«Молодой и романтичный»: что известно о новом новосибирском прокуроре?

Президент России назначил Александра Бучмана прокурором Новосибирской области после долгой чехарды на этом посту.

Читать далее «Молодой и романтичный»: что известно о новом новосибирском прокуроре?

Димитрис Ботинис: филармония представляет дирижера, дирижер — филармонию

По сложившейся традиции Новосибирский симфонический оркестр в день рождения Арнольда Каца, своего создателя и бессменного руководителя в течение 52 лет, открыл новый абонементный сезон. С новым главным дирижером, который был представлен публике неделей раньше — в концерте, который так и назывался «Главного — представляем». До этого его кандидатура держалась в строжайшей тайне. И вот покровы таинственности спали, меломаны выражают удовольствие, оркестр в прекрасной форме.

Поскольку  симфонический оркестр своего рода флагман филармонии, ключевой его коллектив, понятно, что вопрос нового главного дирижера был актуален для всей филармонии. Оркестр на протяжении  полугода, после ухода в марте со своего поста тогдашнего художественного руководителя и главного дирижера Томаса Зандерлинга,  очень тщательно подходил к  поиску подходящей кандидатуры, выбирал  из множества претендентов. Обсуждение, по словам оркестрантов, порой шло круглосуточно. В конце концов,  решение совета оркестра  было единогласным.

Фото: Новосибирская филармония

Димитрис Ботинис, родившийся в Москве, потомственный дирижер, получивший азы профессии, что называется, из первых рук, от своего отца, известного греческого дирижера Димитриса Ботиниса-старшего, — молод, красив, артистичен. Это тот пример, когда человека и его дело живут в полной гармонии, обретя друг друга.  Новый руководитель оркестра — лауреат серьезных конкурсов, а также премии президента РФ для молодых деятелей культуры, до нового назначения он семь лет возглавлял симфонический оркестр Северо-Кавказской государственной филармонии. Выступления 35-летнего дирижера можно увидеть  на телеканале «Культура» в рубрике «Звезды ХХI века», где участвует новое поколение музыкантов, завоевавших право носить это звание.

Худрук филармонии Владимир Калужский нашел в новом назначении некую параллель с приездом примерно в том же возрасте и тоже с Северного Кавказа в Новосибирск юного Арнольда Каца. И  это еще не все совпадения: Ботинис, как и Арнольд Михайлович, тоже получил в свое время специальность скрипача, — правда, не в Санкт-Петербургской консерватории, а в греческих Патрах.

Конечно, они были знакомы и раньше — оркестр и его новый руководитель: проводили не так давно успешные совместные выступления в сезоне 2019—2020. Сейчас задачи дирижера, пожалуй, сложнее, поскольку все концертные программы  сезона спланированы заранее, и теперь надо суметь «войти» в них, не имея возможности предлагать что-то свое. Но нового художественного руководителя оркестра это не смущает и не останавливает, хотя он и не оставляет желаний привносить и что-то свое, вносить элемент спонтанности, свободного выбора. Именно так образовался самый первый «внеплановый» концерт сезона, в котором в качестве солиста в Первом концерте Шопена публика услышала прекрасного пианиста  Константина Емельянова, лауреата ХVI международного конкурса имени Чайковского. А затем Димитрис Ботинис и, можно уже сказать, «его оркестр»  раскрыли перед публикой грандиозные  звуковые картины в трех симфонических эскизах Клода Дебюсси: «От зари до полудня на море», «Игра волн»,  «Диалог ветра и моря». Это было именно то, чем новый дирижер хотел поделиться с коллегами-музыкантами и слушателями, пригласить всех желающих  в мир удивительных созвучий и настроений. Это был его выбор — «Море» Дебюсси, как и завершавшая концерт мистическая «Поэма экстаза» Александра Скрябина, рождавшаяся примерно в то же время, в годы первого десятилетия ХХ века.

Спасибо Дмитрию Ботинису, а также большой юбилейной дате — 150-летию со дня рождения композитора, за то, что мы могли  услышать и такое космическое творение как «Божественная поэма», исполненное через неделю. Во втором концерте принял участие замечательный пианист Александр Ключко, лауреат первой премии Международного конкурса имени Рахманинова, проходившего в этом году. Он исполнил с оркестром Первый концерт Бетховена, одного из самых значимых для Скрябина авторов.

Что еще планирует  новый руководитель Новосибирского симфонического оркестра? Мечтает о воплощении масштабных звуковых полотен, (уже запланировано выступление в Новосибирске и в Москве с Девятой  симфонией Малера, что требует  большой кропотливой работы), о том, чтобы лучше узнать и почувствовать оркестр, его потенциал, его возможности. Конечно, существует немало обязательств, давно запланированных событий в Москве и Санкт-Петербурге, многих других городах. И все же Димитрис Ботинис намерен как можно чаще бывать в Новосибирске.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Ранее в «Новой Сибири»:

Назначен главный дирижер Новосибирского симфонического оркестра

Новосибирская филармония вручила «Золотые ключи» в честь своего дня рождения

 

Олеся Петрова: Без «душевной чистки» не будешь интересен зрителю

В сентябре на Большой сцене НОВАТа 78-й сезон откроется премьерой русской оперы «Царская невеста» с участием певицы с мировым признанием, ведущего меццо-сопрано мировой оперной сцены, солистки петербургского Михайловского театра Олеси Петровой. Звезда мировой оперы исполнит ярчайшие партии классического репертуара, написанные для меццо-сопрано: Любашу в опере «Царская невеста» Римского-Корсакова и Амнерис в «Аиде» Верди.

Читать далее Олеся Петрова: Без «душевной чистки» не будешь интересен зрителю

Геннадий Прашкевич: Взаимное непонимание приводит к душевному кошмару

Этот писатель, судя по всему, является самым издаваемым автором в Новосибирске — число его книг и публикаций можно подсчитать разве что с помощью библиографического указателя на 230 страниц, изданного в прошлом году. О том, как он вышел за рамки жанра научной фантастики, Геннадий Мартович уже рассказывал в интервью, приуроченному к его 80-летию, поэтому в очередной беседе с ним мы коснулись несколько иных тем, более глобальных. Не то чтобы он настаивал именно на таких вопросах, но когда их задают — он честно отвечает. И, поскольку разговор при личной встрече оказался далеко не исчерпывающим, интервью частично стало результатом интернет-переписки.

Читать далее Геннадий Прашкевич: Взаимное непонимание приводит к душевному кошмару

Суровое ню Николая Бахарева: может, и порно, но не бесспорно

На выставке сибирского фотографа, знаменитого своими эротическими работами, состоялась дежурная дискуссия о том, где кончается эротика и начинается порнография. В этом событии не было бы ничего особо особенного, если бы оно не оказалось по-своему особенным.

Читать далее Суровое ню Николая Бахарева: может, и порно, но не бесспорно

IN MEMORIAM. Сергей Якушин, переводчик с повседневного

Новосибирск прощается с ярким и умным человеком уникальной судьбы, который сам спланировал церемонию своих похорон.

Читать далее IN MEMORIAM. Сергей Якушин, переводчик с повседневного

Анна Пушкаревская: Если б у меня была рука, я могла не быть спортсменом и ученым

Четырехкратный чемпион России и будущий молекулярный биолог — о самоуверенности, оптимизме и выборе собственного пути.

Читать далее Анна Пушкаревская: Если б у меня была рука, я могла не быть спортсменом и ученым

Юрий Шатин: В результате перформации общества мы получим что-то совершенно новое

В рамках проекта «Люди как книги» на площадке новосибирского «Дома да Винчи» областной научной библиотеки состоялась встреча с Юрием Васильевичем Шатиным, доктором филологических наук, легендарным литературоведом, блистательным педагогом, ученым, и вообще знаковой фигурой в новосибирской культуре.

Ведущий Антон Веселов назвал Шатина самым эрудированным оптимистом города, уточнив при этом, что обычно радостные по жизни люди рады всему вокруг от неведения, в отличие от Юрия Васильевича, который очень даже сведущ во всех областях нашей с вами жизни. Что его гость и подтвердил в ходе состоявшейся беседы.

Читать далее Юрий Шатин: В результате перформации общества мы получим что-то совершенно новое

Универсальный дирижер Рустам Дильмухаметов

Дирижер Рустам Дильмухаметов — выпускник Новосибирской консерватории и аспирантуры консерватории Казанской, лауреат Всероссийского конкурса, лауреат Государственной премии Новосибирской области. Именно он 15 июня стоял за дирижерским пультом симфонического оркестра на концерте в честь 85-летия Новосибирской филармонии. В этом концертном сезоне неожиданно для себя Рустам получил назначение в академический симфонический оркестр филармонии. И к его обязанностям дирижера филармонического Русского академического оркестра, а также к преподавательской работе в Новосибирской специальной музыкальной школе и руководству юношеским оркестром русских народных инструментов добавились многочисленные выступления в симфонических концертах. Детских, дневных, вечерних, с приглашенными солистами и различными коллективами... Это не учитывая  невидимой публике главной части айсберга — громадного числа репетиций по подготовке своих — и не только своих — концертных программ.

О профессии Дирижера, причем Дирижера универсального, ее составляющих, о взаимоотношениях с артистами оркестра, о воспитании молодых музыкантов Рустам Дильмухаметов рассказывает в этом интервью.

— Сейчас существует тенденция играть без дирижера, что мы можем наблюдать и на наших городских концертах.

— Я считаю, что это неправильно, учитывая сложности партитуры — особенно в современной музыке, и важность взаимодействие дирижера, артистов оркестра и солиста. Дирижер является проводником партитуры. И самое главное — это посыл, без которого невозможно построение музыкальной формы, со всеми ее переходами, разделами, сменой темпов. Более четко и точно это можно сделать только с дирижером. И даже исполнение Прокофьева, Шостаковича, — опыты, которые были здесь, в нашей филармонии, показывают, что это неправильно.

— С другой стороны — недавний потрясающий концерт Персимфанса, который  всегда играет без дирижера... Но это, конечно, особый случай.

— Да, особый. И все равно существуют ориентиры. Концертмейстеры, солисты, их рассадка... Понимаю: камерные оркестры могут работать без дирижера, или малые составы музыкантов. А если это большой  симфонический оркестр — учитывая духовые инструменты, которые по атаке  играют по разному — здесь жест дирижера помогает. Есть и еще различные тонкости…

— Рахманинов говорил, что хороший дирижер должен быть хорошим шофером. Вы согласны с ним?

— Ну, что касается автомобиля — он все таки не живой организм. А тут надо уметь живой организм повести, не просто нажимая на какие-то кнопки, педали, рычаги... Здесь надо по-другому воздействовать.

— Понятно, что  каждый музыкант оркестра практически ежедневно проводит тренаж со своим инструментом, таким образом воздействуя на него. А как быть в случае с оркестром?

— Здесь разные подходы есть: и репетиционный процесс чтоб был налажен, и конечно, это внутреннее духовное состояние самого дирижера, его эмоциональные порывы. Уметь раскрыть партитуру композитора — это самое важное, и здесь интеллект является главным двигателем.

— Вы много работаете над партитурой?

— Смотря какая партитура. Смотря какие обстоятельства, какие у меня программы... Я ведь еще преподаю в специальной музыкальной школе, у меня  есть класс дирижирования, и я там у своих студентов учусь, одновременно им помогая. Это тоже отчасти мой тренинг, новый опыт. Конечно, надо анализировать партитуры, я люблю их расчерчивать, как меня учили,  это сильное подспорье. Прибегаю иногда к записям известных дирижеров. Где-то они помогают,  где-то наоборот, вызывают сомнения, вопросы возникают в плане трактовки. Конечно, здесь надо знать историю музыки и личную биографию композитора, условия, в которых он работал, когда исполнено то или иное произведение,  кому посвящено. Это длинная цепочка, и в ней есть ответы на все.

— Вы каждый день в работе, без выходных?

— Даже вроде как бы он есть, выходной, но все равно думаю о музыке, слушаю, идеи свои записываю, чтобы когда-то реализовать — написать  инструментовку или что-то исполнить в какой-то программе. Общение с друзьями, коллегами-музыкантами тоже дает подпитку,  в мире музыки сейчас очень много чего происходит, много новых произведений, есть очень хорошие оркестры, которые мы может и не слышали, но, бывает, записи ребята присылают. Этот процесс не останавливается, с каждым днем все больше нарастает, и по объему, и по времени.

— Ваша жизнь и деятельность связаны с дирижированием. Что послужило основанием для этого? Быть может семейные традиции, яркие впечатления детства?

— Нет никаких семейных традиций, хотя у меня в семье есть музыканты. Отец играл на гармошке, братья и сестры занимались музыкой,  были пианисты, духовики. Что касается дирижирования, то да, мой интерес идет с детства, когда я часто видел по ТВ выступления того же Большого театра, спектакли, трансляции концертов. И также игра в оркестре (мой инструмент баян), еще в музыкальной школе, затем в училище, — причем в разных коллективах. Не только русских народных  инструментов, также и казахских народных инструментов. Еще пел в хоре. Это все давало взгляд со стороны. И конечно, общение со своими старшими коллегами, которые уже работали в профессиональных оркестрах, дало такой толчок — заниматься дирижированием .

— Существовал ли для вас какой-то прототип дирижера?

— Нет, все менялось часто. Проходило время, учился, смотрел. Конечно, были Мравинский, Светланов, Карлос Клайбер, такие музыканты...

— Вы  охватили своей деятельностью самые разные коллективы: работаете с оркестрами русских народных инструментов, юношеским и филармоническим, камерными оркестрами, — причем в разных городах… Наконец, с этого сезона вы — дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра. Такое не часто встретишь. Не знаю даже, есть ли  подобные примеры такой удивительной дирижерской многогранности.

— Да, это не часто встречается, такой универсализм… Кстати, таких дирижеров я знаю, и моего преподавателя, профессора Мансурова  считаю тоже универсалом, поскольку он   начинал в оркестре Курмангазы дирижером. Он учился у главного дирижера Новосибирской оперы Исидора Аркадьевича Зака в Алма-Ате, и потом уже стал симфоническим дирижером, и в опере работал, и 25 лет возглавлял оркестр симфонический Татарстана. Владимир Иванович Федосеев, худрук и главный дирижер  Большого симфонического оркестра имени Чайковского, также работал вначале с народным оркестром, — у него тоже большой охват. Так что подобные примеры, конечно, есть. Ну а в связи с этой универсальностью иногда так совпадает, что количество концертов…

 

— Зашкаливает? Если говорить о количестве, то некоторые недели апреля и мая полностью были концертными. Чуть не по два концерта в день.

— Нет, по два не было. Были такие ситуации, что утром репетиция с одним коллективом, вечером концерт с другим. Просто так временно сложилась ситуация, думаю, в дальнейшем будет более рациональное и стабильное расписание.

— На одном из  вечерних концертов вы дирижировали Второй симфонией Рахманинова, значимым произведением  для нашего оркестра. Это был ваш выбор?

— Нет, так сложилось. Дело в том, что Томас Зандерлинг, главный дирижер, покинул в марте  коллектив, и оставшиеся концерты абонемента, которые он должен был дирижировать, распределили среди нескольких дирижеров, в том числе приглашенных. Этот выпал на меня.

— По моему, очень успешно прошел этот концерт.

— Не мне судить. Конечно, чтобы исполнить Вторую симфонию, это надо прожить жизнь. Для этого и по времени надо более длительно, более досконально готовиться. Для меня, конечно, это испытание было серьезное.

— Существует масса баек, анекдотов о взаимоотношениях оркестрантов и дирижера. Как вы к этому относитесь?

— Спокойно отношусь, я все это понимаю, потому что я сам человек из оркестра. Я вырос в оркестре, знаю его  изнутри, поэтому с юмором воспринимаю это все, не обижаюсь. Ну, может, иногда и реагирую, но как музыкант все понимаю. Если человек не обладает чувством юмора, — говорил один известный музыкант, — он инвалид. Мы не хотим быть инвалидами. Иногда шутка, смех помогают разрядить ситуацию, снять напряжение...

— Вы жесткий дирижер? Требуете, ничего не оставляя без внимания? Теодор  Курентзис, по-моему, заметил: «Если у певца плохая интонация, тоже дирижер виноват».

— Думаю, да, дирижер должен, конечно, следить за всем процессом, который происходит. Кто-то говорит, что я жесткий дирижер. Кто-то — что более-менее лояльный. Это зависит, конечно, еще от коллектива, с которым ты работаешь. Его уровень, его подготовка, как идут репетиции... Здесь  много факторов, и каждый играет роль.

— Что сейчас находится в приоритете вашего внимания? Какие композиторы, эпохи, стили?

— Я очень люблю русскую  музыку,  она  у нас всегда в приоритете, как и советская, — это мне более  близко. Хотя привлекает и венская классика, хотелось бы приобрести опыт стажировки. Многие эксперты говорят, что в России есть  с этим проблемы, с исполнением западно-европейской музыки.

— Что-то новое предполагаете внести в свою деятельность?

— Идей много. Они, например, связаны с новыми произведениями, которые здесь, в Новосибирске, не исполнялись.

— К сожалению, часто звучит то, что всем известно и исполнялось уже неоднократно...

— Здесь присутствуют разные обстоятельства. Сейчас складывается такая ситуация, что  мы из-за рубежа не сможем даже нотный материал получать, чтоб исполнить новое произведение. Но, думаю, выходы есть. Это не проблема, это можно решить. Главное, чтоб это на месте решалось.

— Значительную часть этого концертного сезона Новосибирский симфонический оркестр проводит  без главного дирижера...

— Оркестр продолжает свою деятельность. Все планы наши известны, абонементы, детские концерты... Надеемся, что  скоро  у нас будет новый главный  дирижер, он обязательно нужен. Ведутся переговоры. Думаю, все наладится, и оркестр сделает шаги вперед.

— Вы работаете и с юношеским оркестром, и с коллективами, которые имеют огромную историю, на которые равняются более молодые их собратья. Русский академический оркестр отметил в этом сезоне 95 лет. Симфонический оркестр к 70-летию подходит. Работа с такими солидными, авторитетными  коллективами с большими традициями, конечно, это ответственность особая. Как вы с этим справляетесь?

—  Честно сказать, я всегда волнуюсь, поскольку еще и знаю многих музыкантов. Еще студентом был на многих концертах, помню  программы, которые они исполняли. Я знаю историю этих коллективов и считаю, что Новосибирску повезло, что благодаря именно личностям возникли такие коллективы. Иван Матвеевич Гуляев,  Арнольд Михайлович Кац, Исидор Аркадьевич Зак... Поэтому не зря говорят, что многое держится на выдающихся личностях. Благодаря этим людям Новосибирск стал культурной столицей не только Сибири, считаю его одним из ведущих городов в области культуры. Поэтому любой выход к оркестру — всегда волнение, всегда подготовка, это не просто так. Может я сам по себе такой человек, но это для меня этот опыт огромный, я стараюсь его  передавать в Юношеском оркестре, стараюсь готовить профессиональные кадры. В Русском оркестре многие мои выпускники работают. И возглавляющий его Владимир Поликарпович Гусев признает, что если б не наша Новосибирская СМШ, он не знал бы, на каком уровне сейчас мог быть оркестр, это огромная подмога в подготовке кадров.

Я, работая здесь, знаю, к чему их готовить в профессиональном плане: это и ансамблевая игра, и «штриховая» культура, и репертуар, и игра по жесту дирижера и так далее. И они все эти вещи осваивают уже в юном возрасте, они понимают, что надо делать. В отличие от того, что сейчас происходит вокруг во многих средних учебных заведениях, где не преподается дирижирование, нет инструментовки, оркестры не укомплектованы. Это очень настораживает. Проблема кадров — да, существует даже в нашем Новосибирске,  где есть специальный вуз. А что говорить  об оркестрах в тех городах, где его нет...

— Среди ваших учеников есть те, кто уже уверенно заявляет о себе как профессиональный музыкант, как будущий дирижер?

— Да, я благодарен судьбе, что работаю в нашей специальной музыкальной школе, где и директор, и завучи наши постарались оставить несмотря ни на что старую советскую систему обучения оркестровых музыкантов и спецпредметы. Эта система, которую мы сохранили, дает результаты: ребята, оканчивая школу, на госэкзаменах дирижируют свои инструментовки, специально подготовленные... Наши выпускники, которые продолжили  обучение как инструменталисты в Москве и других городах, параллельно тоже дирижирование изучают, и приятно то, что они на хорошем уровне: и в знаниях, и в технологии. Постановку рук им не переделывают. Есть ученики, которые продолжили дело дирижирования, — например,  мой студент Виталий Селиванов сейчас учится в Санкт-Петербургской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования.

— Возвращаясь к филармонической жизни, хочу спросить: чем еще может  удивить публику универсальный дирижер? Этой весной вы даже с валторновым оркестром выступали. А что дальше?

— Думаю, надо работать с теми музыкантами и коллективами, которые есть. Для меня это счастье — работать с такими замечательными музыкантами, считаю, что я  счастливый человек, что мне в жизни очень повезло.

Я благодарен судьбе, поэтому настроен работать здесь, в Новосибирске, общаться с хорошими музыкантами, которые у нас есть в филармонии. Наш город достоин особого внимания, уровень культуры мы стараемся сохранить и держать. И конечно, приумножать, — не надо забывать это слово. Кто-то говорит: сохранять. Нет, лучше всегда стремиться вперед и приумножать. В плане репертуара, исполнителей новых, необычных проектов. Знаю, что у нас есть мощные творческие силы в филармонии, здесь  рождаются новые идеи и происходят интереснейшие события.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото: Михаил АФАНАСЬЕВ; Новосибирская филармония

Ранее в «Новой Сибири»:

Марк Горенштейн: У хорошего дирижера должна быть невероятно сильная воля

IN MEMORIAM: Великий сибирский повелитель китов

Об ушедшем от нас удивительном новосибирском художнике Сергее Беспамятных вспоминают его друзья и соседи по художественной мастерской.  Читать далее IN MEMORIAM: Великий сибирский повелитель китов