Выставка «Нарядный хоровод»: традиционные народные костюмы с вековой историей

В новосибирском Доме народного творчества открывается выставка традиционного народного костюма «Нарядный хоровод»: это около сотни кукол в национальных костюмах народов России, старинные костюмные комплексы, а также отдельные предметы одежды.

Читать далее Выставка «Нарядный хоровод»: традиционные народные костюмы с вековой историей

Современная культура в стиле Beat Weekend

Фестиваль документальных фильмов о людях и явлениях, которые повлияли и продолжают влиять на современную культуру, открылся в Новосибирске 12 октября. Beat Weekend, стартовавший одновременно в 15 городах страны, является региональной версией московского Beat Film Festival. Главным событием фестиваля в этом году выступает показ документальной картины «Моби» – автобиографии самого знаменитого электронного музыканта девяностых.

Открытие Beat Weekend’а прошло в кинотеатре «Победа», где по традиции сосредоточена фестивальная жизнь новосибирской версии смотра. Первых зрителей встретил джаз-бэнд «Живая шляпа», исполнивший композиции Моби в джазовой обработке. Сам музыкант, который перепридумал электронную музыку и сделал ее массовой, взял слово уже на большом экране. В фильме культовый электронщик максимально искренне и предельно иронично рассказал о своем творчестве, депрессии и поисках смысла жизни, о том, как, добившись всемирного признания и перевернув индустрию, можно дожить до байопика, но вдребезги разбить «американскую мечту».

Международный фестиваль документального кино о новой культуре Beat Film Festival проводится в Москве с 2010 года и является неотъемлемой частью культурного бума, случившегося в России на выходе из нулевых. В его программе — российские премьеры заметных фильмов-участников крупных мировых кинофестивалей, специальные мероприятия с режиссерами, музыкантами и другими представителями современной культуры. История Beat Weekend упирается в те же годы расцвета альтернативной культуры, хотя имеет свои локальные особенности.

«Девять лет назад фестиваль родился из интереса к программе Beat Film Festival со стороны региональных площадок и зрителей, — поясняет управляющий директор и соосновательница Beat Film Festival Алена Бочарова. — Нам было важно участвовать в выравнивании культурного ландшафта по стране и развитии интереса к документальному кино. Сегодня Beat Weekend, как и Beat Film Festival в Москве, это фестиваль для активных горожан, для которых фильмы из программы — как возможность следить за документальным кино как за жанром, который сейчас претерпевает очень интересные и динамичные изменения, так и повод поговорить о локальной городской повестке, от состояния дизайна до музыкальной сцены».

Как уверяют организаторы, Beat Weekend не эхо Beat Film Festival, но полноценное городское событие. «В каждом городе у фестиваля свое лицо, которое формируется во многом за счет команды и городской повестки. В эту сторону и планируем развиваться — прислушиваться к городу, объединяться с городскими местами силы и людьми, чтобы вместе осмыслять кинопрограмму и праздновать фестиваль», — резюмирует Алена Бочарова.

В Новосибирске уникальный образ фестиваля дополняет программа сопутствующих мероприятий: выставка кроссовок Air Jordan перед фильмом «Майкл и его “джорданы”» (киноистория культовых кроссовок, созданных для культового баскетболиста) 16 октября, экспресс-игра «Speed dating в большом городе» после фильма «В поиске» (лента о том, как самые разные жители Нью-Йорка ищут любовь и секс в дейтинг-приложениях) 14 октября, мастер-класс по кастомизации кроссовок 17 октября в баре Rooks, вечеринка с московским гостем Okkultative в пространстве esc., а также паблик-токи и обсуждения фильмов. Кроме того, в этом году Beat Weekend расширил свои границы присутствия в столице региона. Программа фестиваля параллельно демонстрируется не только на экранах «Победы», но и в кинотеатрах сети «Каро» и ДК «Академия» в Академгородке. Для домоседов фильмы доступны онлайн на полке Beat Film Festival платформы КиноПоиск HD.

«Фестиваль в Новосибирске проходит уже 9 год, в следующем году — юбилей. За эти годы у фестиваля появилась своя аудитория, зрители, которые ждут показов и интересуются мероприятиями, — рассказывает координатор фестиваля Beat Weekend по СМИ в Новосибирске Валентин Копалов. — В этом году новосибирская команда организаторов решила сделать программу более наглядной, визуальной, сведя к минимуму привычные уже паблик токи и обсуждения фильмов после показа и сконцентрировавшись больше на живых мероприятиях, посвящённых фильмам программы. Это и выставка уникальных кроссовок сибирских коллекционеров, и вечеринка с электронной музыки в клубном духе, и нестандартная игра. Конечно, мы не отказались полностью от классического формата общения с залом. Каждый фильм представляет эксперт, высказывая свой взгляд на проблематику фильма. Это профессор архитектуры Валерий Филиппов, психолог Инна Пушкарская, маркетолог Андрей Шавнев и другие. Как меняется сам жанр документального кино, так и фестиваль Beat Weekend следует за жизнью и демонстрирует свою актуальность».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь».

Фото Евгения БЕКАРЕВА

 

Премия «Парадиз» возвращается после апгрейда

Новосибирская премия «Парадиз» ‒ одна из старейших в стране и по совместительству единственная профессиональная театральная награда в столице Сибири ‒ возвращается на круги своя после организационных преобразований и вынужденной пандемической паузы. В ноябре три судейских коллегии соберутся под крылом местного отделения Союза театральных деятелей, чтобы подвести итоги сразу двух театральных сезонов и найти обладателей бронзовых статуэток в 25 номинациях.

Премия «Парадиз» учреждена в 1987 году и может смело претендовать на статус старейшины, опережая в своей возрастной категории большинство профессиональных театральных наград страны и ловко обходя не поворотах местных конкурентов, которые, справедливости ради, появляются примерно раз в десятилетие и бесследно исчезают после стартового вручения. За тридцать один рабочий сезон «Парадиз» несколько раз вставал на паузу, переживал реинкарнацию и ребрендинг, менял внутренне устройство и место дислокации, впадал в гламур, страдал официозом и напротив метал капустник в массы, выступал одновременно как яблоком раздора, так и пропуском в «райские кущи», устраивал праздник, обрастал дипломами, обзаводился фирменными памятными знаками и выносил вердикты — в общем, жил нормальной в своем роде жизнью. И только в прошлом году столкнулся с проблемой из вне, когда организаторы вынуждены были отказаться от планов в пользу здоровья.

В этом году подновленный «Парадиз» планирует взять реванш сразу за два сезона. Впервые в истории премии номинантами на соискание награды станут спектакли, выпущенные в прошлом и позапрошлом репертуарном году. Для тех, кто волнуется за увеличение количества названий афиши, организаторы подчеркивают: никакого числового прироста – работает строжайший отбор силой критической мысли экспертного совета, в который вошли независимые театральные критики и специалисты Новосибирска. Пройдя через горнило дискуссий, номинантами премии этого года стали 24 спектакля всех жанров и направлений ‒ 8 музыкальных, 15 драматических и один спектакль театра кукол, поставленные с 2019 по 2021 гг. в 12-ти театрах города, включая независимые театральные компании. Кстати, сами театры к выбору номинантов никакого отношения не имели – это нововведение, затронувшее регламент премии после апгрейда.

«“Парадиз” ‒ главное детище нашего новосибирского отделения Союза театральных деятелей, — рассказывает председатель Новосибирского отделения СТД РФ Сергей Афанасьев. — Все его ждут, интересуются, когда же будет, все мечтают попасть в рай! А если серьезно, то нынешний “Парадиз” впервые проходит в таких сложнейших условиях, на фоне пандемии, и подводит итоги сразу двух лет, что еще более усложняет задачу организаторам. Но зато усиливает драматургию, что для театра неплохо! Затянувшаяся на два года битва обещает еще более интересный результат. А главное, что меня радует и вдохновляет ‒ то, что «Парадиз» давно перешел из разряда просто праздников в категорию событий, которые мотивируют людей театра на творчество, на новые свершения ‒ как любая значимая награда. И значит, мы обязаны продолжать и развивать премию и фестиваль».

Номинированные на соискание премии спектакли организаторы планируют представить на суд профессионального жюри в октябре и ноябре в ходе фестиваля «Парадиз», который по традиции предшествует вручению премии. В этот раз фестиваль пройдет в три этапа.  Первыми, с 16 октября, к работе приступят члены жюри конкурса «Театр для детей». Это самое мультижанровое и самое скупое на награды состязание, ведь осмотрев восемь претендентов, среди которых драматические постановки, опера, два мюзикла и кукольный спектакль, судейская коллегия вручит всего три приза. Раздавать слонов в этом конкурсе будут три новосибирских специалиста, представляющие разные профессии и взгляды на театральный процесс, — театральный обозреватель Марина Шабанова, актриса Татьяна Шуликова и пресс-атташе Ксения Чернова.

С 16 ноября стартует конкурсная неделя «Музыкального театра». Жюри во главе с музыковедом, заведующей кабинетом музыкальных театров СТД РФ Ольгой Кораблиной (Москва) увидит 2 оперы, 1 балет и 3 мюзикла. Последними в образ Фемиды войдет жюри конкурса «Драматический театр» во главе с известным театральным критиком и театроведом Павлом Рудневым (Москва). С 23 по 28 ноября судьям предстоит оценить 7 спектаклей основной программы и 3 экспериментальных работы, которые выделены в новую номинацию «Неформат». Торжественная церемония вручения премии «Парадиз» пройдет 29 ноября. Лауреаты не только впишут свое имя в театральную историю города, но и получат отлитые новосибирским скульптором Александром Крутиковым в бронзе статуэтки в виде райского яблока.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА

 

 

 

 

 

 

Сентябрь. Свадьбы. Гименей. 9-й номер «Сибогней»

Вышла из печати сентябрьская книжка «Сибирских огней».

Читать далее Сентябрь. Свадьбы. Гименей. 9-й номер «Сибогней»

«Крест — хранитель». Выставка старообрядческого медного художественного литья

14 октября в Краеведческом музее открывается выставка старообрядческого медного художественного литья «Крест — хранитель». В зале музея представлено более 200 предметов из частного собрания Евгения Крюкова (Новокузнецк) и из коллекции «Музея истории старообрядчества Сибири» (Новосибирск).

Читать далее «Крест — хранитель». Выставка старообрядческого медного художественного литья

Елена Демидова, обладательница «неженской» профессии

Концерт, состоявшийся 6 октября в музыкальной гостиной Новосибирской филармонии — не совсем обычный концерт. Мы отмечаем в этой программе восьмидесятилетие нашей композиторской организации, но на этот раз здесь представлена женская часть Сибирской организации Союза композиторов России. Женщины-композиторы разных поколений хорошо известны: это Елена Джагарова, Ираида Сальникова, Оксана Сереброва, Мария Красилова, Наталия Канторович и Елена Захарова. Но этот концерт является авторским проектом Елены Демидовой, которая достаточно часто появляется перед нашей публикой. Достаточно вспомнить ее дебют на VIII Транссибирском арт-фестивале, где в симфонической программе прозвучало ее сочинений «Тобольские царевны».

Читать далее Елена Демидова, обладательница «неженской» профессии

Фестиваль «Книжная Сибирь». Октябрь. Три дня на море… книг

С 1 по 3 октября в Новосибирской научно-технической библиотеке проходил шестой Международный фестиваль «Книжная Сибирь». Фестиваль состоялся при поддержке министерства культуры НСО в рамках нацпроекта «Культура». В работе форума приняли участие представители нескольких зарубежных стран – Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, Китая, Франции и Ирана.  На книжной выставке были задействованы около 80 издательств. Одним из главных событий стал книжный форум для профессионального сообщества «Читающий регион. Книга в жизни современников».

На церемонии  открытия участников приветствовали министр культуры региона Наталья Ярославцева и мэр Новосибирска Анатолий Локоть.

– Нам действительно важно не только не потерять поколение читающих, но и воспитать новых. Сегодня я вижу, что вновь стало модным брать в руки книгу – давайте будем всячески поддерживать эту моду. Настоящая, живая книга, что пахнет типографской краской – это праздник души. Популяризировать чтение можно плакатами «Читать – это модно! – заявила министр.

Анатолий Локоть подчеркнул, что шестой книжный фестиваль – это крупное событие для города и области.

— Сибиряки знают историю, в том числе историю литературы. И творят ее! Я учил читать детей по сказке про Жаконю сибиряка Юрия Магалифа. Ранее  увлекался прозой Анатолий Иванова. Книга живёт и будет жить, — отметил мэр.

В первый день фестиваля поэтесса и музыкант из Академгородка Катя Гольдина представила книгу «Покорение высоты». Она рассказала об увлекательных путешествиях в Чехию, Великобританию, Нидерланды. Ее любимый детский автор – Алексей Ерошин из Бердска. Сейчас Катя работает над либретто сказочного новогоднего мюзикла. На поэтической площадке фестиваля Гольдина составила компанию Андрею Щетникову, Станиславу Михайлову, Юлии Пивоваровой, Олегу Полежаеву и автору этого репортажа.

Детская писательница из Бердска Дина Гербек – выпускница НГУ, по образованию биолог.  Пишет с шести лет, но тексты всегда ей казались сырыми. Прорыв случился, когда родился сын: начала сочинять ему сказки, отсылать в редакции журналов, издательства. Прошла дистанционное обучение в мастерской Анны Никольской, получила множество ценных советов. Сейчас работает над повестью о приключениях Лисы по дороге из Томска в новосибирский Академгородок.

Творческие встречи также провели поэт и прозаик, директор Института филологии СО РАН Игорь  Силантьев, новосибирские поэты Андрей Жданов и Евгений Мартышев, театральный критик Яна Колесинская, а также первый замглавного редактора издательства «Молодая гвардия» Мария Залесская, журналистка и писательница Маша Трауб, культуролог Дмитрий Замятин.

Заместитель директора ГПНТБ Антон Веселов прочел лекцию о проспекте Лаврентьева –  в рамках социокультурного проекта Фонда Егора Плитченко «Улицы прошлого». Свой вдохновенный спич Веселов начал весьма необычно.

— Улицы называют не только в честь академиков. Знаете ли вы, кто такой Лев Максимов, именем которого названа улица в Бердске? Слесарь БЭМЗа! Считаю, это отличное начинание. Конечно же, увековечить имя основателя Академгородка, Михаила Алексеевича Лаврентьева, блестящего ученого и организатора научного дела, в одно время с которым нам повезло жить, — тоже правильное решение. Как можно было отметить творчество новосибирских литераторов? Эту тему следует обсудить. Прекрасно помню, как в 90-е годы Витя Иванов рвал залы, где собирались сотни слушателей. Только что в НОЮБ прошел фестиваль верлибра, но сказать, что из его участников выстраивается звездная линия, я не могу, — подчеркнул Веселов.

Во второй день фестиваля  огласили итоги межрегионального конкурса «Книга года: Сибирь-Евразия», на победу в котором претендовали около 150 изданий. В номинации  «Читающее детство» Дарья Бехтенёва получила главный приз, а Алексей Царегородцев стал призером. Алексей начинал три года назад со стихов, выкладывал их на портале «Стихи.ру». В его эпопее «Братья по стилю» (возрастная категория 6+) вышло уже 5 частей, задумано 9. Заказать книгу можно на интернет-ресурсе Ozon. Лучшей площадкой для писательского продвижения писатель считает страничку в Инстаграме. Дарья Бехтенёва провела конкурс детского рисунка «Городок моей мечты» и рассказала о научных городках России. Ребята узнали, что космические разработки проводятся в Королёве, а самая маленькая атомная бомба размером всего 15 сантиметров создана в Снежинске. Дарья – автор книги «Академгородок: тропинки в большую науку», вышедшей в местном издательстве «Свиньин и сыновья». Рукопись одобрил Геннадий Прашкевич, давший начинающему автору много ценных советов.

На презентации спецномера журнала «Сибирские огни», посвященного современной детской литературе, выступили поэты и прозаики Новосибирска и Бердска: Дина Гербек, Татьяна Рабцева Алексей Ерошин…  Редактор отдела художественной литературы «Сибогней» Марина Акимова сообщила, что через полгода старейшему журналу России 100 лет. Первое произведение для детей появилось на его страницах в пятом номере за 1934 год. Елизавета Стюарт опубликовала сказку «Слон», с этого началось полувековое сотрудничество «сибирской Ахматовой» с журналом. Расцвет публикаций для детей пришелся на 60-е годы ХХ века, когда в рубрике «Туесок» были опубликованы тексты Геннадия Карпунина, Нелли Закусиной, Тимофея Белозерова, Елизаветы Стюарт. Рубрику вели до конца ХХ века. В 1993 году был первый детский спецвыпуск журнала. Сегодня «Сибогни» выходят с маркировкой 16+, но самотёком произведения для детей продолжают поступать по электронной почте. Новый спецвыпуск «Чичитай» посвящен 65-летию областной детской библиотеки имени Горького, 27 октября в библиотеке пройдет презентация издания.

На его 96 страницах обращают на себя внимание большая подборка стихов Ерошина с хитом про яйцо-вундеркинда, дружеский совет Леонида Чернакова «Если вас одолели в лесу комары…», стихотворения Татьяны Рабцевой про свинку-обжору и Антонины Малышевой про знаки внимания автомобилей разных марок к припаркованной «Тойоте», рассказ Дины Гербек «Пошутил», написанный в прошлом году – о том, как сестрёнка-дошкольница закрыла в ванной братишку-пятиклассника, чтобы тот случайно не спугнул цветочного человечка. Из стихов Марии Дубиковской можно узнать, что можно сделать из чувства мамосохранения, а Владимир Светлосанов без устали перечисляет, что помещается в сумке кенгуру.

В праздничную атмосферу Ерошин внес толику критики.

– Очень жаль, что в Новосибирске, третьем городе страны, нет детского журнала! «Мурзилки» и «Костра» явно недостаточно. Теперь вы видите: авторов, пишущих для детей, немало в Новосибирске и регионе! – заявил Алексей Ерошин.

Министр культуры Наталья Ярославцева немедленно ответила:

– Даю «Сибирским огням» госзадание: делать детские спецвыпуски ежегодно. Кроме того, губернатор Андрей Травников принял решение поддержать ежегодную литпремию «Сибирских огней», где есть рубрики «Дебют», «Детская литература». Уверена, престиж и финансовое содержание премии неизбежно вырастут!

Одним из гостей завершающего дня стал тюменский поэт и политолог, доктор философских наук Владимир Богомяков. Он защищал кандидатскую диссертацию в начале 1980-х в Академгородке. Литературный Новосибирск поэт связывает прежде всего с именами Виктора Iванiва и Янки Дягилевой, с которыми был дружен. Увы, огромное количество уникального архивного материала по творчеству Янки утеряно безвозвратно, посетовал тюменец. Назвать главных поэтов современности Богомяков затруднился.

– Читаю много, самых разных авторов: Емелина, Родионова, Гандлевского, Кенжеева. Из молодых отметил бы прежде всего Галину Рымбу. Но пусть расцветают все цветы, хороших поэтов у нас всегда много, можно вспомнить такие имена, как Пригов, Немиров...

Известный новосибирский поэт и преподаватель физики Андрей Щетников рассказал о своей деятельности переводчика. Недавно Андрей перевел знаменитый роман Керуака «В дороге», изданный в 1956 году.

– Проза Керуака, человека очень начитанного, поэтична – как тексты Гоголя, Бабеля. Переводить было безумно интересно, я закончил эту работу за год. Мой перевод романа стал третьим – после переводов Когана и Немцова, – сообщил Щетников.

Одними из главных участников форума стали москвичи – биограф Олег Лекманов, историк русского рока Сергей Гурьев, поэт и прозаик Глеб Шульпяков. Первый рассказал о работе над двухтомником воспоминаний о Мандельштаме, второй пишет книгу про Янку Дягилеву.

— Не ожидал, что эта биография так разрастаться – работаю над ней уже 10 месяцев, написал примерно половину. Бог даст, книга выйдет в следующем году. Причина смерти Янки, найденной в реке Иня, до сих пор неизвестна. Есть версии о ссоре музыканта с гопниками на берегу, об операции спецслужб. Но все же довольного много моментов указывает на то, что Дягилева шла к самоубийству. В ее поздних текстах «Придет вода», «Выше ноги от земли» ощущается, что автор будто бы уже и не здесь,  — отметил Гурьев.

Шульпяков представил свой новый поэтический сборник «Белый человек», а также провёл семинар для молодых авторов.

— В стихах важно, что сказано автором – но не впрямую. В обычной речи это невозможно выразить. Порой поэт прячется за метафоры, ритмику – но при этом становится не ясно, что же его заставило написать стихотворение. Эмоцию тоже нужно подать так, как никто до тебя этого не делал. Ищите интересные рифмы. В последнее время пишу по 4 стихотворения в год. Однажды над одной строчкой бился три недели. Раньше хорошо было писать в метро, садился в углу вагона и никому не мешал. Сейчас пишу книгу о Батюшкове, лучше всего работается в деревне, — сообщил Шульпяков.

В стихотворении про море Ивана Полторацкого наставник отметил яркий образ колеса велосипеда в коридоре и живые финальные строчки: «И человек вернется в море / сложив одежду на песок». В подборке Юлии Федорищевой Шульпяков раскритиковал ненужную куртуазность и отрывок из верлибра, похожий на плохой подстрочник.

С огромным интересом слушали выступления поэта и прозаика из Екатеринбурга Алексея Сальникова. Фильм по его роману «Петровы в гриппе и вокруг него» снял Кирилл Серебренников.

Большой интерес вызвал двухчасовой диспут «Что читать?» с участием новосибирского критика Михаила Хлебникова, автора сборника «Большая чи©тка» и биографии Довлатова. Михаил анонсировал старт цикла лекций в НГОНБ «Три Д», посвящённых юбилеям Данте, Достоевского, Довлатова.

– Нашему городу не хватает литературных салонов, книжных магазинов, литературных курсов. В России дефицит литпремий, а во Франции их 700. Роман Литтелла, получивший Гонкуровскую премию, издан тиражом миллион экземпляров. Премии – отлично работающий механизм пропаганды литературы, опыт зарубежных коллег необходимо учесть. Господа прозаики, где романы о студенчестве? Уверен, они станут бестселлерами. Запрос на тексты о реальности огромный. Есть и другие проблемы литературного процесса: ушёл институт редакторства, налицо дефицит литагентств, продвигающих тексты. Тот же Сальников раскрутился случайно, журнальная публикация его романа «Петровы в гриппе и вокруг него» прошла незамеченной. Впору говорить о ещё одной важнейшей проблеме – снижении значения литературных журналов, – отметил Михаил Хлебников.

Как сообщили организаторы «Книжной Сибири», три ненастных осенних дня на море книг провели с удовольствием и пользой более 5000 новосибирцев и гостей города.

Юрий ТАТАРЕНКО, специально для «Новой Сибири»

Фото Валерия ПАНОВА

ХАОС – удел мужественных

В октябре в Новосибирске пройдет Второй Международный фестиваль актуального театра ХАОС. В этом году без масштабной зарубежной программы, но с долгоиграющим превью, который месяц настраивающим зрителей на фестивальную волну и эволюцию эстетической рефлексии. Впереди 7 спектаклей независимых театров Новосибирска, 14 приглашенных спектаклей из восьми городов России и серия просветительских проектов. О сближении театральных миров, тонкостях фестивальной концепции и попытках людей искусства вглядеться во тьму рассказывает программный директор Второго Международного фестиваля актуального театра ХАОС Анастасия Москалева.

Программный директор фестиваля ХАОС Анастасия Москалева настраивает зрителей на волну веселого просвещения

— Чем ХАОС принципиально отличается от других фестивалей?

— В Новосибирске уже есть фестивальная концепция, на которую достойно равняться. Это фестивали-смотры: «Ново-Сибирский транзит» и Рождественский фестиваль искусств. Когда мы придумывали ХАОС, нам хотелось не только обратить внимание потенциальных зрителей на интересные российские и зарубежные имена и названия, но и запустить вокруг фестиваля движение, в которое может влиться каждый желающий. Создание любого фестиваля — это способ рассказать важную историю. В нашем случае этой историей движет идея философского исследования и веселого просвещения, именно поэтому для нас фестивальная превью-программа, которая должна рекламно привлекать и настраивать зрителя на нужную волну, играет особую роль.

— Просветительским контентом сегодня, казалось бы, никого не удивишь, и все же вы пытаетесь это сделать…

— Говорить о том, что ХАОС – это суперуникальная структура, которую до нас никто не придумывал, просто глупо. Особенность нашего фестиваля заключается в том, что мы стараемся быть открытыми для разных языков и систем. По схожей модели в Новосибирске существует и фестиваль «48 часов», куда люди приносят свои проекты, строят коллаборации и хорошо уживаются вместе. И поэтому странно было бы утверждать на их фоне, что мы тоже придумываем что-то радикально новое для города. Но мне кажется, что наша уникальность заключается в подаче смыслов. К нам приходят прекрасные Юрий Сапрыкин и Александр Секацкий и помогают нам с точки зрения публицистики, философии, культурологии объяснить очень важные неврозы, которые мучают современного человека. Наш фестиваль стремится к теоретической весомости. Нам хочется подружить два вектора – язык людей, которые существуют, условно говоря, в поле фундаментальной теоретической науки, и практиков, которые работают с театром. Подобные просветительские проекты делают в других городах. Но нам хочется, чтобы все это развернулось именно в Новосибирске в очень нужную, интересную и понятную людям форму. И хочется говорить о вещах, от которых сегодня нельзя отвертеться.

— А нет ощущения, что люди элементарно устали от модного просвещения? Лекции и важные разговоры льются буквально из каждого утюга.

— Конечно, формат лекций сегодня испытывает определенную усталость. В том числе благодаря пандемии, которая подарила нам миллион беспрерывно вещающих «говорящих голов». Но мы приглашаем таких лекторов, встреча с которыми, лично для меня, является каким-то космическим счастьем. Дело даже не в лекциях, а в масштабе их личностей. Хотя нужно понимать, что нет такого теоретика, который сейчас придет и расскажет нам, как все должно быть в театре, искусстве, философии и социально-политических вопросах, расскажет всю истину. Нет. Но есть люди, в общении с которыми (да и вообще с людьми по большому счету) возникает уникальное личное знание, люди, у которых очень интересно выстроен свой мир и язык. И все они существуют в своих параллельных вселенных. И это ведь, кстати, очень метамодернистский подход — вглядываться в тайну личности и уникальность ее языка, а не гнаться за трендовыми темами и повестками. То же мы видим в афише нашего фестиваля: есть коллективы и режиссеры, которые творят в логике андеграунда, а кто-то работает на продакшн с огромными бюджетами. Разные языки, опыт, ментальность, цели, представление об искусстве. На нашем фестивале мы пытаемся всех соединить. Поэтому ХАОС – это не только про просвещение, но все больше про взаимодействие разных логик, ценностей, способов и стилей работы.

—  Почему вам важно делать именно умный фестиваль? Не проще ли было сосредоточиться на шоу, у которого всегда найдется больше благодарных потребителей?

—  Потому что искусство и наука не говорят на бытовом языке. Даже если искусство имитирует простую речь, оно существует по очень сложным законам. В этом заключается базовая теория любой эстетики: искусство дает человеку опыт языка. Любимый пример, который приводит филолог Валерий Тюпа: когда человек читает Толстого, самое правильное ощущение, которое должно возникнуть в финале чтения, ‒ «я всегда это знал, но не знал, как сказать». То есть искусство дает нам опыт говорения, как и научно-популярная лекция. Возможно, наши фестивальные спектакли, проекты, лекции не откроют какой-то невероятной сверхсовременной пронзительной истины, но они точно научат тому, как можно говорить, думать и общаться на важные темы. Например, о теле можно поговорить языком перформанса или послушать философскую лекцию, которая откроет новую оптику в ваших размышлениях. Зрители, которые просто потребляют театр как развлекательный контент, часто мыслят в категориях «нравится» — «не нравится». А мы хотим научить формулировать и объяснять, в какие области тебя уводит искусство – какую вселенную конструирует Константин Богомолов со всеми своими смешными шутками, цитатами и пасхалками, какую интонацию нашел Артем Томилов, новым языком рассказывающий зрителям свою биографию, и как Олег Циплаков языком кино рассказывает о режиссере и человеке Артеме Томилове. Давать зрителям пример языка, провоцировать их на сложные внутренние и внешние попытки высказать свои мысли по поводу реальности и художественных феноменов — это важно.

Открытые подкасты «HOUSE говорит» стали неотъемлемой частью превью-проектов фестиваля ХАОС

— Есть четкое понимание того, к кому вы обращаетесь?

— В нашем случае определить целевую аудиторию достаточно сложно, поскольку в рамках фестиваля реализуется множество самых разных проектов. Есть публика, которая посещает только события Арт-резиденции, которая в этом году помогает нам с превью-проектами, есть люди, которые ходят исключительно на спектакли основной программы. Есть наши постоянные зрители, есть те, которых определяет среда конкретного пространства, где мы проводим мероприятия. Кто-то идет на имя, кто-то просто любит слушать занятные лекции, кто-то пришел за другом, и вдруг остался в нашем поле, кто-то просто является завсегдатаем бара, где мы записываем свои подкасты. Самое прекрасное наступает тогда, когда эти не связанные между собой люди вдруг начинают понимать, что их миры соприкасаются. И это брожение толп мне очень нравится.

— ХАОС проводится второй раз, и второй раз в рамках фестиваля работает Арт-резиденция: горожане под руководством кураторов создают свой художественный продукт. Это очень сложный и трудоемкий процесс – работа над собственным фестивальным продакшном. Чем этот проект важен для организаторов ХАОСА и полезен для жителей Новосибирска?

— Для нас Арт-резиденция не менее значимый проект, чем все остальные программы фестиваля. И дело не только в ресурсах, которые мы в него вкладываем. Мы не можем никак повлиять на спектакли, которые привозят в Новосибирск участники фестиваля. Будь то Театр на Бронной, «Приют комедианта» или «Практика» ‒ все они привозят уже готовый продукт. А проекты резидентов рождаются здесь и сейчас из вопросов, которые мы перед собой ставим. В этом и заключается суть современного искусства. Людям свойственны инерция и иерархичность сознания: они обращают внимание только на топовые вещи. С этим борется современная молодежь, говоря о привилегированном и непривилегированном искусстве. Между тем искусство – это не то, на что тратятся огромные бюджеты. Оно может возникнуть в любом месте и при любых финансовых вложениях. Наш фестиваль стирает иерархические границы. Поэтому наша театральная программа открывается не привозными спектаклями, а Шоукейсом негосударственных театров Новосибирска. Поэтому проекты Арт-резиденции не существуют отдельно во внутренне кухне фестиваля, а чуть опережает его и работает с основной темой фестиваля открыто.

Журналист и культуролог Юрий Сапрыкин стал одним из спикеров ИНФО-уикэнда фестиваля ХАОС

—  Стирая границы, вы неизбежно оказываетесь под перекрестным огнем: тем, кто обитает в андеграундной среде, не нравится ваша привязка к звездным столичным спектаклям, а тем, кто интересуется мейнстримом, кажутся бессмысленными «игры» с представителями контркультуры. В итоге у всех возникают претензии к понятию «актуальный театр» в названии фестиваля.

— Это наша сознательная позиция ‒ между двух огней. Молодые люди не считают, что Богомолов – это актуальный театр. Им кажется, что актуальное искусство – это то, что делает Артем Томилов в театре или Полина Кардымон в своих акциях. Тема актуальности и современности очень сложна. Что значит быть современным актуальным режиссером и современным мыслителем вообще? Тут я соглашусь с одним из наших лекторов — философом Михаилом Немцевым: быть актуальным и современником — это быть тем, кто видит современность, распознает ее. Это удел мужественных, потому что вглядываться в современное — это вглядываться в тьму, которая пугает нас своим хаосом, вызывает разные аффекты.  Поэтому способность видеть современное и называть его вообще никак не связана ни с возрастом, ни с поколением, ни с принадлежностью к той или иной институции, ни с системой взглядов, ни с размером бюджета на твою работу. Быть современным и современником — эта сама попытка вглядеться и найти язык описания. Я часто задаюсь вопросом: что было бы, если бы молодежи, ратующей за новые ценности в искусстве, дали огромные бюджеты крупных государственных театров? Смогли бы они оперировать миллионами и многоуровневым продакшном умно и структурно? Или наоборот: если режиссеру Богомолову дать задание сделать за три копейки перформанс, справился бы он с задачей? Мне кажется, что в обоих случаях ответ ‒ нет.  И отчасти потому, что это связано с личным ощущением искусства каждым художником. Одни считают, что искусство должно быть только снобистски дорогим. Другие уверены, что их андеграундное событие не для всех и сразу отсекают лишних людей. Сталкивать и соединять эти полюса искусств в одном фестивальном поле прикольно.

— Какой в этих столкновениях смысл?

— В эмпатии! В идеале было бы круто, чтобы одни пожили жизнью других. Лично мне интересно все: и крупные государственные театральные проекты, и то, что происходит в головах и в рабочих процесса у создателей свободных перформансов. Вопрос в том, готовы ли они сами принимать друг друга? Не исключать, отменять, агрессивно критиковать, а сосуществовать с уважением и интересом. На нашем фестивале они могут попробовать это сделать. Представим, что вы свободный от институции куратор. Вы приходите в театр, который дает вам ресурсы для того, чтобы вы могли реализовать свой проект. Вы привыкли делать это в своем творческом ритме. А в театре другая история. Здесь есть штатное расписание, есть своя скорость, есть много людей со своими выходными и рабочими графиками, есть данность и ответственность государственной структуры перед людьми и городом. И все это нужно учесть в процессе. Не прогнуться, а учесть и продолжать творить ‒ выпускать качественный и интересный результат. Вот такое сближение миров я наблюдаю на ХАОСЕ, ‒ и мне это нравится.

— Иногда за событиями ХАОСА очень сложно уследить. Были такие периоды, когда Арт-резиденция строчила проектами, как из пулемета. День за днем лекции, концерты, перформансы, выставки, встречи. Не боитесь перенасытить?

— Когда мы строили Арт-резиденцию и продумывали проекты вокруг каждой группы участников, а их у нас четыре в соответствии с темами – экология, информация, тело и этика, мы пытались соблюсти композиционную красоту. Нам хотелось, чтобы каждая группа выдала некий эстетический продукт на заданную тему и сформулировала свое эстетическое высказывание. Но прежде резиденты должны были пройти через стадию подкастов, потому что одно дело интуитивно строить свой художественный мир и совсем другое отрефлексировать свой замысел для себя и для публики. К этим двум компонентам примыкал третий – мы привлекали со стороны людей, владеющих широким масштабом знаний, ‒ философов, журналистов, публицистов, музыковедов, которые помогали вписать наш собственный эстетический опыт в грандиозную Вавилонскую башню современности, истории культуры и человеческой мысли.

Фрагмент музыкального перформанса «Дискурс пузыря фильтров», созданного резидентами фестиваля ХАОС

— Из четырех тем, которым посвятил полгода жизни ХАОС, какая, на ваш взгляд, сильнее попала в новосибирцев?

— Мне показалось в какой-то момент, что наших зрителей больше всего заинтересовала тема тела и одна из наших формулировок «Тело свободы». Я не сужу по количеству зрителей перформансов каждого из блоков, потому что места бронировались мгновенно на все, а сужу именно по вниманию к теоретическим мероприятиям. Тело оказалось важной темой.  Интерес к лекторам, выступавшим на Инфо-уикенде, было невероятное, но оно скорее было не тематическое, а личностное. А вот концепт «Тело свободы» увлек сам по себе. Кого-то триггерило само слово «тело», кто-то реагировал на свободу, кто-то размышлял о теле как профессиональном инструменте или вместилище человека со всеми его потребностями. Люди разных профессий приходили на подкасты и перформансы и рассказывали свои истории. Очень, между прочим, трогательные. Возможно, такое внимание к теме связано с тем, что телу очень много уделяется внимания в сегодняшнем информационном поле. Нам постоянно рассказывают, как ухаживать за своим телом, как совершать ежедневные ритуалы, как заботиться о себе. Может быть, рецепты, которые публично звучат, людей не устраивают. Не знаю, помогли ли мы нашим зрителям разобраться в себе и дали ли нужные рецепты, но мы порадовались тому, что все поделились с нами своим опытом. И что новосибирцы смогли услышать лекцию философа Александра Секацкого, который говорил о том, что тело — это такой набор шансов, которые как валюту нужно успеть обналичить в пределах своей жизни. И что в этом и есть высший пилотаж человеческого существования.

Танцперформанс БЭЙСЛАЙН, созданный резидентами фестиваля «ХАОС» (блок «Тело»)

— Неужели информация, этика и экология интересуют новосибирцев меньше?

— С информацией получилось очень неожиданно и интересно. Беседы взлетали к задумчивым абстракциям, а лекторы Михаил Немцев и Юрий Сапрыкин очень круто перекодировали теорию информационного общества в рефлексию того, что такое современность. И это очень красиво в хорошем смысле разрушило нашу постановку вопроса, потому что информационное общество — это, действительно, лишь одно из имен современности. И в этом смысле наша попытка распространить это слово на весь мир, в котором мы живем, это и есть прекрасный пример того, что мы живем в замкнутом информационном пузыре и не способны пока отрефлексировать другие имена и концепты, из которых рождается современность. Но мне кажется, у нас получилось описать свои ощущения: как мы чувствуем фильтры и манипуляции, как живем в мире утопии, как реальность на самом деле отличается от того, что мы видим. У нас потеряны ориентиры, но сказать про это нечто вменяемое мы пока не можем и подбираем другие слова. Мне дико понравился продукт, который получился у наших эко-резидентов — выставка «Вещи века». Если у других кураторов вышли именно театральные истории с разной степенью герметичности, то эко-резиденты поставили задачу повлиять на свои и зрительские жизненные привычки. Даже многие из нас начали регулярно сортировать мусор и стали иначе смотреть на вещи, которыми мы пользуемся.

— ХАОС способен перевернуть мир?

— ХАОС способен вызвать ажиотаж. Наш фестиваль ждут. Ждут старт продаж. Ждут если не откровений, то планов, которые мы строим. Мы задеваем людей, которые не ходят в театр и впервые нас видят. Кто был на Инфо-уикэнде, стали свидетелями одной такой яркой истории. На нас обращают внимание и те, кто находится в поле современного искусства. Спорят, задают вопросы. Мы не даем людям покоя. Значит, мы правильно все делаем.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Катерины КОРЖАНСКОЙ и Василия КОСТРИКОВА

 

 

 

 

Новые проекты и звезды мирового джаза в афише SibJazzFest

Щедрый на фестивали октябрь поднимается в музыкальные сферы. С 13 по 22 октября на площадках Новосибирской филармонии пройдет Международный джазовый фестиваль SibJazzFest-2021, в программе которого запланировано 10 концертов в исполнении музыкантов из Франции, Норвегии, Финляндии, США, Азербайджана и России. Слушателей ждет встреча со звёздами мирового джаза, предельная концентрация событий и много музыки — современной, разноплановой и всегда непредсказуемой.

«SibJazzFest стоит особняком в ряду других больших фестивальных событий нашего города, — отмечает заместитель министра культуры Новосибирской области Григорий Милогулов. — Он обладает своими традициями и посвящен такому музыкальному направлению, которое постоянно дышит и изменяется. Раз в два года Новосибирская филармония старается нас удивлять новыми программами, и город живо откликается на тему джаза».

У новосибирских джазовых фестивалей длинная синкопированная история, уходящая далеко в 1970-е и перезапущенная на очередной веток развития буквально в 2019 году. В новом веке SibJazzFest вел себя совершенно непредсказуемо: менял название, скромничал, вставал на паузу, напротив, поражал размахом и именами высшего эшелона. И нынешней осенью также не утратил своего внезапного характера. Преодолел все препятствия, а их в виду известных обстоятельств оказалось более чем достаточно, и готовится выстрелить россыпью джазовых имен, новых фестивальных форматов и полномасштабных программ.

«Организация фестиваля в этом году по всем нам понятным причинам давалась не просто, — признается директор Новосибирской государственной филармонии Александр Бочарников. — Особенно в вопросах, касающихся приезда иностранных музыкантов. Мы планировали, что в каждом концерте будут принимать участие иностранные гости, но в силу ряда обстоятельств это не получилось. И все же наш фестиваль будет сильным с профессиональной точки зрения. Мы видим интерес со стороны публики. И при той рассадке, которая предусмотрена сейчас, билеты раскупаются достаточно хорошо».

На сложностях подготовительного этапа остановилась и заместитель генерального директора по международным связям Новосибирской филармонии Алена Болквадзе: «Работать с этим фестивалем было интересно и сложно. То, что случилось в мае и июне, когда мир немного приоткрыл себя, позволило думать о возобновлении бурной концертной деятельности. Но все пошло немного другим путем. У каждой страны свои особенности, в том числе и в России. У всех свои требования насчет въезда и выезда, ПЦР, прививок, поэтому программа сложилась так, как она сложилось. И я считаю все, как в жизни, оказалось только к лучшему».

Открытие SibJazzFest-2021 запланировано на 13 октября. Старт как предвкушают организаторы обещает быть по-настоящему импровизационным. Музыканты, которые выступят в этом концерте, на одной сцене окажутся впервые. Знаменитое трио лауреата Грэмми Седрика Онрю (Франция) дебютирует в тандеме с московским исполнителем Егором Балабановым (труба) и молодым талантливым саксофонистом Армиром Ли из США.

14 октября джазовый фестиваль продолжит российский трубач, ведущий телеканала «Россия-Культура», продюсер Вадим Эйленкриг и его бэнд. “Eilenkrig Crew” представит новосибирской публике новый альбом авторской музыки «Newborn», выпущенный в 2020-м году. 16 октября в Новосибирске впервые зазвучит уникальный джаз-мугам. Экзотическое направление нанесет на фестивальную карту Риад Маммадов. Пианист, свободно ориентирующийся и в классике, и в джазе, создал новую саунд-концепцию, которая стала ключом к пониманию Востока сквозь призму Западной традиции.

17 октября в концерте «Вовсе не обычное джазовое трио» на сцену выйдет команда LRK-трио. Один из самых модных и концертирующих коллективов в российском джазовом мире также приедет в Новосибирск впервые и покорит, как полагают устроители фестиваля, сибирскую публику сочетанием академической джазовой основы с элементами других музыкальных стилей, тонким авторским мышлением и переосмыслением классического музыкального наследия.

Далее на приглашение Новосибирской филармонии откликнется певица Триша Бутте (Норвегия), которая даст несколько совместных концертов с джазовым музыкантом Женей Гимером (Финляндия). Мировая звезда Женя Гимер – джазовый пианист, кларнетист, дирижёр, интеллектуал и пропагандист джаза ‒ наш земляк, омич, выпускник Новосибирской консерватории в классе профессора Владимира Толкачёва и бывший музыкант Новосибирской филармонии. Самым нестандартным для SibJazzFest’а подарком творческого дуэта станет концерт для детей. «Не могу сказать, что это наша оригинальная идея, — признается Алена Болквадзе. — Вы знаете проект «Транссибирский фестиваль ‒ детям», мы же решили познакомить юных новосибирских зрителей с джазом».

Продолжится сотрудничество Триши Бутте и Жени Гимера с новосибирским фестивалем 19 октября. Музыканты выйдут на сцену с новосибирским джаз-оркестром «Сибирский диксиленд». «Это наша уникальная концертная традиция – представлять на фестивалях наши филармонические коллективы, — подчеркивает Алена Болквадзе. — Это наше кредо ‒ показать, что уровень наших музыкантов не уступает уровню наших гостей».

Резюмирует джазовую декаду аудиовизуальный спектакль Алекса Ростоцкого «Мир, который я не знал»: образный мир джазового музыканта дополнят музыка и видео-арт, создаваемый в режиме реального времени.

Программа закрытия фестиваля, по словам организаторов, складывалась весьма драматично. Музыкальная команда, над приглашением которой Новосибирская филармония работала несколько лет, приняла решение не путешествовать до конца нынешнего года, однако на предложение устроителей откликнулся не менее прославленный коллектив. Завершится SibJazzFest 22 октября концертом джазового оркестра имени Олега Лундстрема. Вместе с коллективом, гордо именующимся старейшим в мире и непрерывно существующим биг-бэндом, выступит джазовая певица Фантине (Москва). И это вновь будет премьера творческого союза на новосибирской сцене.

Дополнит концертные программы новый образовательный проект «Джазовая кухня», курировать который предстоит известному российскому джазовому продюсеру и журналисту Виктору Радзиевскому. Слушателей ждут мастер-классы, лекции об истории джаза и разговоры о нелегкой судьбе музыкантов в эпоху ковида.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Михаила АФАНАСЬЕВА

 

 

НОВАТ лидирует по количеству проданных билетов по «Пушкинской карте»

Новосибирская область вошла в тройку лидеров среди регионов РФ в реализации федеральной программы «Пушкинская карта», опередив Москву и Санкт-Петербург.

Фото: novat.nsk.ru

Как сообщает пресс-служба правительства региона, Новосибирский академический театр оперы и балета занял первое место по количеству приобретенных билетов среди учреждений культуры страны. Второе место занимает Театр МДМ («Московский дворец молодежи»), третье – Центральный выставочный зал «Манеж» в Санкт-Петербурге.

По словам министра культуры Новосибирской области Натальи Ярославцевой, в регионе при содействии министерства к программе подключились 13 учреждений культуры. Театры, музеи и концертные организации предлагают посетить по «Пушкинской карте» около 200 событий.

«В настоящее время в Новосибирской области проживает около 200 тысяч потенциальных пользователей карты – молодых людей от 14 до 22 лет. На старте программы мы организовали широкую информационную кампанию, чтобы каждый, кто может получить «Пушкинскую карту», знал, как ее оформить и в какие учреждения можно приобрести билеты. Рада, что проект востребован среди молодежи. Мы работаем над повышением доступности программы для жителей отдаленных районов области», – говорит Ярославцева.

Билеты по «Пушкинской карте» можно приобрести в 1 836 организациях культуры страны. В программе учувствуют уже более 2 млн россиян. Оформить именную «Пушкинскую карту» жители Новосибирской области могут в возрасте от 14 до 22 лет. Для этого нужно подать заявку на портале Госуслуги и зарегистрироваться в мобильном приложении «Госуслуги. Культура». Чтобы получить физическую пластиковую карту, нужно обратиться в Почта Банк.

В 2021 году карта действует с 1 сентября по 31 декабря с номиналом в 3 тысячи рублей. Номинал карты с января 2022 года составит 5 тысяч рублей на год. Начиная с 1 января 2022 года, ежегодно на карту будут перечисляться единовременно новые деньги – и так до того дня, пока обладателю не исполнится 23 года.

Подробности о программе и инструкции по оформлению карты можно узнать на сайте министерства культуры Новосибирской области.

Ранее в «Новой Сибири»:

Новосибирск присоединился к федеральной программе «Пушкинская карта»