«Струны Сибири» порадуют новосибирцев мировой премьерой

В шестой раз в Новосибирске с 21 по 24 апреля будут звучать «Струны Сибири» — VI Международный фестиваль оркестров народных инструментов. Созданный Русским академическим оркестром фестиваль стал традиционным, ожидаемым, ярким событием, с каждым годом он открывает новые краски и дополняет национальное многообразие.

Читать далее «Струны Сибири» порадуют новосибирцев мировой премьерой

Жанровая палитра балета на Транссибирском арт-фестивале: от Сен-Санса до Горького

Многожанровость изначально была одним из принципов формирования новосибирской программы Транссибирского музыкального форума. Вот и в фестивальной афише этого года представлены симфонические и камерные концерты, образовательные программы, творческие встречи, театрально-музыкальные, мультимедийные проекты, а также два события, представляющие разные грани танцевального искусства с участием известных персон.

Читать далее Жанровая палитра балета на Транссибирском арт-фестивале: от Сен-Санса до Горького

О Жванецком в Новосибирске: Так раньше цитировали только Ленина

Академики и студенты из новосибирского Академгородка прочитали Михаила Жванецкого и открыли выставку памяти писателя.

Читать далее О Жванецком в Новосибирске: Так раньше цитировали только Ленина

«Другое измерение»: Выставка современной фотографии на площадке ЦК19

«Другое измерение» — выставка современной фотографии, организованная в рамках XII Международного фестиваля «Другое измерение», в экспозиции представлено более 150 работ. Это единственный в Новосибирске регулярный фестиваль современной фотографии, созданный по инициативе галериста и куратора Андрея Мартынова. Проект реализуется с 2006 года и уже в шестой раз представлен на площадке ЦК19.

Читать далее «Другое измерение»: Выставка современной фотографии на площадке ЦК19

«Варшавская мелодия» прозвучала на «РОЗОВФЕСТ»

Театр «Глобус» стал участником Всероссийского театрального фестиваля «РОЗОВФЕСТ». Смотр проходит ежегодно в Ярославле и представляет спектакли по пьесам Виктора Розова и других авторов, которых волнует поиск ответов на серьезные и важные вопросы сегодняшнего времени. Новосибирские артисты дополнили концепцию фестиваля сценическим романом о времени и любви ‒ «Варшавской мелодией» в постановке Ирины Камыниной.

В этом году «РОЗОВФЕСТ», ориентированный на спектакли по пьесам драматурга и сценариста Виктора Розова, его современников и духовных последователей, а также экспериментальные постановки, которые объединяет поиск ответов на актуальные вопросы, прошел в Ярославле в седьмой раз. На участие в фестивале было подано более 120 заявок, из которых жюри отобрало 14 спектаклей из Новосибирска и Усть-Илимска, Москвы и Казани, Ульяновска и Березников, Нижнего Новгорода и Сарова. Международную часть программы представил Республиканский театр белорусской драматургии из Минска.

Театр «Глобус» привез в Ярославль спектакль «Варшавская мелодия» по пьесе Леонида Зорина, в конце 1960-х ‒ начале 1970-х буквально захватившей все драматические сцены страны. «Мне кажется, афиша собрана очень интересно, и не только географически, но и статусно. Потому что у нас в программе могут соседствовать и академический театр, и какая-то не очень известная студия. Мне кажется, эта палитра ‒ и драматургическая, и статусная ‒ очень любопытна для настоящих театралов. И мне очень приятно, что фестиваль открылся пьесой “Варшавская мелодия” друга Виктора Розова, замечательного драматурга Леонида Зорина в постановке Новосибирского академического молодежного театра “Глобус”, — подчеркнул президент фестиваля, режиссер и педагог Сергей Розов. — В свое время “Варшавская мелодия” облетела все театры страны».

Режиссером новосибирского спектакля стала актриса театра «Глобус» Ирина Камынина. Жанр постановки, вернувшей на малую сцену классику советской драматургии, она определила как «роман о времени и любви». В центре сюжета ‒ история встречи мужчины и женщины: за пару часов сценического времени им предстоит прожить два десятилетия в ожидании счастья, запутаться в надеждах, переболеть мечтами, сделать свой выбор между долгом и настоящим чувством и расплатиться за решение собственной судьбой.

«Советская послевоенная драматургия привела театр к такому человеческому отношению, когда театр стал равен человеку. Появилась теплота. У вас спектакль удивительно теплый, — подчеркнул на обсуждении показа театровед, критик и ридер драматургических конкурсов Александр Воронов. —  Мне кажется, он о любви, которая побеждает все, но государство иногда побеждает любовь. Из этого получается вот такая людская драма, и тут никто не виноват. Очень хорошо все сделано по звуковому ряду. Варшавская мелодия действительно выступает как действующее лицо. Очень понравилась героиня Екатерины Аникиной ‒ по ходу спектакля она меняет не только костюм, но и возраст. Отличные сценография и свет: зримое тепло, которое идет от пьесы и от ваших героев. Мне понравились лирические сцены у артистов, когда вы молчите и что-то происходит. Не говорится ни слова, но настолько хорошо сыграна эта любовь. В театре важна каждая мелочь».

В афише театра «Глобус» «Варшавская мелодия» появилась в сентябре прошлого года. Несмотря на скромный репертуарный стаж, спектакль успел побывать в рамках обменных гастролей с Театром драмы Кузбасса им. А. В. Луначарского в Кемерове, в апреле будет представлен на сцене Санкт-Петербургского ТЮЗа им. А. А. Брянцева, а в мае побывает в Беларуси.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Владислава ШАТЕРНИКА

 

 

 

Звезда «Женского стендапа» Зоя Яровицына поностальгировала в родном Новосибирске 

Героиней нового выпуска тревел-шоу «Откуда ты?» (18+) стала Зоя Яровицына, комик, участница Женского стендапа, ведущая шоу «Надкаст» и книжной рубрики в шоу «Кстати» с Азаматом Мусагалиевым, Денисом Дороховым и Гариком Харламовым.

Читать далее Звезда «Женского стендапа» Зоя Яровицына поностальгировала в родном Новосибирске 

Поэтический марафон «Не спи, поэт!» разбудил две сотни авторов

В Новосибирской областной молодежной библиотеке в очередной раз отметили День поэзии проведением Международного поэтического марафона «Не спи, поэт!». Марафон продлился несколько часов, в нем приняли участие около двухсот поэтов, каждому из которых на чтение его стихов отводилось по 5-7 минут.

Читать далее Поэтический марафон «Не спи, поэт!» разбудил две сотни авторов

Новосибирск попал на карту сериала о смертельном вирусе

Многосерийная драма «Точка ноль», по сюжету которой опытный вирусолог в исполнении Марины Александровой бросает жизнь в Москве и переезжает работать в научно-исследовательский центр в Новосибирске, выходит 4 апреля в онлайн-кинотеатре «Иви». Главной героине предстоит сразиться со вспышкой неизвестного заболевания, возникшего вследствие незаконной свалки крупного мясокомбината, а новосибирским телезрителям ‒ найти параллели с региональными реалиями.

«Логичный вопрос: зачем после всего, что мы пережили четыре года назад, сегодня снимать про эпидемию? — задается вопросом продюсер сериала Теймур Джафаров. — Мы сняли историю, чтобы зритель, посмотрев сериал, возможно, узнал какие-то простые вещи, которые помогут ему сохранить здоровье, задумался над правильными вещами. Ну и плюс у нас очень крутая героиня, научная база, детектив и пример доблестной и героической работы российских эпидемиологов и врачей».

Десятисерийная «Точка ноль» ‒ один из тех сериалов, на который сегодня рекомендуют обратить внимание, и не только поклонникам отечественных «Эпидемии» и «Нулевого пациента» или канадской «Хроники эпидемии». В новом длинном метре киноведы сулят актуальность темы и точность ее проработки, масштаб проекта, крепкую и объемную историю, удачный каст (в сериале снялись Мария Александрова, Сергей Марин, Сергей Маховиков, Наталья Рогожкина и другие) и мощную операторскую работу.

«Мне кажется, что мы все живем в сложное время в эмоциональном плане, поэтому есть где черпать вдохновение, а как его трансформировать в героиню ‒ это уже и есть профессия, ‒ рассказывает исполнительница главной роли вирусолога Анны Марковой актриса Марина Александрова. —  Моя Анна ‒ человек, который не рвется в герои, но становится им по воле обстоятельств, потому что лишена внутреннего безразличия к своей работе и людям, которые оказываются рядом. Это история про каждого из нас, тех, кто оказался в эпицентре эпидемии и за ее пределами».

Режиссером «Точки ноль» стал Сергей Пикалов, начавший свою карьеру сериалом «Не родись красивой», позднее замеченный во многих популярных проектах и, наконец, вошедший в конкурсную программу Каннского фестиваля с лирической короткометражкой «Последний». Сценарий написал Кирилл Притула ‒ дебютант длинного метра, прежде работавший только над комедийными короткометражками («Безголовые» и «Ребята с нашего двора»).

По словам творческой группы, для максимально достоверной проработки медицинской составляющей проекта еще на этапе создания сценария к нему были привлечены профессиональные консультанты-вирусологи. Съемки сериала велись в Москве, Подмосковье и башкирских селах Ишля и Отнурок. По сюжету действие «Точки ноль» происходит также в чиновничьих кабинетах, больницах, на территории Казахстана, куда команда вирусологов отправляется, чтобы не допустить распространения чумы XXI века, и в стенах одного из научно-исследовательских институтов Новосибирска. В сериале не звучит реальных названий, но несложно предположить, что речь идет о центре вирусологии и биотехнологии «Вектор», расположенном в наукограде Кольцово под Новосибирском.

Немногим сложнее разобраться с мясокомбинатом, руководство которого в сериале санкционировало незаконный скотомогильник около полузаброшенной деревни, тем самым создав благоприятную почву для возникновения нового вируса, грозящего перекинуться на миллионный город и перерасти в эпидемию. К счастью, столь масштабной катастрофы в Новосибирской области не случалось, но уголовное дело с загрязнением почвы, лесных насаждений и гибели водных биоресурсов на 3 миллиарда рублей в анналах имеется и до сих пор рассматривается в суде Колыванского района.

«Я надеюсь, что зритель, который посмотрит наш сериал, увлечется и получит удовольствие, откроет для себя новый мир, проведет с нами 10 прекрасных часов, где-то захватывающих, где-то страшных, где-то грустных, где-то смешных, и в конце уйдет удовлетворенным, с приятным послевкусием и надеждой, что есть в мире такие люди, которые встанут стеной между нами и вирусами, заболеваниями, другими проблемами, и что в таких людей можно верить», — подчеркивает режиссер сериала «Точка ноль» Сергей Пикалов.

В ближайшее время все серии «Точки ноль» появятся на платформе «Иви». После того как сериал будет показан в сети, он выйдет в программе телеканала «НТВ».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото: съемки сериала «Точка ноль» /Иви /НТВ

 

 

 

 

 

 

Первый в России опорный центр для школьных театров заработал на базе новосибирского «Глобуса»

Первый в стране опорный центр «Школьный театр. Тьютор-центр» заработал в Новосибирске. Его организатором выступил молодежный театр «Глобус» в партнерстве с автономной некоммерческой организацией по развитию культуры и искусства «Культура Сибири». Участниками очной сессии стали 50 слушателей из города и районов области, которым профессионалы помогли разобраться в сложных и спорных вопросах организации школьного театра.

«В 2021 года на уровне Министерства просвещения Российской Федерации было принято решение о том, что до конца текущего года в каждой школе нашей страны должен быть создан театр, — рассказывает директор новосибирского молодежного театра «Глобус» Татьяна Людмилина. — Я бы хотела обратить внимание, что школьный театр – это не театральный кружок, а иная институция. „Глобус” работает в первую очередь для детей и молодежи, мы социально ориентированное учреждение, активно занимающееся просветительской деятельностью. Поэтому было принято решение взять на себя нелегкую ношу – организацию методической помощи школьным театрам. Не секрет, что родители школьников очень заинтересованы в том, чтобы их дети были правильно сформированы, нравственно развиты, чтобы умели хорошо говорить, вести диалог, общаться в коллективе. Мне кажется, что главные задачи школьного театра – не выпуск спектакля, а социализация ребенка, повышение уровня общей культуры, развитие эрудиции, понимания общечеловеческих ценностей, устранение психологического напряжения, особенно в сложном подростковом возрасте, формирование семейных ценностей. Чтобы подкрепить эти теоретические аспекты, мы первыми в России создали проект „Школьный театр. Тьютор-центр”».

Пилотная сессия с участием 50 советников директоров школ по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями Новосибирска и Новосибирской области прошла в ноябре прошлого года. Тогда необходимость создания специальной методической площадки для развития деятельности школьных театров была подтверждена практически. В феврале 2024 года благодаря поддержке Фонда президентских грантов проект театра «Глобус» вышел на новый уровень. Теперь события проходят в офлайн- и онлайн-форматах. Для руководителей школьных театров создана интернет-платформа, где размещаются методические материалы по истории театра, актерскому мастерству, режиссуре, художественному и музыкальному оформлению спектаклей, театральной педагогике, тренинги в формате видеоуроков и трансляции лекций очных сессий. Сейчас на ресурсе зарегистрировано 330 пользователей из 36 регионов Российской Федерации, и посещаемость, как отмечают организаторы проекта, неуклонно растет.

Для очного участия в базовых сессиях «Организация школьного театра. Театральное шефство» и «Организация школьного театра. Практика» из 129 заявок, 52 из которых были присланы из районов области, организаторы отобрали 50 слушателей. В рамках реализации проекта прошли лекции, мастер-классы, тренинги, круглые столы, спикерами которых выступили специалисты в области театральной педагогики, а также представители профессионального театра для детей и молодежи.

Первая трехдневная сессия завершилась в марте, вторая пройдет в апреле. Тогда организаторы подробно анонсируют свои планы по продолжению проекта, в том числе создание на базе театра «Глобус» учительского клуба.

«Мы сейчас, по сути, формируем сообщество советников директоров школ по воспитанию, руководителей школьных театров в Новосибирской области, — отмечает куратор проекта «Школьный театр. Тьютор-центр» Ксения Дадыко. — В рамках апрельской сессии у нас пройдет круглый стол, где спикеры, имеющие определенный вес и опыт в этой сфере, поделятся лучшими практиками организации школьных театров на территории региона. Наполнением сайта занимаются методисты проекта, на ресурсе – только проверенные источники, которые обязательно пригодятся в работе, и уникальный авторский контент. Один из важных блоков – видеотренинги, записанные артистами и педагогами театра „Глобус”».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото предоставлено Антона ШУТОВА, а также пресс-службой театра «Глобус»

 

Премия «Золотая маска» и новосибирский претендент на соискание награды

В мае назовут победителей российской национальной театральной премии «Золотая маска». Предшествующего вручению наград фестиваля в этом году не будет, однако сама юбилейная, 30-я церемония награждения пройдет в Москве. Сейчас жюри завершает просмотр номинированных спектаклей в регионах, и Новосибирску предстоит встретить в апреле еще одну команду судей.

В этом году на соискание премии номинирован лишь один спектакль столицы Сибири. Выбор экспертов остановился на работе театра «Старый дом». Комедия дель арте «Пульчинелла» в постановке режиссера Андрея Прикотенко номинирована сразу в семи категориях (спектакль малой формы, работа режиссера, мужская роль и женская второго плана, работа художника, художника по костюмам и художника по свету). Однако проторенным путем на фестиваль в Москву спектакль не отправился.

«Решением секретариата СТД РФ в этом году спектакли, номинированные на премию, жюри будет отсматривать на сценах, на которых они были созданы», ‒ гласила официальная позиция учредителя премии, вследствие чего играть номинированные спектакли конкурсантам пришлось на своих родных площадках.

Миссия оценки новосибирского «Пульчинеллы» и его пятнадцати конкурентов камерного формата легла на плечи жюри, отвечающего за драму и театр кукол. В состав коллегии вошло 15 представителей профессионального театрального сообщества. Председателем стал Сергей Женовач ‒ российский театральный режиссер, педагог, основатель и художественный руководитель театра «Студия театрального искусства». В марте жюри погрузилось в свою выездную работу, а в апреле планирует завершить свои командировки, чтобы вынести вердикт не позднее 27 мая.

Новосибирск золотомасочное жюри решило посетить дважды. В начале весны на одном из показов «Пульчинеллы» побывало пять судей, в апреле ждут еще как минимум четырех представителей премии. Таким образом, кворум будет достигнут, и спектакль станет полноценным претендентом на награды.

«Первый раз в истории премии-фестиваля жюри не едет выборочно смотреть проекты, которые нельзя привезти в Москву, а приезжает смотреть спектакли на домашних площадках, — рассказывает директор театра «Старый дом» Татьяна Ильина. — И в прошлом месяце к нам приезжало жюри. Я не хочу забегать вперед, но создалось ощущение, что жюри осталось довольно увиденным. Было сказано много хороших слов в адрес театра и труппы. Вообще, члены жюри уехали очень вдохновленными атмосферой, которая есть у нас в театре. Но это только первая часть тех экспертов, которые наш спектакль должны увидеть. 16 апреля будет следующий показ. Как сказал один из членов жюри, в том, чтобы смотреть спектакль на родной площадке, есть смысл. Конечно, для регионального театра приехать в Москву и показать себя столичной публике очень престижно, но наш “Старый дом” не обделен вниманием зрителей и фестивалей. И, возможно, показ на родной сцене дает больше шансов на победу».

Помогли ли новосибирским артистам родные стены, станет известно в конце весны. Пока же церемония награждения лауреатов в Москве ждет своих героев, новосибирский «Старый дом» успеет побывать в Санкт-Петербурге, где представит спектакль Антона Федорова «Котлован» в рамках V Международного фестиваля LOFT.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА