Театр «Старый дом» вернулся с фестиваля «Золотая маска»

Пять апрельских дней провел с рабочим визитом в Москве театр «Старый дом», став участником Российского национального театрального фестиваля «Золотая маска». В столице новосибирская труппа представила два спектакля ‒ номинированную на соискание премии «Танцующую в темноте» в постановке Елизаветы Бондарь и заинтересовавшую театральную общественность вне конкурса «Анну Каренину» в режиссуре Андрея Прикотенко. Показы проходили при полном зале на сцене Электротеатра Станиславский, хорошо знакомой новосибирским артистам по предыдущим визитам на «Золотую маску».

Артисты, занятые в спектакле «Танцующая в темноте», готовятся к фестивальному показу

В поле зрения главной театральной премии страны новосибирский «Старый дом» впервые попал в 2013 году, когда спектакль «Ручейник, или Куда делся Андрей?» стал дипломантом специальной фестивальной программы «Новая пьеса». С тех пор работы маленького драматического театра из Сибири регулярно оказывались в масочных списках в числе лучших спектаклей России (девять названий), становились участниками спецпроектов (три названия) и штурмовали основную конкурсную программу (четыре названия). Два спектакля ‒ легендарная «Снегурочка» и нашумевший «Идиот» ‒ принесли «Старому дому» в общей сложности три «Золотые маски». И, кажется, это далеко не предел.

В этом году в драматическом конкурсе главной театральной премии страны оказалась «Танцующая в темноте». Экспертный совет «Золотой маски-22» отметил драму по сценарию фильма Ларса фон Триера и Патрика Элсворта в пяти номинациях: «Спектакль малой формы», «Работа режиссера» (Елизавета Бондарь), «Женская роль» (Вера Сергеева ‒ Сельма), «Мужская роль второго плана» (Андрей Сенько ‒ Джефф), «Работа художника по свету» (Игорь Фомин). Спектакль «Анна Каренина» в творческом состязании не участвовал, поскольку был создан только в нынешнем сезоне (а на суд жюри представлялись работы прошлого репертуарного года ‒ 81 спектакль от 67 театров страны, чьи творческие усилия к финалу судьи распределят по 290 частным номинациям), однако привлек внимание кураторов программы Russian Case, ориентированной на иностранных гостей с целью обмена опытом и представления картины современного российского театра арт-специалистам со всего мира.

Выход на поклон на сцене Электротеатра Станиславский ‒ спектакль «Анна Каренина»

Оба спектакля игрались в дружественных стенах Электротеатра Станиславский, принимавших в прошлом году стародомовского «Идиота». Поскольку фестивальная площадка представляет собой универсальный зал-трансформер, техническая команда театра «Старый дом» постаралась воссоздать условия, максимально приближенные к «домашним» параметрам – и по геометрии, и по количеству мест. Задачка, надо заметить, не из легких. Сначала все сценическое пространство занял ангар, где расположились герои «Танцующей в темноте», а затем, буквально за одну ночь, и сцена, и зрительские места были смещены на 90 градусов, чтобы на вытянутом подиуме могли рассказывать свои истории про индивидуальное несчастье персонажи «Анны Карениной».

Команда спектакля «Анна Каренина» с директором театра «Старый дом» Антонидой Гореявчевой и художественным руководителем МХТ им. Чехова Константином Хабенским

Билеты были раскуплены заранее. Рекорды в этом плане побил единственный показ «Анны Карениной»: свободные места на спектакль Андрея Прикотенко разошлись за несколько часов. Впрочем, и на трех показах «Танцующей в темноте» яблоку было негде упасть. Как отмечают организаторы, новосибирский «Старый дом» в Москве знают и любят. Поэтому в зрительном зале оказались не только театралы-любители, но и профессиональные деятели театра ‒ критики, театроведы, режиссеры, арт-менеджеры и актеры. «Я всегда знал и сегодня еще раз убедился в том, что в Новосибирске блестящие артисты, — отметил народный артист России, художественный руководитель МХТ им. А.П. Чехова Константин Хабенский, посетивший московскую премьеру новосибирской «Анны Карениной». — Тонкие, чувственные, с энергией. Блестящие работы. Вся эта история неоднозначна и показывает со всех сторон правоту людскую. Я всегда за истории про людей, про человеков, за те истории, которые в меня как в зрителя попадают именно тем, что так оно и есть. Хочу сказать вам огромное спасибо за этот спектакль».

Для подготовки спектакля «Танцующая в темноте» к золотомасочным показам в Москву приехала почти вся творческая группа, работавшая в «Старом доме» над сценической версией известного сюжета. «Это музыкальный спектакль, в котором свет и звук составляют единую ткань, — подчеркнул художник по свету Игорь Фомин. — Поэтому, сочиняя световую партитуру, я плотно работал с композитором Николаем Поповым, что в драматическом театре происходит достаточно редко. В результате мы создали электронную звуковую партитуру, в которой прописан не только звук, но и свет – более трехсот переходов. И управляются они звукорежиссером с одного компьютера. Получилась застроенная практически посекундно ритмическая конструкция, куда еще на репетициях вошли артисты. И если все действия и движения исполнителей строго расписаны, то сам спектакль можно играть в любом месте: хоть в театре, хоть в ДК, хоть в поле ‒ лишь бы было электричество. Это открывает большие возможности для гастролей».

Гастроли же, как показал первый выезд спектакля, «Танцующей в темноте» не страшны. В придуманном художником сценическом ангаре (автором визуального ряда выступила режиссер Елизавета Бондарь) артисты чувствуют себя комфортно на любой площадке и ловко ориентируются даже в кромешной тьме. «Никаких сверхъестественных усилий от актеров на фестивальном показе не требуется. Не нужно делать больше, чем нужно, — заметил артист театра «Старый дом» Андрей Сенько, номинированный на «Золотую маску» как исполнитель мужской роли второго плана. — Нужно собраться и преодолеть волнение, которое заставляет нас порой делать лишнее. Думаешь, вот сейчас возьму и сделаю что-то лучше, чем обычно. А на самом деле нужно играть спектакль так, как всегда играл, потому что в “Танцующей в темноте” не роль, а ансамбль имеет огромное значение. Спектакль держит форму до самого финала. Речевые характеристики и образы тщательно искались, прорабатывались, продумывались каждым актером. И каждый артист своей ролью расскажет, почему он действует и говорит именно так. Даже если реакция зала отличается от той, к которой мы привыкли, важно помнить, что зритель бывает разным. И на московских показах мы это видели. Кто-то демонстрировал свою реакцию вдумчивостью и молчанием, а кто-то наоборот мог смеяться, когда впервые видел наших героев, и плакал, выходя из зала после спектакля».

Сцена из спектакля «Танцующая в темноте» (в роли Сельмы ‒ заслуженная артистка России Вера Сергеева)

Заслуженная артистка России Вера Сергеева работает в театре «Старый дом» более сорока лет. В творческом багаже актрисы несколько десятков ролей, однако на «Золотую маску» исполнительница главной роли в спектакле «Танцующая в темноте» номинирована впервые. «Я сразу полюбила свою героиню, но долго не могла присвоить. Просто не была готова к такой острой форме. Но режиссер взяла меня за руку и повела. Она рассказывала про эту женщину, про ее жизнь, и оказалось, что присваивать никого не нужно, нужно соединить Сельму Ивановну с формой, которая мне как артистке очень нравится – она заставляет меня все время меняться. Поэтому я могу сказать только слова благодарности всем тем, кто дал мне возможность играть эту роль, — поделилась эмоциями актриса Вера Сергеева. — Для меня “Танцующая в темноте” не женская, но общечеловеческая история, которая не изменила мое личное отношение к жертве. Я считаю, что жертвоприношение ‒ это самый великий подвиг. Не все способны на это, но у некоторых людей движение к подвигу пронизывает всю их жизнь. И спектакль во мне эту мысль подтвердил: жертвы ради ребенка, ради продолжения другой жизни, порой необходимы».

Режиссер спектакля Елизавета Бондарь неоднократно отмечала, что магистральная тема жертвы и жертвенности рассматривается в спектакле в принципиально ином, нежели в одноименном фильме Ларса фон Триера ключе: «Размышляя о нашем спектакле, я ловлю себя на мысли, что Триер создавал лирический взгляд на героиню, а у нас он ‒ критический. Во время репетиций мы постоянно возвращались к фильму. Фильм стал опорным материалом для того, чтобы выстроить свою, противостоящую и противодействующую ему историю. У Триера это история про культ жертвенности и очень романтизированное отношение к нему. Мы создали героиню, которая прямолинейно идет к своей цели – спасти сына ‒ и делает это ценой своей жизни. Встречая страшные препятствия, она продолжает находиться в оптимизме. И когда мы смотрим на нее со стороны, у нас возникает абсурдное ощущение диссонанса от ее реакции на происходящие события. И когда в финале Сельма понимает, что не готова пожертвовать самым главным ‒ своей жизнью ‒ ее идея разрушается на глазах».

Выход на поклон на сцене Электротеатра Станиславский ‒ спектакль «Танцующая в темноте»

Если сверхидея способна разрушить чей-то мир, то ни фестивальному напряжению, ни прошедшему со дня премьеры времени негативно воздействовать на новосибирский спектакль «Танцующая в темноте» явно не удалось. «У спектакля настолько четко сконструированная форма, что ее практически невозможно сломить, — рассказала Елизавета Бондарь. — Прошел год, но каждые два-три месяца я приезжала в Новосибирск, чтобы сделать вводы и подготовить к показу на фестивале “Хаос”. Последний раз я видела спектакль в январе, поэтому у меня такое ощущение, что мы с ним не расстаемся. Мы работаем с полной отдачей на любой зал ‒ фестивальный или нефестивальный, но я уверена, что для России фестивали ‒ это значимая история. Они играют большую роль в децентрализации театрального искусства. На “Золотую маску” приезжает очень много региональных театров, и, мне кажется, это важным событием, потому что театр происходит не только в столице. И Новосибирск сегодня также является центром театрального искусства».

Итоги конкурсной программы фестиваля-премии «Золотая маска» будут подведены 20 апреля. Торжественная церемония вручения наград пройдет на сцене Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, однако посетить ее номинанты в этом году не смогут. На прошлой неделе оргкомитет принял решение проводить награждение в онлайн формате. Увидеть прямую трансляцию, а после ‒ ее запись, смогут все желающие: оцифрованный эфир будет доступен на платформе Онлайн-кинотеатра Okko и в социальных сетях «Золотой Маски».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Алексея КУДИНОВА, Ксении ЗЮЗИНОЙ и Тимофея МАМЛИНА

Валерий Гергиев и оркестр Мариинского театра выступят в Новосибирске

Единственный концерт Валерия Гергиева и оркестра Мариинского театра пройдет в Новосибирске в рамках XXI Московского Пасхального фестиваля ‒ одного из крупнейших музыкальных форумов в стране. Программа выступления пока уточняется, но уже известно, что маэстро и музыканты под его управлением выйдут на сцену Концертного зала имени А.М. Каца 27 апреля в 20.30. Билеты буквально на днях поступили в продажу. Их стоимость варьируется от 1200 до 3500 рублей.

Московский Пасхальный фестиваль ‒ один из крупнейших и самых ожидаемых событий в культурной жизни России. Он проходит ежегодно при поддержке правительства Москвы, федерального министерства культуры и по Благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Год за годом праздник музыки не перестает удивлять миллионы слушателей обширной географией и насыщенными программами, которые по традиции распределяются на три блока ‒ симфонический, хоровой и звонильный. Неизменными остаются и главные принципы форума: благотворительная, образовательная, просветительская деятельность и патриотизм.

В этом году Московский Пасхальный фестиваль пройдет с 18 апреля по 9 мая. Стартует в Большом зале Московской консерватории, а завершится на Поклонной горе. Концерты всемирно известных солистов и выдающихся музыкальных коллективов будут представлены на центральных концертных площадках Москвы и регионов России. Выступления участников фестиваля организаторы решили приурочить к памятным датам страны, а также посвятить юбилеям композиторов и деятелей искусства, среди которых Александр Скрябин, Игорь Стравинский, Сергей Дягилев. Также в рамках фестиваля состоятся выступления, посвященные сочинениям классика русской и мировой музыки композитора Родиона Щедрина, который отмечает в 2022 году свой юбилей.

Ожидает насыщенный маршрут и Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. За 22 дня музыканты и маэстро планируют преодолеть на чартерном поезде не менее 20 000 километров пути и выступить более чем в 25 городах. После большого концерта-открытия в Москве музыканты выступят Мурманске, Беломорске, Петрозаводске, Cанкт-Петербурге и Твери. Затем фестивальный локомотив возьмет курс на Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Томск, Кемерово, Омск, Челябинск, Альметьевск и Набережные Челны. Завершит региональную программу путешествие по маршруту Чебоксары, Самара, Черный Отрог, Оренбург, Воткинск, Ижевск, Нижний Новгород, Владимир, Алексин и Тула.

Новосибирск окажется ровно в центре этого извилистого музыкально-железнодорожного пути. Единственный концерт пройдет при поддержке министерства культуры НСО. «Мы невероятно рады тому, что крупнейший в России музыкальный фестиваль выбрал Новосибирск и Концертный зал имени Арнольда Каца одной из точек своего творческого маршрута в этом году. Концерт оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева – выдающееся событие для всех ценителей классической музыки», — подчеркивает генеральный директор Новосибирской филармонии Александр Бочарников.

Фото Михаила АФАНАСЬЕВА

 

 

 

 

«Свадьба Фигаро» в НОВАТе — это совершенно новый Моцарт

После того как в прошлом году главный режиссер НОВАТа Вячеслав Стародубцев экспериментировал с «Волшебной флейтой», в театре появилась постановка, продолжившая моцартовскую тему. Режиссер уже ставил «Свадьбу Фигаро» в Михайловском театре Петербурга пять лет назад, но теперь он создал совершенно новый спектакль. Как заметил обозреватель газеты «Культура», шедевр Моцарта в столице Сибири поместили на стыке культур — западной и восточной, но «при этом не были утрачены ни социально-классовое содержание, ни блистательная комическая форма».

Премьера оперы «Свадьба Фигаро» — второго после «Волшебной флейты» спектакля театральной «Моцартианы» прошла на Малой сцене НОВАТа с аншлагами. Постановщики — дирижер Дмитрий Юровский и режиссер Вячеслав Стародубцев — создали живой и жизнерадостный, игривый и игровой спектакль в истинно моцартовском духе, где сквозь юмор и гротеск, как лицо невесты сквозь фату, проглядывает щемящая грусть. Недаром фата невероятных размеров (и еще более внушительная кровать) стали по замыслу постановщиков главными предметами-персонажами спектакля, вокруг которых завязано множество остроумных и неожиданных сценических ходов.

Легкий ностальгический фон спектакля с самого начала задает  узнаваемый голос Иннокентия Смоктуновского, предлагающего зрителю пушкинский рецепт: «Коль мысли черные к тебе придут,  откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро»…» На протяжении всего действия этот мягкий ретро-эффект  поддерживают голоса знаменитых мхатовцев — реплики Павла Массальского и Ангелины Степановой из радиоспектакля 1950-го года, деликатно вплетенные режиссером в ткань постановки. Сам Моцарт присутствовал на сцене оба вечера — в гениального композитора за роялем перевоплотились концертмейстеры Ирина Немова и Татьяна Смыслова, для которых специально было выделено место на компактной сцене Малого зала.

«У нас нет первого и второго состава, есть ансамбли — это мой основополагающий принцип работы с артистами оперы», — сказал накануне премьеры режиссер-постановщик, который в двух премьерных показах представил зрителям два интересных и очень непохожих друг на друга актерских ансамбля за исключением двух персонажей (оба премьерных показа  Графа Альмавиву пел баритон Артем Акимов, первый сезон работающий в нашей труппе, а партию Керубино — гостья из Михайловского театра София Файнберг).

Вечером 27 марта главные партии были отданы молодым солистам — Фигаро исполнил Гурий Гурьев, Сюзанну — Диана Белозор, Графиню — Юлия Юмаева,  во втором показе в партии Фигаро выступил опытный Андрей Триллер, Дарья Шувалова исполнила роль Сюзанны, партию Графини пела София Бачаева.

Артем Акимов мастерски справился с партией Графа. Его герой был неотразим — он очаровывал бархатным, гибким голосом, мужским обаянием, любовью к жизни во всех ее проявлениях и легкой восточной вальяжностью. Индивидуальность молодого артиста очень точно вписалась в образ, и была блестяще дополнена костюмами с ориентальным колоритом. Здесь нужно отметить не только вокальные работы, но и актерские, и особенно вклад режиссера и хореографа, которые тонко подчеркнули индивидуальность каждого певца в мизансценах и пластических нюансах роли, поэтому каждый из них выглядел живым и естественным, но при этом не приземленным, не гротескным. Два исполнителя партии Фигаро в спектакле составили Графу Артема Акимова достойное партнерство: Фигаро в исполнении Гурия Гурьева — герой без страха и сомнения, в его персонаже неистребима вера в лучшее, но при этом он не витает в облаках. Чувствуется, что партия уже «обжита» артистом и очень ему к лицу. Что же касается вокала, молодой артист в каждой своей роли поражает зрелостью исполнения и богатством вокальных красок. Мастер сцены Андрей Триллер наделил своего Фигаро знанием жизни и житейской мудростью, и пусть его герой не столь оптимистичен, исполнение  было по-моцартовски легким, точным  и ироничным.

Две Сюзанны — Диана Белозор и Дарья Шувалова — казалось, купаются в музыке Моцарта: обе очаровывали свежестью и легкостью вокала, были актерски  органичны. Однако Сюзанна в исполнении Дианы была чуть более застенчива, инфантильна, а у Дарьи Шуваловой — более свободна и чувственна. Образ Графини у Юлии Юмаевой — утонченный и нежный, ее дуэт с Сюзанной (Диана Белозор) был, возможно, одним из самых красивых и  трогательных  моментов спектакля. И невозможно было не влюбиться в Керубино, каким его представила Софья Файнберг:   юный, напористый, с чистым, исполненным чувств голосом, влюбленный в мир, в красоту, в поэзию, в саму любовь, — понятно, почему перед обаянием этого Керубино трудно устоять и Сюзанне, и Графине, и Барбарине (удачная работа сопрано Галины Петкевич).

Хотелось бы еще отметить Елизавету Целикову и Светлану Токареву, которые в премьерных спектаклях исполнили партию Марцелины. Образ этого персонажа художник Жанна Усачева очень удачно обрисовала в костюме, гриме и парике, выдержанных в стиле рококо, но без тонкой актерской работы героиня могла бы получиться пародийной. Артисткам удалось соблюсти баланс и каждая представила комичный, но по-своему обаятельный и живой образ, отлично справившись с вокальной стороной партии.

В постановке много очаровательных деталей и понятной символики, интересны цветовые «переклички»  в костюмах персонажей, очень уместно используются современные сценографические инструменты — видеоарт, спецэффекты. Постановщики отлично освоили пространство Малой сцены, создав наполненную воздухом, яркую картинку, за счет немногих выразительных, мобильных деталей обстановки и предметов-метафор.

В частности благодаря цветовой палитре сценического оформления и легкой фривольности постановки, создавшей нужную атмосферу в Малом зале, общее настроение спектакля получилось по-настоящему весенним, а содержание — весьма актуальным, несмотря на весь условно-исторический фон. Ведь «Любовь остается любовью во всякие времена и повсюду»… Именно эти слова возникли в голове после финальных поклонов.

Марина РОДИОНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото: Алексей ЦИЛЕР

Ранее в «Новой Сибири»:

Фотовыставка «#СвоихНеБросаем. Украина. Факты» открылась в Новосибирске

Новосибирская консерватория нашла 700 млн на ремонт концертного зала

«Свадьба Фигаро» назначена на День театра

В Музее на набережной проведут ток-шоу о кино

Ток-шоу «Обские вечера: в Новосибирске снимается кино» с участием артистки театра и кино Тамары Седельниковой и блогера Александра Матвеева пройдет в Музее на набережной 20 апреля. Встреча в нестандартном для музея формате будет посвящена кинематографическим будням столицы Сибири ‒ с историческим экскурсом и авторским взглядом на события. Гостей ожидает разговор с гостями и эксклюзивная информация, которую не найдешь на просторах рунета.

Кадр из несохранившегося фильма «Красный газ»

Ток-шоу «Обские вечера» — это не только новая форма взаимодействия Музея на набережной со своими посетителями, но и живой диалог ведущего с приглашенными гостями — артистами, музыкантами, писателями, поэтами, художниками, историками и краеведами. Это уникальные фото- и кинокадры, эксклюзивные комментарии, малоизвестные факты из биографии Новосибирска и истории от гостей ток-шоу, которые вряд ли можно увидеть по телевидению, услышать по радио или найти в интернете.

Первая встреча посвящена кинематографической истории города. Новосибирск никогда не относился к числу кинематографических столиц России и мира, подчеркивают организаторы, но думать, что наш город не имеет вообще никакого отношения к большому кино, было бы ошибкой. Именно в Новосибирске, тогда еще Новониколаевске, в 1924 году сняли одну из первых в Советской России игровых кинокартин ‒ «Красный газ». Лента режиссер Ивана Калабухова, приуроченная к пятилетию освобождения Новониколаевска от Белой армии, повествовала о разгроме в Сибири остатков армии Колчака и основывалась на романе Владимира Зазубрина «Два мира». Съёмки проходили в местах сражений на берегах Оби, в Новониколаевске, Бердске, Бийске и в сёлах Алтая. Зверства белых карателей снимались в Колывани, где для фильма специально были сожжены несколько построек. Эпизод с разнузданной белогвардейской пирушкой снимался возле здания театра «Красный факел» в Михайловском саду, который в наши дни не сохранился. Посадка белогвардейцев на пароход — в Закаменском районе на паромной пристани. В целях экономии средств артисты работали без дублеров и выполняли трюки сами, в съемках участвовали местные жители и участники реальных боев, которым пришлось взаимодействовать с подлинными бытовыми предметами и боевым оснащением времен гражданской войны. Наглядная аутентичность привела к тому, что киношникам пришлось неоднократно оправдываться перед ГПУ и обознавшимся людом и даже подавлять самый настоящий мятеж.

К монтажу фильма приложил руку сам Сергей Эйзенштейн. Главполитпросвет охарактеризовал «Красный газ» как «лучшее достижение советской кинематографии». Положительные рецензии веером выходили на страницах юных советских газет. Копии ленты крутились в кинотеатрах до полной технической непригодности, и все-таки немой фильм, признанный в начале прошлого столетия сенсацией, стал самым популярным из несуществующих картин, — всё пленки были уничтожены, а создатели фильма ‒ репрессированы. Остались лишь фотографии со съёмочных площадок и газетные статьи.

Кадр из фильма «Горячий снег»

Следующей кинематографической вехой для ток-шоу «Обские вечера» станет фильм «Горячий снег», вошедший в десятку лучших советских кинолент о войне. Картину снял на «Мосфильме» в 1972 году режиссер Гавриил Егиазаров по одноимённому роману Юрия Бондарева. Съёмки проходили в Новосибирской области — на Шиловском полигоне, в поселке Чик и в селе Прокудском, а одну из главный ролей — санинструктора Тани — исполнила артистка Новосибирского театра юного зрителя Тамара Седельникова. «В театр мы с однокурсницами пришли как героини. Первую роль я получила в спектакле «А зори здесь тихие». Я была худенькой, тоненькой девочкой, а играть мне предстояло дородную деревенскую девушку Лизу Бричкину. Однажды на наш спектакль пришла киногруппа из Москвы – они искали место для съемок фильма «Горячий снег» и актрису на роль Тани, — вспоминала актриса в одном из интервью. — Посмотрели спектакль и предложили мне сняться в кино. У меня был шок – такое это было событие. Записали данные и уехали. Это было в конце сезона, а в начале сезона, в сентябре, меня пригласили в Москву на фотопробы. Потом вызвали на кинопробы. Дали отрывочек из фильма и представили партнера – Георгия Тараторкина. Отсняли мы отрывок, я улетела в Новосибирск, и два месяца не было никаких вестей. А потом в театр пришла телеграмма об утверждении меня на роль. А Тараторкина не утвердили – вот какие бывают чудеса. Первая часть фильма снималась в районе Шилово. Днем я ходила на съемки, а вечером играла в театре».

Ток-шоу «Обские вечера: в Новосибирске снимается кино» начнется 20 апреля в 18.30. До начала беседы у посетителей будет возможность познакомиться с действующими экспозициями музея («За много лет до Новосибирска», «Город в руках», «Сибирь индустриальная» и «От станка к сцене»), а для гостей с детьми запланирован параллельный киносеанс с просмотром диафильмов в компании музейного педагога. «Между съемок этих двух картин прошла эпоха, за которую наш город превратился из последнего оплота колчаковских войск в оплот советский армии в тылу и советской науки в Сибири. И всё это время снимали кино — и в Новосибирске, и о Новосибирске. Как это было, расскажут краевед и блогер, ведущий YouTube-канала Top NSK Александр Матвеев и актриса театра «Глобус» Тамара Седельникова», — резюмируют организаторы встречи.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь».

 

 

«Конек-Горбунок» в тренде ответа русской культуры на репрессии

Завершены сценические постановочные репетиции «Конька-Горбунка» в Новосибирском театре оперы и балета: актеры готовы к выступлению, костюмы, декорации, реквизит достойны уровня лучших театров мира, блок апрельских сценических репетиций показал, что спектакль практически готов к встрече со зрителями. Декорации радуют глаз богатством красок традиционной русской палехской росписи, в них идеально вписываются костюмы, и все это сочетается с блистательной музыкальной партитурой российского классика Родиона Щедрина, которому нынешней осенью исполнится 90 лет.

Премьера, которая состоится 13 и 14 мая, обещает стать ярким событием культурной жизни Сибири. В классическом трехактном балете каждый зритель — и искушенный ценитель балета, и самый юный гость театра — найдет для себя что-то интересное. На майских премьерных показах масштабного, красочного спектакля примет участие звезда театра и кино Марат Башаров — партия Царя станет для известного артиста дебютной на балетной сцене.

В динамичном, красочном спектакле юмор и задор сменяются сказочной таинственностью и лирикой, а музыка впитала истинно русский, жизнелюбивый дух поэтической сказки Петра Ершова. В основе хореографии — редакция Александра Радунского, осуществившего первую постановку на сцене Большого театра в 1960-м году.

Постановочные дни были предельно насыщены работой всей творческой группы: художники Вячеслав Окунев и  Глеб Фильштинский настраивали сценографию и мультимедийное оформление, Леонид Сарафанов работал с артистами, реализуя редакцию Михаила Мессерера, который, в свою очередь, был на постоянной связи с труппой. События февраля, марта не дали возможности Михаилу Григорьевичу лично быть в Новосибирске, поэтому он руководил постановкой онлайн.

О новой постановке НОВАТа рассказывает руководитель балетной труппы Леонид Сарафанов.

Роман Полковников и Леонид Сарафанов. Фото: Алексей ЦИЛЕР

— Леонид, давайте немножко коснемся сути самого балета. На ваш взгляд, «Конек-Горбунок» на кого ориентирован?

— Несмотря на детскость названия, этот балет можно рекомендовать взрослым даже в большей степени, чем детям. Это не детский спектакль, не «Чиполлино». Несмотря на то, что это сказка, он будет интересен всем — дети увидят увлекательную историю и невероятные спецэффекты, а взрослые — классический балет с прекрасной музыкой. Знаете, это как хороший, качественный современный анимационный фильм, который интересен и детям, и взрослым.

— Скажите, а сам стиль «Конька-Горбунка» — яркие декорации, костюмы, видеопроекция и так далее — согласуется с общей тенденцией? Стало популярным возрождать тему славянских традиций. Не кажется вам, что это в духе наших современных реалий? 

— Никогда не поздно вернуться к истокам, нельзя забывать о том, кто мы есть. И балет русский, и музыка русская, и соответствующие им декорации. Есть, наверное, запрос у зрителей, и мы на него откликаемся.

— Это сегодняшний тренд?

— Да! Если можно так выразиться — это наш ответ на попытки отменить русскую культуру во всем мире.

— Ваша карьера как руководителя балетной труппы началась, по сути дела, на финальной стадии  подготовки премьеры «Собора Парижской Богоматери», и вот, спустя полгода, вы исполнили в балете партию Феба. Этот период стал для вас плодотворным — помимо ввода целого ряда молодых исполнителей, вы также подготовили большую балетную премьеру «Тщетная предосторожность». Отдохнуть не получилось. Следом публику ждет балет «Конек-Горбунок».

— Да, уже прошли репетиции и стало понятно, что у нас родилось два сибирских состава. Мы, конечно, в премьерных показах будем ждать приглашенных артистов, для, так сказать, усиления громкости этого события, но у нас есть два полноценных собственных состава — оба абсолютно разные и сильные.

— Спектакль отличается от постановки Михайловского театра?

— Конечно. Здесь все масштабней. Сцена Михайловского театра меньше нашей. Если сравнивать два спектакля, то хореографический текст практически не отличается, но у нас спектакль выглядит масштабнее за счет размеров сцены — были увеличены декорации, задействовано больше артистов.

— А с точки зрения хореографии? Вы, как человек, занимающийся этим вопросом вплотную, считаете, что с точки зрения техники он будет интересным для любителей балета?

— Да, безусловно, любители балета увидят классические вариации — с набором фуэте, прыжков, вращений. Здесь множество танцев — как классических, на пуантах, так и народных:  русские плясовые и хороводы, цыганские, лирические танцы — все это присутствует здесь в полном объеме.

— Кто из артистов балетной труппы вошел в два состава «Конька-Горбунка»?

— Партии Царь-девицы и Иван в первом составе исполнят Ольга Гришенкова и Роман Полковников, во втором — Анна Гермизеева и Никита Ксенофонтов. Также у нас есть Водяницы — Анна Одинцова и Анастасия Турчина, Кораллы — Михаил Лифенцев, Артем Пугачев и Евгений Басалюк, Кобылицы — Мария Машкина и Мария Николаева, и, конечно, сам Конек-Горбунок — Екатерина Лихова и Елизавета Аношина.

— Елизавета Аношина в этом сезоне исполнит третью достаточно серьезную премьеру.

— Да, она дебютировала в балетах «Ромео и Джульетта», «Жизель, или Вилисы» и сейчас в «Коньке-Горбунке». Елизавета — молодая выпускница Новосибирской балетной школы, на мой взгляд, с большим потенциалом.

— Как складывалась работа с постановщиком балета Михаилом Мессерером?

— В силу сегодняшних сложностей он работал дистанционно. Спасибо ему за доверие — во многом он давал мне некую свободу, но я не отступал от его хореографического текста. Мы с ним работали вплотную по видео или мобильной связи. Обсуждали многие вопросы — он с удовольствием давал свои рекомендации. Я всецело прислушивался, потому что это его балет, он его знает, его поставил.

— Он ведь и сам его исполнял.

— Да! Есть даже видео, которое он мне прислал. Я не узнал и спросил: «Кто это так хорошо танцует?». Он ответил очень скромно: «Хорошо? Правда? Это я».

Александр САВИН, специально для «Новой Сибири»

Фото: Алексей ЦИЛЕР

Ранее в «Новой Сибири»:

Владимир Кехман хочет закончить свои дела в НОВАТе

Новосибирская консерватория нашла 700 млн на ремонт концертного зала

Фотовыставка «#СвоихНеБросаем. Украина. Факты» открылась в Новосибирске

Вадим Репин: Ты настолько хорош, насколько был хорош твой последний концерт

Основатель и худрук Транссибирского арт-фестиваля скрипач Вадим Репин — о слагаемых успеха, лучшей скрипке планеты и спортивной стороне своей профессии.  Читать далее Вадим Репин: Ты настолько хорош, насколько был хорош твой последний концерт

Михаил Щукин: Образно выражаясь, «золотые маски», которые лепили власти, оказались сорванными

Главный редактор журнала «Сибирские огни», отмечающего свой 100-летний юбилей, рассуждает о литературной «войне» в Сибири в 20-х годах, о проблемах книгоиздания и о современном патриотизме.  Читать далее Михаил Щукин: Образно выражаясь, «золотые маски», которые лепили власти, оказались сорванными

В Новосибирске готовится аншлаг на концерте групп «Смысловые галлюцинации» и «СерьГа»

Новосибирская область присоединится к патриотическому музыкальному марафону «Zа Россию»: как сообщает пресс-служба регионального правительства, рок-группы «Смысловые галлюцинации» из Екатеринбурга и «СерьГа» станут хедлайнерами концерта в Новосибирске, проходящего в рамках марафона.

Принтскрин: Яндекс-эфир

Масштабный проект стартует в 30 регионах России — там пройдут музыкальные маршруты с участием известных исполнителей и концертные программы местных коллективов в районах области. Местом проведения мероприятия в Новосибирске 14 апреля в 17.00  станет площадь Пименова у ГПНТБ. Вход на концерт — свободный.

Несколько дней назад региональное министерство образования распространило по городским вузам количественные квоты с просьбой оказать содействие по сбору молодежи на мероприятие. В приложении к разосланной разнарядке указывалась квота на участие в концерте от каждого вуза (общее количество зрителей-студентов должно составить 1200 человек).

Принтскрин: «Zа Россию»

«Миссия маршрута заключается в необходимости сохранить позитивное общественное сознание жителей РФ и обратить внимание на важность общей солидарности и взаимной поддержки», — говорится в письме за подписью и.о. министра образования Новосибирской области Юрия Савостьянова.

На просьбу «Континента Сибирь» пояснить ситуацию начальник управления информационной политики НГТУ НЭТИ Зоя Сергеева ответила:

Какой смысл заставлять студентов? С ними же такой механизм не работает, они не дети и не подчинённые, молодёжь можно только пригласить. Я уточняла этот момент, уверенно говорю, что мы никаких разнарядок не давали, потому что стараемся быть максимально нейтральными в политическом смысле. Из 13500 студентов точно найдутся желающие.

Ранее в «Новой Сибири»:

Андрей Шимкив: Зря Европа пугает нас дефолтом и проверяет на вшивость

 

Выставка дипломников Новосибирского художественного училища открылась в НОВАТе

Ретроспективная выставка дипломных работ студентов Новосибирского государственного художественного училища «Моя Родина – Россия» будет работать в музее Новосибирского государственного академического театра оперы и балета до конца мая.

Методика художественного образования, разработанная в Новосибирском художественном училище, основывается на сложном и продуктивном синтезе, включающим в себя следование традициям русской академической школы и жанрово-стилистической свободе при работе над композицией, раскрывающей творческую индивидуальность студентов, как главного эстетического критерия в создании собственной картины и итоговой дипломной работы.

Произведения на тему «Моя Родина – Россия», которые зрители могут увидеть на выставке, являются свидетельством высокого профессионального уровня, которого Новосибирское художественное училище достигло за тридцать лет со дня своего открытия.

История Новосибирского государственного художественного училища, отметившего в прошлом году свое 30-летие, начиналась с художественного отделения, открытого в Новосибирском музыкальном училище в середине 1980-х по инициативе художника-монументалиста Александра Чернобровцева. По результатам академических конкурсов оно входит в десятку лучших художественных вузов России. Здесь сложилась одна из самых ярких и оригинальных живописных школ Сибири. Среди преподавателей известные художники и практикующие дизайнеры, большинство из них являются членами творческих союзов — Союза художников России, Союза дизайнеров России, Союза театральных деятелей.

Ранее в «Новой Сибири»:

Фотовыставка «#СвоихНеБросаем. Украина. Факты» открылась в Новосибирске

В новосибирском планетарии пройдет Сибирский фестиваль полнокупольного кино

Киностудии из 21 страны примут участие в Сибирском фестивале полнокупольного кино «Кинокупол», который пройдет в Новосибирске впервые с 2014 года. Фестиваль состоится 13-16 сентября 2022 г. в Новосибирске, главным экраном фестиваля станет 16-метровый купол Большого новосибирского планетария (Ключ-Камышенское Плато, 1/1).

Принтскрин: Телешоу «Утренний фреш»

Полнокупольные фильмы или полнокупольные шоу — научно-популярные фильмы, созданные для показа главным образом в планетариях с куполом, покрывающим весь зал. Изображение с помощью современных цифровых проекторов выводится на купол с обзором 360 градусов, тем самым достигается ощущение погружения в картинку. Кино, которое использует как экран нависающий над лежащим зрителем огромный купол, появилось в 1990-е годы. Формат изначально связан с планетариями, и чаще всего в нем снимаются научно-популярные фильмы, которые приобретают особый эффект присутствия.

Как сообщила ТАСС начальник отдела полнокупольного контента Новосибирского планетария Юлия Алтухова, уже получено 58 заявок от участников из разных стран, из них в шорт-лист прошла 41 заявка. «На проведение этого фестиваля мы выиграли грант президентсткого фонда культурных инициатив», — пояснила Алтухова.

В течение трех дней на площадке Новосибирского планетария будет осуществляться показ полнокупольных фильмов, проходить конкурс лекторов разных планетариев, а также представление иммерсивных спектаклей — одна из современных форм интерактивного театра.

Полнокупольное кино — одна из самых молодых и динамично развивающихся сфер кинематографа, ее развитие началось с периода экспериментов Дзиги Вертова, создавшего  фильм «Человек с киноаппаратом» в 1929 году. Как говорят организаторы фестиваля, для них приоритетна поддержка индустрии в наше непростое время.

Миссия фестиваля заключается в стремлении продемонстрировать разнообразие форм полнокупольного искусства и поддержать экспериментальные жанры. Юлия Алтухова рассказала, что участие в таких мероприятиях — в первую очередь метод продвижения фильмов, возможность продать их для показа в разные планетарии мира, поэтому фестиваль нацелен на несколько групп аудиторий.

— Прежде всего, это профессионалы, потому что мы заботимся о том, чтобы полнокупольное кино в России развивалось и становилось больше студий-производителей фильмов. Вторая аудитория — это зрители, которые интересуются космосом.

От отечественных студий поступило 11 заявок, 4 заявки — из Белоруссии, где активно развивается полнокупольное кино, и по одной-две заявки — из стран Европы, Южной Америки, Австралии, ОАЭ, Таиланда и многих других.

Во время фестиваля пройдет несколько конкурсов, которые охватывают разнообразие форм полнокупольных программ, показываемых планетариями публике: конкурс фильмов, конкурс новых форм и конкурс лекторов. На конкурс фильмов принимаются полнокупольные фильмы и клипы. На конкурс лекторов принимаются лекции, которые читаются в планетариях с помощью астросимулятора, на конкурс новых форм принимаются театральные постановки, в которых задействован полнокупольный экран. В рамках конференции пройдут мастер-классы и лекции представителей индустрии полнокупольного кино.

Ранее в «Новой Сибири»:

Международный день планетариев: Когда появились «храмы астрономии»

Экс-директор новосибирского планетария все же почти избежал наказания