовича «Опасные связи». Спектакль будет показан в Москве в рамках VIII фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку». Показ пройдет на сцене Российского Академического молодежного театра. В предыдущие сезоны новосибирцы представляли на  этом фестивале мюзиклы «Восемь любящих женщин», «Фома» и «Бесприданница».

В ноябре спектакль «Опасные связи» отправится в Кемерово. На сцене Музыкального театра Кузбасса им. А.К. Боброва артисты Новосибирского музыкального театра сразятся с конкурентами за десять номинаций фестиваля «Музыкальное сердце театра». У сибиряков есть возможность получить награды за «Лучшую пьесу» и «Лучший текст песен» (либреттист и поэт Лев Яковлев), «Лучшую музыку» (композитор Роман Львович), «Лучшую работу дирижёра» (Александр Новиков), «Лучшую сценографию» и «Лучшие костюмы» (художник Елена Вершинина) и лучшие роли (солисты Дарья Бочарова, Александр Крюков, Анастасия Мельникова). На звание «Лучшего продюсера» претендует директор театра Леонид Кипнис.

На сборе труппы директор театра Леонид Кипнис объявил о планах на 65-й творческий сезон

«Впервые мы проведем так много гастрольных поездок в начале театрального сезона, — рассказывает художественный руководитель Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис. — Наш коллектив ждут в дни юбилея города Перми на площадке знаменитого “Театра-театра”, в красивейших театрах Ташкента и Самарканда, где мы буквально попадем в “восточную сказку”, на крупнейшем фестивале “Видеть музыку” в Москве и на фестивале “Музыкальное сердце театра” в Кемерово. Пока основная часть труппы будет гастролировать, технические службы получат возможность завершить масштабные ремонтные работы, чтобы в феврале 2024 года наш театр смог в комфортных условиях встретить свой шестьдесят пятый юбилейный день рождения. Нас ждет обновление фасада здания, реконструкция оркестровой ямы, глубина которой составит больше двух метров, и замена кресел в зрительном зале».

Новосибирские зрители смогут увидеть артистов на родной сцене только в конце октября. Откроет юбилейный сезон финальная премьера прошлого репертуарного года ‒ мюзикл Ульяны Стратонитской «Человек, нашедший свое лицо» в постановке Джеммы Аветисян. В основе спектакля ‒ одноименный роман советского фантаста Александра Беляева, впервые получивший театральную интерпретацию. «История Беляева покорила меня свежестью, увлекательностью сюжета и философским началом, — рассказывает автор либретто, драматург Алина Байбанова. — Речь в спектакле, конечно, не только о физическом преображении, которого так жаждет главный герой. Проходя через страхи, сомнения, разочарования, предательство, он не теряет надежду, способность любить и видеть прекрасное, не ожесточается, и в конце концов побеждает рок. Его сияющий внутренний мир приводит к гармонии его внешность чередой как бы случайных событий и встреч. Да, история фантастическая, волшебная. на первый взгляд, но ведь каждый сам выбирает измерение, в котором ему жить, и соответственно то, как жить и во что верить».

В юбилейном сезоне зрители увидят на сцене новых солистов-вокалистов ‒ выпускников Новосибирской консерватории и Театрального института

Первой премьерой юбилейного 65 театрального сезона для Новосибирского музыкального театра станет мюзикл «Два капитана». Над музыкальной версией знаменитого романа Вениамина Каверина работает новосибирский семейный творческий дуэт – Нонна и Андрей Кротовы. Поставит спектакль Дмитрий Турков ‒ ныне главный режиссер Прокопьевского драматического театра, а в прошлом выпускник актерского факультета Новосибирского театрального института. Сюжетная линия культовой советской книги развивается на протяжении 30 лет. Постановщикам не только предстоит изложить историю за два часа сценического времени, но и найти в ней должное место для ярких героев, большой любви, коварных тайн и серьезных испытаний.

(10+); (16+)

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ

 

 

 

 

 

Фестиваль «Гравитация» покажет Новосибирску современный, открытый и внятный театр

Театр «Старый дом» презентовал новую фестивальную концепцию: с 18 по 31 октября в Новосибирске пройдет Фестиваль актуального театра «Гравитация», в программе которого заявлено 14 проектов из Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа и Казани. Зрителей ждет встреча с ведущими театрами современности, топовыми режиссерскими именами и спектаклями, транслирующими фундаментальные ценности искусства и человеческого бытия.

Команда фестиваля «Гравитация» планирует генерировать миры, где люди смогут разговаривать на языке искусства о важных для них вещах

«Гравитация» ‒ новый театральный бренд, рожденный из «Хаоса» ‒ международного фестиваля, который промчался яркой кометой в кругу расчисленном событий, чтобы дать дорогу другому не менее масштабному арт-проекту. По-прежнему, ориентированному на актуальный театр, громкие российские спектакли последних сезонов и разговор на языке искусства о важных для современного человека вещах, но уже с иной командой, концептом и наполнением.

Слоган новорожденного фестиваля ‒ «Притяжение будет здесь», что, по мнению программного директора «Гравитации» Анастасии Москалевой, «как будто собирает нас в одну точку и концентрирует в едином конкретном пространстве». Фестивальное движение призвано объединить в едином смысловом поле зрителей, актеров, кураторов, режиссёров, перформеров, психологов, критиков, литераторов, – всех, кто хочет говорить, смотреть, слушать и участвовать. И в этом людям помогут активности, зашитые в двухнедельное фестивальное полотно: зрительские обсуждения, читка-перфоманс, лекция в жанре «софт-лекция» под присмотром психотерапевта, секретные прогулки-квесты с артистами «Старого дома», выступающего театром-устроителем многособытийной «Гравитации», мастер-класс по созданию спонтанной хореографии вместе с танцевальной компанией GLYPTIC DANCE COMPANY и многое другое.

Театр «Старый дом» не без иронии обыгрывает строительство новой фестивальной жизни

В этом году радиус фестивальной орбиты можно будет измерить в пяти городах (Москва, Санкт-Петербург, Воронеж, Казань, Новосибирск) и 14 спектаклях. Основной точкой притяжения для камерных историй станет театр «Старый дом». Для реализации проектов большой формы «Гравитация» обратится к площадкам «Глобуса» и «Красного факела». Фестиваль пройдет при поддержке министерства культуры Новосибирской области и Национального проекта «Культура».

Магистральным направлением «Гравитации» традиционно заявлены драматические спектакли, помогающие театральной публике глубже осмыслять контекст сегодняшнего дня. В этом году арт-директор фестиваля Оксана Ефременко отобрала для афиши спектакли, которые, по ее мнению, транслируют вечные ценности искусства и человеческого бытия. Впервые в Новосибирске зрители смогут увидеть «Двенадцатую ночь, или как угодно» Юрия Муравицкого (Никитинский театр, Воронеж), драму «Идиот» Петра Шерешевского («Приют комедианта», Санкт-Петербург), спектакль «Саша, привет!» Марата Гацалова (Театр Наций, Москва), комедию «Где ты был так долго, чувак?» (Театр «Место», Москва) Антона Федорова и его же драму «Ребенок» (Камерный театр, Воронеж).

Арт-директор Оксана Ефременко отобрала для афиши спектакли, которые транслируют вечные ценности искусства и человеческого бытия

«У фестиваля есть логика открывающего сознания, позволяющая нам посмотреть на что-то классическое и традиционное с новой стороны, — подчеркивает Оксана Ефременко. — С одной стороны, наш фестиваль, который мы делаем два года, выбирает что-то новое – с молодёжным взглядом на реальность. А с другой, нам интересен популярный театр, который будет собирать большую аудиторию. Есть желание показывать театр современный, но в то же время открытый, демократичный и внятный».

Дополнят драматическую программу «Гравитации» лучшие образцы современного пластического искусства, получившего серьезное развитие в российском театральном пространстве последнего десятилетия. Это два проекта Ксении Михеевой (Санкт-Петербург) – «Последнее чаепитие» и «Место, которого ещё не было». И проект Vasilevadanceco Ольги Васильевой (Санкт-Петербург) – «Адам и Ева». Включить в основную афишу три уникальных пластических спектакля новосибирскому форуму поможет коллаборация с Российским Национальным театральным фестивалем «Золотая Маска».

Директор театра «Старый дом» Татьяна Ильина стала в этом году новым лицом фестиваля

«Спектакли “Золотой Маски” – это бренд и особый знак качества, — подчеркивает генеральный директор «Гравитации» Татьяна Ильина, ставшая в этом году новым лицом фестиваля. — Я очень рекомендую посмотреть эти спектакли, которые мне повезло увидеть. Это спектакли-истории, где нет привычного для нас нарратива, но есть замечательные работы хореографов экстра-класса».

Кроме того, к «Гравитации» присоединится и Международный фестиваль современной хореографии Context. Diana Vishneva, который представит в Новосибирске танцевальное произведение «Материя», созданное шестью современными хореографами. Завершит программу театра движения перформанс «SAK-SOK», созданный известным танцовщиком и хореографом Нурбеком Батуллой для «Конкурса молодых хореографов – 2020» под руководством Дианы Вишневой.

Презентация нового фестиваля привлекла внимание не только профессионалов от театра, но и новосибирских зрителей

Главная миссия «Гравитации» останется неизменной – знакомство зрителей с лучшими театрами современности, работающими в разных художественных и организационных системах: государственных и частных, драматических и пластических, а также связывающих себя с идеями современного искусства.  «“Гравитация” – это уникальный фестиваль, который готов демонстрировать современные театральные формы, — резюмирует заместитель начальника управления профессионального искусства, культурного наследия и образования регионального министерства культуры Юрий Яшкин. — И это важный вклад в позиционирование Новосибирской области как культурной столицы Сибири, в которой есть место развитию не только классического искусства, но и искусства XXI века».

(12+)

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА

В поэтическую реку можно войти дважды

В Новосибирске готова к выпуску поэтическая антология, являющаяся расширенным вариантом ставшего культовым сборника «Гнездо поэтов-2».  Читать далее В поэтическую реку можно войти дважды

Сергей Манукян: К слову «свобода» я отношусь, скажем так, своеобразно

Известный пианист, певец и композитор рассуждает о судьбах джазовых исполнителей, а заодно вспоминает Шопена, Шостаковича, Тома Джонса и The Beatles.  Читать далее Сергей Манукян: К слову «свобода» я отношусь, скажем так, своеобразно

«Молодая фотография — 2023» в Новосибирске: базовые ценности никуда не делись

Художественный музей представляет масштабный всероссийский проект, объединяющий молодых фотографов и мультидисциплинарных художников. Всероссийский фестиваль «Молодая фотография» проходил весной этого года в онлайн-формате, в нем приняли участие более 650 авторов из многих регионов России по двум номинациям: «Свободная тема» и «Мой наставник». В финал конкурса вышли 39 разных по тематике и технике исполнения проектов, которые сформировали итоговую выставку финалистов.

Читать далее «Молодая фотография — 2023» в Новосибирске: базовые ценности никуда не делись