В Новосибирске снимают фильм по повести братьев Стругацких

В Новосибирске снимают короткометражный фильм «Гигантская флуктуация» по повести братьев Стругацких «Стажеры». Съемки проходят в центре города, в стилизованной под 60-е годы квартире, на пляже «Бумеранг» и в специальном павильоне, сообщает муниципальное информагентство.

Фото: Юлия Иванова, nsknews.info

Съемки стартовали 28 июня и продлятся до 12 июля. Главные роли в картине исполнили актер театра Афанасьева Владислав Шевчук и актёр театра «Красный факел» Павел Поляков.

Как сообщил продюсер фильма Артем Свиряков, бюджет короткометражки превысил 3 млн рублей. Основная часть средств ушла на покупку камер. Также были приобретены права на экранизацию повести писателей.

«Нам остались два съёмочных дня, монтаж и озвучка. Фильм будет продолжительностью не более 15 минут», — сказал продюсер.

Фото: ЮлияИванова, epigraph.info

Снимает картину кинокомпания «MAXPRODUCTION» при поддержке центра развития кинопроизводства «СИБИРЬФИЛЬМ». Показать произведение зрителям планируется 23 июля. По замыслу создателей, эта короткометражка должна стать пилотным эпизодом сериала по произведениям Стругацких.

Легший в основу сценария фильма рассказ Аркадия и Бориса Стругацких «Гигантская флуктуация» — это одна из глав их повести «Стажеры», опубликованной в 1962 году. По сюжету Жилин, один из героев, повествует о странной встрече, произошедшей с ним в молодости: незнакомец рассказал ему о невероятных событиях, происходящих с ним всю его жизнь, но которые всем окружающим кажутся фантастикой.

Флуктуация — это колебание или любое периодическое изменение, случайное отклонение от среднего значения величины.

Ранее в «Новой Сибири»:

Театры Новосибирска готовы на эпический размах

 

Елена Агамян: Новосибирск имеет право знать о Достоевском больше

В последних числах июня на площадке «Дома да Винчи» состоялся закрытый показ документально-художественного фильма «Люба», снятого творческой командой ГТРК «Новосибирск» к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского. Фильм посвящен «сибирскому периоду» в жизни писателя — печально знаменитой ссылке по делу петрашевцев, которая стала серьезным испытанием в жизни гения, но парадоксально явила миру «писателя более крупного». О том, как Новосибирск связан с Достоевским, истоках загадочного названия ленты и главных театральных впечатлениях весны рассказывает автор идеи и сценарист «Любы» Елена Агамян.

Автор идеи и сценарист фильма «Люба» Елена Агамян и музейная ипостась Ф. М. Достоевского

— В первых кадрах фильма вы утверждаете, что, каждый город хотел бы иметь улицу Достоевского. В Новосибирске такая улица есть. И, очевидно, есть на то все основания?

—  В Новосибирске очень много думающих людей, рефлексирующих и ищущих – себя, свое место под солнцем и место веры в себе. И, наверное, Новосибирск как город, в котором живут такие люди, имеет право знать о Достоевском несколько больше, чем позволяют школьные программы. Кроме того, у нас есть и формальное обоснование. В новосибирских архивах хранятся подлинные документы, свидетельствующие о том, что Федор Михайлович Достоевский венчался в Кузнецке со своей первой женой Марией Дмитриевной. Конечно, сложно соединить в голове сегодняшний Новосибирск и того самого гения, но если забыть про границы административных единиц, которые в течение двух веков неоднократно менялись, то все встанет на свои места.

— И все же подчеркнем, чтобы не ввести никого в заблуждение: в Новосибирске писатель никогда не был.

— Конечно, Достоевский никогда не был в Новосибирске, которого тогда просто не существовало, а предшествующее городу село Кривощеково насчитывало двести душ населения и не встречалось на его пути. Но наш регион полон мест, где ступала нога писателя или хотя бы ехало колесо коляски, в которой он сидел. На карте Достоевского отмечено семь городов: Омск, Тобольск, Кузнецк, Барнаул, Змиев, Тюмень, Семипалатинск. В Сибири писатель прожил десять из 59 лет своей жизни, а это на самом деле совсем не малый срок. Через этот период можно показать историю Сибири и страны, что мы, собственно, и сделали, рассказав в фильме о том, какие исторические процессы происходили в Российской империи до ссылки Достоевского и немного позже. Этот просветительский момент очень важен для нашей команды. Мы сознательно погружаем зрителей не только в литературно-филологический, но и исторический контекст.

— Что представляла Сибирь для Достоевского?

Когда мы начали делать фильм о сибирском периоде в жизни писателя, неожиданно для себя выяснили, что многие жители Сибири обладают весьма поверхностными знаниями на эту тему. Кто-то слышал, что Достоевский был в ссылке где-то в Сибири, кто-то когда-то читал «Преступление и наказание». А между тем Сибирь стала для Федора Михайловича не только местом главного в его жизни испытания, которое он прошел и не был сломлен, но и местом силы, которую он впитал. Как точно заметила его дочь: «Он вышел из Омского острога писателем более крупным, чем вошел».

— Идея снять фильм связана с 200-летием со дня рождения писателя?

— Желание снять фильм возникло не к дате, а по настроению. Юбилейный год – чистой воды приятное совпадение. У меня даже есть точная дата и практически точное время, когда эта идея родилась, – 2 января 2021 года. Я собирала вещи в поездку и решила взять с собой двухтомник статей под редакцией Фрейда. У меня в этой книге как раз оставались две непрочитанные статьи. Открываю очерк, написанный немецким исследователем Иоланом Нейфельдом, начинаю читать и понимаю, что очень хочу снять кино, в котором бы жизнь Достоевского и ее влияние на произведения писателя рассматривалась бы сквозь призму психоанализа. Все эти инцестуальные связи, Эдипов комплекс, любовь к отцу, любовь к матери. Очерк Нейфельда, конечно, много критиковали, как, собственно, и сам метод психоанализа, но это совершенно необычный взгляд на судьбу писателя. Я бы так никогда своими глазами на Федора Михайловича не посмотрела. И вот я начинаю бегать по квартире и складывать в сумку все книги, которые касаются жизни и творчества Достоевского. Воспоминания Анны Григорьевны Сниткиной, второй жены писателя, исследовательские работы Юрия Ивановича Селезнева и так далее. Чуть позже к этой стопочке книг добавились мемуары дочери писателя – Любови Федоровны.

В фильме «Люба» авторы стремились соединить историю и сегодняшний день

— Современники Достоевского оставили о Любови Федоровне не самые лестные воспоминания. Отрицательные эмоции вызвали и ее страдающие тенденциозностью мемуары. А как восприняли ее вы?

— У меня сложилось впечатление, что Любовь Федоровна всю свою жизнь посвятила тому, чтобы примерить на себя страдания Достоевского, нести этот тяжелый крест и уже через свои страдания мстить всем тем, кто обидел ее отца. Жила она во Франции и умерла от белокровия, не дожив до шестидесяти лет. Она всю жизнь ненавидела первую жену своего отца, высказывалась о ней в оскорбительном тоне, ревновала его к ней, и это было, конечно, удивительно, ведь, по сути, она ненавидела мертвого человека: когда Люба родилась, первая жена Достоевского уже скончалась.

— И все-таки ваш фильм называется «Люба» …

—  Каждый автор фильма, книги или статьи имеет право на субъективность. На меня книга дочери писателя произвела очень глубокое впечатление. И мне захотелось, чтобы об этой женщине узнало, как можно больше людей. В общественном сознании дочь Достоевского навсегда осталась маленькой девочкой, а ведь то, что она прожила определенную жизнь и пыталась донести до нас все свои противоречивые и тенденциозные мысли, тоже имеет значение. Мы можем закрыть глаза и сделать вид, что ее не было, но ведь она была. Не соседка Достоевского или его соратница, а плоть от плоти. И мне захотелось, чтобы эта плоть заговорила. Заговорило то, что является физическим и духовным продолжением писателя. Мы знаем, что со смертью жизнь писателя не заканчивается, но забываем о том, что она продолжается не только в его произведениях, но и в его потомках. В фильме совсем немного прямых цитат из книги Любови Федоровны, но ее эмоциональная экзальтированность присутствует. Наша Люба раздражает зрителей, как было и при жизни. Если хотите, наш фильм – это реабилитация Любы. И Маша Жаворонкова, которая сыграла у нас главную героиню, справилась со своей задачей просто замечательно.

— У актрисы, исполнившей роль Любы, очень необычная внешность. Как вы нашли свою героиню?

—  Маша – профессиональная актриса, в этом году она получает диплом Новосибирского театрального института. Прежде чем приступить к съемкам, мы обратились к педагогу и мастеру курса Андрею Владимировичу Бутрину. Он пригласил нас в учебный театр, показал спектакль, в котором работают его студенты, и мы смогли найти сразу трех претенденток на роль. По словам Андрея Владимировича, они все были готовы воплотить этот образ на экране. Дальше мы провели второй телевизионный кастинг. Дали девушкам текст сценария и посмотрели, как к ним относится камера. И Маша Жаворонкова единогласно одержала победу. Зрители могут воспринимать созданный ею образ по- разному, но нам было очень комфортно работать с Машей. Она очень трепетно относилась к тексту, в котором мы соединили нашу современность и эпоху Достоевского. Приняла его даже не как данность, а будто впитала в себя. Когда Маша произносила текст на съемочной площадке, нам всем казалось, что она пришла из тех времен. И слова ее шли не из памяти, выучившей текст, а откуда-то изнутри.

Актриса Мария Жаворонкова в образе Любы в одноименном фильме

— Внешне Маша похожа на Любу?

— Нет, я специально не показывала художественному совету фотографию Любы, чтобы не было соблазна подобрать типаж.  По забавному стечению обстоятельств наша актриса оказалась похожа на режиссера нашего фильма – Тамару Саралидзе. У Маши действительно необычная внешность. Она очень красива, но при этом в кадре может быть по-артистически ужасной. Ей подвластна вся палитра красок.

— Главный упрек, который ставят Любови Федоровне, это то, что она писала об отце, почти не зная его: когда ее знаменитый отец скончался, девочке было всего 11 лет. У вас не было соблазна ввести в фильм реальных родственников Достоевского?

—  Это был бы самый тривиальный путь. Уже после того, как сценарий нашей «Любы» был написан, мы посмотрели очень много документальных фильмов о жизни Достоевского. И почти все документалисты прослеживают связь писателя с его потомками. Они, кстати, живут в Петербурге такой дружной бандой. Встречаются, общаются, играют на всех мыслимых и немыслимых инструментах, а правнук писателя водит трамвай. Внимание к ним – это правильно и хорошо. Но все это уже было сделано до нас, да еще и неоднократно. Так что мы могли себе позволить пойти своим путем.

— В вашем фильме есть еще один персонаж, который приковывает к себе внимание, и наверняка вызовет у зрителей вопросы относительно трактовки образа, — это Петрашевский. У вас он эксцентрик, «дурак, актер и болтун», как его называл Достоевский. А сознанием обывателя, воспитанного на школьной программе, Петрашевский воспринимается солидным политическим деятелем.

В нашем фильме роль Петрашевского исполняет студент НГТИ Сергей Смелых. Он играет настоящего трикстера, в некотором роде шута, что, как мне кажется, не противоречит действительности. Петрашевский был очень умным, эрудированным, образованным человеком, но всегда перетягивал одеяло на себя. Его и политическая борьба как таковая не интересовала, хотя именно за политические взгляды пострадали его последователи. Он просто стремился привлечь к себе внимание любыми способами. Даже в иркутской ссылке он все время эпатировал, поднимал крестьянские бунты и служил центром притяжения. Петрашевский сыграл огромную роль в жизни Достоевского. В период смятения и сомнений писатель прислонился к нему, как прислоняются к лидеру секты люди, ищущие в жизни точку опоры.

— Вы сознательно наделяете в своем фильме Петрашевского чертами Достоевского?

Если вы сравните портреты Достоевского и Петрашевского, вы увидите сходные черты. У них даже в днях рождения всего-то и было, что два дня разницы. Но в сходстве этом не было ничего удивительного, ведь, что собой внешне тогда представлял молодой человек двадцати четырех лет? Окладистая борода и «дума на челе». Мыслительные процессы, которые происходили в их головах, отражались на лицах. Они выглядели, как молодые старики, и зачастую были очень друг на друга похожи. Конечно, мы утрируем это сходство. В нашем Петрашевском есть немного Достоевского – смелого и дерзкого.

— Пожалуй, это не самые распространенные эпитеты в адрес Достоевского.

— Просто в восприятии людей, поверхностно знакомых с творчеством писателя, Достоевский – угрюмый и депрессивный тип, который не знает, что такое юмор, шутка и сарказм. На самом деле это не так. Если мы почитаем его рассказы до острожной жизни, мы поймем, что перед нами человек богатого чувства юмора. Но жизнь в Сибири его изменила. Отняла у него молодость. Один из петрашевцев, который находился с Достоевским в Омском остроге, вошел туда молодым человеком, а вышел глубоким стариком с физическими увечьями. То, что его сломило и в конечном счете убило, Достоевского взрастило как писателя.

Героиня фильма носит кандалы, подобные тем, что носил Достоевский, будучи узником Омского острога

— Если говорить о тяготах, в вашем фильме дочь Достоевского, путешествуя по сибирским следам отца, носит громоздкие кандалы, которые очень отличаются от тех, что мы привыкли видеть в кино и на картинах. В голове не укладывается, что писатель носил такие же, как самый последний преступник и злодей. Или для него были сделаны послабления?

— Те кандалы, которые мы обычно себе представляем, назывались цепными. Но узники Омского острога носили другие кандалы – ножные. Они состояли из четырёх железных прутьев в палец толщиной, которые прикреплялись к поясному ремню и одевались под верхнюю одежду. Весили они от четырех до шести килограммов в зависимости от роста узника. Кандалы не снимались никогда. Даже на тюремных госпитальных койках больные лежали в них. Сбежать было невозможно. Металлические ободы стирали щиколотки в кровь и, чтобы уменьшить трение, каторжники обматывали железо свиной кожей. Расковывали кандалы, когда человек умирал или выходил на свободу. Достоевский не был исключением. Он носил кандалы все четыре года каторги и подробно описал их в «Записках из Мертвого дома». Наша пара не аутентичная, но создана по образу и подобию. По нашему заказу мастера сделали чертежи, опираясь на образцы кандалов в Музее Достоевского, и мы заказали у кузнеца экземпляр для съемок.

— Важной частью вашего фильма стал спектакль «Идиот» новосибирского театра «Старый дом» в постановке Андрея Прикотенко. Как возникла идея совместить два вида искусства?

— Как каждый уважающий себя город мечтает об улице Достоевского, так каждый уважающий себя театр имеет желание ставить произведения Достоевского. И это большая смелость: сложно представить более востребованного русской сценой писателя. Спектакль «Старого дома» – это явление. И, даже не видя его, я понимала, что фрагменты «Идиота» станут украшением нашего фильма. Признаюсь, премьеру спектакля я пропустила. Потом была пандемия, и мне удалось попасть на показ, когда работа над сценарием уже шла. И знаете, это была судьба и знак. Спектакль мог абсолютно не лечь на наш фильм. В конце концов, в городе идут и другие спектакли по Достоевскому, но меня тянуло именно в «Старый дом». И я поняла, почему. Когда я приступила к написанию сценария, я думала о том, что наш Красный проспект – огромное зеркало, в котором отражается реальность. Мне хотелось, чтобы и в фильме все отражалось, перекликалось, а пространства преломлялись и находили себе продолжение. Каково же было мое удивление, когда я пришла на «Идиота» и увидела, что зеркальное пространство – одно из главных визуальных решений этого спектакля.

— У «Старого дома» очень маленький зал, неудобный для работы команды кинематографистов. Съемки проходили в режиме обычного показа? Или вы присутствовали на репетициях?

В «Старом доме» все с огромным уважением отнеслись к тому, что мы делаем.  Я очень благодарна режиссеру спектакля Андрею Прикотенко, который не только разрешил нам провести съемки, но и выступил в качестве интервьюента, его помощнице Марии Куриленко и артистам. Для них наша съемка была невероятно энергозатратной.  Нам нужно было отснять пять сцен в день показа спектакля, потому что декорации «Идиота» очень сложные, требуют долгой установки и решить вопрос мимолетом как-нибудь в другой раз просто не получилось бы. Четыре сцены специально для нас артисты сыграли перед началом спектакля, а финальную сцену повторили на камеру после того, как отыграли весь спектакль на зрителя. Нагрузка была колоссальная, и я просто снимаю шляпу перед тем, что совершили артисты. Со своей стороны мы постарались сделать так, чтобы сцены из спектакля не стали просто иллюстрирующим материалом. Мы внедрили фрагменты спектакля в ткань фильма. Они органично вошли в сюжетную канву и стали естественным продолжением и важнейшей частью нашей ленты. Я не малахольный человек. Много чего видела в жизни, но в финале «Идиота», я не могла аплодировать – так болело сердце.

Сцена из спектакля «Идиот» театра «Старый дом», вошедшая в фильм «Люба»

— Еще один незримый герой фильма – голос автора за кадром. Он принадлежит исполнителю роли Ипполита Терентьева в спектакле «Идиот» и обладателю «Золотой маски» Тимофею Мамлину. Чем продиктован ваш выбор?

— Работая над фильмом, мы сознательно ушли от популярного приема реконструкции событий. Мы никого ни в кого не переодевали. Даже когда в первых кадрах появляется Люба и проходит сквозь зеркало времени – это не маскарад, а ироничный фрагмент ввода в историю. Именно поэтому в этих сценах звучит закадровый голос Тимофея Мамлина.  Мне кажется, он уже в родильном доме кричал очень саркастично и иронично, поэтому, когда я услышала в спектакле его голос, сразу поняла, что этот человек должен быть голосом нашего фильма.

— Вы автор идеи и автор сценария фильма. У вас в голове свое видение и своя концепция. А режиссер имел шанс поспорить с вами на площадке в плане решений?

—  Сразу скажу, если бы наш режиссер Тамара Саралидзе в один прекрасный момент долгих угоров не согласилась делать со мной эту работу, я бы вряд ли взялась за написание сценария именно в той эстетике, в какой создана наша «Люба». Сценаристу легко. В своей голове он может изобразить все, что угодно. И ручка, и клавиатура все стерпят. Но телевиденье не книга. Оно требует визуализации, причем достаточно современной, потому что зритель сегодня насмотрен и избалован. И я благодарна Тамаре за современность визуальных решений. Кроме того, мне было очень важно найти такого режиссера, который принял бы мою идею на 99 процентов и захотел работать с этим материалом. Мы с Тамарой туго шли. Далеко не всегда находили взаимопонимание и сейчас над этим шутим и смеемся. Есть такая примета: если между сценаристом и режиссером на площадке не пробежит жесткая искра, то ничего хорошего не выйдет. У нас не было единодушного мнения по поводу решения всех сцен. Мы спорили и искали компромисс, который бы работал на идею, а не на перетягивание одеяла на себя. В силу возраста и опыта мне легче всего было настоять на своем и взять все на откуп. Но у Тамары сила сопротивления в такое количество омов, которого достаточно, чтобы не идти на поводу у сценариста.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото из архива съемочной группы фильма «Люба».

 

Крупноформатный диптих одного музыкального вечера

Впервые в истории Новосибирской филармонии состоялся большой гала-концерт фестиваля Ильдара Абдразакова при участии оперных звезд и молодых вокалистов.  Читать далее Крупноформатный диптих одного музыкального вечера

Яна Глембоцкая: Сейчас есть возможность прожить жизнь как ты сам хочешь

В Сибирском камерном театре «13 трамвай» прошла встреча с проректором Новосибирского театрального института и просто интересным человеком. Читать далее Яна Глембоцкая: Сейчас есть возможность прожить жизнь как ты сам хочешь

Театры Новосибирска готовы на эпический размах

В июне драматические театры Новосибирска завершили театральный сезон и ушли в долгожданный летний отпуск. Однако первые планы на следующий репертуарный год уже появились и сулят зрителям любопытные перспективы. Если кратко, то у публики появится веский аргумент в пользу того, чтобы перечитать классику, вспомнить о «молодежной фантастике» и по-новому взглянуть на жанр исторического анекдота.

Главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко на репетиции спектакля «Анна Каренина»

Главный режиссер театра «Глобус» Алексей Крикливый планирует обновить репертуар следующего сезона спектаклем «Генерал и его семья» по мотивам исторического романа Тимура Кибирова. Премьера на малой сцене назначена на 9 сентября. Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного Российским фондом культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Творческая команда спектакля обещает лирическую и вместе с тем бурлескную, изящную и ерническую, историко-документальную и одновременно вымышленную историю с вечным сюжетом на тему отцов и детей.

Действие происходит в 1970-е годы. Генерал-майор Василий Иванович Бочажок, командир военного гарнизона городка Шулешма-5, воодушевлен приездом любимой дочери Анны. Жизнь его давно налажена: карьера блестяща, быт устроен, а вера в советские идеалы непоколебима. Однако, несмотря на этот железобетонный фундамент, встреча двух поколений одной семьи становится началом больших перемен и ведет к поиску нового пути, а, значит, выбору, поступку и принятию. Генерала сыграет заслуженный артист России Илья Паньков, а в роли его дочери выступит дебютантка нынешнего сезона – Анастасия Белинская. Жанр спектакля режиссер трактует как анекдот, но не в общепринятом пародийном понимании этого слова.

«Наш герой – генерал-майор Василий Бочажок – великий человек, — признается Алексей Крикливый. — Так складываются обстоятельства, что он вдруг, неожиданно для себя, начинает идти против системы. Человек, получивший от государства звание, блага, единственный начальник в маленьком военном городке вдруг делает свой выбор. И этим поступком он совершает подвиг во имя счастья дочери и внука. Безусловно, герой понимает, на что идет: вся его прежняя жизнь, вера, все, к чему он шел и за что боролся, – перечеркнуты безвозвратно. Автор мощно «льет на эту мельницу», вплетая в сюжет и документальные, и выдуманные истории. Бочажок – персонаж вымышленный, конечно. Но он собран из ткани большой любви. И как любопытно наблюдать за эволюцией отношения автора к своему герою – от жесткой иронии в начале до безусловной любви в конце».

Эскиз афиши второй части спектакля-дилогии по роману «Анна Каренина» в Городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева

«Старый дом» на исходе сезона приступил к репетициям спектакля «Анна Каренина». Роман Льва Толстого, как известно, необъятен в плане тем, сюжетов и героев. И для того, чтобы приспособить его к драматической сцене, нужно как минимум сделать инсценировку. В случае спектакля на площадке «Старого дома» художественный лидер театра Андрей Прикотенко идет дальше. Он выступает не только режиссером, но и автором текста и создает на основе романа самостоятельное произведение, как было с «Гамлетом» Шекспира и «Идиотом» Достоевского. Новая «Анна Каренина» не только интерпретирует сюжет с точки зрения современности, но обещает открыть зрителям удивительные моменты прочтения. Режиссер перенесет действие в другое время, сократит список действующих лиц и придумает ход, который сделает главную проблему героини — невозможность расторжения брака — вновь актуальной и неразрешимой.

«Текст переписан, то есть со Львом Николаевичем мы решили поступить также, как поступили с Федором Михайловичем, — признается режиссер спектакля «Анна Каренина» Андрей Прикотенко. — Не знаю, что из этого получится, но репетируют артисты очень интересно. Необычным образом будет решено и пространство. Вы опять увидите «Старый дом» таким, каким его еще никогда прежде не видели. Мы в буквальном и переносном смысле развернем историю по-новому. Весь роман построен вокруг сюжета, которого нет в нашей сегодняшней жизни, – нерасторжимости официальных брачных связей. Отсюда и все возникающие на пути главных героев сложности. Но у нас возникла по этому поводу некая идея. Мы переносим действие не в настоящее, а в будущее время, и обнаруживаем очень важные обстоятельства, связанные с брачным законом».

Фрагмент репетиции спектакля «Анна Каренина» в театре «Старый дом»

Витающие в театральном воздухе флюиды толстовской героини привлекли внимание не только творческой команды «Старого дома». Городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева стал одним из получателей грантов Правительства Российской Федерации на реализацию творческих проектов в 2021 году. Для участия в конкурсном отборе было подано 203 заявки от театральных и 89 заявок от музыкальных коллективов и организаций. Новосибирский театр заинтересовал экспертный совет своим спектаклем-дилогией «Анна» и «Левин» по роману Льва Толстого «Анна Каренина». Режиссером выступит Сергей Афанасьев. Премьера должна состояться в ноябре. По задумке, это будет два самостоятельных спектакля, объединенных общим художественным решением. Каждый из них будет исследовать свою сюжетную линию, поэтому главные герои из одного полотна станут второстепенными персонажами в другом. В первом спектакле в фокусе режиссерского внимания окажутся Анна Каренина и Алексей Вронский, во втором – Кити Щербацкая и Константин Левин. Скорее всего спектакли будут играться в один вечер, вступая между собой в живой диалог.

«Первый театр» планирует открыть 14-ый в своей истории сезон в августе, а к пополнению репертуарной копилки приступит уже в сентябре. Стартовым названием станет «Парень из преисподней» братьев Стругацких. Это будет совместная работа с театральным проектом «Детки и предки». Поставит произведение культовых советских писателей режиссер Петр Зубарев, знакомый поклонникам молодежного театра по спектаклю «Леля и Минька». Художественное оформление осуществит Александра Ковальская (Санкт-Петербург). «С одной стороны, Стругацкие — наши великие классики, с другой, их произведения редко идут на сцене, — поясняет выбор литературной основы главный режиссер «Первого театра» Павел Южаков. — Мы остановили внимание на фантастической повести для детей старшего возраста, в которой рассказывается о юном жителе планеты, где долгое время идет война и господствует милитаристская идеология».

Эскиз декорации к спектаклю «Достоевский. Miracle Impossible» на большой сцене театра «Красный факел»

Театр «Красный факел» перед тем, как закрыть 101-й сезон и отправиться на гастроли в Нижний Новгород, объявил о начале работ над двумя осенними премьерами. Большую сцену в сентябре ждет «Невозможное чудо» – так называется новая пьеса донецкого драматурга Алексея Куралеха, уже знакомого зрителям театра по спектаклю «Перемирие». А сотворит это чудо не менее известный в «Красном факеле» режиссер Владимир Золотарь. Спектакль получит название «Достоевский. Miracle Impossible». В сценографии будущей постановки художник спектакля Наталья Зубович соединила лаконичность черно-белого павильона с буйством красок в духе немецкого экспрессионизма. Эскизы костюмов приближены к стилю XIX века, в котором и происходит действие. Центральными персонажами спектакля станут Федор Михайлович Достоевский и вторая супруга писателя и мать его детей Анна Григорьевна Сниткина. Как обещают в «Красном факеле», быт, муки творчества, болезнь, отношения с близкими и другие аспекты жизни великого писателя зрители увидят глазами его любящей жены.

«Не только бессмертные произведения – сама личность Федора Достоевского уже давно превратилась в интереснейший предмет для художественного осмысления, — гласит анонс. — Мучительные поиски Бога, отголоски каторжного прошлого, усмирение внутренних бесов, болезненное переживание неудач, размолвки с близкими, приступы падучей и, наконец, смерть детей – ему выпал путь, полный испытаний, опорой в котором стала родная и любящая душа. Пьеса Алексея Куралеха, основанная на дневниках и воспоминаниях второй жены и преданной помощницы Достоевского – Анны Сниткиной – предлагает взглянуть на биографию писателя с непривычного ракурса. Через частную историю знаменитой супружеской пары режиссер Владимир Золотарь исследует темы жизни с гением и жертвенной любви. Ведь быть женой великого творца – это не только гордиться, но и терпеть, не только восторгаться, но и страдать, не только вдохновлять, но и спасать. И еще сотни разных «но» – которые, однако, не в силах перечеркнуть абсолютное, всепрощающее, поистине искупительное чувство».

Юлия ЩЕТКОВА.

Фото Тимофея МАМЛИНА и из архивов театров.

 

 

«Старый дом» планирует строительство новой сцены

Новосибирский «Старый дом» вновь встал на путь реконструкции и готовит проектно-сметную документацию для того, чтобы войти в одну из федеральных программ реновации региональных и муниципальных учреждений культуры. Если планы театра осуществятся, то хорошо знакомое театралам здание, спроектированное архитектором Андреем Крячковым более ста лет назад, станет исторической частью единого театрального комплекса с новым корпусом в четыре тысячи квадратных метров и зрительным залом на 320 мест.

Проект, как сообщает пресс-служба театра «Старый дом», представляет собой ступенчатую реконструкцию из нескольких зданий. По завершении первого этапа у театра появится новый корпус с залом на 320 мест, репетиционными помещениями и большой зрительской зоной. На втором этапе переустройства будет проведена модернизация действующего здания с сохранением его исторического облика. Общая проектная площадь театрального комплекса – 5 тысяч квадратных метров. Затраты по проекту в текущих ценах составят 850 миллионов рублей. В 2021 году должна быть проведена экспертиза проектной документации первого этапа реконструкции. Сроки начала и завершения работ пока не определены, однако по самым оптимистичным прогнозам театральный комплекс может быть сдан в эксплуатацию в течение следующих двух лет.

Вопрос о строительстве нового здания для «Старого дома» впервые был поднят десять лет назад, когда стало очевидным, что строение, в котором размещается один из самых активно развивающихся театральных коллективов региона, не соответствует потребностям и запросам современного драматического театра. Однако решить вопрос до сих пор не удавалось. «Десять лет назад возник проект реконструкции «Старого дома», и на площадке перед театром мы собирались построить новое здание, — рассказывает директор театра «Старый дом» Антонида Гореявчева. — Была даже готова проектно-сметная документация и получено одобрение Правительства Новосибирской области на строительство, но проект был отложен. Время шло, наш театр очень сильно менялся в художественном и организационном отношении. Нынешнее здание не просто ни соответствует нашему уровню, но и сдерживает темпы роста: у нас нет ни одного репетиционного зала, очень тесное зрительское фойе, не хватает гримерных комнат и административных помещений. Тем не менее, мы производим очень качественные спектакли. Мы стали известны и представляем культуру Новосибирской области на федеральном уровне. Когда о наших проблемах услышали в Министерстве культуры и Правительстве Новосибирской области, губернатором Андреем Александровичем Травниковым было принято положительное решение по поводу реконструкции. На сегодняшний день у нас есть эскизный проект, и объявлен конкурс на выполнение проектных работ. Очень бы хотелось, чтобы этот этап был закончен в 2021 году, и мы успели пройти государственную экспертизу. По самым оптимистичным прогнозам, строительство должно завершиться в течение двух лет».

Собственно театральным зданием строение у «Речного вокзала» стало только после масштабной реконструкции 1967 года, оставившей нетронутыми лишь внешние стены. Интерьеры, фасад, внутреннее устройство помещений, – все было переделано по специально разработанному под нужды театрального коллектива проекту. А в 1912 году новостройка сдавалась в эксплуатацию как одно из двенадцати двухэтажных кирпичных зданий для начальных школ. На фоне общей одноэтажной деревянной панорамы города Новониколаевска строение, спроектированное известным сибирским архитектором Андреем Крячковым, выделялось и ростом, и материалом, и живописным силуэтом, и ярким цветовым строем, и ритмом декоративного обрамления. Здание на улице Будаговской, как раньше называлась улица Большевистская, было идеально приспособлено для приема учащихся (оба этажа имели односторонне освещенный коридор, на который выходили три или четыре классные комнаты, санитарные узлы, гардеробные, основные и запасные лестничные клетки) и благоустроено по последнему слову техники. При отсутствии общегородского водопровода и канализации имело свой внутренний водопровод и систему центрального водяного отопления с котлами и отопительной арматурой, выписанной по спецзаказу из Варшавы. Котлы и иже с ними хитро прятались под изящным купольным покрытием, которое хоть и претерпело значительные изменения, но возвышается над «Старым домом» до сих пор.

Начальное училище не проработало по назначению и десятилетия. Во время «колчаковского террора» 1918 года учреждение было закрыто под постой солдат. В 1920 году вновь преобразовано в учебное заведение – 1-ую Советскую (Первомайскую) школу под руководством педагога и библиотекаря Адриана Веденяпина. А в 1922 году неожиданно превратилось в карантинный приемник для беспризорных детей. В 1940-х вновь принимало учеников, в 1950-х трансформировалось в филармоническое общежитие, а в 1960-х поступило на службу театральной общественности. В 2008 году был разработан проект, согласно которому архитектурный феникс Андрея Крячкова должен был превратиться в историческую часть единого театрального комплекса, однако никаких шагов в сторону реализации этого плана от региональных властей не последовало. Кулуары «Старого дома» продолжили стареть и наращивать стратиграфические пласты. Впрочем, в 2018 году у действующего здания театра был отреставрирован фасад и обновлены интерьеры в зрительской зоне. А в конце нынешнего театрального сезона у театра появилась надежда расширить площади и получить возможность для реализации самых смелых постановочных решений.

По новому проекту на капитальный ремонт старого и строительство нового здания будут выделены средства как из федерального, так и из регионального бюджета. «Состоялось рабочее совещание, где присутствовали представители минстроя, нашего министерства и театра, — поясняет министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева. — Техническое задание на проектирование театр отработал и передал министерству строительства, УКС объявил конкурс, в конце года мы должны получить проектно-сметную документацию. Мы, конечно, хотели бы иметь одновременно проектную и рабочую документацию, но, к большому сожалению, средств, которые были выделены бюджетом, недостаточно на оба процесса. И всё-таки мы попытаемся войти в 2022 год, будем дорабатывать рабочий проект с тем, чтобы передать заявку в Минкульт России, — без проекта с нами никто разговаривать не будет. Никого не хочу обманывать, есть разные программы, но вот эта программа реновации театров объявляется очень редко. Сейчас в неё вошли всего восемь театров по всей стране. И мы сделаем всё возможное, чтобы в неё попасть».

Если театру «Старый дом» удастся попасть в программу реновации объектов культуры и заключить соответствующие межбюджетные соглашения, то этапы выполнения работ будут выстроены таким образом, чтобы позволить театру в период реновации осуществлять свою уставную деятельность. При этом к уже существующим помещениям театра (1 тысяча квадратных метров) добавится новое здание (4 тысячи квадратных метров), а экстерьеры исторической постройки не пострадают. «Мне кажется, нам удалось убедить Правительство Новосибирской области в том, что это будет не просто расширение площадей с точки зрения комфорта, а у театра появится инструмент, с помощью которого мы сможем решать очень интересные художественные задачи, — полагает главный режиссер театра «Старый дом» Андрей Прикотенко. — Пока мы изучаем положительный опыт наших коллег – не так давно построенных Воронежского Камерного театра, Новой сцены Александринки и традиционных зданий МХТ им. А. П. Чехова, Театра им. Е. Б.  Вахтангова, Театра Наций. Строительство и реконструкция будут проходить в два этапа. Для нас очень важно, чтобы архитектурной доминантой оставалось старое здание театра. Это образец архитектуры начала XX века, созданный известным в Сибири архитектором Андреем Крячковым. И мы хотим сохранить исторический облик здания как внутри, так и снаружи. И именно оно должно стать камертоном для строительства нового здания. Собственно, строительство нового корпуса и будет первым этапом реализации проекта. Сейчас мы думаем над его внешним обликом и дизайнерским решением. Внутри построят зал на 320 мест, появится сцена-трансформер Blackbox, будет много помещений для работников театра: административных кабинетов, цехов для изготовления декораций, костюмов и реквизита, репетиционный зал. Старое здание будут реконструировать во вторую очередь, и, хотя оно, в конечном итоге, станет частью вновь возведенного, я еще раз хочу подчеркнуть, что для нас важно сохранить его исторический экстерьер. В этом помещении мы планируем сделать художественное пространство, где можно будет репетировать, играть спектакли, устраивать выставки и перформансы, также оно будет очень важным для фестивальной деятельности».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь».

Эскизы предоставлены пресс-службой театра «Старый дом»

 

Новосибирская консерватория нашла 700 млн на ремонт концертного зала

Новосибирская государственная консерватория имени Глинки объявила конкурс на выполнение ремонтно-реставрационных работ в концертном (большом) зале. Максимальна цена контракта составляет 699 млн рублей.

Иллюстрация из конкурсной документации.

Большой концертный зал рассчитан на 470 мест в партере и на балконе и расположен в пристройке к зданию «Сибдальгосторга», построенному в 1923—1924 годах по проекту архитектора Андрея Крячкова. Также он известен тем, что в нем расположен единственный в городе акустический концертный сорокатрёхрегистровый орган. В настоящее время инструмент находится в стадии реконструкции, которая ведется при поддержке Благотворительного фонда «САФМАР» бизнесмена и мецената Михаила Гуцериева: он выделил 25 млн рублей.

Изначально проект реконструкции концертного зала предполагалось реализовать за 83,85 млн рублей. Перечень производственных работ включал ремонт пристройки и систем водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, оповещения людей о пожаре, охранно-пожарной сигнализации, а также приспособление объекта культурного значения для современного использования. Однако впоследствии объем работ многократно вырос.

Источник финансирования работ — субсидия федерально бюджета РФ. Она поступит двумя траншами: 502 млн в 2021 году и 197 млн в 2022-м. Закончить работы подрядчик должен будет в течении 365 дней с даты заключения контракта.

Извещение о конкурсе было опубликовано в Единой системе госзакупок вечером 29 июня. Заявки будут приниматься до 21 июля.

Ранее в «Новой Сибири»:

Вторая жизнь короля музыкальных инструментов

 

Новосибирск потерял поэтессу Нелли Закусину

После продолжительной болезни ушла из жизни Нелли Закусина, старейший новосибирский поэт и переводчик.

Нелли Михайловна родилась в 1943 году в Читинской области на станции Могоча. Стихи писала с самого детства, печататься начала очень рано. Она училась в шестом классе, когда в газете Чановского района Новосибирской области появились первые стихотворения тринадцатилетней поэтессы. В сентябре 1966 года состоялся поэтический дебют Нелли Закусиной на страницах журнала «Сибирские огни».

Окончила Новосибирский инженерно-строительный институт, по распределению поехала в Бурятию. Отработав несколько лет по специальности архитектора, перешла на работу в журнал «Байкал» на должность редактора художественной литературы и публицистики, много переводила с бурятского ее собственные стихи печатались в журналах «Нева», «Москва», в «Литературной газете».

В 1970 году Закусина вернулась в Новосибирск. Какое-то время она еще работала в архитектуре, в Сибирском зональном НИИ экспериментального проектирования участвовала в разработке планировки и застройки нефтяной столицы Сибири Нижневартовска, поселков Горного Алтая. Потом пришло время литературы в ее жизни как профессии: Нелли Закусину принимают в Союз писателей СССР, она работает в Западно-Сибирском книжном издательстве, крупнейшем по тем временам, затем в старейшем журнале страны «Сибирские огни». Благодаря большому опыту редакторской работы она сотрудничала с издательствами, готовила к публикации сборники других писателей и поэтов, редактировала журнал «Новосибирск», создала школу юных поэтических дарований.

Многие авторы оставались благодарны ей за высокий литературный вкус, за неравнодушие и требовательность, за стихи, которые всегда находили своего читателя.

Новосибирские куклы вышли на улицы Санкт-Петербурга

Спектакль о военном детстве показали новосибирские артисты на фестивале КУKART.  Читать далее Новосибирские куклы вышли на улицы Санкт-Петербурга

Павел Южаков: Мы все подсажены на результат, а, может быть, счастье заключается в самом пути

Новосибирский «Первый театр» закрывает сезон мистической комедией «Марьино поле».  Читать далее Павел Южаков: Мы все подсажены на результат, а, может быть, счастье заключается в самом пути