Совместный оперный проект Новосибирска и Тобольска «Жизнь за царя» собрал три тысячи зрителей

С грандиозным успехом прошла премьера первой национальной оперы Михаила Глинки «Жизнь за царя» на закрытии XIII фестиваля «Лето в Тобольском Кремле» в постановке Вячеслава Стародубцева.

Фото: Владимир НИКИТИН

Помимо трех тысяч зрителей собравшихся в этот день в Тобольском Кремле, оперу по видео трансляции смогли увидеть тысячи зрителей на портале Культура.РФ.

В совместном проекте Новосибирского академического театра оперы и балета и Тюменской филармонии приняли участие солисты НОВАТа Андрей Триллер в роли Ивана Сусанина, Диана Белозор в роли Антониды, Ваня — Елизавета Целикова, запевала — Андрей Денисов, а также солист Михайловского театра Сергей Кузьмин в роли Богдана Собинина. За пультом филармонического оркестра стоял дирижер и художественный руководитель филармонии Алексей Карабанов, в постановке приняли участие певцы Тюменской хоровой капеллы под руководством Альберта Мишина.

На фото Владимира Никитина (слева направо): Вячеслав Стародубцев, Елена Майер, Алексей Карабанов

Опера «Жизнь за царя» в режиссуре Вячеслава Стародубцева — это мультижанровая постановка, где собраны воедино инструментальное, вокальное, живописное и мультимедийное искусство. Как поясняет режиссер-постановщик, его концепция строилась «на уроке истории»:

— В видеоконтенте собрана уникальная экспозиция, всё, что есть на сегодняшний день в живописи по теме Минина и Пожарского, Ивана Сусанина, о теме подвига простого русского народа. В основе мультимедиа — картины выдающихся русских художников. Нам хочется напомнить о нашем национальном культурном коде, который заложен в музыке, в живописи, в театральных традициях. Формат события — опера-лекция.

Над созданием видеоконтента трудились художники Вадим Дуленко и Петр Окунев.

Совместные проекты НОВАТа и Тюменской филармонии будут продолжены, инициатором этой коллаборация выступил главный режиссер театра, кандидат искусствоведения Вячеслав Стародубцев совместно с директором департамента культуры области Еленой Майер.

Ранее в «Новой Сибири»:

Дмитрий Юровский: тревоги и ожидания

Новосибирские студенты показали уральский сказ на брянском фестивале

 

Подпольные фильмы Игоря Нургалиева покажут в Новосибирске впервые за 30 лет

3 июля Новосибирск присоединится к всероссийскому циклу показов параллельного кино 1980–1990-х, который пройдет в пяти сибирских городах — в Тюмени, Новосибирске, и новосибирском Академгородке, Красноярске и Иркутске (а также ряде других городов России).

Маёвка (неофициальная первомайская демонстрация) в новосибирском Академгородке. 1989

Зрители познакомятся с творчеством режиссера и больше узнают о культуре подпольных советских фильмов. Большая часть программы будет показана впервые спустя более 30 лет. Героем встречи станет Игорь Нургалиев — новосибирский кинематографист, снимавший экспериментальные фильмы о жизни в городе и клипы для региональных панк-групп. Его первыми киноопытами стали музыкальные клипы для таких сибирских панков, как «БОМЖ», «Закрытое предприятие», «Культурный бункер», а также для групп «Колибри», «Два самолета». Нургалиев снимал на единственную в городе профессиональную видеокамеру, сумев запечатлеть скрытую жизнь Новосибирска конца перестройки.

«Игла и кожа». Реж. Игорь Нургалиев. 1991

Нургалиев — участник Международного кинофестиваля короткометражного кино в немецком Оберхаузене, сейчас он преподает в Санкт-Петербургской школе нового кино.

Как напоминает портал makersofsiberia, в большом интервью журналу «Сеанс» режиссер подробно рассказал о своей карьере — от работы с единственной профессиональной VHS-камерой в Новосибирске до сотрудничества с ленинградскими некрореалистами и документального фильма о тюремных татуировках. Вспоминал он и о столкновениях с властями в молодости: «На воинской комиссии меня спросили, хочу ли я служить. Отвечаю: «Да». «Где? — На границе. — Почему? — Потому что собак люблю...». Чтобы не превращать все это в политический эпизод, мне дали направление в психбольницу». Напутствия перед отправлением в психиатрическую больницу Нургалиеву давал Егор Летов, уже побывавший там, как и многие другие музыканты и андерграундные художники.

Игорь Нургалиев. Фото: Ира Дмитриева

Ранее в «Новой Сибири»:

В Новосибирске снимают фильм по повести братьев Стругацких

Новосибирские «Тристан и Изольда» стали героями французского фильма

Экс-директор новосибирского планетария все же почти избежал наказания

 

«Дорога к морю»: повышенный градус колорита работ Александра Косенкова

В новосибирском Художественном музее открылась выставка Александра Косенкова (1959—2021), которая дает представление о том, как он жил и работал художник и, несмотря ни на что, она несет невероятную энергию любви к миру и атмосферу радости бытия.

Читать далее «Дорога к морю»: повышенный градус колорита работ Александра Косенкова

Новосибирская «Королева красоты» вернулась из Казани с двумя дипломами

Новосибирский областной театр кукол вернулся из Казани, где дважды показал спектакль «Королева красоты из Линейна» в программе IV Международного фестиваля театров кукол «Шомбай-fest». Split-драму-фарс в постановке Эльмиры Куриленко жюри смотра оценило на два диплома ‒ за лучшее музыкальное оформление спектакля и за первую постановку пьесы Мартина Макдонаха на сцене театра кукол.

«Шомбай-fest» ‒ международный фестиваль, который проводится в столице республики Татарстан с 2013 года и стремится представить все многообразие кукольного жанра в постановках для детей и взрослых. Режим работы «Шомбай-fest» ‒ биеннале. За это время в гостях у казанских зрителей успели побывать более 50 театров из разных стран. В этом году в «Шомбай-fest» приняли участие 14 театров кукол из России и Беларуси. Команды, работающие в разных системах, техниках и направлениях, показали зрителям 18 спектаклей. Помимо одиннадцати «классических» показов в зрительных залах, публика увидела постановки, которые изначально были придуманы и сделаны для уличных представлений. Для воплощения уличных сюжетов у фестиваля появилось свое театральное пространство под открытым небом.

«В этом году фестиваль вышел за границы театральных стен, теперь спектакли будут идти не только на сцене принимающего театра «Экият», но еще и в Цветочном парке, — отметила на открытии форума заместитель министра культуры Татарстана Юлия Адгамова. — Но самое главное, что у фестиваля появляются новые друзья. Они приезжают в Казань из разных уголков России, чтобы подарить нам свои замечательные спектакли. Растет и профессиональное мастерство. Участники смотрят на лучшие образцы работ коллег, учатся на них. Дает свои рекомендации и компетентное жюри. А мы как принимающая сторона показываем, что театр кукол — это не только для детей, но и для взрослых».

Новосибирские артисты дважды сыграли на казанской земле свою недавнюю «взрослую» премьеру ‒ спектакль «Королева красоты из Линейна» ‒ первую и пока единственную кукольную интерпретацию популярной пьесы ирландского драматурга Мартина Макдонаха. Впрочем, справедливости ради следует добавить – на профессиональных подмостках. Первая студенческая версия вышла на пару лет раньше: и воплотила ее вместе с будущими артистами-кукловодами на сцене Учебного театра Новосибирского театрального института режиссер и педагог Эльмира Куриленко. Из той ученической работы, выполненной в камерном формате, и вырос впоследствии полномасштабный спектакль Новосибирского театра кукол – опять-таки в постанове Эльмиры Куриленко, успевший за полгода своего существования принять участие в двух международных фестивалях, ‒ и оба раза оказаться в призах.

На Международном фестивале театров кукол «Перекресток» в Новосибирске «Королева красоты из Линейна» получила специальный приз жюри. Спектакль вызвал бурные обсуждения. Одни театральные критики удивлялись, насколько русским, достоевско-чеховским, оказался этот ирландский Макдонах. Другие признавались в нелюбви к драматургу и в то же время признавали величие его гения, сочинившего такую пронзительно страшную и узнаваемую историю, которая могла произойти не только в богом забытой глубинке Изумрудного острова, но и в любой другой точке земного шара. Третьи удивлялись тому, что давно покоривший драматический театр Макдонах только сейчас добрался до театра кукол. А четвертые изумлялись смелости Новосибирского театра кукол, рискнувшего взять в работу абсолютно взрослый и совершенно противоположный привычному репертуарному движению материал.

«Перенос на сцену профессионального театра этого абсолютно взрослого материала потребовал от дирекции большой смелости, — подчеркнул во время публичного обсуждения спектакля «Королева красоты из Линейна» театральный режиссер и продюсер Давид Бурман. — Это классное сотрудничество и отличный способ поднимать театр. Это реально другая работа, совершенно альтернативная для репертуара этого театра. И это стопроцентный успех, хотя для доведения до совершенства работы в нем – непочатый край. Местами спектакль безумно вкусный. Местами ‒ потрясающе актерски отработанный. Виден профессиональный мощный режиссерский взгляд на пьесу».

Казанский «Шомбай-fest» традиционно имеет конкурсную основу. Каждое выступление оценивает жюри, в состав которого входят ведущие театральные критики России. Нынешним летом судейскую комиссию возглавила театровед, критик, почетный член Российского центра UNIMA Ольга Глазунова. «На фестивале представлены такие разные режиссёры, интересные и самостоятельно мыслящие художники, даже не с точки зрения формы, а с точки зрения сущности темы, что очень важно для меня, — сказала на старте «Шомбай-fest» председатель жюри. — Сегодня всё так обострено, жизнь трудная, всем хочется любви, тепла, тонкости, ума. Я жду спектакль, которой бы затронул струны моей души как зрителя».

Сложно сказать, какие струны души задел у фестивального жюри новосибирский спектакль, но в Новосибирск история про семидесятилетнюю мать и сорокалетнюю дочь, которые люто изводят друг друга под одной крышей, вернулась с двумя наградами. Режиссер «Королевы красоты из Линейна» Эльмира Куриленко получила диплом «Шомбай-fest» за первую постановку пьесы Мартина Макдонаха, а артист-кукловод Олег Бабич – за лучшее музыкальное оформление.

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото Виктора ДМИТРИЕВА и Ларисы ПАСЫНКОВОЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

Юрий Шатин: В результате перформации общества мы получим что-то совершенно новое

В рамках проекта «Люди как книги» на площадке новосибирского «Дома да Винчи» областной научной библиотеки состоялась встреча с Юрием Васильевичем Шатиным, доктором филологических наук, легендарным литературоведом, блистательным педагогом, ученым, и вообще знаковой фигурой в новосибирской культуре.

Ведущий Антон Веселов назвал Шатина самым эрудированным оптимистом города, уточнив при этом, что обычно радостные по жизни люди рады всему вокруг от неведения, в отличие от Юрия Васильевича, который очень даже сведущ во всех областях нашей с вами жизни. Что его гость и подтвердил в ходе состоявшейся беседы.

Читать далее Юрий Шатин: В результате перформации общества мы получим что-то совершенно новое

«Таинственная Тыва». История древнейшего этноса в Новосибирском краеведческом музее

7 июля в главном здании Новосибирского краеведческого музея откроется выставка, посвященная истории и культуре тувинского народа.

Фото: Новосибирский краеведческий музей

Масштабная экспозиция объединила предметы из разных музейных коллекций, чтобы объемно показать богатую историю и самобытную культуру Тывы, одного из древнейших этносов Центральной Азии, представленные предметы будут впервые экспонироваться в России.

В зале музея будут представлены предметы из этнографических коллекций: деревянная посуда и предметы быта, изделия из кожи, одежда, украшения, музыкальные инструменты и предметы культа. Особенностью тувинского предметного мира является декор — многие из этих предметов украшены росписью, тисненными узорами и аппликацией. Отдельным комплексом будут представлены предметы из агальматолита — самого распространенного поделочного камня в Тыве.

Центральный экспонат выставки — реконструкция традиционного жилища степных кочевников — войлочная юрта. С давних времен она была своеобразной моделью вселенной, имела свою центральную ось — очаг, вокруг которого проходила жизнь семьи кочевника.

Республика Тыва — уникальный регион на юге Сибири. Он окружен горами и изолирован от внешнего мира, из-за чего жизнь его жителей осталась практически неизменной с давних времен. Как и тысячелетия назад, многие тувинцы до сих пор ведут кочевой образ жизни — пасут стада и несколько раз в год переезжают на новое место. Самобытность этого народа на протяжении многих веков складывалась под влиянием Монголии, Китая и Российской империи.

В основе тувинской культуры современные исследователи также определяют элементы легендарной скифской культуры — это подтверждают открытые в ХХ веке многочисленные скифские курганы, включая сенсационные царские погребения Аржаан-1 и Аржаан-2. На выставке можно увидеть материалы археологических раскопок скифских курганов Аржаан-1 и Аржаан-2: конское снаряжение, кинжалы, пряжки, украшения.

Ранее в «Новой Сибири»:

Новосибирский Краеведческий музей запускает свой аналог игры в «Мафию»

 

 

Студенты Новосибирского театрального института побывали на «Фабрике Станиславского»

Шесть студентов актерско-режиссерского курса Новосибирского театрального института приняли участие в образовательной программе Летнего фестиваля губернских театров «Фабрика Станиславского». Фестиваль в этом году прошел в Москве и Подмосковье в четвертый раз и объединил театральных деятелей из 12 регионов. Профессионалы показывали свои спектакли, а учащиеся театральных вузов слушали лекции и посещали тренинги и мастер-классы.

Фестиваль «Фабрика Станиславского» создан в 2017 году на базе Московского Губернского театра. Его руководителем и идейным вдохновителем является народный артист России Сергей Безруков. Цель смотра-конкурса ‒ собрать театральные коллективы, режиссеров и актеров, исследующих и развивающих наследие театрального реформатора Константина Станиславского. Фестиваль традиционно стартует в начале июня и длится чуть больше недели. В основную программу входят спектакли приглашенных коллективов из российских губерний, основное направление работы которых — русский психологический театр. По итогам «Фабрики» артистам за лучшие индивидуальные и ансамблевые работы вручаются памятные статуэтки «Верю» в виде миниатюрных скульптур Станиславского из фарфора.

Не менее значимая часть фестиваля ‒ ежегодная образовательная программа с участием ведущих теоретиков и практиков российского театра. Она ориентирована на студентов театральных вузов. Все дни «Фабрики Станиславского» для них проводятся лекции и тренинги по всем театральным дисциплинам, а после вручения фестивальных наград ребята сдают своеобразный публичный экзамен – соревнуются в остроумии, находчивости и непредсказуемости в формате театральной игры «Импровизационный БАТЛ».

В рамках нынешнего Летнего фестиваля губернских театров зрители смогли увидеть спектакли театров из 7 городов России: Москвы, Твери, Иванова, Стерлитамака, Екатеринбурга, Севастополя и Новокуйбышевска. «Наш фестиваль предлагает зрителю спектакли самых разных театральных концепций и школ, — отметил на старте фестиваля его художественный руководитель Сергей Безруков. — Родились новые театры, новые формы и методы, на сцену пришла новая драматургия. Но, безусловно, традиционный психологический театр, снимающий противоречия между искусством актера и искусством режиссера, остается в главном фокусе нашего фестиваля. Театр, в котором сама ткань искусства проходит через живого актера. Когда любой прием, форма, любой замысел режиссера выражен через живой образ актера. Когда наряду с интеллектуальным осмыслением зритель обретает чудо сопереживания. Фестиваль стремится показать значимые работы региональных актеров, которые не всегда оказываются видимыми для столичного зрителя».

Студентам региональных вузов «Фабрика Станиславского» предлагает практически исследовать систему Станиславского: рассмотреть ее универсальность и, следуя заветам основателя, не останавливаться, пробовать, изучать, экспериментировать – искать свой собственный творческий путь. Прокачать свои скиллы на четвертую «Фабрику Станиславского» приехали 35 учащихся театральных вузов. Столицу Сибири на фестивале в Москве представляли шесть студентов, обучающихся на втором актерско-режиссерском курсе НГТИ – в мастерской режиссера Алексея Крикливого и актера Ильи Панькова.

«Задача наших тренингов ‒ развивать таланты, — подчеркнул в одном из интервью народный артист России Сергей Безруков. — В этом году у нас были студенты театральных вузов из Саратова, Новосибирска, Казани, Ярославля, Волгограда и Екатеринбурга. В этих вузах достойная школа, но вряд ли в своем вузе они смогут получить уникальный тренинг от Сергея Федотова по системе Михаила Чехова, или основы такой востребованной специальности, как озвучание и дубляж. Студенты сами признались, что для них было потрясением слушать лекции от авторов учебников, по которым они учатся в вузе. Я тоже провел для них мастер-класс по художественному слову».

Марина ВЕРЖБИЦКАЯ, «Новая Сибирь»

Фото предоставлены пресс-службой НГТИ

 

В Новосибирской области заработала «Литературная резиденция»

В июне этого года стартовал всероссийский проект Ассоциации союзов писателей и издателей России «Литературные резиденции». Программы, которые предоставляют участникам возможность жить и работать в необычной творческой среде, открыты Тульской, Ленинградской, Оренбургской, Свердловской и Новосибирской областях. Авторы из Сибирского и Дальневосточного федеральных округов собрались в Бердске. Литераторы примут участие в мастер-классах, круглых столах, встречах с читателями, а также представят в финале тексты, над которыми работали в резиденции.

Задача проекта «Литературные резиденции» – найти новые таланты, поддержать их, создать условия для работы над интересными замыслами и помочь войти в литературное сообщество. Для Сибири и Дальнего востока первый этап проекта проводится в отеле «Крона» в Бердске. Кураторами сибирской резиденции стали руководители новосибирского Совета молодых литераторов при Союзе писателей РФ Кристина Кармалита и Дмитрий Рябов.  Участие в проекте принимают авторы из Омска (Ирина Четвергова), Новосибирска (Юрий Татаренко и Юлия Пискунова), Ангарска (Игорь Корниенко), Иркутска (Диана Фиалковская) и Благовещенска (Татьяна Ярушина). Писатели пробудут в резиденции до 20 июля, а итогом их работы станут поэтические, прозаические произведения и переводы с языков малых народов России.

С 20 июля по 20 августа «Литературная резиденция» примет участников второго заезда. Конкурсный отбор уже начался. Эксперты оценивают присланные соискателями поэтические, прозаические, драматургические сочинения, а также критику и переводы. Резидентами смогут стать еще шесть человек: три представителя возрастной категории от 18 до 35 лет и ровно столько же резидентов старше 36 лет. Писатели примут участие как минимум в трех культурных событиях ‒ мастер-классах, круглых столах, встречах с читателями ‒ и будут работать над новыми произведениями.

 

 

Встреча арт-друзей Михаила Паршикова на японский манер

На арт-платформе НГОНБ «Дом да Винчи» состоялось открытие международной художественной выставки «Михаил Паршиков and his ART-friends». Выставка эта приурочена к юбилею художника, и о ней — небольшой монолог юбиляра. Форма интервью в данном случае неуместна, поскольку ответы подразумевают вопросы.

Фото: Андрей БАУЛИН

— Когда-то довольно давно один мой знакомый японский художник Hiroaki Miyayama сообщил мне о том, что включил одну из моих работ в свою выставку, которая называлась «Hiroaki Miyayama и его друзья». Недавно я вспомнил об этом прецеденте и тоже решил в лучших японских традициях  сделать такую же выставку. Правда, не в точности такую же... После длительного размышления все же решил заменить «Друзья Хироаки Мияямы» на «Друзья Михаила Паршикова». Все это далось мне нелегко, но в итоге у выставки получилось название «Михаил Паршиков and his ART-friends».

В «Доме да Винчи» будут развешены 43 работы, из которых одна моя. В основном художники все российские, но есть и иностранцы — человек тринадцать-четырнадцать. Вы спросите: откуда взялись эти многочисленные художественные произведения? …У этой истории нет конца, но есть начало. Нашествие иностранцев в наш город началось в связи с появлением в Новосибирске биеннальского движения современной графики. И как только это движение началось, тут же появилась добрая традиция собираться художникам у меня в мастерской, чтобы там неформально пообщаться. И в результате этого общения к моим рукам годами прилипали разные иностранные картинки.

Все эти работы я бережно хранил, и вот теперь появилась возможность представить их на всеобщее обозрение. Правда, самую последнюю из них для экспозиции я получил по почте — совсем недавно — от одной своей знакомой по имени Lucy Besson — урожденной Люси Бессоновой, которая с некоторых пор проживает и работает в Голландии. Это очень крутой художник, в чем можно убедиться, набрав в поисковике ее имя и фамилию латинскими буквами и поглядеть сайт. Я буквально вымогал одну работу, пока не получил в виде файла, который благополучно распечатал.

В «Доме да Винчи» не так и много пространства, но мне, как только я туда впервые зашел, сразу понравилась сама атмосфера: с любой выставкой там очень хорошо соседствуют книжки и журналы по искусству. Когда я все это увидел, мне сразу стало хорошо... Поэтому я там делаю уже третий проект.

Да, согласен, — я что-то зачастил с круглыми датами: полтора года назад у меня прошла выставка, посвященная юбилею моего самого первого скромного вернисажа, теперь — круглая возрастная дата. Планов у меня, ясное дело, очень много, поэтому не исключено что-нибудь очередное юбилейное. Если это кому-то надо, то мы сделаем все, как надо. Мы продолжаем внимательно прислушиваться к запросам окружающих.

***

В экспозиции представлены графические работы знаковых художников России и зарубежья: Австралии, Бельгии, Голландии, Германии, США, Франция, Швеции, Швейцарии, Японии и других, с которыми Михаил пересекался на своем профессиональном пути. С большинством из художников, представленных в экспозиции «Дома да Винчи», Михаил Владимирович знаком лично, и теперь все они дистанционно поздравляют своего коллегу c круглой датой.

Николай ГАРМОНЕИСТОВ, «Новая Сибирь»

Ранее в «Новой Сибири»:

Михаил Паршиков: Фуршета не будет!

Михаил Паршиков: Я тогда делал что хотел и сейчас делаю что хочу

 

Универсальный дирижер Рустам Дильмухаметов

Дирижер Рустам Дильмухаметов — выпускник Новосибирской консерватории и аспирантуры консерватории Казанской, лауреат Всероссийского конкурса, лауреат Государственной премии Новосибирской области. Именно он 15 июня стоял за дирижерским пультом симфонического оркестра на концерте в честь 85-летия Новосибирской филармонии. В этом концертном сезоне неожиданно для себя Рустам получил назначение в академический симфонический оркестр филармонии. И к его обязанностям дирижера филармонического Русского академического оркестра, а также к преподавательской работе в Новосибирской специальной музыкальной школе и руководству юношеским оркестром русских народных инструментов добавились многочисленные выступления в симфонических концертах. Детских, дневных, вечерних, с приглашенными солистами и различными коллективами... Это не учитывая  невидимой публике главной части айсберга — громадного числа репетиций по подготовке своих — и не только своих — концертных программ.

О профессии Дирижера, причем Дирижера универсального, ее составляющих, о взаимоотношениях с артистами оркестра, о воспитании молодых музыкантов Рустам Дильмухаметов рассказывает в этом интервью.

— Сейчас существует тенденция играть без дирижера, что мы можем наблюдать и на наших городских концертах.

— Я считаю, что это неправильно, учитывая сложности партитуры — особенно в современной музыке, и важность взаимодействие дирижера, артистов оркестра и солиста. Дирижер является проводником партитуры. И самое главное — это посыл, без которого невозможно построение музыкальной формы, со всеми ее переходами, разделами, сменой темпов. Более четко и точно это можно сделать только с дирижером. И даже исполнение Прокофьева, Шостаковича, — опыты, которые были здесь, в нашей филармонии, показывают, что это неправильно.

— С другой стороны — недавний потрясающий концерт Персимфанса, который  всегда играет без дирижера... Но это, конечно, особый случай.

— Да, особый. И все равно существуют ориентиры. Концертмейстеры, солисты, их рассадка... Понимаю: камерные оркестры могут работать без дирижера, или малые составы музыкантов. А если это большой  симфонический оркестр — учитывая духовые инструменты, которые по атаке  играют по разному — здесь жест дирижера помогает. Есть и еще различные тонкости…

— Рахманинов говорил, что хороший дирижер должен быть хорошим шофером. Вы согласны с ним?

— Ну, что касается автомобиля — он все таки не живой организм. А тут надо уметь живой организм повести, не просто нажимая на какие-то кнопки, педали, рычаги... Здесь надо по-другому воздействовать.

— Понятно, что  каждый музыкант оркестра практически ежедневно проводит тренаж со своим инструментом, таким образом воздействуя на него. А как быть в случае с оркестром?

— Здесь разные подходы есть: и репетиционный процесс чтоб был налажен, и конечно, это внутреннее духовное состояние самого дирижера, его эмоциональные порывы. Уметь раскрыть партитуру композитора — это самое важное, и здесь интеллект является главным двигателем.

— Вы много работаете над партитурой?

— Смотря какая партитура. Смотря какие обстоятельства, какие у меня программы... Я ведь еще преподаю в специальной музыкальной школе, у меня  есть класс дирижирования, и я там у своих студентов учусь, одновременно им помогая. Это тоже отчасти мой тренинг, новый опыт. Конечно, надо анализировать партитуры, я люблю их расчерчивать, как меня учили,  это сильное подспорье. Прибегаю иногда к записям известных дирижеров. Где-то они помогают,  где-то наоборот, вызывают сомнения, вопросы возникают в плане трактовки. Конечно, здесь надо знать историю музыки и личную биографию композитора, условия, в которых он работал, когда исполнено то или иное произведение,  кому посвящено. Это длинная цепочка, и в ней есть ответы на все.

— Вы каждый день в работе, без выходных?

— Даже вроде как бы он есть, выходной, но все равно думаю о музыке, слушаю, идеи свои записываю, чтобы когда-то реализовать — написать  инструментовку или что-то исполнить в какой-то программе. Общение с друзьями, коллегами-музыкантами тоже дает подпитку,  в мире музыки сейчас очень много чего происходит, много новых произведений, есть очень хорошие оркестры, которые мы может и не слышали, но, бывает, записи ребята присылают. Этот процесс не останавливается, с каждым днем все больше нарастает, и по объему, и по времени.

— Ваша жизнь и деятельность связаны с дирижированием. Что послужило основанием для этого? Быть может семейные традиции, яркие впечатления детства?

— Нет никаких семейных традиций, хотя у меня в семье есть музыканты. Отец играл на гармошке, братья и сестры занимались музыкой,  были пианисты, духовики. Что касается дирижирования, то да, мой интерес идет с детства, когда я часто видел по ТВ выступления того же Большого театра, спектакли, трансляции концертов. И также игра в оркестре (мой инструмент баян), еще в музыкальной школе, затем в училище, — причем в разных коллективах. Не только русских народных  инструментов, также и казахских народных инструментов. Еще пел в хоре. Это все давало взгляд со стороны. И конечно, общение со своими старшими коллегами, которые уже работали в профессиональных оркестрах, дало такой толчок — заниматься дирижированием .

— Существовал ли для вас какой-то прототип дирижера?

— Нет, все менялось часто. Проходило время, учился, смотрел. Конечно, были Мравинский, Светланов, Карлос Клайбер, такие музыканты...

— Вы  охватили своей деятельностью самые разные коллективы: работаете с оркестрами русских народных инструментов, юношеским и филармоническим, камерными оркестрами, — причем в разных городах… Наконец, с этого сезона вы — дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра. Такое не часто встретишь. Не знаю даже, есть ли  подобные примеры такой удивительной дирижерской многогранности.

— Да, это не часто встречается, такой универсализм… Кстати, таких дирижеров я знаю, и моего преподавателя, профессора Мансурова  считаю тоже универсалом, поскольку он   начинал в оркестре Курмангазы дирижером. Он учился у главного дирижера Новосибирской оперы Исидора Аркадьевича Зака в Алма-Ате, и потом уже стал симфоническим дирижером, и в опере работал, и 25 лет возглавлял оркестр симфонический Татарстана. Владимир Иванович Федосеев, худрук и главный дирижер  Большого симфонического оркестра имени Чайковского, также работал вначале с народным оркестром, — у него тоже большой охват. Так что подобные примеры, конечно, есть. Ну а в связи с этой универсальностью иногда так совпадает, что количество концертов…

 

— Зашкаливает? Если говорить о количестве, то некоторые недели апреля и мая полностью были концертными. Чуть не по два концерта в день.

— Нет, по два не было. Были такие ситуации, что утром репетиция с одним коллективом, вечером концерт с другим. Просто так временно сложилась ситуация, думаю, в дальнейшем будет более рациональное и стабильное расписание.

— На одном из  вечерних концертов вы дирижировали Второй симфонией Рахманинова, значимым произведением  для нашего оркестра. Это был ваш выбор?

— Нет, так сложилось. Дело в том, что Томас Зандерлинг, главный дирижер, покинул в марте  коллектив, и оставшиеся концерты абонемента, которые он должен был дирижировать, распределили среди нескольких дирижеров, в том числе приглашенных. Этот выпал на меня.

— По моему, очень успешно прошел этот концерт.

— Не мне судить. Конечно, чтобы исполнить Вторую симфонию, это надо прожить жизнь. Для этого и по времени надо более длительно, более досконально готовиться. Для меня, конечно, это испытание было серьезное.

— Существует масса баек, анекдотов о взаимоотношениях оркестрантов и дирижера. Как вы к этому относитесь?

— Спокойно отношусь, я все это понимаю, потому что я сам человек из оркестра. Я вырос в оркестре, знаю его  изнутри, поэтому с юмором воспринимаю это все, не обижаюсь. Ну, может, иногда и реагирую, но как музыкант все понимаю. Если человек не обладает чувством юмора, — говорил один известный музыкант, — он инвалид. Мы не хотим быть инвалидами. Иногда шутка, смех помогают разрядить ситуацию, снять напряжение...

— Вы жесткий дирижер? Требуете, ничего не оставляя без внимания? Теодор  Курентзис, по-моему, заметил: «Если у певца плохая интонация, тоже дирижер виноват».

— Думаю, да, дирижер должен, конечно, следить за всем процессом, который происходит. Кто-то говорит, что я жесткий дирижер. Кто-то — что более-менее лояльный. Это зависит, конечно, еще от коллектива, с которым ты работаешь. Его уровень, его подготовка, как идут репетиции... Здесь  много факторов, и каждый играет роль.

— Что сейчас находится в приоритете вашего внимания? Какие композиторы, эпохи, стили?

— Я очень люблю русскую  музыку,  она  у нас всегда в приоритете, как и советская, — это мне более  близко. Хотя привлекает и венская классика, хотелось бы приобрести опыт стажировки. Многие эксперты говорят, что в России есть  с этим проблемы, с исполнением западно-европейской музыки.

— Что-то новое предполагаете внести в свою деятельность?

— Идей много. Они, например, связаны с новыми произведениями, которые здесь, в Новосибирске, не исполнялись.

— К сожалению, часто звучит то, что всем известно и исполнялось уже неоднократно...

— Здесь присутствуют разные обстоятельства. Сейчас складывается такая ситуация, что  мы из-за рубежа не сможем даже нотный материал получать, чтоб исполнить новое произведение. Но, думаю, выходы есть. Это не проблема, это можно решить. Главное, чтоб это на месте решалось.

— Значительную часть этого концертного сезона Новосибирский симфонический оркестр проводит  без главного дирижера...

— Оркестр продолжает свою деятельность. Все планы наши известны, абонементы, детские концерты... Надеемся, что  скоро  у нас будет новый главный  дирижер, он обязательно нужен. Ведутся переговоры. Думаю, все наладится, и оркестр сделает шаги вперед.

— Вы работаете и с юношеским оркестром, и с коллективами, которые имеют огромную историю, на которые равняются более молодые их собратья. Русский академический оркестр отметил в этом сезоне 95 лет. Симфонический оркестр к 70-летию подходит. Работа с такими солидными, авторитетными  коллективами с большими традициями, конечно, это ответственность особая. Как вы с этим справляетесь?

—  Честно сказать, я всегда волнуюсь, поскольку еще и знаю многих музыкантов. Еще студентом был на многих концертах, помню  программы, которые они исполняли. Я знаю историю этих коллективов и считаю, что Новосибирску повезло, что благодаря именно личностям возникли такие коллективы. Иван Матвеевич Гуляев,  Арнольд Михайлович Кац, Исидор Аркадьевич Зак... Поэтому не зря говорят, что многое держится на выдающихся личностях. Благодаря этим людям Новосибирск стал культурной столицей не только Сибири, считаю его одним из ведущих городов в области культуры. Поэтому любой выход к оркестру — всегда волнение, всегда подготовка, это не просто так. Может я сам по себе такой человек, но это для меня этот опыт огромный, я стараюсь его  передавать в Юношеском оркестре, стараюсь готовить профессиональные кадры. В Русском оркестре многие мои выпускники работают. И возглавляющий его Владимир Поликарпович Гусев признает, что если б не наша Новосибирская СМШ, он не знал бы, на каком уровне сейчас мог быть оркестр, это огромная подмога в подготовке кадров.

Я, работая здесь, знаю, к чему их готовить в профессиональном плане: это и ансамблевая игра, и «штриховая» культура, и репертуар, и игра по жесту дирижера и так далее. И они все эти вещи осваивают уже в юном возрасте, они понимают, что надо делать. В отличие от того, что сейчас происходит вокруг во многих средних учебных заведениях, где не преподается дирижирование, нет инструментовки, оркестры не укомплектованы. Это очень настораживает. Проблема кадров — да, существует даже в нашем Новосибирске,  где есть специальный вуз. А что говорить  об оркестрах в тех городах, где его нет...

— Среди ваших учеников есть те, кто уже уверенно заявляет о себе как профессиональный музыкант, как будущий дирижер?

— Да, я благодарен судьбе, что работаю в нашей специальной музыкальной школе, где и директор, и завучи наши постарались оставить несмотря ни на что старую советскую систему обучения оркестровых музыкантов и спецпредметы. Эта система, которую мы сохранили, дает результаты: ребята, оканчивая школу, на госэкзаменах дирижируют свои инструментовки, специально подготовленные... Наши выпускники, которые продолжили  обучение как инструменталисты в Москве и других городах, параллельно тоже дирижирование изучают, и приятно то, что они на хорошем уровне: и в знаниях, и в технологии. Постановку рук им не переделывают. Есть ученики, которые продолжили дело дирижирования, — например,  мой студент Виталий Селиванов сейчас учится в Санкт-Петербургской консерватории на кафедре оперно-симфонического дирижирования.

— Возвращаясь к филармонической жизни, хочу спросить: чем еще может  удивить публику универсальный дирижер? Этой весной вы даже с валторновым оркестром выступали. А что дальше?

— Думаю, надо работать с теми музыкантами и коллективами, которые есть. Для меня это счастье — работать с такими замечательными музыкантами, считаю, что я  счастливый человек, что мне в жизни очень повезло.

Я благодарен судьбе, поэтому настроен работать здесь, в Новосибирске, общаться с хорошими музыкантами, которые у нас есть в филармонии. Наш город достоин особого внимания, уровень культуры мы стараемся сохранить и держать. И конечно, приумножать, — не надо забывать это слово. Кто-то говорит: сохранять. Нет, лучше всегда стремиться вперед и приумножать. В плане репертуара, исполнителей новых, необычных проектов. Знаю, что у нас есть мощные творческие силы в филармонии, здесь  рождаются новые идеи и происходят интереснейшие события.

Марина ЛОГИНОВА, специально для «Новой Сибири»

Фото: Михаил АФАНАСЬЕВ; Новосибирская филармония

Ранее в «Новой Сибири»:

Марк Горенштейн: У хорошего дирижера должна быть невероятно сильная воля