Эхо II Московского фестиваля архивных фильмов докатится до Новосибирска

С 25 февраля по 1 марта в Центре культуры и отдыха «Победа» можно будет увидеть шедевры архивного кино из собрания Госфильмофонда России. Впервые в истории фестиваля его программа будет представлена в Новосибирске: в афишу вошли забытые и недооцененные современниками фильмы.

По поводу значимости мероприятия высказались многие культурные деятели России.

Генеральный директор Госфильмофонда России Александр Павлов выразил сожаление, что деятельность и коллекция Госфильмофонда России до последнего времени были доступны в основном жителям Москвы, но зато теперь помимо многочисленных онлайн-проектов, впервые организованыи показы — совместно с кинотеатрами-партнерами.

Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова уверена, что Эхо фестиваля архивных фильмов станет важным событием для зрителей Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Новосибирска:

— Госфильмофонд России более 20 лет радовал ценителей архивного кино, открывая для них забытые, недоступные прежде ленты. Мы рады, что за последние два года фестиваль успел перебраться не только в Москву, но теперь состоится и в других регионах страны.

Особое место в программе фестиваля заняли показы архивных находок — лент, считавшихся прежде утраченными.

В рамках «Эха» будут представлены наиболее востребованные на фестивале авторские программы: исследование кинообраза врачебной профессии «Белые одежды. Врач на экране» киноведа Евгения Марголита и «Третья из трех (проблемные фильмы проблемной эпохи)» — составленная Наумом Клейманом подборка фильмов, названных современниками «неудачными» или «ошибочными», несмотря на то, что их сняли крупнейшие режиссеры эпохи.

Все показы будут сопровождаться представлениями кураторов, а авторские программы киноведов Наума Ихильевича Клеймана и Евгения Яковлевича Марголита, будут предварять все показы вступительными словами (онлайн).

Ранее в «Новой Сибири»:

Шукшин между кино и сценой: необычная премьера в театре «13 трамвай»

Новосибирская филармония вручила «Золотые ключи» в честь своего дня рождения

 

Шукшин между кино и сценой: необычная премьера в театре «13 трамвай»

Сибирский камерный театр «13 трамвай» готовит магистральную премьеру сезона. 3 и 4 марта главный режиссер Дарья Супрунова представит кино-драм спектакль «Глоток свежего воздуха», в литературную канву которого вплетены рассказы Василия Шукшина. Формообразующим ноу-хау проекта станет равноправное участие в действе театра и кино. Зрителям обещают пряную атмосферу русской деревни, алтайские тропы и поиски ответов на вечный вопрос.

«Глоток свежего воздуха» — вторая премьера Сибирского камерного театра на новой площадке, куда «13 трамвай» перебрался в прошлом октябре, дважды за три года своего существования пережив релокацию по этажам Дома актера. Теперь мимо окон театра не пробегает легендарный новосибирский трамвай, зато в пополнении репертуара команда, кажется, себе не отказывает. В декабре свет софитов увидела сатирическая комедия Бориса Гейера «Очевидцы», а в марте молодой труппе предстоит отдать дань уважения мастеру советского рассказа и выпустить спектакль по короткой прозе Василия Шукшина.

«Шукшин – автор, который не оставляет равнодушным никого и сейчас, даже если человек с рождения живет в городе и никак не связан с деревней, — рассказывает актер театра «13 трамвай» Сергей Шелковников. — Это автор, пропитанный любовью к простым искренним людям, к близким из поколения наших родителей, бабушек. У всех нас, если копнуть, есть дальние родственники или знакомые, в которых мы можем узнать шукшинских героев».

Проект Сибирского камерного театра получил поддержку Президентского Фонда Культурных Инициатив и выстроил реперные точки ровно так, чтобы включить все знаковые сферы деятельности автора — литературу, кино и театр. В «Глотке свежего воздуха», ориентированном на зрительскую аудиторию 16+, отражены одиннадцать рассказов Василия Шукшина. Согласно режиссерской концепции, сюжеты не объединены между собой одним сквозным действием, но связаны художественным решением. Действующие лица рассказов становятся жителями одного сибирского посёлка городского типа, которые собрались на сцене местного ДК, чтобы разыграть «любительскую» постановку, увидеть себя на экране «деревенского» кинотеатра и «разнообразить» свои рабочие будни.

Специально для своего нового проекта участники «13 трамвая» придумали новую форму, которую сами же и назвали кино-драм спектаклем. Помимо полноценного театрального действа на сцене зрители увидят серию короткометражных фильмов, снятых участниками проекта и ставших неотъемлемой сюжетной составляющей театрального действа.

«С переездом театра на Площадь Калинина у нас, можно сказать, резко поменялась аудитория – до этого было гораздо больше молодежи. Сейчас возраст аудитории чуть повысился, и мы ощутили спрос на вдумчивый, но при этом очень простой и понятный по чувствам спектакль, — поясняет возникновение замысла актер и сорежиссер кинематографической части спектакля «Глоток свежего воздуха» Сергей Шелковников. — Совершенно случайно наткнулись на один из рассказов Шукшина и поняли, что это то, что необходимо. Всего у нас в спектакле одиннадцать коротких историй, сплетенных воедино, где есть моменты описаний и той особой атмосферы, которые непереводимы, как нам показалось, на язык сцены. Для этих эпизодов кинематографический язык гораздо точнее подходит. Поэтому мы и решили сделать кинотеатральный спектакль».

Кино и театр объединились в «Глотке свежего воздуха», чтобы, как обещают его создатели, окунуть зрителя в пряную атмосферу русской деревни, провести алтайскими тропами, и поискать ответ на вечный вопрос: а как оно правильно-то, чтоб для всех. Свои короткометражки (оператор ‒ Леонид Рессин) авторы проекта снимали на Алтае, в Новосибирской области и в Сочи. На сцене зрители увидят артистов театра «13 трамвай», а на экране встретят еще и актеров театра Афанасьева.

«Искусство кино усилит зрительское впечатление за счет особых выразительных средств, которые недоступны театральному языку, — поясняет творческая группа Сибирского камерного театра. — Короткометражные фильмы “Чередниченко и цирк”, “Нечаянный выстрел”, “Солнце, старик и девушка”, которые “показывают в деревенском ДК”, по сути ‒ самостоятельные кинопроизведения, но при этом – неотъемлемая часть спектакля. Такая коллаборация видов искусства делает этот проект уникальным. В Новосибирске нет аналогов спектаклю, где кино не просто дополняет театральную реальность, оставаясь на втором плане, а является важнейшей частью действия».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото из архива Сибирского камерного театра «13 трамвай»

 

Спор между классикой и современностью возвращается на сцену «Глобуса»

На малую сцену театра «Глобус» возвращается спектакль «Art» по одноименной пьесе Ясмины Реза. Премьера возобновленной версии психологического фарса в постановке Дениса Малютина пройдет 2 марта. Историю о том, как поссорились сторонник классической живописи Марк и любитель современного искусства Серж, и как нейтральный по отношению ко всем и каждому Иван пытался их помирить, возродит с новым актерским составом заслуженный артист России Илья Паньков.

Репетиция возобновленной версии спектакля ART: Никита Сарычев, Илья Паньков и Руслан Вяткин

Интеллектуальную комедию «Art» стабильно упоминают в списке самых успешных пьес конца ХХ столетия. Третий театральный текст в карьере французской актрисы, драматурга и сценаристки Ясмины Реза действительно оказался весьма и весьма востребован современными подмостками. Пьесу впервые поставили в 1994 году в Париже в престижном Comédie des Champs-Élysées — с момента ее написания к тому времени прошло всего несколько месяцев. Премьеру посетил сам Жак Ширак и, восхитившись, направил госпоже Реза письмо, обещая всяческую поддержку ее произведению. «Это действительно сильное и оригинальное произведение, в котором покупка в высшей степени абстрактной картины выявляет то, что прячется за обычными проявлениями дружбы: недомолвки, жестокость и нежность», — резюмировал политический деятель.

Сопутствующий «Art’у» успех можно назвать феноменальным: пьеса была переведена на 40 языков мира, получила премии «Тони», Мольера и Лоуренса Оливье, мгновенно разлетелась по драматическим площадкам Европы и Америки и, конечно, дошла до России, где прочно заселила камерные пространства, малые сцены, арт-кафе и антрепризные площадки от Москвы до самых до окраин. Апеллируя к главной сюжетной коллизии пьесы, некоторые критики высокомерно резюмировали: «И что удивительно ‒ даже в самых дальних уголках России, где люди в глаза не видывали абстрактного искусства, спектакль принимают на ура».

В репертуар малой сцены театра «Глобус» пьеса Ясмины Реза впервые вошла в марте 2013 года. Мейнстримовый «Art» поставил Денис Малютин — один из самых востребованных актеров труппы и начинающий режиссер, который окончил профильный факультет Театрального института имени Бориса Щукина и уже дебютировал в Новосибирске со спектаклями «Мамочки» и «Щелкунчик». Роли, а в этой истории действуют лишь три персонажа — благополучные, успешные и миллион лет связанные крепкой мужской дружбой Иван, Серж и Марк, исполнили ведущие артисты театра Александр Варавин, Павел Харин и Илья Паньков.

Первая версия спектакля ART в исполнении ведущих артистов театра «Глобус» Ильи Панькова, Павла Харина и Александра Варавина

Ровно десять лет спустя спектакль возвращается в камерное пространство театра «Глобус» в прежней режиссерской концепции и визуальном решении (художественное оформление ‒ Каринэ Булгач, художник по свету ‒ Елена Алексеева), но с обновленным актерским составом. Роли друзей, чьи жизненные пути вдруг разделил артефакт современного актуального искусства, теперь исполняют Никита Сарычев (Марк), Руслан Вяткин (Серж) и Илья Паньков (Иван). В спектакле по-прежнему не находится места ни драмам, ни убийствам, ни любовно-семейным коллизиям. При этом работают артисты, по решению режиссера, в жанре психологического фарса.

«Пьеса – очень талантливая, — рассказывает режиссер спектакля «Art» Денис Малютин. — Замечательно, что у нас есть артисты, которые могут ее сыграть. В возобновляемой версии смысл не меняется, но это будет новая, свежая история. Ее мы доносим другому, повзрослевшему поколению. В нашем случае жанр психологического фарса необходим: через яркие гротесковые моменты нам важно передать такие знакомые и такие острые чувства. Это история о кризисе дружбы, который, как и в любых отношениях, рано или поздно наступает. Серьезность темы состоит в том, что за пятнадцать лет люди меняются, не стоят на месте, развиваются: кто-то быстрее, кто-то медленнее. Наши герои – очень забавные, милые ребята. И они друг друга, безусловно, любят. Но на определенном этапе привычные, устоявшиеся рамки дружбы начинают разрушаться. На почве амбиций возникают конфликты. Мы рассказываем о том, как личностные перемены отражаются на близких людях. И о том, возможно ли преодолеть такой кризис».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА и из архива театра

От трансперсонального перформанса до трэш-концерта: актерский марафон в «Старом доме»

Накануне Всемирного дня театра новосибирский «Старый дом» возвращается к ежегодному творческому забегу за сердце зрителей: 25 и 26 марта в стенах театра пройдет актерский марафон «Без дистанции». Свои самостоятельные проекты, не связанные между собой концептуально или тематически, но объединенные желанием реализовать идеи в новом профессиональном амплуа, артисты покажут в четвертый раз. В этом году афише представлено семь проектов, проявляющих гений создателей в самых неожиданных формах – от трансперсонального перформанса до трэш-концерта.

25 марта 12.00

Бессмертный (16+): авторский проект Анатолия Григорьева

эскиз-читка с элементами видеопроекции

«Бессмертный» – это авторская сказка Анатолия Григорьева, в которой по стародавней традиции добро борется со злом. Однако, черпая идеи из русского мифологического пространства, автор уходит не в характерный для современности лубок, а погружается в те самые глубины, из которых произрастает могучее Мировое древо. Крона его – мир Правь, ствол – мир Явь, а корни – мир Навь. Однажды злой дух Троян вырывается из Нави, но на пути зла встает троица сказочных героев ‒ Иван, Богатырша и Кощей Бессмертный. Здесь и начинается самое интересное, ведь в схватке века автор смело разрушает сказочные стереотипы. Его Бессмертный не злобный старик с тысячелетним бэкграундом, а молодой и смелый борец со злом. Идея сказки очевидна в своём искреннем посыле: не время враждовать, когда твой мир в опасности. «Думаю, что “Бессмертный” привлечёт в театр подростков, которым будут интересны сюжетные арки, сценические бои и видеопроекции», – утверждает автор проекта Анатолий Григорьев.

25 марта 15.00

Мои ангелы (18+): авторский проект Веры Сергеевой

сторителлинг

«Мои ангелы» – это истории женщины о своих детях. Сегодня мир катится в странные дали, где люди меняют свой гендер по пять раз на дню, а движение чайлдфри никого не удивляет. Заслуженная артистка России Вера Сергеева в своем проекте хочет обратиться к вечным женским ценностям: наши дети – это наши ангелы, осенённые любовью Богородицы, а женская миссия – подарить миру новую жизнь. Путь матери не всегда усыпан лепестками роз, но тем он и прекрасен. Со сцены прозвучат истории, стихи и музыка. «Я хочу рассказать историю женщин, которые живут рядом с нами. Что такое вырастить ребёнка? Как вовремя отпустить его от себя? Эти вопросы трудные, их задаёт себе каждая мать», – рассказывает Вера Сергеева.

25 марта 16.30

Путь (18+): авторский проект Натальи Пьяновой

трансперсональный перформанс

В своей самостоятельной работе Наталья Пьянова освоит новую для себя профессию ‒ режиссера, а одну из главных ролей сыграет новосибирский психотехник, внедряющий в народ авторские дыхательные практики. Собственно, с коллективной дыхательной практики, нацеленной на эффективное подключение, и начнётся этот трансперсональный «Путь». Спектакль расскажет о трансформации человека в контексте известных уровней эволюционного развития ‒ «Купец – Воин – Мудрец», освоение которых приводит к осознанию того, что ты живёшь здесь и сейчас, а отдавать – лучше, чем брать и копить. «Для меня очень важны вопросы трансформации человека на его конкретном жизненном отрезке. Куда мы все идём? Кто мы такие? Как найти Бога? Вечные вопросы, на которые мы тысячелетиями ищем ответы», – полагает Наталья Пьянова.

25 марта 20.00

[əˈbaʊt] (18+): авторский проект Евгения Варавы на музыку Александра Шарафутдинова

трэш-концерт

Автор планирует разорвать публику на атомы с помощью современных битов в музыкальной интерпретации Александра Шарафутдинова. Однако в иронии по поводу модной поп-культуры скрывается мощный смысловой пласт, связанный с социальной сущностью потребительства и трансформации товара в символ. Мы все рабы общества потребления. Выбираем красивую одежду. Выбираем вкусную еду. Выбираем красивых партнёров. Мы превратились в разборчивых снобов. Но это – всего лишь внешний фасад. В объективной реальности мы запихиваем в себя запрещённые вещества, доводим организм до нервного истощения, употребляем алкоголь, травимся никотином и слушаем безмозглую музыку разных «самок». «Малыш, ты врёшь сам себе! Хочу, чтобы после спектакля зрителя как следует тряхнуло. Чтобы он наконец-то понял что-то про себя и свою жизнь», – мечтает Евгений Варава.

26 марта 13.00

24 кг (18+): авторский проект Анастасии Белинской и Арсения Чудецкого

пластический перфоманс

Два высоких и красивых человека расскажут историю Жирафа – от рождения и до ухода. Кто они, жирафы? Смешное и трогательное чудо эволюции? Или олицетворение радостного, но пугливого внутреннего Ребёнка? Авторы провели настоящее жирафье исследование: изучили повадки, особенности, жизненные циклы, среду обитания и социальные роли этих животных. Оказалось, у жирафов всё, как у людей, – любовь, расставания, конфликты, слёзы и даже экзистенциальные вопросы из серии «кто я?» и «откуда?». За кадром будут звучать строчки Николая Гумилёва, а два человека-жирафа станцуют свой танец о самом трогательном существе на этой планете. «Мы думаем, что это будет самая позитивная самостоятельная работа. Про жирафа можно только с доброй улыбкой», – уверены Анастасия Белинская и Арсений Чудецкий.

26 марта 15.00

18–35 (18+): авторский проект Тимофея Мамлина в музыкальном сопровождении Александра Шарафутдинова

поэтический вечер

Каждый интеллигентный творческий человек когда-то в юности писал стихи. А Тимофей Мамлин не только писал с 18 лет, но и хранил стихи в старых папках. Настало время достать это «вино из одуванчиков», чтобы почувствовать терпкий вкус лета, горячего ветра, надежд и разочарований. О чём эти стихи? О любви, конечно! «Я прочту стихи, которые писал в период с 18 до 35 лет. Было очень интересно прочитать стихи, которые я писал много лет назад. Странное дело, но почти все они оказались о любви. Сегодня я бы сказал тому юноше: “Побольше читай и не заморачивайся по пустякам!”» — советует Тимофей Мамлин.

26 марта 18.30

Что в ИМЕНИ тебе МОЁМ (18+): авторский проект Альбины Лозовой, Ларисы Чернобаевой и Натальи Немцевой

сторителлинг

Три женщины, три мойры, три грации – Альбина Лозовая, Лариса Чернобаева и Наталья Немцева – исследуют вечный сюжет о женской природе. Насколько прочно укоренились в «коллективной женщине» социальные интроекты из серии «ты же девочка»? Как смириться с тем, что ты женщина? Как принять свою силу, спрятав её за слабостью? Может ли театральная сцена как проекция самой жизни стать местом соперничества между женщиной и мужчиной? Альбина Лозовая пишет сценарий, где главным действующим лицом становится Женская Красота, ведущая, как нить Ариадны, этот мир по лезвию бритвы. Три актрисы совершат путешествие во времени, чтобы найти в старых Масках остроту современного высказывания о женщине. «Наш спектакль будет в каком-то смысле терапевтическим. Думаю, что каждая зрительница сможет найти в нём что-то своё, глубокое, до конца неизведанное. Но этот спектакль не про феминизм. Он – про путь Женщины», – резюмирует Альбина Лозовая.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА и Тимофея МАМЛИНА

 

Колеса любви едут прямо по нам: 9 новосибирских спектаклей о главном

Как бы ни старались противники Дня святого Валентина вычеркнуть праздник пламенеющих сердечек из неофициального календаря и заменить его на сурового отечественного Трифона-мышегона, каждый февраль влюбленные россияне продолжают признаваться друг другу в нежных чувствах, организовывать красивые свидания, дарить тематические подарки и устраивать совместные просмотры романтических фильмов. Впрочем, жители театральной столицы Сибири могут увидеть истории любви не только на экране, но и на сцене — причем в любую подходящую дату. Самые яркие новосибирские спектакли о главном представлены в подборке «Новой Сибири». Однако важно помнить: театральные подмостки между жизненной правдой и сладким хэппи-эндом чаще всего выбирают первое.

«Безымянная звезда» Новосибирский музыкальный театр

В этом мюзикле о любви, недаром завоевавшем сразу две премии Российского национального театрального фестиваля «Золотая Маска», чувства вспыхивают внезапно, но в истинно космических масштабах. Случайная встреча на перроне. Он — бедный провинциальный ученый, она — роскошная и загадочная незнакомка. Над ними фантастически прекрасное ночное небо, а позади — багаж, от которого невозможно избавиться: ведь звезды никогда не отклоняются от своего пути. Киноманам сюжет хорошо знаком по одноименному фильму Михаила Козакова, однако у мюзикла Александра Шевцова в постановке Филиппа Разенкова свои и весьма внушительные достоинства. Во-первых, визуально и аудиально — это очень чувственно и красиво. Во-вторых, ничто не может сравниться с живым сценическим искусством и любимыми артистами Новосибирского музыкального театра.

«Тектоника чувств» театр «Красный факел»

Один из самых стильных и атмосферных спектаклей камерного пространства «Красного факела», билеты на который не залеживаются в кассе никогда, а с нынешнего 14 февраля будут разлетаться еще быстрее: ведь на сцену после двухлетнего перерыва, связанного с рождением тройняшек, возвращается Клавдия Качусова в образе удивительной девушки, нежно цитирующей Бодлера в самом неподходящем для высокой поэзии контексте. «Тектоника чувств» рассказывает лав стори, которую не хочется повторить, но очень хочется досмотреть до финала. Молодые, богатые, успешные, красивые и безумно влюбленные герои спектакля могли бы жить долго и счастливо, если бы не маленькое сомнение и большая гордыня. Идеальный союз красиво разрушается под ритмы британского трип-хопа, а игры с чувствами приводят к полной катастрофе.

«Алые паруса» театр «Глобус»

В начале XXI века театр «Глобус» стал главным поставщиком мюзиклов для новосибирской молодежи. Повесть Александра Грина в постановке Нины Чусовой пережила не одну смену вех, но так и осталась флагманом романтического репертуара, герои которого не стареют ни морально, ни физически. Кроме того, «Алые паруса» на музыку Максима Дунаевского представляют собой тот редкий пример сюжета про большую любовь, который заканчивается не склянкой с ядом, а сбывшимися мечтами и неутраченными надеждами. Отважный моряк Грэй всегда точно знает, куда вести сияющую громаду алых парусов и белый корабль, а Юная Ассоль сердцем чувствует, где нужно стоять, когда к твоим ногам приплывет самое настоящее счастье.

«Анна Каренина» театр «Старый дом»

Предпоследний спектакль Андрея Прикотенко на посту главного режиссера «Старого дома», в котором классический сюжет, как всегда, ловко мимикрирует под современные реалии и оказывается вписан в сегодняшний день едва ли не круче, чем в обстоятельства полуторавековой давности. Герои спектакля — люди эфемерного полусвета, о которых когда-то было принято писать большие романы, а сейчас проще снимать сериалы в стиле «шик, блеск, пустота». И все же на сцене царит не потребление любви в стиле хайтек, а самые глубокие и искренние чувства. Любить вопреки всему? Любить бескорыстно, самоотверженно, жертвенно? Кто способен на это в эпоху к абсолютной публичности и медийного нарциссизма? Только маленькая хрупкая женщина с титаническим нежеланием играть в чужие жестокие игры. Впрочем, исключение лишь подтверждает правило — поезд уже вышел, и под его колесами любви окажется не одна человеческая жизнь.

«Иоланта» НОВАТ

Большая опера не любит размениваться по мелочам. Полюбить – так королеву, проиграть – так миллион, а умирать — так мучительно и долго на глазах у рыдающей публики. Однако гению Чайковского закон не писан. Маэстро мог себе позволить не только трагедию, но и символистскую драму со сказочным сюжетом и счастливым концом. Так романтическая пьеса датского поэта и драматурга Генрика Герца «Дочь короля Рене» превратилась в один из самых востребованных сюжетов на музыкальных подмостках. Всё что нужно прекрасной незрячей принцессе, которая даже не осознает своего несчастья, — это любовь. Найти её в неприступном замке также невозможно, как открыть несчастной правду о недуге. Но закон удачного стечения обстоятельств еще никто не отменял.

«С любимыми не расставайтесь» Городской драматический театр

Главные ансамблевые спектакли театра Афанасьева любят жить долго, а потому имеют удивительное свойство сохранять форму при многочисленных вводах. Артистическая молодежь приходит и уходит, а пьеса Александра Володина, трогательно вписанная в любимую труппой ретростилистику, остается в репертуаре и всякий раз находит путь к сердцу зрителей не столько через «советскую ностальгию», сколько через свое представление о правде в искусстве. Жанр спектакля — малосемейная комедия. Точно, грустно, иронично: действие происходит в суде, где слушается восемь дел о разводах. За каждой историей своя боль, обида и любовь, которую хочется сохранить, но проще разбить отношения, чем склеить.

«Аида» НОВАТ

Джузеппе Верди — композитор, не склонный к полумерам и обращенный своим гением исключительно к сильным страстям. А если речь идет о самоотверженной любви, то пощады в этой опере никто не дождется, разве что величественные пирамиды, которым нечего опасаться, но, как это часто бывает, есть что скрывать. Действие fashion-opera «Аида» в постановке Вячеслава Стародубцева разворачивается во времена фараонов, переосмысленные в спектакле в стилистике сюрреалистических картин Сальвадора Дали, — и это сценографическое решение делает историю визуально эффектной и ровно настолько парадоксальной, чтобы она запомнилась наверняка. Жрецы и боги, цари и рабы, победители и побежденные, взаимно и безответно влюбленные завязывают сюжет в мертвый узел. Любовный треугольник, жгучая ревность, конфликт долга и страсти, горячие эмоции и трагический финал: страдают все.

«Ромео и Джульетта» театр «Первый театр»

Молодежный «Первый театр» и московский режиссер Алексей Золотовицкий отрабатывают главную любовную трагедию всех времен и народов в своем неугомонном духе, а заодно шлют «наше вам с кисточкой» жанру остросюжетного детектива. Шекспир бы такому кунштюку, пожалуй, что подивился, но, поскольку сам был склонен к авантюрам мирового масштаба, по-отечески снизошел бы до одобрения. В конце концов, именно молодости свойственно грешить поспешностью. А легендарные веронские влюблённые, между тем, приходят в 21 век, превращаются в милых и неуклюжих зумеров и строят свою любовь на обломках современного масскульта. Получается смешно, нелепо и пронзительно: ведь мы с вами знаем, чем все закончится. А они, кажется, не догадываются до самого конца.

«Пришел мужчина к женщине» театральное «КаФе»

Лирическая комедия, созданная новосибирским режиссером Анной Зиновьевой в пространстве арт-кафе, не может похвастаться стильными интерьерами, модным эстетством или героями высокого полета. Зато у этого спектакля не отнять человеческой составляющей, которая так нужна, когда хочется увидеть историю для людей и про людей. Про самых обыкновенных жителей мегаполиса, которых узнаешь и понимаешь, как самого себя. Встретились два одиночества и остро почувствовали необходимость в большой-большой любви. Между ними так мало общего. Он — мужчина, она – женщина. Он — мечтатель. Она — прагматик. Можно прямо сейчас все закончить, а можно рискнуть и все-таки сделать друг друга счастливыми, если, конечно, получится.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото ДАРЬИ ЖБАНОВОЙ, Виктора ДМИТРИЕВА, Татьяны ЛОМАКИНОЙ, Валентина КОПАЛОВА, Алексея ЦИЛЕРА, Фрола ПОДЛЕСНОГО

Погиб Александр Дурасов. Но «Всё кругом — сплошное воскресение»

Февраль — черный месяц для новосибирской поэзии. 8 февраля 2015 года умер Олег Волов. 25 февраля 2015 года погиб Виктор Iванiв. 18 февраля 2016 года умер Иван Овчинников. 11 февраля 2019 года умер Владимир Ярцев.

9 февраля 2023 года погиб Александр Дурасов под обломками взорвавшегося подъезда на улице Линейной. Просто проходил мимо по дороге на работу.

***

Саша Дурасов был очень непростым, даже трагическим человеком. То, что мне удавалось долгие годы сохранять с ним дружеские отношения, можно считать чем угодно, только не закономерностью. Мы познакомились в начале 2010-го, и сразу друг другом очень прониклись. Когда я ехал домой после того квартирника, я уже читал СМС от него: «то не дождь в окне / то не мир в огне / то не явь во сне / но чье-то бездонное сердце в сияющем чугуне». А мне к этому времени успело запомниться: «продавщица, дюшес сосущая / Аршавин, плохо пасующий...». Это была поэзия очень высокого уровня. Хотя казалось, что он всю дорогу в одной поре, он продолжал поэтически расти почти непрерывно — и возникали настоящие шедевры, возникали откровения, которые ни у кого другого больше не возникли бы. И больше не возникнут.

Вообще он был парадоксальным человеком — очень, казалось бы, основательным, рассудительным (хотя и порывистым), рациональным — но рациональность его держалась на каких-то совсем неведомых китах, то есть была абсолютно иррациональной. Отсюда возникали различные беспроигрышные бизнес-планы по покупке металлоискателя и поиску старинных монет, штамповке уникальных значков и т. п.

Примерно тогда же — в 2010—2011 гг. — у нас была серия квартирников вместе с Сашей и Виталей Красным. Это называлось «Просто красная метель» (у Саши тогда был псевдоним — Простой). Самый первый прошел, кажется, у Сергея Якимовича на Серебренниковской — на этом месте сейчас стоит Сбербанк. Потом были совместные поездки в Барнаул, в Томск, еще куда-то.

А в 2012 году Саша несколько месяцев жил у нас. Учитывая, что тогда же у нас жили еще несколько наших близких друзей, было, скажем так, весело. Да что уж, наш бесконечный хохот прерывал лишь сон. Саша в основном смотрел на нас как на дебилов, но иногда тоже подкидывал что-то в общий котел. Могли, например, весь вечер перекидываться каким-нибудь тапком, Саше рано или поздно это надоедало, и он строго забирал его у нас. А потом он купил квартиру в ипотеку и переехал. Тем же составом мы гуляли на новоселье, очень напоминавшем абсурдистскую пьесу. Потом он на какое-то время уезжал работать в поселок Горный, но вскоре вернулся в Новосибирск и в новосибирское метро.

В 2016-м у Саши вышла прекрасная книжка избранных стихотворений «Воскресенье», для которой я написал послесловие под названием «Небесный эшафот». Оно очень нравилось Саше. Кончалось оно так:

«Мир ставит тебе подножку, поэт, держись из последних слов, а когда и они кончатся — набей рот землей, чтобы не выдать врагам страшную тайну о том, что мы — непобедимы.

О том, что, в речи растворясь, ходит окунь, ходит язь. О том, что солнышко красное, хотя и желтое. И мир красный, и смерть на нем. И вообще, все кругом нарядное, все кругом — сплошное воскресение. Только никому не говорите. Не поверят».

Саша заменил «воскресение» на «Воскресенье».

Примерно тогда же он носился с идеей фильма про то, что Егор Летов был реинкарнацией Достоевского. На почве этого режиссерского (или продюсерского?) энтузиазма Саша втянул в нашу компанию ничего не подозревавшего Виталю Шатовкина.

Были совместные Новые года и прочие посиделки, поездки в Бибиху, а в последние годы все чаще — на кладбище. На Клещихе похоронили Сашу Келемзина. В минувшем октябре, в годовщину, ездили на Клещиху вчетвером — я, Саша, Юля Пивоварова и Витя Дорофеев. Я вообще очень радовался, что Саша так подружился с Юлей, да и с Келемзиным тоже. Когда Юля вдруг пропала — где-то зимой в конце 2019-го — мы с ним, до этого несколько месяцев не разговаривавшие (он, как обычно, за что-то дулся на меня), вдвоем пустились на поиски, даже ни разу не вспомнив о недавней размолвке.

В марте прошлого года Саша похоронил старшую дочь. Еще в конце февраля (или даже в начале марта) мы сидели с ним у Юли — Юля напекла блинов — и он только-только делился с нами своими тревогами. А через несколько дней уже все. Клещиха.

Саша был человеком веского жеста, позы, чуть слишком избыточной, повисающей в воздухе недомолвки. Непростым, трагическим и очень талантливым человеком. Фаталистом.

Может быть, не стоит об этом говорить, но думаю, Саша не обиделся бы на меня за такие слова: мне кажется, именно на такую гибель он держал равненье. Человек колоссальной внутренней энергии, буквально распиравшей его — случайной машины ему не хватило бы, понадобился целый дом.

Я делал несколько Сашиных публикаций: подборку в юбилейном номере журнала поэзии «После 12» (2020, № 1-2) и в антологии «Остров», книжку «Праздник естества» из серии «Снег». Что-то еще, наверное. Он написал стихотворение для цикла Five-Word-Poems, впоследствии переведенного на английский язык. Этот проект мы делали в конце 2021 года совместно с куратором из Германии Ан Пенхюзен. Поэт называл пять слов, характеризующих Новосибирск, а потом сочинял стихотворение с пятью словами, предложенными другим поэтом. Саша назвал такие слова: «бани», «крематорий», «мосты», «дворы», «метро»: этот перечень вообще близок к его поэтическому методу, твердо опиравшемуся на конкретистскую поэзию. Кстати, эти слова достались в работу другому Александру — Ахавьеву, что, может быть, даже что-то значило.

Я ни слова не сказал про Сашины песни. В последние годы Саша их почти не писал (зато первоклассные стихи шли непрерывным потоком), но под влиянием ранних песен тогда же — в 2010-м или 2011-м — я придумал такой стишок:

 

как в минном поле душа гуляла

фантомной болью совсем хмельная

ее потрепанное одеяло

родные контуры припоминая

касаясь ветра, казалось веткой

казалось мамой, земли касаясь

душа моталась от века к веку

ее прозвали межзвездный заяц

а кто-то — странный — шагал за нею

глазами нашими неуследим

шагал, нашептывая все сильнее

ну погоди, родная, пожалуйста, погоди

 

***

Я очень любил Сашу, и он, слава Богу, это знал.

Царствие Небесное, дорогой друг, спи спокойно.

А мы еще малость повоюем.

 

Антон МЕТЕЛЬКОВ

Фото Вячеслава КОВАЛЕВИЧА

 

Поэт Александр Дурасов будет похоронен на Клещихинском кладбище 12 февраля. От Управления метрополитена (Серебренниковская, 34) в 13:00 отправятся автобусы (сбор с 12:30). Прощание состоится в прощальном зале по адресу Хилокская, 9а к3 с 14:10 до 15:10

18 февраля в Студии 312 (Восход, 15, ГПНТБ СО РАН) планируется провести вечер памяти.

Стихи Александра Дурасова из книги «Праздник естества»

 

***
происходит много хорошего
осталось встречаться семьями
ИГИЛ* разбомбили в крошево
Пётр компакт по семьдесят

что больше всего запомнится
так это пустой экран
из красной пластмассы конница
яблоко пополам

пикник по дороге в Киргизию
фиолетовый утренний свет
мамка меня притащила на физио
а там с часу до двух обед

.................
когда Христос показал Иуде
дверцу за старым холстом
ошивались какие-то странные люди
под коммунальным мостом

и на бочке индейку жарили
сверху замкнул светофор
Слово, которое было в начале
произносится до сих пор

 

***
полковник готовит секретный полк
на вечный субботник —
если человек человеку волк
то полковник солдату плотник

плотник дал каждому брату в долг
камень, топор и веру
и сделав пальцами резкое щёлк
ушёл босиком на Венеру

сказал, что вернётся когда-нибудь
другими путями и далями
однополчане бьют себя в грудь
оставленными сандалиями

 

***
текут солярные миры
вбирает радужка солярность
от Блока к Никоновой Ры
совсем в другую сингулярность

где Будда Чехова не знал
где Куприна не знал Мухаммед
Христос свиное стадо гнал
молитвой на смертельный саммит

туда, где смертные грехи
летать Икару не мешают
забытых гениев полки
в чистилище кроссворд решают

поспела пастернак-трава
опять дурниной прёт капуста
у Бога праздник естества
и современного искусства

и улыбается безумно
впотьмах братишка стволовой —
ещё горит Джордано Бруно
и бродит по лесу Толстой

 

***

абсорбируй, пихта, абсорбируй
едкой негой обволакивая жизнь
за окошком светится Нибиру
птичечка-синичечка дзин-дзин

что-то нынче вы не в духе, мама
собирайтесь, выйдем подышать
просто прогуляемся до храма
максимально тихо и назад

позади некрополь анекдотов
впереди, конечно, страшный суд
сколько в храме всякого народу
ути, Господи, котёночка несут

 

_____

*Организация признана экстремистской и запрещена в России.

Оксана Сереброва: Мне всегда нравилось придумывать и удивлять

Авторский вечер новосибирского композитора и педагога состоялся на сцене Камерного зала филармонии.  Читать далее Оксана Сереброва: Мне всегда нравилось придумывать и удивлять

Иван Образцов: Молчание порой сокрушительнее «высказывания мнения»

Барнаульский поэт и прозаик — о миссии литератора, о понимании текстов русских классиков, о членстве в творческих союзах и о том, что такое «сибирская литература».  Читать далее Иван Образцов: Молчание порой сокрушительнее «высказывания мнения»

Прима-балерина Большого театра о весеннем бенефисе Анны Жаровой в НОВАТе

Концерт, посвященный 25-летию сценической деятельности Анны Жаровой, состоится 7 марта на Большой сцене. Программа юбилейного вечера включает одноактный балет Жоржа Бизе — Родиона Щедрина «Кармен-сюита» в хореографии Альберто Алонсо, в котором народная артистка России Анна Жарова предстанет перед зрителями в образе Кармен. Поклонники звезды российского балета знают, что это не первая Кармен в сценической карьере артистки: балерина блистательно воплотила один из легендарных женских образов мировой культуры в балете классика хореографии XX века Ролана Пети.

Принтскрин: о2тв

Прима-балерина Большого театра Евгения Образцова — одна из звездных гостей Анны Жаровой — рассказала о своем участии в юбилейном вечере звезды сибирской сцены.

— Насколько хорошо вы знакомы с нашей сценой и с виновницей торжества — Анной Жаровой?

— Я бы сказала, что очень хорошо знакома и очень многое у меня связано с новосибирской сценой. Впервые я приехала в Новосибирск очень давно — еще в один из первых сезонов работы в Мариинском театре, тогда здесь руководил балетом Сергей Вихарев. Конечно, сам театр прекрасен, совершенно восхитительная огромная сцена. Я здесь танцевала в «Спящей красавице», участвовала в концертных программах.

Я слежу за новостями вашего театра, наслышана о последних премьерах — «Собор Парижской Богоматери», «Тщетная предосторожность» Аштона — один из моих самых любимых балетов. Я хорошо знаю старшее поколение вашей балетной труппы — как раз поколение Анны Жаровой, немного меньше знакома с вашими молодыми артистами, но стараюсь всегда быть в курсе ваших событий.

С Анной Жаровой мы тоже давно знакомы — с того самого момента, когда я впервые приехала в Новосибирский театр. Мы очень приятно общаемся, интересуемся творчеством друг друга, так что я не случайный человек на этом вечере и очень рада, что Анна меня пригласила. Быть частью такого события — большая честь для меня.

— Можем ли мы надеяться увидеть вас в спектаклях НОВАТа?

— Мне бы очень хотелось, особенно станцевать в «Тщетной предосторожности», но, к сожалению, все зависит не только от моего желания.

— Что вы будете исполнять в юбилейной программе?

— Я буду танцевать фрагмент из балета «Сильфида» в хореографии Августа Бурнонвиля — это один из первых романтических балетов и одна из первых моих больших сценических работ. Я впервые станцевала этот спектакль довольно давно: подготовила эту партию, кажется во втором, может быть, в третьем своем сезоне в театре. Так сложилось, что образ Сильфиды и эта партия в разных редакциях со мной всю мою жизнь.

В разных редакциях и образ был разным: к примеру, очень своеобразная постановка и совсем иной образ Сильфиды у Пьера Лакотта, но в целом, Сильфида — дитя воздуха занимает особое место не только в истории балета, но и в моей творческой жизни. «Сильфида» — вершина романтического балета и образ воздушного полумистического существа с момента создания этого балета мигрирует из спектакля в спектакль. Отголоски «Сильфиды» можно увидеть и во втором акте «Жизели», и в «Шопениане», и даже в «Баядерке» — это весь акт «Тени». Так что «Сильфида» — это серьезная часть моей сценической жизни, и я всегда рада вновь встретится с этим балетом и с этим образом.

— Каким вам запомнился новосибирский зритель?

— У вас очень хорошая, теплая публика. Искушенные ценители, требовательные, но очень благодарные зрители, искренние и восхищенные.

— Какими будут ваши пожелания зрителям, которые придут на Бенефис Анны Жаровой?

— Конечно, насладиться этим вечером. При том творческом багаже, которым обладает Анна Жарова, при таком внимании, с которым подходит к организации этого события руководитель балетной труппы НОВАТа Леонид Сарафанов, при высоком уровне приглашенных артистов, можно быть уверенным, что вечер получится незабываемым и по-настоящему праздничным, красивым и интересным. Признаться, мне самой уже не терпится поскорее приехать и увидеть, как это будет.

Фото: Игорь ПАРФЕНОВ

***

Продолжит первую часть бенефиса 7 марта большой балетный гала-концерт с участием звезд НОВАТа и друзей Анны Жаровой — солистов ведущих российских балетных компаний. На сцену театра выйдут: Евгения Образцова (прима-балерина Большого театра), Иван Михалев (премьер Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), Ксения Шевцова (прима-балерина Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко), ведущие солисты балетной труппы Новосибирского театра оперы и балета — Евгений Басалюк, Анна Гермизеева, Ольга Гришенкова, Никита Ксенофонтов, Анна Одинцова, Иван Оскорбин, Роман Полковников, Артем Пугачев.

Зрителей ожидают фрагменты классических и современных балетных постановок, в числе которых «Сильфида» (хореография Августа Бурнонвиля), «Призрачный бал» (хореография Дмитрия Брянцева), «Радио и Джульетта» (хореография Эдварда Клюга), «Анюта» (хореография Владимира Васильева) и много сюрпризов, которые добавят новые штрихи к портрету балерины.

Павел НАСТИН, специально для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

Контракт на балет «Собор Парижской Богоматери» обойдется НОВАТу в 10 млн рублей

Новосибирский фильм «Люба» стал победителем фестиваля «Голос Евразии»

 

Арт-фестиваль памяти Владимира Высоцкого завершился в Новосибирске

В Новосибирске завершилась основная программа Пятого международного арт-фестиваля памяти Владимира Высоцкого «Я только малость объясню в стихе»: в рамках которого прошло четыре десятка мероприятий.

Почетными гостями форума стали поэты Максим Замшев и Игорь Караулов (Москва), Андрей Полонский и Анастасия Романова (Санкт-Петербург), Вероника Шелленберг (Омск) и Дмитрий Мурзин (Кемерово), писатель-фантаст Александр Кофман (ДНР).

Президент фестиваля Андрей Ложкин, музыкант Сергей Летов и Наталья Стригунова, зав. библиотекой колледжа культуры и искусств

Открылся фестиваль  в областной научной библиотеке презентацией книги москвички Галины Березиной «По следам «Книжной Сибири». Один из авторов сборника — Дмитрий Мурзин — прочел свои стихи и рассказал о буднях литературного журнала «Огни Кузбасса», где трудится ответственным секретарем.

В издательстве «ИСП» вышел сборник лауреатов фестиваля «Я только малость объясню в стихе-2022»: его представили профессор НГПУ Юрий Шатин и бывший директор Новосибирской государственной филармонии Владимир Миллер.

— Высоцкий и Бродский — создатели модели свободного человека в несвободном мире. Их поэзии уготована долгая жизнь, — отметил Шатин.

В ходе фестиваля уже была начата работа над сборником новых победителей очередного поэтического конкурса. В состав жюри вошли глава новосибирского отделения Союза писателей России Анатолий Шалин, председатель Совета молодых литераторов Кемеровской области Дмитрий Филиппенко, поэты Алексей Яковлев (Московская область), Юрий Татаренко (Новосибирск) и другие участники фестиваля.

Турнир поэтов проходил в дистанционном формате, но Анна Зорина (Новосибирск) и Елизавета Клейн (Санкт-Петербург) рискнули выступить очно. И не прогадали — они набрали наибольшее количество баллов и стали лауреатами. А выиграла москвича Екатерина Годвер, приславшая видеоролик.

В рамках проекта состоялась творческая встреча в театральном зале НГОНБ с поэтом и прозаиком, главным редактором «Литературной газеты» Максимом Замшевым. Открыл встречу замдиректора библиотеки Владимир Деев, представивший публике две книги Замшева, роман «Концертмейстер» и поэтический сборник «Исповедальная пора».

Московский гость рассказал о том, что скоро выйдет его новый роман  о наших днях «Вольнодумцы» и прочел наизусть два десятка стихотворений.

В своем выступлении москвич не мог не назвать главную фигуру новосибирского фестиваля:

— Высоцкий для меня — это прежде всего «Банька» и другие трагические песни. Это — скрепа нашей культуры. Он обладал поистине народной популярностью — при том, что никогда не заигрывал с аудиторией.

Венчали программу форума гала-концерт в КК «Маяковский», где песни Высоцкого исполнили Нина Орлова, Александр Чернышев и другие популярные новосибирские артисты и совместное выступление поэта Андрея Ложкина и одного из лучших музыкантов России Сергея Летова, которое прошло в ДК имени Октябрьской революции.

Юрий ТАТАРЕНКО, специально для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

Новосибирцы смогут подарить книги тем, кто в них остро нуждается