Фестиваль «Белое пятно» превращается в литературный мост

Всероссийский литературный фестиваль «Белое пятно» заявит о себе буквально на днях: с 25 по 27 ноября один из самых крупных литпроектов Новосибирска представит на своих площадках 40 мероприятий и 11 участников. В программу войдут встречи писателей с читателями, диалоги о творчестве и литературе, презентации книг, детская программа и новый формат литературного моста, который не на бумаге, но в режиме реальности соединит город на Неве с городом на Оби.

Пресс-конференция, посвященная Тринадцатому Всероссийскому литературному фестивалю «Белое пятно», который пройдет в Новосибирске с 25 по 27 ноября

Всероссийский фестиваль «Белое пятно» — одно из самых ярких литературных событий, которое проводит каждую осень в столице Сибири Новосибирская государственная областная научная библиотека в коллаборации с Областной детской библиотекой имени А.М. Горького. Проект, начавшийся 28 лет назад с узкопрофильного конвента фантастов, сегодня превратился в масштабную площадку, где обсуждаются важнейшие явления книжной культуры и литературной жизни современной России. Традиционно фестиваль избегает рамок литературного снобизма. В нем принимают участие мастера своего дела и неофиты пера. Авторы с большими официальными тиражами и те, кто нашел свою аудиторию в сети. Литераторы, обладающие удивительным свойством вызывать своим творчеством непрерывные горячие споры, и те, кому критика стабильно благоволит. Согласно красивой статистике: более 150 авторов, 500 мероприятий и 25 тысяч посетителей, если вести отсчет с 2010 года, когда фестиваль переходит из жанровой ниши фантастики в широкое литературное поле.

В этом году оргкомитет соберет участников в новом формате перекрестного обмена между новосибирским литературным фестивалем «Белое пятно» и петербургским фестивалем «Белые ночи». В конце октября из Новосибирска в Санкт-Петербург отправился большой литературно-культурный десант, а в ноябре на «Белое пятно» в Новосибирск приедут питерские писатели и поэты. Таким образом устроители планируют подчеркнуть и актуализировать культурно-исторические связи двух городов.

Петербургский гость — писательница Татьяна Толстая — на одном из прошлых фестивалей в Новосибирске

«Новосибирск/Новониколаевск с Санкт-Петербургом/Ленинградом связывают разнообразные исторические и культурные связи, — аргументирует фестивальный концепт заместитель директора Областной научной библиотеки Владимир Деев. —Отцы-основатели Новониколаевска — Г.М. Будагов и Н.Г. Гарин-Михайловский — были выходцами из Санкт-Петербурга, а в годы Великой Отечественной войны эвакуация из Ленинграда большого количества предприятий, культурных ценностей и деятелей культуры дала огромный толчок развитию экономики и культурной жизни города. Не случаен и выбор ключевых площадок фестиваля: давние дружеские отношения связывают Новосибирскую областную научную библиотеку и крупнейшую общедоступную библиотеку, методический центр и головную библиотеку Санкт-Петербурга — Центральную городскую публичную библиотеку имени В. В. Маяковского».

Программа нынешнего «Белого пятна» включает в себя литературную часть (встречи писателей с читателями, диалоги о творчестве и литературе, презентации книг) для взрослых и детей и профессиональную программу для библиотекарей и краеведов. Площадками для событий станут, как всегда, библиотеки, школы, музеи и другие культурные учреждения города и области. Если говорить о персоналиях, Санкт-Петербург в этом году представят писатели и поэты Илья Бояшов, Арсен Мирзаев, Александра Яковлева, Екатерина Полянская. Специальным гостем из Луганска станет донбасский поэт, писатель и журналист Елена Заславская. Новосибирск будут представлять Игорь Маранин, Вера Ильина, Евгений Соснин и Анастасия Перкова.

Новосибирский поэт Юрий Татаренко фиксирует события Всероссийского литературного фестиваля

Хедлайнерами детской программы выступят гости из Северной столицы: автор стихов, рассказов и повестей для детей, член литсовета Литературного конкурса им. В. Крапивина Анна Игнатова и российский писатель, журналист, сценарист, папа смешариков и лауреат премии имени Чуковского Игорь Шевчук. «Это, действительно, блестящие детские писатели, — считает директор Областной детской библиотеки Ольга Костина, — их творческие встречи сложно обозначить каким-то одним жанром, потому что они и поют, и читают стихи, и придумывают какие-то конкурсы, головоломки, игры».

С полной программой Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно» и с биографиями авторов-участников можно познакомиться на официальном сайте проекта или в специальной группе ВКонтакте. Вход на мероприятия свободный, но требует предварительной регистрации, о которой лучше побеспокоиться заранее. «Мы не случайно называем Новосибирск литературной столицей России, — отмечает в преддверии фестиваля вице-губернатор региона Ирина Мануйлова. — Как вы знаете, в этом году Новосибирская область победила во Всероссийском конкурсе «Самый читающий регион», став Литературным флагманом России. Кроме того, буквально на днях сотрудник Областной научной библиотеки Сергей Петунин победил во Всероссийском конкурсе, став лучшим библиотекарем России. Новосибирская область – в числе лидеров по количеству созданных модельных библиотек, у нас растёт и количество читающих людей, и количество людей, посещающих библиотеки, проводятся литературные фестивали, чтения, различные литературные проекты. Одним из значимых событий ежегодно становится и фестиваль «Белое пятно», который в этом году, я уверена, снова привлечёт внимание читателей и писательского сообщества».

Юлия Щеткова, «Новая Сибирь»

Фото предоставлено Министерством культуры Новосибирской области и из архива Всероссийского литературного фестиваля «Белое пятно».

 

Фестиваль offBEAT: тренинг по выживанию на руинах старой культуры

В Новосибирске продолжается девятидневный фестиваль offBEAT, организованный по инициативе креативной команды .sda студентов факультета журналистики НГУ при поддержке центра гуманитарного образования «Открытая кафедра». Это первый новосибирский большой проект, посвященный эпохе битников и американской контркультуре 50–60-х годов прошлого века.

Читать далее Фестиваль offBEAT: тренинг по выживанию на руинах старой культуры

Студенты из пяти городов найдут свою «Первую сцену» в Новосибирске

Новосибирский театральный институт готовит к запуску новый форум. С 29 ноября по 3 декабря на трех сценических площадках города пройдет Фестиваль театральных вузов России «Первая сцена». В программе смотра-конкурса будет представлено 8 дипломных спектаклей, созданных в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Екатеринбурге и Новосибирске. Победителей ожидают дипломы за лучший спектакль и лучшие актерские работы.

Фестивали студенческих спектаклей, рассчитанные на демонстрацию творческой силы выпускников театральных вузов и внимание разыскивающих молодые таланты театральных менеджеров, в России можно пересчитать по пальцам. Самые известные и стабильные из них проходят в Ярославле («БТР») и Москве («Твой шанс»). С этого года свою нестандартную ярмарку вакансий откроет и Новосибирский театральный институт. «Впервые наш институт проводит такой фестиваль, хотя его идея зародилась давно, — рассказывает ректор Новосибирского государственного театрального института Василий Кузин. — Раньше нас останавливала недостаточность материальной базы, но в прошлом году в нашем распоряжении появился большой зал Театрального центра «Энергия». Зал трехсотместный, с хорошей акустикой. И мы теперь смело можем пригласить коллег к нам в гости».

Сыграть свои спектакли участники фестиваля смогут на трех сценических площадках — в Учебном театре на улице Революции, где располагается основной корпус НГТИ, и в большом и камерном залах Театрального центра «Энергия» на Красном проспекте. Всего фестивальным локациям предстоит принять 8 дипломных спектаклей пяти ведущих театральных школ страны. «В России очень мало театральных вузов – всего восемь, — отмечает Василий Кузин. — И расположены они в пяти городах – Москва, Петербург, Ярославль, Екатеринбург и Новосибирск. Из этих городов мы и пригласили студентов принять участие в нашем фестивале. Не обошли вниманием и наших соседей. Мы пригласили Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского. У них не театральный институт, но театральный факультет. И поскольку это наши самые близкие соседи, то они тоже будут участвовать в нашем фестивале».

Сцена из спектакля «Хлопотун, или Дело мастера боится» от студентов Российского института театрального искусства

Фестиваль «Первая сцена» продлится пять дней. «Все спектакли фестиваля очень разные. Мы не ограничивали ни жанры, ни специализации. В афише есть и драматические, и музыкальные спектакли, и спектакли театра кукол», – подчеркивает куратор фестиваля, проректор по научной и творческой работе НГТИ Ирина Яськевич.

Откроет программу Сибирский институт искусств. Молодые красноярские артисты сыграют для новосибирских зрителей спектакль «Эти свободные бабочки» — знаменитую бродвейскую комедию Леонарда Герша, где почти сказочная история любви решается в мелодраматическом ключе и сопровождается сонмом тем и вопросов, волнующих молодежь во все времена. Эстафету примет Российский государственный институт сценических искусств (РГИСИ). Петербургские студенты представят свою версию знаменитого мольеровского «Тартюффа» (именно с двойным эмигрантским «Ф» в финале названия), в которой стихотворная форма преподносится как художественный язык, а многочисленные возрастные роли решаются через смысл и содержание.

Российский институт театрального искусства (ГИТИС) выйдет на «Первую сцену» со спектаклем «Хлопотун, или Дело мастера боится». С легкого пера русского литератора Александра Писарева москвичи расскажут сибирякам водевильную историю, герой которой совершенно случайно поможет собственной невесте выйти замуж за любимого человека. А следом Ярославский государственный театральный институт перевернет тему спектаклем «Чужое счастье». Драма, поставленная по пьесе А. Н. Островского и Н. Я. Соловьёва «Светит, да не греет», расскажет о гибельном эгоизме страсти и разрушительной зависти к чужой любви.

Фольклорный спектакль «Миливонщица» в исполнении студентов Новосибирского театрального института

Екатеринбургский государственный театральный институт (ЕГТИ) заглянет в будущее вместе с мистическим триллером «Открой глаза» по сценарию Алехандро Аменабара, где посмертная креонизация и желание управлять сновидениями за пределами земной жизни оборачиваются самым настоящим виртуальным кошмаром. Новосибирский театральный институт на правах устроителей фестиваля представит три дипломных спектакля всех трех выпускных курсов этого учебного года. Выпускники, рассчитывающие уже в июне стать артистами драматического театра и кино, сыграют «Зойкину квартиру» Михаила Булгакова, герои которого готовы бороться за лучшую жизнь любыми способами даже в обаятельной атмосфере декаданса. Будущие артисты музыкального театра заявят о себе спектаклем «Балъ Господень», составленном из песен и фрагментов жизни Александра Вертинского. Завершит хет-трик фольклорный спектакль «Миливонщица». Студенты отделения театра кукол впервые интерпретируют прозу сибирской сказительницы Таисьи Пьянковой и расскажут удивительную историю о черной козе, стерегущей богатства тайги от злых людей.

Все спектакли примут участие в конкурсе и будут оцениваться профессиональным жюри, в состав которого войдут преподаватели театральных вузов. Призовой фонд — 1 диплом за лучший спектакль и 3 диплома за лучшие актерские работы. Кроме того, участники фестиваля получат возможность пообщаться друг с другом и наладить «живые» контакты между ведущими театральными школами страны. «Не будем скрывать – наши будущие артисты несколько замкнуты в своей среде – у них много занятий, репетиций, все четыре года они проводят в стенах учебного заведения, и такой контакт будет для них важен, интересен. В связи с этим каждый вечер мы будем проводить для студентов небольшие вечеринки, на которых они покажут капустники и смогут пообщаться», – поясняет куратор фестиваля «Первая сцена» Ирина Яськевич.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Антона ШУТОВА и из архива фестиваля «Первая сцена»

Новосибирские оперные певцы удостоены наград национальной премии «Онегин»

На исторической сцене Мариинского театра с участием мировых звезд оперного искусства состоялась седьмая церемония вручения Национальной премии «Онегин». Спектакль Вячеслава Стародубцева «Свадьба Фигаро», представленный на Малой сцене НОВАТа, награжден дипломом в номинации «Состав». Дипломантами в номинации «Дебют» стали солисты оперной труппы Диана Белозор и Артем Акимов, исполняющие в «Свадьбе Фигаро« партии Сюзанны и Графа Альмавива. Солистка Михайловского театра Софья Файнберг, исполнявшая в премьерных новосибирских показах «Свадьбы Фигаро» партию Керубино, стала дипломантом в номинации «Гость».

Принтскрин: Rutube

На сцену Мариинского театра вышли Хибла Герзмава, Вероника Джиоева, Василий Ладюк, Дмитрий Ульянов, Сергей Романовский и спели с оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Ведущими вечера стали Сати Спивакова и Александр Малич. Церемонию открыли ария Кутузова из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир» и приветствие министра культуры РФ Ольги Любимовой.

Премия «Онегин» учреждена в 2016 году, ее цель — поиск новых талантов и привлечение к оперному искусству широкой публики, она присуждается как начинающим исполнителям, так и признанным мэтрам оперной сцены.

— Начинали мы с 30 номинантов, сейчас их 107. Начинали мы с 10 театров, а сейчас в нашей орбите 37, — рассказывает Игорь Тарасов, генеральный директор премии «Онегин». — При этом в России 40 театров, который так или иначе связаны с оперными постановками. Многое изменилось, мы растем!

В 2022 году на соискание Национальной оперной премии поступили 103 заявки. В шорт-лист вошли 19 исполнителей и 8 постановок от государственных театров и частных театральных компаний. 13 статуэток «Онегина» увозят из Санкт-Петербурга лауреаты, а четыре «Онегина» останутся в Мариинском театре.

Ранее в «Новой Сибири»:

Новосибирский фильм «Люба» стал победителем фестиваля «Голос Евразии»

 

 

«Сибирские сезоны — 2022»: Живые композиторы должны быть исполняемы

Нынешняя осень закинула в музыкальную жизнь Новосибирска, с преобладающей в ней классической  ясностью и романтическим порывом, целые охапки непонятных, зачастую дисгармоничных, будоражащих, отталкивающих и волнующих пассажей и созвучий. Современная музыка в самых разных ее проявлениях — от жесткого авангарда до музыки кино захватила концертные залы, уютно устроилась в фестивальных проектах и юбилейных программах. Фестиваль музыки Эдуарда Артемьева пригласил на встречу с любимым композитором на два его концерта, где кроме музыки кино прошла и новосибирская премьера в недавнее время написанного грандиозного Реквиема. В рамках филармонического Белого фестиваля Ансамбль «Солисты Москвы» под руководством Юрия Башмета представил посвященные коллективу произведения композиторов последней трети ХХ и ХХI столетий. В тот же день в Камерном зале филармонии День музыки Сибири был отмечен юбилейным концертом новосибирского композитора Юрия Ащепкова, участниками которого стали многие известные  музыканты и коллективы города…

Фестиваль перевалил за «экватор»

И все это на фоне долгоиграющего фестиваля «Сибирские сезоны», специализирующегося именно на новой музыке и взявшего девизом дягилевский лозунг «Удиви меня». Да, встреча с неизвестной, незнакомой музыкой вполне может и удивить, и озадачить, и обрадовать, а то и вызвать бурю эмоций, подвигнуть к размышлению и анализу.

Музыкальный фестиваль «Сибирские сезоны — 2022» перевалил за «экватор»: он открылся 28 октября, воззвав к «Архитектонике духа», именно так назывался концерт, где музыка  классика ХХ века Арво Пярта соседствовала с сочинениями выпускника Новосибирской консерватории Александра Новикова, которого числят и дальневосточным композитором, и композитором всей Сибири. Завершится фестиваль в начале декабря грандиозным полотном Родиона Щедрина — русской литургией для хора a cappella, солистов и свирели по Николаю Лескову.

Необычная, протянувшаяся из октября в декабрь конструкция фестиваля по словам  его художественного руководителя — дирижера хора Елены Рудзей — держится именно на этих двух мощных опорах-столпах.

— Часто  фестиваль современной музыки превращается в такой показ мод, где много шума, скандала, какой-то провокации, так скажем, — современное искусство этим отличается, — объясняет Елены Рудзей. — Не могу сказать, что  именно современное искусство нашего времени таково. Это просто любое современное искусство воспринимается как нечто малопонятное, как некий вызов. Должно пройти время,  чтобы это откристаллизовалось, отлежалось, и это уже работа будущих веков — смотреть на нас сверху и говорить: да, вот это — в веках, а вот это просеялось и ушло. Но находясь здесь, в Сибири,  понимая наших людей, сибиряков, у которых свой менталитет, как мне кажется, очень коренной, патриархальный. Считаю, что основные ценности человечества как раз здесь укоренены очень, мы за них держимся, их сохраняем. Поэтому особенно в настоящее время, очень сложное, мы пришли к выводу, что важно  отобрать произведения для фестиваля, которые будут нести этот месседж о ценностях нравственных человеческих.

Это ни в коем случае не провокация, не «шум вместо музыки», не скандал. И таких произведений в ХХ и ХХI столетиях написано огромное количество. И поэтому  программа открытия, названная «Архитектоника духа», была построена таким образом, что, начиная с произведения Арво Пярта «Tabula Rasa» — что в переводе на русский язык обозначает «С чистого листа», — это как  рождение души человеческой. Пишет каждый, приходя в этот мир, пишет свою историю с чистого листа. Но это и достаточно трагедийное произведение: в первой части это столкновение с социумом, миром, и не всегда оно позитивно. А вторая часть — это типичный минимализм пяртовский, это тишина — Silentium, где  можно очень большую программу себе нарисовать. Кто-то — как смерть героя, кто-то как тишину и передышку, кто-то может говорить о духовном акте, как человек идет к самому себе в течение жизни. И дальше тему продолжили «Три песнопения из Екклесиаста» Александра Новикова: «Что для тебя, человек, важно в твои немногие дни, что ты тут находишься»? А далее — его же Месса для хора и симфонического оркестра, очень театральная, очень яркая, где встречаются и Бог и Дьявол, действительно, битва за душу человеческую...

Конечно, для  воплощения требовалось огромное количество людей. Исполнительский состав просто колоссальный. Два оркестра привлечены на программу открытия, два хора, которые раскрывают национальный культурный код, который, на мой взгляд, хранится в хоровой музыке России, это самый старый наш профессиональный жанр, поскольку главному хоровому коллективу России больше 500 лет. Я говорю о питерской Певческой капелле, созданной Иоанном Третьим, она  существует до нынешних пор. Нет ни  одного подобного западного коллектива в тысячелетней истории этого жанра. Считаю, что и благодаря этому  мы сможем устоять в нынешнее время.

«Архитектоника духа» это начало, а окончание — 6 декабря — «Запечатленный ангел» Родиона Щедрина. Для меня вот эти два столпа, которые  мы поставили в начале и в конце фестиваля. Говорят сейчас об отсутствии большой фигуры в мире музыки... Соглашусь, что, возможно, нет такой, которая бы потянула за собой весь мир. Но есть фигуры, которые очень ярко тянут российскую историю. И, конечно, веха — 90-летие Щедрина, который еще будет обращаться на концерте к нашей публике, будет следить за трансляцией. Его сочинение мы, хор студентов Новосибирской консерватории, исполняем совместно с Камерным хором Московской консерватории, такая коллаборация двух сил, потому что исполнить это произведение в одиночку очень сложно, это русская литургия, написанная в 1988 году, посвященная 1000-летию крещения Руси. Это фантастическое произведение, грандиозное, невероятное, сильнейшее, мощнейшее. Там будет речь и об Иуде, и о покаянии, и о предательстве... И душе человеческой. Кроме того, оно невероятно красивое. Так что ждем всех.

Между двумя колоссами

Стоит заметить, что это исполнение «Запечатленного ангела» войдет  в программу Всероссийского музыкального фестиваля, который проходит в 12 крупных музыкальных центрах страны, и назван по  произведению мастера. Исполнение литургии  также запланировано в Успенском соборе города Алексин, где в свое время настоятелем был дед Родиона Щедрина.

Какую же музыку посчитал уместным разместить фестиваль между этими двумя колоссами? Конечно, камерную, конечно, ту, что зовется авангардом,  ту, что еще не исполнялась в Новосибирске и, конечно, новейшую. Несколько премьер новой музыки, созданной  в наши дни, даже в этом году, как, например, композиция  Светланы Лавровой из Санкт-Петербурга были сыграны в Малом зале консерватории. Здесь же состоялось самое первое исполнение — мировая премьера произведения новосибирского композитора Андрея Молчанова, автора симфонии, оперы, инструментальных концертов, мюзикла «Кентервильское привидение», успешно шедшего на сцене театра оперы и балета, а также песен и многих других сочинений. Трехчастная композиция «Перепады» для кларнета, фортепиано и ударных, может иметь множество толкований, от температурных до настроенческих  и жизненных. А чуткий слушатель оценит контраст-перепад академической и джазовой музыки, с элементами импровизации…

Русский, французский, немецкий, американский музыкальный авангард, его классика и современность (Эдисон Денисов и Пьер Булез, Янис Ксенакис и Джордж Крам, Георг Фридрих Хаас, Александр Вустин и Владимир Тарнопольский) были преподнесены слушателям московскими музыкантами. Хотя не только. Исполнение пьесы Андрея Молчанова стало уже совместным проектом хозяев и гостей: понадобился еще один перкуссионист, и он, конечно, был найден среди новосибирцев, а также  и музыкальный инструмент — роскошная консерваторская маримба.

Два «удивительных» концерта наших гостей продемонстрировали  и вид «С высоты птичьего полета», «Структуру чувства» и «Отстраненные взгляды в окно», «Косы» в  каком-то символическом значении,  слуховые фокусы типа  «Три из одного» — диалог с  нидерландским композитором эпохи Возрождения  Жоскеном Депре, и  «Сцены действительной жизни» на грани стёба… Все это безупречно, не без артистического блеска и шарма исполнил ансамбль солистов «Студии новой музыки» с почти 30-летней историей — под руководством заслуженного артиста России Игоря Дронова.

Если удастся отладить начатое сотрудничество московской «Студии» с «Сибирским центром современной музыки», нас ждут невероятные открытия и захватывающие впечатления. В отличие от музыкантов  ансамбля дирижер Игорь Дронов не первый раз в Новосибирске. Приезжал с Большим театром, где много лет работал, для исполнения балета Леонида Десятникова «Русские сезоны». Ну а от «Русских сезонов» до «Сибирских», что называется, рукой подать.

***

— В вашем городе есть огромный потенциал, —  говорит Игорь Дронов. — Есть Академ-городок, были Арнольд Кац, Борис Певзнер. Я  вижу здесь заинтересованность. Два дня шли мастер-классы наших музыкантов,  все  ходят на них, огромными группами, всем интересно. Подумаем, что еще мы могли бы сделать здесь, с вашими силами. Вместе мы много чего сможем.

— Можно надеяться, что и с музыкой Булеза новосибирцы продолжат знакомство?

— Вполне. Булез был, кстати, одним из моих учителей. И это было самое сильное впечатление моих консерваторских занятий.

— В вашей деятельности новая музыка соседствует и связана с классикой. Как  вы считаете, все же современная музыка — это больше фестивальная история или  ее можно играть постоянно,  хоть каждый день?

— Скажу так. Пример из моей практики. Не берем наше время, что сейчас... Но вот едешь в западную Европу концерт играть, — допустим, Бетховен, Гайдн и обязательно там  должен быть композитор немецкий современный. Потому что для них все персоны равновелики. Как у Бетховена, Моцарта, допустим, и у того же Шольца — такой же шанс быть исполняемым. Живые должны быть исполняемы. У нас так исторически сложилось, что будешь великим только после смерти, хотя бывают исключения, да. Вот это надо поправить. И у нас такая работа, мы на это заточены, специально этим занимаемся: пропагандой современной музыки, ее объяснением. И это очень важный момент. Считаю, что все концерты с таким материалом должны иметь предисловие, ведь сначала нужно понять, что слушать. Есть целые образовательные  программы. Когда мы устраиваем фестивали, поскольку авторы живы в основном — они пишут аннотации, где объясняют, что хотели сделать. И это уже ключ. У них свой язык, который надо объяснять.

Я всем вот такой пример привожу для тех, кто считает, что современная музыка это какая-то какофония… Вот встречаете вы на улице китайца, а как с ним общаться, не зная ни слова по-китайски? Но если выучите от десяти до ста слов, уже можно будет понимать друг друга. И здесь то же тоже самое: у современного искусства тоже есть язык, надо его изучать.

— У вас есть возможность все узнать у самого композитора при личном общении.

— Мне повезло, что с большинством авторов, которых я исполняю, я знаком лично. И да, есть возможность обсудить какие-то детали и понять: что, зачем и почему. Это касается не только российских, но и зарубежных авторов. Среди сочинений, которые я исполнил, есть те, что посвящены «Студии новой музыки», кое-что мне даже что-то посвятил. Да, очень интересно, когда у первоисточника выясняешь, что есть что. Хотя и не так бывает. Работаем с композитором, и он говорит: а вы правильно исполняете, я именно вот так и хотел, но не смог это выразить... Может иронично звучит, но такие случаи бывали. Потому что это сотворчество. Продукт новый, и никто не знает — как сделать лучше, музыка все же живет в интерпретации. Поэтому процесс правильный — с живым композитором.

— А бывает, что вы отказываете автору в исполнении, не беретесь играть? Или это исключительный случай?

— У нас есть определенные параметры стилевые. Мы не играем музыку полуэстрадную, не играем музыку, которая, скажем так, была в 1970-е годы в СССР, так называемую массовую классическую. Стараемся играть музыку серьезного содержания. А так получилось, что наши авторы — большинство, но не все — стилистически и по способу игры имеют отношение к авангарду. Нет, мы пытаемся играть все подряд: Моцарт, Бетховен, Чайковский — все они тоже когда-то жили, и вокруг них существовали разного рода композиторы, которых было довольно много. Очевидно, они тогда тоже исполнялись, но какая-то фильтрация временная произошла, и те, кого я назвал, по-прежнему существуют, а все остальные — они вроде как есть, но в то же время их нет. В нашей деятельности мы же тоже не можем быть судьями, мы максимально пытаемся понять, войти в сочинение и  каким-то образом максимально адекватно его реализовать. Это наша задача. Наверное, что-то останется. Никто не знает. Но мы живем здесь и сейчас, — может, пройдет сколько-то лет, хотя бы пять, а еще лучше — пятьдесят… Может, мы не понимаем величие каких-то сочинений сейчас, а в будущем это раскроется, тогда и поймем.

— Круг ваших авторов  — насколько он широк, с кем вы работаете и кто может еще в него войти?

— Думаю, что их довольно много. Есть очерченный круг авторов, с которыми мы работаем. Есть те, кому 30, 40. Есть 25-летние. Это большая разница, все страшно разнятся, разные поколения сразу видно. У нас специальная есть программа для молодежи — они совсем зеленые, но может быть и гении, это ведь неизвестно никому, — вот мы с ними работаем. У нас был такой проект, назывался «Молодежная композиторская лаборатория». Интересно за ними наблюдать. Очень трепетно.

***

Организаторы фестиваля уже обсуждают со своими партерами новые проекты, которые, возможно, войдут в программу «Сезонов 2023». Как говорит главный дирижер и исполнительный директор фестиваля Сергей Шебалин, «Сибирские сезоны» традиционно  опираются на Сибирский федеральный округ, используя традиционнцю кооперацию с коллективами Москвы и Санкт-Петербурга. В этом году даже удалось включить в программу скрипача из Германии. В составлении программы «Сибирских сезонов 2022» участвовала Московская консерватория и представители сибирского региона — Губернаторский камерный хор филармонии Кузбасса.

— Программа нашего фестиваля отличается от программ московских или европейских фестивалей, — поясняет Сергей Шебалин. — Мы очень критично подходим к выбору произведений, смотрим, с чем уйдет наш слушатель, с каким сердцем, с какими мыслями. В этом отношении  современная музыка — да, она актуальна, она тоже несет вечные идеи, которые объединяют.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото Анны ПОЛОНОВОЙ

Ранее в «Новой Сибири»:

Хореография XX века в премьерной программе на сцене НОВАТа

Юрий Ащепков: Ave Maria, Регтайм и Забытая скрипка

 

 

 

 

 

 

Олег Габышев. Артист балета и «железный человек»

Заслуженный артист России, лауреат театральных премий «Золотая Маска» и «Золотой софит» Олег Габышев — один из ярчайших солистов Санкт-Петербургского академического театра балета Бориса Эйфмана. В труппе Эйфмана Олег с 2004 года, за время работы он исполнил главные партии в балетах «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Роден, ее вечный идол», «По ту сторону греха», «Чайковский. PRO et CONTRA», «Русский Гамлет», «Страсти по Мольеру, или Маска Дон Жуана» и в других постановках. Читать далее Олег Габышев. Артист балета и «железный человек»

Фестиваль «Один. Два. Три» возвращается с новой программой

Пятый Всероссийский фестиваль камерных спектаклей «Один. Два. Три», не дошедший до зрителей в марте этого года, возвращается с новой программой, дирекцией, экспертами и жюри. Пятый по счету смотр-конкурс сценических работ малого формата пройдет с 26 ноября по 4 декабря и представит в афише десять спектаклей из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска и Новосибирска.

Режиссер и актер Олег Липовецкий в спектакле «Жирная Люба» по мотивам своей повести

Фестиваль «Один. Два. Три» родился в 2012 году как публичный межрегиональный проект Новосибирского театрального института, ориентированный на студентов и профессиональных артистов. Затем форум камерных спектаклей сменил оператора, перейдя в ведомство «Первого театра». Новый оргкомитет модифицировал правила игры, отказавшись от студенческого контента, и решил позиционировать фестиваль не только как способ коммуникации между художником и зрителем, но и как повод для содержательного разговора. Апгрейд позволил «Один. Два. Три» серьезно набрать в масштабе и географии, не утратив тенденцию роста даже на фоне пандемии. Если зимой 2020-го на конкурс было прислано 170 заявок из 54 городов, то к пятому фестивальному витку оргкомитет подошел с 222 соискателями, из которых до финала должны были добраться 12 спектаклей. Однако нынешней весной показы были отменены, а сам фестиваль перенесен на конец года.

Спектакль-дуэт «Вишневые мартинсы» в исполнении актеров театра «Глобус» Никиты Сарычева и Руслана Вяткина

Актуальная страница фестиваля «Один. Два. Три» началась этой осенью. Организаторами форума после переноса на другие даты стали «Первый театр» и Министерство культуры Новосибирской области. Фестиваль пройдет в рамках национального проекта «Культура». Новый экспертный совет, составленный, как подчеркивают устроители, из специалистов в области театра, отобрал в программу обновленного смотра-конкурса 10 спектаклей разных форматов из четырех городов России.

«Камерный спектакль акцентирует внимание зрителя на актёрской игре за счёт малых форм и небольшого количества актёров. Практически в каждом городе есть свои камерные театры, о которых знают далеко не все. Цель нашего фестиваля – как раз познакомить с камерным театральным искусством Новосибирска и других городов-участников, — формулирует концепцию Пятого Всероссийского фестиваля «Один. Два. Три» директор смотра-конкурса Михаил Дробышев. — В программу вошли преимущественно местные театры, поэтому у зрителей будет возможность изучить репертуар камерных спектаклей Новосибирска. Также большая часть спектаклей направлена на подростковую аудиторию».

Дирекция фестиваля обещает, что «новосибирцы увидят спектакли разных форматов: от традиционного классического театра до моноспектакля». В афише есть авторские проекты, в которых известные актеры пробуют себя в драматургии и режиссуре, и истории, где популярное литературное произведение вместе с исполнителем подчинены воле профессионального постановщика, спектакли, посвященные особенностям подросткового возраста, и работы, позволяющие взрослым посмотреть на себя сквозь призму далекого прошлого, доросшие до широкого обобщения сюжеты и личные откровения, нравственные уроки и чистосердечные признания, путешествия вглубь самого себя и обратные попытки выбраться наружу. Билеты на большинство названий можно приобрести по программе «Пушкинская карта». Спектакли пройдут на площадках «Первого театра», «Красного факела», «Глобуса», Лаборатории современного искусства, Новосибирского драматического театра и Сибирского камерного театра «13 трамвай». Поскольку фестиваль построен как смотр-конкурс, вместе с обычными зрителями работы участников будет отсматривать профессиональное жюри. В состав судейской коллегии «Один. Два. Три» вошли проректор Новосибирского государственного театрального института Яна Глембоцкая, заведующая театральным музеем Новосибирского отделения Союза театральных деятелей Галина Журавлева и журналист Нина Пашкова.

Афиша V Всероссийский фестиваль камерных спектаклей «Один. Два. Три»

26 ноября в 15:00 (Театр «13 трамвай», ул. Д. Ковальчук 179/2)

Теперь ТЫ, Театр «13 трамвай»/ 12+, Новосибирск

Спектакль по пьесе шведского автора Андерса Дууса поставил режиссер Илья Боров. Двух старшеклассников выгнали с урока. Один – «гроза школы», крутой парень – заявил, что он лучше бога. Другая – интеллектуалка, продвинутая девчонка – ушла сама, не получив ответа на вопрос «Зачем нужен Бог?». Оказавшись вместе в коридоре, абсолютно разные подростки пытаются найти ответы на вечные и странные вопросы о мире, о боге, о себе и об одиночестве.

26 ноября в 19:00/ 27 ноября в 19:00 (Дом актёра, ул. Серебренниковская, 35)

Жирная Люба, Театральный «Проект 27»/ 12+, Санкт-Петербург

Спектакль по мотивам повести режиссёра Олега Липовецкого «Жизнь номер один». Есть темы, которые неизменно возникают на пути растущего человека. Почти каждый может вспомнить момент, когда впервые понял, что родители умрут. Каждому сложно вернуться в тот момент, когда ты совсем не понимаешь, что с тобой — в момент первой влюбленности. У каждого есть то, в чём стыдно признаваться. Именно эта сложность и подталкивает нас к такому эксперименту личного признания.

Сцена из спектакля «Похороните меня за плинтусом» Большого театра кукол, Санкт-Петербург

27 ноября в 15:00 и 19:00 (Первый театр, ул. Ленина, 24)

Похороните меня за плинтусом/18+, Большой театр кукол, Санкт-Петербург

Спектакль по мотивам романа Павла Санаева в режиссуре Романа Бокланова. Это история о детстве Саши Савельева, который живет с бабушкой и дедушкой в доме, полном тиранической любви и деспотизма. Моноспектакль о том, что можно иметь семью, но при этом быть одиноким. Главные герои – близкие родственники, воюющие друг с другом за право на любовь. Однако настоящую любовь не обрести таким путем. Есть проигравшая и победившая сторона. Любая победа является ложной, потому что победитель имеет свои потери.

27 ноября в 19:00 (Театр «Глобус», ул. Каменская, 1)

Вишнёвые мартинсы, Театр «Глобус»/18+, Новосибирск

Спектакль по пьесе Дэвида Гау, режиссёры — Никита Сарычев и Руслан Вяткин. Они должны были когда-нибудь встретиться. Скинхед, совершивший непоправимое, и адвокат-либерал. Эти двое вступят в идеологическую схватку. И для каждого встреча станет поворотной в судьбе. Кажется, перед нами старое голливудское кино, где добро обязательно побеждает зло. Но не спешите делать выводы. Авторский проект артистов Руслана Вяткина и Никиты Сарычева преподнесет немало сюрпризов.

28 ноября в 19:00 и 29 ноября в 19:00 (Первый театр, ул. Ленина, 24)

Лис Рeace/ 12+, Театральный «Проект 27»/ 12+, Санкт-Петербург

Спектакль режиссера Юлии Каландаришвили по пьесе Клавы Ильиной. Их было двое, но не двое. Они были одним. Без одного не могло быть другого и наоборот. И что бы ни случилось, они останутся единым целым. И лис, и мальчик нашли друг друга чтобы спасти. Мальчик, потерявший маму, спас лисёнка, семья которого только что погибла. Лисёнок, который нуждался в заботе, сохранил в мальчике способность любить. Несколько лет они жили вместе, узнавали друг друга и защищали от реального мира. Они не были хозяином и питомцем, они были друзьями.

1 декабря в 19:00 (Первый театр, ул. Ленина, 24)

Фраг/18+, Театр «Старый дом», Новосибирск

Спектакль, в котором известный новосибирский актер Анатолий Григорьев выступает также режиссером и драматургом. Вьетнамская война, разлетающиеся бомбы, распадающаяся на мелкие осколки американская культура 60-х, бесконечно дробящиеся музыкальные стили и расщепляющие психоделики, множество субличностей центрального героя, в образе которого нетрудно угадать черты нового Билли Милигана.

Спектакль «Фраг» и актеры новосибирского театра «Старый дом» Анатолий Григорьев и Виталий Саянок

2 декабря в 19:00 (Первый театр, ул. Ленина, 24)

Музыка ветра/16+, Моноспектакль, Омск

Спектакль по повести Татьяны Томах, режиссёрка — Полина Кардымон. Спектакль «Музыка ветра» затрагивает самые острые подростковые проблемы, которые часто не осознаются самими подростками, что уж говорить о взрослых. Как на нас повлиял развод родителей? Сохранили ли мы музыку, освещавшую наше детство? Верим ли мы и верны ли мы однажды явленному образу? На что готовы ради первой любви? Это „мы“ в спектакле воплощено одним человеком — Никой Мурашовой, ранимой девочкой, находящей в себе силы искать ответы.

3 декабря в 14:00 (КаФе «Красный факел», ул. Ленина, 19)

Чайка по имени Джонатан Ливингстон/16+, Актёрское товарищество «Понедельник», Новосибирск

Знаменитая повесть писателя Ричарда Баха, переведенная на 33 языка, будоражила молодые умы ушедшего века, но актуальна и сейчас. Ведь каждому рано или поздно предстоят поиски своего места в жизни, необходимость принятия решений, а, возможно, и осознание собственной уникальности. Среди тысяч чаек, которые заняты лишь борьбой за еду и власть, Джонатан кажется безумцем: его не интересуют ни пища, ни почёт. Больше всего на свете он любит летать. Любовь ведет Джона по тернистому пути, на котором он взлетает и падает, изучает себя и обучает других.

3 декабря в 15:00 и 18:00 (Первый театр, ул. Ленина, 24)

Аляска/12+, Театр «Снарк», г. Москва

Спектакль по книге Анны Вольтц в постановке Анны Морозовой. Семья Паркер отдает ее любимую собаку другим хозяевам из-за аллергии. Вскоре, Паркер узнает, что собака досталась ее врагу Свену, который выставил ее на посмешище в новой школе. Обидевшись, Паркер решает украсть Аляску. Но Свен болен эпилепсией, и собака ему необходима, Аляска проходит обучение и становится собакой-поводырем. Спектакль – сторителлинг об общении в подростковой среде и эмпатии, о том, что все мы друг для друга «инопланетяне» и в этом похожи, и о том, каково это – быть другим.

4 декабря в 15:00 (Лаборатория современного искусства, ул. Ленина, 15)

Ей/18+, Лаборатория совершенного искусства, Новосибирск

Спектакль-сторителлинг по пьесе актрисы Натальи Пьяновой, режиссёр — Ксения Войт. Спектакль «ЕЙ» — это повод для неудобного и важного разговора. Сказочная, но откровенная история о ребенке, который столкнулся с насилием. Тебе нужно это увидеть, если: ты, как и я, был ребенком; ты, как и я, любишь сказки; у тебя тоже есть воспоминания из детства, о которых ты не решаешься поговорить вслух; ты, как и я, собираешься стать взрослым.

Закрытие фестиваля и награждение победителей пройдет 4 декабря на сцене «Первого театра». В этот же вечер хозяева площадки представят вне конкурса спектакль-медитацию «Плотник» (16+). Разобрать шкаф или собрать себя по кусочкам? От энтропии к созиданию, простые действия с быстрым и видимым результатом. Построить дом, посадить дерево — стереотипно мужские задачи. Мы точно знаем, что Иисус и Иосиф были плотниками. Но в спектакле «Первого театра», поставленном режиссерами Ангелиной Миграновой и Родионом Собировым, дом строят женщины. Посмотреть постановку о тяжелом физическом труде — почти медитация, которая прочищает мозг и освобождает душу.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото из архива фестиваля «Один. Два. Три».

«Наталия Захарова. Творчество без границ». Ретроспектива работ новосибирского художника-модельера

В Центре культуры ЦК19 открывается выставка работ легендарного новосибирского художника-модельера Наталии Захаровой и ее учеников, в экспозиции представлено около 70 арт-объектов.

Принтскрин: РКР/ Новосибирская областная научная библиотека

После окончания Московского текстильного института в 1969 году Наталия Захарова стала ведущим модельером Новосибирского дома моделей, активно участвовала в конкурсах и показах. За время работы в НДМ ее коллекции были многократно отмечены профессиональными наградами, а модели демонстрировались во многих странах мира.

Много лет она преподает в Новосибирской архитектурно-художественной академии, а сегодня занимает должность доцента кафедры «Дизайн костюма и индустрия моды» в университете архитектуры, дизайна и искусств. Многие студенты Наталии Владимировны стали ведущими дизайнерами России и Европы, имеют собственные бренды и дома моды, сохранив искреннюю любовь к костюму и верность традиции.

«Когда я прихожу к студентам, я забываю, что вообще когда-то устаю. Когда они мне делают эскизы — выдают шедевры. Я всегда себе говорю: не пришла бы я — не было этой красоты. Ради этого стоит жить», — делится впечатлениями мастер.

На фото: образцы моделей (Каталог НДМ 1970-80е гг.).

В 1970-х годах костюм постепенно перестал быть обычным безликим  товаром, он становился произведением искусства — оригинальным и стильным: это была уже не просто дань моде, а потребность в более высокой эстетике одежды. В НДМ показы проводились по понедельникам и средам, билет стоили целых 5 рублей, но в зале на 70 мест люди часто даже стояли в проходах. В середине 1970-х показы стали проводить под живую музыку. К 40-летию организации, весной 1988 года в Картинной галере Новосибирска прошла выставка «От эскиза к модели», где помимо костюмов  были представлены и акварельные работы Захаровой.

Валентина Эдуардовна Грицюк (Фото А. Чемоданова и из архива М. Качана)

Наталия Захарова родилась в творческой семье — художник в третьем поколении. «В Дом моделей меня привел дед, Иван Иванович Тютиков — заслуженный художник России, к Валентине Эдуардовне Грицюк ученицей, — вспоминает модельер. — Огромная благодарность ей за то, что она отдавала мне свои знания!»

Вход на вернисаж свободный.

20 ноября ЦК19 приглашает на первую авторскую экскурсию (Свердлова, 13). 6+

 

 

Ранее в «Новой Сибири»:

«Красная сибирячка»: тернистый путь строительниц новой жизни от революции к красоте

Психомеханический формализм с человеческим лицом Сергея Беспамятных

 

Лирическая драма «Сын» обещает выплеснуть все потаенное

Новосибирский «Красный факел» выпускает первую премьеру 103-го театрального сезона: 26 ноября на большой сцене состоится показ лирической драмы «Сын». Пьесу французского драматурга Флориана Зеллера поставит петербургский режиссер Алексей Слюсарчук. В его интерпретации история сложных отношений внутри распавшейся семьи предстанет во всей своей простоте и сложности, однако спрятаться от своих страхов героям вряд ли удастся, как и услышать друг друга.

 

Французского писателя, драматурга, сценариста и режиссёра Флориана Зеллера называют «главным вундеркиндом начала нулевых», «большим мастером психологической манипуляции» и «самым ярким молодым драматургом нашего времени». Сначала свет увидели его романы, положившие в копилку тогда еще 22-летнего автора ряд престижных театральных премий вроде Hachette Foundation, крупнейшей французской издательской группы, и номинаций на Гонкуровскую премию. Затем театральный мир взорвали пьесы, ставшие популярными не только во Франции, но и далеко за ее пределами — в Америке, Великобритании, Израиле, Эстонии, Латвии, Японии, России и многих других странах. Окрыленный безоговорочным успехом, Зеллер взялся за киносценарии и смело сел в режиссерское кресло, создавая киноверсии своих же нашумевших текстов с мировыми звездами в главных ролях. В 2020 году состоялась премьера фильма Зеллера «Отец» с Энтони Хопкинсом, а вторая картина — «Сын» с Хью Джекманом — буквально с этого ноября начинает шествие по большим экранам. Оба произведения входят в семейную трилогию (третья пьеса предсказуемо называется «Мама») и привлекают режиссеров сочетанием парадоксальной структуры и многомерной реальности с предельной психологической конкретностью.

Самого же драматурга куда больше занимают проблемы современной дисфункциональной семьи, точнее кризиса традиционной семьи, не способной защитить себя под скальпелем новых вызовов времени. Чтобы писать книги, говорит Зеллер, нужны упорство (терпение), беспощадность (безжалостность) и умение страдать. Последним он щедро наделяет своих героев, пальпируя частную семейную историю и эффектно доращивая до клинической картины знаменитый чеховский парадокс «все внутри и ничего снаружи». Связи между поколениями больше не работают, любовь превращается в созависимость, ответственность оборачивается еще одной формой насилия, а расщепленное сознание одного становится тюрьмой и приговором для всех.

Русскоязычной публике драматургию Флориана Зеллера открыл Норильский Заполярный театр драмы: в 2019 году режиссер Анна Бабанова впервые в России поставила пьесу «Папа». Два года спустя, когда пьесы Зеллера разошлись по отечественным подмосткам, спектакль стал участником фестиваля «Ново-Сибирский транзит» и, быть может, вдохновил команду новосибирского «Красного факела» на свой творческий диалог с популярным драматургом. По версии театра, договоренность о постановке с санкт-петербургским режиссером Алексеем Слюсарчуком была достигнута довольно давно. Изначально предполагалось, что работа пойдет над американской классикой. Однако, столкнувшись с пьесами Флориана Зеллера, постановщик совместно с театром принял решение выбрать одну из них. И справедливо остановился на той, что новосибирская публика еще не видела.

Впрочем, знакомство с другими частями семейной трилогии внимательному зрителю не помешает. Зеллер не только активно использует прием повторения одной и то же сцены, которая от случая к случаю изменяется ровно настолько, чтобы реальность в глазах смотрящего окончательно смешалась в гомогенном коктейле с психозом и вымыслом, но и прорабатывает хитросплетенную систему сквозных персонажей. Имена и детали биографии, в отличие от бытовых маркеров, повторяются. Сын из одной пьесы вполне может быть ребенком семейной пары из других текстов, однако никаких точных указаний автор не дает, сознательно манипулируя параллелями и не позволяя сложить обломки жизней в единую сюжетную линию.

В интервью, предваряющем российское издание своей семейной трилогии, драматург определяет «Папу», «Маму» и «Сына» как «некие автобиографии жизней, которые я не прожил». А режиссер Алексей Слюсарчук справедливо видит в корпусе текстов Зеллера нечто большее, чем удачный набор сознательных приемов и абстрактных конструкций: «Про эти пьесы нельзя говорить “актуально” или “злободневно”, потому что это все про нас, какими мы всегда были и всегда будем, это про человеческую природу, не зависящую от национальности или еще какого-то признака».

Сюжет «Сына» начинается с развала семьи. Отец семнадцатилетнего главного героя уходит от его матери и забирает юношу к себе в новую семью. Развод родителей приводит сына-подростка к тяжелой депрессии и попыткам совершить самоубийство. Кризисное состояние тинэйджера, растерянность родителей, нелегкий выбор – все это, по словам режиссера спектакля, ему во многом знакомо. На кастинге Алексей Слюсарчук подробно разговаривал с каждым актером (в пьесе всего шесть действующих персонажей, из них центральных – четыре) и предлагал пройти некое «психологическое собеседование». Роль, собственно, сына – Николя – досталась влившемуся в этом сезоне в труппу «Красного факела» Ростиславу Самусеву. Именно его портрет украшает черно-белую афишу спектакля, созданную художницей Ольгой Фарафоновой и дизайнером Анной Мезевой.

Плакат повторяет эскизы сценографии спектакля, которая сочленяет в графичном диахроме советский кинореализм 70-х, французскую «новую волну» и «невозможные» картины нидерландского художника Маурица Эшера. В безумстве тонких черно-белых линий легко угадываются очертания знакомых предметов, однако хаотическое мерцание лишь множит иллюзии. Логика пространства и мыслей становится «все страньше и страньше», связь с реальностью растворяется и почти исчезает, — и на этом крючке держатся все перипетии захватывающего сюжета. «Мы прочитали пьесу “Сын” и оказалось, что в ней все очень просто. То есть, сложно, конечно, но сложно, как в жизни, – рассуждает Алексей Слюсарчук. – В нашей реальной жизни, правда, мы умудряемся спрятаться от собственных страхов. Здесь же все потаенное выплеснуто».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото предоставлено пресс-службой театра «Красный факел».

Первый фестиваль бит-культуры offBEAT открылся в Новосибирске

offBEAT — это креативный проект команды студентов-журналистов из НГУ .sda (squirrel design agency) и центром гуманитарного образования «Открытая кафедра», посвященный «разбитому» поколению — эпохе битников и американской контркультуре 50–60-х годов прошлого века. С 18 по 26 ноября фестиваль совместит оффлайн и диджитал, образование и развлечение, чтобы интересно и с большой любовью поговорить о феномене битничества, главных героях бит-поколения и их влиянии на искусство, культуру и политику.

В программе фестиваля — лекции о литературе, музыке и кино, мастер-классы, кинопросмотры, перформанс и вечеринка в стиле 60-х. Фестиваль откроется 18 ноября в книжном магазине-клубе  «Перемен» лекцией специалиста по бит-культуре — поэта, переводчика и издателя Андрея Щетникова, на следующий день поэт и филолог Иван Полторацкий здесь же проведет мастер-класс по методу «нарезок». В дальнейшем на разных площадках пройдут: перформанс по поэме «Вопль» Аллена Гинзберга, онлайн-просмотры фильмов Йонаса Мекаса, кинопоказ и обсуждение «Теней» Джона Кассаветиса.

Завершит фестиваль вечеринка BEAT-party — «с погружением в эпоху» — в программе лекция о музыке, живые выступления и поэтические чтения. Кроме того, организаторы обещают опубликовать мультимедийный лонгрид и подкаст. Все мероприятия, кроме перформанса и вечеринки, бесплатные по предварительной регистрации. Ссылки на регистрацию можно найти в телеграм-канале фестиваля (https://t.me/offbeatsda).

 

СОБЫТИЯ ФЕСТИВАЛЯ

18.11. Лекция поэта, переводчика и издателя Андрея Щетникова «Битники и их эпоха».

Гуманитарный «Перемен» на Спартака, 12. Начало — 18:30.

19.11. Мастер-класс по cut-up методу (методу «нарезок») от поэта, филолога Ивана Полторацкого.

Гуманитарный «Перемен» на Спартака, 12. Начало — 18:00.

21.11. Перформанс по поэме «Вопль» Аллена Гинзберга. Режиссер — Марк Табачков, сценография — Савелий Корсаков, при участии студентов 2 курса НГТИ (мастерская С. Н. Афанасьева) и актеров НГДТ под руководством С. Афанасьева.

Подземка, Красный проспект, 161. Начало — 19:00.

23.11. Онлайн-просмотр 3 и 4 частей фильма Йонаса Мекаса «Потери, потери, потери» (1976). О режиссере, фильме и нью-йоркском киноавангарде расскажет поэт и историк Анастасия Ануфриева. Начало — 20:00.

24.11. Кинопоказ. Смотрим «Тени» Джона Кассаветиса (1959) и говорим о кино эпохи битников с кинокритиком и киноведом Алексеем Кожемякиным. «Крыша», Нарымская, 25. Начало — 18:00.

25.11. Лекция кандидата филологических наук Натальи Ласкиной «Битники против цензоров».

Гуманитарный «Перемен» на Спартака, 12. Начало — 18:30.

26.11.BEAT-party. Вечеринка-закрытие фестиваля с погружением в эпоху. В программе — лекция о музыке от критика и журналиста Александра Морсина, джаз, рок, поэзия битников.

КПП, Ленина, 21. Начало — 18:30

18+

Ранее в «Новой Сибири»:

В Новосибирске открыли надземный переход на Михайловскую набережную