Мост между традиционной культурой и новыми горизонтами

В главном здании Краеведческого музея начинает работу выставка «Творческий мост», организованная Международной Академией дизайна и Ассоциацией выпускников Высшей школы факультета пространственного дизайна университета Хонгик (HIGSDA). Посетителям выставки будут представлены репродукции творческих работ мастеров из сферы дизайна и архитектуры, современного и декоративно-прикладного искусства. Экспозиции будет доступна в Новосибирске с 3 по 27 августа.

«Творческий мост» – это масштабный мультижанровый проект, нацеленный на коммуникацию культурных сообществ, разделяют которые не только взгляды на искусство, но и географическое положение, климатические условия, национальный менталитет и прочие неизбежные факторы. Первоначально серия международных выставок и культурно-образовательных мероприятий была создана для укрепления дружественных отношений между странами-участниками и обмена опытом в сфере искусства. Первый показ работ корейских дизайнеров состоялся в Москве в 2020 году и был приурочен к 30-летию установления дипломатических отношений между Республикой Корея и Российской Федерацией. В ней приняли участие профессиональные дизайнеры и студенты из разных городов России. Ответная выставка прошла в Сеуле в экспозиционном зале одного из крупнейших корейских вузов Университета Гачон в 2022 году, продемонстрировав творческие проекты как профессиональных дизайнеров, так и студентов вузов из разных городов России.

Выставка, экспонирование которой запланировано в Новосибирском краеведческом музее, состоит из двух частей: международной групповой экспозиции и персональных выставок дизайнеров из Республики Корея. Посетителям будут представлены репродукции творческих работ мастеров из сферы дизайна и архитектуры, современного и декоративно-прикладного искусства. Экспозиция покажет, как современные дизайнеры из России, Кореи, Индии и других стран виртуозно управляют формами и цветом, объединяя традиционную культуру и новые технологии. Контент также будет дублироваться в онлайн формате на сайте Международной Академии Дизайна.

(12+)

Ульяна Стратонитская: Эта музыка писалась для того, чтобы все кайфанули

Новосибирский музыкальный театр завершил свой 64-й сезон мюзиклом, созданным специально для постановки в Новосибирске. Персонажи фантаста Александра Беляева не впервой раз выходят на театральные подмостки, но история знаменитого голливудского комика Тонио Престо, героя позднего романа писателя, впервые разыгрывается на сцене в захватывающем музыкальном действе. Герои мюзикла Ульяны Стратонитской и Алины Байбановой «Человек, нашедший свое лицо» фантастичны и в тоже время узнаваемы, как и коллизии спектакля: мюзикл можно смотреть и слушать как настоящий квест, находя и угадывая знакомые, давно ставшие знаками музыкальные символы — классические и современные.

Композитор Ульяна Стратонитская, автор музыки к многочисленным мультфильмам, лауреат премии ТЭФИ приоткрывает тайны создания этого удивительного спектакля.

— Мюзикл написан специально для Новосибирского музыкального театра. Как началось это сотрудничество?

— Моя творческая судьба всегда полна неожиданных поворотов, я не родилась с золотой ложкой во рту, и всегда исключительно по какому-то прошлому опыту работы меня с помощью сарафанного радио находили люди. Так и в этом случае получилось, что один из актеров, режиссеров порекомендовал меня как возможного автора нашему либреттисту Алине Байбановой. Она прислала мне несколько синопсисов, на которые я написала несколько демонстрационных номеров, и Алина уже отправила их сюда в театр. Номера понравились, и мы поставили этот спектакль. Наша дружба только началась, но надеюсь на крепкое дальнейшее развитие взаимоотношений.

— Насколько вам интересен сам жанр музыкального театра? Все же это ваш первый подобный дебютный проект.

— Я композитор по образованию, окончила Московскую консерваторию, аспирантуру там как композитор в классе Агафонникова Владислава Германовича. Но случился такой курьез судьбы. Дело в том, что я с детства связана с музыкальным театром: сначала с детским — в Твери, это мой второй родной город, первый — Бежецк. Я была ребенком и для нашего детского театра писала музыку — и сама же там играла. Потом поступила в музыкальное училище, и там у нас был студенческий театр под руководством замечательного мастера Грибуниной Натальи Георгиевны, которая сама училась в Щуке, и которая выпускала у нас спектакли со студентами. И у меня на третьем курсе была дилемма: идти ли дальше как актрисе, или все-таки в консерваторию — продолжать писать музыку. Я тогда взвесила все это как-то до забавности здраво. Все-таки, я хотела иметь хорошую стабильную семью и быть дома, — поэтому, наверное, писать музыку мне было ближе…

— Интересный ход рассуждений.

— Да, это очень странно. Но этот жанр музыкального театра был мне всегда близок. Я сама как актер проживала роль. И в этом спектакле тоже: для меня важна судьба каждого персонажа, для меня каждый из них любим и близок. Каждую из нот, которые вы слышите, я в принципе пропела сама изначально, прежде, чем отдать материал в театр. Поэтому мне этот жанр очень близок, очень отзывается, и я рада, что есть возможность дарить эту музыку публике.

— Вы не вмешивались в процесс постановки спектакля?  

— Мы сейчас очень подружились в процессе постановки с дирижером Александром Новиковым. Пока он стоит за пультом этого театра, я просто спокойна за все, что происходит. Так что вмешательства моего просто не потребовалось. Я сдала материал в театр, все номера были мной пропеты в аудио-версии, и потом были написаны ноты. Единственное, что оркестр в музыкальных театрах — это всегда сюрприз, потому что это не типичный обычный симфонический оркестр, в котором мы понимаем акустически, как писать, а здесь есть и ритм-секция, и синтезаторы, определенная акустика, гитары... Поэтому в чем-то я советовалась: в Москве, когда ребята из театра приезжали на «Золотую маску», мы встречались с Александром Новиковым, я задавала ему вопросы, которые меня волновали. И в итоге все получилось. И партитура звучит, я довольна.

— Видно, что и Александр Новиков с явным удовольствием дирижирует спектаклем, это ему «в кайф», что называется.

— Вообще вся эта музыка писалась для того, чтобы все кайфанули. И композитор, когда ее писал, тоже кайфовал.

— То есть все ваши ожидания оправдались: все, что было задумано, воплотилось?

— Да, там очень много того, что я задумала. Но конечно есть и сюрпризы для меня. В частности, Тони Престо в партитуре — это два персонажа: комик Тони Престо в начале и второй герой после преображения, для которого была прописана партия баритона. Поэтому возможно, слышно, что артист и в теноровой тесситуре существует, и потом, уже во втором акте — еще и в баритоновой. Но это было решение режиссера — так героя показать, в одном лице.

— Вы первый раз столкнулись с нашим театром, и какое впечатление он произвел на вас?

— Театр мне очень нравится. Он на меня произвел впечатление еще в Москве, на «Золотой маске». Когда там показывали спектакль «Великий Гэтсби», я поняла, что мне с точки зрения оркестровой волноваться не о чем, потому что уровень музыкальности Александра Новикова самый высочайший. А тут я понимала, что сделано практически невозможное в каком-то совершенно огненном ритме. Это ведь самый конец сезона, и в сезоне было уже несколько премьер, а этот спектакль последний… Понятно, что это огромная работа, огромный труд, но никакой усталости мы не видим, и я очень благодарна всем. Надеюсь, что спектакль понравится, что он будет жить и в процессе нарастет каким-то мяском, найдет своих почитателей.

— В оркестр вы предоставили свой инструментальный набор или ориентировались на то, что есть?

— Оркестр — сам по себе такая «краска», что всегда существует вариативность. Был такой курьезный момент. Лейтмотив, когда Престо приходит к Гедде, звучал в басах «пара-рарам, пара-рарам», у меня там прямо слышался бас-кларнет, но Александр Сергеевич Новиков сказал: «Нет у нас бас-кларнета». Ну ничего. И прекрасно. Зато есть виолончели, есть фагот, поэтому всегда можно эти моменты решить. До этого спектакля в театре была всего одна гитара, но я столько туда привнесла рока, который он любит, что Новиков купил еще одну и сказал: «Давай, давай! Сделаем это мощнее».

Оркестр у вас полностью укомплектован, богатый и соответствует всем возможным ожиданиям, перкуссия просто богатейшая. Я много писала в нотах. Но это был момент, который мы обговаривали, что всегда ударник хороший и талантливый, как и гитарист, лучше композитора прочувствует, лучше понимает свой инструментарий, поэтому конечно очень большая работа была Александром Новиковым проведена с этой секцией ударной.

— Не только оркестру тут есть что делать. Получился в том числе и хоровой мюзикл.

— Он очень сложный и не совсем типичный для хора. Считаю, что ребята справились и более того, они на этом материале еще и сильно-сильно подрастут. А что касается хора… Вся эта история — она про мир, она сюрреалистичная, и как раз хор — это то, что постоянно происходит в публичном пространстве. Поэтому он даже не отдельное действующее лицо, а некое…В общем, хор —это жизнь...

— У вас есть точки притяжения в этом жанре?

— Мои точки притяжения сейчас не в театральном жанре, и это скорее плюс. По крайней мере, для меня плюс, — потому что зрителю самому судить: плюс или минус. Сейчас, на мой взгляд, невозможно писать мюзикл: «Пойду напишу мюзикл…» Изначально, когда я читала либретто и думала, что из этого может получиться, у меня были какие-то моменты, что, наверное, это соотносится с Бобом Фоссом, старой Америкой, с «Чикаго», — какие-то такие нотки. Но потом, когда я в это погрузилась, поняла: нет, такое не сработает. Сейчас большое количество музыкантов современных, которые мешают жанры и находят в этом как раз свой уникальный язык. И мне кажется, в этом, в единстве всех архетипов, которые в нас есть, — фольклор и классика, и джаз, и рок, — и есть сила, мы этим богаты. Мы можем этим пользоваться как единым инструментом. Поэтому я, наверное, как губка, за свою жизнь впитала много всего и сейчас мне интересно именно так разговаривать со слушателями.

— Стала ли эта работа важной ступенью, быть может, своеобразной вершиной в вашем творчестве?

— На самом деле для меня любой проект, которым занимаюсь, очень важен. В любой проект погружаюсь как ребенок, в свой мир игры. И пока я в нем существую, пока не наиграюсь, оттуда не выхожу. Поэтому никаких вершин. Я хочу дальше лезть. Видите, с музыкой какая происходит вещь… Даже с точки зрения музыкального мастерства думаешь: сейчас вот это вершина. А потом поднимаешься и видишь, что это плато, а за ним дальнейший подъем. Это все равно что взбираться на гору, у которой нет конца и края. Мы растем, развиваемся, — и это бесконечный путь.

— И вы уже нацелились на какой-то очередной горный пик?

— Я так скажу: я на каждую свою новую работу смотрю с удовольствием, потому что пишу с удовольствием, но с другой стороны уже стараюсь на опыте этой работы видеть в чем, например, ее слабые места. Критически к себе относиться тоже важно, для того, чтобы дальше взять эту высоту, и эту, и следующую…Поэтому я к себе всегда строга как к автору и надеюсь, что вершины будут и дальше следовать (смеется).

— У вас много музыки к мультфильмам.

— Да, очень много...Так вышло. Это — опять же — цепь случайностей. Однажды меня, когда я была студенткой, позвали позвал в проект, который потом не состоялся. Но позже один из ребят, работавших со мной в этом проекте, уже работая в анимации, дал мои контакты студии, которая искала композитора для новогоанимационного сериала. Сериал по замыслу не должен был ыть музыкальным, от меня хотели получить одну единственную фоновую тему, а в итоге у нас получился наимузыкальнейший сериал «Деревяшки» — 104 серии, написанные как мини-оперы с огромным удовольствием. И дальше — три номинации на ТЭФИ за лучшую музыку к мультфильмам, — за один из проектов я получила ТЭФИ— Kids. А дальше все пошло по цепочке: и Алина ко мне пришла, зная, что мы делали с одним из ее знакомых театральный проект, написали и поставили мюзикл «Сказка о царе Салтане». Так что Алина пришла ко мне как к детскому композитору. Это я про то, что иногда на людях ставят ярлыки: раз человек работает в этой сфере — значит, он только это и умеет. Но вот нынешняя работа как раз показывает, что я, наверное, очень многостаночный автор.

— Это должно стать теперь отправной точкой для новых свершений в этом жанре?

— Надеюсь. Но вот после премьеры даже немножко расстроилась. Когда делаешь анимационный сериал, говорят: у нас будет второй сезон. Вот и здесь мне тоже хочется узнать продолжение этой истории.

— Вторая серия? Почему бы нет…

— Такое было, наверное, только у Вагнера в «Кольце нибелунга». Его «Полет валькирий», кстати, я здесь цитирую.У меня много аллюзий всяких запрятано, и классических в том числе. Мир един, но он многообразен — этим и прекрасен. Так что я себя не ограничивала. Поскольку наша история своеобразная — и спектакль получился такой: он о серьезных вещах с одной стороны, но с другой — через призму процесса: жизнь идет, и бывает, что случается так, а бывает — и вот так...

— Остается некая аура от спектакля — легкая, светлая, позитивная.

— Я за то, чтобы человеку, который слушает то, что я делаю, своим видением давать мысль о том, что свет так или иначе вокруг нас. Даже если происходит что-то не очень хорошее, все равно потом становится понятно, что это не случайно и возможно, поворачивает твою жизнь в ту сторону, о которой ты даже не думал. Свет первичен. Главное — в себе нести это чувство, и сейчас очень важно об этом говорить.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ; на флото: Ульяна Стратонитская  с Александром Новиковым

Ранее в «Новой Сибири»:

«Опасные связи» из Новосибирска попытаются похитить «Музыкальное сердце театра» в Кузбассе

Новосибирские театры вновь претендуют на «Звезду театрала»

«Свет» фестивального кино: Москва ‒ Новосибирск ‒ Выборг

Оргкомитет XXXI Фестиваля российского кино «Выборг-2023» опубликовал список фильмов конкурсной программы. В секции игрового (полнометражного) кино будет представлена мелодрама «Свет», в которой снялись звезды новосибирской театральной сцены. Актрисы «Красного факела» ‒ Галина Алехина, Елена Жданова и Ирина Кривонос ‒ дополнили ансамбль столичных киноартистов. Режиссером и автором сценария фильма стал Антон Коломеец, чья актерская карьера десять лет назад тоже была связана с главной драматической площадкой столицы Сибири.

Для народной артистки России Галины Алёхиной работа в мелодраме «Свет» — дебют на большом экране

Фестиваль в Выборге — старейший национальный кинофестиваль в России, появившийся на арт-карте страны в 1993 году. Широкой публике он стал известен как «Окно в Европу», однако нынешним летом во избежание провокаций и споров изменил название в пользу собственного топонима. Конкурс-смотр проводится ежегодно в начале августа и позиционируется событием, нацеленным на культурный диалог, демонстрацию самых свежих отечественных кинолент и открытие новых талантливых имён, которые определят будущее российского кино.

«Выборг» включает в себя три конкурсные программы — игровую, документальную и анимационную, предлагая, как видят устроители. исчерпывающий срез российского кино. При этом картины, принимавшие участие в других российских фестивалях, выходившие на телевидении или опубликованные в сети Интернет, к рассмотрению не принимаются. Зрителей ждут одни премьеры, «дружелюбная атмосфера и прихотливое содержание».

Главную роль в мелодраме «Свет» исполнила народная артистка России Елена Яковлева

В этом году за семь дней работы фестиваля зрители увидят более 80 кинолент, снятых как талантливыми новичками, так и известными кинематографистами. В основном конкурсе фестиваля будет представлено одиннадцать названий, в том числе четыре дебютных ленты. Со своими новыми работами в Выборг приедут Оксана Бычкова, чьи картины «Питер FM» и «Плюс один» в свое время были триумфаторами фестиваля, Павел Мирзоев, представляющий экранизацию киноповести Александра Володина, признанные мастера сериалов Юрий Мороз и Стас Иванов, писатель и режиссер Роман Михайлов, молодой якутский режиссер Никандр Федоров.

Антона Коломейца называют одним из главных современных исследователей женских судеб в российском кинематографе. Его биография ловко связала актерскую карьеру в Новосибирске (Новосибирское театральное училище и пять лет в труппе «Красного факела») и погружение в кинорежиссуру в Москве (режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Владимира Хотиненко). В Выборге Антон выведет на большой экран мелодраму «Свет» ‒ свою вторую полнометражную киноленту. Помимо новинки фильмография режиссера насчитывает три коротких метра, сценарный опыт работы в сериале «Чики» и полнометражный дебют ‒ драму «Ваш репетитор», начинавшую свой путь к зрителю также в программе одного из российских киноконкурсов.

Фестивальный старт для отечественного авторского кино ‒ хорошее подспорье. В широкий прокат некоммерческие фильмы попадают крайне редко, а, прогремев на фестивале, привлекают к себе внимание.

Поклонники Елены Ждановой скоро смогут увидеть актрису не только на сцене театра «Красный факел», но и на киноэкране

Как отмечает дирекция фестиваля «Выборг», в конкурсной программе этого года много интересных и запоминающихся актерских работ и вообще фильмов, делающих ставку на актеров. Главную роль в мелодраме «Свет» исполнила Елена Яковлева. Народная артистка России играет сотрудницу социальной службы, которая накануне своего шестидесятилетия выходит «на рандеву с собственным прошлым, чтобы переосмыслить и изменить свою жизнь». События развиваются в двух параллельных пространственно-временных плоскостях — в годы молодости главной героини (1970-е) и в наши дни. А список ролей второго плана украшают имена ведущих новосибирских актрис.

Триумвират звезд «Красного факела» на съемочной площадке «Света» ‒ народная артистка России Галина Алехина, заслуженная артистка Елена Жданова и прекрасная Ирина Кривонос ‒ счастливая случайность и вместе с тем судьбоносное решение, утверждает режиссер картины Антон Коломеец.

Актриса театра «Красный факел» Ирина Кривонос работает с профессиональными камерами в спектакле «Тайм-аут». Мелодрама «Свет» позволила актрисе выйти на настоящую съемочную площадку

«На первоначальном этапе работы, во время подготовительного периода, мы планировали провести часть съемок в Новосибирске, поэтому местные ребята помогали нам искать локации и проводили кастинг на второстепенные роли, — рассказывает кинорежиссер. — Подходящих мест для съемок мы не нашли. А, когда просчитали, поняли, что это будет очень трудная и дорогостоящая идея. Но кастинг мы уже сделали. Лена Жданова прошла зум-пробы. Я хотел ее на роль мамы главной героини. И продюсер согласилась с моим решением. Галина Александровна Алехина была моим мастером в Новосибирском театральном училище и коллегой в “Красном факеле”. Пробы она прошла в Москве, когда приезжала на “Золотую Маску”. Выучила текст. Мы нашли ей партнера, все сняли. Продюсер увидела запись и сказала, что у Галины Александровны получилась идеальная героиня ‒ надо брать. С Ирой Кривонос мы дружим со времен моей работы в театре. Она мне всегда ужасно нравилась. Мы были партнерами в спектакле, где приходилось танцевать в стрингах…Сцены с ней я планировал снимать в “Красном факеле”. Из-за того, что мы отказались от Новосибирска, все сместилось, но это было мое режиссерское желание, моя режиссерская “хотелка”, и продюсер вновь поддержала меня».

Антон Коломеец подчеркивает, что в «Свете» у него была «волшебная группа и офигенный актерский ансамбль». При этом друзей он снимает в своих фильмах только тогда, когда они отлично подходят на роль: «Я не занимаюсь на съемочной площадке кумовством. Просто со своими работать приятно, это раз. Во-вторых, если твой друг очень талантливый артист, то классно снимать кино и разделять это чувство. А еще мы с друзьями говорим на одном творческом языке, поэтому вместе работать намного легче».

Закрытие и вручение наград фестиваля российского кино пройдет по традиции в стенах Выборгского замка 10 августа. Увидеть фильм «Свет» вне фестивального контекста можно будет на одной из цифровых кино-платформ, однако не раньше, чем лента будет представлена профессионалам киноиндустрии.

(18+)

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото из архива съемочной группы фильма «Свет»

 

 

Синтез новых технологий и новосибирской театральной школы как ступень в будущее

Студентка 4 курса Новосибирского театрального института Анастасия Тарасова стала участницей образовательного заезда «Азия в фокусе», проходившего на территории арт-кластера «Таврида» в Крыму. Будущая артистка драматического театра и кино не только освоила азы работы в киноиндустрии, но и исполнила роль в ролике-победителе под названием «Можно ли верить мертвым?».

«Таврида.АРТ» базируется в Крыму и позиционируется как платформа возможностей для молодых деятелей творческих индустрий, культуры и искусства. Свою историю «Таврида» начала в 2015 году как Всероссийский молодежный образовательный форум и уже через четыре года выросла в мощный арт-кластер. Каждое лето он объединяет образовательные заезды, фестиваль, кастинг-платформу, грантовый конкурс, федеральную сеть арт-резиденций, Академию творческих индустрий «Меганом» и другие проекты.

Ориентированный на межкультурные коммуникации образовательный заезд «Азия в фокусе» проходит каждое лето на территории арт-кластера «Таврида» для того, чтобы «молодые специалисты из индустрии моды, кино и музыки объединялись с профильными экспертами для создания совместных национальных смыслов и концепций коммерческих продуктов, которые будут одинаково успешны и на российском, и на азиатском рынках».

Июльский заезд принял более 350 участников из 64 регионов России и восьми зарубежных государств ‒ Киргизии, Узбекистана, Индии, Казахстана, Таджикистана, Сирии, Китая и Ирана. Распределившись по четырем арт-школам, юные креаторы обменивались опытом и создавали совместные проекты в разных сферах искусства ‒ современная музыка, индустрия моды, кино и сериалы, творческие компетенции.

Студентка Новосибирского театрального института Анастасия Тарасова вместе с потенциальными режиссерами, продюсерами, сценаристами и блогерами погружалась в пучины киноиндустрии. Под руководством опытных наставников участники арт-школы учились создавать и распространять контент, разрабатывали идеи документальных, короткометражных, полнометражных фильмов и сериалов, осваивали азы сценарного мастерства и продюсерского дела, знакомились с современными методами съемок и монтажа и подчиняли своим желаниям искусственный интеллект. А дополнил образовательный процесс практический интенсив «Снять за 72 часа на виртуалке», позволивший звездам «Азии в фокусе» создать авторские короткометражки с применением технологии Virtual Production (In-Camera VFX). Лучшей работой эксперты признали ролик «Можно ли верить мертвым?», роль в котором исполнила представительница новосибирской театральной школы ‒ мастерской заслуженного артиста России Ильи Панькова.

«Наша студия на «Тавриде» уже третий год, и каждый раз программа пополняется новыми направлениями и лекциями, — рассказывает генеральный директор студии eXtraOrdinary Virtual Production (XOVP) Ростислав Мусаев, курирующей образовательный трек «Снять за 72 часа на виртуалке». — Наш трек — это прежде всего практика, нацеленная на вовлечение молодых талантливых специалистов в индустрию, расширение их кругозора, знакомство с новыми методами кинопроизводства. В этом году мы дополнили программу ‒ показали на практике внедрение в технологический процесс нейросетей. Мы рады дать возможность поработать с технологией Virtual Production, делиться опытом, почерпнуть и взрастить новые кадры. Ведь сейчас как никогда нам нужны компетентные специалисты для развития новых методов и технологий отечественного кинопроизводства».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

 

 

 

 

Новосибирские актеры вернутся в прошлое, чтобы обезвредить банду преступников

Творческое объединение «АпарТТеатр» и студия игрового кино «Краски» объединились, чтобы снять полнометражный детективный фильм для детей, действие которого происходит на территории Новосибирской области в 1944 году. Проект с историческим антуражем и «живой» сюжетной интригой реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив и обещает стать одной из самых ярких игровых лент, снятой в нашем регионе.

Режиссер Денис Казанцев руководит съемками сцены встречи поезда на вокзале. Действие происходит в 1944 году

Командует парадом актер театра «Красный факел», создатель специализирующейся на кино- и театральных проектах компании «АпарТТеатр», режиссер и сценарист Денис Казанцев. Для его команды, выпустившей семь титулованных всероссийскими и международными фестивалями короткометражек и один полномасштабный документальный фильм, история под рабочим названием «Суворовец. 1944» — первый полный метр в карьере. Объединить усилия и создать художественную историческую ленту коллегам предложил продюсер и руководитель студии игрового кино «Краски» Денис Вязников. В активе его творческого отряда ‒ 9 лет работы по развитию детского кинематографа, 5 полнометражек, 4 интернет-сериала, 3 телепрограммы и 30 работ малой формы. Именно коллаборация, полагают соавторы фильма, позволит сделать большой скачок в развитии новосибирского кинематографа.

Городским девчонкам и мальчишкам из студии игрового кино «Краски» предстоит обезвредить банду в деревенском детективе

В основу сценария фильма «Суворовец. 1944» легло вольное прочтение книг новосибирских прозаиков, на страницах которых запечатлены рассказы о детстве и родителях, воспоминания о военном времени, хроника суровых будней тыла и подробности повседневной жизни и быта середины прошлого столетия.

«Я давно мечтал снять фильм, сюжет которого был бы связан с Великой Отечественной войной ‒ напрямую или опосредованно. И наш проект позволяет погрузиться в историю, — рассказывает режиссер и автор сценария Денис Казанцев. — Но еще больше возможностей поработать в жанре исторического кинематографа, создать соответствующие костюмы, локации и декорации нас привлекает сама эпоха. Это безумно интересное время с точки зрения событий и человеческих характеров. Иной мир и совсем другие люди».

Актриса театра «Красный факел» Ирина Кривонос в роли мамы юного суворовца, возвращающегося на свои первые каникулы домой

Первый полный метр Дениса Казанцева — это история о тыловых мальчишках. Действие происходит в 1944 году в одном из районов Новосибирской области. Деревенские пацаны ждут своих отцов с фронта, проходят множество испытаний и, конечно, переживают самые неожиданные приключения. Во главе с суворовцем Вовкой, который приехал домой на летние каникулы после первого года обучения, они охотятся за бандой, разоряющей близлежащие села. Удастся ли юным детективам найти и обезвредить матерых преступников, зрители узнают только после того, как кинолента выйдет на экраны кинотеатров.

К выбору локаций для натурных съемок творческая группа фильма «Суворовец.1944» подошла с особой тщательностью

«Для нашей команды этот фильм ‒ большой шаг и гигантское испытание, — подчеркивает режиссер. — Такого объема, подхода, масштаба и размаха в нашей практике еще не было. В этом проекте задействовано очень много людей, техники, локаций. Мы серьезно подошли к своему делу. Спим по 3-4 часа, чтобы все успеть. Скрупулезно подбираем правильную фактуру. Нам не нужны случайности в кадре. Мы создаем достаточно натуралистичную “среду обитания” ‒ дом, клуб, интернат, амбар, интерьеры, природа, улицы. Это не просто, но точно того стоит».

В будущем деревенском детективе семь основных локаций. Большая часть съемок проходит в селах Колыванского района ‒ Кандаурово, Изовка, Таловка, Скала. Отдельные эпизоды снимаются в Новосибирске. На все про все 25 съемочных дней. Очень сжатые сроки по меркам большого метра да еще и с историческим размахом, но для горящих идеей новосибирских кинематографистов вполне по силам.

Над созданием полнометражного фильма юные артисты работают с полной самоотдачей, не уступая взрослым коллегам

Один из съемочных дней команда «Суворовца. 1944» провела в расположенном рядом с новосибирской станцией «Сеятель» Музее железнодорожной техники. Ретровыставка, среди экспонатов которой представлены паровозы 1932—1955 годов выпуска, привлекла внимание как подходящий натурный объект. На экране запланировано прибытие поезда, по перрону железнодорожного вокзала снует встречающий и провожающий люд. Чтобы сцены встречи поезда смотрелись исторически достоверно, без соответствующих эпохе локомотивов и вагонов не обойтись. Массивные музейные объекты позволили киношникам не тратить бюджет и время на создание искусственной среды.

Возвращаясь домой, 11-летний Вовка еще не знает, какие опасные приключения ждут его и его товарищей

Впрочем, без технических хитростей не обошлось. В музее под открытым небом поезда стоят неподвижно, а съемочной группе необходимо было создать эффект движения – дым, стук колес. Не говоря уже о приметах сегодняшнего времени, которые то и дело норовили попасть в кадр.

«Казалось бы, просто стоят в музее исторические поезда: приезжай и снимай, но есть много “но”, — рассказывает режиссер фильма Денис Казанцев. — Например, многоэтажки, которые виднеются из-за вагонов, и перроны, которые выложены современной брусчаткой. Пришлось придумывать ход, как превратить эту брусчатку в аутентичное покрытие. Из простых материалов мы соорудили настил, который в кадре будет смотреться, как покрытый пылью, мелкими камнями и мусором старый асфальт. Получилось, роскошно».

Населить железнодорожное пространство людьми, одетыми сообразно эпохе, помогли художники по костюмам и консультанты кинопроекта. Основатель интегрального музея-квартиры повседневности Академгородка Анастасия Близнюк получила творческое задание подобрать аутентичный гардероб для массовки. Одежда, обувь, головные уборы, винтажные аксессуары, а также неизбежные для вокзальных сцен сумки, чемоданы, баулы, корзины и прочая кладь, ‒ все эти сокровища пришли в кадр прямо из музейной коллекции.

Одежда, обувь, головные уборы, винтажные аксессуары пришли в кадр прямо из музейной коллекции

Непрофессиональных актеров для съемок в массовке искали через соцсети. Требования были предельно логичны для иллюстрации сцен из 1944 года ‒ без пирсинга, тату и татуажа, цветных волос, маникюра, наращенных ресниц. Желающих оказалось много: вместо сорока штатских и десяти военных на площадке оказалось 70 человек, ‒ и всем нашлось свое место, своя доля секунды в кинематографической вселенной.

Вместо сорока штатских и десяти военных на площадке оказалось 70 добровольцев, желающих сняться в массовке

Всего в фильме задействовано около 100 исполнителей главных, второстепенных и эпизодических ролей. 10 из них настоящие профессионалы ‒ актеры новосибирских театров и творческих объединений, для каждого из которых сценаристом прописан свой образ. Ирина Кривонос, Павел Поляков, Андрей Яковлев, Олег Майборода и Денис Казанцев представляют «Красный Факел», Никита Сарычев и Владимир Дербенцев ‒ «Глобус», Николай Соловьев и Владислав Шевчук ‒ Городской драматический театр, Александра Казанцева ‒ ДКЖ.

Главную роль ‒ приехавшего в родное село на каникулы суворовца Вовки ‒ исполняет 11-летний Всеволод Казанцев. В биографии юного артиста участие в спектаклях театра «Красный факел» и целая россыпь образов в короткометражках «АпарТТеатра». Распутывать интригу суворовцу предстоит вместе с ребятами из своего села. Мальчишек и девчонок на экранах воплотят артисты студии «Краски», а это еще 20 человек, прошедших киношколу, кастинг и готовых к не самым простым условиям работы над фильмом.

Колористика фильма с рабочим названием «Суворовец. 1944» будет соответствовать эпохе, как локации, костюмы и антураж

Съемочный период завершится к началу осени. Далее команда «Суворовца. 1944» займется постпродакшном и выберет для картины наиболее привлекательное название. В широкий прокат фильм выйдет в конце декабря.

«У нас нет огромных бюджетов и суперсовременных технологий, как в Москве, но мы поставили перед собой цель выпустить достойный фильм, и сделаем все для того, чтобы результат оправдал наши ожидания, — резюмирует Денис Казанцев. — Мы получаем огромное удовольствие от съемочного процесса. Мы радуемся чуду создания игрового исторического фильма. Это значимый проект для нас и новосибирского кинематографа. Надеемся, премьера не пройдет незаметно».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Алексея КУДИНОВА и из архива съемочной группы

 

 

 

 

 

 

 

От Москвы до самой до Москвы: фестивальные планы новосибирских театров

До массового открытия театрального сезона в Новосибирске остается месяц. Между тем театры города не теряют время: разрабатывают планы на фестивальные и гастрольные поездки по городам России. О том, куда отправятся творческие группы в самое ближайшее время, рассказываем в обзоре «Новой Сибири».

Гости фестиваля «Горький+» увидят спектакль «Мещане» в исполнении артистов театра «Красный факел» под открытым небом

В августе первое фестивальное путешествие ждет академический «Красный факел». Спектакль «Мещане» в постановке Семена Серзина, которым театр душевно и ярко закрыл прошлый сезон, отправится в столицу. Новая версия дебютной пьесы Максима Горького примет участие в Фестивале искусств «Горький +», в программе которого заявлено более 200 мероприятий в Москве, Казани и Нижнем Новгороде как ключевых местах пребывания «буревестника революции».

«В этом году мы отмечаем 155-летие со дня рождения Максима Горького, писателя, оказавшего огромное влияние на культуру XX века, — подчеркивает арт-директор «Горький+», народный артист России Евгений Миронов. — Помимо писательского труда он вел широкую просветительскую деятельность, будучи глубоко убежден, что силой искусства можно изменить и человека, и общество в лучшую сторону. Наш фестиваль следует принципам Алексея Максимовича и ставит своей задачей выявлять и поддерживать значимое в современной культуре, сохранять литературное наследие великого писателя и знакомить с ним как можно более широкий круг зрителей. Мы рады, что в этом году фестиваль примет не только Москва, но и еще два города, неразрывно связанные с именем Горького».

Новосибирская версия «Мещан» станет частью фестиваля «Горький+», фокусирующего внимание на веселенной Максима Горького

В афише, скрепляющей в единое фестивальное полотно три города с разным характером, историей, визуальным и культурным кодом, ‒ концерты, театральные лаборатории, премьеры спектаклей, выставки, лекции, экскурсии и кинопоказы, а также созданные специально под фестиваль проекты. Концепция масштабного форума, как формулирует генеральный продюсер Артур Григорянц, направлена на то, «чтобы вспомнить, кто такой Максим Горький, и рассказать о том, какие интересные истории, что именно он привносил в литературу в очень литературоцентричной стране».

Новосибирцы покажут свою премьеру «Мещан» в рамках московского фестивального блока под кодовым названием «Горький в Парке Горького». В прошлом году гостями парка Горького, ставшего местом действия, живой декорацией и modus operandi густонаселенного форума, стали более 20 тысяч человек. Нынешним летом организаторы рассчитывают нарастить аудиторию, устраивая не только показы спектаклей под открытым небом, но и диковинные спиритические саунд-перформансы, цирковые шоу, променады, дефиле и множество других мультидисциплинарных проектов.

«Мальчики» театра «Глобус» — редкой выделки интерпретация советской young adult повести Владислава Крапивина

Следующим поймает фестивальную волну новосибирский «Глобус». Команда спектакля «Мальчики», ставшего для молодежного театра главным высказыванием последних лет, отправится в соседний Красноярск на Фестиваль театра юного зрителя «Язык мира». Форум представляет жителям края лучшие спектакли для семейной и молодёжной аудитории, созданные в России с объединяющей тематикой «Русская классика». В программу вошли, как утверждают организаторы, резонансные постановки из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Петрозаводска и Новосибирска. Спектакли самых разнообразных жанров ‒ от драмы до кукольной фантасмагории ‒ будут показаны на пяти ведущих театральных площадках Красноярска.

Новосибирский «Айболит» вылечит больных не только в Новосибирске, но и в Томской области

Новосибирский театр кукол, проведя в июле неделю на фестивале «Славянский базар», в августе делает ставку на ближний маршрут. В конце лета кукольники отправятся на гастроли в Томскую область, где сыграют спектакли «Репка» и «Айболит» для зрителей Пятого международного фестиваля театров кукол и театров для детей «Сказочный балаганчик Скомороха». Гостей смотра, вписанного в шумный и самобытный «Праздник топора», ждут спектакли, игровые программы и мастер-классы по изготовлению кукол, а также обширная театрально-образовательная программа в сельском парке «Околица».

В сентябре в рамках ежегодного гастрольного плана новосибирские кукловоды выедут в районы Новосибирской области – на этот раз артистов увидят зрители Карасукского и Краснозерского районов. А завершат бурную выездную деятельность в октябре: в рамках федерального проекта «Большие гастроли» новосибирцы посетят Липецк, где сыграют самые востребованные спектакли репертуара — драму для взрослой аудитории «Похороните меня за плинтусом» и детские сказки «Крошка Енот» и «Game Оver: Атака Темного бота».

Рок-мюзикл «Фома» заработал в свою копилку немало премий, но продолжает собирать полные залы в разных городах страны

Новосибирский музыкальный театр пустится во все фестивальные тяжкие в сентябре. Рок-мюзикл «Фома», завоевавший три награды на главной театральной премии страны, 5 и 6 сентября отправится в Пермь, где найдет нового зрителя в рамках региональной программы фестиваля «Золотая Маска». Показ нашумевшего байопика станет частью большой юбилейной программы города «Пермь-300» наряду с четырьмя другими спектаклями ведущих российских театров, отмеченных Российской национальной театральной премией.

В первой половине октября еще один мюзикл Новосибирского музыкального театра, только начинающий собирать премии и награды в свою копилку, ‒ «Опасные связи» в постановке Антона Дорофеева ‒ примет участие в VIII Всероссийском фестивале музыкальных театров «Видеть музыку». Форум проходит в Москве и позиционируется «самым представительным смотром отечественной музыкальной сцены». Цель соединения в одном пространственно-временном континууме более 30 спектаклей организаторы видят в «формировании между театрами разных регионов страны разнообразных творческих связей и контактов, столь необходимых для развития музыкального театра». Новосибирцы сыграют свой спектакль на фестивале «Видеть музыку» в четвертый раз. Театральную версию романа Шадерло де Лакло столичные зрители увидят на сцене Российского академического молодежного театра.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА и Дарьи ЖБАНОВОЙ.

 

 

 

 

 

Панно на фасаде издательства «Советская Сибирь» признали историко-культурной ценностью

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Новосибирской области внесла в перечень выявленных объектов культурного наследия монументально-декоративное панно, украшающее фасад издательства на улице Немировича-Данченко. Символично, что в этом году издательство «Советская Сибирь» отмечает свой столетний юбилей.

Скриншот: канал Luch Sveta

В декабре 2022 года было организовано проведение работ по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. Весной этого года в ходе историко-культурного исследования была установлена историко-культурную ценность панно «Письменность и печать» на основе статьи 16.1 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», — работы включали обследование объекта, историко-архитектурные, историко-градостроительные и архивные исследования. В дальнейшем панно должно будет включено в реестр объектов культурного наследия.

Панно «Письменность и печать» в 1979 году создал известный советский художник Владимир Сокол, — уменьшенная копия этой мозаики украшает стойку бара ресторана «СИБИРЬСИБИРЬ» в гостинице «AZIMUT Отель Смоленская» в Москве.

Статус культурного наследия может также получить гигантское панно этого же художника «Покорители Оби», которое посвящено первостроителям Новосибирской ГЭС. Третьим в очереди стоит мозаичное панно «Труд, наука и культура» на фасаде здания по адресу Красный проспект, 65, которое сделал Василий Кирьянов.

Ранее в «Новой Сибири»:

Мозаичное панно в центре Новосибирска хотят признать культурным наследием

Владимир Авдеев: Само по себе ничего не разваливается

Актер «Красного факела» попал в криминальную комедию

Новосибирские артисты продолжают развенчивать миф о том, что актеру из глубинки дорога в большое кино почти закрыта. Нынешним летом новости со съемочных полей приходят с завидной регулярностью. Вот и актеру театра «Красный факел» Виктору Жлудову в самое ближайшее время предстоит творческая командировка в Хакасию, где начнутся съемки полнометражного игрового фильма «Деньги на базу» ‒ первого в его карьере.

Виктор Жлудов ‒ выпускник Новосибирского театрального института, дипломированный «Артист драматического театра и кино». За шесть сезонов работы в «Красном факеле» сыграл более двадцати ролей, освоив широкий диапазон репертуарных возможностей от детских сказок до русской классики. Кастинг на участие в художественном фильме случился в разгар театрального сезона: режиссер провел первые очные пробы  с новосибирским актером прямо в репетиционном зале театра. Затем последовал продолжительный дистанционный этап по Zoom с потенциальным партнерами по съемочной площадке.

«Меня утвердили, и это будет моя первая роль в полнометражном игровом фильме, — рассказывает театральный, а теперь и киноактер Виктор Жлудов. —  Фильм можно будет увидеть в российских кинотеатрах. Сценарий, роль уже у меня на руках, но подробности раскрывать я не могу. Скажу лишь, что играю одну из двух главных ролей ‒ неуверенного в себе молодого человека, у которого есть куда более уверенный в себе друг. Именно этих парней ждут в фильме очень забавные ситуации и приключения в жанре криминальной комедии. Впереди съемочный период длиною в месяц. Съемки будут проходить в Хакасии.  Частично ‒ в городе, частично ‒ на природе. Я там ни разу не был, но знаю, что в Хакасии очень красиво».

Виктор Жлудов в роли горячего шведского парня из комедии «Люди своевременных взглядов» по прозе Александра Цыпкина

Место дислокации съемок вполне объяснимо. Фильм «Деньги на базу» снимает кинокомпания «Ветер перемен» ‒ ведущее творческое объединение республики Хакасия, в рабочем багаже которого производство сериалов, полнометражных и короткометражных, художественных, документальных, этнографических и мультипликационных фильмов. Компания была создана энтузиастами регионального кино в Абакане в 2017 году. В период становления команда «Ветра перемен» выпускала много социальных и рекламных роликов, потом доросла до масштабного кино, и вот уже несколько лет участвует в кинофестивалях и подготовке грантовых проектов.

«Сейчас мы хотим максимально усилить региональное кино само по себе, — отмечает руководитель киностудии «Ветер перемен» Владислав Кафеев, чья команда первой за Уралом стала получать поддержку Министерства культуры Российской Федерации в области игрового дебютного кино на съёмки полного метра. — Это важно, чтобы развивалась Сибирь, включая Хакасию, Алтай, Красноярский край. Мы хотим сделать сильный Сибирский кинематограф».

Актер театра «Красный факел» Виктор Жлудов в роли Ястреба в спектакле «Высоко» — сказке для смелых мечтателей

Режиссером фильма «Деньги на базу» стал выпускник Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства Иван Мартынов. За его плечами продолжительная актерская карьера в кино, сериалах и театрах Санкт-Петербурга, а также сотрудничество с «Ветром перемен» в качестве сценариста. Комедия на фоне пейзажей и реалий Хакасии станет для Ивана профессиональным режиссерским дебютом.

Патриотический, как подчеркивают создатели, фильм снимается при поддержке федерального минкульта и выйдет в прокат в 2024 году. Первые кастинги прошли в прошлом декабре. В августе компания приступит к съемкам, которые завершатся в сентябре. Среди локаций важное место займут три географических названия ‒ село Бея, ведущее свою историю с XVIII века, поселок городского типа Черемушки, основанный в 1970-х годах на берегу Енисея специально под строящуюся гидроэлектростанцию, и маленький Саяногорск ‒ город строителей и металлургов Саяногорского алюминиевого завода. Увидеть Хакасию сквозь призму игрового кинематографа сможет вся страна. Так, предыдущий проект кинокомпании ‒ криминальную драму «ЧЕкаго» ‒ демонстрировали на 800 больших экранах, и пионеры абаканского кинобизнеса планируют повторить успех.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА, а также из архива кинокомпании «Ветер перемен» и театра «Красный факел»

 

 

«Опасные связи» из Новосибирска попытаются похитить «Музыкальное сердце театра» в Кузбассе

Спектакль Новосибирского музыкального театра «Опасные связи», наполнивший сценической фантазией роман Шодерло де Лакло, вошел в шорт-лист Национальной премии-фестиваля «Музыкальное сердце театра» и претендует на десять побед. Номинантов объявили 20 июля, сам же фестиваль найдет своего зрителя на театральных площадках Кемерова и Новокузнецка в середине ноября.

Золотые скрипичные ключи стали символом премии-фестиваля «Музыкальное сердце театра» и могут отправиться в Новосибирск

Национальная премия «Музыкальное сердце театра» и одноименный фестиваль были учреждены в 2005 году ведущими деятелями отечественного музыкального театра при поддержке правительства Москвы как «единственный из обращенных к широкой зрительской аудитории театральных конкурсов, фокусирующий внимание исключительно на музыкально-драматических спектаклях, современных операх, рок-операх, операх-драмах, саунд-драмах, мюзиклах, опереттах и экспериментальных формах, поощряющий их создателей и исполнителей». Изначально конкурс-смотр базировался в столице, но после пандемического перерождения решил путешествовать по тем городам страны, где, по мнению устроителей, хорошо развита музыкальная инфраструктура. В 2021 году «Музыкальное сердце театра» билось в одном ритме с Новосибирском, в 2022 прозвучало в унисон с Екатеринбургом, а в этом году осваивает Кузбасс и сценические площадки Кемерова и Новокузнецка.

Нынешняя фестивальная статистика, по признанию оргкомитета, впечатляет. На соискание премии было подано рекордное число заявок ‒ 96. В лонг-лист вошли 24 спектакля из 13 городов страны. В коротком списке осталось 21 название из разных регионов страны, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Калининград, Новосибирск, ДНР, Тюмень, Оренбург, Казань, Екатеринбург, Самара и Кемерово. Вручению наград традиционно предшествуют два голосования. Победителя в номинации «Приз зрительских симпатий» выберут зрители, оставив свой голос на официальном интернет-ресурсе премии, а во всех прочих конкурсных номинациях лауреатов определят академики ‒ более ста теоретиков и практиков современного музыкального театра, выносящих свой вердикт на правах жюри.

Директор Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис подобрал идейный ключ к сердцу национальной премии

«На данный момент в оценке участников задействованы 130 академиков. Это много, но мы стремимся увеличивать их число с каждым годом, — отмечает президент фестиваля «Музыкальное сердце театра», композитор Максим Дунаевский. — Наш фестиваль продолжает развиваться. Появляются заявки от новых театров, мы видим и новые лица. Особенно приятна присутствующая сейчас в музыкальном театре отдельная русская линия. Это в основном русская литература и русские произведения, с которыми работают труппы».

Артисты Александр Крюков и Дарья Бочарова похищали на сцене сердца возлюбленных, теперь пришло время побороться за премию

Новосибирский музыкальный театр оказывается в обойме «Музыкального сердца театра» ежегодно.  В позапрошлом году рок-байопик «Фома» получил сразу три премии, прошлогодний «Великий Гэтсби» был заявлен в пятнадцати из восемнадцати возможных номинаций и привез домой опять-таки три награды. В этом году академики сделали ставку на мюзикл «Опасные связи». Спектакль претендует на десять трофеев. Либреттист Лев Яковлев может стать автором лучшей пьесы и лучших текстов песен. Композитор Роман Львович отмечен среди создателей лучшей музыки. Дирижер Александр Новиков, художник Елена Вершинина и продюсер Леонид Кипнис имеют шансы снискать лавры в своей профессиональной области. Солисты Александр Крюков (Виконт де Вальмон) и Дарья Бочарова (Маркиза де Мертей) отмечены как лучшие исполнители главных ролей, а восходящая звезда труппы Анастасия Мельникова (Сесилия де Воланж) может обойти конкурентов в исполнении роли второго плана.

Роль второго плана может привести к победе солистку Новосибирского музыкального театра Анастасию Мельникову

Оказались в премиальном списке «Музыкального сердца театра» и другие новосибирцы. Драматург Нонна Кротова и композитор Андрей Кротов номинированы в категориях «Лучшая пьеса» и «Лучшая музыка» за создание музыкальной драмы «А зори здесь тихие…». Произведение создавалось по заказу Новосибирского музыкального театра, здесь же впервые увидело свет рампы и сейчас успешно путешествует по театральным подмосткам страны. Куда выведет колесо фортуны творческий тандем на этот раз станет известно в последний месяц осени. Кемеровская область встречает участников фестиваля с 10 по 20 ноября.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ

 

 

 

 

В июле ‒ вспомнить Чехова

В июле социальные сети взорвались пасторальными постами о макушке лета, оставив далеко на периферии другое событие ‒ День памяти писателя и драматурга Антона Чехова, создавшего за 26 лет творческой жизни около 900 коротких юмористических рассказов, повестей, пьес и ставшего «нашим всем» для русского репертуарного театра. «Новая Сибирь» решила подсчитать, сколько спектаклей по произведениям классика предлагает современный театральный Новосибирск, была весьма удивлена скромной статистикой, зато вспомнила немало интересных фактов вокруг «самого эмблематичного представителя русской классической литературы в мире».

В фойе Театра Афанасьева зрителей всегда встречает свой Чехов: автор скульптуры — артист Артем Чернов

Для международного читательского сообщества 15 июля ‒ дата памятная и вместе с тем скорбная. Именно в этот день 119 лет назад в комнате № 106 отеля «Зоммер», до сих пор исправно функционирующего на территории немецкого города Баденвейлера, но уже в качестве реабилитационной клиники, скончался Антон Павлович Чехов. Писатель, в котором потомки явственно слышали «голос учителя», современники видели «человека будущего», и все искренне считали «мерилом вещей», ушел предсказуемо и без сенсаций. По обычаю того времени, существовавшему в среде медиков, лечащий врач, видя, что конец близок, поднес ему шампанского. Так элегантно немецкие и русские доктора оповещали друг друга, что надежды больше нет. Чехов выпил бокал до дна, сказал по-немецки: «Я умираю», повернулся на бок и тихо уснул.

Крошечный климатический курорт в Верхнем Шварцвальде в начале прошлого столетия привлекал туберкулезных больных горным воздухом, мягкой поступью погоды, дешевизной и тишиной, однако талантливый врач, большой реалист и совершенно точно визионер Чехов никаких надежд в адрес чудес солнечной рейнской долины не питал. Ехал умирать. Все время зяб. В письмах жаловался на еду, жару, скуку, безвкусные наряды дам и громкую бездарную музыку в парке. Справедливости ради, отмечал порядок и честность. В Москву тело писателя было доставлено в зеленом вагоне-леднике, на котором чернела надпись «Для перевозки свежих устриц». Максим Горький по поводу этого технически вполне объяснимого конфуза писал: «Я готов выть, реветь, драться от негодования, от злобы. Ему ‒ все равно, хоть в корзине для грязного белья вези его тело, но нам, русскому обществу, я не могу простить вагон “для устриц”. В этом вагоне ‒ именно та пошлость русской жизни, та некультурность ее, которая всегда так возмущала покойного».

Бюст Чехова, отлитый на Сахалине, установлен в немецком Баденвайлере, где скончался великий русский писатель

В 1908 году стараниями Константина Сергеевича Станиславского в Баденвайлере установили бронзовый памятник-бюст, и это был не только первый памятник Чехову, но и первый памятник русскому писателю за границей. Десять лет спустя изваяние переплавили на военные нужды, отношения Германии и России испортились, о знаменитом постояльце поспешили забыть и даже дважды заставляли хозяина гостиницы снимать с балкона скромную мемориальную табличку ‒ под угрозой тюрьмы. Только в 1992 году Чехов вернулся в Баденвайлер с очередным парадоксом: на чудом уцелевший постамент от первого памятника опустили новый бюст, отлитый на Сахалине. Чуть позже в местечке, где провел свои последние часы великий русский писатель, появился литературный музей-салон, именная площадь, скульптура чайки и символический вишневый сад из вполне настоящих саженцев, привезенных из чеховского сада в Таганроге.

В России централизованные мероприятия в День памяти Чехова начали проводить с 10-й годовщины со дня смерти писателя. В Таганроге, к примеру, служили панихиду, прибивали мраморную мемориальную доску, посещали музей, организовывали народные чтения и кружечный сбор на сооружение памятника, получали скорбящие телеграммы из других городов страны. Начиная с 35-летия со дня смерти Антона Павловича, дата стала использоваться для широкой популяризации творчества писателя и драматурга.

Народная артистка России Халида Иванова в спектакле «Вишневый сад», поставленном режиссером Изяславом Борисовым на сцене «Старого дома» в 1998 году

На театральных подмостках День памяти Чехова в силу межсезонья почти не отмечается, а вот день рождения в январе празднуется регулярно. Основную нагрузку по июльским годовщинам берут на себя мемориальные музеи, парки, дома, усадьбы и именные библиотеки. Среди городов в мероприятиях закономерно лидируют Таганрог, где писатель родился и до конца жизни вел обширную благотворительную деятельность, ставшая родным домом и открывшая чеховский гений Москва и Ялта, «пышный сад души», оторвавший Чехова от мира, но позволивший много работать.

Хотя сценическая история постановки чеховских пьес в Новосибирске продолжительна и богата открытиями, вписаться в биографический канон Чехова мегаполису по понятным причинам не удалось. В этом смысле больше повезло старейшим сибирским городам, в которых Антон Павлович проездом на Сахалин провел считанные часы и запротоколировал реалии. Не всегда комплиментарно, но достаточно для того, чтобы внести визит в городские Анналы.

Один из главных чеховских спектаклей для Новосибирске прошлого десятилетия: «Три сестры» на русском жестовом языке объехали полмира

В Тюмени Чехов припечатал колбасу, напоминавшую по вкусу «собачий хвост, опачканный в деготь», что добавило пикантности в современные краеведческие проекты. В Красноярске писатель восторгался великолепием Енисея. Красивые слова горожане процитировали в надписи к открытому в 1995 году на Театральной площади памятнику ‒ в полный рост. В Иркутске «молодой русский беллетрист», как рапортовали газеты, остался доволен местными банями и чистыми простынями в гостинице, и теперь каждый иркутянин с младых ногтей знает, что Чехов Иркутск ‒ похвалил. И это знание помогает укреплять миф вокруг давнего визита писателя и заниматься откровенным фактосочинительством.

«Три сестры» в постановке Олега Рыбкина вышли на сцену «Красного факела» в 2000 году и до сих пор не забыты новосибирскими театралами

Томск, хоть и запомнился Чехову скукой, невылазной грязью, жесткими на ощупь женщинами и нетрезвыми мужиками, обернул нелицеприятные дневниковые пассажи в свою пользу. Почти 20 лет на набережной Томи напротив ресторана «Славянский базар» стоит бронзовая скульптура работы Леонтия Усова. Надпись на постаменте гласит: «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего “Каштанку”». Писатель принимает посетителей босым, зато в пальто и шляпе набекрень. Из характерных деталей ‒ пенсне на носу и зонтик за спиной. Скульптура долго не давала покоя ревнителям классики, однако бешеная популярность у туристов со всех уголков мира примирила поборников классического искусства с ироничным изваянием.

Новосибирску по части самоиронии до томского Чехова далеко, между тем лишний арт-объект театральной столице региона не помешает

Новосибирск себе художественных острот, увы, не позволяет. Но на карте города можно найти, как минимум, два чеховских бюста. Один, предельно академического толка, установлен в Октябрьском районе — на улице, которая носит фамилию писателя. Бюст выполнен из бетона и мраморной муки. Известно, что в прошлом веке оплечная скульптура хранилась на территории туберкулезного санатория в Бибихе, а к 2019 году была отреставрирована и установлена за ГПНТБ. По поводу авторства у специалистов до сих пор идут споры. Основными претендентами считают известных советских скульпторов Веру Штейн, которая после ссылки на Соловки долгие годы жила и работала в Новосибирске, и Елену Телишеву, чье имя внесено в Золотую книгу культуры Новосибирской области. Не исключается и более ранее происхождение изваяния.

У бюста Чехова в Городском драматическом театре не только встречаются зрители, но и устраиваются музыкальные вечера

Второй бюст Чехова установлен в зрительском фойе Городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева. История его происхождения коротка, но не лишена изящества. Белоснежную скульптуру из гипса выполнил актер театра Артем Чернов по заказу дирекции. Изображение получилось узнаваемым, с фирменным прищуром и едва наметившейся улыбкой ‒ с марта 2023 года запечатленный Антон Павлович привлекает внимание пришедших на спектакли зрителей.

Кстати, у Городского драматического театра с Чеховым свои счастливые и продолжительные отношения. Художественный руководитель труппы Сергей Афанасьев давно заметил, что «все пьесы Чехова, обязательно должны идти на нашей сцене», и даже пообещал «ставить Чехова до конца жизни». Театралы города еще помнят те сезоны, когда пьесы Антона Павловича едва ли не преобладали в репертуаре камерного театра. На площадках, по которым кочевала труппа, шли «Вишнёвый сад», «Три сестры», «Чайка», «Иванов», «Дядя Ваня».

Легендарная «Чайка» Сергея Афанасьева, с которой началась бурная и яркая чехониада Городского драматического театра

А началась чехониада Театра Афанасьева 30 лет назад. В 1993 году, когда маленькая, но гордая муниципальная труппа еще обитала в ДК Октябрьской Революции («Кобре», как называли ее горожане), на свет появилась «Чайка» с Зоей Тереховой в роли Аркадиной. Спектакль прожил в репертуаре десять лет, стал легендой Новосибирска и пролонгировал свой успех на 100 показов. Видеозапись сохранилась и доступна на канале театра в YouTube, а режиссер спектакля мечтает о том, чтобы выпустить оммаж своему шедевру. «Чайкой. 30 лет спустя» Сергей Афанасьев планировал открыть новое здание и отдать дань уважения артистам, игравшим первом составе, многие из которых по-прежнему служат в театре: Зоя Терехова, Николай Соловьёв, Любовь Дмитриенко, Константин Ярлыков, Георгий Ефимов. Если бы замысел воплотился, то «мастодонты» труппы начали бы спектакль в образах своих героев, а потом уступили место вышедшим им на смену из зала молодым артистам, которые продолжили бы спектакль на новый лад. Таким образом, зрители могли бы наблюдать символическую передачу эстафеты поколений.

Однако планов на воскрешение легенды театр не отменял и, вполне возможно, в ближайших сезонах зрители все же смогут увидеть реновированную «Чайку». Пока же в репертуаре Городского драматического театра идет всего одно, но знаковое для Сергея Афанасьева чеховское название — «Вишневый сад». Эта версия находит своего зрителя с 2017 года и, пережив множество вводов, не перестает привлекать метафорической точностью, туго натянутым нервом и множественными модальностями чеховского юмора.

Сейчас в репертуаре Театра Афанасьева идет только одна чеховская пьеса — «Вишневый сад», пережившая несколько рождений и даже билингвальную русско-французскую вариацию

Еще один «Вишневый Сад» идет на сцене театра «Старый дом». Спектакль в постановке Андрея Прикотенко выпущен в 2016 году и представляет собой тот редкий случай, когда абсолютно точно понимаешь, почему Антон Павлович жанрово определил свою пьесу как комедию. На сцене никаких прототипических шкафов и садов. Все происходящее с героями трактуется как жаркий, сумасшедший, но до боли понятный сон Лопахина. Как писала новосибирский театральный критик Татьяна Шипилова: «Ах, этот русский карнавал, бесконечный и беспощадный – смех сквозь слезы, он, похоже, не прекратится никогда, и мы хохочем легко и охотно – не всё же навзрыд! – вглядываясь в зеркало сцены, где давно знакомые (Яша, Епиходов, Симеонов-Пищик) и новые клоуны (Петя, Варя, Дуня, Гаев в наполеоновской шляпе), а также раздрызганный своим сиротством “маленький мужичок” Лопахин вновь, спотыкаясь и фокусничая, обречены плутать годами в сумасшедшей вИшневой метели».

Таким увидели «Вишневый сад» в постановке Андрея Прикотенко зрители «Старого дома» в 2016 году

Следующий чеховский лот в репертуаре новосибирских театров прекрасен и экзотичен. С этой весны в репертуаре НОВАТа идет двухактный балет «Анюта» в постановке легендарного танцовщика, балетмейстера, режиссера, педагога и художника Владимира Васильева. Литературной основой для спектакля послужил рассказ Чехова «Анна на шее». Случай для музыкального театра не редкий, но любопытный. Хореографы давно освоили драматургическое наследие Антона Павловича. По мировым подмосткам в известном количестве порхают танцевальные «Чайки», «Три сестры», чуть реже ‒ «Вишневый сад». Между тем повести и рассказы, за исключением разве что «Дамы с собачкой», все чаще излагаются языком оперы, мюзикла, кантаты, симфонической поэмы.

«Анюта» на музыку Валерия Гаврилина нашла свое первое воплощение на телеэкране и только после колоссального успеха была перенесена на сцену. 37 лет и восемь авторизованных постановок по всему миру спустя шедевр Васильева оказался на новосибирской сцене. Распаковка «самого русского из русских балетов», как окрестили «Анюту» многочисленные поклонники, произошла буквально из первых рук. Созданное в 1982 году произведение поражает не новизной, но точностью и изяществом пластического рисунка, отменным чувством юмора, щемящими музыкальными (и не только) темами, романтикой мгновения и завораживающей атмосферой повседневности.

Балет «Анюта» покоряет сердца зрителей не только изяществом пластического рисунка, но и детальной прорисовкой образов и бытовых сцен

«Слова Чехова и музыка Гаврилина слились воедино и обрели реальность в движении и пластике всех персонажей, — отмечал в премьерные дни создатель балета Владимир Васильев. — В который раз я ставлю “Анюту” и каждый раз стараюсь, чтобы палитра красок была значительно шире, а спектакль имел свое уникальное звучание. Это же не мёртвый какой-то камень, который взяли и сформировали, и наклепали тысячу подобных. Это ‒ штучный товар».

Еще одно произведение Чехова, оказавшееся востребованным на новосибирских подмостках, ‒ рассказ «Каштанка». В актуальной афише найдется две интерпретации ‒ драматическая и кукольная. В театре «Глобус» спектакль «Каштанка» с пометой «нескучная история для маленьких и взрослых» в постановке Юрия Катаева и Нины Чусовой идет пятнадцать лет. Трогательный и смешной спектакль без слов вырос из этюдов, экзерсисов и актерских наблюдений, застроенных как цирковые номера с россыпью трюков и двойным дном, за которым не просто ловкость рук и тел, но истории о любви, верности, смерти и предательстве.

Весь мир — цирк. По крайней мере, таким его на малой сцене театра «Глобус» уже 15 лет видит Каштанка из одноименного спектакля

«Для меня Каштанка — это маленькая девочка, — рассказывала накануне премьеры художественный руководитель спектакля Нина Чусова. — У нас сейчас такое время, когда всех детей толкают куда-то в шоу-бизнес. Их отрывают от семей, побыстрее бросают во взрослую жизнь. Они становятся какими-то артистами, моделями, звездами, кем угодно, забывая при этом про то, что лишают детей самого главного — детства, тепла, семейного уюта. И не то, чтобы жалость, а грусть появляется, что очень многие не возвращаются, очень многие теряют детство. Вообще, самая главная задача, как мне кажется, у Чехова — вот это ощущение, чтобы внутри осталась некая именно грусть очень быстро уходящего времени, что мы иногда за этой суетой, мишурой, бесконечным шоу, блеском, который нас окружает, теряем что-то такое самое теплое».

«Сны Каштанки» в лицах и куклах от независимого театра «Пилигримы» удивительно сочетает в себе метафору, гротеск, характер и космос

Кукольная версия знаменитого чеховского сюжета под названием «Сны Каштанки» идет в независимом профессиональном театре кукол «Пилигримы» много лет как «трагикомичный спектакль в стиле бродячего цирка». Его создатели ‒ основатели театра, супруги Елена и Владимир Кузнецовы и художник Николай Чернышев. Спектакль поразительный и пронзительный. Из тех удивительных актов искусства, который однозначно был санкционирован театральными богами. Каштанка здесь ‒ штоковая марионетка, выполненная в технике папье-маше. Куклы сработаны нарочито грубо, кустарно, как бы безыскусно. «Баловство» и фантазия. И в этих лишенных лака и глянца рукотворных фигурах ‒ тонны правды, нежности, поэзии и любви. Эдакое хулиганство, художественная провокация, высекающая из несуразной гротесковой красоты, метафоры и обнаженного характера, подлинную искру. Неживая фактура оживает вместе с нитью чеховской истории, за которой пульсирует и гудит почти космическая глубина мироустройства, судьбы, памяти и профессии.

«Важно было не просто изложить историю собачки, но и себя излить — то, что тебя волнует, — признавался в одном из интервью актер и режиссер Владимир Кузнецов. — Каштанка попадает в мир мечты, тот самый блистающий, показываемый по телевизору. А для артиста самое главное — быть на сцене: пока ты там, ты живёшь, забываешь о детях, о квартплате, о политике, в этот момент ты свободен от всего. Но заканчивается спектакль, и начинается пустота. Мир театра — и страшно, и манко».

К этому чеховскому списку можно добавить уголовную историю «Шведская спичка» в «Театре на левом берегу» и пару антрепризных спектаклей по юмористическим рассказам. Негусто для театральной столицы Сибири, хотя и вопреки чеховскому самопророчеству: «Меня будут читать лет семь, семь с половиной, а потом забудут».

(6+); (12+); (16+)

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото ВИКТОРА ДМИТРИЕВА, Евгения НИКИТЕНКО, Алексея ЦИЛЕРА, из открытых источников и из архивов театров