Ольга Колобова: Иоланта и Татьяна после Тоски и Аиды — это уже неприлично

Ведущая солистка труппы НОВАТа — о детских и «взрослых» операх, о своих любимых ролях и театральных режиссерах.  Читать далее Ольга Колобова: Иоланта и Татьяна после Тоски и Аиды — это уже неприлично

Новосибирский симфонический оркестр исполнит в Москве Чайковского

В московском Концертном зале имени Чайковского выступит Новосибирский академический симфонический оркестр: это выступление посвящается 85-летию новосибирской филармонии и 85-летию Новосибирской области. Вместе с коллективом 28 марта на сцену выйдет ведущая российская пианистка Екатерина Мечетина, за дирижерским пультом — Феликс Коробов, главный дирижер Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В этот день будут исполнены Концерт №1 для фортепиано с оркестром и Симфония №5 Петра Чайковского.

Фото предоставлено пресс-службой Новосибирской филармонии

— Выступление симфонического оркестра в Москве — это первая большая гастрольная поездка коллектива в 2022 году,  — отметил генеральный директор филармонии Александр Бочарников. — Концерт входит в абонемент «Оркестры России. Шедевры русской музыки», в котором заняты ведущие симфонические оркестры страны. Неслучайно мы включили в программу самые знаковые для оркестра сочинения Чайковского, с которых начался его творческий путь. Мы благодарим маэстро Феликса Коробова, который встанет за дирижерский пульт оркестра в Москве и примет участие в таком важном для нас проекте.

В программу выступления Новосибирского академического симфонического оркестра вошли сочинения Чайковского, которые исполнялись на самом первом концерте оркестра в 1956 году. Концертный зал имени П. И. Чайковского — основная площадка московской филармонии с залом на 1,5 тысячи мест, он по праву занимает место самой престижной классической концертной площадки страны. Впервые Новосибирский академический симфонический оркестр выступил в КЗЧ в 1965-м году вместе с Арнольдом Кацем и с тех пор концертировал регулярно. В последний раз выступление оркестра на этой прославленной площадке состоялось в 2018-м году вместе с пианистом Дмитрием Маслеевым: концерт был записан федеральным телевидением и неоднократно транслировался в эфире российских каналов и каналов стран Латинской Америки.

— Новосибирский академический симфонический оркестр входит в золотой фонд ведущих оркестров России, — подчеркнула министр культуры Новосибирской области Наталья Ярославцева, — он имеет своих преданных слушателей за пределами нашего региона. В год юбилея Новосибирской области мы рады продолжить традицию выступления наших творческих коллективов на самых престижных сценах страны.

Ранее в «Новой Сибири»:

Восемнадцать концертов Транссибирского фестиваля – без QR-кодов и со снижением цены

Музей природы вспоминает юннатов

В Новосибирском музее природы готовятся к ностальгическому экскурсу в советское прошлое, где грандиозный педагогический эксперимент помог воспитать тысячи юных экологов и биологов. Экспозиция «Ближе к природе», посвященная движению юных натуралистов в нашей стране, откроется 24 марта. Посетители смогут проникнуться атмосферой того времени, когда юные любители природы из далекого СССР увлекались цветоводством, аквариумистикой, собиранием насекомых или минералов, содержали дома различных животных, занимались фотографированием природы, выписывали тематические журналы и даже вели сообразную возрасту научную деятельность.

Юннатское движение появилось 15 июня 1918 года. Инициатива исходила от педиатра, председателя исполкома Сокольнического района Москвы, Ивана Русакова, убедившего взрослых в том, что привить детям любовь и уважение к природе проще всего эмпирическим путем ‒ путем непосредственного наблюдения и проведения детьми практических исследований в области биологических наук. Недалеко от Лосиного острова, на базе реквизированных дач аристократии и буржуазии, обустроили «Станцию юных любителей природы», и юные исследователи вместе с учеными и специалистами принялись вести самое настоящее хозяйство с огородом, оранжереями, конюшней и прочая под девизом «Ближе к природе!».

Разнообразие кружков поражало ‒ юных натуралистов, овощеводов, цветоводов, кролиководов, звероводов, орнитологов. Занятость юннатов определялась временем года. Зимой школьники большую часть времени «обитали» в студиях — мастерили скворечники, синичники и дуплянки. Весной они перебирались в парники, огороды и сады. Детей разбивали на группы, которые полностью отвечали за урожай и получали по делянке для опытов. Лето — это всегда походы, экскурсии, жизнь в шалашах, которые юные натуралисты сами строили. Осенью они собирали урожай и подготавливались к холодам. Слава юннатского движения росла, и уже к началу 30-х годов станции юных любителей природы и схожие по задачам кружки стали открываться по всей стране.

Юннатство стало настоящим национальным брендом, пережившим не одну смену вождей. С 1928 года регулярно издавался ежемесячник для школьников о биологии, природоведении и экологии. В некоторые года журнал пользовался поистине огромным спросом: его тираж достигал 4 миллионов. На начало 1975 года станций по всей территории СССР насчитывалось порядка 500, а кружки, работающие при каждой школе и учреждениях дополнительного образования, и вовсе невозможно было пересчитать. На регулярной основе проводились слеты, семинары и смотры работ. Организовывались детские праздники, экскурсии, походы в горы и леса, практика в колхозах и совхозах, профильные смены в лагерях. И это, не считая тех школьников, которые формально не состояли в юннатских организациях, но по сути тоже были самодеятельными юными натуралистами

«Юннатство – характерное явление именно советского периода, неотделимое от идеологии того времени, — рассказывают устроители выставки «Ближе к природе». — Юннат – это, прежде всего, пионер. Поэтому на выставке присутствует и пионерская атрибутика, и плакаты советского времени. Также в экспозиции можно увидеть научно-популярные книги с обложками и иллюстрациями, создающие образ юнната как юного ученого. Конечно, не обошлось на выставке и без культового журнала советского детства – “Юный натуралист”».

 

 

 

 

IX Транссибирский арт-фестиваль представил мировую премьеру

В Государственном концертном зале имени Арнольда Каца прошла мировая премьера Скрипичного концерта Ильи Демуцкого, созданного специально для фестиваля и посвященного его художественному руководителю Вадиму Репину. Вадим Викторович представил премьеру вместе с дирижером Алексеем Рубиным.

Фото: mk.nso.ru

— Приступая к написанию Концерта для скрипки с оркестром я руководствовался двумя простыми задачами, — пишет автор в комментарии к сочинению, — обратиться к классической форме концерта и написать что-то светлое и радостное. И если форму с некоторыми оговорками я выдержал, то из света и радости ушел в тоску — иногда светлую, но чаще болезненную, отчаянно-саркастическую и даже яростную, словно вдохновленную неразделенной любовью. Концерт дописывался в последние дни февраля 2022 года в моем родном Петербурге: и город, и время наложили отпечаток.

При этом мой концерт — и сочинение не программное, в нем нет драматургической начинки. Экспрессивность музыки в целом свойственна моему композиторскому мышлению и проистекает вероятнее всего из моего театрального опыта. Но, не наполняя это произведением каким-либо сюжетом и намеренно не давая ему названия, я хочу, чтобы слушатель доверился собственным эмоциям, наполнил музыку памятными сердцу образами и, ведомый голосом скрипки, прошел этот очень личный путь.

Транссибирский Арт-фестиваль традиционно представляет премьеры сочинений современных композиторов, в числе авторов 14 состоявшихся премьер  Б. Юсупов, Л. Ауэрбах, А. Райкопулу, Э. Шнайдер, С. Губайдулина, А. Раскатов, А. Пярт.

— Мировая премьера на фестивале — это уже даже не традиция, а его Устав, потому что мы представляем премьеру, а иногда и не одну, каждый год,— поясняет Вадим Репин. — Мне кажется, что это очень интересный, красочный, откровенный и, на мой взгляд, очень красивый концерт, логически обоснованный и классически оформленный. Спектр приемов и трюков невероятно широк и это дает мне дополнительные инструменты, которые в романтических концертах я себе позволить не могу. Здесь же у меня полная свобода и я могу пересекать любые границы.

Девятый Транссибирский Арт-фестиваль организован при поддержке Правительства Новосибирской области и финансируется в рамках региональной составляющей федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». Концерты фестиваля проходят в рамках федеральной программы «Пушкинская карта». В этом году он также входит в программу празднования 85-летия Новосибирской области.

Ранее в «Новой Сибири»:

Восемнадцать концертов Транссибирского фестиваля – без QR-кодов и со снижением цены

«Вечные сюжеты» дошли до финала

Питчинг сценариев короткометражного кино прошел в новосибирском Центре культуры и отдыха «Победа», завершив серию обучающих мероприятий для молодых сценаристов «Вечные сюжеты». В течение двух месяцев участников проекта осваивали азы профессии и учились грамотно презентовать свои наработки в области короткого метра. Возможно, лучшие работы ждет экранизация.

«Вечные сюжеты» – совместный проект Центра «Культурный город» и кинокомпании «Сибирь фильм», который получил поддержку Министерства культуры Новосибирской области, увидевшего в цикле обучающих программ для молодых специалистов «потенциал для развития художественного кинематографа» в регионе. Конкурс на бесплатное обучение сценарному мастерству организаторы презентовали в декабре. После объявления open call’а была получена 101 заявка. 30 участников были допущены к обучению в формате работы с преподавателями, остальные стали слушателями курса. Предполагалось, что за время тренинга резиденты «Вечных сюжетов» пройдут весь путь от идеи до создания сценария для короткометражного кино. Курс затронет как азы драматургии, так профессиональные аспекты. Поэтому для обучения были выбраны вечные сюжеты – начиная с библейских мотивов, мифов, сказок. На их основе участникам предлагалось развить авторские сюжеты, вложить в них свои смыслы и ценности и создать актуальные современные сценарии для короткого метра. Курс, включавший в себя 10 лекций онлайн и оффлайн, а также 6 сессий индивидуальных консультаций с преподавателями и репетиций питчинга, читали преподаватели из Новосибирска и Москвы.

Уже на старте проекта было заявлено, что созданные на обучающем курса сценарии примут участие в финальном публичном питчинге ‒ с целью последующей экранизации. По факту для заключительного события курса было отобрано 20 сценариев короткометражных игровых фильмов. Каждый участник представлял свой проект в формате 4-минутной презентации и отвечал на вопросы членов жюри, в состав которого вошли программный директор кинотеатра «Победа» Антон Захаров, организатор новосибирских киноконкурсов «Скорофильм» и «72 часа» Алексей Бутов и кинорежиссер Максим Карпылев. Питчинг шел 2,5 часа и собрал более 50 зрителей, интересующихся новосибирским кино. Все участники получили сертификаты о прохождении обучения.

«Курс “Вечные сюжеты” стал логичным продолжением прошедшего в августе 2021 года Первого новосибирского кинофорума и еще раз продемонстрировал интерес зрителя к локальному игровому кино, — рассказа образовательного проекта, продюсер Артем Свиряков. —  Более того, показал, что в городе много энтузиастов, готовых создавать фильмы и учиться, повышать свой уровень. Причем разных возрастов и профессий. Далеко не все до курса были как-то связаны с кино или видео производством. Хочется отметить, что 20 сценариев, представленных на питчинге, затронули практически весь спектр жанров кино ‒ от социальной драмы до фильмов ужасов. Надеюсь, “Вечные сюжеты” получат продолжение в будущем».

Фото предоставлено Центром «Культурный город»

«Свадьба Фигаро» назначена на День театра

Новосибирский театр оперы и балета продолжает творить свою «Моцартиану»: 27 марта, в Международный день театра, на малой сцене НОВАТа пройдет премьера оперы Моцарта «Свадьба Фигаро». Над спектаклем работают главный режиссер театра Вячеслав Стародубцев и музыкальный руководитель Дмитрий Юровский. Знаменитая комическая опера станет вторым спектаклем в цикле постановок, основанных на оперных сочинениях знаменитого композитора.

Идея воплотить на малой сцене НОВАТа «Моцартиану» родилась в прошлом году, когда весь мир отмечал 265-летие со дня рождения великого композитора Вольфганга Амадея Моцарта. Дирижер Дмитрий Юровский и режиссер Вячеслав Стародубцев приурочили к в меру круглой дате премьеру оперы «Волшебная флейта» и на собственном постановочном опыте убедились в том, что камерная атмосфера малого зала «как нельзя лучше подходит для исполнения оперных шедевров Моцарта». Нынешней весной цикл продолжится «Свадьбой Фигаро» ‒ самой популярной оперой самого популярного оперного композитора. Главным героем вновь станет ловкий плут Фигаро, регулярно устраивающий кутерьму на большой сцене НОВАта в спектакле «Севильский цирюльник». А визуальные миры зачинателям «Моцартианы» помогут воплотить художники Жанна Усачева (костюмы) и Тимур Гуляев (сценография).

«Моцарт – это солнце! — восклицает накануне премьеры «Свадьбы Фигаро» режиссер спектакля Вячеслав Стародубцев, уже воплощавший эту оперу в стиле chinoiserie на сцене Михайловского театра. —  Его музыка излучает свет и любовь к жизни. В своей работе мы вдохновлялись моцартовским стилем – изящным и причудливым, как барокко, но ещё более воздушным, лёгким и чувственным. Малый зал НОВАТа требует тонкой и четкой подачи, яркой, но, в то же время, правдивой. Поэтому я предложил свою музыкальную редакцию оперы, ориентируясь именно на эту сцену, чтобы добавить спектаклю динамики и лёгкости. Сценическое решение постановки мы хотели сделать одновременно простым, лёгким, ироничным и немного причудливым – столь же изящным, как музыка этой моцартовской оперы. Это изысканное иронично-историческое решение, с роскошными костюмами, пышными париками и кринолинами – словом, мы постараемся сделать по-моцартовски солнечный и игровой, ярко-театральный и жизнерадостный спектакль».

Фото Алексея ЦИЛЕРА

 

 

Художественный музей: пейзажи нашли свое место на карте

В новосибирском Художественном музее открылась выставка «Атрибуция места. География и картина», где представлено более полутора десятков произведений, в названии которых произошли заметные изменения: уточнения изображенных видов городов, улиц, зданий, парков. Эта незаметная работа музейщиков называется атрибуцией, то есть уточнением на основании доказательств правильных данных, связанных с сюжетами произведений, их авторством и другими «мелочами», раскрывающими их подлинную суть.

Например, в 2018 году в стенах музея прошла выставка «Известные неизвестные», которая была посвящена возвращению имен лицам, изображенным на портретах, которые до этого числились неизвестными людьми. В изучении вопроса искусствоведам помогают источники (дневники художников, переписка, отзывы современников, договоры на изготовление тех или иных произведений и прочее), привлекаются схожие по мотивам изображения других мастеров, расшифровыванные подписи и даты и другие методики.

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре

Данная выставка посвящена не менее интересной теме: какая местность или постройка изображены на конкретной картине, рисунке или гравюре. В этом случае выставка предоставляет зрителю весьма богатую географию от Томска до Павловского парка под Петербургом в России и от Праги XVII века до итальянских и французских городов в Западной Европе. Даже такой глухой когда-то уголок земли как Мангышлак в нынешнем Казахстане, представлен на выставке. Кроме этого, сами имена художников достойны внимания, особенно в разделе графики, которая экспонируется редко в стенах музеев. Это голландский живописец XVII века Дирк Верхарт, русский пейзажист XIX века Лев Феликсович Лагорио, выдающаяся русская акварелистка и мастер цветной ксилографии Анна Петровна Остроумова-Лебедева, мастер русского экспрессионизма Борис Дмитриевич Григорьев, томские художники-графики Вадим Матвеевич Мизеров, Магдалина Владиславовна Властова-Вериго-Чудновская и Розалия Васильевна Пантелеева, связанный с Минусинском и Новосибирском Александр Георгиевич Заковряшин, когда-то новосибирский, а ныне петербургский график Николай Иванович Домашенко, а также классик отечественного искусства XX века, тончайший мастер офорта Станислав Николаевич Никиреев, чьи работы поступили в музей совсем недавно.

— Такие камерные фондовые выставки — настоящая сокровищница для тех, кто серьезно интересуется историей искусства и мечтает ближе познакомиться с нашим музеем, — комментирует событие директор музея Екатерина Болдырева. — Многие из произведений, которые находятся в наших запасниках, либо очень редко предстают перед глазами наших посетителей, либо вообще ни разу не экспонировались. Однако с ними постоянно ведется научная исследовательская работа. Порой для того, чтобы правильно атрибутировать ту или иную картину или гравюру, нужны годы кропотливого исследовательского труда. И вот сейчас мы снова представляем результат такой работы.

Ранее в «Новой Сибири»:

Художники Новосибирска — прямо посреди улицы

 

 

 

Актер Тимофей Мамлин выпустит «Семейный альбом КАРЕНИНОЙ»

Актерский марафон «Без дистанции», задуманный новосибирским «Старым домом» как блок самостоятельных работ артистов театра, пополнится необычной фотовыставкой. Экспозиция под названием «Семейный альбом КАРЕНИНОЙ» будет представлена 26 марта ‒ накануне Международного дня театра. Автором серии из 34 снимков, сделанных во время репетиций спектакля «Анна Каренина» и впервые собранных в единую инсталляцию, выступит актер, драматург и фотограф Тимофей Мамлин.

«Семейный альбом КАРЕНИНОЙ» ‒ это вторая большая серия театральных снимков Тимофея Мамлина, активно занимающегося фотодокументированием актуальных постановок. В 2020 году Тимофей представил в трех сборках проект «Внутри стеклянного шара» по спектаклю «Петерс». В экспозиции 2022 года, составленной из напечатанных фотографий и многосоставного мультимедийного ряда, фотограф воссоздает страницы самого настоящего семейного альбома Анны Карениной, где у каждого снимка и героя есть свое место. Иерархию чувств и эмоций зрителям предлагается сформулировать самостоятельно. Универсальность проблем и притязаний между людьми побуждает к созданию объективного альбома впечатлений, где каждый может увидеть отчаяние, радость, негу, боль и, конечно, любовь. Таким образом автор выступает хроникером микроисторий, происходящих как на сцене, так и внутри зрительских жизней.

В «Семейном альбоме КАРЕНИНОЙ» Тимофей Мамлин по-прежнему остается верен черно-белой стилистике, a priori обращенной к ретроспективной памяти. Вместе с тем проект по-новому раскрывает автора: теперь мы видим больше групповых кадров и ощущаем влияние на фотографа архитектуры сцены, благодаря чему на снимках возрастает драматизм, чувственность и контрастность. «Фотографии репетиций “Карениной” для меня ‒ это работа с абсолютно другим пространством, нежели в “Петерсе”: более требовательным, открытым и воздушным, но, тем не менее, более чувственным и даже тревожным», ‒ рассказывает о своей новой выставке фотограф Тимофей Мамлин.

Куратором выставочного проекта, разместившего хронику реальных репетиционных дней на страницах мифического семейного альбома, выступает известный новосибирский арт-медиатор Анна Галеева: «В спектакле “Анна Каренина” Андрея Прикотенко классический сюжет сплетается с современными мотивами, проблемами и форматами выстраивания отношений между людьми, связанными друг с другом семейными или дружескими линиями. Абсолютная любовь Карениной (актриса Альбина Лозовая) одновременно находится в системе координат социальных сетей и в поле технологического прогресса, что неуклонно влияет на уровни восприятия сверхновой действительности. Однако Тимофей подчеркивает в своей новой серии минимальную человеческую базу впечатлений, которую, обычно, хранит семейный альбом. На печатных снимках отражены эмоции значимых событий жизни, моменты, которые воссоздает наша память во время перелистывания страниц альбома. Каренин, Каренина, Вронский и все остальные герои буквально переходят в статус “сохраняемых” посредством фотографирования. Актеры и актрисы замирают в своих эмоциях и становятся самой настоящей семьей в кадре автора».

Презентация «Семейного альбома КАРЕНИНОЙ» пройдет в преддверии сценической читки пьесы Тимофея Мамлина «Кто разбудил дракона?» — оба события дополняют программу актерского марафона «Без дистанции», который «Старый дом» проводит третий сезон подряд. Идея делиться со зрителем скрытыми талантами родилась во время самоизоляции. Сначала актеры общались с поклонниками онлайн, затем вернулась возможность живых встреч в театральном пространстве. Если в прошлом году артисты театра посвящали свои самостоятельные работы спектаклю «Пер Гюнт», то этой весной точкой отсчета для авторских проектов послужил Всемирный день театра. Творческие изыскания фотографа и драматурга Мамлина дополнят основанный на реальных событиях мини-сериал Анатолия Григорьева «Can trust» («Можете доверять»), киноколлаж Александра Вострухина «Горизонт событий», инициированный Александром Шарафутдиновым концерт для двух фортепиано без оркестра «176» и сторителлинг Натальи Серковой и Ксении Войтенко «Ей».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Тимофея МАМЛИНА

 

 

 

«Песни великого края»: Сибирский хор выступил в районах Новосибирской области и в Омске

В районных центрах Новосибирской области, а также на площадке Омской филармонии прошел I этап фестиваля «Песни великого края», который организован ГАУК «Сибирь-концерт» совместно с Новосибирским областным Домом народного творчества при поддержке регионального министерства культуры. Событие посвящено 85-летию Новосибирской области и проходит в рамках Года культурного наследия народов России.

Фото: mk.nso.ru

На первом этапе фестивальные программы приняли Каргатский, Куйбышевский, Убинский и Чулымский районы. Вместе с Государственным академическим Сибирским русским народным хором на сценические площадки вышли 18 самодеятельных творческих коллективов и исполнителей.

— Наши творческие коллективы получили мастер-класс от профессионалов. Зрители были в восторге от программы, харизмы артистов и великолепия костюмов. Фестиваль подчеркнул силу и мощь нашей страны, единение народов России, — отметила представитель Куйбышевского муниципального района Оксана Шапошникова.

В рамках фестиваля Сибирский хор также выступил на площадке Омской филармонии с концертной программой «Сибирь — жемчужина России». По окончании программы, по сложившейся традиции, состоялась дружественная встреча с артистами Государственного академического Омского русского народного хора.

Основными целями фестиваля «Песни великого края» являются сохранение, развитие и популяризация народного певческого искусства и музыкального исполнительства, обмен опытом между творческими коллективами.

Ранее в «Новой Сибири»:

Сибирский хор произвел фурор в Сирии

Концертный центр «Евразия» переименовали в «Сибирь-концерт»

Рада Анчевская. Совместное путешествие в мифопоэтическое пространство

В конце марта в Сибири впервые за долгое время состоится серия акустических концертов Рады Анчевской («Рада & Терновник»). Сначала концерты пройдут в Кемерово и Барнауле, а в Новосибирске запланировано целых три выступления. В преддверии приезда московской певицы мы задали ей несколько вопросов — о Сибири, о литературной среде и о меняющемся мире.

— Ты ведь не так давно стала выступать с акустической программой?

— На самом деле, разнообразные версии акустической программы были всегда.  Иногда это была «электроакустика» (с участием гитариста Владимира Анчевского и множества его гитар и гитарных обработок, большим количеством уносящих вдаль звуков).  Когда-то, это была акустика с табла (индийская перкуссия) и скрипкой. А программа «Саламандра» была сыграна (и записана на одноименном альбоме) небольшим акустик-оркестром — табла, виолончель, фагот, кахон, гитара.

— В чем для тебя — по твоим ощущениям — основная разница между электрическими концертами с группой и сольными акустическими выступлениями?

— Сейчас выстроился некий запрос от времени и пространства на новый формат — этот формат ближе к творческому вечеру и одновременно — к совместному путешествию в мифопоэтическое волшебное пространство. Скажем так, сейчас я стала более открыта и могу рассказывать о своих мыслях, своих снах, своем визионерском опыте, всем том, что привело к созданию той или иной песни. Я научилась говорить об этом. И моей энергии сейчас обычно хватает на то, чтобы пригласить голосом и словом своих слушателей в мир волшебства, показать им этот мир, распахнуть двери.  Сейчас я ощутила то, что акустический формат — когда я пою песни под гитару, рассказываю о них, легко могу импровизировать голосом — это абсолютно иной формат, иная энергия, нежели когда выступает «Рада & Терновник» полным составом — с ударными, бас-гитарой, психоделической гитарой Анчевского — такой дух Вудстока, яркий и бесшабашный.  Но прямо сейчас, наверное, мягкая спокойная энергия моих акустических концертов, возможно, будет более уместна.

— «Рада и Терновник» были гостями «Интернедели-92» в Новосибирске. Наверное, это была одна из первых гастрольных поездок группы? Чем она тебе запомнилась? Сложились ли какие-то особые отношения с Новосибирском?

— Да, я помню этот фестиваль, он был прекрасен! Огромное количество общения с музыкантами из всех стран, очень много совместных «джемов», особенная атмосфера творческой свободы.  Потом мы много раз приезжали в Новосибирск, играли в самых разных клубах, и в «Бродячей собаке» и в «888» и в большом рок-клубе, и в маленькой «Трубе». Помню и прекрасную рок-газету «Энск» — долго хранила ее номера. Новосибирск запомнился (в том числе) тем, что в один из приездов мои музыканты очень замерзли и прямо на улице не выдержали и выпили немного коньяка прямо из бутылки. Остановилась милицейская машина и милиционеры очень вежливо сказали, что лучше отвезут их (нет, не в отделение!!!), в какое-то место типа рюмочной неподалеку, где можно согреться и выпить, а то ведь замерзнут на улице!  В целом, мне кажется, что в Новосибирске люди склонны очень внимательно слушать музыку, основательно.

— Есть ли у тебя свое видение, образ Сибири — может быть, связанный с определенными людьми или событиями?

— Да.  Мне кажется, что Сибирь — земля суровых людей, которые долго присматриваются, не склонны сразу дружить ни с человеком, ни с музыкой.  Но если они делают свой выбор, то их выбор осознанный. Если музыка нравится или человек — друг, то это почти незыблемо. Больше ответственности и за слова, и даже за чувства. Еще мне кажется, что Сибирь — очень сказочная земля, но это не сказки нового времени, а древнее мифопоэтическое пространство. В целом, мне близка сибирская публика, ее восприятие.  Мне здесь нравится.  Немного похоже на нордическое пространство викингов, но, как мне кажется, без викинговской избыточной воинственности.

— С 1980-х годов, как ты знаешь, в Сибири бурно развивалась независимая музыкальная сцена. Оказала ли она на тебя какое-то влияние? Было ли у тебя какое-то с ней взаимодействие — в 1990-е и позже?

— Янка, «Гражданская оборона», «Черный Лукич», «Инструкция по Выживанию» — это то, что мне нравилось и многое до сих пор нравится. Это глыбы! Я до сих пор общаюсь с Кириллом Рыбьяковым из «Кооператив Ништяк», иногда даже совместные концерты играем в Москве. С барабанщиком Александром Андрюшкиным («Гражданская оборона», «Кооператив Ништяк») мы очень дружим, несколько лет назад Андрюшкин сыграл с нами на барабанах в Тюмени — было очень круто!

— Сергей Гурьев уже, кажется, несколько лет работает над книгой про Янку Дягилеву. Насколько для тебя значима Янка? Доводилось ли тебе слышать ее вживую? И в какой степени на эволюцию творчества группы «Рада и Терновник» повлияла личность и вкусы Сергея Гурьева?

— На эволюцию творчества никак не повлияло. НО! Сергей был продюсером моего совместного альбома с Андреем Сучилиным — «АРОКР». Без Сережи этого альбома бы не было! И Сережа спродюсировал альбом «Графика» — этот альбом, если бы не Сергей, был бы не таким крутым. Потому что именно Сергей нашел студию Петра Николаевича Мамонова, договорился обо всем и вообще придумал название альбома. Ну и Сережа научил меня не бояться сцены и вообще не бояться петь где-бы то ни было, с любыми звездами на одной сцене, петь везде и всегда, не боясь ничего.

Янку я слыша два раза — на фестивале, где был Ник Рок-н-Ролл, и Янка пела вместе с «Гражданской Обороной» — там я была впечатлена, но не более того. Масштаб ее личности, ее сила были открыты мне на ее выступлении в какой-то библиотеке, где она пела под гитару, сидя на стуле, и было ощущение, что этот голос и эта энергия спасают нас всех и она поет о всех нас, забытых в чужом краю.

— В 1990-е ты плотно взаимодействовала с литературной средой, — как ты думаешь, с чем это было связано и какие имело последствия?

— Надеюсь, никаких последствий! Я пишу сказки, стихи. Я работала в культовой андеграундной газете «Гуманитарный Фонд» в далекие девяностые. Вела программы на «Эхо Москвы», «Радио Ракурс», брала интервью у Оле Нидала и Саинкхо Намчылак (и много еще у кого) для радио «Говорит Москва».  В целом, в девяностые не было такого разделения — литературная среда, музыкальная среда, художественная…  Все ходили на выставки, литературные вечера, концерты, принимали участие в перфомансах — всем было интересно ВСЕ. А потом стало скучнее.

— Как ты чувствовала себя в московском и общероссийском музыкальном контексте — на заре существования группы и сегодня?

— Я вне контекста. И тогда была и сейчас. Ничего не изменилось.

— Насколько изменилась аудитория группы за 30 лет ее существования? Как изменился мир вокруг и как это повлияло на песни?

— Мои песни не про этот мир. Они из моих снов и визионерских путешествий. Они из мифопоэтического пространства и Валинора.  А уж откуда аудитория — не знаю! Это живые люди, которым хочется прикоснуться к живому источнику музыки, слова и звука. Они разного возраста. Но они — живые.  И они хотят ощущать и чувствовать.

***

Концерты Рады Анчевской в Новосибирске состоятся 27 марта в фолк-баре «Хмельник» (Гоголя, 38), 28 марта в уютном пространстве «Чердачок» (Демакова, 27/2) и 29 марта в Студии 312 (Восход, 15, ГПНТБ СО РАН). 18+

Антон МЕТЕЛЬКОВ, специально для «Новой Сибири»

Фото предоставлены Радой Анчевской

Ранее в «Новой Сибири»:

Сергей Летов: Сибирский рок оригинален!

Всемирный день рок-н-ролла: Когда отмечается в 2022 году