«Музыка для нас»: рождественский раритет для слушателей и исполнителей

Камерный ансамбль «Музыка для нас» под руководством Натальи Жук на своих концертных выступлениях не только делится с новосибирскими слушателями известными сочинениями, но и изумительными находками в профессиональной трактовке старинной музыки. 15 января в НОВАТе состоялся уникальный спектакль-концерт, на котором впервые в России была исполнена «Рождественская кантата» итальянского композитора эпохи барокко Алессандро Страделлы.

Читать далее «Музыка для нас»: рождественский раритет для слушателей и исполнителей

Камерный оркестр новосибирской филармонии впервые посетит с гастролями Дубай

Камерный оркестр новосибирской филармонии в мае 2022 года впервые посетит с гастролями Объединенные арабские эмираты. В Дубае оркестр примет участие в международном музыкальном фестивале InClassica.

Фото: Новосибирская государственная филармония

Как сообщили ТАСС в пресс-службе филармонии, с 7 по 22 мая Филармонический камерный оркестр примет участие в известном в мире фестивале In Classica International Music Festival с десятью концертами.

Концерты пройдут на двух площадках — в Дубайской опере и в многофункциональной Coca-Сola Arena. Как уточнили в пресс-службе, в программе выступлений будут преимущественно классические произведения. Оркестр выступит с известными музыкантами — скрипачом Сергеем Догадиным, сотрудничавшим с лондонским Королевским филармоническим оркестром (скрипка), виолончелистами, лауреатами многих престижных конкурсов Алисой Маргулис и Александром Рудиным, а также итальянским пианистом Александром Гаджиевым, в 2021 году ставшим призером Международного конкурса молодых пианистов имени Шопена.

Филармонический камерный оркестр, в составе которого 22 музыканта, — один из самых популярных струнных коллективов Новосибирска, известен своей скрипичной школой (родом из Новосибирска такие музыканты как лауреат премии «Грэмми» Максим Венгеров и Вадим Репин, победитель конкурса академических музыкантов им. королевы Елизаветы). По словам управляющей коллективом Алены Болквадзе, в последнее десятилетие оркестр является единственным региональным коллективом, который регулярно выезжает за рубеж с гастрольной программой.

Международный музыкальный фестиваль InClassica организуется Европейским фондом поддержки культуры (EUFSC). С 2011 года фестиваль проходил на Мальте, однако в 2021 году из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, впервые был перенесен в Дубай. Фестиваль традиционно собирает звезд мировой академической музыки, среди которых скрипачи Максим Венгеров, Даниэль Хоуп, Сергей Хачатрян, пианист Денис Мацуев и другие. В 2021 году концерты посетили около 90 тыс. зрителей.

Ранее в «Новой Сибири»:

Музыка из Германии: искусство учить удивляться и поражаться

 

В Новосибирской филармонии пройдет Парад духовых оркестров

26 января Новосибирская филармония присоединится к Международному музыкальному фестивалю Валерия Халилова – уникальному творческому проекту, созданному в знак глубокого уважения и памяти о выдающемся деятеле отечественной военной музыки современной России, народном артисте России генерал-лейтенанте Валерии Халилове, трагически погибшем вместе с коллективом Академического ансамбля песни и пляски имени Александрова в 2016 году в авиакатастрофе.

Фото: II Международный музыкальный фестиваль имени В. Халилова

В рамках II Международного фестиваля, организованного при поддержке министерства культуры региона, в Государственном концертном зале имени А.М. Каца пройдет Парад духовых оркестров. В параде примут участие Концертный духовой оркестр Новосибирской филармонии, Новосибирский городской духовой оркестр, Военный оркестр штаба Сибирского округа войск национальной гвардии Российской Федерации, Концертный оркестр духовых инструментов Новосибирского музыкального колледжа имени А.Ф. Мурова.

Концертный Парад продемонстрирует широкие творческие возможности духовых оркестров: лучшие оркестры Новосибирска представят музыку не только военную и патриотическую, но и танцевальную, лирическую, и даже симфоническую классику. Выступление лучших оркестров города дополнят номера вокального репертуара.

В этом году фестиваль Валерия Халилова расширяет географию и количество участников. В цикл региональных концертов вошли более 30 мероприятий на лучших площадках страны с участием военных, гражданских, духовых и симфонических оркестров, хоров, ансамблей песни и пляски, детских и молодежных музыкальных коллективов, сольных исполнителей (в общей сложности не менее 2 000 музыкантов, включая зарубежные коллективы из Белоруссии, Абхазии, Узбекистана и Японии). Торжественное открытие фестиваля прошло 17 января на исторической сцене Большого театра России при участии Ансамбля им. А.В. Александрова.

В 2022-м году Валерий Халилов отметил бы 70-летний юбилей. В одном из интервью он сказал: «К личной славе не стремлюсь. Для меня важно, чтобы соотечественники знали духовую музыку, слушали ее и любили».

Большинство концертов, проводимых в рамках II Фестиваля, будут транслироваться онлайн на интернет-порталах.

Ранее в «Новой Сибири»:

Новосибирская филармония открывает 85-й сезон

 

В Новосибирске начали бесплатно учить сценаристов

В столице Сибири стартовал бесплатный курс обучения сценарному мастерству «Вечные сюжеты», вести который будут кураторы и эксперты из Новосибирска и Москвы: Алексей Козаков, Артем Свиряков, Айдар Акманов, Артем Находкин и Илья Музыко. Серия мастер-классов и встреч по созданию сценариев короткометражного кино рассчитана на три месяца. Мероприятия организованы Центром «Культурный город» и продюсерским центром «Сибирь фильм», при поддержке Министерства культуры Новосибирской области и Центра культуры и отдыха «Победа».

Кураторы сценарного курса «Вечные сюжеты» сценарист Алексей Козаков и продюсер Артем Свиряков

«Мы давно говорим про новые культурные и экономические реалии жизни – креативные индустрии, — подчеркивает заместитель министра культуры Новосибирской области Григорий Милогулов. — Новосибирская область – один из лидеров креативной экономики в России. В это понятие входит много направлений, в том числе – кино. У нашего региона большие традиции в области документального кинематографа, что касается художественного – очевиден потенциал его развития.  Работа, проводимая и министерством культуры Новосибирской области, и Центром «Культурный город» в этом направлении, показала, что есть большой запрос на обмен опытом в этой сфере и обучающие программы».

Набор на курс «Вечные сюжеты» проходил на конкурсной основе. С декабря по январь пришло 114 заявок, из которых было отобрано 81 человек на обучение. 30 потенциальных сценаристов будут работать непосредственно с преподавателями и посещать лекции, 51 соискатель – получит доступ к лекциям и материалам.

Артем Свиряков, автор проекта и продюсер: «Прошло 4 месяца с Первого новосибирского кинофорума, на котором мы обсудили проблемы киноиндустрии в Новосибирске, — рассказывает автор проекта и продюсер Артем Свиряков. — Одной из самых важных была названа подготовка сценаристов в городе. Пришла пора сделать следующий шаг. И мы запускаем серию обучающих мастер-классов для начинающих сценаристов в сфере игрового кино. Команда опытных практиков сценарного мастерства поможет вам пройти весь путь – от идеи до презентации на питчинге».

За время обучения участники курса пройдут весь путь от идеи до создания сценария для короткометражного кино. Все сценарии примут участие в финальном питчинге, с целью последующей экранизации. Обучение затронет как азы драматургии, так   профессиональные аспекты. Поэтому для обучения выбраны вечные сюжеты – начиная с библейских мотивов, мифов, сказок. На их основе участники разовьют авторские сюжеты, вложат свои смыслы и ценности и создадут актуальные современные сценарии для короткометражного кино.

Премьеры в независимых театрах Новосибирска: апокалипсис, роботы и немного грусти

Новый год начался с премьерных активностей не только в государственных, но и в независимых театрах Новосибирска. Команды, существующие без пролонгированной финансовой поддержки как свободные театральные инициативы, охотно идут на эксперимент и преодолевают нестандартными проектами инерцию работы традиционным способом.

Сцена из спектакля «Роботы» Лаборатории современного искусства

Лаборатория современного искусства, до сентября прошлого года известная как Мастерская Крикливого и Панькова, покажет первую премьеру 16 января. Резиденты Полина Кардымон, Алина Юсупова, Стас Скакунов, Вова Бочаров выступят авторами спектакля «Роботы» по текстам Федора Сваровского, одного из известных авторов XXI века и гуру так называемой «подрифмованной прозы».

Проект «Роботы» вырос из эскиза, который был показан в ноябре во время лаборатории инклюзивного театра, прошедшей при поддержке Министерства культуры Новосибирской области и Центра творческих проектов «Инклюзион» (Москва). «Четыре года я отказывалась работать в инклюзивных проектах, потому что не могла найти в себе сил для того, чтобы понять другой способ коммуникации, — признается режиссер Полина Кардымон. — Но все, что меня пугало, я сама себе придумала, а сейчас на репетициях я чувствую себя свободной и счастливой. Мне кажется, что это единственное время, когда я могу дурачиться и делать все, что угодно, — я вдруг оказалась там, где мне нужно. Было бы классно, если бы в любой среде человек мог почувствовать себя ребенком и не переживать по поводу того, что о нем думают. На Луне кратеры называются морями, там есть море радости, море дождей, море спокойствия, и вот репетиции “Роботов” для меня — это море спокойствия и море радости».

Стихотворения Сваровского, выбранные авторами спектакля, — это тексты о космосе, о роботах и о будущем, каким оно представлялось двадцать лет назад, когда тексты были написаны. Роботы в них внимательно относятся к тому, что их окружает, и это органично актерам с особенными потребностями, которые становятся такими точно и тонко чувствующими роботами в спектакле. «Много лет назад, еще до поступления в театральный институт, я мечтала поставить спектакль по текстам Сваровского, но не находила возможности, потому что его стихотворения достаточно простые и наивные, и я не понимала, каким должен быть спектакль, в котором они могли бы прозвучать, — резюмирует резидент Лаборатории современного искусства Полина Кардымон. — А когда случилась лаборатория с ребятами с особенными потребностями, все встало на свои места, потому что эта простота созвучна их органике, их речи, их пластике. Ребятам близки роботы Сваровского, потому что у них, так же как у его роботов, свои способы восприятия, считывания информации, запоминания, коммуникации, но при этом они эмпатичны, внимательны, они всегда точно чувствуют, в каком настроении другой человек».

Работа над «Роботами», как утверждает команда, ведется горизонтально: все авторы спектакля в равной степени включаются в процесс. Актер Стас Скакунов разбирает с участниками тексты, актриса Алина Юсупова помогает выстроить хореографию, композитор Владимир Бочаров сочиняет музыку и обсуждает с ребятами, как их сцена могла бы звучать. «Мы делаем спектакль про будущее, но, по сути, будущее уже наступило, — рассказывает режиссер и автор спектакля Полина Кардымон. — Мы можем работать с особенными актерами, создавать большие спектакли, а кроме этого, они учатся, занимаются спортом, путешествуют, у них интересная насыщенная жизнь».

Сцена из спектакля «Роботы» Лаборатории современного искусства

В театральном пространстве «Арт-усадьба» 27 января пройдет премьера литературного монопроекта «Вся жизнь впереди», точкой отсчета для которого послужит одноименный роман французского писателя и дважды лауреата Гонкуровской премии Ромена Гари. В спектакле рассказывается история арабского мальчика-сироты, воспитывающегося в домашнем приюте старой еврейки, пережившей Освенцим. Проект создан в жанре монолога и, как утверждают анонсы, по всем законам художественного слова. Автором идеи и исполнителем выступает актриса Дарья Зырянова, хорошо известная зрителям по первому составу театра-студии «Первый театр».

Для Сибирского камерного театра «13 трамвай», обосновавшегося на новой площадке в Доме актера, первым премьерным спектаклем 2022 года станет «Апокалипсис приходит в 6 вечера» болгарского поэта, прозаика и драматурга Георги Господинова. Первые показы запланированы в театре на конец февраля. Режиссером спектакля станет выпускница НГТИ Дарья Догадова, уже работавшая с труппой над спектаклем «Город без любви».

Пьесе «Апокалипсис приходит в шесть вечера», написанной одним из самых востребованных современных литераторов Болгарии, присуща фрагментарность, острая художественно-документальная современность в «тарантиновском стиле» и едва уловимая мягкая грусть, в которой, по мнению автора, собраны «трагедия и комедия нашей жизни». «В различные периоды своей жизни человек воспринимает различным способом то, что совершает, ‒ говорит Георгий Господинов. — Иногда, ты проходишь через период, в котором хочешь над всем посмеяться, все пародировать. Думаю, сейчас я нахожусь на том этапе своей жизни, когда я хочу понять через что проходят люди, и если я могу, то утешить их. Есть много грусти, которую я могу описать. Однако она не обязательно является чем-то плохим, она заставляет тебя продолжить идти вперед».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото Яны Пацай, предоставлено Лабораторией современного искусства

Главные премьеры Новосибирска II: музыкальные тайны и некукольные страсти

На повестке театральных ньюсмейкеров — верстка планов на вторую половину творческого сезона. Самое большое количество свежих названий ожидает поклонников драматических команд, однако не остановятся в освоении нового материала и труппы, отвечающие за другие жанрово-видовые горизонты. Мюзиклы с зажигательными джазовыми ритмами, балеты с чувством юмора и нешуточные ирландские страсти закипят с февраля и не остынут до конца весны.

В Новосибирском областном театре кукол ожидается премьера спектакля «Королева красоты из Линейна». Пьесу Мартина Макдонаха интерпретирует режиссер Эльмира Куриленко, яркие образы персонажей создает художник Александра Павлова, а перевод выполнила проректор НГТИ Яна Глембоцкая. Для театра кукол – это первая встреча с драматургией ирландского мастера беспощадно правдивого сюжета. Режиссер же уже выпускала спектакль по пьесе Макдонаха в Учебном театра Новосибирского театрального института, но 4 февраля представит новую трактовку страшной борьбы за счастье авторитарной старухи-матери и ее несчастной одинокой дочери.

Режиссерский прием, на котором строится спектакль, Эльмира Куриленко определяет как «все играют всех или все играют одного» и подчеркивает, что такой подход позволяет символически отобразить глубину и содержательность внутреннего мира одного человека и вместе с тем отражает множественные миры искаженного сознания главной героини. Отсюда и жанровое определение «Королевы красоты» ‒ split-драма-фарс, в котором изначально заключено расстройство множественности личности, служащее неверным фокусом построения повествования.

«Королева красоты из Линейна» ‒ логичное продолжение разговора о семейных отношениях, начатый в Новосибирском театре кукол спектаклем Эльмиры Куриленко «Похороните меня за плинтусом». Однако в случае сюжета Макдонаха действие происходит в ирландской деревушке, а абьюзивные отношения становятся обоюдоострым оружием в руках воюющих на одной кухне сторон. «Противостояние двух женщин в пьесе мы показываем, как символ, свойственного человеку эгоизма в отношениях с близкими, ‒ рассказывает режиссер спектакля Эльмира Куриленко. — Каждый хочет построить свое счастье. Мать хочет удержать дочь подле себя любой ценой в страхе перед одиночеством в доме престарелых, а дочь хочет построить свою семью, успев “запрыгнуть в последний вагон” своего женского счастья. Чем закончится такой “любовный треугольник”? Какова судьба влюбленных, расстававшихся на 20 лет? Что будет делать “третий лишний”? Кто он? Или она? И мать хочет быть счастливой, и дочь хочет быть счастливой, и её возлюбленный хочет быть счастливым. Это история в том, что в погоне за собственным счастьем, в плену своего эгоизма, мы можем разрушить не только счастье родной тебе души, но и, заигравшись, уничтожить собственную жизнь».

Новосибирский театр оперы и балета, посвятивший первую половину зимы камерным операм, в начале нового года сделает ставку на балет. И об этом в последние дни не слышал разве что ленивый: как в региональных, так и в федеральных СМИ прошла информация о том, что в апреле 2022 года запланирована премьера балета Родиона Щедрина «Конек-Горбунок» в постановке Владимира Кехмана. По данным из открытых источников, одиозный худрук (для НОВАТа с формальной приставкой «экс) видоизменит постановку Михаила Мессерера, выпущенную в сентябре в Михайловском театре, а заодно и подтвердит делом полученный полгода назад в ГИТИСе документ о получении профессиональной квалификации «преподавателя творческих дисциплин в высшей школе и режиссера музыкального театра».

Однако никакие планы в этом мире не вечны – апрель покажет чей «Конек-Горбунок» в итоге выйдет на сцену бывшего «Сибирского Колизея», пока же в горячем репетиционном режиме НОВАТа находится другой спектакль. 11 и 12 февраля на большой сцене театра состоятся премьерные показы балета «Тщетная предосторожность» на музыку Фердинанда Герольда. Это один из старейших балетов классического наследия, впервые созданный ещё в конце XVIII-го века и до сих пор исполняемый на ведущих сценах мира. У «Тщетной предосторожности» ироничный характер, пара названий, как минимум, три музыкальные версии и множество хореографических интерпретаций. В Новосибирске будет представлена одна из самых ярких пластических версий 1960 года за авторством легендарного британского хореографа, одного из основателей английского балета сэра Фредерика Аштона. Как полагает балетная дирекция НОВАТа, «Тщетная предосторожность» станет для артистов труппы отличной возможностью показать техническое мастерство и актерский потенциал, однако в премьерных показах спектакля будут по традиции заняты и приглашенные артисты: народный артист России Николай Цискаридзе исполнит партию вдовы Симоны, партию Лизы представит звезда мировой сцена Анжелина Воронцова, а партию Колена танцует солист Михайловского театра Никита Четвериков.

Композитор Владимир Баскин на премьере мюзикла «Великий Гэтсби» в театре «Мюзик-холл» (Санкт-Петербург).

В марте свою лепту в парад премьер внесет Новосибирский музыкальный театр. Команда экс-музкомедии представит на суд зрителей мюзикл Владимира Баскина «Великий Гэтсби» по мотивам романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда. Постановку спектакля осуществит режиссер из Санкт-Петербурга Наталья Индейкина. Она известна не только как опытный постановщик музыкальных спектаклей, но и как актриса театра и кино. В контексте «Великого Гэтсби» Наталья выступит также как либреттист. Мюзикл станет ее дебютной работой на сцене НМТ, в то время как другие члены творческой команды уже неоднократно сотрудничали с труппой ‒ поэт Константин Рубинский, художник Елена Вершинина и хореограф Татьяна Безменова. Для Владимира Баскина «Великий Гэтсби» станет седьмым произведением, принятым к постановке в Новосибирске.

Мюзикл по знаменитому роману написан в 2018 году и тогда же впервые представлен на сцене Санкт-Петербургского театра «Мюзик-холл». В основе сюжета спектакля лежит история любви Джея Гэтсби, человека неукротимой жизненной энергии, к очаровательной Дэйзи Бьюкенен, девушке из высшего общества. Ради того, чтобы быть с любимой, честолюбивый главный герой добивается необыкновенного финансового успеха и популярности в обществе. Но Дэйзи выбирает другого, и Гэтсби в погоне за миражом проигрывает суровому материальному миру, а непредсказуемый фатум приводит к трагическому финалу.

История американской мечты и ее краха, гремучая смесь элегантного стиля «богатых и знаменитых» и «ревущих двадцатых», бунтарская и свободолюбивая «эпоха джаза» и воплощенный рок. «Для меня работа была очень сложной, думаю, самой сложной на сегодняшний день, — признается петербургский композитор Владимир Баскин. — Чем больше я работал над материалом, тем больше понимал, что в этом романе спрятана какая-то невероятно притягательная тайна. Именно она заставляет миллионы почитателей этого произведения уже почти век обсуждать и обожать героев повествования. Музыкальный язык в этом мюзикле очень непростой. С одной стороны, я старался отразить стиль ар-деко и эпоху джаза. С другой, хотелось приблизить это время к современности: ведь главные темы крайне актуальны для нас именно сейчас ‒ любовь и одиночество, настоящие и мнимые ценности, гибель идеалов и надежд».

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь»

Фото предоставлено Новосибирским областным театром кукол и Санкт-Петербургским театром «Мюзик-холл»

Главные премьеры Новосибирска: от классической комедии до медитации на женский труд

Отыграв новогодние представления и спектакли, новосибирские театры приступили к работе над новыми проектами. В замыслах на вторую половину сезона как ожидаемые, так и неожиданные премьерные названия для взрослого и детского репертуара. И если в одних творческих коллективах планы до июня уже сверстаны, то в других ‒ в публичную плоскость вынесены только ближайшие события. В любом случае скучать новосибирскому зрителю совершенно точно не придется.

Режиссер Дмитрий Егоров представляет художественную концепцию спектакля «Свадьба Кречинского»

Театр «Красный факел» приступил к работе над главной премьерой второй половины сезона еще в декабре. Запуск нового спектакля возглавил петербургский режиссер Дмитрий Егоров. В сентябре 2020 года он выпустил на большой сцене новосибирского театра сатиру «Дело» по пьесе Александра Сухово-Кобылина, уже побывавшую на фестивале «Реальный театр» в Екатеринбурге и завоевавшую несколько премий профессионального конкурса «Парадиз». 26 марта 2022 года придет очередь комедии «Свадьба Кречинского». В пьесе действуют знакомые зрителям персонажи и рассказывается, правда, в ином жанровом ключе предыстория трагедии семьи Муромских, для которых встреча с брачным аферистом обернулась смертельной схваткой с бюрократической машиной.

«Мы постараемся, чтобы было смешно, – пообещал Дмитрий Егоров, представляя спектакль на техническом совете. – Мне важно, чтобы трилогия совершала некий жанровый маршрут, и “Свадьба Кречинского” будет таким классическим водевилем». Собственно, финальный спектакль триптиха будет выпущен той же командой в следующем сезоне. Завершит цикл по Сухово-Кобылину фарс «Смерть Тарелкина». Таким образом в афише «Красного факела» впервые будут представлены все части знаменитой драматургической трилогии, которые автор объединил в единое художественное полотно под названием «Картины прошедшего», а режиссер Дмитрий Егоров поместил в пространство, не знающее временных границ.

Труппа Новосибирского драматического театра «Старый дом»

«Старый дом» наметил первую премьеру года на апрель. Буквально на днях в Новосибирск для знакомства с труппой приехал режиссер Евгений Маленчев. Театралам города выпускник Ярославского театрального института знаком по своей работе в «Глобусе» (спектакль «Всем кого касается»), однако тандем со «Старым домом» ‒ совсем другая история, хоть и с проверенной в молодежном театре командой.

В рамках камерного пространства «Старого дома» выбор режиссера пал на «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана. Спектакль под таким названием уже шел в репертуаре театра много лет назад с народными артистами России Халидой Ивановой и Анатолием Узденским в главных ролях, — и это была первая российская постановка текста Бергмана, осуществленная Александром Нордштремом. Сейчас в театре началась работа над новой художественной концепцией для известного как по кинематографу, так и по драматическим подмосткам произведения. Публику ждет свежий перевод, смена названия и, конечно, новый актерский состав.

«Сцены из супружеской жизни» ‒ это своего рода азбука семейных отношений, где каждая глава представляет собой фрагмент двадцатилетней совместной жизни Марианны и Йохана. Внешне благополучный брак, «витринная семья» и миллион приведших к краху мелких трещин. По признанию Ингмара Бергмана, для написания этого сценария ему потребовалось три месяца и опыт почти всей его жизни, что с лихвой окупил колоссальный успех произведения.

Отпраздновавший недавно 13-летие «Первый театр» пополнит репертуар в конце февраля. Режиссеры Ангелина Мигранова и Родион Сабиров поставят спектакль «Плотник» по одноименной пьесе Лидии Головановой. Текст вошел в шорт-лист фестиваля молодой драматургии «Любимовка 2021».

«Жизнь сама подталкивает к темам, например, пьеса «Плотник» биографична, — отметила драматург в одном из интервью. — В определённых жизненных ситуациях понимаешь, что они могут стать потенциальным материалом для драматургии. Текст приходит сам, я очень редко что-то «вымучиваю». Как правило, тема сразу в тебя попадает, понимаешь, что не можешь не написать про неё».

«Построить дом, посадить дерево — стереотипно мужские задачи, — утверждается в анонсе спектакля. — Мы точно знаем, что Иисус и Иосиф были плотниками. Но в спектакле «Первого театра» дом строят женщины. Посмотреть постановку о тяжелом физическом труде — почти медитация, которая прочищает мозг и освобождает душу».

В театре «Глобус» репертуарные реновации пройдут под знаком «Великана Бобов» — кросскультурного проекта, направленного на исследование творчества Даниила Хармса сквозь призму его личности. Премьера комедии для детей с возрастным ограничением «6+» назначена на 23 марта. Режиссером выступит сибирячка Полина Кардымон, а драматургом москвич Егор Зайцев. Творческая группа «Великана Бобов» ставит перед собой задачу объединения взрослого и детского Хармса в одном спектакле, а также органичное сосуществование философии абсурда со стихией чистого смеха. Название спектакля повторяет один из любимых псевдонимов поэта, а художественное время захватывает одну неделю жизни легендарного литератора. Роль Хармса исполнят семь актеров, каждому из которому в этой истории достанется свой день.

Новосибирский драматический театр под руководством Сергея Афанасьева обещает порадовать зрителей двумя премьерами. В феврале художественный руководитель коллектива представит «Восемь любящих женщин» Робера Тома, причем спектакль получит сразу два сценических воплощения – со студентами НГТИ и профессиональными артистами труппы. А в апреле Петр Владимиров выпустит «Затейника» по одноименной драме Виктора Розова. Пьеса классика советской драматургии станет выпускным дипломным спектаклем для известного новосибирского актера, получающего сейчас режиссерское образование.

Юлия ЩЕТКОВА, «Новая Сибирь».

Фото предоставлены театрами «Глобус», «Красный факел» и «Старый дом»

В классической постановке «Паяцев» НОВАТа зазвучат новые голоса

Совсем недавно в Новосибирске заговорили об успешных дебютах в ведущих партиях молодых артистов балетной труппы НОВАТа, а сейчас к покорению новых творческих высот готовятся восходящие звезды оперы.

Целая россыпь многообещающих дебютов ожидает зрителей 19 января в опере Руджеро Леонкавалло «Паяцы». Элегантная классическая постановка опытного мастера режиссуры Иркина Габитова, полюбившаяся зрителям, открывает ценителям оперного искусства новые имена талантливых вокалистов.

Фото: Алексей Цилер

В спектакле под управлением дирижера Михаила Татарникова зрителей ждет встреча с новыми исполнителями главных партий: второй раз трагического персонажа Канио представит лауреат и дипломант всероссийских и лауреат международных конкурсов Михаил Пирогов. Свидетели его дебюта в этой знаменитой партии высоко оценили красоту голоса, благородную, мужественную манеру, — невероятно искренне и проникновенно в исполнении Михаила прозвучала знаменитая ария «Vesti la giubba».

Чувственный, богатый голос и вокальное мастерство, незаурядное актерское дарование, внешность голливудской дивы — все эти качества молодой солистки театра Софии Бачаевой принесли ей любовь зрителей и признание специалистов: сейчас певица готовит партию Недды и, конечно же, ее новая сценическая работа обещает быть интересной и яркой.

Лауреат всероссийского и международных конкурсов, лауреат Национальных оперных премий «Онегин» Гурий Гурьев впервые будет петь Тонио/Таддео. Партия требует от исполнителя мастерской актерской игры, правдивости чувств, эмоциональной глубины, тонкой вокальной работы,  поэтому будет очень интересно увидеть в этой роли молодого и весьма перспективного певца.

В этом году в оперную труппу НОВАТа пришел тенор Андрей Денисов, теперь он дебютирует в партии Беппо (Арлекина).

Фото: Алексей Цилер

«Паяцы» вернулись на сцену новосибирского театра оперы и балета весной 2017 года, музыкальным руководителем оперной постановки выступил успешный молодой дирижер Валентин Урюпин, а режиссером-постановщиком спектакля стал заслуженный деятель искусств России Иркин Габитов — опытный мастер, режиссер Мариинского театра Санкт-Петербурга, ранее поставивший не один спектакль на новосибирской оперной сцене.

— В «Паяцах» средствами музыки показаны вечные темы любви, страсти, ревности, — объясняет вечную популярность оперы режиссер-постановщик. — Они вечны, съезжались ли на маленькую центральную площадь европейского городка ее участники на лошадях, осликах, или — как сейчас — на мопедах, мотоциклах и автомобилях, а любят, ревнуют, как раньше, даже спрятавшись за своими гаджетами...

Ранее в «Новой Сибири»:

Дебютанты НОВАТА перешли на ведущие балетные партии

 

Ведущий солист НОВАТа Роман Полковников вернулся в балетную труппу

С ведущим солистом новосибирского театра оперы и балета Романом Полковниковым подписан договор — он снова будет выступать в составе балетной труппы НОВАТа.

Фото: страница «ВКонтакте» сообщества «Роман Полковников — ведущий солист НОВАТ»

10 января он вернулся на работу в Новосибирский театр оперы и балета спустя два с половиной месяца после того как неожиданно написал заявление об уходе накануне премьеры балета «Собор Парижской Богоматери», в котором артист должен был исполнить главную партию.

Возращение артиста приветствовали художественный руководитель НОВАТа Дмитрий Юровский, генеральный директор Ара Карапетян и руководитель балетной труппы Леонид Сарафанов, назвавший в беседе с «Континентом Сибирь» возвращение артиста «замечательным событием».

Сам Роман, как обычно, был краток, сказав, что он не большой любитель говорить, что он солист балета и привык танцевать, а не произносить речи.

— Хочу поблагодарить всех, кто в это время меня морально поддержал. Активно репетирую и приглашаю всех 21 января на «Баядерку» в которой я выйду на родную для меня сцену и, надеюсь, порадую своих зрителей. Еще раз спасибо всем!

После исполнения партии Солора в балете «Баядерка», Полковников 27 января в дуэте с Анжелиной Воронцовой порадует публику в балете «Собор Парижской Богоматери».

Ранее в «Новой Сибири»:

Владимир Кехман хочет закончить свои дела в НОВАТе

 

В Новосибирске издана «пятитомная» антология музыки сибирских композиторов

К 80-летнему юбилею сибирской организации Союза композиторов в Новосибирске выпущен комплект из пяти компакт-дисков с музыкой новосибирских авторов. Проект был осуществлен силами Ирины Лазутиной и Ирины Аринцыной из агентства ArtПроект при поддержке Первого национального рекламного агентства 1RA  и под руководством идейного вдохновителя художественного руководителя новосибирской филармонии Владимира Калужского.

 

Как пишет в аннотации автор и составитель музыкального сборника Владимир Калужский: «Создание звуковой антологии, посвященной 80-летию организации, было сопряжено с рядом сложностей: ограниченность времени подготовки и масштаба всего проекта (5 дисков), отсутствие записи композиторов старших поколений, и т.п. В результате мы ограничились музыкой 31 автора, которые представлены одним сочинением или фрагментом. Нам хотелось показать разнообразие жанров творчества наших композиторов и исполнительских возможностей Новосибирска».

Днем рождения Сибирской композиторской организации считается 25 января 1942 года. В этот день на общем собрании новосибирских музыкантов, на котором присутствовали композиторы, эвакуированные из европейских городов России — Г. Свиридов, М. Блантер, О. Фельцман, В. Щербачёв и другие, — было избрано правление собственной творческой организации в рамках Союза композиторов СССР.

В 40-е и 50-е годы жизнь организации была связана с основными исполнительскими силами, которыми тогда располагал город: оркестром народных инструментов радио, Сибирским народным хором, ансамблем песни и пляски Сибирского военного округа.

Союз композиторов Сибири сыграл важную роль в становлении музыкальной культуры региона. Его руководство было инициатором важных направлений в ее развитии — в том числе работа по записи и публикации фольклора сибирских этносов. Решающее значение имела подготовка к открытию музыкального вуза – консерватории, которая с 1956 года осуществляет воспитание композиторских и исполнительских кадров.

С этого времени начинает постепенно меняться жанровая «номенклатура». Ведущие мастера исполнительского искусства Новосибирска — дирижеры А. Кац, Ю. Николаевский, И. Гуляев — способствуют привлечению новых композиторских имен, расширению творческих горизонтов.

Произведения местных авторов звучат в филармонических концертах, на фестивалях современной музыки в исполнении лучших музыкантов-исполнителей нашего города, в других российских городах и за ее пределами. Творчество А.П. Новикова, В.С. Левашова, Г.Н. Иванова, А.Ф. Мурова, Ю. Шибанова, Ю. Юкечева, Ю. Ащепкова заслуженно входит в золотой фонд не только современной сибирской, но и русской музыки в целом. В последние десятилетия появились новые интересные направления: композиторы осваивают область электронной музыки, осуществляют синтез музыки, живописи, графики, фотоискусства в аудиовизуальных и мультимедийных композициях.

Ранее в «Новой Сибири»:

Елена Демидова, обладательница «неженской» профессии

Выбор композитора: либо служить людям и Богу, либо деградировать