Волна «Других берегов» захлестнула Новосибирск

Сентябрь прошел в Новосибирске под знаком IV Всероссийского театрального фестиваля новых музыкальных проектов «Другие берега», собравшего на своих площадках десять спектаклей из восьми городов России и Узбекистана. Впрочем, подкупил смотр не столько географическим размахом, благодаря которому в афише на равных были представлены столичные и региональные театры, сколько стилистическим и жанровым разнообразием — от олдскульных музыкальных постановок до экзотических рэп-спектаклей, мюзиклов мировой известности и самых современных опер для драматических артистов.

Мюзикл «Доходное место» новосибирского композитора Андрея Кротова в исполнении артистов Алтайского музыкального театра

Наблюдая за развитием нынешних «Других берегов», которые так настойчиво продвигает команда Новосибирского музыкального театра, сложно представить, что этот фестиваль относится к проектам трудной судьбы. Между тем «Другие берега» появились на свет в 2004 году, а осенью 2022 года проводились лишь в четвертый раз. Неровный ритм смотра обусловлен множеством причин, в том числе и финансовыми. Если форумы, сосредоточенные на драматических проектах, могут в сложные времена уйти в камерные форматы, лаконичные экспериментальные формы и удобную логистику, то для фестиваля, сфокусировавшего свои интересы вокруг музыкально-театральных постановок, такой ход почти невозможен. Большая форма и масштабные декорации, самостоятельно преодолевающие тысячи километров на огромных фурах, густонаселенные спектакли, в которых заняты артисты, балетная труппа и хор, оркестр и техническая группа в сопровождении — все это данность, с которой стандартно работают «Другие берега». К примеру, в этом году самым количественно скромным делегатом фестиваля стал молодой московский «Рэп-Театр». Чтобы рассказать «Преступление и наказание» Достоевского языком русского рэпа (и надо заметить, это было сделано блестяще: четырехсотстраничный хрестоматийный текст автор либретто — победитель крупнейших рэп-баттлов России Лев «Re-pac» Киселев — и сценарист, режиссер, актер театра и кино Захар Насакин ловко сублимировали в полуторачасовое действо, где нашлось место и фабуле романа, и хорошо знакомым диалогам-монологам, и особому пространству и психологической среде отверженных и «бывших», и современному прочтению истерзанного интерпретациями текста ‒ точному, ироничному, непритворному), в Новосибирск приехала команда из 12 человек. Декорации специально для фестивального показа изготовили в цехах Новосибирского музыкального театра. История скорее исключительная.

Рэп-версия романа Достоевского «Преступление и наказание» — самый оригинальный музыкальный проект фестиваля

«Средняя температура по больнице» куда выше. Алтайский музыкальный театр открыл фестиваль спектаклем «Доходное место»: для исполнения мюзикловой версии пьесы Островского из Барнаула прибыло 86 человек. Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии, затеявший в рамках фестиваля «музыкальное мошенничество в двух действиях» по мотивам комедии Жана Ануя «Бал воров», приехал группой под 100 человек. А рекордсменом стал санкт-петербургский детский музыкальный театр «Карамболь» с постановкой первой российской версии бродвейского мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса «Иосиф и его удивительный плащ снов» ‒ 104 участника. Для новосибирского показа гостям из Северной столицы пришлось делать срочный ввод: солист Сергей Коровин впервые вышел на сцену в роли Иосифа. Экстренный дебют не помешал спектаклю стать одним из самых ярких страниц фестивальной программы.

Однако главное достоинство «Других берегов» видится в обретении или, точнее, последовательной реализации общей концепции, которую программа этого года явила предельно ясно и эффектно. В центре фестивальных интересов оказались новые музыкальные проекты. Новизна коснулась и времени постановки (фестиваль не стал ограничивать себя предыдущим сезоном, благо не конкурс, и дал потенциальным участникам люфт в 7-8 лет), и времени создания материала. Большая часть спектаклей в афише поставлена на основе музыкальных текстов, написанных нашими композиторами-современниками — мастерами, работающими в актуальном театральном поле и активно сотрудничающими с российскими театрами. К примеру, мюзикл «Доходное место», ставший на нынешних «Других берегах» визитной карточкой барнаульской труппы, сочинил в тандеме со своим постоянным соавтором Нонной Кротовой новосибирский композитор Андрей Кротов. Премьера состоялась совсем недавно — в апреле этого года и стала для всех его инициаторов и создателей своего рода экзаменом: ведь в работу была взята пьеса Александра Островского — драматурга, больше века служившего драматическим подмосткам и только в нынешнем столетии вошедшего в обиход музыкальных театров.

«Материал был предложен театром, — рассказала на стартовой пресс-конференции «Других берегов» автор либретто Нонна Кротова. — И когда речь зашла об этом сюжете, у нас возник немой вопрос. Мы попытались предложить другие варианты, но режиссер спектакля Татьяна Столбовская настояла на своем выборе. Когда же мы стали вчитываться в пьесу и разбирать, вопреки нашим поверхностным представлениям оказалось, что в этом тексте присутствует множество возможностей для того, чтобы рассказать историю музыкальным языком и превратить известный сюжет в мюзикл. «Доходное место» не только про взятки и чиновников. Все это существует, но лишь как некий антураж для человеческих отношений, в которых и любовь, и глубина, и выбор своего пути. О каких-то вещах Островский говорит напрямую, на какие-то лишь намекает пунктиром, но мы из этого сделали опорные точки спектакля».

Поющие мушкетеры рок-мюзикла «Графиня де Ла Фер», перепрошившие историю Миледи Винтер

Как заметил директор Алтайского музыкального театра Андрей Малышев, барнаульский зритель принимает музыкального Островского настороженно — в силу привычки ходить на этого драматурга в драму. Фестивальная же публика, быть может, подготовленная местной музыкальной версией «Бесприданницы» Островского, которая уже два сезона идет на сцене Новосибирского музыкального театра, предубеждений решительно не имела и тепло принимала любой поворот «Других берегов». А в удовольствии удивить и разрушить стереотипы восприятия команда фестиваля новых музыкальных проектов себе не отказывала, впрочем, не фраппируя и не переходя границы. Хотите увидеть что-нибудь типичное и понежить свои зрительские привычки — пожалуйста: смотрите детективно-ностальгический мюзикл Владимира Баскина «Ищите женщину», представленный Иркутским музыкальным театром, или рок-мюзикл Александра Рагулина «Графиня де Ла Фер», где совершенно завиральная теория нарождения Миледи Винтер ловко компенсируется отличным звездным кастом, сценографической аскезой с неоновыми распятиями и сексуально одетыми героями, на фоне которых персонажи романов Дюма с их широченным штанами и неуклюжими камзолами нервно курят в сторонке. И визуальный, и аудиальный ряд спектакля соответствуют художественной структуре рок-мюзикла, не одно десятилетие пользующего особой популярностью у российских зрителей.

Желаете блюдо погорячее — welcome на «Семейку Аддамс». Адаптация нашумевшего бродвейского мюзикла, выполненная Тюменским Большим драматическим театром, наглядно убедила, что делить истории на «наши», исконно-посконные, и «ихние», заморские, решительно не стоит. Эти странные, помешанные на тлене и смерти персонажи заставили всех сидящих в зале полюбить скелеты не только в своем, но и в их сценическом шкафу. Артисты драмы по-прежнему поют душой, но в случае чудаковатого семейства — ухо не режет, поскольку невозможно оторваться от действа, в котором «все бегут, летят и скачут». В смысле делают высококлассное шоу, в сценографическом решении которого не меньше смысла, чем в хореографическом.

Самое востребованное название фестиваля «Другие берега» — мюзикл «Семейка Аддамс» в интерпретации Тюменского Большого драматического театра

Для тех, кто ждал спектакля-откровения, спектакля-открытия, спектакля-потрясения, в афишу вошел спектакль «Антигона» в постановке Романа Феодори — опера композитора Ольги Шайдуллиной и либреттистки Жени Беркович для драматических артистов, созданная Пермским академическим Театром-Театром. Смелая, жгучая, бьющая под дых, едва ли не совершенная — эстетически, актерски, режиссерски, музыкально, вокально, пластически и технически работа из редкой категории mast see, в которой поросшая пылью веков древнегреческая трагедия звучит так остро, как будто родилась специально для дня сегодняшнего и в то же время впитала в себя всю неисчислимую боль человечества со времен сотворения мира.

Возвращаясь к фестивальной концепции, «Другие берега-2022» выгодно отличились от своих предыдущих реинкарнаций красиво выстроенной драматургией. За каждым фестивальным витком чувствовалась рука, вернее, руки отборщиков. Заявленные в афише названия были собраны не по принципу приглашения приятных во всех отношениях друг другу коллективов, а согласно художественным достоинствам проектов и четко прописанной в этом спектакле спектаклей роли. Визуальный символ фестиваля — волна — нашел отражение не только в памятной награде в виде фарфоровой статуэтки, созданной по заказу устроителей известным новосибирским художником-керамистом Валерием Кузнецовым, но и в эмоционально захватывающем путешествии, в которое зрителям посчастливилось пуститься благодаря «Другим берегам». Ad augusta per angusta.

Главное откровение фестиваля — «Антигона» — опера для драматических артистов, созданная Пермским академическим Театром-Театром

Волна оригинальных авторских проектов, созданных действующими российскими авторами для отечественных театральных площадок, набегала и обгоняла волну, запущенную лицензионными проектами с мировой сценической историей. Получилась весьма занимательная и показательная картина, где нашлось место и образцам мюзикла, покорившим Новый и Старый свет, и традиционным представлениям наших театров, совсем недавно вышедших за каноны классической оперетты и музыкальной комедии, о том, как должен звучать и выглядеть мюзикл в российских реалиях, и, что особенно ценно, поискам новых форм, языка, стиля и способов обращения к нынешнему зрителю, уже достаточно насмотренному, но еще не всегда определившемуся в своих предпочтениях и широте взглядов. Недаром на финальной пресс-конференции фестиваля руководители музыкальных театров отметили: наступает непростое, однако продуктивное время для открытия новых горизонтов и страниц.

«В жанре настоящего хорошего мюзикла мы, что бы ни говорили, во многом отстали от того, что происходит на западе, — подчеркнул генеральный директор Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии Юрий Шварцкопф. —  Но сейчас, когда заканчиваются и, очевидно, не будут продлены лицензии на спектакли, которые из года в год не сходят с афиш лучших театров мира, для русского музыкального театра наступает время большого шанса. У наших композиторов, драматургов и режиссеров появляется возможность изменить ситуацию в свою пользу, показать себя и выпустить продукт, который может быть интересен зрителям. Публика хочет видеть что-то новое, а новое должно быть качественным и соответствовать вызовам времени».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ

 

Новосибирская филармония: три дня в октябре с Эдуардом Артемьевым

В этом году Эдуард Артемьев, уроженец Новосибирска, празднует свое 85-летие. Это событие удивительным образом перекрещивается с 85-летием Новосибирской области и Новосибирской государственной филармонии. Этим знаменательным датам и посвящен Фестиваль музыки Артемьева.

Фото: Новосибирская филармония

25 и 27 октября на сцене Государственного концертного зала имени Арнольда Каца состоятся концерты, погружающие в пространство великой музыки нашего с вами великого современника, одного из самых интеллектуальных, прогрессивных и духовных композиторов современности. На обоих концертах в Новосибирске в зале будет присутствовать сам автор.

«Если литература — властительница дум, — говорил Эдуард Николаевич, — то музыка владеет человеческими душами». И о том, что музыка способна творить в душе человека чудеса, можно будет поговорить с ним лично 24 октября, когда запланирована творческая встреча с Эдуардом Артемьевым.

25 октября в концертной программе «Эдуард Артемьев. Девять шагов к преображению» примут участие Василиса Бержанская (меццо-сопрано) и Андрей Лефлер (тенор). Они разделят сцену с Новосибирской хоровой капеллой, Новосибирским академическим симфоническим оркестром и Камерным хором Детской музыкальной школы № 2 им. Е.Ф. Светланова. За дирижерский пульт встанет Сесар Альварес — один из сильнейших оркестровых дирижеров современности.

Произведение «Девять шагов к Преображению» — вольное переложение канонической мессы, над которым композитор работал несколько десятилетий, премьера состоялась в 2018 году. Грандиозное музыкальное полотно состоит из девяти частей и трех интермедий.

По мнению музыкантов и критиков, «Девять шагов к Преображению» — абсолютный шедевр Эдуарда Артемьева, в котором композитор передал боль, слезы, отчаяние, иллюзии и надежды современного человека.
Заключительный концерт фестиваля состоится 27 октября. В исполнении Новосибирского академического симфонического оркестра прозвучат любимые мелодии из кинофильмов «Солярис», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Сталкер», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни Обломова», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Сибириада». За дирижерский пульт встанет Сесар Альварес — один из сильнейших оркестровых дирижеров современности. Песни прозвучат в исполнении Андрея Лефлера — финалиста телепроекта «Голос», солиста театра «Градский Холл». Соло на скрипке — Михаил Симонян.

принтскрин: #ещенепознер

***

Эдуард Артемьев — народный артист Российской Федерации, лауреат Государственной премии РСФСР, пятикратный лауреат Государственной премии РФ, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени и ордена Александра Невского. Успехи композитора в кинематографе отмечены многочисленными премиями: Глинки, Шостаковича и Таривердиева, «Святой Георгий» Московского международного кинофестиваля, «Белый слон», пятикратно — премиями «Ника» и «Золотой орел», другими почетными наградами.

Эдуард Николаевич много работал в театрах (его рок-опера «Преступление и наказание» отмечена Национальной премией «Золотая Маска»), написал музыку более чем к 30 мультфильмам, сотрудничал почти со всеми киностудиями советского времени. В данный момент им написана музыка свыше чем к 280 кинофильмам.

На творческую встречу с Эдуардом Артемьевым — обязательная регистрация на сайте филармонии.

Новосибирские учреждения культуры помогут Донбассу

Благотворительная акция «Новосибирские театры и концертные организации – Донбассу» стартует в Новосибирске. С 6 октября по 15 ноября 2022 года участвующие в акции государственные учреждения культуры и частные творческие объединения сыграют серию спектаклей и концертных программ, сбор от которых пойдет на восстановление жизнедеятельности культурных организаций и возобновление театрально-концертной деятельности в Донбассе.

Инициаторами благотворительной акции выступили директор театра «Красный факел» Александр Кулябин и председатель Новосибирского отделения СТД РФ Сергей Афанасьев. «Все мы сегодня с волнением и тревогой следим за развитием текущих событий и не можем не думать о тех, кто находится в эпицентре, — говорится в официальном сообщении. — Разрушения в городах и селах Донбасса очень сильны, а потери невосполнимы. Мы не должны оставаться безучастными к горю, обрушившемуся на семьи мирных людей, в том числе наших коллег, и всеми силами готовы помогать им – сегодня нет чужой беды, есть только общее доброе дело».

Проведение благотворительной акции поддержало министерство культуры Новосибирской области. Участниками программы «Новосибирские театры и концертные организации – Донбассу» стали драматический театр «Красный факел» и Новосибирская филармония, Сибирский русский народный хор и Государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны», Молодежный драматический театр «На окраине» из города Карасук, актерское товарищество «Понедельник» и творческое объединение «Дом Актера». Кроме того, в сборе средств примут участие Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» и Театральная компания «ГАММА».

Все собранные средства будут аккумулироваться на счету открытого в «Красном факеле» и предназначенного для целевого использования на творческие и гуманитарные проекты Благотворительного Фонда им. В. П. Редлих. По завершении цикла мероприятий будет организовано приобретение необходимого оборудования и материалов, которые направят на Донбасс. Всю отчетную документацию устроители обещают открыть и обнародовать.

Благотворительная акция стартует 6 октября. В этот вечер в Государственном концертном зале им. А.М. Каца Новосибирской филармонии в рамках Музыкального фестиваля «Денис Мацуев представляет: диалог поколений» состоится «Гала-концерт – 1», в котором прозвучат произведения П. Чайковского, С. Рахманинова, И. Брамса, К. Сен-Санса и других великих композиторов.

 

Накануне Международного дня музыки руководители НОВАТа озвучили планы на 78-й сезон

В ТАСС состоялась пресс-конференция, в ходе которой были озвучены планы НОВАТа на 78-й сезон. Художественный руководитель театра и главный дирижер Дмитрий Юровский рассказал о том, что НОВАТ, ранее вошедший в число самых посещаемых театров в стране, намерен использовать один из репетиционных залов для постановок современного искусства. Заместитель генерального директора Александр Савин сообщил, что прима-балерина Большого театра Светлана Захарова представит премьеру «Кармен-сюиты» в Новосибирске, что театр планирует сотрудничать со всемирно известным артистом балета и хореографом Владимиром Васильевым для постановки спектакля в будущем году, и театр балета Бориса Эйфмана в ноябре покажет на сцене НОВАТа спектакль «Роден, ее вечный идол».

По поводу репетиционного зала Юровский пояснил, что пока он занят под балетные и оперные постановки, поскольку часть помещений театра еще не готова после ремонта: «Но я могу сказать, что когда все репетиционные залы вернутся в строй, это будет одна из первых тем, которые мы обязательно будем осуществлять. Наш репетиционный зал, который сейчас находится на четвертом этаже, на самом деле тоже впоследствии может быть задействован для более современных проектов, он прекрасный — там вполне может находиться и 200, и 300 зрителей. У нас на сегодняшний день не хватает развития современного искусства не XX, а уже даже XXI века, но для этого нужна менее форматная площадка».

Художественный руководитель также пояснил, что в настоящий момент в театре также проводится ремонт купола, который был анонсирован еще Владимиром Кехманом: ремонтные работы не угрожают безопасности театра и планов по остановке деятельности учреждения нет.

На ближайших планах Юровский остановился более подробно:

— Сезон мы открыли оперой «Царская невеста» Римского-Корсакова, премьера прошла с большим успехом, а до этого на Малой сцене состоялась премьера оперы Доницетти «Дон Паскуале». Сейчас мы находимся в процессе подготовки оперы «Укрощение строптивой» Виссариона Шебалина — это очень любопытная работа, во-первых, произведения Шебалина исполняются довольно редко, а, во-вторых, это будет дебют молодого интересного режиссера Ирины Гаудасинской — представительницы известной театральной семьи.

Далее мы продолжим цикл постановок опер Моцарта на Малой сцене. У нас в репертуаре уже есть «Волшебная флейта» и «Свадьба Фигаро», а теперь мы представим оперу «Дон Жуан» — пожалуй, самую трагическую из опер Моцарта. Кроме того, мы продолжим нашу «Пушкиниану» — в июне, к Пушкинскому дню, мы представим премьеру оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Эта прекрасная сказка пополнит наш детский репертуар, но мы уверены, что она будет интересна и взрослым, поэтому предлагаем ее для семейного просмотра.

Особый разговор немного позже будет о том, какую программу мы готовим к празднованию 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова — у нас довольно серьезные планы. Конечно, мы обязательно продолжим наши концертные циклы на Малой сцене, которые пользуются большим успехом — «Бетховенские вечера», «Гротеск и юмор в музыке», «Под музыку Вивальди» и «Симфонические поэмы». Сейчас у нас идет подготовка новой балетной постановки — эпохального балета «Кармен-сюита», вторым отделением станет Дивертисмент, которым мы отметим творческий юбилей прима-балерины НОВАТа, народной артистки России Анны Жаровой — 25 лет на сцене театра.

***

Одним из ближайших событий в НОВАТе станет выступление примы-балерины Большого театра Светланы Захаровой, которая  исполнит титульную партию в премьерных показах балета «Кармен-сюита» 18 и 19 ноября. Это одноактный балет хореографа Альберто Алонсо, поставленный на основе оперы Жоржа Бизе «Кармен», оркестрованной специально для этой постановки композитором Родионом Щедриным. Об этом событии рассказывает замдиректора театра Александр Савин:

— 18, 19 и 20 ноября состоится премьера этого балета, подготовка идет полным ходом, и я должен сказать, что на премьеру приглашена звезда мирового балета Светлана Захарова, которая дала согласие, первые два спектакля она будет танцевать эту титульную партию вместе со своим партнером Артемием Беляковым.

В их исполнении новосибирские зрители увидят балет в хореографической редакции, которую кубинский балетмейстер Альберто Алонсо создал на Кубе для Алисии Алонсо после того, как поставил «Кармен-сюиту» для Майи Плисецкой в Большом театре.

В этом сезоне премьеры будут преимущественно оперные, но и любителей балетного искусства ожидают несколько интересных событий. 22 марта следующего года в рамках Транссибирского Арт-Фестиваля Светлана Захарова представит программу «Modanse», состоящую из двух одноактных балетов. Первый поставил итальянский хореограф Мауро Бигонцетти на музыку Генделя, второй — «Габриэль Шанель» — Юрий Посохов на музыку Ильи Демуцкого.

Александр Савин отметил, что у балета очень интересная судьба — первоначальную версию, которую поставил Алонсо, сочли чересчур откровенной. В результате на сцене Большого представили другой вариант постановки. Позже, когда спектакль решили восстановить на сцене Большого театра, Алонсо вернулся к изначальной версии. Захарова — народная артистка России, лауреат Государственной премии России, прима-балерина Большого театра России, этуаль театра Ла-Скала.

***

Сразу за премьерой «Кармен-сюиты» на сцене НОВАТа состоятся гастрольные спектакли Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана, который отмечает в этом году 45-летний юбилей. Труппа Эйфмана представит в ноябре балет «Роден, ее вечный идол», а в апреле ожидаются следующие гастроли знаменитого коллектива в НОВАТе сразу с несколькими постановками, литературную основу либретто в которых составила русская классика.

— Хочу сказать, что Эйфман очень близок нашему городу, — пояснил Савин, — еще в конце 70-х годов, когда это был Ансамбль Эйфмана, он приезжал в Новосибирск. 22—23 ноября эйфмановцы покажут у нас «Родена».

Балет Бориса Эйфмана «Роден, ее вечный идол» посвящен судьбе и творчеству великих скульпторов Огюста Родена и его ученицы, возлюбленной и музы Камиллы Клодель. Сюжет основан на истории разрыва творческого союза, после которого Клодель сходит с ума. Как отмечал Эйфман, в балете отражена как тоска Родена по своей музе, так и болезненное безумие Камиллы. По словам балетмейстера, спектакль «Роден, ее вечный идол» — это «размышление о непомерной цене, которую приходится платить гениям за создание бессмертных шедевров».

***

Также театр оперы и балета планирует сотрудничать со всемирно известным артистом балета и хореографом Владимиром Васильевым для постановки спектакля в 2023 году.

— Руководитель балетной труппы Леонид Сарафанов вышел на плотный контакт с народным артистом СССР Владимиром Васильевым, — рассказал замдиректора, — как вы понимаете, это один из немногих оставшихся балетных гигантов. Скорее всего у нас сложится с ним работа по постановке большого балета. Даже сейчас мы можем сказать, что у нас два таких, которые всемирно известны — это «Анюта» и балет «Макбет», который шел в свое время на сцене нашего театра», — сказал Савин, выразив надежду, что работа над будущей постановкой начнется уже в следующем году.

Владимир Васильев считается одним из известнейших танцовщиков ХХ века. Согласно сайту Большого театра, в историю балета Владимир Васильев вписан как один из главных новаторов, сформировавших все последующие артистические поколения. Как хореограф и режиссер с 1971 года он поставил четырнадцать оригинальных балетов, его спектакли шли в крупнейших театрах мира: Большом, Метрополитен-опере, Ла Скала и других.

Сергей ЗАХАРОВ, «Новая Сибирь»

Фото: Евгений Иванов и Леонид Проворов/ТАСС

Ранее в «Новой Сибири»:

Новосибирский фильм «Люба» стал победителем фестиваля «Голос Евразии»

Большая выставка к 75-летию Михаила Омбыш-Кузнецова открывается в художественном музее

26 октября в Новосибирском художественном музее открывается выставка новосибирского живописца Михаила Сергеевича Омбыш-Кузнецова, посвященная 55-летию его творческой деятельности и 75-летию со дня рождения.

Фото: МК-Новосибирск

На выставке представлены живописные произведения разных лет из коллекций Новосибирского государственного художественного музея, Кемеровского музея изобразительных искусств и частных коллекций, отражающие различные этапы творчества автора.

— Михаил Сергеевич — удивительный сибирский мастер, обладающий неповторимой творческой манерой, — комментирует предстоящее событие директор музея Екатерина Болдырева. — Мы с большой радостью представляем персональные выставки наших друзей художников, — а Михаила Сергеевича мы действительно считаем таковым. В 2018 году в Новосибирском художественном музее проходила выставка, посвященная 50-летию его творческой деятельности и 70-летию со дня рождения. И вот мы вновь открываем экспозицию потрясающих, очень ярких и узнаваемых работ. Выставка сподвигает всех нас поразмышлять над окружающей действительностью, оставляет место для раздумий, личных открытий.

Почти вся жизнь художника связана с Новосибирском, а его искусство — явление далеко не местного масштаба. За пятьдесят пять лет творческой деятельности Омбыш-Кузнецов создал сотни произведений живописи и графики, участвовал более чем в трехстах восьмидесяти выставках разного уровня в стране и за рубежом. Стилевой диапазон его произведений необычайно широк: от стиля, своеобразно интерпретирующего суровый стиль 60-годов до гиперреализма и абстрактных композиций. Произведения конца 70-х и 80-х сегодня звучат по-особому, наряду с высоким мастерством и неординарностью, приобретая дыхание ушедшего времени, историчность.

Принтскрин: видео Alexander Simushkin

Произведения Михаила Омбыш-Кузнецова находятся в общественных и частных собраниях России, а также Австралии, Австрии, Болгарии, Германии, Греции, Израиля, Италии, Канады, Франции и Японии.

12+

Ранее в «Новой Сибири»:

Литография прошлого века учит культуре рисунка и цвета

Биеннале графического дизайна «Золотая пчела 15» в Новосибирске. «Предмосковный» показ

 

«Бесприданница» из Новосибирска научила москвичей «Видеть музыку»

Новосибирский музыкальный театр вернулся из Москвы, где стал участником Седьмого фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку». На сцене Российского Академического Молодежного театра новосибирцы представили спектакль «Бесприданница» в постановке Василия Заржецкого. Бонусом душещипательную мелодраму о предательстве и любви под сенью волжских пароходов покажут 29 октября в прямой трансляции на портале «Культура РФ».

Фестиваль «Видеть музыку» позиционирует себя «самым представительным смотром отечественной музыкальной сцены», а свою цель видит в «формировании между театрами разных регионов страны разнообразных творческих связей и контактов, столь необходимых для развития музыкального театра». В этом году форум объединил в афише больше 30 спектаклей, показ которых растянется на три месяца – с 13 сентября до 12 ноября. Выступления участников со всех уголков России проходят только в Москве, что, по мнению организаторов, предоставляет региональным театрам уникальную возможность приехать в столицу со своими лучшими спектаклями и заявить всему миру о себе.

«Фестиваль “Видеть музыку” задумывался, чтобы дать возможность каждому театру, большому и маленькому, столичному и региональному, именитому и только что возникшему, показать свою самую важную постановку, увидеть себя в общероссийском контексте, не соревноваться друг с другом, а сотрудничать, не бороться за призы, а вместе решать общие для всех задачи, — подчеркивает художественный руководитель смотра Георгий Исаакян. — К счастью, так и получилось, и афиша VII Фестиваля это подтверждает, отражая реальное состояние российского музыкального театра, такого, каким он является в действительности, – с его победами и сложностями, поисками и экспериментами, взлетами и открытиями».

Фестиваль стартовал показом AR-оперы Константина Комольцева «Любовь к трем цукербринам», поставленной Георгием Исаакяном в Театре имени Наталии Сац. А завершится ‒ вручением премии «Легенда». Между мировой премьерой высокотехнологичной оперы по роману Виктора Пелевина и награждением тех, кто отдал жизнь музыке и сцене, несколько офф-программ, интересных как профессионалам музыкального театра, так и широкой публике. Но главное ‒ спектакли буквально со всей России ‒ от Иркутска до Иванова, от Сыктывкара до Астрахани.

Новосибирский музыкальный театр на фестиваль «Видеть музыку» приезжает в третий раз. В 2017 году артисты сыграли для столичной публики мюзикл «Восемь любящих женщин», а в прошлом году представили рок-мюзикл «Фома». Этой осенью пришло время «Бесприданницы» в музыкальной интерпретации Ефрема Подгайца. Спектакль, срежиссированный петербуржцем Василием Заржецким, органично вписался в репертуар театра, но пока снискал непростительно мало фестивально-премиального внимания. Между тем из классического сюжета Островского, где даже самая порядочная женщина ‒ товар, а самый никчемненький мужичонка ‒ себе купец, у артистов НМТ получился отличный психологический детектив на фоне прекрасных лиц и ностальгически-графических пейзажей, в котором «и боль, и слезы, и любовь», но прежде всего упругая пружина интриги и непотопляемое мужское эго из опасной категории «и сам не гам, и другому не дам».

«Еще даже не вернувшись из столицы с коллективом Музыкального театра, я стал получать восторженные отзывы после нашего показа в Москве, — рассказывает директор и художественный руководитель Новосибирского музыкального театра Леонид Кипнис. ‒ Многие зрители и критики сравнивали спектакль со столичными и региональными постановками. И отдавали предпочтение нашему спектаклю. «Бесприданница» произвела очень сильное впечатление. Было ощущение что зрители смотрели не мюзикл, а драму. Драму человека, гипертрофированное тщеславие которого доводит до сумасшествия и убийства. Зрители смогли понять, что перед ними не столько герой времен Александра Островского, сколько драма современного человека, живущего среди нас. Артисты выступили очень хорошо, по-честному, играли с полным погружением в свои роли. Они чувствовали, что на них лежит большая ответственность за фестивальный показ. Всех участников спектакля многократно вызывали на поклоны, приветствовали криками “Браво!”. Мне оставалось только за них порадоваться».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ

Солист НОВАТа Михаил Пирогов: Настоящий певец должен быть с Богом в душе

Оперного тенора Михаила Пирогова хорошо знают в мировом оперном пространстве, в прошлом году к наградам всероссийских и международных конкурсов артист добавил диплом лауреата фестиваля «Золотая маска» за исполнение партии Соловья Будимировича в опере «Богатыри» на сцене Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского. Новосибирская публика познакомилась с Михаилом Пироговым в 2019 году — на Большую сцену НОВАТа он впервые вышел в опере Жоржа Бизе «Кармен» и блестяще исполнил партию Хозе.

В 2021 году певец стал штатным солистом НОВАТа и за свой первый сезон в труппе театра исполнил знаковые для каждого драматического тенора партии: Канио в «Паяцах» Леонкавалло, Марио Каварадосси в «Тоске» Пуччини, партию Германа в опере «Пиковая дама. Игра» Чайковского и Радамеса в «Аиде» Верди. В прошлом сезоне состоялся важный для артиста дебют — Михаил впервые в своей карьере исполнил партию Калафа в опере Пуччини «Турандот».

Фото: Евгений ИВАНОВ

— В Новосибирске вы начинаете второй сезон, но поете и в Красноярске, в Улан-Удэ, в Большом театре, вас приглашают и на другие российские и европейские сцены. Сейчас много предложений?

— Работы в России хватает, приглашений в зарубежные театры сейчас чуть меньше, но они есть: контракт на участие в опере «Турандот» в Дюссельдорфе, приглашение в берлинскую «Дойче Опер» на участие в «Паяцах». Есть предварительная договоренность с театром Киля — я ездил туда на прослушивание, и директор театра сказал моему агенту, что очень впечатлен и есть планы постановки «Пиковой дамы» с моим участием. Будем надеяться, что все состоится.

— У вас уже есть чувство, что в нашем театре вы как дома?

— Да! Для меня Новосибирский театр оперы и балета — это, действительно, Большой театр Сибири. Когда выходишь на такую сцену, то масштабы театра, зрительного зала, сценической площадки — все это каждый раз заставляет волноваться, переживать. Но когда начинаешь здесь работать, приходит понимание этого пространства, его объемов, ты преодолеваешь свои страхи, волнения и начинаешь ощущать настоящий актерский кураж, открываешь для себя новые возможности, новые горизонты. Мне еще Дмитрий Михайлович Юровский сказал накануне первого спектакля в НОВАТе: «Если ты справишься с этой сценой, будешь здесь петь, то и в других театрах у тебя все получится — на любой другой площадке будешь чувствовать себя уверенно».

— Когда вы впервые почувствовали свою власть над публикой?

— Я бы выразился иначе. Когда я не поступил в Московскую консерваторию, а потом и в Новосибирскую, то сильно переживал — мне было очень неудобно перед семьей, я даже хотел отказаться от пения. Мне не хотелось больше их разочаровывать. В такие моменты я не ощущал себя артистом, чувствовал душевное сопротивление, но многие мои педагоги говорили, что голос — это Божий дар и его нужно нести людям. И в годы учебы Юрий Михайлович Марусин мне не раз говорил, что певец должен быть с Богом в душе. Именно в Петербурге я впервые задался вопросом веры, определился со своей религиозной принадлежностью. Так сложилось, что отец мой — православный, и в его роду были целители, травники, а у мамы среди предков были ламы, шаманы. В 2008 году я принял решение креститься в Никольском соборе, что рядом с Мариинским театром. Но здесь дело не в конфессии — Бог един, я уважаю и род своего отца, и предков моей матери, а свой голос: свою профессию считаю своей миссией, своим служением людям. Перед каждым выходом на сцену я обращаюсь к Господу, прошу, чтобы через мой голос он помогал людям, чтобы люди душевно исцелялись благодаря моему голосу. Поэтому я не могу сказать о себе, что имею власть над зрителем. Я всегда стараюсь следовать этому завету своего педагога — быть максимально честным и открытым, всегда отдавать себя целиком, независимо от того, сколько перед тобой зрителей — три человека или несколько тысяч.

— Помните свое первое выступление?

— Смутно. Наверное, это было в Улан-Удэ. Но есть одно выступление, которое я навсегда  запомнил. В школе меня попросили спеть. Мы с преподавателем — он был очень хорошим баянистом — понимали, что это непростая задача, подготовили песню и договорились, что я начну первым, а баянист подхватит. В общем, как только я открыл рот, все присутствующие резко бросили свои дела и повернулись ко мне — это был крик, ор…

— Вы — конкурсный человек?

— Пожалуй, нет. Я, конечно, бывал на конкурсах, но не во всех, которые мне были особенно интересны, получилось принять участие. Когда я хотел участвовать в Международном конкурсе имени Глинки, как раз в тот момент в театре была постановка, меня некому было заменить, и я не смог поехать. То же самое с конкурсом имени Чайковского — в театре готовилась премьера, и нельзя было бросить эту работу. Позже, уже когда мне исполнилось 36 лет, я задал вопрос Владиславу Ивановичу Пьявко, председателю жюри конкурса имени Глинки, нельзя ли изменить возрастные рамки  конкурса и допустить к участию певцов старше 35 лет, он ответил: «Миша, можно увеличить возраст хоть до 60 лет, но я тебе советую не думать больше о конкурсах, а сосредоточиться на работе в театре, на новых партиях».

— В нашем театре состоялся ваш дебют в партии Калафа. Мы знаем, что вы очень серьезно над ней работали и очень волновались. Расскажите об этой сценической работе.

— Я очень переживал. Калаф — это вершина нашей теноровой жизни. Для драматического тенора — это роль, к которой он стремится. Опера непростая и мне очень хотелось показать себя с лучшей стороны. Вспоминаю случай из студенческой жизни. На первом курсе Юрий Михайлович предложил мне принять участие в постановках оперной студии при Петербургской консерватории. Это полноценный театр — там шли «Травиата», «Евгений Онегин», «Царская невеста». У меня спросили: «Кого вы хотите у нас петь?». Думая сыграть какую-нибудь небольшую роль — партию второго плана, ответил: «Трике». Мне тогда и сказали: «Трике — утонченный француз, а с вашей внешностью нужно петь Калафа». С тех времен я постоянно думал об этой роли, а в этом году мне посчастливилось, наконец, осуществить мечту на сцене НОВАТа. Новый материал — это очень ответственно для меня, он требует особой собранности. Четкий режим, наблюдение у врача, не раздражающее слизистую питание, тренажерный зал — в период работы все это я особенно строго соблюдаю, а накануне выступления всегда иду в бассейн и минут сорок без остановки плаваю. Стараюсь больше гулять на свежем воздухе, дышать. Здесь я должен поблагодарить свою супругу, мне очень повезло, что рядом со мной такая замечательная женщина, которая во всем меня поддерживает и направляет мое физическое и психологическое состояние в нужное русло. Она — истинная жена драматического тенора (смеется). Благодаря поддержке моей семьи и, конечно, моих коллег по новосибирскому театру, партия Калафа, как мне кажется, у меня получилась.

Фото: Евгений ИВАНОВ

— Расскажите о том, как складывался ваш путь в профессии, кто и как открыл ваш талант?

— Я родился в Бурятии, в селе Далахай Тункинского района, что в пятистах километрах от Улан-Удэ, а на самом деле мы жили в улусе Тагархай, в десяти километрах от Далахая — в 89-м году мой отец занялся фермерством — у него было большое хозяйство. Бывало, что приходилось проходить по двадцать километров пешком в школу и из школы, каждый день. Так было до восьмого класса, потом отец купил машину и стало проще. Конечно, я даже никогда не думал, что стану творческим человеком, тем более — оперным певцом. Я думал о профессии хирурга, хотел быть военным. Но мой отец был категорически против военной карьеры: семья моей мамы — творческая, у многих моих родственников по материнской линии красивые голоса, а мой дядя Дандар Бадлуев — директор и художественный руководитель Государственного национального театра «Байкал», очень авторитетный в национальной культуре Бурятии человек. Но и отец рассказывал, что у моего деда, в честь которого меня назвали, был сильный голос — бас. А со мной так получилось, что в восьмом классе преподаватель русского языка и литературы попросила меня выучить стихотворение и рассказать его с чувством, с эмоцией, а, послушав меня, она сказала, что я могу стать хорошим певцом — у меня красивый тембр. Я начал заниматься с нашим преподавателем музыки, он был очень хорошим баянистом. Тут обнаружилось, что у меня нет слуха — есть красивый тембр, но я не интонирую, не слышу...

Фото: Алексей ЦИЛЕР

— И почему на этом этапе всё не закончилось?

— После этого я благополучно оставил мысли о музыке, но по окончании школы, когда возник вопрос о поступлении, мы с семьей решили, что слух еще разовьется, и нужно попробовать поступить в Улан-Удэнский музыкальный колледж на академический вокал. Я поступил, но первые полгода мне было очень тяжело — говорили, что я бесперспективный, выгоняли из класса. Но, благодаря моим педагогам, я все это благополучно преодолел. Мой преподаватель по фортепиано, Лидия Игнатьевна Мархандаева, очень старалась раскрыть меня — во время занятий она просила, чтобы я особенным образом нажимал на клавиши, чтобы я мог почувствовать звук изнутри, пропустив его через себя. Много сделала для моего развития Татьяна Бальжинимаевна Дугарова — преподаватель сольфеджио и теории музыки. И, конечно, я очень благодарен моему педагогу по вокалу Вячеславу Баяндаевичу Елбаеву — он много работал со мной, на третьем курсе специально выделял дополнительное время для меня, чтобы позаниматься два раза в день — утром и вечером. Он уверенно развивал меня именно как тенора, хотя в колледже на этот счет были сомнения, и заведующий вокальным отделением считал, что меня нужно раскрывать как баритона, даже драматического баритона. Но мой педагог был уверен, что я тенор и нужно работать именно в этом направлении. По окончании колледжа Вячеслав Баяндаевич рекомендовал мне поступать в Московскую консерваторию, но там я слетел с третьего тура — выяснилось, что у меня басовый аппарат и мне нужно определиться с голосом — скорее всего, я не тенор. Осенью того же года меня взяли на подготовительный курс в Новосибирскую консерваторию — занимался у Риммы Иосифовны Жуковой, которая подтвердила, что я тенор. Но в консерваторию я не поступил — не хватило баллов.  Я вернулся домой, но мой педагог Вячеслав Баяндаевич, можно сказать, вытащил меня из деревни и четыре месяца занимался со мной, готовил к поступлению теперь уже в Санкт-Петербургскую консерваторию. В Петербурге уже на втором туре заведующая кафедрой сольного пения, народная артистка СССР Ирина Петровна Богачева мне сказала, чтобы я больше не переживал, потому что меня уже приняли в класс к Юрию Михайловичу Марусину. Именно он и объяснил мне, что драматический тенор имеет басовую природу и мне нужно смело, не сомневаясь, развиваться как тенору. Юрий Михайлович ушел из жизни в этом году… Это большая утрата не только для российской культуры, но и лично для меня.

— Когда вы по-настоящему почувствовали любовь к опере, к своей профессии?

— Вообще, опера поначалу давалась мне через сопротивление — нужно было себя уговаривать, заставлять работать. Тем более, не всегда все было гладко и хорошо — были проблемы с верхним регистром. Начинал я в Бурятском академическом театре оперы и балета. Мне повезло — первой постановкой, в которой я участвовал, были «Паяцы» в концертной версии. Многие сомневались, говорили, что мне рано петь партию Канио. Несмотря на это, я взялся, хотя давалась мне эта партия сложно, особенно «Ridi, Pagliaccio». После премьеры ко мне подошел заведующий вокальным отделением моего колледжа Баир Гомбоевич Базаров, который считал, что я драматический баритон, и сказал, что мой преподаватель Вячеслав Баяндаевич был прав — я драматический тенор. Они даже поспорили по этому поводу, и мой педагог спор выиграл. Потом я три года работал в Саратовском оперном театре, но полного удовлетворения от моей работы у меня все еще не было. В 2014 году я вернулся в Улан-Удэнский театр — там готовилась премьера «Тоски». Режиссером-постановщиком был Юрий Константинович Лаптев, он сам — бывший солист Мариинского театра, педагог, для меня это человек-глыба. Он показал мне, что такое работа над образом и актерское существование на сцене, объяснил, что все должно быть по-настоящему, что нужно не просто сыграть любовь, ненависть, а прочувствовать это, что нужно показывать правду эмоций, а не какую-то пародию. Полтора месяца мы готовили премьеру, и это был настолько насыщенный, интенсивный процесс, что у всех нас глаза горели — так нас увлек и зажег Юрий Константинович. В итоге, когда с большим успехом и аншлагами прошла премьера, проснувшись утром после спектакля, я даже ощутил грусть, сожаление, что эта работа завершена, и то, что было так живо, интересно, ярко — уже позади. Именно тогда я понял, какое удовольствие и даже счастье может дарить работа, если ты открыт для чего-то нового и полностью отдаешься своей профессии.

— Вы спели в нескольких оперных спектаклях нашего театра, которые можно назвать столпами мирового оперного репертуара. Какие впечатления от работы в наших постановках?

— Мне очень нравится работать в рамках классических традиций, в красивых, масштабных постановках. Поэтому мне нравятся все спектакли, в которых я здесь работал — «Тоска», «Паяцы», «Аида»… В наше время в театре нередко сталкиваешься с разными экспериментами, которые иногда не можешь принять, а здесь — замечательные спектакли в самых лучших традициях. В Новосибирском театре шикарная оперная труппа, прекрасные хор и оркестр — я пою с огромным удовольствием! Невероятно удобно мне работать с Дмитрием Михайловичем Юровским. В моем понимании это высший уровень и классическая школа дирижирования. И мне нравится, что этот огромный зал всегда полон — для артиста это очень важно. Например, в постановке оперы «Пиковая дама. Игра» мой персонаж Герман проходит через зрительный зал, чтобы попасть в спальню Графини. Мне очень приятно видеть рядом с собой заинтересованные и полностью погруженные в спектакль глаза зрителей — хочется улыбаться, но приходится сдерживать себя, чтобы оставаться в образе. Именно ради таких моментов мы и работаем!

***

В воскресенье, 2 октября, поклонникам оперного искусства представится возможность увидеть и услышать артиста в одной из самых успешных его партий — Хозе в опере «Кармен». Вместе с Михаилом Пироговым на Большую сцену НОВАТа в спектакле выйдут звезды Новосибирской оперы: Светлана Токарева (Кармен), Юлия Шагдурова (Микаэла), Алексей Зеленков (Эскамильо), Шагдар Зондуев (Цунига), за дирижерским пультом — Дмитрий Юровский.

Марина РОДИОНОВА, специально для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

Новосибирский фильм «Люба» стал победителем фестиваля «Голос Евразии»

 

Семейная драма, гимн любви и трагифарс в новом сезоне «Красного факела»

Театр «Красный факел» открыл 103-й творческий сезон, который мог бы начаться с масштабной премьеры, но в силу обстоятельств вышел на старт репертуарными бестселлерами на родной площадке и гастролями в других городах. Номинант «Золотой Маски» нынешнего года, спектакль Петра Шерешевского «Тайм-аут», вошел в афишу региональной программы фестиваля в Красноярске, где и был успешно представлен 15 сентября. В дальнейших планах «Красного факела» четыре новых названия – от семейной драмы Зеллера до трагифарса Сухово-Кобылина.

Трилогия Сухово-Кобылина на сцене «Красного факела» открылась в позапрошлом сезоне сатирой «Дело» , а завершится трагифарсом «Смерть Тарелкина» в этом репертуарном году

Первая премьера сезона в «Красном факеле» должна была состояться в последней декаде сентября. На большой сцене театра планировали поставить фантастическую пьесу Карела Чапека «Белая болезнь». Однако незадолго до объявленных показов событие отменили, а сам спектакль заморозили. «Иногда в театре так случается – какой-то материал вдруг становится не совсем уместен в конкретный период, и это невозможно не учитывать, – прокомментировал ситуацию в официальном сообщении театра режиссер спектакля Глеб Черепанов. – Поэтому мы приняли совместное решение отложить на время премьеру. Но мы верим, что спектакль все-таки случится позже, в более благоприятное для него и для нас время».

Пока же театр принимал непростое для себя решение, пришли вести с наградных полей. Министерство культуры РФ вручило директору театра «Красный факел» Александру Кулябину, артистам Денису Ганину и Юлии Новиковой и композитору Максиму Мисютину памятные медали «Великий русский писатель Ф. М. Достоевский 1821–2021» за появление в репертуаре театра спектакля «Достоевский. Невозможное чудо». Байопик о жизни Достоевского по пьесе донецкого драматурга Алексея Куралеха вошел в афишу театра в начале прошлого сезона ‒ к 200-летию со дня рождения классика. Проект был создан буквально с нуля ‒ не только к юбилею, но и под художественные желания и возможности «Красного факела». В 103-м сезоне труппа обещает воплотить свежие идеи, рождение которых напрямую связано с пространством и действующими лицами новосибирского академического театра.

Композитор Максим Мисютин, создавший для спектакля «Достоевский. Невозможное чудо» оригинальное музыкальное сопровождение, и артисты Юлия Новикова и Денис Ганин, исполнившие главные роли

Новое название на большой сцене появится в ноябре. Петербургский режиссер Алексей Слюсарчук, известный своими опытами в области экспериментального театра, поставит спектакль «Сын» по одноименной пьесе французского драматурга Флориана Зеллера. Сюжет, созданный «большим мастером психологической манипуляции», входит в нашумевшую семейную трилогию, которая давно и активно ставится по всему миру, но в России оказалась востребованной буквально в последние три сезона. Параллельно с театральными интерпретациями в мировой прокат выходят киноверсии этих пьес, срежисированные самим Зеллером. Психологическая драма «Сын» с Хью Джекманом в роли главы семейства была впервые представлена в сентябре этого года на 79-м Венецианском международном кинофестивале и уже с ноября начнет свое шествие по большим экранам. В Новосибирске историю непростых отношений внутри семьи, когда развод родителей приводит сына-подростка к тяжелой депрессии и самоубийству, расскажут ведущие актеры «Красного факела» и новобранцы труппы.

Как сообщает пресс-служба, в прочтении Алексея Слюсарчука семейная драма «Сын» превратится в отчасти лирическую историю. Кризисное состояние сына-подростка, растерянность родителей, нелегкий выбор – все это во многом знакомо режиссеру. Художественное оформление спектакля осуществит постоянный соавтор мастера ‒ Ольга Фарафонова, сочинившая для спектакля «Красного факела» черно-белые миры, в которых заложены аллюзии на советский реалистический кинематограф 1970-х, французскую «новую волну» и концептуальную трехмерную графику Эшера.

Эскиз декораций к спектаклю «Сын», премьера которого состоится на большой сцене «Красного факела» в ноябре

В декабре в премьерные права вступит малая сцена театра «Красный факел». Актер и режиссер Константин Телегин, выпустивший в камерном пространстве спектакли «ЧУднЫе люди» и «Мы идем смотреть “Чапаева”», представит свою версию пьесы известного французского драматурга Жана Ануя «Ромео и Жанетта». Текст написан в 1945 году и включен автором в сборник «Новые черные пьесы», герои которого не идут на компромисс и зачастую гибнут во имя своих этических принципов. Впрочем, «Ромео и Жанетта» смело и, хочется верить, верно утверждают: любовь побеждает смерть. По сюжету, приехавший знакомиться с семьей будущей жены Юлии Фредерик влюбляется в ее эксцентричную сестру Жанетту. Молодые люди не в силах бороться со своим чувством, и это переворачивает их жизнь и жизни их близких. Мелодраматичный сюжет устроен столь мастерски, что просто «хорошо сделанная пьеса» на глазах превращается «в образец поэтического творчества», а на сцене «Красного факела» и вовсе обещает вырасти в гимн любви. По крайней мере, режиссер спектакля настаивает на этом.

Артист и режиссер Константин Телегин поставит на малой сцене «Красного факела» гимн любви

В конце календарного года у артистов новосибирского академического театра начнутся репетиции двух спектаклей. Московский режиссер Александр Созонов, выпустивший несколько сезонов назад психоделическую мелодраму «Арабская ночь» и мюзикл «Черная курица и невидимый сад» в театре «Глобус», дебютирует в «Красном факеле» коллаборацией с Александром Цыпкиным. Специально для этого проекта гуру стратегического PR’а и один из самых популярных веб-писателей современности сочинит оригинальную пьесу, премьерное воплощение которой случится 14 февраля 2023 года.

Параллельно режиссер Дмитрий Егоров приступит к завершающему этапу работы над трилогией Александра Сухово-Кобылина. Вслед за сатирой «Дело» и водевилем «Свадьба Кречинского» на большую сцену «Красного факела» выйдет трагифарс «Смерть Тарелкина». Премьера намечена на март следующего года.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Фрола ПОДЛЕСНОГО и из архива театра

 

«Художник — народу!» в Новосибирской области. Три выставки длиной в три месяца

В АРТ-центре «Красный»в рамках фестиваля изобразительного искусства «Художник — народу!» открывается выставка экспонатов из Ордынского историко-художественного музея. Большинство из 90 произведений экспонировались ранее только в Ордынском, а некоторые впервые за долгое время покидают хранилище и будут представлены широкой публике.

Фонды музея формировались из работ известных новосибирских художников конца 60-х — начала 90-х годов, где хранится коллекция графики и живописи знаменитых новосибирских художников: Николая Грицюка, Леонида Огибенина, Эдуарда Гороховского, Ивана и Василия Титковых, Павла Поротникова, Анатолия Пяткова, Александра Тришина, Виктора Кречетова, Владимира Копаева, графиков Серафима Кобелева и Владимира Колесникова.
Особое место на выставке занимают блестящие женщины-художницы Клавдия Тимофеева и Ольга Гинзбург. Специально к выставке «воскрешена» часть скульптурной композиции Елены Телишевой «Мы новый мир построим». Два полотна знаменитых братьев Ткачевых, переданные из Министерства культуры СССР, представляют на выставке «высокий стиль» советской жанровой живописи.

Фото: АРТ-центр Красный

В рамках реализации мероприятий проекта организаторы планируют открыть две выставки произведений современных новосибирских художников в выставочных залах Ордынского историко-художественного музея и Искитимского городского историко-художественного музея. В экспозициях приоритет был отдан произведениям, отражающим темы, образы и смыслы, связанные с местной средой обитания — Новосибирском и Новосибирской областью. Кроме этого, в октябре 2022 года в залах Искитимского городского историко-художественного музея пройдет персональная выставка произведений живописца, члена Союза художников России Оксаны Новиковой «Возвращение домой», на которой будут представлены произведения в основном посвященные Новосибирску.

Фото: Ордынский историко-художественный музей

В период работы этих трех выставок, с октября по декабрь 2022 года, Новосибирское отделение Союза художников России реализует развернутую программу мастер-классов по изобразительному искусству для учащихся районных ДХШ силами профессиональных художников отделения, а также намерено организовать выездные лекции и семинары искусствоведов направленные на популяризацию творчества новосибирских живописцев и скульпторов.

В завершение Фестиваля изобразительного искусства «Художник — народу!» в декабре 2022 года первая выставка проекта ‒ произведения из собрания Ордынского историко-художественного музея, дополненная пилонами, повествующими вкладе новосибирских художников в создание коллекции музея, будет показана в залах самого Ордынского историко-художественного музея, а выставочный зал АРТ-Центра «Красный» откроет итоговую экспозицию произведений новосибирских художников, представляющую наивысшие достижения новосибирцев в области изобразительного искусства за последние пять лет

«Художник — народу!» — совместный проект НРОО «АРТ-Центр «Красный» и Новосибирского регионального отделения ВТОО «Союз художников России», посвященный 85-летию Новосибирской области. Проект реализован при финансовой поддержке Министерства культуры Новосибирской области.

Красный проспект, 169/2

7+

Ранее в «Новой Сибири»:

Биеннале графического дизайна «Золотая пчела 15» в Новосибирске. «Предмосковный» показ

Биеннале графического дизайна «Золотая пчела 15» в Новосибирске. «Предмосковный» показ

Димитрис Ботинис: филармония представляет дирижера, дирижер — филармонию

По сложившейся традиции Новосибирский симфонический оркестр в день рождения Арнольда Каца, своего создателя и бессменного руководителя в течение 52 лет, открыл новый абонементный сезон. С новым главным дирижером, который был представлен публике неделей раньше — в концерте, который так и назывался «Главного — представляем». До этого его кандидатура держалась в строжайшей тайне. И вот покровы таинственности спали, меломаны выражают удовольствие, оркестр в прекрасной форме.

Поскольку  симфонический оркестр своего рода флагман филармонии, ключевой его коллектив, понятно, что вопрос нового главного дирижера был актуален для всей филармонии. Оркестр на протяжении  полугода, после ухода в марте со своего поста тогдашнего художественного руководителя и главного дирижера Томаса Зандерлинга,  очень тщательно подходил к  поиску подходящей кандидатуры, выбирал  из множества претендентов. Обсуждение, по словам оркестрантов, порой шло круглосуточно. В конце концов,  решение совета оркестра  было единогласным.

Фото: Новосибирская филармония

Димитрис Ботинис, родившийся в Москве, потомственный дирижер, получивший азы профессии, что называется, из первых рук, от своего отца, известного греческого дирижера Димитриса Ботиниса-старшего, — молод, красив, артистичен. Это тот пример, когда человека и его дело живут в полной гармонии, обретя друг друга.  Новый руководитель оркестра — лауреат серьезных конкурсов, а также премии президента РФ для молодых деятелей культуры, до нового назначения он семь лет возглавлял симфонический оркестр Северо-Кавказской государственной филармонии. Выступления 35-летнего дирижера можно увидеть  на телеканале «Культура» в рубрике «Звезды ХХI века», где участвует новое поколение музыкантов, завоевавших право носить это звание.

Худрук филармонии Владимир Калужский нашел в новом назначении некую параллель с приездом примерно в том же возрасте и тоже с Северного Кавказа в Новосибирск юного Арнольда Каца. И  это еще не все совпадения: Ботинис, как и Арнольд Михайлович, тоже получил в свое время специальность скрипача, — правда, не в Санкт-Петербургской консерватории, а в греческих Патрах.

Конечно, они были знакомы и раньше — оркестр и его новый руководитель: проводили не так давно успешные совместные выступления в сезоне 2019—2020. Сейчас задачи дирижера, пожалуй, сложнее, поскольку все концертные программы  сезона спланированы заранее, и теперь надо суметь «войти» в них, не имея возможности предлагать что-то свое. Но нового художественного руководителя оркестра это не смущает и не останавливает, хотя он и не оставляет желаний привносить и что-то свое, вносить элемент спонтанности, свободного выбора. Именно так образовался самый первый «внеплановый» концерт сезона, в котором в качестве солиста в Первом концерте Шопена публика услышала прекрасного пианиста  Константина Емельянова, лауреата ХVI международного конкурса имени Чайковского. А затем Димитрис Ботинис и, можно уже сказать, «его оркестр»  раскрыли перед публикой грандиозные  звуковые картины в трех симфонических эскизах Клода Дебюсси: «От зари до полудня на море», «Игра волн»,  «Диалог ветра и моря». Это было именно то, чем новый дирижер хотел поделиться с коллегами-музыкантами и слушателями, пригласить всех желающих  в мир удивительных созвучий и настроений. Это был его выбор — «Море» Дебюсси, как и завершавшая концерт мистическая «Поэма экстаза» Александра Скрябина, рождавшаяся примерно в то же время, в годы первого десятилетия ХХ века.

Спасибо Дмитрию Ботинису, а также большой юбилейной дате — 150-летию со дня рождения композитора, за то, что мы могли  услышать и такое космическое творение как «Божественная поэма», исполненное через неделю. Во втором концерте принял участие замечательный пианист Александр Ключко, лауреат первой премии Международного конкурса имени Рахманинова, проходившего в этом году. Он исполнил с оркестром Первый концерт Бетховена, одного из самых значимых для Скрябина авторов.

Что еще планирует  новый руководитель Новосибирского симфонического оркестра? Мечтает о воплощении масштабных звуковых полотен, (уже запланировано выступление в Новосибирске и в Москве с Девятой  симфонией Малера, что требует  большой кропотливой работы), о том, чтобы лучше узнать и почувствовать оркестр, его потенциал, его возможности. Конечно, существует немало обязательств, давно запланированных событий в Москве и Санкт-Петербурге, многих других городах. И все же Димитрис Ботинис намерен как можно чаще бывать в Новосибирске.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

Назначен главный дирижер Новосибирского симфонического оркестра

Новосибирская филармония вручила «Золотые ключи» в честь своего дня рождения