Зампред заксобрания может возглавить новый новосибирский драмтеатр

В помещении новосибирского Дома актера начнет работу новый драматический театр. Его учредителями выступают правительство Новосибирской области, департамент имущества и земельных отношений и региональное министерство культуры. Соответствующее распоряжение подписано региональным правительством 16 февраля 2021 года.

Анатоолий Кубанов — вероятный руководитель нового драмтеатра. Кадр из телепрограммы «России 24».

Сроки реализации проекта, равно как и состав административно-управленческого персонала, пока не оглашаются. Однако, по сведениям «Новой Сибири», создаваемый Новосибирский драматический театр может возглавить заместитель председателя Законодательного собрания Анатолий Кубанов.

Новость о том, что в столице Сибири станет одним театром больше, появилась на сайте минкульта 16 февраля. Но слухи о том, что в городе грядет пополнение списка учреждений культуры, курсируют с прошлой осени. Инициативу приписывают Анатолию Кубанову — зампреду заксобрания и завзятому театралу. В багаже политика-театрала — курсы профессиональной подготовки НГТИ по специальности «Режиссура театра» и деятельное участие в несостоявшейся скандальной акции по смене руководства театра «Глобус» в ноябре 2018 года.

Разместить новый Новосибирский драматический театр, а именно так именован хозяйствующий субъект в правительственном распоряжении, учредители планируют в помещении Дома актера, где на данный момент располагается Новосибирское отделение Союза театральных деятелей, антрепризное объединение актеров и частный Сибирский камерный театр «13 трамвай».

Руководство НО СТД по поводу «уплотнения жилплощади» никаких комментариев не дает. Говорят, новые арендаторы займут помещения бывшего ресторана Дома актера, прекратившего свое существование во время пандемического локдауна.

Министр культуры региона Наталья Ярославцева желание усилить количество трупп в ожидающем капитального ремонта здании на Серебренниковской трактует как акт просветительский, поскольку создание нового государственного театра на площадке Дома актера будет способствовать развитию в нашей области конкурентной среды в предложении профессионального театрального творческого продукта, созданию нового репертуарного классического театра, сохранению исторической памяти и лучших театральных традиций русского репертуарного театра.

«Деятельность нового театра позволит сделать театральное искусство более доступным для жителей области, увеличить охват детского и молодежного населения театральными постановками классического репертуара», – подчеркивает Наталья Васильевна.

Новосибирский драматический театр задуман как репертуарный театр с труппой минимальной численности (10-12 штатных единиц). На отдельные роли и проекты будут приглашаться свободные артисты и представители других театров города. Кроме того, предполагается активное привлечение для практики и работы режиссеров, обучающихся или окончивших НГТИ, что, по мнению министра культуры, способствует развитию новосибирской режиссерской школы и открытию новых имен.  Помимо выпуска спектаклей театр будет осуществлять обширную просветительскую программу – читки новых пьес, лаборатории по созданию режиссерских эскизов по русской классике, лекции, мастер-классы и другие мероприятия, в том числе в рамках реализации федерального межведомственного культурно-образовательного проекта «Культура для школьников». Также планируется возрождение традиции проведения научно-популярных лекций — программа проекта будет разработана театром совместно с вузами и Сибирским отделением Российской академии наук.

Ранее в «Новой Сибири»:

В «Глобусе» драма, комедия или антиутопия?

 

 

Актеры «Старого дома» покоряют свой Эверест

Легендарный новосибирский спектакль отмечает юбилей: 21 февраля «Пер Гюнт», выпущенный семь лет назад на сцене «Старого дома» итальянской командой во главе с режиссером Антонио Лателла, будет показан зрителям в 55 раз. В честь истории, которая не только открыла гамлетовскую природу одного норвежского, а вслед за ним и сибирского парня, но и вывела на новый виток развития «Старый дом», занятые в «Пере Гюнте» артисты устроят марафон «Без дистанции» и выпустят свои авторские проекты.

Премьера «Пера Гюнта» состоялась — 27 февраля 2014 года. Сценическая интерпретация поэмы Генрика Ибсена стала второй совместной работой новосибирского театра с итальянскими постановщиками (в 2012 году та же команда выпустила шестичасовую «Трилогию» по трагедиям Еврипида, играючи перевернув культурный ландшафт города и зрительские стереотипы). В интервью «Новой Сибири» режиссер спектакля Антонио Лателла, признанный годом ранее лучшим театральным режиссером Италии, определил неочевидный выбор названия так: «Если говорить о книге, то «Пера Гюнта» я впервые прочел в одиннадцать лет. Мое восприятие этого удивительного текста менялось несколько раз. Ребенком я считал, что это сказка. Подростком находил поэму скучной. В юности определял книгу Ибсена как философские размышления. А потом понял, что «Пер Гюнт» — роман о человеке, напоминающем чем-то и Дон-Кихота, и Улисса, и Фауста. Роман, который ставит перед читателем главный вопрос: «Что же значит быть собой?» Что касается спектакля, то я давно хотел поставить «Пера Гюнта», но не встречал актера, который мог бы исполнить главную роль. И только здесь, в Новосибирске, мне повезло. Только после встречи с Анатолием Григорьевым я стал продумывать замысел спектакля».

Замысел обернулся полномасштабным сценическим действом на четыре часа молниеносно пролетающего времени и дюжину сверхвыносливых артистов, которые воплощают на сцене образы школьниц, деревенских мужиков, троллей, ведьм и прочей фольклорной нечисти, — и все это под эпичные рок-обработки произведений Эдварда Грига. Новосибирский «Пер Гюнт» вошел в список лучших спектаклей России по версии фестиваля «Золотая маска», стал дипломантом Международного театрального фестиваля «Откровение», но самое главное — пользуется заслуженной любовью зрителей и самих артистов. Через легендарный спектакль-путешествие проходят все новобранцы труппы, покоряя вершины театрального искусства, как альпинисты покоряют Эверест. Кто-то неизбежно сходит с трудной дистанции, но есть и те, кто остается навсегда. Великие и бессменные — Анатолий Григорьев (Пер Гюнт) и Лариса Чернобаева (Сольвейг и Осе) — без них этот спектакль невозможно, да и не нужно представлять. Лучше увидеть самую норвежскую из норвежских сказок Ибсена и самый сибирский из итальянских спектаклей Лателла своими глазами 21 февраля.

Кроме того, в честь грядущего семилетия спектакля и юбилейного 55-го показа артисты «Старого дома», занятые в «Пере Гюнте», устраивают беспрецедентный марафон авторских проектов «Без дистанции». Анатолий Григорьев (Пер Гюнт) сыграет спектакль «Фраг», Ян Латышев (Мас Мон и Повар) выпустит поэтический спектакль «Калейдоскопы», а Тимофей Мамлин (Мефистофель) выступит создателем пьес «Могильщики» и «Фараон мертв». Завершит разгул актерской фантазии феерическое коллективное действо — «Эверест 9050» — life-концерт от артистов театра «Старый дом».

Актерский марафон «БЕЗ ДИСТАНЦИИ»:

19 февраля в 18.30 поэтический спектакль Яна Латышева «Калейдоскопы»

«Калейдоскопы» — это много поэзии и захватывающий сюжет. Инспектор по розыску расследует странное исчезновение человека, но никто ничего не видел, никто ничего не знает. Все, что у него есть, — это дневник пропавшего. Полная документальных записей, стихов и рисунков улика, которая будоражит воображение незваного читателя сильнее, нежели само загадочное исчезновение. Из оставивших на бумаге след фрагментов мыслей, осколков-событий, случайного сплетения смыслов и мотивов складываются узоры чужой судьбы, и калейдоскоп мгновений превращается в увеличительное стекло души лирического героя.

19 февраля в 21.00 читка пьесы Тимофея Мамлина «Могильщики»

«Могильщики» — дебютная пьеса актера, поэта и драматурга Тимофея Мамлина. Первый вариант текста зрители «Старого дома» услышали ровно год назад, а в рамках актерского марафона «Без дистанции» прозвучит его вторая редакция. «Откуда такое название? Каждый из нас, как мне кажется, немного сам себе могильщик, — утверждает автор. — Если говорить коротко, то это история о том, как один человек исповедует других за деньги. Со всеми вытекающими. Но об этом ли пьеса? Нет. Точнее, не совсем об этом. О чём же тогда? — хороший вопрос, на который я и предлагаю ответить зрителю».

20 февраля в 17.00 спектакль Анатолия Григорьева «Фраг»

Вьетнамская война, разлетающиеся бомбы, распадающаяся на мелкие осколки американская культура 60-х, бесконечно дробящиеся музыкальные стили и расщепляющие психоделики, множество субличностей центрального героя — всё вместе соберет в спектакль артист театра «Старый дом» Анатолий Григорьев. Дебютная режиссерская работа сделана в лучших традициях Билли Милигана, а мультиличность сыграет сам Анатолий — такое точно нельзя пропустить. Кстати, фраг — термин времен Вьетнамской войны, обозначающий предумышленное убийство офицера личным составом с помощью гранаты М26.

20 февраля в 20.00 читка пьесы Тимофея Мамлина «Фараон мертв»

«Фараон мёртв» — вторая драматургическая работа Тимофея Мамлина. Её замысел автор описывает лаконично: «Египет — Древний. Фараон — мёртвый. Люди — несчастные. Финал — неожиданный». А также намекает: помните, что совы совсем не то, чем кажутся. На берегах Нила любовь противостоит ритуалам, «великие цели» ставят под сомнение цену человеческой жизни, а интриги оборачиваются цепью неожиданных предательств. Но можно ли побороть судьбу? Как узнать, что за мир скрыт за пределами хижин, дворцов, храмов и пирамид? И, наконец, может ли фараон умереть?!

20 февраля в 22.00 концерт артистов театра «Старый дом» «Эверест 9050»

Самый громкий аккорд актерского марафона «Без дистанции» — концерт «Эверест 9050», в котором артисты «Старого дома» погрузят слушателей в музыкальное пространство своей внутренней реальности. Для «Старого дома» марафон «Без дистанции» начался весной 2020 года. Тогда зрители впервые увидели, как лепит скульптуры Ян Латышев, услышали рассказы Тимофея Мамлина, композицию из стихов Анастасии Пантелеевой и музыки Александра Вострухина, открыли для себя как вокалиста и мультиинструменталиста Александра Шарафутдинова, посмотрели клип с кавером на песню Янки Дягилевой «Домой» и даже побывали на музыкальном открытии сезона. Теперь всех ждет полноценная полуторачасовая музыкальная программа: впервые на сцене «Старого дома» прозвучат 15 песен, которые написали, сыграли и исполнили Александр Шарафутдинов, Тимофей Мамлин, Наталья Серкова, Анатолий Григорьев, Александр Вострухин и Виталий Саянок. Лирика и драйв, рок и инди — готовьтесь услышать самую разную музыку.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Фрола ПОДЛЕСНОГО и Василия ВАГИНА

Ольга Жигмитова: Нужно растопить сердце — этого в мире сейчас не хватает

Заслуженная артистка Республики Бурятия, участница Байкальского рождественского фестиваля «Зимаfest» в Новосибирске, делится впечатлениями. Читать далее Ольга Жигмитова: Нужно растопить сердце — этого в мире сейчас не хватает

Владимир Алейников: В моей прозе вдосталь поэзии

В меру легендарный русский поэт, прозаик и переводчик не хочет давать советов молодым литераторам, но легко говорит о мифическом писательском счастье и о «театральной» поэзии.  Читать далее Владимир Алейников: В моей прозе вдосталь поэзии

Елизавета Дорофеева: «Я очень послушная актриса»

Елизавета Дорофеева — одна из самых ярких солисток Новосибирского музыкального театра. В творческом багаже актрисы множество театральных премий и более тридцати ведущих ролей. И в каждом образе — будь то исполненные внутренней силой лирико-драматические героини или сочетающие в себе экспрессию и рок-н-рольный дух характерные персонажи — присутствует личность актрисы, точный глаз художника, пристально ищущий все новые и новые грани, мысли и чувства. О мечтах детства, что имеют свойство сбываться, позитивном настрое, позволяющем не унывать, и театре, без которого невозможно представить жизнь, Елизавета рассказывает в интервью «Новой Сибири»:

— Вы, конечно, всегда мечтали стать актрисой?

— Поскольку мои родители музыканты, и я росла в музыкальной среде, то всегда знала точно, что моя профессия будет связана с творчеством. Но именно актрисой я захотела стать классе в шестом-седьмом. Хотела играть в драматическом театре. Правда, у мамы были со мной в этом вопросе некоторые разногласия.

— Мама не одобряла ваш выбор?

—  Мама хотела, чтобы я поступила на фортепианное отделение в наше музыкальное училище. А я не хотела. Меня тянуло на сцену. И все-таки мы пошли в училище, я сыграла что-то на прослушивании, мной заинтересовались. А вечером дома я расплакалась и, сказала, что хочу только в театральное. Мама посмотрела на мои слезы и согласилась. И уже на следующий день мы поехали сдавать документы. Правда, набор на драматическое отделение уже закончился, и я без разговоров пошла на отделение музыкального театра — пела-то с детства.

— И сожалений по поводу принятого решения наверняка не испытываете?

— Ни разу не пожалела. И мама моему выбору тоже очень рада. Ходит на все спектакли, гордится, плачет, переживает, как любая мама за своего ребенка. При этом она у меня строгий судья. Посмотрит и честно скажет, что ей понравилось больше, а что меньше. И я всегда прислушиваюсь, понимаю, что мама по делу говорит.

Елизавета Дорофеева в роли Эмилии Марти в мюзикле В. Баскина «Средство Макропулоса»

— Театр, в котором будете работать, тоже выбрали, не сомневаясь?

Конечно, я всегда понимала, что после выпуска пойду работать в Новосибирский театр музыкальной комедии. С первого курса ходила на все спектакли и точно знала, чего хочу. Это не значит, что я сразу стала солисткой. Я шесть лет проработала в хоре. Правда, с первых же дней мне стали давать сольные партии — сначала в детских сказках, потом в спектаклях взрослого репертуара. А однажды настал такой момент, когда у меня сольных номеров стало больше, чем в хоре. И тогда меня перевели в солистки.

— Первую роль помните?

— Это была моя учебная работа. Я выходила в дополнительном составе в роли Стасси в «Сильве». Посещала все репетиции, смотрела, как работают актрисы из основного состава, мотала на ус, запоминала. И вот когда осталось всего ничего до премьеры, мне предложили выйти на сцену и дать коллегам отдохнуть. Я вышла, и все сделала. Тогда меня поставили на сдачу спектакля и третий премьерный показ. До сих пор вспоминаю, — и бегут мурашки. Я ужасно волновалась, а весь театр оценивающе, как мне казалось, выглядывал из-за кулис.

— А сейчас волнуетесь, когда выходите на сцену?

— Всегда. Мне кажется, в нашей профессии невозможно не волноваться. Две фразы ты в спектакле произносишь или играешь главную роль – не важно. Хотя само по себе волнение бывает разное. Иногда волнуешься потому, что можешь что-нибудь забыть. Такое редко, но бывает: играешь, играешь, и вдруг в голове – белый лист. Наступает паника, и пока ты пребываешь в ступоре, кажется, проходит целая вечность. Потом что-то опять включается, и все возвращается на круги своя. А бывает волнение от большой ответственности. Помню, как я была номинирована на «Золотую маску», и мы играли спектакль перед жюри фестиваля в Москве. Как меня трясло! Никому такого волнения не пожелаю.

Елизавета Дорофеева в роли Ольги Зотовой в мюзикле А. Колкера «Гадюка»

— Вы — актриса широкого творческого диапазона. И все же какие роли вам ближе?

— Я люблю и с удовольствием играю и характерные, и острохарактерные роли, но интереснее мне работать в серьезных драматических ролях. Ольга Зотова в «Гадюке», Зоя Пельц в «Зойкиной квартире», Эмилия Марти в «Средстве Макропулоса». За «Гадюку» отдельная благодарность и директору театра Леониду Михайловичу Кипнису, и режиссеру спектакля Гали Абайдулову. С 2008 года я выхожу в этом спектакле, и одна работаю в этом образе. Кстати, не только в нашем театре, но и во всей стране. Насколько я знаю, больше этот мюзикл Александра Колкера не идет нигде.

— Такие монументальные роли требуют от вас какой-то особой настройки?

— Конечно, я определенным образом настраиваюсь на роль – прямо с утра, если знаю, что вечером будет «Гадюка». Но не скажу, что в это время меня посещают какие-то особенные мысли, — я просто внутренне собираюсь. А отработав, стараюсь оставить все связанные с ролью переживания в театре и не идти с этим домой. Тяжеловато.

— Вам как актрисе интереснее нарушать стереотипы и играть тот материал, который был публике уже неоднократно представлен, или же вы отдаете предпочтение новым произведениям?

Новое играть всегда интереснее. Классика, конечно, играна-переиграна, но бывает и в относительно новом материале возникают сравнения. В прошлом сезоне Сусанна Цирюк выпустила музыкальную комедию «Любовь и голуби», и меня взяли на роль Раисы Захаровны. И сразу было понятно, что каким бы самодостаточным ни был наш спектакль, зрители все равно будут сравнивать наши работы с известными кинообразами. И хотя все мы играем по-своему, зрители смотрят и отмечают, что я делаю, как Гурченко, а что совсем не как она.

—  На сцене вы, словно неисчерпаемый поток энергии. А в жизни?

И в жизни я тоже энергичная. Для меня это нормально. Конечно, бывают минуты, когда хочется посидеть в тишине, немного помолчать, отключить телефоны и полностью отвлечься — взять в руки книжку, повышивать или даже погладить. Вот некоторые не любят гладить, а я люблю. Водишь утюгом и погружаешься в поток своих мыслей. Для меня этот процесс сродни медитации.

— Ваша любовь – это репетиции или работа в уже выпущенном спектакле?

Я люблю и то, и другое. Репетиции – это очень интересно. Ты все время что-то ищешь, пробуешь, осваиваешь, а в спектакле выдаешь уже готовый продукт. С другой стороны, одинаковых спектаклей тоже никогда не бывает. Слишком многое на показ влияет – энергия зала, внутреннее состояние каждого артиста, самочувствие команды. Вот, к примеру, есть у нас водевиль «Женские хитрости». Мы его уже не играем, мы наслаждаемся. Мы купаемся в своих ролях, по-хорошему дурачимся, придумываем свои игрушки-фишечки. Сильно за рамки спектакля на сцене, конечно, не выйдешь, но иногда можно себе позволить и побаловаться.

Елизавета Дорофеева с главным дирижером Новосибирского музыкального театра Александром Новиковым

— Вы послушная актриса или бунтарь?

—  Я очень послушная актриса и делаю все, что предлагает режиссер: ведь именно он, а не я, ставит спектакль. Да и мне везет с режиссерами. Самый любимый, конечно, Гали Абайдулов. Мы столько работали вместе, что стали самыми настоящими друзьями. Звоним друг другу и болтаем просто так.  Очень люблю Сусанну Цирюк. У нас с ней тоже большая дружба, и я этим очень горжусь. С большой благодарностью вспоминаю Леонида Квинихидзе. Вообще я всех режиссеров люблю.

— К партнерам у вас столь же трепетное отношение?

— И партнеров своих я тоже люблю. И в этом смысле мне повезло. Я знаю, что в актерской жизни бывает такое, когда люди за пределами сцены находятся в конфликте, а на сцене вынуждены играть дружбу или любовь. У меня такого никогда не было. Я со всеми дружу. Всех люблю. Я ко всем с добротой и открытой душой.

— По вашим сценическим образам не скажешь! На сцене вы роковая красавица, femme fatale.

— Значит, я – хороша актриса. Я – молодец.

Елизавета Дорофеева в роли Ханумы в музыкальной комедии Г. Канчели «Ханума»

— Современный музыкальный театр диктует свои условия и предъявляет актерам определенные требования, в том числе и по физическим параметрам. Как вам удается всегда оставаться в форме?

Я не соблюдаю никаких идет, вообще не занимаюсь спортом. Легко набираю вес и легко его сбрасываю. Для этого мне достаточно просто несколько дней не поесть на ночь. Хотя иногда это непросто сделать. Нас очень любят подкармливать поклонники. Дарят вкусные букеты – фруктовые или с колбаской и сырочком. Как тут удержаться!

— У Новосибирского музыкального театра действительно потрясающие поклонники. Вы поддерживаете с ними отношения?

— Я очень люблю своих поклонников. Всегда благодарю за то, что они у меня есть и пишут мне хорошие слова. А с некоторыми и дружу.

— Какой самый необычный подарок вам подарили поклонники?

— Самый необычный – это мои портреты. Их пишет муж любительницы нашего театра и моей поклонницы Виктории Александровны Городецкой. У меня его работ уже пять или шесть, и каждый портрет я люблю.

— Есть роль, о которой вы мечтаете, но до сих пор не сложилось сыграть?

Я бы очень хотелось сыграть Сильву. Понимаю, что спеть я ее не смогу – партия написана для другого голоса, но сыграть, я бы ее сыграла, – на драматической сцене или в мюзикле.

В 2017 году Елизавета Дорофеева стала лауреатом «Золотой книги культуры Новосибирской области» в номинации «Верность призванию»

— Какую роль вы бы не стали играть на сцене никогда?

Я бы любую сыграла. Пока самый необычный опыт был – мужская роль в спектакле «Фигаро здесь!». Я играла Графа Альмавиву. Сначала мы с режиссером Леонидом Квинихидзе честно пытались сделать мужской образ. Искали походку, манеры. Потом режиссер сказал: «Все, Лиза, стоп. Ты не мужчина. Бесполезно». И переделал концепцию. У нас получился такой театр в театре. Я выходила в женском образе, потом на меня надевали детали мужского костюма, и я перевоплощалась в мужчину.

— Где ваша зона комфорта — в мюзиклах или в оперетте?

Мюзиклы. Они яркие, динамичные. И голос у меня мюзикловый, поэтому в этом жанре мне легче петь. Классику я тоже люблю, но в классике все очень сдержанно, а в мюзиклах можно и вокально, и по-актерски развернуться. Сейчас мой любимый мюзикл в нашем театре – «Средство Макропулоса», а в «Огнях большого города» я просто «купаюсь». Мне там удобно и петь, и танцевать. Чувствую себя, как рыба в воде.

— Со спектаклями, к которым прикипает душа, тяжело потом прощаться?

Очень. Бывают спектакли, прощаясь с которыми, ты просто сожалеешь, что не будет больше возможности работать в этом материале, а есть такие, расставание с которыми доводит до слез. Безумно жалко. На последний показ спектакля «Сирано де Бержерак» я просто не пошла. Понимала, что мне будет очень плохо. А как мы прощались с «Зойкиной квартирой»?! Был объявлен последний показ. Мы сыграли его так, что после спектакля к нам пришел директор театра и сказал: «Нет, наверное, рано еще прощаться, пусть идет!» Это мы так старались, не отпускали спектакль. Но что поделать? Всему свое время. Я понимаю, что спектакли уходят. Должны уходить. Придет время, и больше не будет «Гадюки» и «Средства Макропулоса». Но на их месте появятся другие спектакли. Тоже хорошие. Я – оптимист.

Елизавета Дорофеева в роли Ольги Зотовой в мюзикле А. Колкера «Гадюка»

— Можете представить свою жизнь без театра?

— Это невозможно! Театр — это и есть моя жизнь. Моя семья, мой дом. Я здесь не работаю, я здесь живу. Многие приходят на работу и мечтают поскорее уйти домой, а у меня такого нет. Мне здесь комфортно. Конечно, я устаю, но это не та усталость, от которой хочется избавиться. Я счастлива. Мне всего хватает.

— Прямо так и всего?

— Честно-честно. Нет, у меня, конечно, есть мечта съездить к морю. В прошлом году я сделала загранпаспорт, которого у меня никогда раньше не было, и вдруг пандемия, и все закрылось. Надеюсь, скоро ситуация изменится, и я поеду к морю. Еще я хочу, чтобы все родные были живы и здоровы. О чем еще можно мечтать?!

 

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ и Виктора ДМИТРИЕВА

 

 

 

Новосибирский микроминиатюрист создал копию популярной картины Яна Вермеера

Новосибирский  микроминиатюрист Владимир Анискин создал копию картины Яна Вермеера «Девушка с жемчужиной серёжкой». О проделанной работе мастер сообщил на своей странице во Вконтакте.

По словам Анискина, рисунок сделан масляными красками, а его рамка выполнена из золота. На создание миниатюрной картины, с размером меньше спички, ушло полтора месяца. Микроминиатюристу приходилось ждать  до трёх дней, пока просохнут слои краски.

Также мастер рассказал, что планирует сделать серию копий картин знаменитых художников.

Новосибирский «Идиот» попал в объектив кинокамеры

«Идиот» новосибирского театра «Старый дом» оказался в центре кинособытий. Спектакль Андрея Прикотенко стал частью сюжетных перипетий фильма «Люба». Документально-художественную ленту, приуроченную к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского, снимает творческая команда ГТРК «Новосибирск». Проект посвящен «сибирскому периоду» в жизни писателя — печально знаменитой ссылке по делу петрашевцев, которая стала серьезным испытанием в жизни гения, но парадоксально явила миру «писателя более крупного».

В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения писателя и публициста Федора Михайловича Достоевского. Указ о праздновании знаменательного события подписан президентом еще четыре года назад, и российская общественность, не диссонируя с мировой, который год генерирует соответствующие активности, чтобы отпраздновать с почти эпическим размахом. На пространстве рунета уже заработал электронный портал «Мир Достоевского», музеи и библиотеки готовят тематические экспозиции, книгоиздатели доверстывают сборники очерков, альбомы, путеводители и фундаментальные исследования, реставрируются дома и усадьбы, готовятся к запуску новые музейные комплексы (например, обещают открытие Музея деревенского детства Достоевского, музея русской природы Достоевского и музея гармонии семьи и детства писателя), деятели театра и кино планирует выпуск спектаклей и фильмов (правда, о масштабных экранизациях пока не слышно, но документальные проекты набирают обороты), а на одном из официальных круглых столов и вовсе пообещали сделать все, чтобы нивелировать сложившееся в медийной среде «неправильное представление о личности и творчестве классика» и закрепить в массовом сознании «позитивное представление о писателе», не имеющим ничего общего «с культом страдания, который свойствен его героям».

Новосибирска на карте Достоевского в виду юного возраста столицы Сибири, разумеется, нет, однако в стороне от 200-летнего юбилея город явно не останется. В «Красном факеле» к календарному дню рождения писателя задумали выпустить биографический спектакль о жизни Федора Достоевского. Литературной основой для постановки послужит пьеса «Невозможное чудо» донецкого драматурга Алексея Куралеха, созданная по мотивам мемуаров жены писателя. «Старый дом» опередил время, представив спектакль «Идиот» по мотивам одноименного романа юбиляра еще в октябре 2019-го, зато имеет все шансы украсить знаменательную дату «Золотыми масками»: в начале марта театр покажет свой спектакль жюри главной театральной премии страны и, возможно, некоторые из одиннадцати конкурсных номинаций обернутся лауреатством. Пока же команде «Идиота» посчастливилось соприкоснуться с масштабным кинопроектом ГТРК «Новосибирск», посвященным сибирской ссылке знаменитого писателя. Фрагменты спектакля войдут в фильм, как и интервью с главным режиссером театра «Старый дом» Андреем Прикотенко.

Документально-художественная лента режиссера Тамары Саралидзе называется «Люба». Нарочито безыскусное заглавие отсылает одновременно и к мелькающей в письмах Федора Михайловича фразе «Мне люба Россия…», и к дочери писателя — Любови Федоровне: ведь повествование в фильме ведется от ее лица. Любочка, как считают биографы, была любимой дочерью Достоевского и вместе с тем enfant terrible —  «заносчива, высокомерна, да и просто неуживчива». Когда ее знаменитый отец скончался, девочке было всего 11 лет, что не помешало ей в 1920 году написать на французском языке мемуарную книгу «Мой отец Федор Достоевский», в которой важнейшие вехи биографии писателя представлены по семейным преданиям, рассказам матери, материалам домашнего архива и личным представлениям автора.

Однако во главе угла фильма «Люба» стоят все же не потомки русского гения, а «сибирский период» жизни Достоевского, случившийся в результате приговора по делу петрашевцев, которое царское правительство решило использовать в целях широкой антиреволюционной пропаганды. В сибирской ссылке Федор Михайлович находился с 1849 по 1859 год. Сначала пребывал на каторге в Омском остроге, где собственноручно изготавливал кирпичи и, не имея возможности писать, обдумывал будущие романы, затем служил солдатом в Сибирском линейном полку в Семипалатинске. В этом городе Достоевский неожиданно получил поддержку барона Врангеля и встретил Марию Дмитриевну Исаеву, жену местного чиновника и горького пьяницы. Ссыльный роман закончился венчанием в русской православной церкви в Кузнецке, так что в Петербург, после помилования, полной амнистии и высочайшего разрешения публиковаться Федор Михайлович возвращался с женой, приемным сыном и солидным литературным пополнением —  дописанными повестями «Село Степанчиково» и «Дядюшкин сон», стихами на события 1854 года, статьями об искусстве России, набросками к «Запискам из Мертвого дома» и замыслом романа «Идиот».

Период пребывания Фёдора Михайловича Достоевского в ссылке считается временем его становления как великого писателя, получившего мировую известность. Сам классик в своих позднейших воспоминаниях поочередно то проклинал, то благословлял «сибирский период», причудливо чередуя стенания со словами благодарности и выражением христианского смирения: от «считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу» до «вечное сосредоточение в самом себе, куда я убегал от горькой действительности, принесло свои плоды» и «мой крест, и я его заслужил». А вот его дочь в своих мемуарах (к слову, впервые выпущенных на русском языке относительно недавно — в 1992 году) резюмировала вполне однозначно: «Он вышел из Омского острога писателем более крупным, чем вошел».

Впрочем, для творческой команды фильма «Люба» безапелляционное высказывание — отличный повод для пристального наблюдения за давно вошедшей в историю биографией Достоевского и непростым временем, в котором писатель жил: периоде глобальных реформ и введения жесткого контроля, веке зарождения либерального и революционного движений, эпохе правления четырех царей, великих побед и тяжелых поражений во внешней политике. В съемках принимают участие эксперты, способные пролить свет на жизнь и творчество писателя, а также профессиональные и начинающие артисты – студенты Новосибирского театрального института. Масштабный кинопроект предполагает командировки по памятным местам сибирской ссылки Достоевского — в Омск, Новокузнецк и Семипалатинск. Премьера запланирована в июне.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь».

Фото Фрола Подлесного и предоставлено съемочной группой фильма.

Новосибирские поэты включились в «Масочный режим»

В фойе Дома Актера открылась первая посткарантинная экспозиция. Выставка под названием «Масочный режим», ставшая отдельным тематическим направлением просветительского проекта Катерины Скабардиной «Поэту по портрету», акцентировала внимание на стихах артистов новосибирских театров, а также творчестве театральных деятелей, которых можно по праву причислить и к цеху поэтов.

Просветительский социокультурный арт-проект «Поэту по портрету» стартовал в Новосибирске 3 февраля 2017 года под девизом «Чтобы город знал своих поэтов в лицо!» Идея запечатлеть стихотворца рядом со своим произведением принадлежит фотографу, поэту и культблогеру Катерине Скабардиной, в один прекрасный момент осознавшей, что «наступило то самое время, когда хочется вернуть частичку добра в мир». Замысел у популяризатора современной поэзии был эффективен и прост: каждый поэт должен совершенно бесплатно получить портрет, который он бы мог в дальнейшем использовать в своих социальных сетях, авторских страницах, на творческих площадках и в публикациях. Такой вот уместный жест в странное время, когда поэт может знать своих читателей в лицо, но не иметь  в публичном пространстве достойной «визитной карточки». За четыре года работы стартап хорошенько освоил новые горизонты.  Нарастил «мяса» на концепцию, превратившись из просветительской акции в кочующий выставочный проект, вышел за пределы Сибири и объединил вокруг замысла около трехсот портретов поэтов из России, Китая, Австрии, Италии, Финляндии, Беларуси, Эстонии и других стран.

«В книжных магазинах полки с поэзией выглядят самыми скромными по сравнению со стеллажами других жанров. Если подойти поближе, то можно найти томики Пушкина, Есенина, Рождественского, из современных поэтов только Дмитрий Быков, Вера Полозкова, ах, вот еще АхАстахова тут же, — рассказывает автор проекта «Поэту по портрету» Катерина Скабардина. — Вот уже четыре года, будучи погруженной в поэтический современный мир, я узнала столько достойных этих книжных полок имён, которых тут нет, что становится не по себе. Я не знаю, как именно работают механизмы, выводящие автора на такие тиражи, которые не раскупят друзья и коллеги по перу, но очевидно, что произошла какая-то системная ошибка, выбросившая из современного литературного процесса поэзию. Я подписана на несколько популярных book-блогеров, дающих отличные рецензии на худлит, нон-фикшн, науч-поп, но не припомню отзывов на стихотворные сборники. Между тем поэзия – это такой вид искусства, который требует внимания, душевной работы, впрочем, про это еще Заболоцкий написал. Но и награда за этот труд – наивысшая. Включаясь в поэтический текст, который работает не только для ума и сердца, но и на тонких планах, человек проживает и присваивает прочитанное. Текст – «и матушка, и поводырь». Но, понимая особенность визуального восприятия современным человеком любой информации, я обратилась к синтетической форме подачи: визуал – это портрет поэта, который привлекает внимание, дополнен его небольшим стихотворением. Так у зрителя создается объемное первое представление об авторе, после которого он может найти его в сети и продолжить знакомство. Сейчас мы остро нуждаемся в «своих людях», в «своей стае», в тех, кто своим мировосприятием созвучен нам самим. А поэт, как никто, умеет выразить ёмко, полно и точно чувства, на которые у нас обычно не хватает слов. И помогает, и укрепляет, и даёт то самое чувство опоры в расшатавшемся не на шутку мире».

Выставка «Масочный режим», организованная совместно с Новосибирским отделением СТД РФ, впервые обрела независимое от названия проекта имя и сосредоточилась на театре, в котором служат как любители поэзии, так, собственно, и мастера стихотворного слога. Актёрско-поэтический цех в экспозиции представили: народный артист РСФСР Иван Ромашко (Новосибирский музыкальный театр), заслуженный артист России Николай Соловьев (Городской драматический театр под руководством С. Афанасьева) и ведущие артисты театра «Старый дом» Ян Латышев и Тимофей Мамлин, которые смогли присоединиться к церемонии открытия и прочесть свои стихи. Культурную журналистику свели с поэзией поэт, журналист, драматург, победитель всевозможных премий Юрий Татаренко и жительница двух столиц – поэт Майя-Марина Шереметева. А клан драматургов предстал в лице Екатерины Гилевой-Климаковой, чью пьесу «НеZнайка. Лунный эпизод» уже поставил новосибирский «Первый театр», и Пётра Маняхина, буквально в декабре дебютировавшего в качестве автора пьесы, созданной под эгидой международного драматургического проекта «Дисциплина» в театре «Старый дом». Портретную галерею дополнили звукорежиссер сцены Дома Актёра Виталий Красный и дочь актрисы Театра Афанасьева Любови Дмитриенко – Екатерина Городова. Поэтесса призналась, что, по словам ее мамы, в творческой семье кто-то должен зарабатывать деньги, и это – её ноша, но душа просит творческой реализации и находит её в стихах.

«Конечно, к нашим театрам причастно еще много талантливых поэтов, с которыми мне бы хотелось поработать над портретом. Надеюсь, что в этом году, мы сможем встретиться лицом к лицу без всяких масок. Просто и по-человечески, — резюмирует создатель «Масочного режима». — Поэзия – это не что-то далёкое и в верхних слоях розового эфира, это comme il faut современного культурного человека. Знать своих поэтов в лицо, узнать на улице, пожать руку на автобусной остановке и поздороваться в магазине у дома, улыбнуться в метро – это нормально, это должно стать частью нас, горожан, живущих, как писал наш земляк Николай Самохин, так близко и так далеко. Мы должны гордиться своими поэтами и, значит, собой».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь».

Фото Екатерины МАРИНИНОЙ.

 

Еще три здания военного городка признали культурным наследием

Баню, госпиталь и конюшню новосибирского военного городка включили в реестр объектов культурного наследия. Постройки имеют почти двухвековую историю: строительство первых 37 кирпичных зданий завершилось за год до начала Первой мировой войны – летом 1913 года. Например, конюшня была построена ещё тогда, а сегодня реконструирована в военный универмаг. Сейчас она имеет ценность из-за уникальных интерьеров и элементов лепнины.

На данный момент на объектах ведутся ремонтно-реставрационные работы. Помимо домов Военного городка Новосибирска, статус культурного наследия получат «Вспомогательное здание инфраструктуры военно-остановочного пункта», Церковь во имя Архистратига Божия Михаила» в селе Легостаево Исктимского района, «Дом купца Ф. А. Щеглова» в Кыштовке.

«Доля объектов культурного наследия, находящихся в удовлетворительном состоянии, в регионе составляет 87,14% при целевом значении 80,08%», — отмечают в правительстве Новосибирской области. Всего в регионе на государственной охране находится 2411 объектов культурного наследия: 1821 памятник археологии, 328 памятников архитектуры, 251 памятник истории, 5 памятников монументального искусства, 6 достопримечательных мест.

Отвалиться назад в будущее

 

Горилла удочерит девочку на сцене новосибирского «Первого театра»

В «Первом театре» состоится премьера спектакля по популярной повести Фриды Нильсон. Читать далее Горилла удочерит девочку на сцене новосибирского «Первого театра»