Новосибирская филармония подготовила яркий концертный сезон

В ходе пресс-конференции были представлены планы Новосибирской государственной филармонии в новом творческом сезоне: это крупные фестивали, уникальные концертные программы и концерты к юбилейным датам.

Читать далее Новосибирская филармония подготовила яркий концертный сезон

«Молодая фотография — 2023»: Проектный барьер преодолеть не всегда удается

В новосибирском Художественном музее в очередной раз представлен масштабный всероссийский проект, объединяющий молодых фотографов и так называемых мультидисциплинарных художников. Фестиваль «Молодая фотография» проходил весной этого года в онлайн-формате, в нем приняли участие более 650 авторов, в финал вышли 39 разных по тематике и технике исполнения проектов, которые сформировали итоговую выставку финалистов.

Читать далее «Молодая фотография — 2023»: Проектный барьер преодолеть не всегда удается

Иван Гынгазов: Back in Novosibirsk

Иван Гынгазов — сибирский тенор, покоривший оперный мир. Он уроженец Новосибирска, выпускник Новосибирской консерватории, начинавший здесь свой творческий путь в театре оперы и балета, а сегодня — солист московского музыкального театра «Геликон-опера», приглашенный солист Мариинского театра, лауреат Национальной оперной премии «Онегин», широко известный и востребованный на мировой сцене певец.

Читать далее Иван Гынгазов: Back in Novosibirsk

Классика и неизвестность: в новом сезоне Театр Афанасьева ждут шедевры мировой драматургии и дебютные студенческие проекты

Театр под руководством Сергея Афанасьева запускает сезон ‒ 36-й по счету и первый, полноценно стартующий в новом здании, где уже запущена работа большой сцены, камерного зала и арт-кафе. Силы творческой команды все еще направлены на восстановление спектаклей прошлого репертуара, но уже обещаны и свежие премьеры от художественного руководителя и его учеников.

В новом сезоне на сцену Городского драматического театра возвращается комедия «Безумный день, или Женитьба Фигаро» в постановке Сергея Афанасьева

Открытие сезона запланировано на 1 и 2 сентября. В эти дни зрители увидят самый масштабный проект последних лет ‒ дилогию «Анна» и «Левин» в постановке Сергея Афанасьева. Спектакль, создававшийся как сценический диалог двух основных сюжетных линий романа Льва Толстого «Анна Каренина», на новой сцене не только продолжил свое существование, но и обрел новый формат. Если первоначально показы дилогии шли в один день в течение 6 часов с 2 антрактами, то в этом сезоне спектакли будут демонстрироваться в два вечера, так что зрители получат возможность пролонгировать впечатления и приобрести настоящий театральный комбо.

Сергей Афанасьев и труппа театра продолжают экспериментировать с шестичасовым форматом спектакля по мотивам романа Льва Толстого

29 и 30 сентября команда Городского драматического театра выпустит первую премьеру сезона, с которой давние поклонники труппы когда-то были знакомы. Главный режиссер Сергей Афанасьев возродит из театрального пепла одну из самых ярких постановок нулевых ‒ искрящий брызгами шампанского и разящей клинками иронии «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Спектакль по отрихтованной пьесе Бомарше ждет новая сценография от Олеси Беселия, «свежий» актерский состав и пересочиненное музыкальное оформление. Комедия, ставшая в свое время главным антидепрессантом театрального Новосибирска, сулит не только любовь, препятствия и счастливый конец, но и приступы беспричинной радости. На сцене все танцуют, поют, влюбляются, ловко плетут интриги, устраивают то свадьбу, то скандалез и, конечно, хлопают пробками, что и полагается делать, перечитывая «Женитьбу Фигаро», ‒ если верить классику.

Студенческая версия комедии «Сон в летнюю ночь», которую планирует выпустить на профессиональной сцене режиссер Регина Тощакова

В ноябре Городской драматический театр сделает ставку на Шекспира, с которым у труппы свой давний гамбургский счет. На этот раз в репертуар войдет фантастическая комедия «Сон в летнюю ночь», а поставит наполненную любовными приключениями и неожиданными превращениями пьесу ученица Сергея Афанасьева ‒ Регина Тощакова.

«“Сон в летнюю ночь” – наиболее романтическая из всех комедий Шекспира. Писатель наполнил пьесу вымышленными, фантастическими существами, представил события в таком необычном виде, что у зрителя создается впечатление, похожее на то, какое бывает во время сновидений. И действительно, эта комедия не укладывается в рамки одного определенного жанра. В ней столько разнообразия вымысла, поэтического взлета, иронии, шутовской буффонады, тонкой психологии, лирики и фарсовых положений, что даже не верится в возможность совместить все это в одном произведении. Комедия несет в себе праздничный характер, который сейчас крайне необходим зрителю, но, несмотря на легкость, юмор и сказочность пьесы, в ней просматриваются серьезные темы», — подчеркивает режиссер спектакля Регина Тощакова, планирующая представить зрителям «галерею ярких образов, выразительных персонажей, характеров, которые интересно и наглядно можно передать с помощью языка тела», поговорить о неподвластности природы человеку и, конечно, воспеть любовь.

Сергей Афанасьев планирует в ближайшее время заняться возрождением спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше, во второй половине сезона придет время «Чайки» Чехова

В декабре Театр Афанасьева задумал сделать новогодний сюрприз для зрителей. Сейчас творческая команда проекта определяется с целевой аудиторией и форматом, но к рождественскому праздничному марафону у поклонников Городского драматического появится повод разделить вечер с любимыми артистами.

Вторая половина театрального сезона грозит войти в историю труппы возвращением на сцену «Чайки». Именно с этой пьесы началась 30 лет назад чехониада Театра Афанасьева. В 1993 году, когда маленькая, но гордая муниципальная труппа еще обитала в ДК Октябрьской Революции («Кобре», как называли ее горожане), на свет появилась «Чайка» с Зоей Тереховой в роли Аркадиной. Спектакль прожил в репертуаре десять лет, стал легендой Новосибирска и пролонгировал свой успех на 100 показов. Видеозапись сохранилась и доступна на канале театра в YouTube, а режиссер спектакля мечтает о том, чтобы выпустить оммаж своему шедевру. «Чайкой. 30 лет спустя» Сергей Афанасьев планировал открыть новое здание и отдать дань уважения артистам, игравшим в первом составе, многие из которых по-прежнему служат в театре: Зоя Терехова, Николай Соловьёв, Любовь Дмитриенко, Константин Ярлыков, Георгий Ефимов. Если бы замысел воплотился, то «мастодонты» труппы начали бы спектакль в образах своих героев, а потом уступили место вышедшим им на смену из зала молодым артистам, которые продолжили бы спектакль на новый лад. Таким образом, зрители могли бы наблюдать символическую передачу эстафеты поколений. Каким будет расклад сил в «Чайке ‒ 2024», зрители смогут увидеть под занавес сезона.

Легендарная «Чайка», с которой началась чехониада Городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева

На этом верстовые столбы 36 творческого сезона заканчиваются, и начинаются пока безымянные художественные тропинки, разбегающиеся по самым неожиданным направлениям. Речь идет о продолжении сотрудничества с Новосибирским государственным театральным институтом, в рамках которого студенты-режиссеры получат возможность представить свои первые спектакли на профессиональной сцене. Проект рассчитан на два года и предполагает работу с творческими заявками. Сейчас на рассмотрение художественного руководства поступило пять режиссерских экспликаций, из которых Сергею Афанасьеву предстоит выбрать те, что получат воплощение в его театре.

(12+); (16+)

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Екатерины КАСТЕРИНОЙ, Евгения НИКИТЕНКО и из архива Новосибирского городского драматического театра под руководством Сергея Афанасьева

Легендарную постановку «Щелкунчика» представят на сцене НОВАТа

Первой балетной премьерой нового сезона в новосибирском театре оперы и балета станет легендарная постановка выдающегося хореографа Юрия Григоровича — это балет Петра Чайковского «Щелкунчик», премьера которого состоится в середине октября.

Хореографическая редакция «Щелкунчика», созданная Григоровичем, в балетном мире считается эталонной: более полувека эта версия украшает репертуар Большого театра России. Премьера на московской сцене состоялась в 1966 году, с тех пор балет поставлен хореографом в разных театрах России и мира: в Вене, Хельсинки, Праге, Стамбуле, Сеуле, Уфе, Тбилиси, Кишиневе, Краснодаре, Астане. В Новосибирске эта постановка одного из самых популярных балетов мирового репертуара будет представлена впервые.

В спектакле Юрия Григоровича соединились детская вера в чудо, светлая грусть и возвышенная лирика. Легендарный мастер вспоминает: постигая музыку «Щелкунчика», он все сильнее убеждался, что в своей эмоциональной основе этот балет ближе к миру Чайковского, чем к своему литературному первоисточнику — сказке Гофмана с ее фантастикой, гротеском и жутковатым миром ночных кошмаров.

— Это детство, — вернее, его восприятие Чайковским. Гофманиана не превалирует, существует как фон, краска, а не образная суть, — подчеркивает Юрий Григорович.

Руководитель балетной труппы НОВАТа, заслуженная артистка России Анна Одинцова напоминает, что этот спектакль в канун новогодних праздников стремятся увидеть все зрители Москвы.

— Нам очень повезло, что в репертуаре театра будет «Щелкунчик» Юрия Николаевича. Это ожившая сказка, которая дарит зрителям волшебство. Это история о мечте и одновременно о реальности, о взрослении детской души, о предчувствии первой любви.

Технически этот балет сложнее редакций, которые сейчас представлены в репертуаре нашего театра.

Для наших артистов «Щелкунчик» Григоровича — это возможность освоить новый хореографический язык, проверить свои силы, технику, выносливость. Зрителям, в свою очередь, новая постановка представит интересную возможность сравнить насыщенные танцевальные сцены в разных редакциях: рождественский праздник в доме Штальбаумов, баталию Щелкунчика с мышиным войском, па-де-де Маши и Принца во втором акте. В постановке Григоровича этот танец выглядит как свадебный обряд, о котором мечтает Мари: вальс то соединят, то разлучает пару, в финале заставляя Мари проснуться с благодарными теплыми воспоминаниями.

Сценография спектакля создана известным театральным художником Симоном Вирсаладзе, которого Юрий Григорович считает своим соавтором. Вирсаладзе называли художником, который «одевает танец», ему удавалось создавать визуальные решения, раскрывающие и обогащающие хореографию и музыкальную драматургию спектакля. Результатом творческого сотрудничества двух мэтров стали восемь балетов, в числе которых — «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак», «Иван Грозный» и другие.

Премьерные показы балета «Щелкунчик» в НОВАТе вечером 13 и 15 октября пройдут с участием прима-балерины и премьера Большого театра России: заслуженная артистка России Екатерина Крысанова исполнит партию Мари, заслуженный артист России Владислав Лантратов танцует Щелкунчика-принца. Информация о составах исполнителей в показах 14 октября будет объявлена дополнительно накануне премьеры.

(5+)

Фото предоставлено пресс-службой НОВАТа

Ранее в «Новой Сибири»:

Главный приглашенный дирижер НОВАТа Михаил Татарников: Основа должна быть классической

Светлана Галкина стала заслуженной артисткой России

Актриса Новосибирского молодежного театра «Глобус» Светлана Галкина удостоена почетного звания заслуженного артиста Российской Федерации. Соответствующий указ за подписью президента Владимира Путина опубликован в пятницу, 25 августа, на официальном портале правовой информации.

Светлана Галкина ‒ одна из ведущих актрис столицы Сибири, выпускница Новосибирского театрального училища и Российской академии театрального искусства (Москва). В 1994—2012 годах служила в Городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева, где исполнила множество знаковых ролей русского классического и мирового репертуара. Одиннадцать лет назад вернулась в театр «Глобус», где работала после училища. Награждена юбилейной медалью «80 лет Новосибирской области». Лауреат I степени Фестиваля-конкурса камерных и моноспектаклей «Один, два, три» в номинации «Профессиональные театры» за исполнение главной роли в спектакле «Оскар и Розовая дама» Э. -Э. Шмитта и обладатель премии «Парадиз» за «Лучшую женскую роль в драме» (спектакль «Август: графство Осейдж» Т. Леттса, роль Барбары Фордам).

Помимо успешной актерской карьеры, Светлана Галкина активно занимается педагогической деятельностью и преподаёт актёрское мастерство в Новосибирском государственном театральном институте. Снялась в шести фильмах. В актуальном репертуаре заслуженной артистки России более десяти ролей на большой и малой сценах театра «Глобус». Среди них Фройляйн Шнайдер в мюзикле Cabaret, Анна Андреевна в «Ревизоре», Гертруда в «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и Мать Бальзаминова в «Женитьбе Бальзаминова». В новом сезоне Светлана Галкина воплотит образ Королевы в спектакле «Три мушкетера», премьера которого планируется в ноябре.

Владимир Вишневский: Быть в стае против чего бы то ни было — это не про меня

Известному поэту в только что исполнилось исполнилось 70. Он — лауреат профессиональных премий «Золотое перо России» (дважды), «Венец», «Золотой Остап», Национальной премии «Любовь народная», он действительный член Евразийской Телеакадемии и Российской Академии юмора. Автор 29 книг, сыграл три десятка ролей в фильмах, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Читать далее Владимир Вишневский: Быть в стае против чего бы то ни было — это не про меня

Элий Белютин: любовь к истинному смыслу вещей

Любовь к истинному смыслу вещей и искусству в абстрактной живописи и графике — это о выставке Элия Белютина, открывшейся в Новосибирском краеведческом музее.

В России 1950 — 1970-е годы стали новым витком в развитии не только общественных процессов: временем больших надежд, гигантских строек, прорыва в науке, — но и временем трансформации советского изобразительного искусства. Появляются художники, которые ищут суть, а не только транслируют форму. Феноменом и движущей силой этого процесса в Советском Союзе становится Элий Белютин и художественное движение «Новая реальность».

Элий Михайлович был исключительно талантливым педагогом. Его «Теория всеобщей контактности» и новаторский метод упражнений-тестов был противоположен традиционному для художественных школ «натаскиванию на прием». Очень стремительно, всего за 10 лет, складывается новая школа «белютинцев» — более трех тысяч учеников: живописцев, скульпторов, графиков, дизайнеров, архитекторов, композиторов и режиссеров, изменивших образ советского искусства. Элий Белютин создает новый художественный стиль — «модульную живопись». По сути — это язык символов, которые отражают ощущения от предмета и выстраивают новую линию абстрактного впечатления.

В творчестве Элия Белютина было множество экспериментов, но и неизменна была его главная составляющая — любовь. Любовь к истинному смыслу вещей, к скрытому в каждом художнике инструменту природы, к жене Нине Молевой, которая была его соратником и соавтором. Именно благодаря ей великое наследие Элия Михайловича было сохранено и осталось в России, в том числе и в Новосибирском краеведческом музее. Любовь — это и есть ключ к искусству Элия Белютина и пониманию его творчества.

Сегодня коллекция работ Элия Белютина в фондах Краеведческого музея насчитывает более 200 работ — это и грандиозные по размерам живописные полотна разных этапов жизни художника, и несколько графических серий. На вставке можно увидеть не только сами работы Элия Белютина и основные этапы становления его метода, но и тот путь, который проходит живописное полотно: полотна в рамах, полностью готовые к показу картины, графические листы с набросками и работы автора, не закрепленные на подрамники.

Ранее в «Новой Сибири»:

Жизненный цикл Новосибирска в альбомах и фотографиях

Новосибирский театр «Глобус» открывает сезон с новым главным режиссером

Новосибирский молодежный театр «Глобус» готов войти в новый сезон. В 94-м репертуарном году труппу ждет не только работа с новым художественным лидером, но и семь премьер, ориентированных на самые разнообразные зрительские предпочтения ‒ от строгих линий классики до новогодних бэби-маршрутов. И это, не считая масштабных проектов, гастрольных поездок и гвоздя сезона ‒ Международного Рождественского фестиваля искусств, который пройдет в декабре.

С началом сезона артистов театра «Глобус» поздравил исполняющий обязанности министра культуры Новосибирской области Юрий Зимняков

«Пока все успешно отдыхали, у нас велась активная работа по ремонтно-строительному направлению, — подчеркнула на первом сборе труппы директор театра «Глобус» Татьяна Людмилина. — Первое, мы отремонтировали все гримкомнаты. Это история непростая, это история сложная и дорогая, но все было сделано для того, чтобы внутри было комфортно и чисто. Сейчас идут финишные работы по отделке пандуса мрамором. Кроме того, нынешним летом началась реконструкция прилегающей к театру территории. Четыре тысячи квадратных метров было вскрыто, вывезено старое покрытие. В ближайшее время нам привезут из Красноярска 40 машин тротуарной плитки, и 1 сентября будет подготовлен центральный вход для зрителей со стороны Октябрьской магистрали. Мы традиционно отшлифовали планшеты большой и малых сцен, провели косметический ремонт помещений и отреставрировали антрактно-раздвижной занавес».

Директор театр «Глобус» Татьяна Людмилина рассказывает о ремонтно-строительных работах, выполненных за летний период

В новый сезон команда «Глобуса» входит с новым главным режиссером. Выпускник Новосибирского театрального училища и столичного ГИТИСа Константин Яковлев был представлен труппе в июне, свои задачи уложил в формулу «максимально сохранить и приумножить» и пообещал сделать репертуар «более устойчивым, сбалансированным», для чего инициировал обращение к советской и русской классике. Свою дебютную работу на сцене молодежного театра режиссер представит в ноябре. Константин Яковлев планирует выпустить на большой сцене спектакль «Три мушкетера», построив концепцию вокруг «роли человека на шахматной доске истории».

Стартовая же премьера 94-го сезона случится в сентябре. Актриса, а теперь и режиссер Ирина Камынина поставит на малой сцене «Варшавскую мелодию». Хорошо известная театральным подмосткам пьеса Леонида Зорина превратится в «роман о времени и любви». В центре сюжета окажется история встречи мужчины и женщины, которым предстоит прожить два десятилетия в ожидании счастья, запутаться в надеждах, переболеть мечтами, сделать свой выбор между долгом и настоящим чувством и расплатиться за решение собственной судьбой.

Новый главный режиссер театра «Глобус» Константин Яковлев озвучивает планы на 94-й сезон

В октябре «Глобус» первым из профессиональных театров города введет в репертуар инклюзивный спектакль. Режиссер Александра Каспарова поставит на малой сцене сказку Андерсена «Гадкий утенок». В конце декабря стартует традиционная новогодняя компания. Марафон сказочных спектаклей начнется на большой сцене и продолжится премьерой для бэби-публики. Материалом для рождественского подарка самым маленьким зрителям станет пьеса драматурга Александра Липовского.

В марте репертуар большой сцены пополнит спектакль «Собаки». Популярную советскую повесть Константина Сергиенко «До свидания, овраг!» интерпретирует главный режиссер Константин Яковлев. Его вторая работа для «Глобуса» будет адресована подросткам и молодежи.

Первый сбор труппы в сезоне традиционно проходит в большом зале театра

В апреле «Глобус» отпразднует литературный юбилей. К 200-летию со времени написания комедии «Горе от ума» театр выпустит в камерном пространстве пьесу, принесшую бессмертную славу блестящему дипломату и тонкому ценителю словесности Александру Грибоедову. Вдохнет новую сценическую жизнь в хрестоматийный текст режиссер Ирина Керученко, чей творческий метод знаком новосибирцам по спектаклям «Первая любовь» и «Игрок».

Завершит премьерный марш-бросок «Сказка о рыбаке и рыбке». Спектакль появится на малой сцене в июне и откроет череду театральных поздравлений с 225-летием Александра Пушкина. Режиссером станет Кристина Звыкова ‒ ученица Сергея Афанасьева и выпускница мастерской Кирилла Крока.

«Мальчики» по Владиславу Крапивину стали самым востребованным фестивалями спектаклем

Гастрольную миссию в наступающем сезоне возьмут на себя малые формы. Спектакль «Мальчики» в начале сентября отправится в Ульяновск, где дважды будет показан в рамках проекта «Фестиваль „Золотая Маска” в городах России». Затем творческий вояж ждет «Шинель»: глобусовская версия повести Гоголя займет свое место в программе V Всероссийского молодежного театрального фестиваля им. В. С. Золотухина в Барнауле. И завершит череду поездок авторская работа Руслана Вяткина и Никиты Сарычева: спектакль «Вишневые мартинсы» станет участником V Открытого театрального фестиваля дуэтов и моноспектаклей «СВОЙ» в Екатеринбурге.

Собственную фестивальную традицию «Глобус» поддержит двумя масштабными проектами: в конце ноября стартует Фестиваль молодежных и негосударственных театральных коллективов «Театр – PRO», а с 2 по 16 декабря Новосибирская область войдет в ритм XV Международного Рождественского фестиваля искусств. Пока один из крупнейших культурных форумов за Уралом держит интригу, но в скором времени театралы и меломаны узнают, какие спектакли, концерты, выставки и события сделают эту зиму ярче и теплее.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото предоставлено пресс-службой театра «Глобус»

 

Юбилей Новосибирской филармонии откроет самый сокровенный интерпретатор музыки Рахманинова

Осенью исполняется десять лет со дня открытия Государственного концертного зала имени А.М. Каца: одна из лучших концертных площадок страны была представлена слушателям 11 сентября 2013 года. Юбилей концертного зала начинает отмечаться концертными программами с участием «одного из самых сокровенных интерпретаторов музыки Рахманинова», народного артиста России Николая Луганского. 9 сентября слушатели смогут посетить сольный концерт маэстро, а 10 сентября артист разделит сцену с Новосибирским академическим симфоническим оркестром под управлением художественного руководителя и главного дирижера Димитриса Ботиниса.

Скриншот: ВКонтакте

Новый концертный зал на 1100 зрителей открылся с участием звездного состава исполнителей – прославленный Новосибирский академический симфонический оркестр выступил под управлением народного артиста СССР Владимира Спивакова, солировал Вадим Репин.

Большой зал филармонии закрылся на реконструкцию в 2008 году: на время строительства новой современной концертной площадки часть коллективов филармонии обрела временное пристанище под крышей домов культуры города. Так, Новосибирский академический симфонический оркестр базировался и репетировал в ДК «Строитель», а выступал на сцене Дворца культуры железнодорожников. «С открытием нового зала мы наконец обрели площадку, по уровню соответствующую оркестру. Открывается новая страница в истории коллектива, которая, я уверен, войдет и в нашу историю, и в историю всей музыкальной культуры Новосибирска как время больших и ярких проектов», – рассказал в 2013 году директор Новосибирского академического симфонического оркестра Лев Крокушанский. Его слова оказались пророческими.

За десять существования Государственный концертный зал имени А.М. Каца не только неоднократно принимал титулованных музыкантов, среди которых Владимир Спиваков, Юрий Башмет, Сергей Ролдугин, Вадим Репин, Денис Мацуев, Александр Князев, Борис Андрианов и многие другие, но и стал центральной площадкой всемирно известного Транссибирского Арт-Фестиваля (художественный руководитель – Вадим Репин) и базой многих других известных проектов.

Оркестровую программу юбилейного концерта представят ведущие радио «Орфей» Ирина Тушинцева и Алексей Барабанов. Один из главных федеральных информационных партнеров Новосибирской филармонии, радио «Орфей» начинает вещание в Новосибирске и Новосибирской области с 1 сентября на частоте 88,6 FM. Благодаря видеоплатформе «Орфея» меломаны всего мира смогут присоединяться к трансляциям самых ярких концертных программ Новосибирской филармонии/

Ранее в «Новой Сибири»:

Хоровая капелла России продолжила марафон «Мой Рахманинов» в Новосибирске

Новосибирские театры вновь претендуют на «Звезду театрала»