Вячеслав Стародубцев: Защищать музыку в театре, и театр в опере — это очень ответственно

На недавней пресс-конференции главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев вместе с художественным руководителем театра Дмитрием Юровским  анонсировали основные события нового репертуарного года. В основном речь шла о сложной новой постановке «Царской невесты» Римского-Корсакова, но не стоит забывать, что творческий диапазон режиссера очень широк и в обозримом будущем он постоянно удивляет новосибирскую публику. Два года назад на главной площадке театра он поставил оперу «Фальстаф» Джузеппе Верди, удостоенной V Национальной оперной премии «Онегин», а в последнее время Стародубцев сосредоточил свое внимание на Малой сцене — за это время он обогатил репертуар театра красочными и увлекательными детскими постановками, представил в камерном зале несколько интереснейших оперных спектаклей, составивших «Моцартиану НОВАТа» и первую оперу из его цикла на сказки Пушкина , высоко оцененных зрителями и специалистами.

«Самый большой авангард и новаторство сейчас ‒ погружение в классику», — говорит режиссер, но при этом не забывает и о современной музыке.

Читать далее Вячеслав Стародубцев: Защищать музыку в театре, и театр в опере — это очень ответственно

НОВАТ открывает сезон русской оперы

Посвятить сезон русской опере призвал российские музыкальные театры главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев, анонсировавший вместе с художественным руководителем театра Дмитрием Юровским знаковые события 78-го репертуарного года. Доказательную базу патриотическому настрою составят сценические воплощения произведений Римского-Корсакова, Рахманинова, Щедрина и Шебалина.

«У меня есть предложение всем российским театрам ‒ посвятить сезон русской опере, — подчеркнул режиссер Вячеслав Стародубцев на пресс-конференции в ТАСС-Новосибирск. — Мне кажется, в настоящем времени это единственно правильное и глубокое патриотическое решение. Я ‒ патриот русской культуры. Я горжусь тем, что у нас есть Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов. И я уверен, что мы должны не только в штатном режим работать над русской музыкой, но и ярче и сильнее говорить о том, что это великие композиторы и великая традиция, которая впитывает, как всегда бывает в культуре, все, что есть вокруг».

Первой оперой, которая войдет в репертуар НОВАТа в новом сезоне, станет «Царская невеста» Римского-Корсакова. Премьера планируется 15 сентября на большой сцене театра. Творческие лидеры театра уверяют, что впервые заговорили о совместной постановке шедевра десять лет назад, однако не были по-настоящему готовы к его воплощению. В этом году совпало все ‒ желания постановочной команды, возможности театра, место, творческие кондиции труппы и, конечно, время.

«Самый большой авангард и новаторство сейчас ‒ погружение в классику, — отметил автор художественной концепции и режиссер-постановщик «Царской невесты» Вячеслав Стародубцев. — Надо вернуться к истокам, отказаться от мишуры и насладиться глубоким и мощным произведением Римского-Корсакова, которое в полной мере передает нашу русскую душу. На сегодняшний день труппа НОВАТа, которую мы считаем одной из лучших в России, готова воплотить в полной мере это произведение. Партитура Римского-Корсакова драматична, эмоционально насыщена. Настоящий сгусток страстей. И артисты, занятые в этой опере, должны не только петь, но и играть, проживать, наполнять каждую сцену своим драматическим дарованием. Любовь, страсть, измена, выбор между долгом, честью и личной привязанностью ‒ это так нам свойственно и так по-русски».

Эскиз декораций к спектаклю «Царская невеста», художник-сценограф — Вячеслав Окунев

Реализацию масштабного оперного замысла постановщики планируют выполнить в классическом ключе, избегая при этом клише и общих мест. Так, одну из традиционно купируемых танцевальных сцен авторы новой версии «Царской невесты» вернут на свое законное место и ангажируют для исполнения сторонний коллектив: участие в спектакле примет Государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны».

«По форме эта опера достаточно хрестоматийна, — рассказал музыкальный руководитель проекта Дмитрий Юровский. — Но равные ей по содержанию произведения встречаются довольно редко: по глубине эмоций, содержащихся в музыкальном материале, по выдающейся оркестровке Римского-Корсакова, по невероятным переходам от доброй сказочности к жесткому жизненному реализму. Музыка “Царской невесты” очень запоминающаяся и слушатели, несомненно, узнают арии, которые часто звучат на концертах и конкурсах. У нас сейчас есть возможность прочтения этого произведения, что называется “с чистого листа”, поскольку в постановке заняты молодой оркестр и молодая оперная труппа. Это должно помочь нам избежать штампов, что бывает довольно трудно при исполнении таких известных сочинений, и сохранить классические традиции и каноны исполнения, которыми мы все очень дорожим».

Дополнит премьерные показы историческая выставка из запасников «Сибирского Колизея». В экспозиции будут представлены костюмы, созданные советским театральным художником Альбином Морозовым к спектаклю «Царская невеста» 1975 года – последней полномасштабной версии оперы Римского-Корсакова, которая украшала репертуар новосибирского театра в минувшем столетии. «Наша интерпретация оперы “Царская невеста” предполагает масштабные декорации и очень интересные костюмы, — пояснил режиссер Вячеслав Стародубцев. — Мы не уходим в лубок, но делаем стилизацию, которая должна привлечь и увлечь современного зрителя. При этом для нас важно погружение в исторический контекст и знакомство с великими примерами постановок. На выставке мы представим уникальные артефакты, бережно сохраненные нашими сотрудниками, чтобы зритель имел возможность сравнить технологию изготовления костюмов сейчас и в прошлом веке. Это станет еще одной изюминкой нашего спектакля. Мы не хотим навязывать кому-то свою концепцию и правду. Мы хотим, чтобы наши зрители испытали максимальный спектр эмоций, ведь театр – это сказка, волшебство, за которым все и приходят к нам».

Эскиз костюма Ивана Грозного, созданный к спектаклю «Царская невеста» художником Петром Окуневым

После премьерных показов «Царской невесты» оперная труппа приступит к подготовке следующего проекта. В конце октября на малой сцене НОВАТа будет представлена лирико-комическая опера Виссариона Шебалина «Укрощение строптивой», литературной опорой для которой послужила пьеса Шекспира, увы широкому зрителю малоизвестная именно в оперном изводе. Поставит напрасно позабытый советский шедевр Ирина Гаудасинская. Режиссер, продюсер, представитель известной петербургской оперной династии, финалист и обладатель премии «Лучшая провокация» Международного конкурса молодых оперных режиссеров «Нано-опера» уверена, что советские композиторы «невероятно незаслуженно предаются забвению» и, надо полагать, попытается исправить эту оплошность на конкретном примере.

«В свое время эта опера была достаточно известной, но за последние лет 30 ‒ 40 лет ее мало где ставили, поэтому перед нами стоит очень интересная задача, — подчеркнул художественный руководитель НОВАТа Дмитрий Юровский. —  Здесь очень важен незамыленный взгляд, которым, несомненно, обладает приглашенный нами режиссер. Раньше постановщики никак не могли определиться, что представляет собой “Укрощение строптивой” ‒ серьезную оперу или оперетту. На этой грани мы и планируем существовать».

Продолжится сезон русской оперы в НОВАТе в следующем календарном году, посвященном празднованию 150-летия со дня рождения Сергея Рахманинова. Юбилей композитора, ставшего для всего мира символом русской музыкальной культуры, новосибирский театр отметит премьерой оперы «Алеко». И, если постановочным планам суждено сбыться, в репертуаре НОВАТа будет полностью собрана рахманиновская оперная трилогия («Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» уже несколько лет стоят в афише), чем может похвастаться далеко не каждый оперный дом.

Присоединится к русскому сезону и балетная труппа театра. Первой пластической премьерой 78-го сезона станет «Кармен-сюита» Родиона Щедрина в интерпретации кубинского хореографа Альберто Алонсо. «Как русская культура в прошлом основывалась и не могла полностью обойтись без европейской культуры, так же в настоящем и в будущем все эмоциональные, иногда даже истерические попытки отменить русскую культуру все равно ни к чему не приведут. Без русской культуры сегодня и завтра ни одна уважающая себя культурная страна не обойдется», — резюмировал первую в этом сезоне встречу с журналистами художественный руководитель НОВАТа Дмитрий Юровский.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Марины ИВАНОВОЙ, эскизы предоставлены пресс-службой НОВАТ

 

 

 

 

 

Мосиенко & Паршиков: ретроспектива новосибирского плаката в ЦК 19

В Центре культуры ЦК 19 открылась выставка «Плакатный ход. С. Мосиенко & М. Паршиков» новосибирских художников, графиков и плакатистов, которые не нуждаются в представлении уже несколько десятков лет. В ретроспективе представлено около 100 работ, выполненных авторами в разное время — как индивидуально, так и совместно с 1980-го по 2022-й годы. С 18 августа по 18 сентября на выставке можно увидеть как ранние работы, выполненные на оргалите, так и поздние, созданные при помощи графических компьютерных программ.

Читать далее Мосиенко & Паршиков: ретроспектива новосибирского плаката в ЦК 19

Мексиканский художник-монументалист в Новосибирске: In Graffiti we trust!

18 августа в холле концертного зала имени Арнольда Каца открывается выставка фотографий-муралов мексиканца Трепо Паркера, художника-монументалиста из Гвадалахары.

Трепо Паркер – это творческий псевдоним Энрике Сапата, который он взял себе в 12 лет, когда начал заниматься граффити и понял, что это любовь всей его жизни – вот уже 22 года он не выпускает из рук баллончика с краской. Начиная с незаконных граффити, экспериментов с уличными подписями, трафаретами, наклейками и «диким» стилем, Трепо Паркер постепенно пришел к тому, что сегодня стало его визитной карточкой – монументальной живописи. Подобные живописные полотна во всю стену стали знамениты на весь мир еще со времен культового живописца Диего Риверы и являются значительной частью культуры Мексики.

Фото: Даниил Прицкау

Муралы, выполненные Трепо Паркером, вписываются в городскую среду оживляя ее, наполняют пространство энергией и одухотворенностью.

На сегодняшний день, половина Мексики и множество городов разных стран мира, знакомы с творчеством художника. С ним сотрудничали такие бренды, как BMW и Dolce and Gabbana. Правительства восьми стран обращались за его помощью в реализации социальных проектов.

И прямо сейчас Трепо создает мурал в самом центре Новосибирска – во дворе зданий на пересечении Красного проспекта и улицы Горького. Более 100 квадратных метров настоящего искусства теперь  надолго останутся в нашем городе, и будут согревать сердца сибиряков волшебным пламенем мексиканской любви.

Пригласил в Новосибирск художника ресторатор Даниил Прицкау, которому принадлежит кафе мексиканской кухни New Mexico.

До сегодняшнего дня Трепо Паркер отказывался от проведения персональных выставок, считая, что стрит-арт не должен покидать улицу. Однако, как говорит сам Трепо: «После стольких лет и стольких рисунков я решил принять сердечное приглашение и сделать свою первую выставку здесь, в вашем прекрасном городе – Новосибирске – на другом конце света от Мексики и моего родного города Гвадалахары. Несмотря на 12 часов разницы и трехдневный перелет, я стою в самом сердце Сибири и не могу сдерживать радость.

Я надеюсь, что эти фотографии, а здесь собрана подборка моей многолетней работы, понравятся сибирякам. Потому что в каждой моей картине содержится частичка большой любви, которую тайный мир граффити пробудил во мне еще в детстве.

Только этот мир сумел привлечь мое рассеянное внимание, только эта культура кормит меня, оплачивает мою крышу и заставляет меня жить на американских горках эмоций – иногда вверх, иногда вниз, но всегда раскрашивая улицы. In Graffiti we trust!»

 

Назначен новый директор новосибирского «Первого театра»

Во вторник, 16 августа, исполняющий обязанности министра культуры Новосибирской области Юрий Зимняков представил коллективу Молодежного драматического «Первого театра» нового директора. Руководящее кресло занял Михаил Дробышев, ранее занимавший должность заведующего отделением социально-культурной деятельности в Новосибирском областном колледже культуры и искусств. Для театрального Новосибирска он ‒ «темная лошадка».

Весной экс-министр культуры Наталья Ярославцева приняла кадровое решение, лишив полномочий самого молодого в Новосибирске театрального директора ‒ Юлию Чурилову ‒ единственного руководителя в истории «Первого театра», который занимался художественной и репертуарной политикой, реализацией новых культурных проектов и вместе с тем хозяйственно-административными вопросами и обеспечением профессионального уровня проведения спектаклей. В течение полугода должность считалась вакантной. Исполняла обязанности временно отсутствующего руководителя заместитель Юлии Чуриловой – Анна Шершова. Вопросы о том, кто возьмет на себя руководство театром далее, будет ли это действительно новый лидер со своей позицией, амбициями и планами и как это отразится на уже сформированном имидже «Первого», до последнего времени оставались открытыми, хотя логичнее было снять их с повестки еще до начала театрального сезона. Вышло, впрочем, немного иначе. 9 августа в «Первом театре» состоялся сбор труппы, посвященный открытию 15 театрального сезона, а ровно неделю спустя коллективу, уже построившему и озвучившему стратегию развития на ближайший репертуарный год, представили нового руководителя.

Для профессионального театрального сообщества Новосибирска Михаил Дробышев ‒ человек скорее новый. Никаким учреждением культуры не руководил, но в багаже имеет, как сообщает областной минкульт, должность заведующего отделением социально-культурной деятельности в Новосибирском областном колледже культуры и искусств. До этого там же возглавлял отдел по работе с молодёжью, курировал студенческий тв-канал и вел концертные программы. Образование ‒ высшее. В 2015 году окончил Институт культуры и молодежной политики Новосибирского государственного педагогического университета, где получил диплом режиссера любительского театра. Участвовал в организации проводившихся на базе НОККиИ Международного конкурса исполнителей народной песни «Посвящение Людмиле Зыкиной» и Межрегионального театрального конкурса «Золотая ласточка».

 

 

 

Умка найдет друга на сцене Новосибирского театра кукол

Новосибирский театр кукол приступил к репетициям спектакля «Умка», премьера которого состоится в октябре. Историю о том, как на далекой белой земле, раскинувшейся между верхним и нижнем синим морем, подружились мальчик и медвежонок, расскажут режиссер Ольга Гущина, художник Ольга Павлушина и композитор Владимир Натанзон. Спектакль войдет в программу «Культурное наследие народов России».

2022 год в России объявлен Годом культурного наследия народов России. В рамках тематического посвящения культурные учреждения по всей стране генерируют события, посвященные традиционному искусству и быту, памятникам истории и культуры всех народов и этнических общностей России. В Чувашии участники Всероссийской детской фольклориады устроили пятичасовой марафон с горловым пением, чтением эпосов, ёхорными танцами и прочей экзотикой. В Пензе пройдет фестиваль сказок и ремесел «Толстопятый», где семьи с детьми исследуют народные сказания, традиционное рукоделие и промыслы. На фестивале-состязании «Я ‒ русский крестьянин» в Белгородской области конкурсанты соревновались в умении пахать и косить. В Самаре провели межнациональное шествие. В Брянске мастерицы вышили масштабную карту-оберег области, а в Чебоксарах ‒ карту России, еще более внушительных размеров. На Алтае устроили конкурс сказок с географической привязкой. А в Новосибирске решили поставить спектакль, передающий красоту природы севера и особенности культуры северных народов России.

«Умка» родился на свет благодаря детскому писателю, сценаристу и поэтому Юрию Яковлеву, сочинившему для советских полнометражных художественных и мультипликационных фильмов множество прекрасных сюжетов, часть из которых начала свой жизненный цикл в художественной литературе. Вот и маленький белый медвежонок с говорящим именем, который в снегах и льдах Крайнего севера находит себе друга – мальчика-ненца, впервые обрел плоть в сказке, выпущенной издательством «Детская литература» в 1969 году. Вскоре Юрий Яковлев переделал свою трогательную историю в сценарий для мультфильма, популярность которого удвоила «Колыбельная медведицы», а через год вышло и продолжение – то самое, где Умка искал своего друга и исполнял уже свой именной хит.

В спектакле Новосибирского театра кукол хорошо знакомых зрителям мелодий не прозвучит — такова принципиальная позиция постановочной группы. Театральная версия «Умки» получит совершенно новое музыкальное оформление. Для этого композитор Владимир Натанзон использует национальную музыку коренных народов русского Севера. Мастер вплетет традиционные напевы в масштабное современное полотно и преумножит художественные возможности сочинения использованием древних ритуальных инструментов Арктики. Путеводной звездой выступит хомус, создающий завораживающий «космический» звук, в котором внимательный слушатель найдет и шум снежного ветра, и плеск печальной рыбы-солнца, и шорох крадущегося зверя, и шепот северного сияния.

«Мне давно хотелось поставить интересную северную сказку о тепле и дружбе среди льдов, где мир животных и мир людей сближаются, вопреки всем представлениям и опасениям, — рассказывает режиссер спектакля «Умка» Ольга Гущина. — Человеческий детеныш знает, что хищник может его съесть. Медвежонок знает, что человек пахнет дымом и может его застрелить. И по всему, им нужно держаться друг от друга подальше. Но дети не верят стереотипам и смело могут изменить мир: ведь дружба – это когда вместе весело и совсем-совсем нестрашно. Можно общаться, играть, поддерживать и заботиться друг о друге. И, даже если придется расстаться, дружба навсегда сохранится в сердцах. Для современных детей, пропадающих в гаджетах и лишенных живого общения, это очень важная тема».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Анны ШИРОКОВОЙ

 

Николай Сизиков: На новый филармоничекий сезон возлагаем большие надежды

Новосибирская филармония успешно справилась с известными всем реалиями прошлых лет, создала план, который, как мы увидели, был успешно реализован. Вторая половина 2022 года — уход главного дирижера, а затем и не так давно прибывшего директора. Но самое пожалуй волнительное в данной ситуации — нынешняя неизвестность. Кто же встанет у руля? Чьи профессиональные руки продолжат направлять оркестр великого Арнольда Каца? Об этом мы и говорим с Николаем Сизиковым, новым руководителем академического симфонического оркестра Новосибирской филармонии .

— Ни для кого не секрет, что у вас одна интрига сменилась другой интригой. И это достаточно серьезная подчистка. Или отъезд очень многих исполнителей, дирижеров, оставивших без присмотра коллективы. Вам пришлось эту ситуацию лихорадочно удерживать. И для всех остается интригой после отъезда Томаса Зандерлинга… Кто же все-таки возглавит оркестр? Опытный мастер или молодой и перспективный — тот возраст, в котором Арнольд Михайлович создал оркестр. Для нас это будет новое лицо? С учетом того, что мир дирижеров не столь велик, наверное, мы можем себе представить большинство претендентов, которые готовы сейчас приехать в Новосибирск.

— После того, как маэстро Зандерлинг принял решение покинуть пост, был собран расширенный состав художественного совета — порядка 20 человек музыкантов из оркестра. Собственно говоря, тогда мы никаких решений не принимали. Просто пришли к выводу, что надо подумать — кого бы мы хотели видеть.  В дальнейшем уже было обсуждение кандидатур, озвученных музыкантами из оркестра. На первом месте оказался молодой по возрасту, но зрелый как музыкант дирижер. Публика с ним, надо сказать, знакома. 11 сентября мы хотим его представить!

— Возможно, вопрос будет провокационным, но у меня есть такое ощущение, что музыкантам, для которых оркестр — это родной организм, важно видеть человека достаточно, скажем, если не молодого, но близкого к среднему возрасту, как, например, сейчас в НОВАТе.

— Знаете, пять лет назад, когда мы приняли решение пригласить Томаса Зандерлинга, предлагались и молодые кандидатуры. Но на тот момент мы пришли к выводу, что нам необходимо общение с ним — пусть это был и короткий путь, но очень продуктивный. Сейчас придет молодой дирижер, но уже имеющий имя, хорошую практику, видение ситуации и понимание, куда должен двигаться оркестр. Мы возлагаем на него большие надежды. В период, когда маэстро нас покинул, может и были некие сложности, но публика нас поняла. Мы сохранили самое главное — программу и большинство солистов. Сезон закончили записью для корейского балета, с которым сотрудничаем уже 7 лет.

— Я думаю, у вас еще интрига и в том, что все-таки филармонию покинул генеральный директор Александр Сергеевич Бочарников, который сейчас возглавил театр имени Гоголя.

— Фактически Александр Сергеевич покинул филармонию, но практически все переговоры с главным дирижером уже были проведены. Сейчас остались только детали по договору.

— Одним словом, главный дирижер — это интрига до окончания лета. И 11 сентября будет явлен не просто лауреат конкурса Чайковского Константин Емельянов, но и дирижер. Это очень поднимает уровень ожидания начала нового сезона. По программе 2022—23 годов все будет реализовано? Здесь и традиционная для оркестра известная классика, и большие полотна — две симфонии Брукнера и 9 симфония Малера, которую я вообще не помню, чтобы в Новосибирске исполняли. Я вижу и много советских композиторов, и современных. Что нас ждет?

— Программа разнообразная, да — она планировалась с Томасом Зандерлингом. Мы опять находимся в ситуации «сохранения». Понятно, что главный дирижер примет составленные программы. Мы это с ним обсудили, переговорили, он понял ситуацию. Дальнейшие сезоны — это уже будет, конечно, его зона ответственности — его видение программы. Я думаю, что вектор наших творческих программ будет изменен. Первый абонемент у нас вполне классический — тут у нас есть маститые и солисты, и дирижеры. Опять же на открытии у нас произошло изменение — Андрей Гугнин, к сожалению, не сможет приехать к нам. Нам дал согласие Александр Ключко.

— То есть он вообще не будет выступать в России?

— Какой-то период. У него есть контракты за рубежом, которые он не хочет терять. Я думаю, Александр Ключко тоже достойно поможет нам открыть сезон — он занял первую премию конкурса Рахманинова. Время сейчас такое, что у молодежи есть возможность стать звездами!

— Абонемент откроется традиционным фортепианным концертом Бетховена и Третьей симфонией Скрябина?

— Да, эта программа была заявлена ранее — мы решили ее сохранить.

— Нам ждать всеми любимого Валентина Урюпина?

— С Валентином у нас сложился некий алгоритм. График его концертной жизни очень плотный, но при этом два раза в сезон он готов приезжать. С ним будут и классические программы — в мае он исполнит симфонии Моцарта. Надо сказать, что Валентин всегда очень аккуратно подходит к выбору репертуара. Первый раз мы встретились на фестивале «Классика» — он вообще не хотел исполнять классический репертуар, не зная и не понимая оркестр. Сейчас уже у него есть свои мысли, пожелания и репертуар развивается. Второй концерт в феврале, на который Валентин привезет первую флейту Российского национального молодежного симфонического оркестра, наверное, лучшую флейтистку в России Анну Комарову. И программа будет премьерная — «Нулевая» симфония Брукнера, Концерт для флейты с оркестром Денисова и Концертная симфония для флейты, кларнета и оркестра Данци, где Валентин впервые с нами выступит как солист.

— «Нулевую» симфонию Брукнера он когда исполняет?

— Это будет 11—12 февраля, второй абонемент, который, можно сказать, в этом сезоне будет премьерный.

— Это очень интересно!

— Помимо программ Урюпина будет также исполнен Концерт для двух фортепиано, ударных и оркестра Бартока в декабре. На закрытие сезона приезжает к нам уже не первый раз арфистка Софья Кипрская. Будет исполнять Аранхуэсский концерт Родриго и Джазовое концертино Дельтуро.

— Я помню ее приезд, она ведь была с Урюпиным?

— Да. Была Четвертая симфония Шостаковича и Концерт Глиэра. В этот раз она уже будет выступать с главным дирижером.

— Вижу, что Марк Горенштейн будет исполнять Вторую симфонию Скрябина.

— Марк Борисович также традиционно два раза в сезон приезжает, плотно работает с оркестром — берет максимальное количество репетиций. Ингода, когда слушаешь концерт, ощущение, что ты находишься где-то в операционной — все настолько стерильно, выточено, что иногда хочется, чтобы кто-нибудь киксанул для приличия.

— Марк Борисович, помимо Скрябина, что еще будет исполнять?

— Дальше он приезжает в конце апреля — это будут Три фрагмента из балета «Раймонда» и Концерт для скрипки Глазунова, а также Сюита из балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева (редакция Марка Горенштейна).

— Еще заявлен хорошо знакомый новосибирским слушателям Михаил Грановский.

— С Михаилом Грановским мы сотрудничаем уже, наверное, на протяжении 15 лет. Про него можно сказать, что он всегда очень концептуально подходит к составлению программы — в ней есть последовательность, логика. Закончим мы Шестой симфонией Шостаковича и вокально-симфонической поэмой на текст Симонова «Жди меня» Локшина, которая впервые прозвучала в Новосибирске, когда здесь был Шостакович. Первое отделение составят композиторы молодые, в том числе будет исполнена «Сибирская поэма» нашего земляка Алексея Чернакова. Традиционно мы всегда пытаемся привлечь кого-то из новых молодых дирижеров — в этом сезоне Алексей Рубин выступит с Вариациями и фугой на темы Моцарта Регера. Солистка — одна из лучших виолончелисток мира Анастасия Кобекина.

— В сезоне будут исполнены хоровые произведения?

— Да, у нас уже давно запланирована Девятая симфония Бетховена. Ее пришлось снять по причине пандемии — огромное количество участников на сцене было запрещено, необходимо было соблюсти дистанцию. Через какой-то период ко мне подошел молодой человек в зале и спросил: «Я хотел бы узнать, когда будет возможность услышать  Девятую симфонию?». Мы познакомились. Я взял его контакты. И когда симфония появилась в расписании, то я с ним созвонился. В принципе, он и так ходил на концерты, но после этого он купил и первый, и второй абонементы.

— Будет также исполнен Реквием Артемьева? Живой классик.

— Да, два концерта Артемьева — Реквием и музыка из кинофильмов. Такая программа у нас уже была, но, к сожалению, для новосибирцев она исполнялась только в Академгородке — это было довольно-таки закрытое мероприятие. Теперь программа будет исполнена и в Новосибирске. Заявлена была и оратория «Сотворение мира» Гайдна — единственная программа, которую наш будущий маэстро попросил поменять. Маэстро надо понять — он подхватил практически все программы. Это произведение крупной формы, как говорится, его надо подготовить и пережить, прежде чем выйти на сцену.

— Я вижу в программе и «Рахманинов гала» в апреле месяце.

— В своих абонементах мы Рахманинова затронем. На концерте первого абонемента 3—4 февраля состоится исполнение его Второй симфонии. Солистом выступит Сергей Догадин, который уже давно живет в Вене, и в какой-то момент он задумался — приезжать или нет, но в итоге подтвердил участие.

— Кого еще из дирижеров мы увидим?

— Главный дирижер и художественный руководитель Михайловского театра будет у нас впервые. Он с удовольствием согласился, но всегда в переговорах есть свои нюансы. Вопрос обсуждался еще с бывшим художественным руководителем НОВАТа Владимиром Абрамовичем Кехманом. Не согласовать с ним данный вопрос мы не могли. Он отнесся очень лояльно к этому и дал добро на такую коллаборацию.

— Да, у Владимира Абрамовича всегда есть желание сотрудничать.

— Еще у нас появляется дирижер Владимир Понькин — народный артист России и профессор Московской консерватории, который активно сотрудничает с коллективами. Известный для наших слушателей пианист Евгений Михайлов, из новых — Сергей Поспелов, который нас в апреле месяце совершенно фантастически выручил, когда не приехал солист. Мы летели в Москву на гастроли, а Юрий Медяник и его оркестр выступали здесь в рамках Транссибирского Арт-фестиваля. В самолете мы с ним провели переговоры и меньше, чем через месяц, он уже приехал.

— Да, он очень хорошо выступил, запомнился!

— Мы тут же переговорили по поводу следующего сезона, в ноябре он должен приехать.

— Денис Мацуев будет?

— С большой вероятностью! В октябре запланированы два концерта Дениса Мацуева. Возможно, он привезет и лауреатов конкурса Рахманинова, имена которых нам хорошо знакомы. Они участвовали в различных абонементах — в четырнадцатом, например.

— Концертную программу, посвященную юбилею Родиона Щедрина, планируете?

— Мы играли «Кармен-сюиту» буквально в прошлом сезоне. В предстоящем сезоне музыка Щедрина прозвучит в одном из концертов шестнадцатого абонемента «Портреты композиторов», посвященном его творчеству. Помимо оркестра в этом концерте выступят и солисты филармонии. Также хочу обозначить еще одного солиста — Дениса Шаповалова. Он выступит в трех ипостасях — закрывать первый абонемент он будет как солист, во-первых. Наверное, даже наоборот. Во-первых, как состоявшийся композитор исполнит Симфоническую фантазию «Письмо драгоценному другу», связанную с Чайковским и Дворжаком; затем в качестве солиста  исполнит Концерт для виолончели, посвященный Мстиславу Ростроповичу; и, наконец,  будет дирижировать Четвертой симфонией Чайковского.

— Завершаем наш разговор тем, что этот сезон станет юбилейным для Транссибирского арт-фестиваля. Казалось, совсем недавно все началось. Что нас ждет? Ведь не секрет, что Вадиму Викторовичу сложно постоянно удивлять публику, тем более сейчас, когда многие из его друзей…

— Я думаю, что ему получится удивить публику — будут интересные проекты с ведущими российскими актерами.

— То есть вы не хотите приоткрыть завесу тайны?

— Придет время фестиваля… Это их праздник!

— Одним словом, мы получаем нового дирижера, директора, возможность увидеть очень много новых имен, которые до недавнего времени находились в тени своих более успешных, скажем, ранее начавших коллег. И вы считаете, что оркестр вернет свою публику и первый — второй абонементы станут не менее востребованы, чем они были ранее?

— Я уверен, что оркестр и не терял публику. А проблема посещаемости концертов в последнее время коснулась не только Новосибирска.

Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»

Фото из архива Николая Сизикова

Ранее в «Новой Сибири»:

Владимир Кехман хочет закончить свои дела в НОВАТе

«Первый театр» станет первым по старту

Молодежный «Первый театр» решил не вступать в конфронтацию с собственным названием и первым из драматических театров Новосибирска войти в новый репертуарный год. Свой пятнадцатый театральный сезон труппа откроет 19 августа уже проверенной зрителями комедией «Остаться нельзя уехать», но самое интересное – премьеры, фестивали, гастроли и драматургическая лаборатория ‒ случится осенью.

Четырнадцать театральных сезонов за бортом – багаж вполне себе серьезный для активно развивающегося драматического коллектива. Однако к полукруглой дате «Первый театр» подходит с непривычной для себя сдержанностью. Кажется, еще вчера команда молодежного театра с видимым удовольствием ввязывалась в самые неожиданные творческие авантюры и эксперименты, а сегодня строит планы, в которых все спокойно, как в Багдаде. «Пятнадцатый сезон в “Первом театре”, по крайней мере, его первая половина, насыщен гастролями и фестивалями, а премьеры посвящены детям и подросткам. Обещаем, что будет не скучно, познавательно, но поучать мы никого не собираемся», — отметил на сборе труппы главный режиссер театра Павел Южаков.

Спектаклей для взрослой аудитории до нового календарного года в «Первом театре» действительно не случится («заняться Вампиловым, Горьким и Островским» главреж обещает во второй половине сезона). Зато юным зрителям будет предоставлен широкий ассортимент свежих названий, что само по себе очень даже неплохо. Тем более, что «Первачи» подходят к пополнению детского репертуара неформально и смело берут в работу актуальную современную литературу young adult, от которой иные театры напрасно и недальновидно бегут, как от огня.

С 29 сентября по 2 октября на площадке «Первого театра» пройдет фестиваль новой драматургии для детей и подростков «Маленькая ремарка». Проект интересен тем, что эскизы спектаклей по пьесам молодых российских драматургов, ориентированным на молодежную аудиторию, создадут студенты театрального института. После читок, презентаций и обсуждений организаторы устроят голосование, по итогам которого лучшая работа, созданная на «Маленькой ремарке», будет взята в репертуар «Первого театра».

Дополнят «Маленькую ремарку» в «Первом театре» две лаборатории, участие в которых примут новосибирские тинэйджеры. Театральной лабораторией займется режиссер Дмитрий Гомзяков, а художественной, направленной на сотрудничество с художниками-сценографами, – театровед Мария Кожина.

29 октября запланирована премьера спектакля «Принцесса и людоед». Режиссёром истории по поэзии Генриха Сапгира станет Полина Кардымон. Проект реализуется при поддержке федерального проекта «Культура малой Родины». А в конце декабря ожидается новый спектакль для подростков от режиссера Юлии Каландаришвили, поставившей несколько лет назад в пространстве «Первого театра» честного и пронзительного «Воина».

Сцена из спектакля «Воин» — лучшего подросткового спектакля в репертуаре Первого театра

Работу над формированием детского репертуара в первой половине 15-го театрального сезона труппа «Первого театра» совместит с расширением гастрольной карты. 10 сентября команда новосибирского молодежного покажет спектакль «Грибы» в Новокузнецке в рамках Международного фестиваля индустриального искусства «Окна», посвященного исследованию научпопа в искусстве.

С 27 сентября по 2 октября «Первый театр» отправится на гастроли со спектаклями «Ромео и Джульетта», «Воин» и «Тоня Глиммердал» в Архангельск. Поездка в самый красивый северный город России станет возможной благодаря федеральному проекту «Большие гастроли» — крупнейшей театральной программе, нацеленной на формирование общего культурного пространства страны.

8 ноября спектакль «Меня удочерила горилла» станет участником Большого детского фестиваля в Москве. А в конце ноября «Первый театр» примет на своей площадке независимый петербургский коллектив «Проект 27», занимающийся созданием спектаклей нового поколения для подростков. «У нас в репертуаре нет очередной версии “Алых парусов” или “Горя от ума”, — подчеркивает в своем манифесте команда «Проекта 27». — Мы работаем с современными текстами для подростков. Мы сами сочиняем истории про тех, о ком хотим рассказать – про совершенно разных людей, из мира новых технологий или скейтбордистов. Мы стараемся быть честными с собой и с другими, поэтому не скрываем от детей наличие проблем в этом мире, не избегаем сложных тем. Но мы точно уверены, что в этом мире есть много прекрасного – и об этом не стоит забывать. Даже в самые непростые моменты можно быть собой и открывать невероятные вещи».

С 1 по 7 декабря «Первый театр» сделает вторую попытку представить новосибирцам фестиваль камерных спектаклей «Один. Два. Три». Смотр планировали провести еще в марте, однако сформированная экспертным советом программа (двенадцать спектаклей из семи российских городов) вызвала нездоровую ажитацию в анонимных Телеграм-каналах, обернулась скандалом и завершилась отменой мероприятия. Нынешней зимой форум вернется. Его организатором останется «Первый театр», но за контент будет отвечать областное министерство культуры — случай в фестивальной жизни Новосибирска уникальный, и проработка этого кейса может оказать серьезное влияние на арт-среду региона.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Валентина КОПАЛОВА

 

 

 

 

 

НОВАТ откроет сезон премьерой «Царской невесты»

Новосибирский театр оперы и балета объявил первое название 78-го сезона. Новый репертуарный год НОВАТ откроет 15 сентября премьерой «Царской невесты» на большой сцене. Над постановкой оперы Римского-Корсакова работают дирижер Дмитрий Юровский и режиссер Вячеслав Стародубцев. Сценографическое решение сочиняют известные российские театральные художники, отец и сын Вячеслав и Петр Окуневы – воплощением совместного проекта на одной площадке они занимаются впервые.

«Царская невеста» ‒ музыкально-историческая драма, сюжет которой основан на реальных событиях времен Ивана Грозного и касается не самого широко известного эпизода с третьей женитьбой царя на Марфе Собакиной, умершей буквально по завершению двухнедельного свадебного пира. Сюжет оперы, равно как и вдохновившая композитора драма Льва Мея, не претендует на полную историческую достоверность, однако с лихвой компенсирует художественную вольность достоверностью бытовой и психологической. Накал страстей, безумие порывов, острота конфликтов, яркость характеров и музыкальный гений Римского-Корсакова обеспечили «Царской невесте» крупный успех вне времени и пространства. И, хотя современники обвиняли композитора в сознательном отречении от «заветнейших принципов новой русской школы», опера признана истинно русским по своей духовной и музыкальной основе произведением – и с этой прошивкой легко преодолевает все социокультурные пертурбации, более ста двадцати лет царя на афишах ведущих оперных домов мира.

В Белорусской опере одна из версий «Царской невесты» побила рекорд, продержавшись в репертуаре более 55 лет. Нашумевшая интерпретация в Берлинской Штаатсопер благодаря Дмитрию Чернякову погружала в особенности виртуального мира и политического гламура: манипуляторы-опричники пользовались цифровыми технологиями и телеэфиром, чтоб наводить морок по всему контролируемому социальному пространству. В актуализированной постановке на сцене Ковент-Гардена действие спектакля перенесли из эпохи Ивана Грозного в современную Россию: дело происходило в фешенебельном пентхаузе с бассейном и видом на нынешнюю Москву, царские опричники превратились в жестких ментов, бояре ‒ в новых русских, а царь ‒ в президента. Трактовка Андрея Могучего в пространстве Михайловского театра обошла все блоги и СМИ песьими головами на животах опричников и картонно-электронным антуражем, но славу снискала торжеством психологического реализма.

В новейшей истории НОВАТа «Царская невеста» Римского-Корсакова появляется впервые, хотя в обширной биографии «Сибирского Колизея» псевдоисторическая опера возникала четыре раза. Полноформатные постановки нашли свое воплощение в 1949 и 1975 годах – оба спектакля вышли под руководством Исидора Зака. В 1995 году Алексей Людмилин представил концертную версию оперы. А в 2000 году «Царская невеста» заявила о себе и в диковинном по тем временам формате semi-stage, предполагающем мизансценически выстроенное концертное исполнение в костюмах. Нынешняя реинкарнация шедевра Римского-Корсакова выходит благодаря сложившему тандему художественного руководителя НОВАТа Дмитрия Юровского и главного режиссера Вячеслава Стародубцева.

«Идея постановки “Царской невесты” зрела давно, но до этой глубокой философской русской оперы должны “дорасти” все. И я сам – не исключение, — поясняет выбор названия дирижер Дмитрий Юровский. — Я впервые соприкасаюсь с этим произведением во всей полноте, и есть ощущение, что время для этого настало. Немаловажно, что на нашу труппу этот спектакль “ложится” просто прекрасно. Имея таких исполнителей партии Грязного, как Алексей Зеленков, Гурий Гурьев, или такую Любашу, как меццо-сопрано Ксения Дудникова, было бы ошибкой не поставить “Царскую невесту” в нашем театре».

«По масштабу музыкальной драматургии и концентрации оперных хитов “Царская невеста” – одна из величайших русских опер, — подчеркивает в свою очередь режиссер спектакля Вячеслав Стародубцев. — В каждой ноте этой музыкальной драмы закодирован высокоградусный сгусток страстей и боли. Мне кажется, сейчас, когда мы говорим про русскую культуру, именно это название жизненно необходимо в репертуаре театра. Здесь собрана очень богатая и разнообразная палитра человеческих взаимоотношений. Опера – это люди и страсти, накал эмоций, ситуаций, эта жизнь человеческого духа в самом наивысшем и ярком его проявлении. В партитуре Римского-Корсакова выражен максимальный контраст между высокой, чистой любовью и мощной, ужасающей, тёмной драматургией разрушения. Этот разбег между небесным счастьем и ужасающей катастрофой и есть предмет изучения в театре во все времена».

Подробности концептуального решения постановочная группа пока не разглашает, однако, очевидно, постановка обещает стать одним из главных оперных событий на большой сцене НОВАТа. «Для любого российского оперного театра “Царская невеста” ‒ С одной стороны – это очень “режиссерская” опера, поскольку здесь ясно и мощно показано развитие персонажей. С другой стороны, для правильного и глубокого восприятия этого произведения требуется очень точная визуализация. Не так важно, стилизованы ли костюмы и декорации под конкретную историческую эпоху, но атмосфера этого спектакля должна передаваться не только в музыке, но и в визуальном решении, которое ни в коем случае не должно ее ломать», — резюмирует художественный руководитель театра Дмитрий Юровский.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото предоставлено пресс-службой НОВАТа

 

 

 

Сальери впервые отравит Моцарта на сцене Новосибирского театра кукол

Новосибирский областной театр кукол открывает сезон знаменитым литературным убийством, которого на самом деле не было никогда. Новую версию трагедии «Моцарт и Сальери», в которой Александр Сергеевич Пушкин когда-то виртуозно и безапелляционно вынес приговор почтенному труженику музыкального пера, представит штатный режиссер театра Ролан Боннин. Визуальный мир спектакля воплотит художник Анна Бердникова, а музыку к знаменитому сюжету сочинит новосибирский композитор Андрей Кротов.

Режиссер-постановщик обещает внимательно следить за тем, как злодейство подтачивает и разрушает гений. Ничего личного ‒ only bysiness. Блистательная, охваченная страстью к музыке Вена, где скипетр каждого монарха опирается на «лиру и меч» и можно «вдоволь слушать певцов и музыкантов, приехавших со всех концов королевства», легко творит себе кумира, но вряд ли выдержит двоих. О зависти как двигателе регресса и пути, с которого, оказывается, так просто свернуть, Ролан Боннин рассказывает в интервью «Новой Сибири».

— Немного неожиданный ход с вашей стороны ‒ перейти от постановки французских авторов, как в прошлых сезонах,  к «солнцу русской поэзии».

— В этом году исполняется десять лет с тех пор, как я начал профессионально заниматься театром кукол. И так сложились обстоятельства, что я возвращаюсь к тому произведению, по которому ставил свой дипломный спектакль. Правда, сейчас я смотрю на этот материал с иной точки зрения.

— С какой же?

— Если раньше я думал, что «Моцарт и Сальери» ‒ это про зависть, то теперь понимаю, что это про особенный и непредсказуемый мир творчества. В науке все ясно: там есть законы, которые объясняют, как устроен в мир. А в искусстве нет ни четкой формулы, ни точных правил. Здесь все непредсказуемо. Взять хотя бы талант. Никто не знает, как он появляется и отчего исчезает. Писал человек, писал прекрасные произведения, а потом раз – и стал писать плохие. Почему? Загадка! Но так произошло. И творец теряет уверенность в себе, начинает мучиться, терзаться сомнениями, испытывать депрессию, сходить с ума, что и произошло с Сальери.

— В основе спектакля оригинальный текст Пушкина или пьеса, написанная вами по мотивам?

Мне не хотелось ограничивать спектакль сюжетом, который нарисовал Пушкин, поэтому я решил провести побольше изысканий в жизни Моцарта и Сальери и добавить эпизоды, которых в трагедии не было. Пофантазировать на тему жизни двух гениев.

Художник-постановщик Анна Бердникова работает над куклой Моцарта

— То есть Сальери в вашей концепции не ущемленная посредственность, но тоже гений?

Он великий, благородный, лучший из лучших, просто немножко слабый. Не закоренелый злодей, а подлинно трагический герой и прекрасный человек, который однажды вдруг потерялся в безумии. Был светлым – стал темным, печальным, горьким и опасным. И мы вместе со зрителями будем наблюдать его падение. Мы увидим, как Сальери всю свою жизнь помогает другим композиторам, жертвует собой ради других и музыки. У Пушкина это не прописано. Поэт историю Моцарта и Сальери истолковал по-своему, а мы сочиним про этих персонажей чуть-чуть другую легенду.

— С чего у вас начинается падение благородного Сальери?

—  Мы долго думали о том, почему Сальери так ненавидит Моцарта? И пришли к выводу, что когда-то они наверняка были друзьями, искали общества друг друга и считались равными в профессии. Но, видимо, Моцарт совершил какую-то ошибку в их отношениях. Невольно сделал нечто такое, в результате чего отношение Сальери к нему изменилось. Может быть, как это часто бывает в мире художников, Моцарт сыграл с ним какую-то злую шутку. И возникла большая обида, которая не прошла, а имела катастрофические последствия. И не только для блистательного Моцарта, но и для самого Сальери – для его души, которая попала под влияние злого демона.

— Вы оправдываете своего героя?

— Его поступки? Нет. Человек волен сам выбирать свой путь. Можно видеть мир в светлых красках и идти прямой дорогой, а можно не замечать ничего кроме негатива. Но если человек выбирает для себя путь ревности, зависти, цинизма, интриг, ненависти, то его падение неизбежно, как неизбежен и вред, который он причинит себе и другим.

Рождение куклы Оперной певицы в бутафорском цехе Новосибирского театра кукол

— Музыку к спектаклю пишет композитор Андрей Кротов. Почему вам важно добавить имя действующего новосибирского мастера к двум знаменитым на весь мир, но ушедшим сочинителям?

Музыка должна стать душой нашего спектакля, а не иллюстрацией к сюжету. Конечно, есть произведения Моцарта и Сальери, которые спокойно можно использовать. Но я не хочу слышать в спектакле традиционную нарезку из фрагментов знаменитых сочинений. Я хочу, чтобы Андрей Кротов как представитель академической школы показал нам, как композитор видит, чувствует и ощущает музыку, погрузил нас в тайны музыкального творчества, сделал классику живой. Соединил великие произведения прошлого – не только Моцарта и Сальери, кстати, ‒ нашел следы их влияния в настоящем и создал свое новое произведение. У нас много интересных идей, и мы активно их обсуждаем – и с композитором, и с художником спектакля. Например, в нашем спектакле большую роль играет город. Прекрасные улицы, пышные парики, элегантные костюмы, на фоне которых не только разворачивается жизнь Моцарта и Сальери, но и плетутся заговоры и интриги. Вена – город музыкантов, за который идет настоящая борьба. Сегодня у тебя успех, а завтра провал. И вот уже статуи старых кумиров сброшены с пьедестала. Им на смену назначены новые. Это очень похоже на модную сегодня культуру отмены, когда между творцами и их произведениями встает зритель, который в конечном счете решает исход каждой битвы.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА и Анны ШИРОКОВОЙ