Наталья Багрова: Учительство — институция, обладающая статусом Национального Достояния

Накануне Дня преподавателя высшей школы ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова рассказывает о трендах в современном высшем образовании, о том, как развивается наука в «творческом» университете и о своих наставниках.

— День преподавателя высшей школы был учрежден 19 ноября в 2021 году. Чем, на ваш взгляд, отличается этот праздник от Дня учителя, и почему их разделили?

— Видимо, должно пройти определенное время прежде чем академическое сообщество перестанет обращаться друг у другу с поздравлениями два раза в год: в День Учителя, как привыкли, и во вновь учрежденный День преподавателя высшей школы. Учреждение профессионального праздника — дань уважения людям профессии. На мой взгляд, новый профессиональный праздник весьма своевременен для осмысления вклада научно-педагогических работников вузов в развитие отечественной экономики, учитывая современный напряженный темп работы университетов и их роль в жизни территорий, на которых они расположены, и в развитии России, в целом. За всеми достигнутыми результатами стоят конкретные люди, труд которых достоин уважения. Конечно, мы с благодарностью отнеслись к инициативе Министра науки и высшего образования России Валерия Николаевича Фалькова выразить особое внимание к труду профессорско-преподавательских коллективов.

— Кого вы считаете самым главным своим преподавателем в университете — за годы обучения, а, может, и работы? Кто оставил в душе и разуме бо́льший след?

— Могу со всей уверенностью утверждать, что не встретила в жизни ни одного человека, у которого чему-нибудь не научилась, поэтому и выделить кого-то особенно было бы несправедливым. Глубокая благодарность всем, кого повстречала. Мне всегда очень везло на людей!

Многое отличает каждое из поколений наших учителей, очевидно обусловленное их личной профессиональной судьбой, школой и временем. Но самый яркий след в моей жизни оставили учителя, искренне относившиеся к людям и к своей работе. Им удавалось поддерживать и развивать любознательность в студентах. Многих встретившихся мне коллег вспоминаю с теплотой. Это наставники, щедро делившиеся своей мудростью. Мысленно возвращаюсь к нашим беседам — ободряющим, назидающим, давших мне так много душевного тепла и запас сил.

— Вы находитесь в университете большую часть жизни, практически сразу после учебы стали в нем работать, почти десять лет — руководите НГУАДИ. В чем уникальность Университета Крячкова?

— НГУАДИ — творческий вуз. В этом словосочетании глубина и сложность внутренних корпоративных процессов и внешних коммуникаций, коль скоро мы выставили высокую планку развития талантов. Особую среду и уникальность атмосферы университета Крячкова поддерживают несколько обстоятельств. Во-первых, это наш профессорско-преподавательский состав: ученые и мастера искусств, большинство из которых — живые легенды! Во-вторых, — это наши традиции. В-третьих, организация образовательного и воспитательного процесса в ходе непрерывного развития креативности от стартовых задатков дошкольного возраста через всю жизнь до бесконечности, — и здесь я не оговорилась: именно, до бесконечности, поскольку тщательное наблюдение, обратная связь и исследования обеспечивают тонкую настройку и передачу через поколения выпускников искусных педагогических методов содействия саморазвитию и самореализации молодежи. Люди и технологии составляют золотой интеллектуально-творческий капитал университета.

Среди многих других факторов можно выделить также и образование в ходе практической работы творческих мастерских по реальным заказам. Трудоспособные пытливые студенты получают опыт работы и свою первую заработную плату за работу по приобретаемой специальности в годы студенчества уже в университете под руководством опытных профессоров. С самого раннего возраста у молодежи появляется самоуважение через осознание сопричастности и востребованности в серьезных и важных для общества событиях и свершениях.

— Как меняются тренды в высшем образовании в последние годы?

— Быстро. Общий вектор направлен на «ранее созревание» профессионала и дальнейшее обучение на протяжении всей жизни. Демографическая ситуация во всем мире диктует свои условия: человечество нуждается в увеличении продолжительности трудоспособной части жизни. Кадровый дефицит во всех сферах «опускает» возраст профдиагностики к раннему пубертату. Это, отнюдь, не возвращение к ремесленно-цеховому средневековью, скорее, вызов новой интеллектуальной и гуманной педагогике. Разглядеть ребенка, понять его, вдохновить, дать уникальные персональные возможности и индивидуализированное обучение возможно в том случае, когда молодежь — главное богатство общества, а Учительство — институция, обладающая статусом Национального Достояния. Наше общество идет к осознанию ценности будущего, я уверена.

Наталья Багрова с коллегами и выпускниками

Если рассуждать о педагогике завтрашнего дня, то метафора «метавселенной» как комплексной непрерывной среды образования, сконцентрированной вокруг проактивного деятельного образовательного поведения, открывает перспективы не только образовательного, но и социального развития. Все культурные, социальные, индустриальные ресурсы «сомкнут руки», чтобы стать равнодоступными развивающемуся разуму и формирующейся чувствительности к миру. И в итоге, консолидация общества для того, чтобы дать возможности новой жизни, новому профессионализму, вне зависимости от того, где это чудо появилось на свет, преобразует общество в более связное и согласованное в своей позитивной созидательности. Изменения к лучшему пойдут быстрее и масштабнее, если обновление начнется в людях и каждый начнет созидание ближайшей территории. Любовь и дети делают нас великодушнее.

— Берутся ли на вооружение эти тренды в НГУАДИ?

Университет, по определению, живет в будущем. Исходя из принципа: «Думай глобально, действуй локально!», мы неминуемо приходим к вопросу, что сегодня мы можем сделать, для того, чтобы нам было, что делать завтра?

В моменте «здесь и сейчас», я бы сказала, с заведомо завышенной планкой, мы пытаемся предвосхитить образ профессионала будущего, наблюдая как сфера проектирования и творчества избавляется от рутины, расчищает пространство для чистой креативности.

Как же учить? Задачка не из тривиальных. Очевидно, НГУАДИ будет развиваться, прирастая новыми образовательными программами, собранными в комплексную экосистему вокруг таланта. Персонификация образовательного трека талантливого первокурсника, сообразно его выявленным на более ранней стадии задаткам и склонностям, но без учета тенденций развития рынка труда чревата личной катастрофой. Отдавая себе отчет в этом, мы работаем «сразу на нескольких досках», ведь синхронизация стартовых компетенций выпускника с запросом будущего рынка труда в целях развития последнего невозможна без управляющего воздействия университета на рынок, в том числе. Такой тройной синхронный тренд мы должны предчувствовать, исследовать, прогнозировать, моделировать, поскольку развиваться с момента начала учебы будут и выпускник, и профессия, и рынок.

— Как меняются студенты?

— Однозначно, в лучшую сторону. А лучшее для молодежи — способность к адаптации, как минимум, и возможности воздействия на мир, в пределе. Стремительно меняющаяся среда жизни меняет психофизиологию человека. Трансформируются особенности восприятия, отношения к себе, к жизни, к окружению. Новые поколения студентов отличаются все большим разнообразием ценностей, устремлений, желаний. На внешний взгляд, они все более поляризуются в активности по отношению к жизни. И здесь педагога искушает соблазн «кластеризовать», «разложить по полочкам» успешных и аутсайдеров, развесив ярлыки. Соглашусь, радуют часто встречающиеся сознательные, практичные, независимые не по годам «взрослые» молодые люди. При этом многие «затихшие» на их фоне так и остаются неразгаданными, непонятыми, нераскрытыми детьми. В этом я вижу искусство педагога: не жаловаться на «исходный материал», который выдает «этот вот ваш ЕГЭ», но суметь понять, вчувствоваться и вдохновить каждого, показав ему самому его потенциал самореализации и совершенствования.

— Расскажите о ваших коллегах. Легко ли руководить творческими людьми? И есть ли отличие между преподавателями технического вуза и творческого?

— Жизнь распорядилась так, что мне пришлось руководить профессионалами, со многими из которых я впервые повстречалась, будучи в школьном возрасте, у многих училась. И я бы не приняла такой вызов, если бы не ощущала поддержку моих учителей. Ежедневно работая со старшими коллегами, понимаю, что быть Учителем — это дар божий. Ценю и уважаю их труд. Стараюсь разглядеть дар учительства в нашей молодежи. Искренне радуюсь, когда молодые люди начинают предчувствовать и осознавать в себе задатки учительской духовной щедрости и приверженность этой нелегкой профессиональной стезе.

В осознанном учительстве — в творческом вузе или в вузе иной профессиональной специализации — по большому счету, нет принципиальных различий: в любой профессии необходимо внимание к деловой этике и человеческой эмпатии. В каждом занятии есть ядро знаний и фундамент профессиональных навыков. Во всех отраслях есть возможности творческого подхода к делу и простор для самосовершенствования. Есть рутина и передаваемая технология. Есть инновационные прорывы.

Одно только огорчает, когда творческим профессиям отказывают в признании необходимости научных исследований. Уверена в том, что без фундаментальной и прикладной науки невозможно развитие творческих профессий. Считаю, что за наукоемким творчеством, основанном на синтезе разума и чувства, — наше будущее.

Наталья Багрова с выпускниками

— Большинство преподавателей в коллективе НГУАДИ — практики. Это принципиальный отбор кадров или так сложилось?

— Принципиальна занятость преподавателей в практической работе: будь то практика проектирования или художественного производства, практика исследовательской деятельности или практика организационно-методической работы. Практическая польза есть смысл любой профессии. Эквилибристика академическими абстракциями в студенческой аудитории — давно уже ставший рудиментом отрицательный опыт минувших времен высшей школы. При этом важно видеть четкую границу между абстрактным популярно-занимательным знанием и фундаментом профессии. Фундаментальные знания сегодня преподаются как база прикладных разработок и далее — практически полезных действий. Эту связь мы постоянно подчеркиваем. Практико-ориентированная подготовка предполагает обучение студентов в процессе совместного с профессорами выполнения заданий, за каждым из которых реальная проблема и конкретный запрос заказчика. Поэтому обучение в творческих мастерских, в которых работают профессионалы — мастера искусств, заслуженные деятели культуры с внушительными списками реализованных объектов, — это основа концепции выпуска с авторским портфолио реализаций и начавшимся стажем работы по специальности как залога успешного трудоустройства выпускников.

— Кто-то говорит о том, что расстояние между поколениями родителей и детей в последние годы стало намного шире. Взрослые стали меньше понимать молодежь. Согласны ли вы с этим мнением?

— Поколенческие конфликты не в пользу старших, увы! По проблемам прогресса дискуссии в преподавательской среде не прекращались никогда. Вместе с тем, есть наблюдение: чем плотнее профессора работают с молодежью, чем больше погружены в их проблемы, тем меньше межпоколенческой рассогласованности между ними. В качестве «заметки на полях»: при этом позиции не зависят от возраста, зачатую. Фатальные ошибки педагогики имеют свою цену: встречаются раньше времени постаревшие и даже символически «самоустранившиеся из жизни» живые молодые люди, а старшие коллеги и после ухода из жизни дают пример воли к самосовершенствованию и развитию мира вокруг себя!

— Какой он — идеальный преподаватель вуза?

— «Человек пути», прежде всего! В постоянном движении: идущий, ищущий, развивающийся. Преподаватель идет своей дорогой, своей судьбой: растет личностно, развивает свою профессиональную практику, свой подход и методы в творчестве, науке, бизнесе. Но вот встречается попутчик. Он моложе. Дальше идут вместе, в сотворчестве.

Он моложе. Дальше идут вместе, в сотворчестве. Быть преподавателем не значит растворяться в учениках, пытаясь за них прожить их жизнь, делая за них выбор, выполнять их работу. На какой-то момент преподаватели и студенты синхронизируются во времени и в среде университета, чтобы каждый из них повстречался с личным успехом.

Если преподавателя вдохновляют успехи своих учеников, он искренне готов делиться понятым и прочувствованным на своем пути, это хороший педагог.

Если вы встретите педагога, не устающего учиться у своих учеников, создавать им среду, в которой ученики сами разгадают загадку своего предназначения, поверят в свои силы и укрепят готовность к самореализации, вы поймете: перед вами Учитель.

— Какой вы видите миссию Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени Крячкова?

— Сделать наших выпускников счастливыми во всех актуальных для них смыслах этого слова.

Оксана ГАЙГЕРОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото: пресс-центр НГУАДИ

Ранее в «Новой Сибири»:

Главные награды «Золотой капители — 2023» завоевали новосибирские проектировщики

Памятник Александру III в Новосибирске могут убрать из парка «Городское начало»

Виктория Кангина впервые на сцене НОВАТа в «Пиковой даме»

В октябре впервые в театре оперы и балета выступит солистка Красноярского театра оперы и балета: обладательница меццо-сопрано исполнит партию Полины в знаменитой опере.  Читать далее Виктория Кангина впервые на сцене НОВАТа в «Пиковой даме»

Элина Сухова как редкость в современном поэтическом поле

В середине сентября в Калининграде прошел ХХ международный литературный фестиваль «Волошинский сентябрь». Одним из хедлайнеров форума стала московский поэт Элина Сухова, автор трех книг, многочисленных публикаций в литературных журналах. Как сказала о ее творчестве одна известная поэтесса: «…Это памятные стихи, стихи о любви ко всему сущему — такая редкость в нынешнем нашем поэтическом поле…» В беседе с корреспондентом «Новой Сибири»мЭлина откровенно рассуждает о состоянии современной российской поэзии, о нелюбви к Москве, о вытеснении вербального визуальным и о заработках литераторов.

Читать далее Элина Сухова как редкость в современном поэтическом поле

Юлий Ким: Стабильность — мнимое понятие

В самом начале сентября патриарх авторской песни приехал в Новосибирск на три дня и дал три аншлаговых концерта — в клубе «Бродячая собака», в «Арт-пабе» на Терешковой и Технопарке. Песню, которая ввела Кима в мир кино, он написал в 1963-м — для фильма «Улица Ньютона, дом 1», снятом по пьесе Эдварда Радзинского «Вам 22, старики». В картине снялся друг Кима, прозаик Юрий Коваль.

— Это был абсолютно ренессансный человек: прекрасный скульптор, график, живописец, писатель, автор песен. Горячо всем рекомендую его потрясающую прозу, — заявил Ким.

Режиссер картины Теодор Вульфович предложил Киму написать «нечто под Визбора». Первый вариант «Дорожной песни» забраковали: «слишком пафосно звучит». Вторая попытка оказалась засчитанной, и студенты 60-х охотно запели ее, припев заканчивается обращением: «И все ж, друзья, не поминайте лихом! Поднимаю паруса».

Мэтр слегка покритиковал и телефильм «Короли и капуста».

— Очень сложно снимать по юмористической книге. И если Захарову удалось справиться с Ильфом и Петровым, то у Рашеева передать дух О Генри не вполне удалось. Хотя актеры там играют прекрасные — Гафт, Джигарханян, Караченцов… В финальном дуэте, мною сочиненном, артисты слишком увлеклись декламацией, как мне кажется, — отметил Юлий Черсанович.

Периодически возвращаясь между песнями к теме любви, Ким рассказал байку про поэта Николая Доризо.

— Однажды Доризо сел писать стихи о любви. Работал всю ночь. Утром пришел в буфет ЦДЛ и выпил залпом стакан коньяку. Коллега поэта по литцеху спрашивает: «Что это с тобой?» Тот отвечает: «Ночью написал стихи о любви. Закрыл тему!»

 

***

В 1969 году Ким стал писать для эстрады.

— Был такой Лев Горелик, саратовский Райкин. Он дал мне карт-бланш, и я сел сочинять для его театра миниатюр «Микро». Стал думать, на какие образцы равняться. Обратился к зарубежной эстраде. Наслушался французского шансона на всю жизнь — Брассанса, Пиаф и других. В результате у меня появились две песенки. Одну из них, «Медный таз», вы сейчас ее и услышите.

Добрым словом Ким вспомнил и своего старшего коллегу по цеху Дмитрия Сухарева, известного в научном мире под фамилией Сахаров. Дмитрий Антонович изучает высшую нервную деятельность человека.

— Это бард с большой буквы, — поясняет Ким. — На его стихи написано множество песен. Первого ноября Сухареву стукнет 93. По старой дружбе мы время от времени болтаем по телефону. В честь Сухарева-Сахарова в свое время я написал песню. Две строки сочинил сразу: «Он и гений биологии, и титан родной поэзии». А дальше стал искать рифму к слову «поэзии» — «геодезии», «Полинезии»... Остановился на Индонезии. Это слово и стало основой для припева.

 

***

Два концерта из трех мэтр завершил историей о воскрешении им детской песенки про поимку японского диверсанта пионером Алешкой. Без малого век назад, в 1939 году слова к песне «Коричневая пуговка» были написаны Евгением Долматовским. В финале текста Ким споткнулся на фразе «В Алешкиной коллекции та пуговка хранится».

— Получается, парень совершил немало подвигов, разоблачая шпионов. Значит, нужно написать песни не только про пуговку, но и про другие экспонаты. Я решил воспеть еще одну пуговку: «И снова чья-то пуговка упала на дорогу...» — про то, как враг прятал фотоснимки в «ширинке не нашей ширины». А затем сочинил песню «Две черных босоножки», которые пришлись впору только Алешке. Вот так разоблачили пионера-шпиона, — улыбнулся Ким.

 

***

Выступления нашего классика — это праздник. Юмора, искренности, оптимизма, куража. В дни гастролей в Новосибирске Юлий Черсанович любезно согласился письменно ответить на мои вопросы. И ответил молниеносно: два листочка, исписанных авторучкой, сфотографировал и прислал на мейл. Получившаяся перестрелка «вопрос-ответ» стала первой в моей журналисткой практике с 2000 года. Что ж, будем считать, я приобрёл новый опыт. И получил новый формат интервью — КИМ-анкету.

 

— Что такое красота? В чем она проявляется прежде всего, по-вашему мнению?

— Приятное сочетание разных компонентов.

— Какое умение даётся сложнее? Умение прощать? Умение дружить? 

— Умение прощать.

— Про вас можно без преувеличения сказать, что вы стабильно успешный автор. А что такое стабильность для вас? 

— Стабильность — мнимое понятие. И на солнце есть пятна. И у Пушкина — слабые стихи. Так что «стабильная успешность» — всегда преувеличение. В моем случае тоже.

— Что самое страшное? Одиночество? Предательство? Активный дилетантизм? 

— Воинственный патриотизм.

— Можете ли вы похвастаться своей интуицией? 

— Не могу.

— Какой арией из оперы вы хотели бы стать, будь такая возможность? 

— «Уж вечер» из «Пиковой дамы» Чайковского.

— Только что на фестивале в Белорецке, где повесили большой баннер с вашим посвящением «Белой реке», московский бард Сергей Матвеенко заявил, что в авторской песне все главное: и стихи, и умение играть на гитаре, и подача песни. А вы как думаете? Согласны? 

— Согласен.

— Очень рад был увидеть вас на юбилее Романа Ланкина в «Гнезде глухаря». Как охарактеризуете творчество Романа? 

— Выдающийся интерпретатор.

— С удивлением не обнаружил вас на юбилейном, 50-м Грушинском фестивале. Вас наверняка приглашали? 

— Не совпало расписание дел.

— Расскажите историю создания книги «Этапы пути». Как родилось название, много ли вариантов подбирали для него? 

— Это был один из вариантов — да так и остался.

— На обложке — фрагмент песни из фильма «Точка, точка, запятая». Что сложнее в приведенном списке — быть правдивым, справедливым, добрым? 

—  Благородным.

— Вы когда-нибудь говорили самому себе: спасибо, что только это и случилось со мной? 

— Ни разу.

— Как появился припев в «Вестерне» из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»? В книге опубликованы только куплеты! 

— Без рефрена текст выглядит цельнее.

— Все ли ваши мечты сбылись? 

— Не все.

Юрий ТАТАРЕНКО, специально для «Новой Сибири»

Фото: Виктор ДМИРТИЕВ

Ранее в «Новой Сибири»:

Владимир Вишневский: Быть в стае против чего бы то ни было — это не про меня

Иван Гынгазов: Back in Novosibirsk

Иван Гынгазов — сибирский тенор, покоривший оперный мир. Он уроженец Новосибирска, выпускник Новосибирской консерватории, начинавший здесь свой творческий путь в театре оперы и балета, а сегодня — солист московского музыкального театра «Геликон-опера», приглашенный солист Мариинского театра, лауреат Национальной оперной премии «Онегин», широко известный и востребованный на мировой сцене певец.

Читать далее Иван Гынгазов: Back in Novosibirsk

Владимир Вишневский: Быть в стае против чего бы то ни было — это не про меня

Известному поэту в только что исполнилось исполнилось 70. Он — лауреат профессиональных премий «Золотое перо России» (дважды), «Венец», «Золотой Остап», Национальной премии «Любовь народная», он действительный член Евразийской Телеакадемии и Российской Академии юмора. Автор 29 книг, сыграл три десятка ролей в фильмах, награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Читать далее Владимир Вишневский: Быть в стае против чего бы то ни было — это не про меня

Сергей Манукян: К слову «свобода» я отношусь, скажем так, своеобразно

Известный пианист, певец и композитор рассуждает о судьбах джазовых исполнителей, а заодно вспоминает Шопена, Шостаковича, Тома Джонса и The Beatles.  Читать далее Сергей Манукян: К слову «свобода» я отношусь, скажем так, своеобразно

Юрий Горюхин: Писатель — не дятел, чтобы вдалбливать свои сентенции

Писатель и журналист, и главный редактор журнала рассуждает о проблемах литературы, судьбе «бумажных» изданий и о возрождении эпистолярного жанра.  Читать далее Юрий Горюхин: Писатель — не дятел, чтобы вдалбливать свои сентенции

Главный приглашенный дирижер НОВАТа Михаил Татарников: Основа должна быть классической

Один из самых востребованных и успешных российских дирижеров в мировом музыкальном пространстве Михаил Татарников назначен главным приглашенным дирижером Новосибирского театра оперы и балета. С Новосибирском Татарникова связывают несколько лет плодотворной работы, он хорошо знает репертуар, потенциал солистов оперы и балета, возможности творческих коллективов НОВАТа. О своем понимании работы современного дирижера он рассказывает в этом интервью.

Читать далее Главный приглашенный дирижер НОВАТа Михаил Татарников: Основа должна быть классической

Алена Залуцкая — о жизни женщины-художника

Новосибирский скульптор Алена Залуцкая всю жизнь занималась керамикой (хотя и не только керамикой, честно говоря), ее называют художником декоративно-прикладного искусства, но это тоже не совсем точное определение. На самом деле Алена — это человек, по работам которого сразу видно, что он выполняет — наверное, отчасти сознательно — некую миссию, что совсем не свойственно многим другим ее собратьям и сосестрам.

Читать далее Алена Залуцкая — о жизни женщины-художника