Explore Siberia: приложения-гид дает почувствовать дух города

Издание «Мастера Сибири» обновило бесплатное приложение-гид по современной Сибири Explore Siberia. Теперь в приложении доступны путеводители по 12 городам — были добавлены три новых города, Якутск, Улан-Удэ и Бийск, а вся прежняя информация была обновлена.

Читать далее Explore Siberia: приложения-гид дает почувствовать дух города

«Многорояльный» лофт-проект в новосибирском бизнес-центре

«Восьмирояльный» проект — это, конечно, совсем не рядовое событие: ведь рояль не скрипка, не просто один из инструментов оркестра. Широко распространен фортепианный дуэт, но и здесь два пианиста часто обходятся одним роялем. Да, бывает, что в филармонических концертах участвовали три, а то и четыре рояля, и уже это вызывало особый интерес, особые ощущения. Но так, чтобы восемь инструментов играли одновременно, не по очереди… Такого, пожалуй, в Новосибирске еще не было.

Читать далее «Многорояльный» лофт-проект в новосибирском бизнес-центре

«Мой Светлый Ангел»: своеобразная элегантность древней Руси

В Новосибирском художественном музее открылась персональная выставка Андрея Машанова, профессора Омского государственного технического университета, «Мой Светлый Ангел». В масштабной экспозиции, которая займет весь первый этаж со стороны улицы Свердлова, будет представлено более 80 графических листов.

Заслуженный художник России, график Андрей Машанов известен как мастер офорта и является одним из немногих художников в мире, работающих в этой технике с цветом.

Работам Машанова присуща особая элегантность в манере исполнения. Тесно соприкасаясь с духовными традициями древней Руси, художник с трепетной любовью воплощает их в своих офортах. Одна из самых обширных серий, над которой художник работает уже не один десяток лет, посвящена древнерусским мастерам. Картины — фрески, на которых проявляются лики русских иконописцев: Феофан Грек, Андрей Рублев. Это изысканная стилизация под древность, современное прочтение иконописи. Все работы сделаны в технике цветного офорта. Сегодня в ней мало кто работает: процесс слишком трудоемкий, требующий ювелирной точности.

Другой характерной особенностью в творчестве Машанова является применение цветных фонов, которые служат обобщающим приемом, выделяя на белом листе бумаги четко очерченный прямоугольник офорта. Различные градации охристо-коричневых либо сероватых тонов в фонах придают гравюрам налет времени, признак старины, напоминая желтоватый фон пергамена или старинной бумаги.

Тонкая линия, легкие, воздушные контуры вытянутых фигур, их пленительная грация, изящная пластика жестов, мягкость, а порой и звучность колорита — характерные качества его листов, а выполненные в смешанной технике штрихового офорта, в сочетании с приемами гравирования сухой иглой, акватинтой, меццо-тинто, листы зачастую расцвечиваются от руки акварелью.

Для творчества Машанова характерны изысканно-стилизованные фигурные композиции, отличающиеся мягкой, интимной трактовкой образов, а также декоративные натюрморты.

Ранее в «Новой Сибири»:

«Образ жизни»: ретроспективная выставка Андрея Курченко в ЦК19

Проект «По классике»: тайны за хрестоматией

Новосибирский «Красный факел» запускает новый образовательный проект «По классике». В ближайших планах театра – сразу несколько премьер по произведениям, считающимся образцами классической литературы. Чтобы глубже погрузить зрителей в контекст каждой истории, театральная команда планирует приглашать для лекций и бесед литературоведов, театральных критиков, ученых, бизнесменов, юристов и специалистов из разных сфер, расширяя таким образом взгляд на вселенную произведения, породившее его время и не всегда очевидную сюжетную связь с современным миром. Стартовая встреча запланирована на 13 июня. В этот вечер один из крупнейших исследователей современного театрального процесса Павел Руднев прочтет лекцию «Первая пьеса Горького “Мещане”: смена восприятия из прошлого в настоящее».

Творческая жизнь новосибирских театров очень насыщенна и не ограничивается выпуском премьер. «Красный факел», выступая театром-лидером зрительского внимания, постоянно осваивает новые и внедряет хорошо проверенные способы коммуникации с аудиторией: приоткрывает завесу тайны в театральный мир, проводит встречи и открытые дискуссии, генерирует разномасштабные офф-репертуарные события, запускает образовательные и просветительские проекты. Уже несколько лет театр дополняет премьерные показы творческой встречей с командой постановщиков. Зрители охотно остаются после спектакля и задают свои вопросы режиссеру, художникам, артистам. В этом сезоне многоголосье первых обсуждений усилили дискуссионной площадкой «Диалоги». В такт премьере спектакля «Люди своевременных взглядов» приглашенные эксперты поставили вопрос, который живо интересовал аудиторию, представили две полярные точки зрения на него и попытались найти истину или даже достичь компромисса.

В июне театр «Красный факел» ждет последняя премьера сезона. Режиссер Семен Серзин представит свое видение пьесы Максима Горького «Мещане» ‒ одного из самых востребованных театральных текстов «буревестника революции», который живет, меняется, но не отпускает интерпретаторов на протяжении всего вышедшего за рамки привычной хронологии века русского режиссерского театра. Тему лекции в контексте нового проекта «По классике» театральный критик, кандидат искусствоведения и помощник художественного руководителя МХТ им. А. П. Чехова по спецпроектам Павел Руднев формулирует следующим образом: «Первая пьеса Горького “Мещане”: смена восприятия из прошлого в настоящее». Спикер выступит в формате онлайн, откроет отнюдь не широко изветсную сценическую историю пьесы и найдет незримое сопряжение прошлого с сегодняшним днем.

Актер театра «Красный факел» Павел Поляков. Спектакль «Мещане». Репетиция

«Кажется, что тандем “режиссер ‒ драматург” ‒ это казус нашего времени. Совместное сочинительство спектакля считается приметой современности. А, между тем, эта форма сотворчества явилась прямым результатом реформ конца XIX века, — отмечает на подступах к лекции театровед Павел Руднев. — Появление режиссерской формы театра обострила проблему авторства спектакля. В XIX веке автор спектакля ‒ это драматург. Режиссерский театр породил форму соавторства, добавочного смысла, растущего смысла. Интерпретация ‒ это ещё и перемешивание творческих энергий. Почему две ранние пьесы Горького написаны лучше, чем последующие? Потому что мы читаем не горьковские оригиналы, а, по сути, режиссерские версии пьес “Мещане” и “На дне”. Это горьковский замысел, существенно отредактированный Чеховым, Немировичем, отполированный режиссурой и актерами до совершенства. Последующим пьесам Алексея Максимовича не так повезло. Та же картина с двумя поздними пьесами Чехова, в тексты которых вписаны решения, найденные на репетициях артистами МХТ. Тексты Чехова и Горького рождаются как результат домысливания театром. Пьеса достраивается спектаклем. По сути, это пьесоспектакли».

Резюмируют стартовый выпуск проекта «По классике» видеофрагменты легендарной постановки «Мещан» Георгия Товстоногова в Ленинградском Большом драматическом театре им. М. Горького. Встреча пройдет в малом зале театра «Красный факел» 13 июня. Вход свободный.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Василия ВАГИНА и из открытых источников

 

Летний вояж новосибирских кукол: от предгорья Кавказа до открытого космоса

Новосибирский театр кукол представил гастрольные планы на лето. В насыщенном графике не только спектакли в районах области, но и другие города страны — Ставрополь, Витебск, Санкт-Петербург, Томск. Впрочем, не останутся без кукольных историй и новосибирские зрители: они смогут увидеть спектакли на сцене Летнего театра и выездных площадках.

Пожалуй, самым знаменитым зрителем новосибирских летних показов станет Анна Кикина. В рамках празднования Дня города российский космонавт-испытатель, впервые совершившая космический полет на американском корабле Crew Dragon, придет в Театр кукол, чтобы поприветствовать зрителей и посмотреть спектакль «Удивительный полет к звездам». Визит этот вполне обоснован: первый и единственный новосибирский космонавт стала прототипом для героини спектакля — девушки Анны, предложившей разочаровавшемуся в себе Городовичку (популярный символ Новосибирска, придуманный на рубеже 1980-90-х годов писателем Владимиром Шамовым) отправиться вместе в космический полет.

В репертуаре театра космическая одиссея появилась совсем недавно — 12 апреля 2023 года. Жанр «Удивительного полета к звездам» режиссер Ольга Гущина трактует как театрально-познавательный проект: ведь маленьким зрителям представляется возможность не только увидеть разыгранный куклами сюжет, но и «выйти» в открытый космос. На большом экране сценическое действие дополняют видеосъёмки Новосибирска с высоты птичьего полёта, тренировки космонавтов в экстремальных условиях, старт корабля Crew Dragon с Анной Кикиной в составе международной команды, светящаяся огнями космическая станция и работа космонавтов далеко за пределами Земли.

«Мы хотели показать, что мечты сбываются, если для этого приложить усилия, — говорит автор и режиссёр постановки, главный режиссёр Новосибирского областного театра кукол Ольга Гущина. — Человеку нужно постараться, чтобы у его мечты выросли сильные крылья. И история Анны Кикиной — лучший тому пример. А наш Городовичок помогает юному зрителю приблизить эту мечту, понять, что невозможное возможно».

Что же касается гастролей, то первый визит новосибирские куклы нанесут в Ставрополь. По приглашению Ставропольского краевого театра кукол, с которым во время пандемии новосибирскому театру впервые удалось обменяться сценами, состоится 15 показов трех спектаклей. С 8 по 16 июня город, лежащий в предгорьях Кавказа, увидит трагикомедию «Муму», сказочное «Путешествие в Чукоккалу» и интерактивное представление «Айболит».

«Мы активно сотрудничаем с театрами России, расширяем географию нашей творческой деятельности, — подчеркивает директор Новосибирского областного театра кукол Юрий Горлатых, — и благодарны министерству культуры Новосибирской области, которое оказывает деятельную поддержку нашим проектам».

С 14 по 16 июня новосибирские куклы отправятся в Белокуриху, где пройдет Второй летний фестиваль кукольных театров «Люди и куклы». Участие в смотре примут творческие команды из разных регионов России. Свои сценические представления в Белокурихе представят кукольники из Тувы, Томска, Новосибирска, Бердска, Бийска и Барнаула. В программе заявлены как профессиональные, так и самодеятельные коллективы. Профессионалы будут показывать свое мастерство, а самодеятельные команды примут участие в конкурсе, оценивать работу которого будет жюри. Одним из членов судейской коллегии станет директор Новосибирского областного театра Юрий Горлатых. Новосибирские артисты в свою очередь организуют в городе-курорте мастер-класс по кукловождению и покажут спектакль «Теремок».

22 июня в Санкт-Петербурге открывается Международный фестиваль-биеннале кукольных и синтетических театров «КУКART». Именно туда, попрощавшись с Белокурихой, отправятся новосибирские кукловоды. В этом году одному из самых авторитетных кукольных смотров страны исполняется 30 лет. «КУКАРТ» традиционно ориентирован на проекты, сочетающие участие профессиональных бюджетных театров и негосударственных театров кукол, и в самом прямом смысле не знает границ. Спектакли форума могут идти в любое время суток и в самом неожиданном пространстве. Новосибирск заявит о себе в специальной программе «Петрушки на Невском»: артисты НОТЕК вольются в уличное представление со спектаклем «Про Петрушку».

С 14 по 17 июля новосибирцев ждут на «Славянском базаре» в Витебске. Главное направление форума ‒ музыкальное, однако его уже в 32-й раз дополнит театральное, изобразительное, народное искусство, кинопоказы и встречи с деятелями мировой культуры. Международный фестиваль искусств — уникальный интернациональный проект, участие в котором станет серьезной вехой в биографии Новосибирского областного театра кукол. Сибиряки представят в Беларуси спектакль «Карлик Нос».

В августе новосибирские кукольники выберут ближний маршрут и отправятся на гастроли в Томск. В сентябре в рамках ежегодного плана выедут в районы Новосибирской области – на этот раз артистов увидят зрители Карасукского и Краснозерского районов. А завершат бурную выездную деятельность в октябре: в рамках федерального проекта «Большие гастроли» новосибирцы посетят Липецк, где сыграют самые востребованные спектакли репертуара — драму для взрослой аудитории «Похороните меня за плинтусом» и детские сказки «Крошка Енот» и « Game Оver: Атака Темного бота».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА и из архивов Новосибирского областного театра кукол

 

 

 

Мастер, Маргарита и Воланд: три составляющие пьесы глазами актеров МХАТа

Московский художественный академический театр имени Горького в рамках летнего гастрольного тура «Большие гастроли» покажет в Новосибирске спектакль «Мастер и Маргарита» по знаменитому роману Михаила Булгакова. Впервые один из самых именитых российских драматических театров России представит свою работу на Большой сцене НОВАТа.

Читать далее Мастер, Маргарита и Воланд: три составляющие пьесы глазами актеров МХАТа

«Дни татарского кино»: приключения, драма, комедия и история одной любви

Центр культуры и отдыха «Победа» продолжает знакомить новосибирцев с кинематографом разных регионов России. Зрители уже успели оценить фильмы, снятые в Якутии и Кабардино-Балкарии, в ближайшее время им предстоит открыть для себя творчество татарстанских режиссёров. С 6 по 7 июня в Новосибирске впервые пройдут «Дни татарского кино»: детские приключения, семейная драма, комедия и мелодрама о любви на языке оригинала.

До недавнего времени региональному российскому кино, будь то работы якутских, бурятских или татарстанских режиссеров, в массовом прокате уделялось мало внимания. Однако в последние годы все редкое, странное и непохожее на другое начало стремительно завоевывать внимание искушенной публики. Творчество жителей Татарстана заслуживает отдельного изучения, представляя собой слияние уникального визуального кода и древних самобытных традиций. В условиях нового времени кинематограф Татарстана уверенно движется вперед, снимаются фильмы самого разного формата и успешно показываются не только в республике, но и далеко за ее пределами. Кстати, эта тенденция расширения влияния татарстанского кинематографа вполне соответствует его истории: ведь именно в Татарстане в 1924 году было запущено одно из первых в СССР учреждений по кинопроизводству и прокату фильмов.

Программа «Дни татарского кино» организована совместно с «ТатарКино» (Республика Татарстан) при поддержке Региональной татарской национально-культурной автономии Новосибирской области и Новосибирского областного татарского культурного центра.  «Мы очень рады сотрудничеству с кинотеатром „Победа“, потому что для нас очень важно, чтобы как можно больше зрителей в разных регионах страны увидели татарстанские фильмы, — подчеркивает директор «ТатарКино» Миляуша Айтуганова. —В Новосибирске живут наши соотечественники, и для них, я думаю, фильмы из Татарстана — это возможность окунуться в атмосферу родного языка и культуры. Для многих это еще и связь с малой родиной».

В афишу программы вошли четыре картины, созданные в разных жанрах. Большинство фильмов демонстрируется на татарском языке с русскими субтитрами. Торжественное открытие «Дней татарского кино» состоится 5 июня в 19:00. Фильмом открытия станет драма «Тарлан». Бескрайние реки и поля, жаркие схватки и семейные застолья, верная дружба и первая любовь — всё это можно увидеть в вольной экранизации повести татарского прозаика Галимджана Ибрагимова «Алмачуар». Авторы фильма размышляют о семейных ценностях и затрагивают вечные темы. После сеанса состоится онлайн-обсуждение с продюсером фильма, директором «ТатарКино» Миляушой Айтугановой.

Стартует программа «Дни татарского кино» с затакта. За несколько часов до торжественной церемонии открытия, 5 июня в 15:00, для семейной аудитории будет представлен детский приключенческий фильм «Мишка» ‒ история десятилетнего Роберта, который живёт в мире своих детских фантазий и совсем не хочет взрослеть. Уход в свой личный воображариум для мальчика — один из способов справляться со сложностями жизни. Отправляясь в увлекательные приключения, мальчик и его игрушки создают вокруг себя мир, полный сочных красок и событий. На их пути возникает множество совсем не детских испытаний, что помогает главному герою лучше разобраться в себе и в реальном мире. Показ пройдёт на русском языке и будет доступен по «Пушкинской карте».

6 июня зрителей ждет полная веселых недоразумений комедия «Семейные хлопоты» режиссёра Алексея Барыкина. Действие картины происходит в русско-татарской семье, где молодые родители не могут решить, как назвать ребёнка: по-русски или по-татарски, и, разумеется, вокруг их выбора возникает запутанная история.

Завершит «Дни татарского кино» 7 июня мелодрама о любви и расставании «Сумбуль» режиссёров Рашида Маликова и Рамиля Фазлиева. Сумбуль и Булат влюбляются друг в друга, у них рождается ребёнок. Но Булат предаёт их чувства. Не в силах простить предательство, Сумбуль с маленьким сыном отправляется в Бухару. Брат Булата Байрас тоже влюблён в Сумбуль. Он едет за ней в Узбекистан. Булат понимает свою ошибку, но исправить её уже невозможно...

 

 

Июньские премьеры: театры Новосибирска готовятся к последнему марш-броску

Июнь традиционно завершает театральный сезон, однако театры Новосибирска не собираются отправляться в отпуска, не выдав зрителям солидную порцию ярких впечатлений. В городском репертуаре заявлено четыре премьерных названия — от детских сказок в оперном изводе до современных драматических интерпретаций классической прозы. Какой замысел окажется успешным, а какой пролетит мимо кассы, скоро узнаем. Пока же внимательно изучаем планы.

Золотая рыбка будет повелевать морскими глубинами при помощи лирического сопрано на сцене НОВАТа

НОВАТ продолжает по опере складывать свою «Пушкиниану». В прошлом сезоне в репертуар концертного зала вошел спектакль «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», а нынешним летом появится «Сказка о рыбаке и рыбке». Оперу Александра Кулыгина, много и разножанрово писавшего для музыкального театра, впервые в Новосибирске интерпретируют режиссер Вячеслав Стародубцев и художник Тимур Гуляев. Свое лирическое сопрано морской владычице подарят солистки оперной труппы Диана Белозор, Галина Петкевич и Дарья Шувалова. И ветхая землянка, и старуха, и золотая рыбка, и сам несчастный рыбак, вдруг поймавший в сети говорящее чудо, переберутся на Русский Север, где вступят в трепетные отношения с первозданной и хрупкой красотой почти заповедного края. Беломорские узоры, щедро обеспечившие референс для художественного оформления спектакля, не только защитят от злых сил, но и помогут наглядно убедить публику в том, что непомерно раздутые амбиции ‒ самый верный путь к разбитому корыту.

И все же главную интригу по июньским премьерам держат драматические театры «Старый дом» и «Красный факел». Для каждой труппы финальный спектакль ‒ важный шаг в новейшей биографии. Ни для кого не секрет, что 2023 год оба коллектива начали с серьезных перемен в руководящем составе, так что под занавес сезона театры представят плоды трудов заступивших на ответственный пост команд и, хочется верить, сделают заявку на успех новой художественной программы.

Режиссер Антон Федоров с труппой «Старого дома» работает впервые, поэтому спектакль «Котлован» от нового худлидера театра ждут с особым нетерпением

Первым свою работу презентует «Старый дом». 8, 9 и 10 июня зрители увидят премьерные показы спектакля «Котлован». Одноименную повесть Андрея Платонова поставит главный режиссер театра Антон Федоров — и для Новосибирска путешествие в пространство метафизической стройки, где люди из века в век роют «котлован повседневности» ради иллюзорного будущего, станет знакомством с творческим почерком нового худрука и демонстрацией обретения общего языка с артистами, которые прежде с  мастером не работали.

Повесть «Котлован» написана в диковинном платоновском стиле. Герои хитросплетенного повествования – рабочие и крестьяне «эры коллективизации» – копают гигантскую яму, чтобы заложить фундамент под здание светлого будущего. Но режиссёра Антона Федорова больше увлекает экзистенциальная поэзия Платонова, чем исторически-социальный контекст повести, декларирующий определённое мироустройство.

«Тебе говорят: «Всю жизнь нужно непременно что-то искать, и тогда оно обязательно будет!» Но эта тема ничего не вызывает, кроме сочувствия – к себе и людям вокруг, — утверждает режиссер спектакля «Котлован» Антон Федоров. — Мы рассказываем некую поэтичную историю о том, что настоящего у нас нет, а есть только манящее, великое и пугающее будущее. Мы проживаем всю жизнь в состоянии «нас непременно ждёт что-то очень хорошее», но при этом абсолютно нивелируется твоё здесь и сейчас. Никто не знает ответа на вопрос «A как выглядит хорошее настоящее?», потому что никто не дошёл и не дожил до этой точки. Наше сознание постоянно прокручивает картины будущего, чтобы не фиксировать себя в настоящем. Это история о том, где сейчас находится наше сознание, чего мы ждём от жизни и каковы наши цели, когда вдруг сняты все социальные шоры, а человек искренне и честно смотрит в мир?»

Потомки горьковских «Мещан» в почти естественной среде обитания: репетиции спектакля на летней веранде театра

15 и 16 июня на большую сцену «Красного факела» выйдут «Мещане». В Новосибирске первую, тщательно обработанную и удачно привитую к русскому репертуару пьесу Максима Горького выпустит режиссер Семен Серзин. В творческом багаже постановщика более 30 спектаклей в театрах России, громкий режиссерский кинодебют «Человек из Подольска» и актерские работы в нашумевших фильмах. Действие «Мещан» в краснофакельском пасьянсе покинет пределы заданного драматургом века, распределение ролей на главные и второстепенные окажется нерелевантным, а в фокусе зрительского внимания окажутся потомки горьковских героев, каждый из которых особенно важен режиссеру в причудливой театральной канве.

Дом, семья, работа – владелец лакокрасочного завода Василий Бессеменов по-хозяйски считает, что позаботился о своем настоящем и о будущем детей. Замечает ли он, что этот дом хоть и полон родственников и квартирантов, но не обустроен, что взрослые дочь и сын маются от своей беспомощности, что все вокруг заброшено и недоделано? Обстановка накалена, то и дело вспыхивают ссоры – поколениям не удается найти общий язык. Все словно застыло в безвременье: потомки горьковских мещан и сегодня продолжают проживать однообразные жизни «на одном боку». Какое будущее ждет их – смогут ли они вырваться из замкнутого круга ‒ узнаем в июне.

Завершит парад летних премьер Новосибирский музыкальный театр ‒ и сразу мировой премьерой. Фантастический роман Александра Беляева «Человек, нашедший своё лицо» впервые увидит сцену 28 и 29 июня. Мюзикл композитора Ульяны Стратонитской и либреттиста Алины Байбановой поставит новосибирский режиссер Джемма Аветисян ‒ молодой, но уже зарекомендовавший себя мастер, которому удается ловко уходить от тривиальных сценических решений.

Действие «Человека, нашедшего свое лицо» происходит в вымышленной стране, а главным героем выступает успешный киноартист, чья уродливая внешность приносит ему большую популярность и не менее внушительную печаль: ведь за лицом, невольно вызывающим комический эффект, скрывается самый обыкновенный мужчина, которому нужны понимание, принятие и любовь. Но путь к мечте оказывается слишком неожиданным и тернистым.

«Речь в спектакле, конечно, не только о физическом преображении, которого так жаждет главный герой, — рассказывает автор либретто и стихов Алина Байбанова. — Проходя через страхи, сомнения, разочарования, предательство, он не теряет надежду, способность любить и видеть прекрасное, не ожесточается, и в конце концов побеждает рок. Его сияющий внутренний мир приводит к гармонии его внешность чередой как бы случайных событий и встреч. Да, история фантастическая, волшебная на первый взгляд, но ведь каждый сам выбирает измерение, в котором ему жить, и соответственно то, как жить и во что верить».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь».

Фото Виктора ДМИТРИЕВА, Дарьи ЖБАНОВОЙ, Василия ВАГИНА

Звезда по имени Пушкин: новосибирцы отметят 224 день рождения поэта

Небогатый на праздники июнь заходит, что называется, с козырей: 6 июня Новосибирск вместе со всей страной отмечает Пушкинский день. Он же — День русского языка. Он же — 224 день рождения поэта, взошедшего солнцем над русской словесностью, чтобы стать нашим всем, неопровержимым и бесспорным. В честь знаменательного события в городе и за его пределами проводятся культурные мероприятия, посвященные творческому гению Александра Сергеевича и почве, на которой его дар возрос. Рассказываем о самых интересных событиях Пушкинского дня в этом году.

Таким увидели Пушкина поклонники поэта и Театра Афанасьева несколько лет назад

В Новосибирске двигателем Пушкинского и примыкающего к нему Дня русского языка выступает областной фонд сохранения и развития русского языка «Родное слово». С 2012 года организаторы реализуют масштабный проект социального партнерства «Парки Пушкина», вошедший в тройку лучших проектов России в сфере «Культура» конкурса Общественной палаты Российской Федерации. Всех событий, инициированных фондом по случаю дня рождения основоположника современного русского литературного языка, не перечислить, но в этом году можно начать празднование с онлайн-марафона. Для этого нужно выбрать стихотворение или отрывок из произведения Пушкина, зачитать его на камеру и выложить 6 июня с 10.00 до 20.00 в социальную сеть «ВКонтакте» с обязательными хэштегами #НовосибирскЧитаетПушкина2023 и #ПаркиПушкина2023. Чтецы, выпустившие самые оригинальные ролики, получат фирменные призы от организаторов. Награждение случится только осенью, зато ожидание можно скоротать за другими пропушкинскими проектами.

В День рождения поэта парки Новосибирска привлекают внимание не только случайных прохожих, но и ученых котов

Основной площадкой Пушкинского дня в Новосибирске станет КК им. В.В. Маяковского. Тематические мероприятия распределятся на две программы. Утренний блок адресуется юным поклонникам Александра Сергеевича. В двух залах и на площадке перед комплексом дети будут читать «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина и стихотворения Сергея Михалкова. Там же в обрамлении концертных номеров пройдёт награждение призёров областного конкурса творческих работ «Единого слова ради».  Вечером организаторы сделают акцент на южных поэмах Пушкина и стихах поэтов-юбиляров этого года – Тургенева, Тютчева, Маяковского, Заболоцкого. Завершит праздник выступление солистов Новосибирской государственной филармонии и детских художественных коллективов.

Читать Пушкина в Метро — хороший тон и отличный способ сэкономить деньги на проезд, уверены артисты Театра Афанасьева

Присоединится к Пушкинскому дню и городская подземка. Новосибирский метрополитен организует в своих стенах традиционную акцию «Читаем Пушкина в метро»: на 8 станциях с 10 до 17 часов за прочтение двух и более строф из произведений поэта проезд в метро будет бесплатным.

НОВАТ отпразднует день рождения поэта раньше срока. 3 и 4 июня в концертном зале «Сибирского Колизея» пройдет премьера оперы Александра Кулыгина «Сказка о рыбаке и рыбке». Через всем знакомый сюжет режиссер спектакля Вячеслав Стародубцев продолжит образовательный цикл «Пушкиниана», запущенный в прошлом сезоне оперой «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Новое название, хоть и будет построено на фундаменте старой сказки о безропотном старике и его попутавшей берега старухе, но презентует ее на новый лад. Ветхий рыбак, наконец-то, сменит безымянный синий водоем и отправится на Русский Север – ловить золотую рыбку в Белом море. На задворках Архангельской губернии он трижды закинет невод в воду, чтобы рассказать зрителям о том, как «урбанистическая цивилизация наступает на природу, губит ее, заставляет отказываться от традиционного уклада жизни и попирает главные духовные ценности».

Эскизы костюмов к опере «Сказка о рыбаке и рыбке», отсылающие к традиционным народным костюмам Архангельской губернии

Театр Афанасьева отметит юбилей поэта 6 и 7 июня «Сказкой о царе Салтане» в постановке режиссера Анны Зуевой. Спектакль, погружающий юного зрителя в атмосферу уличного театра и балагана, восемь лет шел на старой площадке Городского драматического театра, а под занавес этого сезона успешно перебрался на большую сцену нового здания. Зрители наверняка оценят игровую атмосферу сказки, ритмический рисунок которой построен на русских народных мелодиях, японских и монгольских мотивах и даже рэп-речитативах. Действие спектакля происходит и в царских палатах, и на острове Буяне, и на море-океане, и в простой избе. Буквально за час публика изучит вдоль и поперек домотканное царство славного Салтана, пересечет вместе с Гвидоном океан и научится ловить шмелей и комаров без ущерба для своего здоровья.

Новосибирская филармония отведет под празднование Пушкинского дня Камерный зал. Вместе с Русским академическим оркестром слушатели погрузятся в сказочную атмосферу произведений Александра Пушкина, где строем ходят богатыри, гремит цепью кот ученый, и завистливая царица выясняет отношения с оптическим устройством весьма переменчивого нрава. Слушателей программы «У лукоморья дуб зеленый…» ждут музыкальные зарисовки, художественное слово и сопрано Анны Вараксиной.

Мюзикл «Дубровский» более 12 лет идет на сцене Новосибирского музыкального театра, а его успех давно намекает, что пора труппе пополнить копилку пушкинских сюжетов

Новосибирский музыкальный театр также связан прочными узами с «солнцем русской поэзии». Мюзикловые версии пушкинских сюжетов регулярно оказываются в программах фестивалей, да и на новосибирской сцене давно нашли своих поклонников. 6 июня артисты театра проведут тематическую экскурсию, посвященную неоконченной повести Пушкина «Дубровский», сценическая версия которой более 12 лет с успехом идет в репертуаре НМТ. Экскурсоводы расскажут интересные подробности о мюзикле, познакомят с реквизитом и костюмами спектакля и почитают вместе с гостями стихи поэта.

В этот же день в Библиотеке им. А. В. Луначарского (ул. Жуковского, 106А) солисты Новосибирского музыкального театра Елизавета Дорофеева и Андрей Алексеев устроят сеанс художественного чтения: поэзия Пушкина прозвучит в проекте «Вокруг Бахчисарайского фонтана».

На сцене театра «Красный факел» хватит места всем, поэтому и на Пушкиных постановочная группа спектакля «Довлатов. Анекдоты» не поскупилась

Новосибирский театральный институт отмечает Пушкинский день ежегодно, порой зажигая «солнце русской поэзии» в самых неожиданных местах — то в подземном переходе, то на ступеньках альма-матер. 224-й день рождения Пушкина самый творческий вуз города также проведет под знаком великого поэта, но теперь в академическом пространстве. 6 июня НГТИ ждет поклонников Александра Сергеевича в Большом зале театрального центра «Энергия» (Красный проспект, 171/4) на концерте, в программе которого прозвучат отрывки из поэм Пушкина. Знаменитые произведения исполнят не только студенты 3-4 курсов, но и преподаватели. Вход свободный.

Арт-платформа «Дом да Винчи» предлагает провести Пушкинский день с кинолентой, выпущенной на «Мосфильме» в 1964 году. Команда «Медиаклуба» покажет экранизацию повести Пушкина «Метель» в постановке Владимира Басова. Создавая картину, режиссер хотел не только проследить зарождение чувств между героями, но и подробно показать на экране «неторопливую, но полную глубокого внутреннего содержания жизнь современников Пушкина», «сделать истинно русскую картину, снять русскую землю, чтобы фильм был симфонией России, ее движения, прогресса». Натурные съемки проходили в красивейших местах старинных русских городов Суздаля и Пскова, а главные роли исполнили Валентина Титова, Олег Видов и Георгий Мартынюк.

Классики современного «Красного факела» читают классику русской литературы

Книжный магазин «Капитал» в день рождения гения рекомендует совершить «Прогулки с Пушкиным». Компанию поэту составит одноименна книга Абрама Терца (псевдоним известного исследователя литературы Андрея Синявского) и новосибирские филологи Элеонора Худошина и Дмитрий Шеляков. Впервые изданная в 1973 году монография произвела в литературных кругах эффект разорвавшейся бомбы ‒ ярко выраженные в «Прогулках...» ирония и демонстрация внутренних противоречий мыслей и чувств Пушкина породили неумолкающие споры, однако со временем «скандальное» эссе стало восприниматься как классика литературной критики. Устроители вечера предлагают совершить променад в не такое уж и далекое прошлое, поговорить о феномене книги Абрама Терца, о том резонансе трактовки пушкинской поэзии в русском сознании, отзвуком которого стало наше культурное сегодня, и о поэте Пушкине как имени и сущности свободы.

Театр «Красный факел» присоединится к пушкинолюбам 7 июня, закрыв череду праздничных событий. Харизматики, мастера художественного слова и почитатели большой классической литературы ‒ артисты Константин Телегин и Владимир Лемешонок ‒ впервые на малой сцене устроят «Вечер с Пушкиным». В спектакле, рожденном по большой читательской любви и в восхищении поэтом, создатели камерной пушкиниады воскресят магию и озорство хорошо знакомого слога. Закружит, заморочит, залотошит «Метель». Взойдет, воцарится, вступит на затопленный престол «Медный всадник». Буквально на один час зрители превратятся в собеседников, друзей и даже сотрапезников поэта. Не удивляйтесь, обещают гении места, если вдруг откроется дверь, и Александр Сергеич присоединится к компании, заказав «свинину Гарбюръ» или «форель Алабресъ».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото ДАРЬИ ЖБАНОВОЙ, Евгения НИКИТЕНКО и Фрола ПОДЛЕСНОГО

 

 

 

Василиса Бержанская вновь станет Розиной в «Севильском цирюльнике»

Cолистка оперной труппы НОВАТа Василиса Бержанская — одна из самых талантливых меццо-сопрано на современной оперной сцене, а партия Розины в опере Джоаккино Россини «Севильский цирюльник» — одна из самых ярких и успешных работ артистки. Ее Розине рукоплескали зрители ведущих оперных театров мира, именно с «Севильского цирюльника» началось и знакомство новосибирской публики с голосом Бержанской, с ее на редкость яркой актерской индивидуальностью и невероятной энергетикой.

Читать далее Василиса Бержанская вновь станет Розиной в «Севильском цирюльнике»