Из театра — в деревню и обратно

КОГДА слово карантин еще не было так популярно, актер и художественный руководитель театра «Понедельник выходной» Сергей Дроздов придумал проект, который стал спасением и вдохновением для маленькой независимой труппы. Читать далее Из театра — в деревню и обратно

Евгений Бабиков: Культура — это то, что вызывает генетическое чувство радости

Директор областного центра русского фольклора и этнографии отвечает на вопросы «Новой Сибири» — не только по темам фольклора и этнографии.  Читать далее Евгений Бабиков: Культура — это то, что вызывает генетическое чувство радости

«Парадиз» меняет парадигму

Премия «Парадиз» уходит на каникулы в связи с изменившимися условиями работы театров на фоне пандемии. Читать далее «Парадиз» меняет парадигму

Время дерзких дебютантов

В Доме актера прошел конкурс с таким увесистым названием, какое сопоставимо лишь с дарованием его участников. «Талантливый человек талантлив во всем», — заявили организаторы, и на лестный призыв открыть миру новые способности, которые внезапно — из-за невозможности тратить творческую энергию на сцене — обнаружили в себе театральные деятели во время карантина, откликнулись десять артистов из Новосибирска и один режиссер из Франции.

Посткарантинный мир хитер на выдумки. Театры с удовольствием поменяли поднадоевший онлайн-режим на родные подмостки. Афиши пестрят премьерами, зачатыми в недрах взапертизма. В залах мелькают пустующие кресла с в меру остроумными указателями на невидимых ангелов акустики или белых кроликов, что опаздывают, но обещали вернуться. В фойе, как горячие пирожки, расходятся мерчи с изящным книксеном в сторону пандемии — прежде всего защитные маски с фирменной символикой. Да и из былой неприятности с запретом на проведение массовых мероприятий пытаются высечь искру, пока вторая волна эпидемии не накатила. Конкурс «Талантливый человек талантлив во всем» наглядно демонстрирует тот очевидный факт, что жизнь на карантине не заканчивается. Было бы время, а божий дар найдет себе лазейку. Или, как говорит один из участников баттла умелых рук и распоясавшегося вдохновения, артист театра «Старый дом» Ян Латышев: «На самом деле это сидит внутри каждого из нас».

Не имея возможности выйти на сцену, запертые в четырех стенах и пригвожденные к интернету артисты принялись творить из подручных материалов. И, надо заметить, в ход шли не только бумага и перья. Внезапно или вполне осознанно открытые таланты поражают оригинальностью и разнообразием. Стены выставочного зала украсили картины, фотографии, коллажи, интерьерные скульптуры, росписи по ткани и утварь, которую театральные актеры и режиссеры сделали своими руками во время карантина. Артистка Новосибирского театра кукол Яна Трегубова освоила жестовое пение и представила на конкурс клип, в котором исполнила вокальную композицию не только голосом, но и руками. Ведущая актриса Городского драматического театра Анастасия Неупокоева освоила лозоплетение и создала множество разнокалиберных туесков, коробов и корзин. Анна Зуева, еще одна представительница гнезда Сергея Афанасьева, погрузилась в хитросплетения кондитерского искусства и изготовила шоколадные трюфели. Солистка Новосибирского музыкального театра Светлана Дубровина начала рисовать и создала первые в своей жизни живописные полотна. «Никогда не болела этим. Никогда не рисовала. А во время пандемии подумала: а почему бы и нет? Захотелось что-то сделать своими руками, и вот пожалуйста — первый опыт», — признается артистка.

Актеры Ян Латышев (театр «Старый дом») и Артем Чернов (ГДТ) увлечены изготовлением интерьерной скульптуры. Охотно работают на заказ, но с разным материалом. Ян отдает почтение скульптурному пластилину и создает яркие, мультяшные миниатюрные статуэтки, а Артем, манипулируя гипсом, легко выходит на внушительные метровые объемы, хотя и от малоразмерных изделий не отказывается — на выставке были представлены кашпо и светильники его работы. Оба скульптора не имеют соответствующего профессионального образования, о чем ни капли не сожалеют. «Я случайно пришел в магазин, купил кусок пластилина и начал работать, — говорит Ян Латышев. — Ничему не учился, ни в какую художественную школу не ходил, но взял в руки материал и понял, что чувствую его. Это раньше, чтобы получать знания, нужен был мастер, который передавал свое мастерство. Сейчас все намного проще. Ты открываешь интернет, смотришь, что творят ребята по всему миру, какие есть техники, технологии, и пробуешь, экспериментируешь, развиваешься, когда есть вдохновение».

«Я леплю с пяти лет, — рассказывает Артем Чернов. — На более-менее профессиональном уровне — последние три года. Не использую готовые формы, не заимствую чужие идеи — все беру из головы. Занимаюсь формами от мала до велика. Работаю на заказ в своей арт-мастерской и посвящаю этому достаточно много времени. Чисто формально я без образования, но в то же время не могу сказать, что у меня его нет. Я просто слишком много этим занимался и умею ставить перед собой правильные задачи».

Актриса частного театра «13 трамвай» Дарья Воевода увлеклась за время карантина декоративной живописью и росписью по ткани. «Если говорить о возможностях, которые дала пандемия, то это прежде всего освоение новых техник. Могу ли я вот так? А эдак? А по-другому? Чем больше пробуешь, тем больше получается и в плане колористики, и в плане размеров, и в плане формы», — резюмирует Дарья.

Ее коллега по сцене актриса Дарья Макаревич свободное от театра время провела в освоении коллажных техник и признает, что это полноценный аналог медитации и замечательная форма отдыха, погружаясь в которую, ты никому ничего не должен и ни от кого ничего не требуешь: «Началось все с того, что я увлеклась фотографией. Сильно и вдохновенно. Купила с рук самую простую камеру за пять тысяч. Начала фотографировать и озадачилась вопросом индивидуального стиля. Мне казалось, что надо придумать что-то такое, чего до меня еще не было. Но ничего такого не попадалось. И вдруг Инстаграм, который умеет читать наши мысли, предложил мне курс анимации и коллажа. Я его прошла и поняла, что это именно то, что я хочу делать. И не важно, что оно не новое. Это новое для меня». На конкурс Дарья представила журнальные и цифровые коллажи — «сделанные за одну ночь на каком-то непонятном вдохновении».

Фотография привлекла и артистов Луизу Русанову (театр «Красный факел») и Тимофея Мамлина (театр «Старый дом»). У Луизы под конкурсными софитами оказался цикл актерских фотопортретов «Созвучие». «Находясь по ту сторону камеры, важно почувствовать настроение и ауру человека, которого снимаешь, а актеры очень хорошо транслируют свое внутреннее состояние (такова их природа), и я это знаю по себе. Отсюда и название: сочетание актрисы-фотографа и актеров в кадре», — аргументирует начинающий фотохудожник.

Тимофей Мамлин прицельно занялся фотографией во время самоизоляции. Азы постигал опытным путем, при необходимости обращаясь к профессионалам, обучающим программам и специальной литературе. В рамках проекта «Талантливый человек талантлив во всем» артист открыл зрителям потаенный репетиционный процесс спектакля «Петерс», участие в котором, в том числе в образе фотографа, он принимал. Всего за время создания спектакля было сделано около двух тысяч снимков. В конкурсную экспозицию попало 25 фотографий. «В выпуске любого спектакля всегда есть много фотографий с премьеры и почти никогда нет подробно запечатленных репетиций, — рассказывает ведущий артист театра «Старый дом». — Мне захотелось эту нишу восполнить и сфотографировать процесс создания спектакля, внутри которого я находился каждый день с утра до ночи. Все ко мне привыкли, никто не воспринимал меня как постороннего фотокорреспондента, я был в центре событий и мог снимать с минимальным ракурсом. Это было преимущество, которым я решил воспользоваться, и получилось то, что получилось».

Пожалуй, самым нестандартным талантом, который обнаружили в себе артисты новосибирских театров, оказалось умение буквально перевоплощаться из «служителей Мельпомены» в самых настоящих деревенских жителей и обратно. Творческий проект «Деревня» представил на суд жюри конкурса независимый театр «Понедельник выходной». Артисты провели за городом почти месяц, творчески переосмыслив деревенский быт и переплавив недюжинный сельскохозяйственный и животноводческий опыт в выставку, фильм, спектакль и музыкальный сет, премьерный показ которых состоится 16 октября в здании бывшего городского аэропорта.

Демонстрация не артистических талантов артистов показалась членам жюри конкурса столь впечатляющей, что судейская коллегия в лице художника Владимира Фатеева, поэта Юрия Татаренко и фотографа Виктора Дмитриева объявила сразу трех победителей. Первое место в конкурсе «Талантливый человек талантлив во всем» заняли Анастасия Неупокоева, Тимофей Мамлин и труппа театра «Понедельник выходной». Всем остальные участники оказались в призах и с поощрительными наградами.

Важным дополнением к конкурсным работам стали полотна, прибывшие в Россию из Франции и полностью совпавшие с идеей конкурса. Хорошо известный новосибирским театралам французский режиссер Паскаль Лярю так безудержно тосковал по своей профессии, что написал во время карантина портреты всех молодых актеров театра «13 трамвай», в репертуаре которого идет поставленный им спектакль «Бал». «Мои друзья, надеюсь, вы простите начинающего художника-любителя за эти неумелые этюды, — отметчает Паскаль Лярю в сопроводительном письме. — Не все портреты удачны. Они несовершенны технически, но они плод моих живых мыслей о вас, плод моего нежелания видеть, как нас разъединяет вирус, плод моей любви к вам, которая не иссякает со временем. Эти портреты — желание выжить и не потерять друг друга в мире, который надевает на нас маски, изолирует нас, как это ни парадоксально, чтобы нас спасти».

Выставка работ Паскаля Лярю и живописных опытов новосибирских артистов продлится в Доме актера до 16 ноября. Вход свободный.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ, Виктора ДМИТРИЕВА и Евгения НИКИТЕНКО

Эка «Невидаль»: из Сибири в «Сибирь»!

НАКОНЕЦ-ТО — после вынужденного перерыва — объявлен шорт-лист всероссийского конкурса видеопоэзии «Невидаль», и 16 октября в 19.00 в кинозале «Синема» состоится показ работ финалистов.

Непосредственно на показе будут проходить работа жюри и зрительское голосование, победитель которого получит отдельный приз. Награды будут вручаться в двух номинациях: «СИБИРЬ ХХ ВЕК» и «СИБИРЬ ХХI ВЕК».

В состав жюри вошли режиссер-документалист Евгений Соломин, режиссер Сергей Афанасьев, художник Вячеслав Мизин, кинокритик Алексей Кожемякин, поэты Ирина Куртмазова и Дмитрий Рябов, художник-станковист Евгения Шадрина-Шестакова.

Организаторы мероприятия ГБУК НСО «Редакция журнала «Сибирские огни» и ГБУК НСО «Новосибирсккиновидео- прокат». Спонсорами призов выступают ООО «Новосибирский издательский дом» и антикварно-букинистический магазин «Сибирская горница».

В новый век с новым «Делом»

Двумя премьерами на злобу дня встретил новый век новосибирский «Красный факел». Читать далее В новый век с новым «Делом»

«Вторая жизнь. Новый уровень»: противостояние разрушительным процессам

О выставке возвращенных к жизни икон XVII — начала XX веков, проходящей в художественном музее, рассказывают ее организаторы. Читать далее «Вторая жизнь. Новый уровень»: противостояние разрушительным процессам

Сергей Летов: Сибирский рок оригинален!

На вопросы «Новой Сибири» отвечает известный саксофонист Сергей Летов, родной брат Егора Летова, игравший с Борисом Гребенщиковым, Сергеем Курехиным, Алексеем Козловым, Олегом Бутманом и рэпером Ричем. Читать далее Сергей Летов: Сибирский рок оригинален!

«Сто небес» в онлайн-формате

В Новосибирске прошел третий региональный литературный фестиваль имени поэта Александра Плитченко. Читать далее «Сто небес» в онлайн-формате

Новосибирский «Юшка» побывал в Воронеже

Театральная студия «Инклюзион. Школа. Новосибирск» стала участником Международного Платоновского фестиваля искусств: 22 и 23 сентября студийцы сыграли в Воронеже спектакль «Юшка» по одноименному рассказу Андрея Платонова. Историю об «особенном» человеке рассказали профессиональные актеры и ребята с ограниченными возможностями здоровья. Спектакль в постановке режиссера и куратора новосибирской школы Анны Зиновьевой вошел в специальную программу форума как один из проектов, созданных на основе произведений писателя или созвучных его духу и эпохе.

Платоновский фестиваль — один из самых масштабных фестивалей искусств в России. Его основателем и бессменным художественным руководителем выступает известный театральный режиссер Михаил Бычков. Форум, названный именем выдающегося прозаика XX века Андрея Платонова, проходит на родине  писателя с 2011 года, и занимает лидирующие позиции как в театральных, так и в туристических рейтингах. С момента основания и по сей день Платоновский фестиваль следует одной главной цели: открыть Воронежу большой мир искусства и открыть миру Воронеж. Только в 2019 году на его событиях побывало более 80 000 зрителей из разных городов. А количество зрителей за все годы проведения Платоновского фестиваля давно превысило отметку полмиллиона. Недаром, согласно опросам, 66% воронежцев считают Платоновский фестиваль гордостью Воронежской области и охотно посещают все события форума.

Программа каждого фестиваля состоит из нескольких направлений («Театр», «Музыка», «Выставки» и «Литература») и представляет собой собрание ярких явлений и имен современной российской и мировой культуры. Юбилейный, десятый, Платоновский фестиваль, планировалось провести в июне этого года. Свои заявки на участие подтвердило более 400 артистов из 19 стран. Однако в силу нестабильной эпидемиологической обстановки оргкомитет принял решение о переносе мероприятия на осень.

В сентябре Международный Платоновский фестиваль стал первым в России крупным культурным событием, стартовавшим сразу после послабления в коронавирусных ограничениях. Из-за закрытых границ в форуме не смогли принять участие зарубежные артисты. Международная программа была представлена только в видеоверсиях представлений: на фестивале ежедневно шли бесплатные видеопоказы опер в постановке современных европейских режиссёров, а также спектаклей тех театров из-за рубежа, которые не смогли приехать на родину Андрея Платонова. «Воронежский кейс», в рамках которого свои постановки представляли местные театры, и спектакли театральных команд из других городов России смогло посетить более сорока тысяч зрителей. Бюджет фестиваля сократился ровно вдвое (со 105 млн рублей, как было в 2019 году, до 51 млн рублей в 2020-м), а заполняемость залов составила почти идеальные 96%.

Участники новосибирского «Инклюзиона» не случайно сыграли свой спектакль в рамках специальной «Платоновской программы», в которую входят проекты, созданные на основе произведений писателя или созвучные его духу и эпохе. «Этот текст про не совсем обычного человека, — утверждает режиссер спектакля Анна Зиновьева. —  И мы здесь все тоже не совсем обычные. Мне кажется, этот мир Платоновский — он про нас. Когда мы создавали спектакль, то просто прислушивались к автору и пытались не врать. Андрей Платонович очень чуткий, и мы не могли позволить себе сделать какую-нибудь пошлость».

Премьера спектакля «Юшка» состоялась в сентябре 2018 года. Роли в сценической версии рассказа Андрея Платонова исполняют артисты новосибирских драматических театров и воспитанники театральной студии «Инклюзион», где актёрскому мастерству обучаются люди с ментальными и физическими особенностями. «Этот спектакль живет своей жизнью и всегда проходит хорошо, потому что мы спокойно относимся к любым новостям, которые в нем происходят, — утверждает Анна Зиновьева. — У нас кто-то может заболеть, кто-то пропустить реплику, кто-то забыть сыграть сцену, поэтому “Юшка” выстроен с таким смыслом, чтобы каждый артист на сцене занимался своим партнером и заботился о том, чтобы сыграл его партнер. На самом деле — это мечта любого режиссера: чтобы артист думал на сцене не только о себе. Именно так рождается настоящая энергия и неподдельное внимание».

За два года существования у «Юшки» сложилась своя сценическая история. До поездки в Воронеж спектакль был неоднократно сыгран в различных пространствах Новосибирска, показан на Международных Парадельфийских играх в Ижевске и представлен на фестивале театров для детей и молодежи «Золотая репка» в Самаре. «Миссия нашего театра в том, чтобы перестать употреблять термин «особенный» к проектам, в которых участвуют люди с инвалидностью, — подчеркивает режиссер спектакля Анна Зиновьева. —  Каждый из нас и так особенный, вне зависимости от состояния здоровья. В “Инклюзионе” мы просто учимся общаться с абсолютно разными людьми. Я считаю, именно об этом и сам “Юшка”».

Главный герой спектакля — старик Ефим по прозвищу Юшка, который безропотно терпит все тяготы грубого и жестокого мира. «“Юшка”— это история об особенном человеке, деревенском чудике, которого окружающие считают странным, не таким как все, — рассказывают создатели спектакля. — И взрослые, и дети смеются над ним, колотят, кидают камни ему вслед. Но Юшка молча сносит обиды и никогда не сердится. Его доброта удивляет и раздражает соседей, потому что, какой интерес издеваться над тем, кто на это не реагирует. Только после смерти Юшки жители деревни узнают, кем он был на самом деле, и после его ухода обнаруживают, что им его не хватает».

Роль Юшки все студийцы исполняют поочередно. «Мы долго рассуждали о главном герое, — сообщает Анна Зиновьева. —Ответов не нашли. Каждый раз на сцене другой вариант и на вопрос «Кто такой Юшка?», мы отвечаем с учетом событий, которые произошли за день. Актеры в этом спектакле играют и главного героя, и тех, кто его мучает. Сам писатель Платонов был и Юшкой, и человеком, который писал революционные статьи, был ироничным, острым на язык. Да и все мы в этой жизни бываем Юшками и не Юшками. Сила нашего героя в том, что он верит в справедливость, любит всех и принимает людей такими, какие они есть, с чем у других обычно плоховато. Люди с инвалидностью в нашей стране пока еще живут обособленно. Но именно их отличный от нашего опыт взращивает в нас какие-то человеческие качества. Например, ранимость, чувствительность, доброту. Для них доброта – не расхожий материал, а важная фактура».

В Воронеже творческая группа «Юшки» провела несколько дней. Продолжительное путешествие для студийцев — настоящие приключение, в котором всегда находится место и экстриму, и отдыху. «Наша поездка началась с того, что, как говорит Анна Зиновьева, у нас было шесть причин, чтобы не приехать, — признается актриса театра «Глобус», резидент Мастерской Крикливого и Панькова и участница спектакля «Юшка» Алина Юсупова. — По дороге в Воронеж было много сложностей, но стоило нам добраться, как мы о них забыли. Воронежский Камерный театр — это театр мечты, без шуток. Такая команда, такое невероятное здание, такая атмосфера внутри театра! Для нас было важно, чтобы в театре была доступная среда. В Камерном театре девочки на колясках свободно поднимались на лифтах на верхние этажи. Все сделано очень удобно, с вниманием к людям. С нами работали волонтеры. За то время, пока мы были в Воронеже, они стали нашими друзьями. Мы до сих переписываемся и надеемся на встречу».

Благодаря Платоновскому фестивалю представители новосибирского «Инклюзиона» узнали новый для себя город, посмотрели спектакли коллег из профессиональных театров и уверенно заявили о себе. «Я второй раз была на Платоновском фестивале, на этом великолепном празднике, и вновь убедилась, что он чудесно организован, — делится впечатлениями режиссер Анна Зиновьева. — Нас фантастически принимали. В первый день после спектакля было очень теплое обсуждение — зрители не хотели расходиться. Все говорили о том, что наш спектакль не просто социальный проект, что это настоящий театр, что мы совпали с миром Платонова. Во второй день мы с педагогами и студийцами «Инклюзиона» провели мастер-класс. На нем были актеры Воронежского Камерного театра, студенты Института искусств, актеры и режиссеры — участники фестиваля. Это была чудесная встреча — то, что мы делали, нашло отклик. И, самое главное, что наши ребята были свободны, импровизировали, сами начинали какие-то упражнения. Они достигли такого уровня, когда во время общения или во время выступлений они чувствуют себя в своей тарелке и уверенно проявляют себя в профессии».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь».

Фото Андрея ПАРФЕНОВА.