Павел Муратов. Художественный музей об одном из своих создателей

0
912

В Новосибирском художественном музее открывается экспозиция, посвященная 90-летию со дня рождения искусствоведа Павла Муратова, одного из создателей собрания Новосибирского государственного художественного музея.

Научный сотрудник П.Д. Муратов в первой экспозиции Новосибирской картинной галереи
Научный сотрудник П. Д. Муратов в первой экспозиции Новосибирской картинной галереи.

Кураторы проекта поставили перед собой задачу подчеркнуть его многогранную натуру — собирательские устремления искусствоведа, траектории его исследовательских поисков, его деятельность как арт-критика, освещаются детали дружбы с коллегами и художниками из разных городов страны, судьбоносные встречи, педагогическая и просветительская работа.

— В Новосибирске не было значительных частных собраний, в которых хранились бы произведения выдающихся мастеров XVIII–XIX столетий и которые могли бы перейти в фонд открывающейся галереи. А основатели музея стремились создать именно коллекцию классического русского искусства, видя в этом важную просветительскую задачу. Решение такой задачи Павел Дмитриевич Муратов взял на себя, — рассказывает ученый секретарь Новосибирского государственного художественного музея Светлана Голикова.

Вместе со своими товарищами и единомышленниками — новосибирскими художниками Н. Грицюком, Л. Огибениным, Х. Аврутисом, Н. Мотовиловым — он совершал многочисленные поездки в Москву и Ленинград, вел переговоры в столичных музеях и министерстве культуры, настойчиво добиваясь передачи экспонатов в Новосибирск. При его участии в фонд только что возникшей галереи вошли картины Боровиковского, Брюллова, Тропинина, Васнецова, Машкова и других знаменитых мастеров.

В 1957 году сын художника Николая Рериха привез произведения отца на родину, стремясь определить их дальнейшую судьбу. Узнав об этом, Павел Муратов сразу предпринял шаги, чтобы убедить Юрия Николаевича передать часть наследия Рериха в Новосибирск. Благодаря его усилиям и преданности искусству и музею Новосибирск стал обладателем огромной коллекции работ Николая Рериха.

Собирая произведения для музея, Муратов и сам был страстным коллекционером. Многие художники дарили ему свои работы в знак дружбы и уважения. Существенную часть экспозиции выставки занимают произведения сибирских художников и скульпторов из собрания Муратова, которые он регулярно передавал Новосибирскому художественному музею, начиная с самого большого дара 2005 года. В конце 2006 года сотрудники музея в знак признательности широкому жесту искусствоведа открыли выставку «Дар Бесценный». Позднее музей с благодарностью принимал и иные дары Павла Дмитриевича: принадлежавшие ему гравюры В. Фаворского, работы П. Староносова, В. Гуляева, А. Якобсон и других мастеров, чьи творческие биографии были связаны с Сибирью. У посетителей нынешней выставки появится возможность увидеть и эти поздние дары щедрого коллекционера.

Важным дополнением к дарам Муратова стали работы известных новосибирских художников, про которых искусствовед в разные годы писал очерки, публицистические статьи и заметки. Этот раздел выставки призван отразить талант Муратова в области художественной критики.

Павел Дмитриевич был не только ученым, но и педагогом. На протяжении многих лет он преподавал в Новосибирской государственной консерватории, на художественно-графическом факультете Новосибирского государственного педагогического института, в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии.

Кураторы выставки «Павел Муратов. Сибирский стиль» проделали еще одну важную работу. В одном из залов экспозиции будут представлены документы из личного дела Муратова, хранящиеся в архиве музея. Зрители познакомятся с его рукописной автобиографией и заявлениями, написанными им во время работы в Новосибирской картинной галерее, составят представление о его методических разработках музейных экскурсий и учебных занятий в творческих учебных заведениях. Эти документы позволят посетителю выставки точнее представить пути жизни искусствоведа, ключевые события в его творческой биографии, значимые периоды в его исследовательской деятельности. Так, благодаря анализу этих документов удалось установить, что в картинной галерее Муратов работал недолго, в 1958—1961 годы, в период ее становления, хотя его влияние на жизнь музея ощущается до сих пор.

0+

Ранее в «Новой Сибири»:

Александр Клушин, хранитель и ревнитель

«Всякие сказки» в новосибирском художественном музее: где тут ложь и где намёк?

Whatsapp

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.