В Новосибирском театральном институте появится «Первая сцена»

Всероссийский фестиваль «Первая сцена» пройдет в Новосибирске с 28 ноября по 3 декабря. Организатором нового художественного смотра, в объектив которого попадут спектакли, созданные в рамках учебного процесса студентами  театральных вузов, станет Новосибирский государственный театральный институт. Приглашение на первый фестиваль получат молодые артисты из пяти городов России.

Ректор Новосибирского государственного театрального института объявляет о создании нового фестиваля

Фестивалей студенческих спектаклей, ориентированных не на любительские опыты, но на работы без пяти минут профессионалов, в России очень мало. Самый известный из них имеет воинственное название «БТР», что расшифровывается вполне мирно как «Будущее театральной России». Каждый год в мае выпускники театральных вузов со всей страны, а это несколько сотен человек, приезжают в Ярославль и показывают свои дипломные спектакли на сценах Первого русского театра драмы имени Федора Волкова и Ярославского театрального института. По сути, это профессиональная «ярмарка невест»: ведь привезенные дипломные спектакли смотрят представители кастинг-агентств, а также художественные руководители, главные режиссеры и директора ведущих российских театров. У истоков «БТР» стоял Борис Мездрич – бывший директор Новосибирского театра оперы и балета, планировавший создать аналогичный фестиваль и в нашем городе, правда, с уклоном в музыкальное дело ‒ свои спектакли должны были привозить в столицу Сибири российские консерватории. В силу разных обстоятельств, идею реализовать не удалось, хотя потенциал формата был очевиден.

Еще один регулярно действующий смотр дипломных спектаклей студентов столичных и региональных театральных вузов проходит в Москве. Международный фестиваль «Твой шанс» имеет две разделенных по географическому признаку программы и по аналогии с ярославским форумом предоставляет участникам возможность заявить о себе на широкую профессиональную аудиторию. Жанровых ограничений у фестиваля нет: в афише находится место и драматическим, и музыкальным, и кукольным, и документальным спектаклям.

Студенты НГТИ на фестивале «Будущее театральной России» в Ярославле

Попытки создать свою ярмарку вакансий и привлечь студенческие спектакли лучших театральных вузов страны в разные годы также осуществляли Санкт-Петербург, Севастополь, Казань, Саратов и другие города. Однако ни один из этих фестивалей не стал регулярно повторяющейся акцией. В этом году свое видение студенческого фестивального движения представит единственный специализированный театральный вуз за Уралом. Новосибирский театральный институт не только выступит в роли организационной и принимающей площадки, но и продемонстрирует возможности новосибирской театральной школы и ее художественных лидеров в серьезной конкурентной среде.

«Впервые в Новосибирске будет проводится такой большой, живой, очный, очень хорошего масштаба фестиваль студенческих спектаклей всех театральных школ России, — подчеркнул на пресс-конференции в ТАСС ректор НГТИ Василий Кузин. — Всего в нашей стране пять городов, где есть специализированные театральные вузы. Это Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Екатеринбург, Ярославль и Новосибирск. Из всех этих городов на нашем фестивале будут представлены театральные школы и спектакли, которые уже сделаны и идут на сценах учебных театров. Кроме того, мы пригласили присоединиться к фестивалю Сибирский институт искусств имени Дмитрия Хворостовского из Красноярска, где также обучают актерскому искусству. Мы надеемся, что со временем наш город станет тем центром, где все театральные школы страны будут ежегодно представлять свое искусство».

Программа и положение новорожденной «Первой сцены» сейчас находится на стадии формирования. Будет ли у фестиваля конкурсная основа, ограничится ли фестивальный контент афишей выпускных спектаклей или показы дополнят мастер-классы, лекции и прочие «специалитеты», выдвинут ли устроители жанровые ограничения, устроят актерскую биржу, остановятся на традиционном формате или разработают оригинальную концепцию ‒ станет известно в ноябре. Финансовую поддержку фестивалю окажет министерство культуры Новосибирской области.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Антона ШУТОВА и из архива НГТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Левобережный соцгород Новосибирска: столица будущего, оставшаяся в прошлом

Город Новосибирск уже много лет буквально помешан на своем доморощенном конструктивизме, которым мы гордимся буквально как святыми мощами, но при этом с каждым годом нарастает ощущение, что помимо вот этого ничего более-менее интересного в Столице Сибири не было, нет и не предвидится.

Прошлогодний фестиваль-лаборатория «Конструктивизм Здесь!» был в значительной степени посвящен полузабытому 90-летнему юбилею левобережного соцгородка (или города, — называйте как хотите), который, собственно, и стал одной из главных площадок фестиваля.

В этом году в Новосибирске планировалось провести биеннале архитектуры и археологии в рамках Года культурного наследия народов России, где как раз и собирались относительно подробно осветить историю знаменитого соцгородка (соцгорода) при заводе «Сибсельмаш», но мероприятие по известным причинам пока не состоялось: в стране нашлись дела поважнее.

Да и до этого проблема коммуникабельности в общем и в целому нас в стране находилась в широко известном положении стагнации, и что в этом больше виновато — отсутствие Великой национальной идеи или угнетающее присутствие Интернета и мобильных телефонов — никто точно определить не сможет. Тем не менее, тему социальной разобщенности, идейно и духовно противоположной религиозной концепции соборности и схемой идеологической — коллективистской — было бы очень небезынтересно рассмотреть как раз на примере новосибирского левобережного соцгорода, который на фоне мегаполиса все же выглядит как не больше чем городок.

Соцгорода в Советском Союзе вырастали одновременно с соцпроектированием общества будущего — в рамках общей концепции  коллективизма. Основной задачей было не только обеспечение работников предприятий необходимыми для жизни условиями, а также внедрением социалистического равенства.

Все это выглядит прямо чем-то чудовищно прекрасным на фоне нынешней социальной разобщенности, вызванной понятно чем. Именно об этом мы и составили разговор с новосибирским художником и человеком, занимающимся проблемой сохранения архитектурного наследия города Владимиром Авдеевым.

КАК БЫ ВТОРОЕ ВСТУПЛЕНИЕ

— А вот скажи мне, Владимир, почему Новосибирск  продолжает позиционировать себя как столицу советского конструктивизма с нечеловеческим упорством?

— Все города, в которых есть постройки эпохи конструктивизма, считают себя его столицами. Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Новосибирск — все претендуют на это почетное звание.  Ростов На Дону, благодаря театру имени Горького, построенного в виде трактора,  архитекторами Щуко и Гельфрейхом в 1935 году вообще претендует на звание мирового центра конструктивизма. В этом соревновании  возникает вопрос: чем все это мерить — количеством или качеством памятников.

Любой стиль развивается на основе внутренних противоречий и внешних обстоятельств. В каждом стиле во все времена появлялись не только шедевры,  но и произведения среднего уровня и вообще откровенно слабые. Конструктивизм не исключение из общего правила. В каждом из перечисленных городов есть свои архитектурные события и рядовые  постройки.

— Так чем в этом контексте может похвастаться Новосибирск?

— Оценки расходятся в зависимости от вкусов. Лично я из всего наследия  выделяю кинотеатр «Металлист». Здание имеет форму, построенную на сочетании разных объемов, восприятие которых возможно в круговом обзоре. Это то, о чем мечтали все конструктивисты. А так… кому-то нравится «Дом с часами», кому-то гостиница «Центральная»…

БОЛЕЕ КОНКРЕТНО ПРО СОЦГОРОД. ЧАСТЬ 1

«Город — точка узла лучей общей силы и в известной доле есть достояние всех жителей страны»

(Велимир Хлебников, 1915 г.)

— И все же, что стало причиной такого подробного исследования нашего Левобережного «Соцгорода»?

— С одной стороны все объясняется просто. Я в нем родился и прожил большую часть жизни. С профессиональной точки зрения  исследователя архитектуры мой интерес — общественные здания: театры, кинотеатры, дома культуры, клубы. Все началось с исследования здания ДК имени Клары Цеткин. В начале двухтысячных я держал в руках лист проекта «Приспособления ДК К. Цеткин для театра «Красный факел» 1941 г.» Жалею до сих пор, что этот документ упустил из рук, и он теперь утрачен.

В процессе работы  стало понятно, что все здания Соцгорода  логически связаны между собой. Началось все с книги доктора искусствоведения Николая Федоровича Хомутецкого с длинным названием «Иллюстративные таблицы к конспекту курса истории советской довоенного периода (1917—1941 гг.)»,  выпущенной в 1959 году. На 17-й странице я увидел знакомые дома нашего Соцгорода, но иллюстрации были подписаны как «Жилой поселок при Горьковском автозаводе». Мне, человеку самому себе противному в своем упрямстве, стало интересно и я начал искать связь. Друзья из Нижнего Новгорода прислали современные фотографии. Сделал запрос в архив и получил ответ, в котором довольно подробно был описан процесс строительсва. К сожалению, в архиве нет проекта этих зданий. Такие вещи хранятся в управлениях капитального строительства заводов, откуда их очень сложно достать.

НИКТО НИКОГО НЕ ЗАСТАВЛЯЛ ЛЮБИТЬ ЭТОТ ГОРОД (ПРО СОЦГОРОД часть 2)

«Что украшает город? На пороге его красоты стоят трубы заводов»

(Велимир Хлебников, 1915 г.)

— Ну а как складывалась история Соцгорода?

— В 1930 году был объявлен конкурс на проект Соцгорода в Нижнем Новгороде, в котором началось строительство автозавода. Конкурс выиграл проект группы студентов МВТУ под руководством архитектора Мордвинова. Студенческий проект естественно требовал профессиональной доработки, которую провел архитектор Зильберт. Молодой архитектор создал проект, состоящего из нескольких жилых комбинатов, каждый из которых состоял из пяти зданий, соединенных между собой галереей. Для каждого жилого комбината была предусмотрена и клуб-столовая.

В это же время  у нас в Новосибирске, на левом берегу Оби рядом с железнодорожной станцией Кривощеков начинается строительство завода «Сибкомбайн». В 1930 году было принято решение построить Соцгородок для работников завода. Для строительства было выбрано самое высокое место на левом берегу, на котором располагались пахотные земли соседних деревень: Кривощеково, Вертково, Ерестной и Перово. Соцгород планировалось разместить на площадке от реки Оби до сегодняшней улицы Троллейной, с востока на запад и от полотна Трансиба примерно до сегодняшней улицы Немировича-Данченко с севера-на юг. Здесь следует отметить, что революция перевернула логику многих естественных вещей. Логическая цепь строится так: сначала проект, потом строительство. В нашем случае было все иначе. З июня 1930 года газета «Советская Сибирь» сообщила о закладке левобережного Новосибирска. Началась подготовка площадки к строительству.  В августе инженер «Сибкомбайна» Рукавицын привез чертежи двух жилых комбинатов от «Автостроя» в Нижнем Новгороде, о чем и сообщила газета «Советская Сибирь» на три дня позже.  Я нашел в архиве еще несколько документов подтверждающих, что проект был привезен из Нижнего Новгорода.

Изначально оба запланированных жилых комбината планировались как объекты обобществленного  быта, но согласно постановлению ЦК ВКП (б) от 16 мая 1930 года «О перестройке быта» второй комбинат было решено сделать в виде комплекса индивидуального  проживания. Следующий парадокс заключался в том, что план левобережного Новосибирска с поквартальной разбивкой, создавался группой архитектора Дмитрия Бабенкова, с учетом уже строящихся жилых комбинатов и был представлен для общественного обсуждения.

Кстати, будущий клуб Клары Цеткин поначалу должен был выполнять не только задачи культурного центра, но и места общественного питания — там объединили клубную часть с кухней и столовой. В подвале здания была построена котельная, которая должна была отапливать жилые комбинаты. Но в таком виде клуб просуществовал не так долго: народ стал организовывать маленькие кухоньки у себя в комнатах.

МИФЫ И ЛЕГЕНДЫ (ПРО СОЦГОРОД часть 3)

«Современные дома-крысятники строятся союзом глупости и алчности. Если прежние замки-особняки распространяли власть вокруг себя, то замки-сельди, сплющенные бочонком улиц, устанавливают власть над живущими внутри»

(Велимир Хлебников, 1915 г.)

— Ты готовил свое исследование для запланированной биеннале архитектуры и археологии?

— У меня на это исследование ушло несколько лет — и думаю, уйдет еще несколько. Биеннале архитектуры и археологии в рамках Года культурного наследия хотели провести в этом году, но как-то все пока не сложилось. Я к этому имею отношение, потому что время от времени нахожу новые данные, в частности, по соцгородку, и, конечно, стараюсь ими поделиться. Эту первую биеннале как раз и собирались посвятить именно архитектуре прошлого — в том числе конструктивизму и археологическим исследованиям в Новосибирской области.

— Так почему все-таки, не состоялась эта самая биеннале?

— Нет, Саша, целью биеннале было не столько обсуждение архитектуры Новосибирска в целом, сколько исследование объектов культурного наследия, не случайно ведь инициировала все это инспекция по охране памятников культурного наследия. Идея-то изначально была хорошая, но, как это обычно бывает, тут же встала проблема с финансированием… ну, и прочее.

— Так ведь наш левобережный соцгород по легенде построил немец Эрнст Май.

— Нет, Май у нас не строил вообще ничего, если что. Да, существует легенда, что к соцгороду приложил свою руку популярный тогда немецкий архитектор. И сейчас я покажу то место, откуда начали расти эти уши... О том, что в процессе составления проекта застройки города Кузнецка архитектор Май заехал в Новосибирск 14 февраля 1931 года. Заметь: на этот момент городок «Сибсельмаша» был почти полностью построен на первом этапе. Товарищ Эрнст выразил недовольство по поводу участков с диагональной застройкой, поскольку был сторонником  гипподамовой системы планировки городов, после чего просто поехал дальше по СССР.

Пока идея биеннале все еще висит в воздухе, я понемногу занимаюсь изучением этой темы. У меня есть достаточно материалов: и документы, и проекты.

Да, существует легенда, что к левобережному Соцгороду приложил свою руку этот немецкий архитектор.  Это история относится к разряду, что ложь, которая  повторенная тысячу раз, начинает считаться правдой. Никто не видел ни одного листа проекта подписанного этим Маем. Нет ни одного документа, подтверждающего его участие в строительстве левобережного Соцгорода, но есть другие доказывающие обратное. Вот, в журнале «Бригада художников» 1931 года  есть такая короткая информация, о том, что в процессе составления проекта застройки города Кузнецка архитектор Май заехал в Новосибирск и ознакомился с процессом строительства соцгородка. Этот журнал мне достался по наследству от семьи Рогачевского — одного из первых профессиональных режиссеров и театральных художников Новосибирска.

— А что ты думаешь по поводу пресловутого сталинского ампира с дурацкими колоннами, псевдо-коринфскими ордерами и лепниной из серпов и молотов?

— Примерно так все и делалось. Оказалось, что архитектура не должна отражать социально-экономическую ситуацию в стране, а в первую очередь соответствовать коммунистической идее. Взгляд на общество будущего сильно изменился. И в связи с этим появились внутренние противоречия — одновременно с появлением жилья, в котором жить стало не слишком комфортно, а строить его было дорого.

Чем был наш монументальный классицизм интересен, так это тем, что архитекторы, а мыслили комплексами и ансамблями. со скверами, парками, детскими садами и магазинами. Взять, например, застройку на площади Станиславского, где дома занимают целые кварталы — со всей прилегающей инфраструктурой.

— Но ведь получается, что это тоже своего рода коммуны, но только более локальные и не ярко выраженные. Я-то веду к тому, что склонность к местечковости и колхозности в человеке осталась до сих пор: ведь довольно давно в центре Новосибирска стали появляться участки с огороженными домами, куда посторонним просто так не попасть. Осталось только дворника в воротах поставить, как при царском режиме.

— Так происходит все то же самое, что во все времена: человек строит себе зону комфорта. Главное это удобство и безопасность. Да, и чтобы никаких посторонних. Вообще-то, существует множество стадий развития такого внешнего благополучия. При строительстве социализма на начальном этапе пытались внушить населению, что комфорт — это обобществление и всеобщее равенство в форме коммун. Но, конечно, оказалось, что это никак не соответствует потребностям строителей нового общества, которым отчего-то хотелось иметь свой персональный туалет и кухню. В итоге новый человек со временем опять превратился в старого, в единоличника. Недаром вплоть до 80-х годов в каждом дворе еще оставались сарайки, где каждый житель дома  хранил дрова и уголь, да и всякое ненужное барахло.

ПРО ЛЮБОВЬ К ГОРОДАМ

«Стройка жилищ должна быть делом тех, кто их будет населять»

(Велимир Хлебников, 1915 г.)

— У нас вокруг более-менее значимого предприятия всегда строили собственное жилье и инфраструктуру, но назвать все это городами или городками вряд ли можно, в них уже не было никакой идеи социализма. И на Расточке, и у завода Чкалова…

— В системе объектов культурного наследия Новосибирска меня смущает то, что именно на период индустриализации, с которым связан основной прирост левого берега к городу, сейчас как-то очень мало внимания обращается.  С одной стороны, новосибирцы хотят, чтобы их город выглядел красивым как торт, но ведь город формируется не по кулинарным законам, и какая-то вишенка на торте город совершенно не волнует.

Мой отец жил в Новосибирске с 1919 года, когда город еще Новосибирском-то не был. Помню по отцовским рассказам, что у них просто была своя жизнь, эта жизнь имела для них какую-то ценность, и она проецировалась на пространство города. Вот и у меня особые чувства, к примеру, к ДК Клары Цеткин именно потому что с этим зданием у меня связана вся жизнь: как я пришел туда впервые в детстве, так до сих пор и занимаюсь его историей. Несмотря на то, что от той старой «Клары» уже ничего не осталось.

— Откуда появилась манера оценивать отношение к Новосибирску по схеме «люблю — не люблю»? «Любовь» ведь термин не градостроительный?

— Никто никого не заставляет любить этот город. Он ведь тот организм, в котором ты просто существуешь, у нас с ним, так сказать, обоюдная необходимость друг в друге. Я думаю, не стоит проецировать эти отношения на любовь и на дружбу. Хотя, ясное дело, без меня город будет жить точно так же, как жил и до меня. Когда еще был жив Павел Дмиртевич Муратов, наш замечательный искусствовед, я его часто пытался разговорить про старые времена, на что он обычно отвечал: «Ты знаешь, того города, в котором я жил, уже нет, а с тем, где я сейчас живу, у нас нет никаких отношений».

Да, есть в истории города интересные эпизоды. Но я понимаю, что если это интересно мне, то из этого не следует, что это кого-то еще волнует.

— Личная ностальгия играет здесь основную роль?

— Не знаю. Наша семья до 1963 года сменили несколько коммуналок. Последняя была на две семьи, а до этого были и на четыре, и на пять. И надо сказать, что такое групповое житье действовало на людей не только в отрицательном смысле. Помнишь, в каждом третьем дворе тогда стояли деревянные амфитеатры и скамейки, — там люди по вечерам собирались посмотреть кино или спектакли. В полуподвальных этажах были красные уголки или клубы — судомодельные, авиастроительные… И народ туда реально ходил, и молодежи, кстати, было много.

Можно еще вспомнить эпоху, когда стали появляться капитальные гаражи — это ведь была целая гаражная культура, мужские клубы по интересам…

— Интересы там обычно сводились к автомобилю и алкоголю. Такая «культура» и до сих пор еще держится, но ведь в общем и целом мы движемся к этой… коммуникационной деградации. Коммуникацией ведь по-умному называют… сейчас поглядим в поисковике… «Операционные системы, повседневно обеспечивающие единство и преемственность человеческой деятельности».

— Все это было, да прошло. Эти многочисленные территории вокруг промышленных предприятий нельзя было, конечно, определять как соцгородки, но каким-то подобием они все же являлись. Я вспоминаю один из своих любимых фильмов «Весна на Заречной улице». Там ведь все все доступно показано: как каждое утро люди толпами идут на завод, а вечером — с завода. Жили все они здесь же, неподалеку, и вся их жизнь связана с очень ограниченным пространством. Собирались на праздники и танцы в Дом культуры. И судьба для большинства из них была определена стандартной цепочкой: роддом, детский сад, школа, ПТУ, завод, пенсия, ну и так далее… Но в этом и состояла, наверное, руководящая роль пролетариата, как это тогда называлось.

— Интернет вот сообщает, что в словаре Даля «пролетарий» — это «бездомный или безземельный захребетник». Антисоветчина какая-то.

— Сейчас-то в центральной части города заводов не осталось, так что и все эти конгломераты давно уже развалились. Да и в целом жизнь у нас стала совершенно другая. Поэтому сейчас все социальные сообщества группируются в отдельных домах, в лучшем случае — в комплексах из трех-четырех. Каких-то объединяющих моментов больше не осталось.

— Володя, так это, как я понимаю, проблема каждого уходящего поколения, которое со временем становится несовременным и ненужным.

— Кто бы спорил. Жизнь — она меняется. И рассуждать на тему того, лучше она стала или хуже — бессмысленно, просто она становится совершенно другой. Конечно, все разговоры о том, что раньше было лучше — большая условность, какие-то вещи из прошлой жизни я бы в нынешнюю жизнь ни за что бы не взял.

***

После беседы с Владимиром Александровичем осталось ощущение какой-то недосказанности и общей неопределенности. Может даже прийти в голову, что взаимоотношения внутри нашего общества ничем хорошим однажды не закончатся. Это, конечно, не совсем прямо уж так, поскольку Авдеев скептический оптимист по натуре. И все же хотелось бы в пятый раз печально процитировать безумного поэта и теоретика Хлебникова: «Я думал про сивок-каурок, ковры-самолеты и думал: сказки — память старца или нет? Или детское ясновидение? Другими словами, я думал: потоп и гибель Атлантиды была или будет? Скорее я склонен думать — будет».

Николай ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

В Новосибирске началась Неделя Левобережного соцгородка

Вахтанговский театр представит в Новосибирске грандиозную «Войну и мир»

Театр «Глобус» объявил о главном гастрольном проекте сезона. С 3 по 6 ноября в Новосибирске пройдут показы спектакля «Война и мир» Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова. Легендарная труппа представит масштабное сценическое полотно по роману Льва Толстого, работа над которым велась четыре года — немногим меньше, чем потребовалось писателю на создание многотомной эпопеи.

В последний раз в Новосибирске театр Вахтангова был десять лет назад: московская труппа сыграла спектакль «Анна Каренина» на фестивале, приуроченном к 75-летнему юбилею области. Еще двумя годами ранее Рождественский фестиваль искусств эффектно закрывал драматическую программу вахтанговским «Дядей Ваней». Нынешний гастрольный проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в рамках празднования 85-летия Новосибирской области. «Благодаря гастролям Театра имени Евгения Вахтангова у жителей Новосибирской области появилась возможность увидеть спектакли, где работает самый звездный состав актеров, — рассказывает исполняющий обязанности министра культуры НСО Юрий Зимняков. — Спектакль „Война и мир” был поставлен в 2021 году к 100-летию Вахтанговского театра. Он был признан публикой и театральной общественностью одним из самых ярких событий прошлого театрального сезона. Я уверен, что толстовская эпопея не оставит равнодушным сибирского зрителя».

Вахтанговский театр ‒ один из самых успешных и знаменитых театров России. Легендарные имена и спектакли в прошлом, уникальная звездная труппа и сотрудничество с крупнейшими режиссерами в настоящем. Заполняемость залов бьет рекорды в масштабе целой страны, а каждый выпущенный спектакль становится значимым театральным событием, на который невозможно достать билеты. Труппа много гастролирует в России и за рубежом. Если верить статистике, в прошлом театральном сезоне вахтанговцы показали на гастролях 51 спектакль. «Гастроли — это то, ради чего мы живем, ради чего существуем. Это всегда радость встречи с публикой, с новым городом, с регионом, возможность проверить себя», — подчеркивает директор Государственного академического театра имени Евг. Вахтангова Кирилл Крок.

В Новосибирске Вахтанговский театр представит спектакль «Война и мир», признанный самой впечатляющей интерпретацией «самого трудного для сцены» произведения Толстого. Важнейший роман в истории русской словесности режиссер Римас Туминас превратил в театральный текст на пять часов, которые пролетают на одном дыхании, захватывая внимание беспроигрышным сочетанием яркой вахтанговской театральности с минимализмом философской режиссуры.

За пределами столицы нашумевший спектакль уже смогли увидеть зрители Екатеринбурга, Казани, Красноярска и Ясной Поляны. В родовом имении графов Толстых показ проходил в рамках Международного театрального фестиваля «Толстой»: «Войну и мир» сыграли под открытым небом на специально построенной под вахтанговский размер сцене. В Новосибирске знаменитый московский театр представит свою масштабную работу в специально созданных для гастролей декорациях, отличающихся от стационарного варианта лишь мобильностью. Элементы сценографии проделают путешествие через всю страну на двух 14-метровых фурах. На установку спектакля на принимающей площадке, которой станет большая сцена театра «Глобус», уйдет целый день. Участниками гастролей заявлено 85 представителей театра Вахтангова.

«Я нахожусь в том состоянии, когда мечты сбываются, — признается директор Новосибирского молодежного театра «Глобус» Татьяна Людмилина. —  Это один из самых значимых и самых гастролирующих спектаклей театральной России сегодня. Давно в Новосибирске не было такого звездного состава исполнителей. В “Войне и мире” занята большая часть труппы – корифеи, среднее поколение и прекрасная молодежь. Важно, что спектакль живет: в него постоянно вводятся новые артисты, отсюда появляется новый внутренний мир. Не нужно опасаться, что спектакль длится пять часов. Он смотрится с огромным интересом. Цена на билеты составляет в среднем две тысячи рублей. Это цена, которую невозможно себе представить для гастрольного проекта такого масштаба».

На сцене театра «Глобус» пятичасовую «Войну и мир» вахтанговцы сыграют четыре раза. Гастрольные показы отличает не только гуманный ценник, право на который получили лишь два города турне ‒ Новосибирск и Кемерово, но и удобные даты: большая часть встреч с театральной интерпретацией романа Толстого пройдет в нерабочие праздничные дни. Начало спектакля перенесено на 17.00 для того, чтобы зрители могли комфортно вернуться домой после просмотра . Билеты можно приобрести в обычном режиме или воспользоваться «Пушкинской картой». Возрастная рекомендация: 16+.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь».

Фото предоставлено пресс-службой театра «Глобус».

 

Назначен главный дирижер Новосибирского симфонического оркестра

Димитриос Ботинис назначен главным дирижером Новосибирского академического симфонического оркестра. Маэстро подписал контракт сроком на три года во вторник, 6 августа. Кандидатура дирижера была единогласно одобрена художественным советом коллектива и получила поддержку со стороны министерства культуры Новосибирской области.

«Этого события ждало все музыкальное сообщество Новосибирска, да и в целом всей страны, — прокомментировал новое назначение исполняющий обязанности министра культуры Новосибирской области Юрий Зимняков. — Почти полгода симфонический оркестр работал без главного дирижера и художественного руководителя. Сегодня происходит знаковое событие, которое войдет и в историю Новосибирской области, и в историю Новосибирской филармонии».

35-летний Димитриос Ботинис — один из самых заметных представителей молодого поколения дирижеров. Он родился в Москве в семье известного греческого дирижера Димитриоса Ботиниса-старшего, у которого брал первые уроки дирижирования. Окончил Санкт-Петербургскую консерваторию, имеет немало наград в области оперно-симфонического дирижирования и является лауреатом премии Президента РФ для молодых деятелей культуры. Сотрудничает с оркестрами Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Кисловодска, Новосибирска и других городов России. Гастролирует в Германии, Греции, Италии, Польше, Венгрии, Хорватии. Последние семь лет возглавлял Академический симфонический оркестр Северо-Кавказской государственной филармонии, где принял участие в создании 14 фестивалей, 30 оперных спектаклей и более 100 симфонических концертов.

За дирижерский пульт Новосибирского симфонического оркестра Ботинис впервые встал в 2020 году. Продолжительная совместная работа (маэстро дирижирует двумя абонементными программами) и прочный творческий контакт послужили вескими аргументами в пользу приглашения Димитриоса Ботиниса на должность главного дирижера, остававшуюся вакантной в течение последних семи месяцев после того, как в марте этого года тогдашний художественный руководитель коллектива Томас Зандерлинг покинул пост по собственному желанию.

«Хочу поблагодарить Новосибирскую филармонию за доверие и важное предложение, за возможность раскрыть свой творческий потенциал, — подчеркнул на церемонии представления дирижер Димитриос Ботинис. — Это честь и большая радость встать за пульт и возглавить один из лучших коллективов России в такой сложный период. Наша цель ‒ двигаться выше, достигать новых творческих вершин, ставить перед собой все более сложные художественные задачи. Жизнь артиста такая, что словами все не объяснишь. Нужно просто хорошо работать и стремиться к высокому качеству. Главное, жить в искусстве, а все остальное произойдет само собой. На данном этапе нам нужно время, чтобы почувствовать друг друга, понять, как  сохранить и раскрыть все наши положительные черты».

Репертуар Новосибирского симфонического оркестра на ближайший сезон уже сверстан, как и личные профессиональные планы нового главного дирижера. Маэстро будет приезжать в Новосибирск для работы над отдельными программами и продолжит активное сотрудничество с симфоническими коллективами других городов, однако, начиная со следующего сезона, графики новосибирских музыкантов и их творческого лидера начнут пересекаться все чаще. В столице Сибири Димитриос Ботинис планирует уделить как можно больше внимания «большим полотнам». Первой реализацией амбициозного замысла станет Симфония № 9 Густава Малера, которую Новосибирский симфонический оркестр представит не только в Сибири, но и в Москве.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Михаила АФАНАСЬЕВА

 

 

 

 

 

 

Новосибирский фильм «Люба» стал победителем фестиваля «Голос Евразии»

Документально-художественный фильм «Люба», снятый творческой командой ГТРК «Новосибирск» к 200-летию со дня рождения Федора Достоевского, получил гран-при Всероссийского фестиваля национального вещания «Голос Евразии-2022». Форум, главным событием которого стало подведение итогов конкурса телевизионных и радиопрограмм, проходил в Махачкале и объединил около 70 телерадиокомпаний со всей России. Участники из Новосибирска стали обладателями высшей награды, опередив 400 соискателей на победу.

Режиссер фильма «Люба» Тамара Саралидзе и автор сценария Елена Агамян

Всероссийский фестиваль национального вещания «Голос Евразии–2022» ‒ один из крупнейших медиапроектов страны, заключительный этап которого традиционно проводится в столице Дагестана. Среди участников фестиваля профессиональные журналисты, этнографы, культурологи, представители власти и общественности. Тематическая веха пятого по счету форума ‒ Год культурного наследия России. Отсюда насыщенная программа, включавшая мастер-классы, конференции, круглые столы, обмен журналистским опытом и опытом объединения представителей разных регионов для «сохранения и развития традиций и обычаев народов, населяющих Российскую Федерацию». А в качестве финального аккорда ‒ конкурс телевизионных и радиопроектов, где соревнуются между собой совершенно не похожие сюжеты на темы сохранения народных традиций, межнационального и межкультурного диалога.

«Люба» – это работа большого коллектива ГТРК «Новосибирск». Автор сценария – редактор службы информации программы «Вести-Новосибирск» Елена Агамян. Режиссер – Тамара Саралидзе, а операторы – Роман Шулик и Иван Осинцев. Официально выход фильма авторы приурочили к юбилею Достоевского, хотя точкой отсчета для создания картины послужила не столько круглая дата, сколько желание исследовать жизнь писателя сквозь призму «сибирского периода». Скорее даже визуализировать принципиальную значимость этого этапа биографии для художественной эволюции писателя в целом. Сформулировать оправдание «далекой и глухой Сибири», которая хоть и оказала довольно сильное воздействие на психику Достоевского, в конечном счете сформировала все его зрелое творчество.

Любовь Федоровна Достоевская путешествует сквозь пространство и время

Федор Михайлович скончался в 59 лет. Десять лет своей жизни он провел в Сибири. Ссылка по делу петрашевцев началась в Омском остроге (четыре года каторги) и нанесла на карту писателя еще шесть городов ‒ Тобольск, Кузнецк, Барнаул, Змеиногорск, Тюмень, Семипалатинск. Парадоксально испытание, которое сломило и убило многих осужденных по делу знаменитого политического кружка, явило миру великого художника-мыслителя. Как точно заметила дочь Достоевского: «Он вышел из Омского острога писателем более крупным, чем вошел». Именно воспоминания Любови Федоровны Достоевской, вызвавшие весьма неоднозначные оценки современников автора Великого Пятикнижия, стали тем неожиданным ракурсом, благодаря которому команде «Любы» удалось избежать в изложении истории тривиальных ходов.

Съемочная группа «Любы» постаралась систематизировать фактографический материал, связанный с пребыванием Достоевского на Алтае и в Сибири, посетив множество мест, где он бывал, и в художественной форме реконструировала обстоятельства посещений писателем сибирских городов и круг его общения. Новосибирск, где Федор Михайлович по понятным причинам оставить свой след не мог, оказался не только городом, где родилась идея фильма, но и важной частью сибирского локуса Достоевского. Именно в нынешней столице Сибири хранится метрическая книга с записью о первом бракосочетании писателя. Долгое время документ считался утерянным, однако незадолго до юбилея Достоевского археографы Новосибирского областного архива обнаружили уникальную запись в целости и сохранности.

Зазеркалье спектакля «Идиот», ставшего частью сибирского текста Достоевского

Внесла свою лепту в создание фильма и Новосибирская областная научная библиотека, выполнившая функции одной из съемочных площадок и предоставившая для работы трехтомное издание «Евангелие Достоевского». Первый и самый главный том комплекта представляет собой факсимильное издание «Евангелия», сопровождавшего Достоевского на каторге, а приложение содержит дубликат «Сибирской тетради» – одной из дошедших до нашего времени записных книжек писателя, где он описывал каторжный период своей жизни.

Еще одной находкой фильма стал спектакль «Идиот» новосибирского драматического театра «Старый дом» в постановке Андрея Прикотенко. Режиссер выступил одним из ведущих экспертов проекта. Артист Тимофей Мамлин, получивший за роль в «Идиоте» национальную театральную премию «Золотая маска», подарил картине закадровый голос. А зашифрованные в зеркальном визуальном коде сцены из нашумевшего спектакля органично вошли в сюжетную канву «Любы» и его хитроустроенную систему отражений, перекличек и преломлений.

Дочь Достоевского Люба и Михаил Петрашевский в исполнении Марии Жаворонковой и Сергея Смелых

Пользуясь жанровой свободой, создатели фильма дополнили сибирский маршрут Достоевского перемещением как в пространстве, так и во времени. По максимуму использовав мифогенный потенциал  сибирского текста Достоевского, позволили героям ленты ‒ дочери писателя Любе и революционеру-утописту Петрашевскому (их роли исполнили тогда еще студенты Новосибирского театрального института Мария Жаворонкова и Сергей Смелых) ‒ шагнуть из XIX века в XXI столетие и побывать на спектакле, ставшем знакомым событием в истории современных театральных интерпретаций произведений Достоевского.

Первым зрителям фильм, ставший обладателем гран-при всероссийского фестиваля, создатели представили в формате закрытого показа в июне прошлого года. Профессиональное жюри познакомилось с неформатной «датской» лентой нынешним летом. Победа на престижном конкурсе, участниками которого стали 400 представителей региональных филиалов ВГТРК, а также телерадиокомпаний стран ближнего и дальнего зарубежья, открыла для спокойно пребывающей в недрах YouTube «Любы» новую публику и новые горизонты.

«Уровень критического мышления всегда выше, когда смотришь на работу, которая уже “отлежалась”, — признается автор идеи и сценарист фильма «Люба» Елена Агамян. — Со временем эмоции и переживания стали тише, но чувства сильнее. Понятно становится, от чего можно было отказаться, чем пожертвовать, чего вовсе не делать, а что, была бы воля, изменить напрочь. Но пусть все останется как есть. Взбалмошно, смело, местами сумбурно, искренне. Такой, на наш взгляд, была дочь Достоевского, такую мы сложили историю. Зачем ее надо было снять, зачем прикасаться к биографии великого писателя, хотя до нас это делало очень много талантливых людей? Не для того, чтобы сделать попытку присоединиться, прислониться. Для того, чтобы пережить то, что происходило во время съемок и после. Мы каждый прошли свой путь испытаний, уготованных новым, обнаженным мировосприятием и обнуленным психологическим состоянием. Погружение в материал было мощным, выход на поверхность непростым. Но каким чутким стал взгляд на всё, что касается страдания человеческого. Как важно было прийти к своему нынешнему пониманию веры. Ее силы и ее необходимости».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото из архива НГОНБ и съемочной группы фильма «Люба»

 

 

Олеся Петрова: Без «душевной чистки» не будешь интересен зрителю

В сентябре на Большой сцене НОВАТа 78-й сезон откроется премьерой русской оперы «Царская невеста» с участием певицы с мировым признанием, ведущего меццо-сопрано мировой оперной сцены, солистки петербургского Михайловского театра Олеси Петровой. Звезда мировой оперы исполнит ярчайшие партии классического репертуара, написанные для меццо-сопрано: Любашу в опере «Царская невеста» Римского-Корсакова и Амнерис в «Аиде» Верди.

Читать далее Олеся Петрова: Без «душевной чистки» не будешь интересен зрителю

Биеннале графического дизайна «Золотая пчела 15» в Новосибирске. «Предмосковный» показ

В Центре культуры ЦК19 открылась выставка «Московская международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела 15». Избранные работы», организованная совместно с Союзом дизайнеров России. В экспозиции представлено около ста работ в пяти конкурсных номинациях. На выставке представлены некоторые плакаты из пяти конкурсных номинаций.

Читать далее Биеннале графического дизайна «Золотая пчела 15» в Новосибирске. «Предмосковный» показ

Новосибирские учреждения культуры собирают книги для Донбасса

Новосибирские учреждения культуры присоединились к акции «Книги – Донбассу», которая проходит во всех регионах России с марта этого года. Пункты книжной помощи организованы в том числе в ГПНТБ, Областной научной библиотеке, Новосибирской филармонии и театре «Красный факел». Собранные в ходе акции книги на русском языке будут переданы в школьные и общедоступные библиотеки, а также детские досуговые и другие социальные учреждения Донецкой и Луганской народных республик.

По сообщениям СМИ, в библиотеки ДНР и ЛНР новые издания не поступали с 2014 года. При том, что учреждения продолжают активно работать с читателями, проводить мероприятия и выдавать книги. Акция «Книги – Донбассу» носит статус всероссийской. Ее организаторами выступают партия «Единая Россия» и Министерство просвещения Российской Федерации. Специальные стеллажи появляются в торговых центрах, библиотеках, учреждениях культуры, школах, парках и других общественных местах, пользующихся популярностью у жителей. Всего устроители планируют запустить около тысячи точек сбора. В планах Новосибирской области обустройство 30 площадок. Первые 5 тысяч собранных с начала запуска федеральной акции книг уже отправлены в составе гуманитарного груза в библиотеки Донбасса. В масштабах всей страны вклад благотворителей оценивается в более чем полмиллиона книг. Это учебная, художественная литература, классика, проза, поэзия и книги для детей.

В Новосибирске ключевые пункты сбора книг для последующей передачи в библиотеки Донбасса расположены в новосибирской Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук и Новосибирской областной научной библиотеке.

«Мы понимаем, что на территории Донбасса многие школьные и муниципальные библиотеки остались без хорошего книжного фонда, поэтому сразу подключились к акции. Число участников растет с каждым днем: собираем художественную, научно-популярную литературу, особый акцент – на детской. Кроме того, на международный фестиваль «Книжная Сибирь», который состоится уже в сентябре, ждем в гости директоров республиканских библиотек из Луганска и Донецка. Поделимся опытом создания модельных библиотек, электронных каталогов, технологиями проведения культурных и просветительских мероприятий. В дальнейшем также будем помогать и поддерживать наших коллег», — подчеркивает директор Новосибирской областной библиотеки, председатель регионального общественного совета партийного проекта «Культура малой Родины» Светлана Тарасова.

В конце августа к акции присоединилась Новосибирская филармония. Стеллаж для размещения книг установлен в помещении кассового зала Камерного зала (Красный проспект, 32). В кассовом зале организовал свой пункт сбора и новосибирский драматический театр «Красный факел». Принять участие в акции может любой желающий. Организаторы акцентируют внимание благотворителей на русскоязычной учебной и художественной литературе. Книги могут быть не новыми, но обязательно в хорошем состоянии. Все книги, оставленные горожанами на стеллажах, будут собраны и переданы волонтерами для отправки с гуманитарным грузом.

Фото из архива Новосибирской государственной филармонии

 

 

Пульчинелла, Фарго и вавилонское столпотворение в театре «Старый дом»

Новосибирский «Старый дом» открывает 89-й сезон, в котором случится четыре премьеры и запуск полюбившихся проектов. В творческих планах амбициозной труппы приручение комедии масок, новый виток отношений с мировым кинематографом, переброска во времени и пространстве вплоть до строительства Вавилонской башни и превращение Международного фестиваля «ХАОС» в лабораторию пластического театра.

«Новый творческий сезон будет насыщенным, активным, ярким. И надеюсь, очень успешным. У нас все для этого есть, — отмечает директор театра «Старый дом» Антонида Гореявчева. —  У нас сложилась созидательная творческая атмосфера. Мы приглашаем на постановку ведущих российских режиссеров. У нас действительно замечательная труппа, которую мы пополняем по мере необходимости. В этом году провели кастинг. Заявки подали более 200 артистов из разных городов страны. Четырех талантливых молодых актеров мы приняли в наш коллектив. Впереди ‒ четыре премьеры».

В день открытия сезона артисты театра «Старый дом» впервые сыграют для зрителей «Пульчинеллу». В новом спектакле Андрея Прикотенко самый загадочный персонаж итальянской комедии масок выйдет на сцену, един во множестве лиц, чтобы прожить свою насыщенную событиями жизнь с рождением, смертью, влюбленностями, чередой приключений, скоплением эпик фейлов и неожиданных удач. Впрочем, добравшись до финала, герой так и не облечет переживания в слова, поэтому звучащую речь в спектакле заменит маска, жест и особое настроение «пульчинелловой души».

«Пульчинелла – в хорошем смысле странное и интересное название, — рассказывает режиссер спектакля Андрей Прикотенко. — Выбор его подсказан книгой итальянского философа Джорджо Агамбена. В этой книге он исследует такой сюжет: на закате Венецианской республики известный художник запирается на своей вилле и начинает рисовать Пульчинеллу, одну из самых популярных и неоднозначных масок итальянской комедии дель арте. Он разрисовывает свою виллу и создает целую серию работ — фрески, литографии. Этот парадокс исследует в своей книжке Агамбен. И мы вслед за художником и философом тоже обращаемся к этой истории. В спектакле занята почти вся труппа. Все работают в масках. Маска диктует другой способ игры, иную пластику и отношение к сценическому пространству и окружающему миру. Театр сейчас замечательно работает и представляет собой чуть ли не идеальный технический и творческий механизм. У нас на репетиционной площадке сложилась очень хорошая, добродушная, взаимоуважительная атмосфера. Технически спектакль очень сложный, но у нас есть надежда на то, что мы можем сделать что-то такое, что никогда прежде не делали».

В декабре афиша театра сделает неожиданный кульбит и представит сценическую рефлексию на тему «Фарго». Фильм братьев Коэнов транслируют в нашу реальность российский режиссер Евгений Маленчев и белорусский драматург Константин Стешик. История одного незадавшегося похищения продолжит сложившуюся в «Старом доме» традицию авторской интерпретации культовых киносюжетов. В позапрошлом сезоне новосибирский драматический уже заходил на территорию кинематографа. Тогда первоисточником для спектакля стал сценарий к фильму «Танцующая в темноте». Новый взгляд на историю Ларса фон Триера получил «Золотую маску», но и стал бестселлером новосибирского театрального репертуара. И у «Фарго» появилась возможность внести в эпичное противостояние искусств свою лепту.

«В выборе названий мы во многом зависим от режиссеров, но всегда смотрим, как будет материал соединяться с нашей труппой и насколько это будет интересно зрителям, — отмечает креативный продюсер театра «Старый дом» Оксана Ефременко. —  И “Танцующая в темноте”, и “Фарго” ‒ это такие манки для зрительского внимания, которые не только помогают нам работать с постоянной аудиторией “Старого дома”, но и создают возможности для привлечения людей, которые в театр не ходят или делают это очень редко. Всем сразу становится любопытно, а сможем ли мы сразиться с кино? И у нас действительно есть некоторые амбиции в этом смысле. Мы сознательно ищем пути взаимодействия с киносценарием, вступаем в диалог с визуальной культурой, сформированной фильмом, и нашумевшими актерскими работами».

В марте труппу «Старого дома» ждет еще одно серьезное испытание. Режиссер Елизавета Бондарь поставит музыкальный спектакль, в основу которого ляжет сказание о Вавилонской башне. История о самом знаменитом долгострое в мире насчитывает 40 веков и бесконечное число интерпретаций. В «Старом доме» сюжет о том, как по причине непомерных амбиций провалился грандиозный проект человечества, обретет новую жизнь в формате музыкального спектакля. «В нашем театре мы всегда говорим про современного человека языком большой литературы и больших мифов. И легенда о Вавилонском столпотворении предлагает нам миф, с которым было бы интересно встретиться. Сейчас режиссер с композитором придумывают, каким может быть мир этого спектакля. Хорошо зная возможности нашего театра и труппы, Елизавета Бондарь хочет выйти на новый уровень музыкальной культуры для себя, как для режиссера. Мы надеемся, этот спектакль выведет на новую высоту и нашу труппу».

Последнюю премьеру 89 сезона команда «Старого дома» выпустит в начале июня. Московский режиссер Антон Федоров поставит спектакль по одному из прозаических произведений Андрея Платонова. Путь первейшего русского авангардиста и вместе с тем одного из самых недооцененных авторов XX века к читателям был трагически долог, но еще сложнее оказалась его дорога на сцену. Переводить сложнейшую прозу Платонова на язык театра начали только в конце 1980-х годов. Порой успешно, все чаще ‒ списывая неудачи на несценичность текстов, преодоление платоновской «правдой» театральной условности и невозможность визуализации платоновского языка. И все же произведения писателя продолжают мерцать свежими линиями и манить неизведанными смыслами, а значит у «Старого дома» есть шанс вписать свое имя в театральную историю текстов Платонова.

Во второй половине сезона театр «Старый дом» вернется к формату актерского марафона «Без дистанции», в рамках которого артисты труппы представят зрителям свои новые самостоятельные работы. А с октября по декабрь выпустит масштабную превью-программу, посвященную будущему фестивалю «ХАОС». Новосибирск известен как культурный центр с хорошо развитой театральной инфраструктурой. Этот образ базируется на традиционных жанрах и видах театра. В то же время в городе есть потенциал для развития новых точек роста, связанных с современным танцем и пластическим театром. Есть коллективы, способные реализовать это движение, есть местные хореографы, хорошо известные российскому театральному сообществу, есть замыслы, которые ждут своего воплощения. Осталось сформировать зрительскую нишу, пустующую в связи с отсутствием постоянного проката таких спектаклей. Проектом «ХАОС. Сезон движения» команда Международного театрального фестиваля актуального театра «ХАОС» попытается создать прецедент проката спектаклей нового танца, физического и пластического театра в Новосибирске, объединив показы городских движенческих коллективов и привозных спектаклей из разных городов страны и мира. Фестиваль найдет себя в новом формате в следующем календарном году, а в этом сезоне команда «ХАОСА» познакомит зрителей с театральными компаниями, которые умеют рассказывать истории на языке тела.

«“ХАОC” отличается от других новосибирских фестивалей в том числе и тем, что имеет обширную превью-программу, — отмечает арт-директор фестиваля «ХАОС» Оксана Ефременко. — В следующем году мы решили попробовать новый жанр, связанный с телом, движением и действием, и запустить подготовительный этап уже в этом сезоне. У нас фестиваль актуального театра, и сейчас мы увидели в Новосибирске актуальную тенденцию к развитию пластического и физического театра. В нашем городе периодически возникали интересные ростки идей, имена и театры, работающие в этом направлении. Они возникали и угасали. А мы бы хотели, чтобы молодые люди, которые сейчас занимаются пластическим театром в Новосибирске, вошли в контекст и получили свою постоянную зрительскую аудиторию».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Тимофея МАМЛИНА и Леонида ПРОВОРОВА (ТАСС)

Театр «Старый дом» могут реконструировать по федеральной программе

Театр «Старый дом» продолжает работать в ожидании реконструкции. В понедельник, 29 августа, в ТАСС-Новосибирск прошла пресс-конференция, на которой руководство новосибирского драматического театра рассказало о творческих планах на 89 сезон и проекте реконструкции. Он подготовлен, прошел все стадии согласования и в самое ближайшее время может быть включен в одну из федеральных отраслевых программ.

В 2022 году зданию, в котором с середины прошлого века функционирует театр «Старый дом», исполняется 110 лет. Несколько последних сезонов специалисты компании АМТ-проект и сотрудники «Старого дома» разрабатывали проект реконструкции, в результате реализации которого хорошо знакомое театралам города здание, спроектированное архитектором Андреем Крячковым, станет исторической частью единого театрального комплекса. У театра появится новый корпус с залом на 320 мест, а действующее здание будет модернизировано с сохранением исторического облика.

Увеличение площадей вызвано художественными потребностями активно развивающейся труппы, а также необходимостью технологического обновления сцены, расширения подсобных артистических и репетиционных помещений, приведения планировочной структуры старого театра в соответствие с современными техническими и противопожарными требованиями. «Новый творческий сезон будет насыщенным, активным, ярким. И надеюсь, очень успешным. У нас все для этого есть, хотя всем очевидна сложность нашего существования, — рассказывает директор театра «Старый дом» Антонида Гореявчева. — Мы очень стеснены в плане пространства и наша театральная деятельность в стенах этого здания сродни подвигу. Наши актеры и службы ‒ герои. Мы работаем за гранью возможностей».

На данный момент подготовленная проектно-сметная документация прошла государственную экспертизу и ждет включения в одну из двух федеральных отраслевых программ. Заявки поданы на соискание финансирования по Национальному проекту «Культура» и Федеральной адресной инвестиционной программе. Обе программы предполагают софинансирование федерального и областного бюджетов. Говорить о стоимости проекта преждевременно – уверена директор театра «Старый дом», поскольку в случае включения в одну из программ стоимость будет проиндексирована.

Фото Леонида ПРОВОРОВА (ТАСС)