Фестиваль ХАОС набрал обороты

В воскресенье, 17 октября, в Новосибирске начал свою работу Второй Международный фестиваль актуального театра ХАОС. Первая фестивальная неделя посвящалась Шоукейсу новых театров города. Кураторский проект, собранный арт-директором ХАОСА Оксаной Ефременко, представил семь спектаклей, которые были созданы семью независимыми командами из Новосибирска, а также публичную программу для профессионалов и широкой зрительской аудитории. По мнению организаторов такое ненавязчивое просвещение поможет осмыслить рождение свежих театральных групп и пространств в городе проведения фестиваля.

Фестиваль ХАОС – знаковые событие как для поклонников театра, так и для тех, кто находится в очень сложных взаимоотношениях с традиционным театральным искусством. Форум родился в 2019 году как сложноустроенное и многонаселенное пространство для дискуссии, предполагающее помимо публичных акций и просветительских активностей знакомство с театральными командами, работающими в разных художественных и организационных системах — государственных и независимых, а также связывающих себя с идеями contemporary art.  Стартовый выпуск ХАОСА собрал в своей афише спектакли из России и Европы и привлек внимание 6 000 зрителей. Второй фестивальный виток поставил перед собой задачу нарастить масштаб и обороты. Несмотря на то, что международную программу ХАОСА организаторы вынуждены перенести в онлайн, отечественный блок с лихвой компенсирует ожидания.

В основной программе фестиваля, выработанной в партнерстве с фестивалем «Золотая маска», заявлено 14 спектаклей из Воронежа, Казани, Омска, Архангельска, Томска, Санкт-Петербурга и Москвы. Многие театры приедут в Новосибирск впервые, в том числе Театр на Бронной, Театр на Таганке, Санкт-Петербургский ТЮЗ им. Брянцева, Никитинский театр и Архангельский молодежный театр, театральная площадка MOÑ из Казани. Впрочем, и те коллективы, что уже успели побывать с гастролями в Новосибирске, — московский театр «Практика», Томский ТЮЗ, «Пятый театр» из Омска, петербургские «Приют комедианта», post и «ТРУ», ‒ вызвали ажиотаж у зрителей. Билеты на многие названия были раскуплены в первые дни после старта продаж, и даже на два новосибирских показа, которые новосибирцы могут увидеть вне фестивальной недели — мартовскую премьеру «Тайм-аут» театра «Красный факел» и впервые представленную в сентябре «Анну Каренину» — свободных мест не предвидится.

Арт-директор Второго Международного фестиваля актуального театра Оксана Ефременко

«Нам очень радостно, что в этом году удается привезти столько спектаклей из разных городов России и представить новосибирских участников, — подчеркивает арт-директор ХАОСА Оксана Ефременко. — И это такая широкая палитра актуального театра, который есть в России сегодня и который возникает как на площадках государственного театра, встроенных в репертуарную систему, и на новых площадках, которые множественно открываются в нашей стране и могут предлагать альтернативный продукт».

Пока же первые приглашенные театры только собирались выйти на сцену, слово взяли негосударственные коллективы Новосибирска. Шоукейс, чье наполнение команда ХАОСА программирует, исходя из актуальной повестки каждого форума, призван продемонстрировать оригинальный фокус объединения спектаклей и их представления для аудитории. В этом году организаторы форума решили зафиксировать и обсудить поворотное событие в новосибирской театральной истории. «За последние 20 лет мы впервые наблюдаем точку роста частной театральной инициативы в таком масштабе», — подчеркивает арт-директор ХАОСА.

В Шоукейсе новых театров Новосибирска были представлены спектакли, созданные на энтузиазме и творческой энергии, но без финансовой поддержки государства. Это пластические работы «Прах богини» театра «Синестетика» и «Место» GLYPTIC DANCE COMPANY, инклюзивный спектакль «Юшка» по рассказу Андрея Платонова театра «Инклюзион. Школа. Новосибирск», основанный на детективной истории с элементами магического реализма «Рот, полный птиц» аргентинской писательницы Саманты Шваблин от самоорганизованного театра «1961» из Академгородка, история взросления «Быть зиме» Сибирского камерного театра «13 трамвай» и выпущенные Лабораторией современного искусства моноспектакль «Маруська» и аудиальный перформанс [сыра́ земля] КОРОМЫСЛИ.

Все эти театры живут в Новосибирске в надежде на самоокупаемость и играют спектакли на арендованных площадках. Спектакли энтузиасты театрального дела выпускают за свой счет, а весь скромный доход уходит на развитие инфраструктуры и создание новых постановок. Артисты, художники, музыканты, режиссеры и хореографы не получают зарплату и вынуждены искать альтернативные источники заработка, чтобы позволить себе заниматься театральным искусством. Проблемам частных театров организаторы посвятили предшествующий Шоукейсу круглый стол, участие в котором приняли представители негосударственных театров из разных городов России, продюсеры, кураторы, критики и представители министерства культуры Новосибирской области.

«Очевидно, что в Новосибирске сейчас есть два пути: стремиться ли всем к репертуарной модели и под крыло государства или пробовать опыт свободных резидентур с горизонтальной структурой? Сохранять в опыте частных театров наследие советской системы с его социальностью и одновременной иерархичностью или пробовать другие бизнес-подходы и формы существования, — рассказывает куратор Шоукейса новых театров Новосибирска Оксана Ефременко. — На встрече замминистра культуры Григорий Милогулов транслировал мысль о поиске форм финансирования вне госзаказа, о грантах и возможной передаче этой деятельности посредникам с экспертной функцией. Тем не менее сейчас для новосибирских частных театров доступны лишь федеральные программы грантовой поддержки, своих механизмов область пока не выработала. Еще одним острым вопросом остается отсутствие свободной площадки, где новые театры могли бы показывать свои спектакли, наращивая опыт проката и восприятия зрителем. Так, многие из театров шоукейса имеют возможность играть свои спектакли три раза в год, и все из-за недоступности пространства».

Генеральный директор Второго международного фестиваля актуального театра Антонида Гореявчева

Во время обсуждения проблем «негосов» также возник вопрос о привлечении зрителей в частные театры посредством государственной инициативы. Проект «Пушкинская карта» мог бы соединить интересы независимых театров и зрителей, однако пока организация такого сотрудничества кажется трудновыполнимой задачей. «В горизонтальной структуре никто не берет на себя функцию посредника, способного организовать этот процесс, — подчеркивает Оксана Ефременко. — И есть ощущение, что даже не хочет быть причастным к госденьгам. А если частный театр пытается наладить услугу «Пушкинской карты», то сталкивается с огромным количеством препон разного свойства. Наличие кассового аппарата, электронной системы продаж ‒ целое дело для независимого коллектива».

Дискуссию, выявляющую проблему частных театральных инициатив, фестиваль продолжил в рамках Исследовательской конференции «Практики актуального театра и кураторство», что прошла на площадке театра «Старый дом», выступающего основателем и устроителем ХАОСА, 22 октября. «Я считаю, что театр – это исследование жизни, способ осмысления реальности в различных аспектах: актёрской антропологии, зрительского соучастия. В Новосибирске мы пытаемся развивать лабораторное движение. Мы видим и слышим новые моменты, которые возникают в творческом процессе, остаётся научиться теперь, встраивать их в репертуарную работу. Этого ждёт новый зритель, который пришёл на программу новых театров Новосибирска, потому ищет нечто другое, чем возвращение к ХХ веку или интерпретация классики», — резюмирует арт-директор фестиваля ХАОС Оксана Ефременко.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА и Ольги МАТВЕЕВОЙ

 

 

 

 

В Новосибирске завершена оцифровка журнала «Сибирские огни» за 100 лет

Все номера старейшего литературного журнала России «Сибирские огни» за сто лет оцифрованы и размещены в электронной библиотеке НГОНБ. В течение нескольких лет кропотливую работу по сохранению журнала, издававшегося в Новониколаевске-Новосибирске с марта 1922 года, вели сотрудники сектора оцифровки областной научной библиотеки.

Читать далее В Новосибирске завершена оцифровка журнала «Сибирские огни» за 100 лет

Видео, графика, объекты, digital art. Персональная выставка Олега Семёнова в ЦК19

29 октября в Центре культуры ЦК19 открывается персональная выставка Олега Семёнова, известного новосибирского дизайнера, приуроченную 55-летнию автора. Показ входит в презентационную программу институции, в рамках которой выставочные залы знакомят горожан с сибирскими и российскими художественными практиками.

Читать далее Видео, графика, объекты, digital art. Персональная выставка Олега Семёнова в ЦК19

«Крест-хранитель»: символ, а не украшательство

Об истории старообрядческих церковных предметов медного литья, представленных в Краеведческом музее, рассказывает один из организаторов выставки.  Читать далее «Крест-хранитель»: символ, а не украшательство

Марк Горенштейн: У хорошего дирижера должна быть невероятно сильная воля

Народный артист России, дирижер Марк Борисович Горенштейн, который отмечает свое 75-летие, вспоминает основные вехи своей жизни и творчества.

Читать далее Марк Горенштейн: У хорошего дирижера должна быть невероятно сильная воля

В Новосибирской консерватории пройдет презентация уникального электронного органа

Вот уже два года, с тех пор, как знаменитый главный орган консерватории немецкой фирмы Wilhelm Sauer находится в ремонте, студенты занимались на небольшом инструменте той же фирмы, изготовленном в 1978 году. Он хорошо подходит для исполнения музыки барокко и ранних романтиков, но этих рамок недостаточно для полноценного обучения органной музыке. Теперь преподавателям поможет только что приобретенный  консерваторией современный инструмент. Концерт-презентация нового электронного органа в Органной гостиной состоится 26 октября.

Читать далее В Новосибирской консерватории пройдет презентация уникального электронного органа

«Флейта ангела» Шурица зазвучала в ЦК19

В Новосибирске открылась выставка «Флейта ангела» Александра Шурица — одного из наиболее известных художников города. В выставочных залах уже проходило два персональных показа его работ и множество коллективных выставок с участием художника, а также проект, посвященный его памяти — «Транссибирский экспресс. Шуриц и компания».

Читать далее «Флейта ангела» Шурица зазвучала в ЦК19

Спектакль «Старого дома» стал лауреатом международного фестиваля

Спектакль «Петерс» главного режиссера новосибирского драматического театра «Старый дом» Андрея Прикотенко по одноименному рассказу Татьяны Толстой получил «Приз зрительских симпатий. Большая сцена» на ХХXI Международном театральном фестивале «Балтийский дом». В Санкт-Петербурге, где проходил один из самых известных российских театральных форумов, новосибирцы побывали со своей версией истории жизни большого маленького героя, обаятельного неудачника и тайного выдумщика альтернативных миров в начале месяца. Итоги организаторы одного из старейших ежегодных фестивалей России подвели 20 октября.

Награждение лауреатов фестиваля проходило в онлайн формате. Организаторы объявляли имена дипломантов, а лауреаты выходили на связь виртуально. «Для меня важно, что спектакль театра, которым я руковожу, прозвучал в моем родном городе ‒ Петербурге, на фестивале, который формировал наши вкусы на протяжении 30 лет», — отметил главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко во время церемонии награждения.

Международный театральный фестиваль «Балтийский дом», основанный в 1991 году, стал первым ежегодным международным театральным фестивалем в истории новой России.  Сегодня фестиваль является одним из крупнейших театральных форумов Европы. В этом году помимо театра «Старый дом» из Новосибирска в «Балтийском доме приняли участие театры из России, Беларуси, Италии и Литвы. Зрители Санкт-Петербурга увидели спектакли Андрея Прикотенко, Дмитрия Волкострелова, Дмитрия Крымова, Оскараса Коршуноваса, Дениса Азарова и других режиссеров.

«Главный итог в том, что фестиваль состоялся, несмотря на проблемы, связанные с коронавирусом, пересечением границ, ограничениями в заполняемости залов, — подчеркнул руководитель Международного театрального фестиваля «Балтийский дом» Сергей Шуб. — Мы представили разнообразную, порой неожиданную, программу. Показали 18 спектаклей и еще 7 постановок петербургских негосударственных театров в офф-программе. Их посмотрели более 6 тысяч зрителей — цифра внушительная, впечатляющая при действующих ограничениях».

Внутренний неформальный девиз нынешнего фестиваля «Балтийский дом» устроители сформулировали для себя как «Бесы ХХ-21». В программу, по словам Сергея Шуба, вошли спектакли, рассказывающие в наше сложное время о тех бесах, фобиях, дьяволах, которые терзают и душу каждого отдельного человека, и нашу планету в целом. Искусителям в спектаклях противостояли герои, которые сохраняют в зрителях надежду и веру в то, что добро непобедимо. И в этой идейной установке спектакль «Петерс», где голубые и воздушные женщины парят, как весенние облачка, Петербург хлещет «дождевыми оплеухами по близорукому лицу», а темный знаток нехороших вещей все время заводит не в ту сторону, и фестиваль весьма совпадают. Как, собственно, и нравственные выводы: «Искусство вечно, театр вечен, и человеческая душа, духовность – вечны».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Виктора Дмитриева

 

 

 

Новосибирская поэзия конца XX — начала XXI веков из «гнезда» перелетела в «парк»

В Новосибирске готовится к выпуску поэтическая антология, являющийся логическим продолжением изданного 32 года назад и ставшего культовым сборника «Гнездо поэтов».

Читать далее Новосибирская поэзия конца XX — начала XXI веков из «гнезда» перелетела в «парк»

Спектакли «Красного факела» дважды выйдут в онлайн

Театр «Красный факел» стал первым театром Новосибирска, выехавшим этой осенью на гастроли за рубеж. В сентябре команда спектакля «Три сестры» отметила 100-й показ постановки Тимофея Кулябина на сцене Хорватского национального театра в Загребе. В октябре другой спектакль главного режиссера театра ‒ «Дети солнца» ‒ примет участие в театральном фестивале «Золотая Маска в Стамбуле online». Для отечественного зрителя новосибирский театр приготовил еще одну трансляцию: байопик «Достоевский. Невозможное чудо».

Сцена из спектакля «Дети солнца» (режиссер Тимофей Кулябин)

В то время как история российской национальной театральной премии «Золотая Маска» уходит в начало теперь уже далеких 90-х, зарубежная жизнь одноименного фестиваля началась в 2005 году. С тех пор показы спектаклей под эгидой главной театральной премии России регулярно проходят в Эстонии, Латвии, Литве, Израиле, Польше, а осенью 2018 года фестиваль впервые оказался в Стамбуле, войдя в коллаборацию со Стамбульским международным фестивалем искусств. Этой осенью адресованная турецким зрителям афиша будет представлена в онлайн-формате. Зарубежные зрители увидят три российских спектакля – «Бориса» Дмитрия Крымова (Москва), «Медведя» Владимира Панкова (Москва) и «Дети солнца» Тимофея Кулябина (Новосибирск), которые будут транслироваться с 22 октября по 20 ноября на платформе Passo Studio Online Platform.

«Дети солнца» — не только спектакль-лауреат «Золотой Маски» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана» (Андрей Черных за роль Бориса Чепурного), но и одно из самых гастролирующих названий в афише «Красного факела». За три года показов работа Тимофея Кулябина успела побывать в Дрездне и многих городах России, а также выйти на онлайн-связь со зрителями Германии, Великобритании и США.

Спектакль помимо блестящих актерских работ привлекает внимание нестандартной режиссерской концепцией. Тимофей Кулябин перенёс персонажей пьесы Максима Горького почти на сто лет вперёд – в канун 2000 года, миллениума, когда людьми овладевают настроения, близкие по духу их предшественникам: тревожность, ожидание апокалиптических событий. «Сценическая история пьесы Горького не так богата, — рассказывает режиссер спектакля. —  Она находится в тени более известных и популярных «На дне» или «Вассы Железновой». При том что пьеса эта не менее глубока и интересна. Герой «Детей солнца», Павел Федорович Протасов, — ученый, поглощенный работой: он не задумывается о своей семье, в которой, меж тем, назревает настоящая драма. Чувства — вот, о чем мне важно поговорить со зрителями спектакля. Именно чувствами живет дом Протасова и его окружение. Я смотрю на эту пьесу как на историю взаимоотношений героев, которые очень ярко прорисованы в сюжете и, в общем-то, двигают его вперед».

Сцена из спектакля «Достоевский. Невозможное чудо» (режиссер Владимир Золотарь)

Следующий онлайн-шаг на платформе PrоКультура.рф и в социальных сетях «Красного факела» сделает 22 октября Федор Михайлович Достоевский, последние годы жизни которого живописал в спектакле «Достоевский. Невозможное чудо» режиссер Владимир Золотарь. Байопик со вкусом русской литературы появился на большой сцене театра в преддверии 200-летия со дня рождения писателя. Автор пьесы ‒ донецкий драматург Алексей Куралех ‒ написал пьесу, основываясь на дневниках второй жены и преданной помощницы Достоевского ‒ Анны Сниткиной. На биографию гения создатели спектакля предлагают взглянуть через частную историю семейной жизни, сделав точкой отсчета тему жертвенной любви: «ведь быть женой великого творца ‒ это не только гордиться, но и терпеть, не только восторгаться, но и страдать, не только вдохновлять, но и спасать. И еще сотни разных «но» — которые, однако, не в силах перечеркнуть абсолютное, всепрощающее, поистине искупительное чувство».

«Я не биограф, — признается автор пьесы, драматург Алексей Куралех. — В мою задачу не входило изучить все первоисточники, мне нужно было набрать столько материала, чтобы герои задвигались в рамках драматургического действия. Сдержанные, но явно скрывающие страсть воспоминания Анны Григорьевны показались мне подходящими для самого удачного, на мой взгляд, драматургического хода ‒ увидеть Достоевского глазами любящей женщины. Именно благодаря сильной женской любви его сложная натура преобразилась, и он ушел из жизни другим. Анна Григорьевна помогла Федору Михайловичу выбраться из душевного ада, в котором он временами пребывал. И я искренне уверен, что в конце  души их спаслись».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото  ФРОЛА ПОДЛЕСНОГО