«Молодой дизайн-2022»: Теплая новогодняя тема из прошлого и будущего

«Молодой дизайн» – ежегодный молодежный выставочный проект Новосибирского регионального отделения «Союза дизайнеров России», который реализуется уже в пятый раз, представляя лучшие работы перспективных авторов страны (от 18 до 35 лет) в залах ЦК19. На этот раз в экспозиции представлено более 60 арт-объектов: графический дизайн, фотография, текстиль, керамика.

Александра Исупова, 2022 г.

Тема очередной выставки «Падал прошлогодний будущий снег» — Новый год.

— Это важный светлый праздник, но у каждого он свой: кто-то проводит его в кругу семьи, кто-то встречает в поезде, кто-то всю ночь танцует до упаду, а кто-то относится к нему скептически. Так или иначе Новый год касается каждого, — делится куратор Виктория Бабикова.

Проект «Молодой дизайн» был создан в 2018 году начинающими кураторами с целью исследования сибирского дизайна. Первый проект на тему «Fresh design» дал возможность 30 молодым авторам показать свои работы на профессиональной выставочной площадке. Следующая выставка на тему «Животные» в 2019 году объединила уже более 40 человек из Новосибирска, Томска, Красноярска. Третий и четвёртый проекты воплощались в условиях пандемии: в 2020 году тема звучала: «…а бантики остались», в 2021-м: «ГТО».

Каждый из четырёх проектов имел своё «лицо»: оформление экспозиции, подтемы, акценты, география участников (города Сибири, Москва, Санкт-Петербург, Барнаул, Волгоград и даже Таиланд). Пятая выставка открывается во время реализации в Новосибирске проекта Министерства культуры России «Новогодняя столица».

— Новый год — традиционно очень теплая и семейная тема, но участники нашего проекта постарались рассмотреть и представить этот любимый миллионами праздник с неожиданных сторон. В списках авторов можно увидеть ребят, которые с проектом все 5 лет, но рядом с ними много новых имен. Мы экспонируем отдельные работы в разных техниках, разных форматов, а также целые проекты: в одном из залов демонстрируем только открытки, – уточняет куратор Лина Иванишина.

Проект «Молодой дизайн-2022. Падал прошлогодний будущий снег» реализован при поддержке арт-пространства «ТАМ», ООО «КБ Светотехники», «Lincha Incha», «Vivasan», «Феникс».

Открытие выставки состоится 16 декабря в 18:00. Посещение вернисажа — бесплатное.
Дресс-код: «Новогодняя ночь» (яркие образы, макияж, праздничная атрибутика: блёстки, маски, мишура, перья и т.п. – приветствуются).

12+

08 января в 14:00 – авторская экскурсия куратора выставки Виктории Бабиковой.

Ранее в «Новой Сибири»:

Дизайн по-сибирски

 

Анна Гермизеева: В «Кармен-сюите» за каждым жестом — глубокий смысл

Накануне Дня рождения Родиона Константиновича НОВАТ представит на Большой сцене премьеру программы, в которую вошел балет «Кармен-сюита» Бизе — Щедрина. Титульную партию в спектакле 15 декабря исполнит прима-балерина НОВАТа Анна Гермизеева, которая поделилась подробностями работы над этой партией.

Фото: nlist-vk.com

— Вам предстоит дебют в партии Кармен накануне юбилея композитора, создавшего балет «Кармен-сюита». С какими чувствами вы готовитесь к столь ответственному спектаклю?
— Я очень благодарна нашему руководителю, Леониду Дмитриевичу Сарафанову, за возможность станцевать в этом спектакле, вообще, за  то,  что мне доверили эту партию. Это очень ответственно и волнительно. Мне кажется, эта роль мне подходит — просто по природе, по темпераменту.

— У вас большой репертуар, какое место в нем займет «Кармен-сюита»?

— «Кармен-сюита» — для меня особенный балет. Остальные мои роли — большие, масштабные, а одноактный балет мне предстоит танцевать впервые. А в плане развития образа, после трехактных спектаклей, где все развивается и доходит до кульминации постепенно, кроме, пожалуй, Китри — там нужно «бомбить» с самого начала и до финала, в «Кармен-сюите» у тебя нет шанса сделать какую-то сцену или мизансцену неубедительно — они все очень сильные, драматичные. Здесь за каждым жестом, даже за каждым взглядом — огромный текст, глубокий смысл. Даже когда ты на сцене одна — ты словно на кого-то смотришь, проговариваешь внутри себя этот текст.

— Сложно ли было воплощать на сцене образ опытной, вызывающе дерзкой соблазнительницы?

— В этом-то и смысл нашей работы: страшно интересно сыграть на сцене человека, которым ты в жизни не являешься, прожить чужую жизнь так, чтобы тебе поверили. Дай Бог, мозгов мне хватит (улыбается)... В «Кармен-сюите» на образ очень хорошо работает хореография Альберто Алонсо: именно за счет того, что движения «вывернуты», все немного наоборот, по сравнению с привычной нам классикой, образ Кармен и получается таким дерзким, хулиганским... Пикантным. А, вообще, на сцене должна быть личность.

— Долго вам приходится выходить из этого образа после репетиций?

— Мне кажется, я и живу в таком образе  — волевой женщины, которая сначала скажет, а потом подумает (смеется) — и делает, что ей вздумается. Да, бывает, что твоя героиня долго тебя не отпускает. Раньше с этим было гораздо сложнее  — после Джульетты, после сцены сумасшествия Жизели я себе не принадлежала, а сейчас я стараюсь более адекватно подходить к своим ролям.

Павел НАСТИН, Марина ИВАНОВА

Ранее в «Новой Сибири»:

НОВАТ открывает сезон русской оперы

 

В Новосибирске появился новый Детский музейный центр

Новосибирский краеведческий музей запустил проект с образовательной прерогативой и устремленной в будущее перспективой. С декабря в стенах культурного учреждения начал работу Детский музейный центр «ТЫМУЗЕЙ», программа которого рассчитана на детей и подростков от 6 до 16 лет. Вместе с профессионалами юные участники будут создавать новый музей, где можно путешествовать в прошлое, оживлять мифы и заново открывать Сибирь.

Детские музейные центры — одни из самых популярных и динамично развивающихся музейных подразделений, появившиеся в Сибири на старте нулевых, но европейской части России и самой Европе известные еще с прошлого и позапрошлого столетия. Главной задачей этих объединений является развлекательно-просветительская деятельность. Для успешного взаимодействия с целевой аудиторией в центрах создается особая учебно-игровая и познавательная атмосфера, а детально проработанные программы своевременно реагируют на запросы посетителей.

Новосибирский проект «ТЫМУЗЕЙ» — это творческая лаборатория и вместе с тем образовательное пространство, охватывающее все культурное музейное поле и активно участвующее в формировании городской среды. Площадка большого Краеведческого музея, главными действующими лицами которой выступают не научные сотрудники (в этом проекте у хранителей скорее роль проводников и наставников), а юные участники. Именно им через интерактивные методики «погружения в прошлое» предстоит открыть страницы истории Сибири и стать равноправными участниками коммуникативного процесса.

«Открывая Детский музейный центр сегодня, мы начинаем работать с аудиторией, которая придёт к нам завтра, — рассказывает руководитель Детского музейного центра «ТЫМУЗЕЙ» Анна Зайцева. — Мы очень долго анализировали нашего посетителя. И поняли, что есть часть аудитории — очень классная ее часть, с которой мы раньше не работали отдельно. Мы долго изучали вопрос, прицельно наблюдали и поняли, что дети и подростки хотят от музея авторского предложения и других форм работы. Отсюда возник вопрос, как соблюсти баланс между музейной деятельностью и развлечением? Поэтому был придуман новый Детский центр «ТЫМУЗЕЙ», в котором через новые методы и приемы, интересные детям и родителям, мы рассказываем историю Сибири. У нас нет ни одного проекта, в котором бы не было истории. Даже в новогодней программе мы всё равно рассказываем историю того места, где мы находимся. Просто другим языком».

Стать полноправными участниками проекта «ТЫМУЗЕЙ» могут дети и подростки от 6 до 16 лет, при этом для каждой возрастной аудитории придуманы свои активности. Есть в разработках организаторов игровые форматы, предполагающие разовое посещение, а есть долгоиграющие программы, рассчитанные на то, что дети будут посещать их с определенной периодичностью, как образовательные курсы. «Наш подход к организации работы центра дает ребенку и его родителям выбор: можно просто прийти в музей с друзьями и здорово провести время, играя в одну из наших познавательных игр, а можно записаться на большой курс и научиться делать выставки или создавать свои проекты», — подчеркивает руководитель Детского музейного центра НГКМ.

В ближайших планах проекта «ТЫМУЗЕЙ» игры и камерные спектакли, путешествие по выставкам с игровыми экскурсиями и изучение истории Сибири. Магистральное направление — краеведческие интеллектуальные игры, которые учат нестандартно мыслить, быстро анализировать информацию и находить решения в самых неожиданных ситуациях. Пока в активе новосибирских музейщиков две командные игры. «Племя» — парафраз популярной «Мафии». Маски, карточки, удобные кресла, эффектное звуковое и световое сопровождение, а в центре сюжета — Древняя Сибирь, на территории которой одно из племен умудрилось обидеть духов-покровителей, в результате чего претерпевает всяческие напасти и ищет помощи у шаманов, медведей и ворон. Напольная игра «Сокровища Сибири. Казаки» берет в декорации всю ту же Сибирь, но перебрасывает участников в XVIII век. Отряду казаков предстоит пробраться через глухую тайгу, построить крепости и остроги, защитить границы своего поселения, испытать искушение богатствами этого края и отправиться на охоту за сибирской монетой. Тактика, сражения и охотничий азарт, хохот, хорошее настроение – входят в комплект игры, как уверяют организаторы.

Еще одна любопытная страница площадки «ТЫМУЗЕЙ» — иммерсивные (то есть буквально погружающие в разворачивающееся действие) спектакли «Мифы. Сибирь», которые рассказывают о сказках, волшебных превращениях и древних легендах народов Сибири. Откроют театральный цикл спектакли, посвященные мифам о людях, животных и силах природы. Все спектакли разные, но каждый обладает своей фактурой. Такова задумка режиссера и исполнителя Антона Абрамова, отвечающего в Детском музейном центре за сценический контент. Первая история вернет в современный мир древнего охотника, обитателя таежных лесов и бескрайних степей. Его Сибирь возродится благодаря такому мягкому и податливому материалу, как ткань. Ловкость рук и немного воображения, — и полотно превратится и в декорации, и в бутафорию, и в кукольных героев спектакля.

Праздничное настроение участникам проекта «ТЫМУЗЕЙ» обеспечит игровая экскурсия «Новогоднее путешествие», во время которой можно будет узнать, как разные персонажи из прошлого встречали Новый год, познакомиться с необычными новогодними традициями, бытовавшими в Сибири и за ее границами, и, конечно, встретиться  с главным героем этого праздника — Дедом Морозом.

В январе площадка продолжит свою работу, а к игровому направлению подключится «тяжелая артиллерия» — учебный блок, направленный на более глубокое знакомство детей с музейной работой. «Мы начали с игровых форматов, но уже в следующем году к ним добавятся образовательные программы, на которых будем исследовать пространство внутри музея и за его пределами, — анонсирует события руководитель Детского музейного центра Анна Зайцева. — Мы создадим собственный музей, запишем подкасты, придумаем новые экскурсионные маршруты и много чего ещё. Поэтому оставайтесь с нами и следите за новостями».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Владимира ЖУЛАНОВА, Александра БРЕЖНЕВА и Анны ЗАЙЦЕВОЙ

Ансамбль Павла Шаромова: Мотивация просыпаться каждое утро

Вокальный ансамбль Павла Шаромова продолжает отмечать свой 30-летний юбилей.   Читать далее Ансамбль Павла Шаромова: Мотивация просыпаться каждое утро

Документальное, художественное и декоративное: Фотоединство и фотоборьба  

Своими мыслями вокруг и около большого всероссийского фестиваля «Молодые фотографы России», проходившего в Новосибирске, делится один из его кураторов.  Читать далее Документальное, художественное и декоративное: Фотоединство и фотоборьба  

Клиника Мешалкина и «Первый театр» лечат пациентов искусством

Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина разработал программу комплексной реабилитации пациентов, проходящих восстановление после операций на сердце, терапии онкологических заболеваний и тяжелого течения COVID-19. Самым нестандартным реабилитационным мероприятием стало лечение искусством, которое взял на себя Новосибирский молодежный «Первый театр». Артисты дважды показали свой спектакль пациентам клиники и получили предложение продолжить благотворительную деятельность.

Для  НМИЦ им. ак. Е. Н Мешалкина, смело внедряющего современные медицинские технологии, лечение искусством — новый опыт работы с пациентами, хотя положительные эффекты клинической системной арт-терапии как действенного психокоррекционного метода реабилитологи уже успели оценить на практике. Коллективный просмотр спектаклей и концертов, последовавший за индивидуальной арт-терапевтической работой с пациентами, — очередной шаг в этом направлении. По мнению специалистов, просмотр театрального спектакля или концерта оказывает комплексное психотерапевтическое воздействие на коллективное сознание пациентов, переживших травматический опыт в связи с перенесенным заболеванием. Яркое эмоциональное впечатление позитивно влияет на работу сердечно-сосудистой и нервной систем, повышает иммунитет организма, способствует борьбе с хроническим стрессом, который и является причиной, и осложняющим фактором многих сердечно-сосудистых заболеваний.

«Наш зрительный зал – особый, — объясняет заведующая отделом медицинской реабилитации Таисия Кузнецова. — Он полон людей, которые длительное время находились в состоянии стресса, под воздействием тяжелого недуга, часть по-прежнему пребывает в тревожно-депрессивном состоянии: не может принять то, что случилось, непрерывно беспокоится о своем будущем. Наша практика показала, что театральное действо – это мощный и быстрый способ дать облегчение. В ходе спектакля наши пациенты могут позволить себе спонтанный выплеск тех задавленных эмоций, которые не всегда удается «достать» даже в работе с психологом. Они включаются в сопереживание, проживают по ходу действия свои тревоги, и тот факт, что драматический конфликт на сцене получает позитивное разрешение, помогает пациентам справиться с их собственной  тревожностью».

Первые творческие коллективы Новосибирской области Медицинский центр пригласил к сотрудничеству в рамках программы комплексной реабилитации пациентов в сентябре. Для реализации театротерапевтического проекта у Центра есть соответствующее обеспечение: отделение реабилитации располагает полноценным зрительным залом на 350 мест и технически оборудованной сценической площадкой. Спектакли и концерты проводятся вечером по окончании основных медицинских мероприятий. Репертуар тщательно продумывается. Трагедии и драмы исключены, акцент делается на «максимально жизнеутверждающем» контенте и, конечно же, счастливом финале.

Проект открылся выступлениями творческих самодеятельных коллективов Академгородка и Бердска: народный театр «Городок» представил спектакль «Нюра Чапай» по пьесе Николая Коляды, а ансамбль русской песни «Коробейники» исполнил лирический и патриотический репертуар. Новосибирский «Первый театр» присоединился к благотворительной акции двумя месяцами позже. В ноябре артисты молодежного театра представили первый показ ретрокомедии «Квадратура круга», а уже в декабре состоялась вторая встреча с пациентами реабилитационного центра. Для многих зрителей ироничный и атмосферный спектакль про любовь на фоне нерешенного жилищного вопроса буквально стал личным зрительским дебютом: приехав на лечение из отдаленных сел, они впервые увидели на сцене работу профессиональных артистов.

Сотрудничество с театрами и творческими объединениями планируется продолжать. До нового года пациентов реабилитационного центра ждет скрипичный концерт, с февраля по май — еще три показа «Квадратуры круга» от «Первого театра», есть и другие театральные, танцевальные и вокальные команды, которые готовы внести свою лепту в лечение искусством.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Александра МАРТЬЯНОВА

Музейные котики вышли на новогоднюю охоту

Новосибирцы активно готовятся к встрече нового года, а городские учреждения культуры предприимчиво реализуют тематически связанные с этим праздником замыслы. Так, Краеведческий музей запустил проект #КотикивКраеведческом, в котором кошачья мимимишность идет под руку с символикой 2023 года: разными способами хранители знакомят горожан с мурлыками из музейных коллекций – от древних артефактов до рисунков всемирно известных художников.

По восточному календарю наступающий 2023 год имеет не одного, как обычно, а сразу двух покровителей — кролика и кота. По поводу двойного руководства в современном мире ходят красивые легенды о том, как Будда велел собрать вокруг себя 12 животных восточного гороскопа и поручил передать первому из них — крысе — приглашение для прочих участников. Крыса с задачей в целом справилась, но шанс насолить званому коту не упустила. В результате кот на встречу опоздал, и благородное собрание решило заменить его другим мягким и пушистым животным — кроликом. Когда же крысиный обман вскрылся, кролику и коту оставалось лишь поделить между собой пьедестал годового почета, что они и сделали. Бытуют также объяснения, связанные с фонетикой и народными суевериями, однако более реалистичной выглядит та версия, где причина тотемного двоевластия лежит в разнообразии восточных гороскопов, в каждом из которых имеется свой набор животных. Так, в китайском зодиаке четвертым зверем-покровителем является кролик или заяц, а во вьетнамском — кот. В России же нежность испытывают к обоим животным, поэтому используют на равных сразу два символа.

Сотрудники Новосибирского краеведческого музея решили не распыляться и сосредоточиться на котах. С таким выбором трудно поспорить. Коты или котики, как ласково вписывают заглавных героев в хештег авторы новогоднего проекта, проживают в домах 55 процентов россиян, согласно социологическим опросам, и на 18 пунктов опережают собак, не говоря уже о кроликах, которые делят свои два процента вместе с хомячками, черепашками и морскими свинками. По интенсивности постинга в планетарном масштабе кошки тоже лидируют. Собирая завидное число лайков и репостов, мурлыки неизменно обгоняют даже самые горячие социальные и политические новости. Коты успешно снимаются в рекламе (самый известный кейс у компании Mercedes: ленивый кот, рекламирующий одну из моделей машины, поднял продажи автомобиля на рекордные 13 процентов), пишут книги (выпущенный от лица популярного в середине 2010-х Угрюмого кота опус продержался в списке бестселлеров газеты The New York Times 10 недель и был переведен на 20 языков мира) и становятся лицом популярных брендов.

Проект #КотикивКраеведческом фокусирует внимание горожан на представителях семейства кошачьих как экспонатах музейной коллекции. Эпоха, техника, материал и авторство значения не имеют — для этого проекта актуальны все кошачьи силуэты и изображения. Выставочной части новогодняя затея, увы, не предполагает (хотя, честное слово, музейщикам стоит об этом задуматься: Всемирный день кошек 1 марта никто не отменял), но генерирует различные визуальные и онлайн-активности. Многоликие котики, запечатленные в богатой палитре от древних артефактов до рисунков современных художников, представлены на плакатах в недрах новосибирской подземки (на станции метро Заельцовская, например, разнокалиберные кошки — пещерный лев, русский кот, африканский леопард и сибирская рысь — расположились по стенам вдоль эскалатора), недавно поступивших в продажу открытках и даже в интерактивном тесте, который поможет пользователям понять «Какой ты котик?». Пройти шуточную диагностику можно прямо в музее — в главном корпусе (Красный проспект, 23) или отделе природы (Вокзальная магистраль, 11), а можно, заглянув на специализированный сайт. Приумножением котиков в новосибирской действительности музейщики планируют заниматься в течение декабря — новости об этом будут оперативно выкладываться в официальных соцсетях НГКМ. И уже в следующем году котики станут амбассадорами новой сувенирной линейки.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото предоставлено пресс-службой НГКМ.

 

 

«Опасные связи» превратятся в Новосибирске в мировую премьеру

Новосибирский музыкальный театр провожает календарный год мировой премьерой: 23 декабря первый свет рампы увидит мюзикл Романа Львовича и Льва Яковлева «Опасные связи». Новую версию знаменитого романа Шадерло де Лакло представит петербургский режиссер Дмитрий Отяковский. Полная страсти, откровений и интриг история редко выходит на музыкальные подмостки, поэтому в паутину этих «Опасных связей» рекомендуется попасть всем поклонникам жанра и любителям нетривиальных художественных решений.

Режиссер мюзикла «Опасные связи» в Новосибирском музыкальном театре Дмитрий Отяковский

С новосибирской труппой Дмитрий Отяковский сотрудничает впервые, да и в сценической интерпретации мюзиклов он скорее новичок, чего не скажешь об опере. В этом жанре режиссер поставил несколько десятков спектаклей на разных площадках страны. Победитель конкурса молодых оперных режиссеров в Мариинском театре и фестиваля Digital Opera Performance, лауреат международного конкурса «Нано-опера» и национальной оперной премии «Онегин», Дмитрий Отяковский любит и умеет совмещать классическое искусство с современными технологиями, верит в благую силу цифровизации оперы, не боится нехоженых троп и новых названий, ловко оперирует мультижанровыми проектами и не сомневается, что режиссура способна принести большую пользу человечеству.

— Дмитрий, в вашей режиссерской карьере первое место занимает опера. Как вы пришли к жанру мюзикла?

— Я поставил более 30 опер, и, конечно, мне удобнее работать в этом жанре, потому что я его лучше понимаю. Но в этом году я впервые приступил к так называемому «легкому жанру». Мы сделали отличный спектакль в Чебоксарах — оперетту «Москва, Черемушки», которая вошла в лонг-лист премии «Золотая маска», и выпустили в Хабаровске мюзикл Евгения Загота «Капитанская дочка». Для меня опыт работы с таким сочетанием музыки и текста стал очень необычным, и в Новосибирске я вновь открываю в мюзикле для себя много нового.

— Чем принципиально постановка мюзикла отличается от постановки оперы?

— В оперной драматургии мы всегда идем от музыки. У нас есть композитор, который запрограммировал все в музыкальном тексте, и мы должны расшифровывать его послание. А в мюзикле, помимо музыкальной драматургии, есть драматургия текстовая. Иногда они выступают параллельно, иногда — в контр. И мне очень интересно наблюдать за тем, как драматические сцены перемежаются с чисто музыкальными номерами, где идет феерия, бурлеск или должен быть яркий танцевальный номер. Материал, над которым мы работаем в Новосибирском музыкальном театре, содержит всю палитру сцен: здесь есть и любовная история, и страсть, и измена, и дуэли.

Примерка костюмов к мюзиклу Романа Львовича «Опасные связи», который будет впервые представлен публике 23 декабря

— Работая над постановкой «Опасных связей», вы взаимодействуете с авторами музыки и либретто — композитором Романом Львовичем и драматургом Львом Яковлевым?

— Это еще одно отличие мюзикла от оперы: здесь мы работаем с живыми авторами, и они полноценно участвуют в постановочном процессе. Когда мы ставим «Евгения Онегина», мы не можем позвонить Чайковскому и попросить его сделать в нужном месте на терцию ниже или обратиться к драматургу с просьбой переписать или развить важную для нас сцену. В случае мюзикла такая возможность есть. И мы этим пользуемся. Просим композитора расширить вокальный диапазон, учитывая особенности конкретных артистов, а драматурга — переработать отдельные сцены под наш постановочный замысел.

— Как авторы относятся к такому вмешательству?

— Мюзикл «Опасные связи» – их выстраданное детище. После написания он восемь лет пролежал в столе, и сейчас авторам важно, что Новосибирский музыкальный театр обратился к этому произведению.

— Много ли изменений произошло с первоначальным вариантом «Опасных связей»?

— Мы довольно сильно переработали изначальную пьесу. Это был стихотворный текст. Нам же потребовался текст драматургический, более схожий с одноименным фильмом. И драматург пошел нам навстречу, переписывал сцены по нашему замыслу, корректировал. В итоге получилось абсолютно новое, очень яркое и самобытное произведение, не похожее ни на фильм, ни на роман. И в этом смысле Новосибирск ждет действительно мировая премьера.

Художник-постановщик Елена Вершинина представляет свое видение нового мюзикла на сцене Новосибирского музыкального театра

— Кому принадлежит идея постановки «Опасных связей»?

—  Мы очень долго вели переговоры. Театр предлагал свои варианты, я озвучивал свои предложения. Даже мелькала мысль поставить спектакль по фильму «Гардемарины, вперед!». Но остановились на «Опасных связях». Это название показалось нам перспективнее. Оно не так часто встречается в драматических театрах, а для музыкальных — и вовсе большая редкость.

— В Новосибирске вы работаете с новой постановочной группой. Как складываются ваши взаимоотношения?

С сорежиссером и хореографом-постановщиком спектакля Антоном Дорофеевым мы вместе учились в Санкт-Петербургской консерватории и давно порывались посотрудничать. Хотели сделать мюзикловый концерт в Красноярске, строили другие планы, но вмешалась пандемия, и только сейчас мы вместе стали работать над постановкой. Получается очень комфортно. Антон чутко воспринимает все пожелания, понимает, какими должны быть хореографические сцены и какие задачи они должны решать в контексте развития драматургии всего спектакля. И еще Антон профессионально умеет ставить сражения на шпагах, а этим искусством владеют отнюдь не все хореографы.

— Какое визуальное решение ожидает зрителей спектакля?

— С художником Еленой Вершининой я сотрудничаю впервые. В начале Елена предложила для «Опасных связей» концепцию, в которой присутствует множество тканей и барочных картин. Мы переработали эту идею и пришли к символичным и очень абстрактным декорациям в стиле британского художника Обри Бердслея, частью которых является огромная рука и собранное из тысячи осколков сердце. Графические отсылки присутствуют и в костюмах. С нетерпением жду того момента, когда увижу их не на эскизах, а вживую.

Абстрактные декорации мюзикла отсылают к творчеству британского художника Обри Бердслея

— Легко ли вам в Новосибирске работать с артистами «легкого жанра»?

— Здесь замечательные солисты. Они вдохновлены работой, приходят на репетиции с горящими глазами, и мне очень приятно это видеть. Мы работаем этюдным методом: вместе на репетициях ищем решения сцен. И артисты многое сами предлагают. Что-то мы отбрасываем, что-то перерабатываем. Самое главное в моей профессии ‒ быть очень гибким в отношении комфорта артистов. Как бы ни была удачно поставлена мизансцена, если артисту в ней некомфортно, он все равно переделает ее под себя, когда режиссер уедет. Поэтому лучше еще в процессе постановки добиться наибольшего комфорта для артистов, и тогда они наиболее ярко раскроют свои таланты.

— А как же диктат режиссуры?

—  Режиссер не автор спектакля, а тренер, который помогает солистам. Можно даже сказать, играющий тренер. Конечно, именно режиссер придумывает обстоятельства и как это все будет выглядеть, но зритель все-таки приходит смотреть на артиста. Поэтому самое главное в работе режиссера, на мой взгляд, — точная и тонкая работа над тем, чтобы артисту была удобна каждая сцена.

— Вы не только активно ставите спектакли, но и ведете свой подкаст. Он так и называется: «Подкаст Отяковского. Канал оперного режиссера». Для чего это история?

— Этот подкаст мы запустили в рамках Лаборатории исследования цифровой оперы, которая впервые была проведена во время пандемии. Когда все театры закрылись и много людей осталось без работы, мы стали придумывать проект, который можно было делать на социальной дистанции, то есть сидя у себя дома. И придумали проект «Пир во время чумы», в котором солисты из Италии, Германии, Франции и России объединились, чтобы онлайн из своих квартир снять оперу Цезаря Кюи. И наш проект имел большой успех, поскольку на тот момент это была единственная оперная премьера в мире. Потом экспериментами в онлайне занялись многие театры, но все их опыты закончились, как только наступила привычная оффлайновая жизнь. А мы продолжили вести свою Лабораторию и по сей день выпускаем проекты, которые лежат на границе с современным искусством и интернет-контентом. В своем подкасте я общаюсь с артистами и театральными художниками со всего мира. В ноябрьском выпуске режиссёр и продюсер Даниэль Мошел рассказывал о том, как снимал одну из самых ярких и нетривиальных онлайн-опер – серию роликов MeTube. В декабре мы представим австралийских художников, которые во время пандемии выпустили оперу в VR-очках. В общем, мне интересно все, что связано со смешением современных технологий с таким консервативным жанром как опера.

Сорежиссер и хореограф-постановщик мюзикла «Опасные связи» Антон Дорофеев во время пластических репетиций спектакля

— Каким образом происходит это смешение?

— Наш проект подразумевает создание пушкинской тетралогии — четырех опер, написанных известными композиторами по «Маленьким трагедиям» Пушкина. Все они сняты в разных жанрах. «Пир во время чумы» мы выпустили в жанре скринлайф, действие которой разворачивается на экранах электронных девайсов. Оперу «Скупой рыцарь» Рахманинова — в жанре летсплей, совмещающим оперу с компьютерной игрой. Сейчас вместе с санкт-петербургскими солистами готовим «Каменного гостя» Даргомыжского с применением технологии дипфейков. Как известно, это технология позволяет заменять лица. В нашем случае Дон Жуан будет находить своих жертв в социальных сетях и звонить им по телефону, меняя лица, как маски.

— Каковы результаты соединения новых технологий с классическим искусством в плане притока зрителей?

— Одна из целей нашего проекта — демократизация оперного искусства. Наши проекты просмотрело более 250 тысяч зрителей. Может быть, это не самые большие цифры для интернета, где одно видео с котиками может набрать миллион просмотров. Но, если мы говорим об опере, то это аудитория десятков оперных залов, наполненных зрителями целиком. Самое интересное в этом, что людям для просмотра оперы не приходится выходить из дома, красиво одеваться и ехать на такси в здание с колоннами. Они просто сидят дома, листают ленту в своих социальных сетях и встречаются с оперой. И для многих наших зрителей эта встреча состоялась впервые. Представляете, благодаря нашей Лаборатории люди впервые в жизни услышали Рахманинова. Мне запомнился один комментарий по поводу «Скупого рыцаря». Человек написал: «Я не понимаю, что здесь происходит, но мне все это очень нравится». Возможно, благодаря этой первой встрече с оперой он пойдет и купит билет в театр. А для жителей тех городов, где нет музыкального театра, наш проект — прекрасная возможность познакомиться с оперным искусством.

— Помните, как первая встреча с оперой произошла у вас?

— У меня это произошло довольно рано. Мой отец контрабасист, мать пианистка, а сам я с 3 – 4 лет пел на сцене. У меня певческое прошлое. Я девять лет отработал в Мариинском театре солистом Академии молодых оперных певцов. Но именно режиссура — искусство организовывать всех и предлагать новую оптику — показалась мне более перспективной. Здесь я чувствую больше возможностей для реализации, чем в вокале, и могу принести больше пользы человечеству.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Дарьи ЖБАНОВОЙ

 

 

Открытый Всероссийский конкурс пианистов имени Мери Лебензон впервые проходит в Новосибирске

В Новосибирске проходит открытый Всероссийский конкурс пианистов имени Мери Симховны Лебензон — выдающейся пианистки и педагога, внесшей большой вклад в становление и развитие новосибирской фортепианной школы.

В очном формате до 10 декабря в музыкальном колледже имени А.Ф.Мурова проходят прослушивания III и IV групп молодых пианистов, а самые старшие из них будут соревноваться в двух турах.

На торжественном открытии 6-го октября состоялся показ фильма с участием Мери Симховны, фрагменты ее выступлений. Были представлены члены высокого жюри, в которое в том числе вошли выпускники класса Лебензон разных лет.

В конкурсе участвуют студенты образовательных организаций сферы культуры и молодые профессиональные исполнители по четырем возрастным группам. В первом туре конкурса, который состоялся в заочном формате, приняли участие около 90 молодых исполнителей из разных регионов России от Калининграда до Владивостока. Для участия во втором туре в Новосибирск приехали 44 молодых пианиста. Итоги творческих состязаний будут подведены 10 декабря — лауреаты 1-й и 2-й возрастных групп получат памятные призы, лауреаты 3-й и 4-й возрастной группы — денежные премии.

Присутствующий на концерте-открытии заместитель министра культуры НСО Григорий Милогулов отметил:

— Первый Всероссийский конкурс пианистов имени Мери Лебензон станет ярким событием культурного сезона. Эти творческие состязания — дань памяти выдающемуся исполнителю и педагогу, воспитавшей множество ярких пианистов и внесшей весомый вклад в развитие традиций отечественной фортепианной школы. Заявки на конкурс поступили из разных уголков России — это говорит о высоком уровне доверия к региону как культурному центру с сильными музыкальными традициями. Уверен, проект позволит в полной мере продемонстрировать творческий потенциал молодых исполнителей, поспособствует укреплению контактов между регионами и станет достойной площадкой для консолидации творческой молодежи.

Директор Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова Вячеслав Анохин обратил внимание, что все прослушивания конкурсантов публичны, вход свободный.

— Это уникальная возможность для профессионалов, студентов творческих образовательных учреждений, педагогов — услышать музыкантов из различных регионов нашей страны в одном месте, получить яркое впечатление от игры участников и расширить свой музыкальный багаж, благодаря различным интерпретациям исполненной академической музыки, которая прозвучит в КЗ «Сибирский» — сказал Анохин.

Председатель жюри, пианистка Екатерина Мечетина поприветствовала участников конкурса и пожелала всем удачного выступления:

— Наша профессия передается из рук в руки через наших педагогов, которые, в свою очередь, получили знания от предыдущих поколений. И важно не потерять чувство благодарности к нашим наставникам, потому что учитель и ученик в музыке — это больше, чем преподаватель и его подопечный. У меня нет никаких сомнений, что те, кто приехали на конкурс, являются людьми, в которых вложено огромное количество сил, профессионализма и любви. Верьте в свой талант. Любой конкурс — это не состязание с ближним, это разговор с самим собственным вчера навстречу своему собственному завтра.

Несмотря на усталость после перелета Екатерина блестяще исполнила семь «Прелюдий» Сергея Рахманинова ор. 23.

В этом году лауреатом премии Мери Лебензон стала преподаватель Новосибирской государственной консерватории Дания Хайбуллина. В ходе церемонии открытия конкурса состоялось вручение свидетельства лауреата премии. В рамках конкурса 8 декабря в Концертном зале «Сибирский» Новосибирского музыкального колледжа имени Мурова пройдет концерт Дании Хайбуллиной, члена жюри конкурса, солистки Новосибирской государственной филармонии, на котором она исполнит произведения Фредерика Шопена, а 9 декабря — Екатерина Мечетина даст мастер-класс молодым пианистам (вход свободный).

Внимание к Первому Всероссийскому конкурсу имени Мери Лебензон музыканта такого уровня, как Екатерина Мечетина (класс профессора Московской консерватории Сергея Леонидовича Доренского), говорит об уважении и дани выдающемуся деятелю культуры, которая почти всю свою жизнь проработала в Новосибирской государственной консерватории имени М.И. Глинки, Новосибирской специальной музыкальной школе. К сожалению, на торжественном открытии были свободные места в зале. Их не заполнили студенты и педагоги наших творческих колледжей и вузов, для которых, казалось бы, этот конкурс должен быть важным событием года в их профессиональной жизни. Мы пережили пандемию, живем в эпоху «отмены русской культуры» за рубежом. Такие события — это шанс объединения творческих людей, возможность роста в профессии, а для любителей фортепианной музыки — наслаждение лучшим пианистическим репертуаром в прекрасном исполнении, причем, абсолютно бесплатно.

Имя Мери Лебензон (30.09.1931 — 09.11.2020) известно не только в Новосибирске. Легендарная пианистка и выдающийся педагог, отдавший наставнической деятельности почти 70 лет своей жизни, дала творческую искру и воспитала целую плеяду музыкантов, которые находятся теперь на всех континентах нашей планеты. После ее ухода в Новосибирске была учреждена премия ее имени, а теперь начал свой жизненный путь и профессиональный конкурс.

Количество заявок на музыкальное состязание говорит об актуальности появления настоящего профессионального конкурса высокого уровня, который объединил как начинающих талантливых пианистов, так и уже состоявшихся музыкантов, желающих потягаться в фортепианном мастерстве друг с другом.

Прослушивания проходят в Концертом зале «Сибирский» по адресу: ул. Ядринцевская, 46. Расписание прослушиваний можно посмотреть здесь (https://nmkmurov.ru/2022/10/14/otkrytyj-vserossijskij-konkurs-pianistov-imeni-m-s-lebenzon/) Также организована онлайн-трансляция. 10 декабря в 11-00 состоится церемония награждения и гала-концерт лауреатов конкурса.

Учредителями и организаторами конкурса выступают министерство культуры Новосибирской области и Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф. Мурова при участии Новосибирской специальной музыкальной школы и Фонда «Юные дарования Сибири». Конкурс проводится в рамках национального проекта «Культура».

Оксана ГАЙГЕРОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото предоставлено пресс-службой НМК им. А.Ф.Мурова

Ранее в «Новой Сибири»:

Главные концерты декабря в Новосибирской филармонии: от 21 века до рыцарского турнира

В Новосибирске пройдет финал Международного туристского фестиваля «Диво Евразии»

Финал VI Международного туристского фестиваля-конкурса видео, фото и анимации «Диво Евразии» впервые пройдет в Новосибирске с 7 по 9 декабря. В событии примут участие 300 проектов из 6 стран: свои работы представят финалисты из России, Беларуси, Китая, Казахстана, Турции и Венгрии. Новосибирская область заявит о себе 11 проектами.

«Диво Евразии» – это не только туристский конкурс, который проводится с целью поддержки инициатив, способствующих повышению туристического имиджа и инвестиционной привлекательности объектов туристской индустрии, содействию развитию въездного туризма, формированию банка данных о туристических проектах, маршрутах, объектах и мест стран Евразии, но и международная площадка, на которую участники приезжают за оценкой профессиональных экспертов, продвижением регионов, возможностью обмениваться опытом и учиться лучшим практикам создания и продвижения туристских видео. В 2022 году на конкурс поступило около 2 тысяч заявок, 300 из них прошли в финал. Резюмирующие события впервые пройдут в Новосибирске. Реализацию проекта возьмут на себя оргкомитет фестиваля-конкурса туристских видео «Диво России» и Туристско-информационный центр Новосибирской области при поддержке министерства экономического развития Новосибирской области.

«Мы рады, что Новосибирская область выбрана ключевой площадкой финала Международного туристического фестиваля-конкурса «Диво Евразии», — отмечает заместитель министра экономического развития Новосибирской области Анна Павлова. — В преддверии проведения новогодней столицы России это особенно ценно. Так, мы можем показать участникам фестиваля, что Новосибирск — деловая, научная и культурная столица Сибири, регион с развитой инфраструктурой, и мы действительно готовы принимать и удивлять туристов»,

7 и 8 декабря после официального открытия фестиваля в Центре культуре и отдыха «Победа», ставшего главной локацией финала международного конкурса «Диво Евразии» в Новосибирске, претендентам на победу предстоит напряженная работа по очной защите заявленных проектов. 9 декабря участников ожидает награждение победителей и насыщенная экскурсионная программа по столице Сибири.

Новосибирская область будет представлена 11 проектами в 9 номинациях фестиваля.  «Высокий уровень видеопроектов Новосибирской области ежегодно отмечают члены экспертного жюри, присваивая призовые места, — комментирует руководитель Туристско-информационного центра Новосибирской области Екатерина Углянская. — В 2022 во Всероссийском туристском фестивале-конкурсе видео, фото и анимации «Диво России» регион занял 1 и 2 места в номинации «Телевизионные репортажи» с видеороликами о туристической привлекательности Академгородка и Новосибирска в целом».